Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу n А49-5213/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

 

26 февраля 2015 г.                                                         Дело № А49-5213/2013

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2015 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2015 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Холодной С.Т.,

судей Кувшинова В.Е., Кузнецова В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,

с участием:

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Пензенской области – Ломоносова Л.В., доверенность № 02-04/00280 от 19.01.2015 г.,

от Муниципального казенного унитарного предприятия города Кузнецк "Городское коммунальное хозяйство" в лице ликвидационной комиссии -  извещен, не явился,

от Муниципального образования города Кузнецк Пензенской области в лице Администрации города Кузнецка Пензенской области – извещен, не явился,

от Управления финансов города Кузнецка Пензенской области – извещен, не явился,

от Муниципального учреждения Комитет по управлению имуществом города Кузнецка – извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 февраля 2015 года, в помещении суда, апелляционную жалобу

Администрации города Кузнецка Пензенской области,

на решение Арбитражного суда Пензенской области от 16 декабря 2014 года по делу № А49-5213/2013 (судья Голованова Н.В.),

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Пензенской области,

к Муниципальному казенному унитарному предприятию города Кузнецк "Городское коммунальное хозяйство" в лице ликвидационной комиссии,

Муниципальному образованию городу Кузнецк Пензенской области в лице Администрации города Кузнецка Пензенской области,

третьи лица:

Управление финансов города Кузнецка Пензенской области,

Муниципальное учреждение Комитет по управлению имуществом города Кузнецка,

о взыскании 284 988,71 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Пензенской области (далее – заявитель, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Муниципальному казенному унитарному предприятию города Кузнецка «Городское коммунальное хозяйство» в лице ликвидационной комиссии и Муниципальному образованию город Кузнецк Пензенской области в лице Администрации города Кузнецка Пензенской области о взыскании в порядке субсидиарной ответственности единого социального налога, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 182 607 руб. 80 коп. и пени в сумме 98 910 руб. 30 коп., всего в размере 281 518 руб. 10 коп. (в суде первой инстанции требования заявителя были уточнены и заявитель отказался от заявленных требований к первому ответчику том 13 л.д. 41-44).

Решением суда первой инстанции от 16 декабря 2014 года заявленные требования удовлетворены.

Суд взыскал с Муниципального образования город Кузнецк Пензенской области в лице Администрации города Кузнецка Пензенской области за счет средств казны Муниципального образования город Кузнецк Пензенской области в доход бюджета задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 182 607 руб. 80 коп. и пени в сумме 98 910 руб. 30 коп., всего - 281 518 руб. 10 коп. и прекратил производство по делу в части требований к Муниципальному казенному унитарному предприятию «Городское коммунальное хозяйство» в лице ликвидационной комиссии (том 14 л.д. 74-85).

В апелляционной жалобе Администрация города Кузнецка Пензенской области просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, полностью отказав в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России № 1 по Пензенской области, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.

Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 09.02.2015 г. № 02-13/1.

Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Третьи лица отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.

Ответчики и третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Муниципальное казенное унитарное предприятие города Кузнецка «Городское коммунальное хозяйство» (далее – предприятие) в период спорных отношений в соответствии со статьей 235 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) являлось плательщиком единого социального налога.

Предприятием в налоговый орган были представлены расчеты авансовых платежей по ЕСН за первый квартал, полугодие и девять месяцев 2009 года и налоговая декларация за 2009 год по единому социальному налогу (том 10 л.д. 1-25, 52-156, том 11 л.д. 1-29).

Исходя из данных налогового обязательства предприятия, единый социальный налог, зачисляемый в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, за вышеуказанный период уплачивался предприятием с нарушением установленного законом срока (том 14 л.д. 4-21).

Налоговым органом за несвоевременную уплату налога предприятию были начислены пени в размере 98 910 руб. 30 коп. за период с 28.05.2009 г. по 20.08.2012 г. (том 13 л.д. 115-118).

Предприятию налоговым органом были направлены требования об уплате налогов, пеней, штрафа в добровольном порядке, приняты решения о взыскании задолженности за счет денежных средств предприятия на счетах в банках и направлены инкассовые поручения в банки, обслуживающие предприятие; вынесены постановления о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика.

На основании постановлений налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика Кузнецким межрайонным отделом судебных приставов-исполнителей и межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Пензенской области были возбуждены исполнительные производства.

Постановлением Администрации города Кузнецка от 29.05.2012 г. № 646 принято решение о ликвидации Муниципального казенного унитарного предприятия города Кузнецка «Городское коммунальное хозяйство».

В Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной ИФНС России № 1 07.06.2012 г.внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица (свидетельство серии 58 № 001837066).

Информационное сообщение о ликвидации предприятия, порядке и сроках заявления требований кредиторов опубликовано в Вестнике государственной регистрации № 29 (387) от июля 2012 (часть 1).

Кузнецким межрайонным отделом судебных приставов-исполнителей и межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Пензенской области исполнительные производства, возбужденные на основании постановлений налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, были окончены и 20.08.2012 г. исполнительные документы переданы председателю ликвидационной комиссии по акту передачи.

Налоговый орган письмом от 22.08.2012 г. № 11-09/10066 уведомил ответчика о наличии у предприятия задолженности по состоянию на 20.08.2012 г. в сумме 18 830 031 руб. 96 коп., в т.ч. по налогам в размере 13 088 152 руб. 94 коп., с просьбой погасить задолженность (том 1 л.д. 10-11).

Ликвидационная комиссия предприятия, рассмотрев требования кредиторов, представила в налоговый орган промежуточный ликвидационный баланс от 06.11.2012 г. (том 1 л.д. 59-68).

10.12.2012 года в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной ИФНС России № 1 внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, о чем выдано свидетельство серии 58 № 001833015.

Поскольку основным должником требования налогового органа об уплате налоговых платежей не удовлетворены, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями, обосновав требования тем, что второй ответчик должен нести субсидиарную ответственность по налоговым обязательствам ликвидируемого казенного предприятия в связи с отсутствием у последнего денежных средств и имущества.

Налоговым органом были представлены налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговые декларации по ЕСН, требования об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств и за счет имущества налогоплательщика, постановления о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика, доказательства их направления налогоплательщику, инкассовые поручения, постановления о возбуждении исполнительных производств службой судебных приставов, постановления об окончании исполнительных производств службой судебных приставов.

В доказательство правомерности взыскания задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, за полугодие, 9 месяцев 2009 года и 2009 год в сумме 182 607 руб. 80 коп. и пени в сумме 98 910 руб. 30 коп. за период с 28.05.2009 г. по 20.08.2012 г. заявителем представлен расчет суммы задолженности по налогу и пени (том 13 л.д. 115-120).

16 декабря 2014 года Арбитражный суд Пензенской области принял обжалуемое решение.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя требования налогового органа, правильно применил нормы материального права и обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Согласно пункту 5 статьи 115 ГК РФ собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

В силу пункта 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения (пункт 6 статьи 63 ГК РФ).

Правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого казенного предприятия, учитывая положения пунктов 1, 2, 6 статьи 63, пункта 5 статьи 64 ГК РФ, обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения.

Исходя из Устава Муниципального казенного унитарного предприятия города Кузнецка «Городское коммунальное хозяйство», его учредителем является Муниципальное образование город Кузнецк Пензенской области (п. 1.2), все имущество предприятия находится в муниципальной собственности города Кузнецка, закреплено за предприятием на праве оперативного управления (п. 3.1); город Кузнецк Пензенской области, его органы местного самоуправления не отвечают по обязательствам предприятия, кроме субсидиарной ответственности при недостаточности имущества предприятия (п. 1.6).

В соответствии со статьями 27, 28, 33 Устава города Кузнецка Пензенской области Администрация города Кузнецка является исполнительно-распорядительным органом города Кузнецка и осуществляет права собственника от имени Муниципального образования город Кузнецк.

Администрация города Кузнецка управляет и распоряжается собственностью города Кузнецка в порядке, установленном действующим законодательством и решениями Собрания представителей; закрепляет имущество на правах хозяйственного ведения и оперативного управления, решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, управляет муниципальным долгом города Кузнецка.

Постановлением Администрации города Кузнецка № 646 от 29.05.2012 г. принято решение о ликвидации Муниципального казенного унитарного предприятия города Кузнецка «Городское коммунальное хозяйство».

Налоговый орган обратился к ликвидационной комиссии с требованиями о погашении задолженности по состоянию на 20.08.2012 г. в сумме 18 830 031 руб. 96 коп.

Согласно Справке № 18388 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 20.08.2012 г. недоимка по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, составила 439 470 руб. 90 коп., в том числе: налог - 318 633 руб., пени - 120 837 руб. 90 коп. (том 14 л.д. 34-36).

Ответа от ликвидационной комиссии предприятия

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу n А65-23242/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также