Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2015 по делу n А65-18403/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

26 января 2015 года                                                                                Дело А65-18403/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена     19 января 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено      26 января 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,

при участии:

от АНО "Исполнительная Дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани" – до перерыва представителя Хамидуллина А.И. (доверенность № 14/14 от 12.02.2014), после перерыва представитель не явился, извещена,

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан – до и после перерыва представитель не явился, извещено,

от ООО «Легенда» - до и после перерыва представитель не явился, извещено,

от Министерства спорта РФ - до и после перерыва представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Автономной некоммерческой организации "Исполнительная Дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани"

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 октября 2014 года по делу № А65-18403/2014 (судья Хамитов З.Н.),

по заявлению Автономной некоммерческой организации "Исполнительная Дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани", Республика Татарстан, г.Казань,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,

с участием третьих лиц без самостоятельных требований – 1) ООО «Легенда», Республика Татарстан, г.Казань, 2) Министерство спорта РФ, г.Москва,

о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан № ДМ-06/9040 от 01.07.2014г.,

УСТАНОВИЛ:

Автономная некоммерческая организация "Исполнительная Дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани" (далее по тексту – заявитель, АНО Дирекция) обратилась в  Арбитражный  суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной  службы  по Республике Татарстан (далее по тексту – ответчик, антимонопольный орган, комиссия УФАС), при участии третьих лиц – ООО «Легенда» и Министерства спорта Российской Федерации, о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан № ДМ-06/9040 от 01.07.2014.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 октября 2014 года по делу № А65-18403/2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.

В материалы дела поступил отзыв антимонопольного органа на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 октября 2014 года по делу № А65-18403/2014 без изменения, апелляционную жалобу АНО "Исполнительная Дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани" без удовлетворения.

Также, в материалы дела поступил отзыв третьего лица, Министерства спорта РФ, на апелляционную жалобу заявителя, в котором третье лицо поддержало апелляционную жалобу и также просит суд апелляционной инстанции отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании 12.01.2015 представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание 12.01.2015 не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 12.01.2015 до 19.01.2015.  Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда). Представитель заявителя, присутствующий в судебном заседании, был извещен о времени и месте рассмотрения дела после перерыва под роспись.

После перерыва в судебное заседание 19.01.2015 представители лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом.

По окончании судебного заседания суда апелляционной инстанции 19.01.2015, в 10.20 от антимонопольного органа поступило ходатайство об отложении судебного заседании суда на более поздний срок в связи с невозможностью явки представителя.

Судом апелляционной инстанции указанное ходатайство не рассматривалось, в связи с поступлением указанного ходатайства в систему электронной подачи документов "Мой Арбитр" в 09.58 19.01.2015 (обработано отделом делопроизводства суда в 10.20 19.01.2015), уже по окончании судебного заседания суда апелляционной инстанции, которое объявлено председательствующим судьей закрытым в 09.15 19.01.2015. О времени рассмотрения настоящего дела антимонопольный орган был извещен, что следует, в том числе и из самого ходатайства об отложении судебного заседания.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене.

Как следует из материалов дела, в Татарстанское УФАС России поступило обращение от индивидуального предпринимателя Чикмарева А.В. по факту нарушения антимонопольного   законодательства   при   подготовке   и проведении Всемирной летней универсиады 2013 года, согласно которому имеются нарушения антимонопольного законодательства со стороны АНО «Исполнительная дирекция Всемирной летней универсиады 2013г. в г.Казани».

По итогам рассмотрения обращения подателя жалобы в адрес антимонопольного органа, а также изучения представленных документов АНО «Исполнительная дирекция Всемирной летней универсиады 2013г. в г.Казани», Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани и туристическим агентством ООО «Легенда», комиссией антимонопольного органа было установлено следующее.

ООО «Легенда» в дни проведения Всемирной летней универсиады в городе Казани получило от АНО Дирекция исключительное право размещать гостей и участников Универсиады в гостиницах города Казани.

В соответствии с договором об основных компетенциях, заключенным с международной федерацией студенческого спорта (FISU), на АНО «Исполнительная дирекция Всемирной летней универсиады 2013г. в г.Казани» возложена обязанность, в том числе, по размещению и оплате проживания определенных клиентских групп Универсиады, среди которых судьи; представители федераций спорта - президенты федераций, директоры соревнований, технический персонал; послы Универсиады; волонтеры.

