Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 по делу n А49-7682/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

            ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45     www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected].

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

21 января 2015 года                                                                             Дело № А49-7682/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 14 января 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено:  21 января 2015  года

                                                                        

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,

судей Юдкина А.А., Захаровой Е.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,

с участием:

от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области – представителя Курочкиной М.В., доверенность от 13.01.2015 года № 8, представителя Пимуковой А.Ю., доверенность от 06.05.2014 года № 6,

от Министерства образования Пензенской области – представителя Черемушкина Е.Ю., доверенность от 03.12.2014 года № 3901ин/01-15,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 2, дело по  апелляционной жалобе Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 29.09.2014 по делу №А49-7682/2014 (судья Учаева Н.И.), принятое по заявлению Министерства образования Пензенской области, г.Пенза, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области, г.Пенза, об оспаривании представления,

                                                    УСТАНОВИЛ:

Министерство образования Пензенской области (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области (далее - ответчик), о признании недействительными пунктов 1 и 2 представления от 30.06.2014 № 22. В части обязания Территориального управления ФСФБН в Пензенской области внести изменения в представление № 22, исключив из него пункты 1 и 2, отказался от заявленных требований.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 29.09.2014 заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными пункты 1 и 2 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области от 30 июня 2014 года № 22. В остальной части производство по делу прекращено.

Не согласившись с выводами суда, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.

В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неполное исследование судом обстоятельств дела.

Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Представитель Министерства образования Пензенской области в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 10.12.2014 на 14.01.2015.

О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.

Информация о принятии, отложении  апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.

Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Представитель Министерства образования Пензенской области в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Пензенской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

На основании приказа от 19.05.2014. № 38-о (л.д.73 том 1) ответчиком проведена  выездная проверка соблюдения Министерством образования Пензенской области бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в части предоставленных из федерального бюджета субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение за 2013 год. Проверка проводилась за период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года.

Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки от 20 июня 2014 года (л.д. 83-99 том 1).

По результатам проверки в отношении заявителя вынесено представление от 30 июня 2014 года № 22 (л.д.28-33 том 1).

Заявитель, полагая, что оспариваемое представление противоречит закону и нарушает его права, обратился с заявлением в суд.

Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.

Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.

Согласно п.74 Административного регламента № 18н результаты выездной проверки оформляются актом.

Пунктом 76 Административного регламента № 18н предусмотрено, что акт  выездной проверки в течение 3 рабочих дней со дня его подписания вручается представителю объекта контроля. Объект контроля в соответствии с п. 77 Административного регламента № 18н вправе представить письменные возражения на акт выездной проверки в течение 5 рабочих дней со дня получения такого акта. Письменные возражения объекта контроля прилагаются к материалам выездной проверки.

В соответствии с п. 94 Административного регламента № 18н по результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки руководителем Финансово-бюджетного надзора принимается одно из решений, указанных в этом пункте. Так, при наличии письменных возражений от объекта контроля принимается решение о назначении внеплановой выездной проверки.

Судом установлено, что на акт выездной проверки от 20 июня 2014 года Министерством образования 26 июня 2014 года направлены письменные возражения (л.д.37-40 том 3).

Однако, в нарушение п. 94 Административного регламента № 18н ответчиком не принято решение о назначении внеплановой выездной проверки, а 30 июня 2014 года было вынесено представление, с пунктами 1 и 2 которого заявитель не согласен.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что непринятие решения о проведении внеплановой выездной проверки в нарушение п. 94 Административного регламента № 18н, является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, к которым в соответствии с п. 77 Административного регламента относятся и письменные возражения объекта контроля, может являться самостоятельным основанием для признания оспариваемого представления недействительным, так как, не проведя обязательную в этом случае внеплановую проверку, Управление лишило Министерства права на объективное и всестороннее рассмотрение материалов проверки, на дополнительное обоснование своей позиции, что привело к вынесению частично незаконного представления.

Пунктом 1 оспариваемого представления Учреждению вменяется в вину нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса РФ, пункта 2.3.3. Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Пензенской области на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования от 24 июля 2013 года № 08.Т07.24.0354.

В качестве документов, подтверждающих это нарушение в представлении указаны пояснительная первого заместителя министра образования Пензенской области Г.И. Баткаевой, запрос ТУ Росфиннадзора в Пензенской области от 06.06.2014., письмо Минобразования Пензенской области от 11.06.2014.

Однако, как верно указал суд, обозначенные документы не могут являться доказательствами, подтверждающими нарушение. Такими документами могут быть только первичные финансовые документы. В данном случае первичные документы напротив опровергают выводы Управления.

Как следует из пункта 1 представления, содержание нарушения выразилось в следующем: Министерством средства субсидии из федерального бюджета в 2013 году использованы неэффективно, а именно не достигнут наилучший результат – создание мест в количестве 2263 единиц с использованием предоставленной из федерального бюджета субсидии на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования.

Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Постановлением Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23(ред. от 26.02.2009) «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Из материалов дела следует, что 24 июля 2013 года между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Пензенской области заключено Соглашение № 08.Т07.24.0354 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Пензенской области на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в субъекте Российской Федерации (далее – Соглашение) ( л.д.100-107 том 1).

Данное Соглашение было заключено в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года № 459 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2013 года № 1113-р.

Предметом указанного Соглашения, о чем отражено в п.1.1. Соглашения, является предоставление из федерального бюджета в 2013 году субсидии бюджету Пензенской области на реализацию комплекса мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования субъектов Российской Федерации (региональных планов мероприятий («дорожных карт») структурных изменений в сфере образования) в 2013 году. Согласно п.1.3. Соглашения размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Пензенской области, составляет 550 097 200 рублей. Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Пензенской области, по данному Соглашению составляет 137 524 300 рублей. Пунктом 2.3.3. предусмотрены значения показателей результативности предоставления субсидии, в том числе предусмотрено создание 2263 мест для реализации программ дошкольного образования, созданных в ходе реализации утвержденного комплекса мероприятий, в том числе количество мест, созданных сверх количества мест, предусмотренных комплексом мероприятий по состоянию на 1 мая 2013 года. В соответствии с п.2.3.4. Соглашения Правительство Пензенской области обязано было представить в Министерство образования и науки РФ заявку о перечислении субсидии.

Как указано в заявке о перечислении субсидии из федерального бюджета бюджету Пензенской области (л.д.108-113 том 1), в 2013 году планируется открытие 2263 мест, в том числе за счет субсидии из средств федерального бюджета и муниципальных образований – 1136, за счет средств бюджета Пензенской области и муниципальных образований – 583, за счет средств бюджетов муниципальных районов и городских округов – 560. Итого – 2279 мест (по «дорожной карте» - 2263 места).

16 января 2014 года Правительством Пензенской области направлена уточненная заявка о перечислении субсидии из федерального бюджета бюджету Пензенской области на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в субъекте Российской Федерации в 2013 году к Соглашению (л.д.125-132 том 1). В уточненной заявке также указано, что за счет субсидий вводится 1136 мест.

Согласно Отчету об осуществлении расходов бюджета Пензенской области (местных бюджетов), источников финансового обеспечения которых является субсидия, предоставленная из федерального бюджета бюджету Пензенской области на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в субъекте Российской Федерации, и о достигнутых значениях показателей результативности предоставления этой субсидии освоение выделенной субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году составляет 100% (л.д.46-48

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 по делу n А55-15736/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также