Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014 по делу n А49-6743/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

16 декабря 2014 года                                                                                 Дело А49-6743/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена     10 декабря 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено       16 декабря 2014 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

   председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,

с участием:

от Управления промышленности и энергетики Пензенской области – представителя Шарапова С.А. (доверенность № 6 от 09.04.2014)

от Муниципального предприятия «Автотранс» - представитель не явился, извещено,

от Администрации города Заречного Пензенской области – представитель не явился, извещена,

от Министерства финансов Пензенской области – представителя Темеревой Л.Н. (доверенность № 13-13 от 09.01.2014),

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пензенской области апелляционную жалобу Управления промышленности и энергетики Пензенской области

на решение Арбитражного суда Пензенской области от 29 сентября 2014 года по делу № А49-6743/2014 (судья Лапшина Т.А.),

по иску Муниципального предприятия «Автотранс» (ОГРН 1025801498458), Пензенская область, г. Заречный,

к Пензенской области в лице Управления промышленности и энергетики Пензенской области (ОГРН 1085836000040), Пензенская область, г. Пенза,

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: 1. Администрация города Заречного Пензенской области, Пензенская область, г. Заречный,

2. Министерство финансов Пензенской области, Пензенская область, г. Пенза,

о взыскании 5 708 128 руб. 60 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное предприятие «Автотранс» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском, с учетом уточнения, принятого судом,  о взыскании с субъекта Российской Федерации - Пензенской области в лице Управления промышленности и энергетики Пензенской области (далее - ответчик, Управление) убытков в сумме 5 680 369 руб. 50 коп., причиненных истцу в связи с перевозкой в 2011 году отдельных категорий граждан, имеющих льготы, затраты по которым относятся к расходным обязательствам субъекта федерации.

Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация города Заречного Пензенской области, а также Министерство финансов Пензенской области.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 29 сентября 2014 года исковые требования удовлетворены в полном объеме, с субъекта Российской Федерации - Пензенской области в лице Управления промышленности и энергетики Пензенской области взысканы за счет казны Пензенской области в пользу муниципального предприятия «Автотранс» убытки в сумме 5 680 369 руб. 50 коп. и расходы по госпошлине в сумме 51 402 руб.

Управление промышленности и энергетики Пензенской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Пензенской области от 29 сентября 2014 года по делу № А49-6743/2014.

В материалы дела поступил отзыв МП «Автотранс» на апелляционную жалобу, в котором истец просит апелляционный суд оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Также, в материалы дела поступил отзыв третьего лица, Министерства финансов Пензенской области, на апелляционную жалобу, в которой третье лицо просит суд решение арбитражного суда первой инстанции отменить, в иске МП «Автотранс» отказать.

В судебном заседании представитель Управления апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить, отменить обжалуемое решение суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьего лица, Министерства финансов Пензенской области, в судебном заседании также просил суд апелляционной инстанции удовлетворить апелляционную жалобу Управления и отменить обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела,  МП «Автотранс» - коммерческая организация, предметом деятельности которой является организация транспортного обслуживания населения г. Заречный Пензенской области.

С января по декабрь 2011 года (включительно) предприятие осуществляло перевозки пассажиров в пределах г. Заречного, до г. Пензы и до коллективных садов на городских автобусных маршрутах, в том числе лиц, включенных в региональный регистр льготников, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств бюджета Пензенской области.

Правом льготного проезда в транспорте общего пользования могут воспользоваться лица, имеющие право на получение денежных выплат, установленных Законом Пензенской области от 20.12.2004 г. № 715-ЗПО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области».

В соответствии с постановлением Правительства Пензенской области № № 337-пП от 29.04.2009 г. утвержден Порядок предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования в городском и внутрирайонном сообщениях в натуральной форме для лиц, включенных в региональный регистр и имеющих право на ежемесячные денежные выплаты, установленные Законом Пензенской области от 20.12.2004 г. № 715-ЗПО.

Основанием для получения льготы на проезд является единый социальный проездной билет (ЕСПБ) установленного образца. Денежные средства за проданные ЕСПБ за вычетом затрат на изготовление распределяются между перевозчиками пропорционально в соответствии с данными обследования пассажиропотока или фактически выполненной транспортной работы.

Во исполнение указанных постановлений и в целях обеспечения предоставления льготного проезда на территории Пензенской области на автомобильном транспорте истцом заключен соответствующий договор № 18/л от 27.01.2011 г. с Управлением промышленности, транспорта и энергетики Пензенской области.

