Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 по делу n А65-14758/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected].

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

23 декабря 2014 г.                                                                                Дело № А65-14758/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 22 декабря 2014 г.

Постановление в полном объеме изготовлено: 23 декабря 2014 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,

судей Апаркина В.Н., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,

с участием:

от заявителя  –  извещен, не явился,

от первого ответчика – Манаева В.В., доверенность от 23 января 2013 г. № 333,

от второго ответчика – извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Ак Барс Регион» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 октября 2014 года по делу № А65-14758/2014 (судья Латыпов И.И.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ак Барс Регион», г. Казань,

к Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Татарстан, г. Казань,

Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,

о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Ак Барс Регион» (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан  с заявлением к Межрайонной ИФНС России  № 5 по Республике Татарстан (далее первый ответчик) и к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее второй ответчик) о признании незаконным решения первого ответчика от 21.04.2014 г. № 2.11/581 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 3 400 руб. и о признании незаконным решения второго ответчика от 28.05.2014 г. № 2.14-0-18/012650; о возмещении понесенных заявителем судебных расходов в размере 30 000 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 октября 2014 года по делу № А65-14758/201 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.

Первый ответчик считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.

Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и второго ответчика, извещенных надлежащим образом о  времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, заслушав представителя первого ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов  дела, 21.04.2014 г. Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Татарстан принято решение № 2.11/581 по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 28.02.2014 г. № 2.11/390 по налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2013 г.

Указанным решением ООО «Ак Барс Регион» было привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком-организацией в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый не представленный в установленный срок документ ( всего 17 документов) на общую сумму 3 400 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан № 2.14-0-18/012650@ от 28.05.2014 г. решение УФНС России по Республике Татарстан от 28.05.2014 г. было оставлено без изменения.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как указывает заявитель, акт камеральной проверки от 28.02.2014 г. № 2.11/390 был составлен по результатам проверки первичной декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2014 г. при наличии в налоговом органе актуальной уточненной декларации за данный период, а именно: ООО «Ак Барс Регион» выявило завышение суммы возмещения налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2013 года в результате округления в первичной декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2013 года, в связи с чем 14.02.2014 г. была представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2013 года.

ООО «АК Барс Регион» 20.01.2014г. по телекоммуникационным каналам связи с ЭЦП представлена декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2013 года с суммой налога к возмещению 1 232 924 руб.

Коме того, заявитель указывает, что в соответствии со статьей 100.1 НК РФ Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях содержит два способа привлечения к ответственности за налоговые правонарушения: дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.  Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса.

Отсюда, по мнению заявителя следует, что налоговый орган нарушил процедуру привлечения налогоплательщика по п. 1 статьи 126 НК РФ, неправомерно применив нормы статьи 101 НК РФ, а так же лишив налогоплательщика права, согласно п. 1 ст. 138 НК РФ, подачи апелляционной жалобы в вышестоящий орган и Арбитражный суд одновременно, что возможно только в случае применения статьи 101.4 НК РФ.

Однако, как верно указано вторым ответчиком, согласно п. 37 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» иные нарушения, не связанные с неправильным исчислением и несвоевременной уплатой налогов, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ. Однако, если нарушения, не связанные с неправильным исчислением и несвоевременной уплатой налогов, выявлены налоговым органом в период проведения налоговой проверки (камеральной или выездной), допускается отражение их в материалах этой проверки, и, соответственно, по данным нарушениям принимается решение в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе  иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Кодекса.

Из взаимосвязанного толкования названных положений следует, что дела о правонарушениях, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ, могут быть рассмотрены исключительно в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса.

Принимая во внимание, что в силу статей 88 и 89 НК РФ предметом камеральной или выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, судам надлежит исходить из того, что дела о нарушениях законодательства о налогах и сборах, не связанные с неправильным исчислением и несвоевременной уплатой налогов, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Кодекса.

Вместе с тем, если такие правонарушения выявлены налоговым органом в период проведения налоговой проверки, они могут быть отражены в материалах этой проверки и, соответственно, в решении, принимаемом по итогам рассмотрения указанных материалов (статья 101 НК РФ).

Таким образом, составление в порядке ст. 101 НК РФ решения соответствует налоговому законодательству и не нарушает прав налогоплательщика. Более того, обращаем внимание на то, что в данном случае нарушение установлено не по неактуальной декларации, а по иному деянию, выявленному в ходе камеральной налоговой проверки. Сдача же уточненной налоговой декларации не может служить основанием для отказа в привлечении к налоговой ответственности, т.к. не исключает вины налогоплательщика.

Довод заявителя о лишении его права на обжалование решения о привлечении к налоговой ответственности одновременно в вышестоящий налоговый орган и арбитражный суд в связи принятием его в рамках статьи 101 НК РФ, а не в рамках статьи 101.4 НК РФ не учитывает изменения, внесенные в первую часть Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

Поправки, внесенные Федеральным законом № 153-ФЗ в процедуру разрешения налоговых споров, вступили в силу с 1 января 2014 года, которые расширили сферу использования механизма досудебного урегулирования споров.

С 01.01.2014 года досудебный (претензионный) порядок обжалования распространяется не только на все акты налоговых органов ненормативного характера, но и на действия или бездействие должностных лиц. Указанное правило прописано в абзаце 1 пункта 2 статьи 138 НК РФ.

Кроме того, ответчики поясняют, что указание в решении о привлечении к налоговой ответственности «Руководствуясь статьей 101 НК РФ» либо «Руководствуясь статьей 101.4 НК РФ» относится к порядку производства по делу о налоговом правонарушении, а не к квалификации правонарушения.

Налоговый кодекс Российской Федерации различает два порядка производства по делу: дела о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе налоговых РФ (основное производство); дела о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120. 122 и 123 НК РФ), рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ (упрощенное производство).

Решения по результатам камеральной проверки по вопросам возмещения НДС принимаются с особенностями, прописанными статьей 176 НК РФ.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 176 НК РФ после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ.

По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 176 НК РФ).

В случае выявления нарушений составляется акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 НК РФ. Материалы камеральной налоговой проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 НК РФ.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением принимаются: решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;  решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению; решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

Это является особенностью камеральной проверки налоговой декларации с заявленной суммой НДС к возмещению.

Налоговые правонарушения, дела о которых рассматриваются в порядке статьи 101.4 НК РФ, имеют формальные составы. Санкции по таким составам не зависят от суммы неуплаченных налогов.

Представление уточненной налоговой декларации до окончания камеральной налоговой проверки первичной декларации в соответствии с пунктом    9.1  статьи 88 НК РФ прекращает проверку ранее поданной декларации (расчета) и означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета), то есть прекращаются действия налогового органа по проверке правильности исчисления и своевременности уплаты налога (правильность определения налоговой базы, вычетов,   льгот).   Эти   действия направлены   на установление неуплаты налога в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога, неправомерного действия (бездействия).

При установлении факта непредставления документов по требованию налогового органа налоговая декларация не проверяется. Непредставление налогоплательщиком истребованных налоговым органом документов устанавливается по факту непредставления документов в установленный срок без осуществления каких-либо проверочных мероприятий.

Таким

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 по делу n А65-20114/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также