Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 по делу n А65-16821/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

            ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45     www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected].

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

21 января 2015 года                                                                             Дело №А65-16821/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 14 января 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено:  21 января 2015 года                                                                       

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,

судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,

с участием:

от открытого акционерного общества «Казанское специализированное управление «Термостепс» - представителя Зариповой Г.Н., по доверенности,

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Татарстан – представителя Валлиуллина Р.А., по доверенности, представителя Шигабиева Р.Р., по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 4, дело по  апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 октября 2014 года по делу                 № А65-16821/2014 (судья  Сальманова Р.Р.)

принятое по заявлению открытого акционерного общества «Казанское специализированное управление «Термостепс», г. Казань (ОГРН 1021603146795, ИНН 1657035210),

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Татарстан, г. Казань (ОГРН 1041632209541, ИНН 1657030758),

о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Татарстан по возврату излишне (ошибочно) уплаченному земельному налогу на общую сумму 543 213,78 руб., об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Татарстан произвести возврат денежных средств, полученных от заявителя в счет уплаты земельного налога за 2012 г., 2013 г. по объекту недвижимости: земельный участок с кадастровым номером 16:50:230104:7 по адресу: г. Казань, ул. Короленко, 115, на общую сумму 543 213,78 руб.,

                                                    УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Казанское специализированное управление «Термостепс» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Татарстан (далее – ответчик), о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Татарстан по возврату излишне (ошибочно) уплаченного земельного налога на общую сумму 543 213,78 руб., об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Татарстан произвести возврат денежных средств, полученных от заявителя в счет уплаты земельного налога за 2012 г., 2013 г. по объекту недвижимости: земельный участок с кадастровым номером 16:50:230104:7 по адресу: г. Казань, ул. Короленко, 115, на общую сумму 543 213,78 руб.,

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 октября 2014 года заявленные требования удовлетворены частично. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Республики Татарстан возложена обязанность возвратить открытому акционерному обществу «Казанское специализированное управление «Термостепс» излишне уплаченный земельный налог за 2012, 2013 г.г. в сумме 543213 (пятьсот сорок три тысячи двести тринадцать) руб. 78 коп. В части заявленных требований о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Татарстан, выраженного в невозврате излишне уплаченного земельного налога за 2012, 2013 г.г., производство по делу прекращено.

Не согласившись с выводами суда, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.

По мнению подателя жалобы судом неправильно применены нормы материального права, неполностью исследованы обстоятельства дела.

Податель жалобы считает, что у заявителя право собственности на спорный земельный участок возникло 02.05.2012г. на основании решения Исполнительного комитета муниципального образования города Казани №2698 о предоставлении заявителю  80/100 долей в праве собственности на земельный участок по ул. Короленко, 115, кадастровый номер 16:50:230104:7, площадью 14766 кв. м., занимаемый зданиями и сооружениями производственной базы по ул. Короленко, 115.

Представитель налогового органа в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Представитель общества в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

Заявитель является собственником зданий производственной базы, расположенной по адресу: г. Казань, ул. Короленко, 115, на земельном участке площадью 14766 кв.м. с кадастровым номером 16:50:230104:7, что подтверждается представленными свидетельствами о государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимости и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. Права собственности истца на здания производственной базы были зарегистрированы на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.12.2010 г. по делу № А65-26240/2010.

Исполнительный комитет муниципального образования города Казани Постановлением № 2698 от 2 мая 2012 г. принял решение о предоставлении истцу 80/100 долей в праве собственности на земельный участок по ул. Короленко, 115, кадастровый номер 16:50:230104:7, площадью 14766 кв. м., занимаемый зданиями и сооружениями производственной базы по ул. Короленко, 115.

Заявителем за 2012-1013 годы уплачен земельный налог по данному земельному участку в общей сумме 543213,78 руб., что подтверждается платежными поручениями: № 3 от 10.01.2012 г., № 145 от 13.02.2012 г., № 211 от 11.03.2012 г., № 523 от 12.07.2013 г., № 524 от 12.07.2013 г., № 192 от 27.02.2014 г.

04.04.2014 г. заявитель, в порядке ст. 78 НК РФ, обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2012, 2013 годы в сумме 543213,78 руб., считая, что в указанном периоде кооператив не являлся плательщиком земельного налога.

Заявитель, не получив ответа налогового органа на заявление о возврате налога, обратился в суд с соответствующим заявлением.

Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено .

Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.

Пунктом 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Как следует из ч. 1 ст. 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При установлении земельного налога, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В силу п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражный судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» указано, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего Постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ из п. 9 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в реестре. Поэтому на основании п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.

При универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследование) вещные права на земельные участки, упомянутые в п. 1 ст. 388 НК РФ, переходят непосредственно в силу закона, поэтому правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ).

Судом установлено, что заявитель является собственником зданий производственной базы, расположенной по адресу: г. Казань, ул. Короленко, 115, на земельном участке площадью 14766 кв.м. с кадастровым номером 16:50:230104:7, что подтверждается представленными свидетельствами о государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимости и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. Права собственности истца на здания производственной базы были зарегистрированы на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.12.2010 г. по делу № А65-26240/2010.

Решением суда по делу № А65-26240/2010 установлено, что здания производственной базы построены правопредшественниками истца на земельном участке, предоставленном АООТ «Термостепс» в постоянное (бессрочное) пользование на основании государственного акта № 7055 от 24.06.1997 г.

18.07.2011 г. заявитель в целях переоформления прав в отношении земельного участка с права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности обратился к Муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.

Исполнительный комитет муниципального образования города Казани Постановлением №2698 от 2 мая 2012г. принял решение о предоставлении истцу 80/100 долей в праве собственности на земельный участок по ул. Короленко, 115, кадастровый номер 16:50:230104:7, площадью 14766 кв. м., занимаемый зданиями и сооружениями производственной базы по ул. Короленко, 115.

Однако, договор о купле продаже земельного участка заключен не был, что свидетельствует о несоблюдении процедуры предоставления земельного участка в собственность, предусмотренной ЗК РФ.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке по ул. Короленко, 115, с кадастровым номером 16:50:230104:7, принадлежащему ОАО «Казанское специализированное управление «Термостепс» на праве собственности либо на праве постоянного (бессрочного) пользования отсутствуют.

Земельный кодекс Российской Федерации в п. 3 ст. 20 устанавливает, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.

Для подтверждения наличия ранее возникших прав на земельные участки, а так же для их регистрации необходимо представление выданных ранее документов, удостоверяющих принадлежность права.

К таким документам, в частности относятся: Государственный акт на бессрочное (вечное) пользование землёй, утвержденный постановлением Совнаркома СССР от 07.07.1935, Государственный акт на право пользования землёй, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 06.03.1975 N 199, Государственные акты право собственности

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 по делу n А49-8645/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также