Поскольку полученные от продажи ЕСПБ денежные средства не покрыли полностью расходы предприятия по предоставлению льгот, финансирование которых отнесено к ведению субъекта РФ, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

Порядок предоставления льгот на проезд в транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пензенской области в 2011 году установлен постановлением Правительства Пензенской области от 29 апреля 2009 года № 337-пП «О порядке возмещения части потерь в доходах организациям автомобильного транспорта в связи с предоставлением равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, имеющих право льготного проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте на территории Пензенской области» (в редакции от 27 ноября 2009 года № 913-пП, от 17мая 2010 года № 283-пП, от 14 января 2011 года № 8-пП, от 27апреля 2011 года № 260-пП, от 19 августа 2011 года № 559-пП), далее - Порядок.

Вышеуказанным постановлением установлено, что правом льготного проезда в транспорте общего пользования могут воспользоваться лица, имеющие право на получение денежных выплат, установленных законом Пензенской области от 20 декабря 2004 года № 715-ЗПО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области» с последующими изменениями.

Основанием для получения льготы на проезд является единый социальный проездной билет (ЕСПБ) установленного образца (п. 3- Порядка). Денежные средства за проданные ЕСПБ, за вычетом затрат на изготовление, распределяются между перевозчиками пропорционально, в соответствии с данными обследования пассажиропотока или фактически выполненной транспортной работы (п. 10 указанного Порядка).

Стоимость проезда по ЕСПБ в месяц в спорном периоде установлена в размере 240 руб., а с сентября - 260 руб.

Во исполнение указанного постановления между истцом и Управлением промышленности, транспорта и энергетики 27.01.2011 года заключен договор на обеспечение предоставления льготного проезда на территории Пензенской области на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте № 18/лп.

Предметом договора является обеспечение в 2011 году предоставления льготного проезда на территории Пензенской области на автомобильном транспорте в натуральной форме для лиц, включенных в федеральный и региональный регистры и имеющих право на ежемесячные денежные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации и Законом Пензенской области от 20.12.2004 года № 715-ЗПО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области».

Право приобретения ЕСПБ по льготной цене для льготных категорий граждан является гарантией, носящей компенсационный характер. В связи с предоставлением права льготного проезда истец недополучил от потребителей -региональных льготников плату за проезд.

Как указывает истец, в 2011 году за перевозку на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению субъекта Российской Федерации - Пензенской области он получил от продажи ЕСПБ -10848538 руб. 50 коп, что не оспаривается сторонами. Кроме того, истцом получены субсидии из регионального бюджета в размере 1147349 руб.. Размер некомпенсированных убытков составил сумму 5680369 руб. 50 коп.

Определяя размер исковых требований расчетным методом в соответствии с единообразной судебной практикой по данной категории дел, истцом учтены следующие показатели: количество проданных в 2011году ЕСПБ- 43938 шт., общее количество перевезенных пассажиров согласно Постановлению Федеральной службы государственной статистики от 19.01.2007г. №9 (30 поездок на 1 ЕСПБ)-1318140 , стоимость одной поездки одного пассажира по городу по утвержденному тарифу- 1,32 руб. за пасс/км- 13 руб. 41 коп., доходы оп перевозки льготных пассажиров по 13 руб. 41 коп. -17676257 руб., межбюджетные трансферты- 1147349 руб.

Согласно    письму    Управления    по    регулированию    тарифов    и энергосбережению Пензенской области от 16.10.2012г. № 8029 предельная стоимость проезда 1 пассажира по городским маршрутам составляет 13 руб. 41 коп (л.д.48).

Учитывая, что выручка от реализации ЕСПБ и субсидии, полученные из регионального бюджета не возместили полностью расходы МП «Автотранс» на перевозку льготных категорий граждан, предприятием  подан настоящий иск.

В соответствии с п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01 октября 2005 года отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем, Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», Постановление Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 г. № 2992/09).

Финансирование льгот по проезду региональных льготных пассажиров относится к расходным обязательствам Пензенской области.

Проверив расчеты истца, суд первой инстанции обоснованно признал их достоверными и обоснованными.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в целом ряде постановлений, ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода исходя из конкретных обстоятельств дела.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 г. № 9621/10 сформулирован подход к способу расчета, согласно которому расходы транспортной организации определяются исходя из числа выданных единых социальных проездных билетов, тарифа на перевозку, количества поездок по таким билетам (согласно данным последних натурных обследований для соответствующего периода).

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.04.2011 г. № 17828/10 указано, что расходы транспортной организации определяются исходя из разницы между полной стоимостью и льготной стоимостью одного проездного билета в месяц и доли этого предприятия

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014 по делу n А65-27834/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также