Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу n А65-23522/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

26 февраля 2015 года                                                                              Дело №А65-23522/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2015 года

В полном объеме постановление изготовлено 26 февраля 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семушкина В.С., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 25.02.2015 в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2014 по делу №А65-23522/2014 (судья Насыров А.Р.), принятое по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан, г.Набережные Челны Республики Татарстан, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Вафиной Гульшат Тависовны, Фадеева Александра Ивановича, Шарипова Фарида Фанилевича и Мухаметова Ильяса Хазиповича, г.Набережные Челны Республики Татарстан, об оспаривании решения и предписания,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле; извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны (далее - Исполком) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС России) от 11.08.2014 по делу №06-157/2014 и его предписания от 11.08.2014.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Вафина Гульшат Тависовна, Фадеев Александр Иванович, Шарипов Фарид Фанилевич, Мухаметов Ильяс Хазипович.

Решением от 18.12.2014 по делу №А65-23522/2014 Арбитражный суд Республики Татарстан, частично удовлетворив указанное заявление, признал оспариваемое предписание Татарстанского УФАС России незаконным; в удовлетворении остальной части заявления было отказано.

В апелляционной жалобе Татарстанское УФАС России просило отменить указанное судебное решение, считая, что оно является незаконным и необоснованным.

Исполком, Вафина Г.Т. и Шарипов Ф.Ф. представили возражения на апелляционную жалобу, в которых отклонили жалобу, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, на основании материалов проверки, поступивших от Управления Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики для рассмотрения на наличие признаков нарушения Исполкомом антимонопольного законодательства при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, Татарстанское УФАС России возбудило дело №06-157/2014, при рассмотрении которого установило следующее:

- по заявлению от 18.05.2012 Вафиной Г.Т. (начальнику Набережно-Челнинского территориального отдела Госалкогольинспекции по РТ) на основании постановления Исполкома от 12.09.2012 №4972 и согласно договору аренды от 01.10.2012 №3252-А3 предоставлен в аренду земельный участок №345 с кадастровым номером 16:52:020602:345 площадью 1316 кв.м, расположенный по адресу: г.Набережные Челны, 27 микрорайон «Замелекесье», сроком на 5 лет и с годовой арендной платой в размере 1149 руб.

В печатном издании «Челнинские Известия» от 15.06.2012 №46 (11620) был опубликован текст извещения следующего содержания: «Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны сообщает о поступлении заявлений о предоставлении земельных участков №345 (0,1316 га), №347 (0,1079 га), №338 (0,1187 га), №343 (0,0881 га), №352а (0,1187 га), №354а (0,0988 га) в 27 микрорайоне «Замелекесье» для индивидуального жилищного строительства»;

- по заявлению от 19.04.2011 Фадееву А.И. (главному врачу «Детской городской больницы №2») на основании постановления Исполкома от 12.10.2012 №6423 и согласно договору аренды от 24.10.2012 №3279-А3 предоставлен в аренду земельный участок №48Б с кадастровым номером 16:52:060401:217 площадью 1400 кв.м, расположенный по адресу: г.Набережные Челны, 68А микрорайон, сроком на 5 лет и с годовой арендной платой в размере 1082 руб.

В печатном издании «Челнинские Известия» от 15.05.2012 №37 (11611) был опубликован текст извещения следующего содержания: «Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны сообщает о поступлении заявлений о предоставлении земельных участков №48Б (0,1400 га), №02 (0,1500 га) в 68А микрорайоне для размещения домов индивидуальной жилой застройки»;

- по заявлению от 15.04.2010 Шарипову Ф.Ф. (начальнику Управления инноваций г.Набережные Челны) на основании постановления Исполкома от 02.11.2012 №7664 и согласно договору аренды от 15.12.2012 №3329-A3 предоставлен в аренду земельный участок №346 с кадастровым номером 16:52:020602:346 площадью 1310 кв.м, расположенный по адресу: г.Набережные Челны, 27 микрорайон «Замелекесье», сроком на 5 лет и годовой арендной платой в размере 1141 руб.

В печатном издании «Челнинские Известия» от 03.08.2012 №60 (11634) был опубликован текст извещения следующего содержания: «Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны сообщает о поступлении заявлений о предоставлении земельных участков №346 (0,1310 га), №336 (0,0900 га), №337 (0,0893 га), №342 (0,0877 га) в 27 микрорайоне «Замелекесье» для размещения домов индивидуальной жилой застройки»;

- по заявлению от 28.07.2010 Мухаметову И.Х. (главе Комсомольского района г.Набережные Челны) на основании постановления Исполкома от 29.12.2012 №9557 и согласно договору аренды от 24.01.2013 №3366-А3 предоставлен в аренду земельный участок №75 с кадастровым номером 16:52:030208:180 площадью 934 кв.м, расположенный по адресу г.Набережные Челны, 27 микрорайон «Камский», сроком на 5 лет и годовой арендной платой в размере 647 руб.

В печатном издании «Челнинские Известия» от 19.10.2012 №82 (11656) был опубликован текст извещения следующего содержания: «Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны сообщает о поступлении заявлений о предоставлении земельных участков №75 (0,0934 га) в микрорайоне «Камский» для размещения домов индивидуальной жилой застройки».

При этом в заявлениях о предоставлении земельных участков не были указаны предполагаемые места размещения индивидуальных жилых домов, а также примерные размеры запрашиваемых земельных участков. Кроме того, в извещениях, опубликованных в печатных изданиях «Челнинские известия», отсутствовали идентифицирующие данные о местоположении предоставляемых земельных участков и об их кадастровых номерах. В извещениях также не были указаны сведения об органе, принимающем заявления, а также о сроках подачи заявления.

Решением от 11.08.2014 по делу №06-157/2014 Татарстанское УФАС России признало Исполком нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), что выразилось в передаче вышеуказанных земельных участков с нарушением порядка, установленного действующим законодательством, а это привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании данного решения Татарстанское УФАС России 11.08.2014 выдало Исполкому предписание, обязав его прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, принять меры, направленные на отмену вышеупомянутых постановлений, расторжение соответствующих договоров аренды, возврата по актам приема-передачи земельных участков, в том числе через обращение в суд, а также сообщить о выполнении предписания не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Как указано в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами положений антимонопольного законодательства», при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Исполкома о том, что информация о предстоящем представлении земельных участков в установленном порядке была доведена до сведения населения г.Набережные Челны.

В пункте 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

Согласно пункту 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

По смыслу вышеприведенных норм, указанная информация направлена не только на защиту интересов населения, но и на выявление наличия потенциальных претендентов на данный земельный участок.

Следовательно, одним из основных условий законности предоставления земельных участков является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении земельных участков, а также предоставление полной и достоверной информации.

Порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования города Набережные Челны установлен главой 6 Административного регламента, утвержденного решением Городского Совета муниципального образования города Набережные Челны от 13.12.2008 №36/7 (далее – Административный регламент).

Согласно пункту 51 Административного регламента предоставление физическим и юридическим лицам земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта путем проведения аукциона по продаже в собственность или права на заключение договора аренды земельного участка. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться без проведения аукциона на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, при условии опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, в случае, если по истечении месяца со дня опубликования указанного сообщения другие заявления не поступали.

В соответствии с пунктом 52 Административного регламента прием заявлении от граждан

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу n А49-13171/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также