Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2015 по делу n А65-21035/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected].

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

02 февраля 2015 г.                                                                                  Дело № А65-21035/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 28 января 2015 г.

Постановление в полном объеме изготовлено: 02 февраля 2015 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,

судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,

с участием:

от заявителя – извещен, не явился,

от ответчика – извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 ноября 2014 г. по делу № А65-21035/2014 (судья Хасанов А.Р.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Макдоналдс» (ИНН 7710044140, ОГРН 1027700251754), г. Москва,

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан), г. Казань,

о признании незаконным пункта предписания,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Макдоналдс» (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Татарстан (далее  ответчик) о признании незаконным пункта 3 предписания № 603 от 05.08.2014 г.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 ноября 2014 г. по делу № А65-21035/2014 заявленное  требование удовлетворено. Признан незаконным пункт 3 предписания Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Татарстан (Татарстан) № 603 от 05.08.2014 г., как не соответствующий требованиям действующего законодательства. На ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленного требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.

Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и ответчика, извещенных надлежащим образом о  времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 27.02.2014 г. ответчиком на основании Распоряжения № 603/09-в от 05.08.2014 г. по экстренному извещению № 30495 от 04.08.2014 г. (№ 291/09 от 04.08.2014 г.) из ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» по пищевой интоксикации в отношении заявителя было проведено мероприятие по контролю с целью расследования инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений.

В ходе проведения проверки Управлением было обнаружено, нарушение Обществом ст.ст. 11, 17, п.3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.п. 4.5, 15.1, 15.2 СП 2.3.6.1079-01. «Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001, помещения ресторана быстрого обслуживания «Макдоналдс», расположенного по адресу: г. Казань, ул. Вахитова, д. 1, не оборудованы локальные вытяжные системы (зонт) над ваннами для мытья кухонной посуды.

По результатам проверки был составлен акт о проведении мероприятия по контролю № 603 от 05.08.2014 г., на основании которого заявителю было выдано предписание № 603 от 05.08.2014 г., согласно которому заявителю предписано оспариваемым пунктом № 3 обеспечить оборудование вытяжных зонтов над ваннами для мытья кухонной посуды в срок до 15.10.2014 г.

Кроме того, заявитель постановлением № 2597/с от 10.08.2014 г. был привлечен к административной ответственности,  установленной  ст. 6.6 КоАП РФ.

Заявителем оспаривается п.3 предписания в порядке главы 24 АПК РФ.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 8 и п. 1 статьи 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон №52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.

В соответствии со ст. 11 Закона №5 2-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В силу п. 1 ст. 17 Закона № 52-ФЗ при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.

Согласно п. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 31 введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»" (далее - СП 2.3.6.1079-01), утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001.

Согласно п. 4.5 СП 2.3.6.1079-01 оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов, оборудуются локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения.

В силу п. 15.1 СП 2.3.6.1079-01 руководитель организации обеспечивает выполнение требований санитарных правил всеми работниками предприятия, необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей, выполнение постановлений, предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы, наличие достаточного количества производственного инвентаря, посуды, моющих, дезинфицирующих средств и других предметов материально-технического оснащения.

В соответствии с п. 15.2 СП 2.3.6.1079-01 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Как следует из материалов дела, Обществу предписано обеспечить в помещении ресторана быстрого обслуживания «Макдоналдс», расположенного по адресу: г. Казань, ул. Вахитова, д. 1, оборудование вытяжных зонтов над ваннами для мытья кухонной посуды в срок до 15.10.2014 г.

Заявитель считает, что, поскольку в кухонном зале ресторана быстрого обслуживания «Макдоналдс» над моечными ваннами, действующими по принципу 3-х ванн, оборудованы вытяжные потолочные диффузоры, которые установлены дополнительно к общей приточно-вытяжной системе вентиляции здания и предназначены,  для локального удаления влажного и загрязненного воздуха в зоне моечных ванн, то у него отсутствует обязанность по оборудованию локальных вытяжных систем (зонтов) над ваннами для мытья кухонной посуды.

Указанный довод суд первой инстанции обосновано отклонил по следующим основаниям.

Методические указания «Санитарно-гигиенический контроль систем вентиляции производственных помещений. Методические указания», утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 05.09.1987 № 4425-87 (далее – Методические указания), содержат определения как понятий «вентиляция» и «вентиляционная система», так и отдельных видов систем вентиляций.

Так, согласно приложению к Методическим указаниям (далее - Приложение) вентиляция - организованный воздухообмен, способствующий поддержанию требуемых гигиенических и технологических параметров воздуха, а также комплекс технических средств для реализации воздухообмена (п. 1 Приложения).

