Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 по делу n А55-16937/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected].

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

03 февраля 2015 г.                                                                                  Дело № А55-16937/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 28 января 2015 г.

Постановление в полном объеме изготовлено: 03 февраля 2015 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,

судей Кувшинова В.Е., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,

с участием:

от  заявителя –  Жуков А.В., Алиев Ш.Р., доверенность от 18 июля 2014 г., Саньков А.В., доверенность от 25 июля 2014 г.,

от ответчика – Малинин М.С., доверенность от 06 июня 2014 г. № 189,

от третьих лиц:

от Министерства строительства Самарской области – извещен, не явился,

от Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара – извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества «Конкорд - Сервис» на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 октября 2014 года по делу № А55-16937/2014 (судья Медведев А.А.),

по заявлению закрытого акционерного общества «Конкорд - Сервис», г. Самара,

к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,

третьи лица: Министерство строительства Самарской области, г. Самара,

Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара, г. Самара,

о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Конкорд-Сервис» (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее ответчик) в предоставлении ЗАО «Конкорд-Сервис» в собственность за плату земельного участка площадью 31 764 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0929001:820, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Советский район, улица 22 Партсъезда, выраженного в письме от 21.04.2014 года № 12-2/0343/12-с. И о возложении на ответчика обязанности по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о продаже земельного участка площадью 31 764 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0929001:820, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Советский район, улица 22 Партсъезда и направления договора купли-продажи указанного земельного участка на условиях, установленных действующим законодательством, а именно по цене, исчисляемой в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка - 1 992 714, 54 руб.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 17 октября 2014 года по делу № А55-16937/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.     

Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о  времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество «Конкорд-Сервис» является собственником двух объектов недвижимого имущества: нежилого здания механо-сборочного цеха (цех № 12, трансформаторная подстанция № 5), площадью 8 504, 10 кв.м., объекта незавершенного строительства (цеха товаров народного потребления, 19, 9 % готовности), площадью 9 982, 50 кв.м., расположенных по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22 Партсъезда, 10а, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 29.02.2008 серии 63-АВ № 887771, от 29.02.2008 серии 63-АВ № 887772.

Первым собственником данных объектов являлось Акционерное общество «Самарский завод «Строммашина», получившее недвижимое имущество в результате приватизации в 1992 году на основании плана приватизации, утвержденного приказом Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от 24.06.1992 № 241, договора купли-продажи № 33 от 24.07.1992 г., заключенного с Фондом имущества Самарской области.

Право собственности на незавершенный строительством цех товаров народного потребления оформлено АО «Самарский завод «Строммашина» на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 24.10.2001 г. по делу № А55-14872/01-7 об установлении факта принадлежности этого объекта на праве собственности. Земельный участок, на котором расположены спорные и иные объекты, принадлежавшие АО «Самарский завод «Строммашина» предоставлен последнему на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления Администрации г. Самары от 10.06.1993 г. № 885 (свидетельство о праве постоянного пользования на землю № 70380 от 04.08.1993 г.).

Впоследствии, АО «Самарский завод «Строммашина» внесло нежилое здание механосборочного цеха (цех № 12, трансформаторная подстанция № 5) в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью «Строммашина-Щит», которое по договору купли-продажи недвижимого имущества № 36 от 27.11.2001 г. продало этот объект закрытому акционерному обществу «Автогазтранс».

Объект незавершенного строительства (цех товаров народного потребления, 19,9% готовности) отчужден АО «Самарский завод «Строммашина» в собственность ЗАО «Автогазтранс» на основании договора купли-продажи недвижимого имущества № 517 от 20.05.2002 г.

ЗАО «Автогазтранс» по договорам купли-продажи № 17, 18 от 02.04.2007 г. произвело отчуждение объектов недвижимого имущества закрытому акционерному обществу «Конкорд-Сервис».

Право собственности Общества на объекты недвижимого имущества зарегистрировано 28.02.2008 г., одновременно к Обществу перешло и право постоянного бессрочного пользования земельным участком, занятым объектами недвижимости и необходимым для их использования.

Считая, что в связи с приобретением в собственность двух объектов недвижимого имущества Общество на основании статьи 35 Земельного кодекса РФ, статьи 552 Гражданского кодекса РФ приобрело и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 31 764 кв.м., который занят этими объектами и необходим для их использования, заявитель 12.03.2012 г. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении данного участка в собственность.

К заявлению приложен пакет документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установленный приказом Министерства экономического развития РФ от 13.09.2011 № 475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок».

Письмом от 21.04.2014 г. Министерство отказало Обществу в предоставлении в собственность данного участка, сославшись на пункт 2 Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67, поскольку на нем расположен объект незавершенного строительства (цех товаров народного потребления 19, 9% готовности), полномочиями по распоряжению земельным участком под которым наделено Министерство строительства Самарской области.

Заявитель указывает на то, что Министерство имущественных отношений Самарской области ранее осуществляло распоряжение земельным участком площадью 79 882, 4 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0929001:554, в результате раздела которого образован спорный земельный участок с расположенным на нем объектом незавершенного строительства (цехом товаров народного потребления, 19,9% готовности).

Заявитель также указывает на то, что испрашиваемый им земельный участок предназначен для целей содержания завода, а не строительства и не завершения строительства объекта, а также на то, что Министерство имущественных отношений Самарской области, считая себя органом, уполномоченным на распоряжение этим земельным участком, обратилось в суд с иском о взыскании с Общества неосновательного обогащения за его фактическое использование, из чего заявитель сделал вывод о том, что Министерство имущественных отношений Самарской области обладает полномочиями по распоряжению земельным участком.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьей 29 ЗК РФ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе путем предоставления в аренду, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» были утверждены Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок), а также Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, а также занимаемыми объектами незавершенного строительства, за исключением полномочий по распоряжению земельными участками для строительства объектов, заказчиком по которым выступает министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, возложены на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.

Таким образом, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара распределены Правительством Самарской области между двумя государственными органами в соответствии с определенными критериями.

Довод заявителя о том, что Постановлением от 13.06.2006 № 67 не урегулирован вопрос о компетентном органе для случаев, когда за выкупом земельного участка, на котором расположены как завершенные, так и незавершенные строительством объекты, обращается лицо, которому такой участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования с целью переоформления этого права в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», с сохранением целевого назначения участка, был отклонен судом первой инстанции.

Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что если на одном земельном участке расположены как завершенные, так и незавершенные строительством объекты, то пунктом 2 Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 предусмотрено, что полномочия по распоряжению таким земельным участком принадлежат Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, поскольку данный земельный участок занят объектами незавершенного строительства.

Этот вывод суда первой инстанции суд апелляционной инстанции считает ошибочным.

Из материалов дела следует, что Общество приобрело указанные объекты недвижимости не для целей строительства или завершения строительства, а для целей использования существующих объектов недвижимости.

Из материалов дела также следует, что  Общество 12.03.2012 г. обратилось к ответчику с заявлением о переоформлении права постоянного бессрочного пользования земельным участком на право собственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.07.2012 г.  в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса РФ.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 11.05.2010 № 82/09 по делу № А55-1164/2008 дал арбитражным судам общеобязательное толкование правовых норм, подлежащее применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса, пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) при продаже недвижимости

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 по делу n А55-16690/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также