Вместе с тем, между АНО Дирекцией и ООО «Легенда» были заключены Договор о партнерстве №1869/01/05 от 13 мая 2013 года и Лицензионный договор №1870/01/05 о предоставлении права использования товарных знаков, зарегистрированный в Роспатенте 20.08.2013 года № РД0129513.

В соответствии с договором о партнерстве № 1869/01 /05 от 13 мая 2013 года на период с даты подписания договора о партнерстве по 31 декабря 2013 года Дирекция наделила ООО «Легенда» статусом «Официальный туристический оператор XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г.Казани». Данный статус, как указывает антимонопольный орган,  являлся исключительным правом только ООО «Легенда» и не мог быть присвоен или передан каким-либо иным хозяйствующим субъектам на указанный период. В свою очередь, ООО «Легенда» по договору приняла обязательства оплатить взнос за предоставленные статус и права использования товарных знаков в размере 900000 рублей.

В рамках указанного договора о партнерстве и договоров уступки прав по договорам об оказании гостиничных услуг, ООО «Легенда» получило исключительно только ему делегированные права по резервированию гостиничных номеров, ведению переговоров, размещению в гостиницах физических лиц, входящих в клиентскую группу, продажу сувенирной и рекламной продукции с символикой Универсиада 2013г.

Антимонопольным органом было установлено, что в дальнейшем, после передачи указанных исключительных прав, на основании агентских договоров ООО «Легенда» предоставляло услуги по организации деловых и туристических поездок сотрудников заказчиков, связанной с подготовкой и проведением XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г.Казани, а именно следующие услуги: поиск, бронирование, содействие в оформлении и доставка железнодорожных билетов, авиабилетов; поиск возможных вариантов размещения в гостиницах города Казани, содействие в размещении в гостиницах, услуги по бронированию гостиниц; поиск и содействие в предоставлении автотранспортных услуг; организация посещений и участия в выставках, семинарах, симпозиумах, ярмарках и другие услуги.

На протяжении мая-июля 2013 года ООО «Легенда», в рамках предоставленных АНО Дирекцией полномочий, заключало агентские договоры с гостями Универсиады, в соответствии с которыми за оказываемую услугу с заказчиков взималось и оставалось в распоряжении ООО «Легенда» вознаграждение в размере 10% от итоговой стоимости услуг.

Исходя из указанного, Управлением  сделан вывод, что ООО «Легенда», как хозяйствующий субъект, действующий   на рынке по оказанию туристических услуг, который является конкурентным, получило доступ к информации о клиентских группах Универсиады и оказанию на нем возмездных услуг в приоритетном порядке.

АНО «Исполнительная дирекция Всемирной летней универсиады 2013 г. в г.Казани», учредителями которой выступили органы государственной власти РФ, органы власти местного самоуправления Республики Татарстан, а также общероссийская общественная организация «Российский студенческий спортивный союз», предоставила хозяйствующему субъекту ООО «Легенда» преимущественное право на оказание туристических услуг при размещении клиентских групп Универсиады в гостиницах и оказании других дополнительных услуг, не входящих в перечень, включенных в Договор о партнерстве №1869/01/05 от 13 мая 2013 года.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 05.11.2013г. №01/530-к было возбуждено дело №06-290/2013 по признакам нарушения федерального закона от 06,07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения материалов дела  №06-290/2013 ответчиком принято Решение от 01.07.2014 по делу № 06-290/2013, в соответствии с которым АНО «Исполнительная дирекция Всемирной летней универсиады 2013г. в г.Казани» признана нарушившей пункт 8 части 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», что выразилось в предоставлении Дирекцией исключительного права ООО «Легенда» на размещение клиентских групп Универсиады в гостиницах и оказании других дополнительных услуг в приоритетном порядке, что создало преимущественное положение хозяйствующему субъекту, действующему на рынке по оказанию туристических услуг.

Не согласившись с принятым ответчиком решением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности  наличия в действиях АНО «Исполнительная дирекция Всемирной летней универсиады 2013г. в г.Казани» нарушений  пункта 8 части 1 статьи  15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».

Однако,  судом первой инстанции не учтено следующее.

В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В пункте 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции дано понятие конкуренции –   соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет  на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Так в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, нарушение которой вменяется заявителю,  федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2015 по делу n А65-7223/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также