Вентиляция вытяжная местная (местные отсосы) - вентиляция, предназначенная для удаления загрязненного воздуха непосредственно от источников вредных выделений (п.3 Приложения).

Вентиляция вытяжная общеобменная - вентиляция, предназначенная для удаления загрязненного воздуха из всего объема помещения (п. 4 Приложения).

Вентиляция локализующая - вентиляция местная механическая вытяжная или приточная, предотвращающая распространение вредностей по объему помещения (п. 5 Приложения).

Вентиляционная система (вентсистема) - вентилятор или вентагрегат с сетью воздуховодов, оборудованных воздухораздающими или воздухоприемными устройствами, который может быть снабжен также устройствами для регулирования, контроля, тепловлажностной обработки и очистки воздуха (п. 11 Приложения).

Таким образов, в данном случае законодательство различает между собой понятия «местная вентиляция» (локальная) и « общеобменная вытяжная вентиляция».

Система вентиляции является местной в случае подачи воздуха в определенную (локальную) зону помещения или прямо к рабочим местам, зонам максимального загрязнения (локальная приточная вентиляция) или удаления загрязненного воздуха непосредственно от мест образования вредных выделений (локальная вытяжная вентиляция).

Местная вытяжная вентиляция в помещениях обеспечивает улавливание и отвод вредных выделений: газов, дыма, пыли, тепла. Местную вытяжную вентиляцию применяют, когда места выделения вредных веществ в помещении локализованы и стационарны (в спорном случае - ванная для мытья посуды). Использование локальных вытяжек, препятствует распространению вредных веществ по всему помещению от локализованных мест выделения таких веществ.

Местные вытяжные системы вентиляции эффективны лишь тогда, когда позволяют удалять вредные вещества непосредственно от места их образования и выделения, не давая им распространиться по помещению. Благодаря отводу значительной концентрации вредных веществ (паров, газов, пыли) достигается хороший санитарно-гигиенический эффект при небольшом объеме удаляемого воздуха, что соответствует целям соблюдения п. 4.5 вышеуказанных санитарных требований.

В обоснование своих доводов ответчик указал, что спорные диффузоры вытяжной системы заявителя расположены на потолке на расстоянии более 2-х метров от моечных ванн. Обратное заявителем не опровергнуто.

Следовательно общеобменная вытяжная вентиляция, используемая заявителем, удаляет воздух из ближайшей к диффузору зоны и осуществляет лишь общий воздухообмен, равномерно удаляет воздух из помещения, и не является местной (локальной).

Более того, в заявлении сам заявитель указывает, что над моечными ваннами, действующими по принципу 3-х ванн, оборудованы вытяжные потолочные диффузоры, которые установлены к общей приточно-вытяжной системе вентиляции здания, когда как вышеуказанное требование обязывает установить именно вытяжную систему.

Таким образом, доводы Общества о наличии у него локальной вытяжной системы являются необоснованными, факт отсутствия правонарушения в данном случае материалами дела не опровергнут.

Между тем, требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Управлением в оспариваемом пункте предписания установлена прямая обязанность устранить нарушение путем обеспечения оборудования вытяжных зонтов над ваннами для мытья кухонной посуды (с указанием на п.п. 4.5, 15.1. 15.2 СП 2.3.6.1079-01).

Данное обстоятельство не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества по следующим основаниям.

Существуют различные виды локальных вытяжных систем.

В частности, локальная вентиляционная система может быть как бесканального, так и канального типа (бесканальная не имеет сети воздуховодов, и воздухообмен происходит через какие-либо отверстия в стенах — окна, форточки, фрамуги и т.д.; канальная же подразумевает наличие вентиляционных каналов, по которым воздух транспортируется и в данном случае отводится в определенные места).

Для вытяжки непосредственно на местах могут быть применены различные виды вытяжных систем - местные отсосы с побудителем тяги с различными типами укрытий (укрытия в виде шкафов, бортовые), вытяжные зонты, завесы, колпаки, воздухозаборные решетки, дефлекторы и осевые вентиляторы в случае их установки в зоне максимального загрязнения и т.п. Кроме того, различаются локальные вытяжные системы подвесного типа, а также мобильного с применением принудительного отсоса по всему периметру зоны максимального загрязнения, с фильтрами и без.

Однако, пункт 3 предписания требует установки именно вытяжного зонта, то есть не сформулирован в точном соответствии с п. 4.5 СП 2.3.6.1079-01.

Соответственно, учитывая все вышеизложенное, а также то, что понятие термина «вытяжной зонт» законодательно не закреплено, действующим законодательством также

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2015 по делу n А55-23146/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также