Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2014 по делу n А65-13543/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

15 декабря 2014 года                                                                          Дело А65-13543/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена     08 декабря 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено       15 декабря 2014 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,

при участии:

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Республике Татарстан – представителя Буравовой Л.А. (доверенность № 2.2-0-24/00771 от 23.01.2014),

от общества с ограниченной ответственностью «Лотос» - представителей Михайловой Е.С. (доверенность № 1 от 31.12.2013), Попова В.Н. (доверенность № 10 от 23.06.2014),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 октября 2014 года по делу № А65-13543/2014 (судья Шайдуллин Ф.С.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лотос», г.Лениногорск, (ОГРН 1101689001567; ИНН 1649018732),

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Республике Татарстан, г.Бугульма,

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Лотос» (далее - заявитель; общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России № 17 по Республике Татарстан (далее - ответчик; инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 28.05.2014 о назначении административного наказания (далее -оспариваемое постановление), предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 октября 2014 года заявление общества удовлетворено, постановление Межрайонной инспекции ФНС России № 17 по Республике Татарстан о назначении обществу с ограниченной ответственностью «Лотос» административного наказания от 28 мая 2014 года признано незаконным и отменено полностью. Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Лотос», возбужденное 13 мая 2014 года, прекращено.

Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на доказанность наличия в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения,  просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 октября 2014 года по делу № А65-13543/2014 в полном объеме и принять по делу новый судебный акт.

В материалы дела поступил отзыв общества на апелляционную жалобу инспекции, в котором ООО "Лотос" просит суд апелляционной инстанции оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 октября 2014 года по делу № А65-13543/2014 без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС № 17 по Республике Татарстан - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель налогового органа апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.

Представители общества в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа по основаниям, изложенным в отзыве, просили оставить без изменения решение арбитражного суда первой инстанции.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Лениногорской городской прокуратурой в порядке надзора за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена проверка ООО «Лотос», по результатам которой 06 мая 2014 года составлен акт проверки, а 07 мая 2014 года прокурором города Лениногорск в отношении ООО «Лотос» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, выразившегося в непроведении идентификации клиентов при оказании услуг по распространению лотерейных билетов, подпадающем под часть 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения постановления прокурора и материалов дела об административном правонарушении вр.и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 17 по РТ 28 мая 2014 в присутствии представителя общества вынесено постановление о назначении обществу «Лотос» штрафа в размере пятьдесят тысяч рублей по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Из материалов дела следует, что ООО «Лотос» проводит на территории г. Лениногорск Всероссийскую негосударственную бестиражную лотерею «Аллюр», деятельность которой регулируется Федеральным законом № 138-ФЗ от 11 ноября 2003 г. «О лотереях», на основании разрешения Федеральной налоговой службы России № 766 от 07.06.2010 г.

ООО «ЛОТОС» выступает в качестве распространителя лотереи (лотерейных квитанций), на основании договора, заключенного с оператором лотереи - ООО «Феникс-116». Организатором лотереи является ООО «Бингостар» (141400 Московская область, г. Химки, ул. Рабочая, д. 1, ОГРН 1087746243364; ИНН 7701771780).

ООО «ЛОТОС» осуществляет реализацию лотерейных квитанций, используя автоматизированную систему.

Согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона № 138-ФЗ «О лотереях» (далее - Закон о лотереях) под проведением лотереи понимается осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона о лотереях распространитель лотерейных билетов - лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи,  прием лотерейных ставок,  выплату,  передачу  или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора. Следовательно, распространитель лотерейных билетов является организацией, проводящей лотереи. Аналогичного мнения придерживается Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), о чем имеется письмо № 01-01-34/3895 от 16.11.2012 г. (л.д. 8).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ) организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.

В соответствии со статьей 2 Закона № 115-ФЗ настоящий федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Согласно статье 3 Закона № 115 -ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

В силу статьи 4 Закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в частности, организация и осуществление внутреннего контроля.

В соответствии с частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения является установленный законом порядок контроля финансирования, хранения и представления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом.

Объективной стороной правонарушения является неисполнение или ненадлежащее исполнение организацией требований названного законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов.

Субъектом ответственности являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, в том числе кредитные.

Из оспариваемого постановления следует, что обществом при осуществлении своей деятельности по распространению лотерейных билетов идентификация клиентов не проводится, а именно: не заполняется анкета клиента, не устанавливаются персональные данные физических лиц (клиентов), информации о клиентах с учетом степени (уровня) риска, сведения о клиентах, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или места нахождения в государстве (территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории), паспортные данные клиентов не проверяются. Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода административного органа о нарушении обществом пункта 1 части 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ и признания общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Между тем, пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ установлены обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в частности,

- идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента), и установить в определенные данной нормой сведения (в отношении физических лиц -фамилию, имя, отчество; гражданство; реквизиты документа, удостоверяющего личность; данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или   код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения).

- документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами:

вид операции и основания ее совершения;

дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;

сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания;

наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;

сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица;

сведения,

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2014 по делу n А55-17432/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также