Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 по делу n А72-15078/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected].

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

28 января 2015 года                                                                            Дело № А72-15078/2013

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2015 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бажана П.В.,

судей Рогалевой Е.М., Корнилова А.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,

с участием:

от заявителя - не явился, извещён,

от ответчиков:

ИФНС России по Засвияжскому району города Ульяновск - Сафонова Н.О., доверенность от 14.01.2015г. № 05-15/00266,

УФНС России по Ульяновской области - не явился, извещен,

от третьего лица - не явился, извещён,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Засвияжскому району города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 августа 2014 года по делу № А72-15078/2013 (судья Пиотровская Ю.Г.),

по заявлению открытого акционерного общества «Гидроаппарат», (ОГРН 1027301482064, ИНН 7303003099), город Ульяновск,

к ИФНС России по Засвияжскому району города Ульяновск, (ОГРН 1047301336004 ИНН 7327033286), город Ульяновск,

к УФНС России по Ульяновской области, город Ульяновск,

с участием третьего лица - Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области, город Ульяновск,

о признании решений налоговых органов незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Гидроаппарат» (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к ИФНС России по Засвияжскому району города Ульяновска (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконными решения № 29199 от 14.06.2013 г., и решения УФНС России по Ульяновской области (далее - управление) от 07.08.2013 г. № 16-15-11/08914.

Определением суда от 14.01.2014 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области.

Решением суда заявленные обществом требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение № 29199 от 14.06.2013 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2012 г. в размере 182 109 руб., соответствующих сумм пени и налоговых санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ, а в остальной части требования заявителя оставил без удовлетворения.

Инспекция, не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт о полном отказе обществу в удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просил и представитель инспекции.

На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей общества, управления и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, выслушав представителя инспекции, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2012 г. В декларации налогоплательщиком заявлены налоговые обязательства за 2012 г. по земельному налогу по 4 земельным участкам № 73:24:030803:87, № 73:24:030906:60, № 73:24:030803:774, № 73:24:030803:775 на сумму 885 772 руб.

При представлении налоговой декларации заявитель исходил из того, что в отношении земельного участка № 73:24:030803:87 решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области от 19.06.2012 г. кадастровая стоимость участка, принадлежащего обществу, определена в размере рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке ЗАО «Многопрофильный деловой центр» от 24.04.2012 г. № с6228 по состоянию на 01.01.2011 г., а по данным заявителя кадастровая стоимость в размере рыночной составляет 54 503 321 руб., и налог за весь год исчислен в размере 817 550 руб.

В отношении земельного участка № 73:24:030906:60 налогоплательщик полагает, что подлежит применению кадастровая стоимость в размере 4 548 149 руб., установленная в Постановлении Правительства Ульяновской области № 21-П от 18.01.2012 г. «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области», налог исчислен в размере 68 222 руб.

В отношении земельных участков № 73:24:030803:774, № 73:24:030803:775 налог не исчислялся, поскольку данные участки зарегистрированы в ноябре 2012 г. и образованы путем деления участка № 73:24:030803:87, по нему налог уплачивался весь год, в связи с чем, возникла переплата, которая покрывает налог, подлежащий уплате по участкам №73:24:030803:774, № 73:24:030803:775.

По результатам проверки инспекцией составлен акт от 20.05.2013 г. № 28877 и вынесено решение от 14.06.2013 г. № 29199 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым доначислен к уплате налог в размере 399 594 руб., начислены пени в размере 33 243,04 руб., налоговые санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ составляют 79 918,80 руб., которое решением УФНС России по Ульяновской области № 16-15-11/08914 от 07.08.2013 г. оставлено без изменения, а апелляционная жалоба заявителя без удовлетворения.

Считая решения незаконными, общество оспорило их в судебном порядке.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ (п. 2 ст. 390 Кодекса).

Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.

Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, а в соответствии с п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.

На основании п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316, органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством РФ.

Постановлением Правительства Ульяновской области № 21-П от 18.01.2012 г. «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области» утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Ульяновской области.

Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 г. № 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.

Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

В силу вышеизложенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, суд пришел к правильному выводу о том, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу Постановления Правительства Ульяновской области № 21-П от 18.01.2012 г. в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка, в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ, определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Правительства Ульяновской области № 21-П от 18.01.2012 г. вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2013 г., а поэтому суд признает обоснованным расчет земельного налога, произведенный налоговым органом по земельному участку № 73:24:030906:60, исходя из его кадастровой стоимости - 1 112 655 руб., установленной Постановлением Правительства Ульяновской области № 508 от 11.12.2008 г. в размере 12 517 руб., который исчислен налоговым органом правомерно исходя из фактического владения заявителем данным участком на протяжении 9 месяцев 2012 г.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области от 19.06.2012 г. кадастровая стоимость земельного участка № 73:24:030803:87, принадлежащего обществу, определена в размере рыночной стоимости земельных участков - 54 503 321 руб., а во исполнение указанного решения в государственный кадастр недвижимости 25.06.2012 г. внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 г. № 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.

Пунктом 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона № 221-ФЗ в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом.

Кадастровый учет, в связи с изменением в п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 221-ФЗ сведений, осуществляется также на основании поступивших, в соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, в случае установления уполномоченным органом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр и подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.

Поскольку решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области от 19.06.2012 г. установлена кадастровая стоимость земельного участка 73:24:030803:87, принадлежащего обществу в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка не подлежит применению при исчислении

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 по делу n А55-18381/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также