Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 по делу n А72-8498/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070,  Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

 

10 декабря  2014  года                                                                          Дело № А72-8498/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена    03 декабря  2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено     10 декабря  2014 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Захаровой Е.И., судей Юдкина А.А.,  Драгоценновой И.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,

с участием:

от заявителя – представителя открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - Шашкина А.А. (доверенность от 30.06.2014),

от заинтересованного  лица -   представитель Управления  Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - не явился, извещено,

от 1-го третьего лица -   представитель открытого акционерного общества «Ульяновская сетевая компания» - не явился, извещено,

от 2-го третьего лица - представитель общества с ограниченной ответственностью «Энергопромсбыт» - не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании 03.12.2014 в помещении суда       апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 октября 2014 года  по делу № А72-8498/2014 (судья Корастелев В.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727), г.Москва,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск,

третьи лица: 1) открытое акционерное общество «Ульяновская сетевая компания», г.Ульяновск,

2) общество с ограниченной ответственностью «Энергопромсбыт», г. Москва,

об оспаривании решения от 31.03.2014 по делу №10595/04-2014,

 

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее– заявитель, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением  о признании недействительным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее – заинтересованное лицо, УФАС, Управление) исх. № 2278-04 от 31.03.2014 по делу №10595/04-2014 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) (т.1, л.д. 2-5).

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.07.2014  к участию в деле в порядке ст. 51 АПК РФ привлечены третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: открытое акционерное общество «Ульяновская сетевая компания», г.Ульяновск, общество с ограниченной ответственностью «Энергопромсбыт»,             г. Москва.  

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02.10.2014  в удовлетворении заявления отказано (т.1, л.д. 107-111).

Не согласившись с выводами суда, открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 02.10.2014 отменить, заявление удовлетворить (т.1, л.д. 114-118).

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал свою апелляционную жалобу, по основаниям, изложенным в ней.

Представители заинтересованного лица и третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьих лиц, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе,  отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 15.05.2012 ОАО «УСК» направило в адрес филиала ОАО «Российские железные дороги» Куйбышевская железная дорога заявку на осуществление технологического присоединения электрических установок ОАО «УСК» на выделение дополнительной мощности. Более 6 месяцев ОАО «РЖД» не предоставляло ответа на данную заявку, что побудило ОАО «УСК» обратиться в УФАС с заявлением на бездействие ОАО «РЖД» по уклонению от предоставления договора технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «РЖД» и выдачи технических условий для присоединение микрорайона «Северный» в р.п. Николаевка Ульяновской области к сети электроснабжения.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области 24.12.2013 поступило данное заявление от ОАО «УСК» на бездействие ОАО «РЖД» по уклонению от предоставления договора технологического присоединения и выдачи технических условий.

На основании ч. 1 ст. 39.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Управление выдало ОАО «РЖД» предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В Управление 31.01.2014 поступило сообщение от ООО «Энергопромсбыт» о том, что в адрес ОАО «УСК» (по истечении 1,5 лет с момента поступления заявки) проекты договора на технологическое присоединение и технические условия направлены.

Однако, проанализировав содержание договора, Управление пришло к выводу, что договор не содержит существенные условия, что может привести к ущемлению интересов ОАО «УСК». Следствием этого явилось возбуждение 12.02.2014 по данным фактам Управлением дела №10595/04-2014 о нарушении ОАО «РЖД» антимонопольного законодательства, что выразилось в направлении в адрес ОАО «УСК» ненадлежащего пакета документов об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий.

По результатам проверки обоснованности указанного выше заявления ОАО «УСК» комиссия Управления решила в оспариваемом заявителем решении от 31.03.2014 по делу №10595/04-2014:

1) признать действия ОАО «Российские железные дороги», выразившиеся в направлении в адрес ОАО «Ульяновская сетевая компания» проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 1783-01-14/тп, не соответствующего требованиям законодательства, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2) прекратить производство по делу в отношении ОАО «РЖД» в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства.

3) передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным решением заинтересованного лица от 31.03.2014 по делу № 10595/04-2014, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.  

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правильно применил нормы  материального  права  и при этом  обоснованно исходил  из  следующего.

Управление верно учло, что согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях, услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее– Закон об электроэнергетике) услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности, или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Из смысла указанных норм следует, что потребность в технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче электрической энергии. Технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии и осуществляется силами сетевой организации.

Таким образом, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии и охватываются единой сферой обращения товара - рынком услуг по передаче электрической энергии. При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.  

В соответствии с частью 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

ОАО «РЖД», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, приказом от 24.12.2003 № 108-э/16 Федеральной службы по тарифам включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 71.1.15.

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей, таким образом, на ОАО «РЖД» распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ОАО «УСК» 15.05.2012 обратилось в адрес ОАО «РЖД» (Филиал ОАО «РЖД» Куйбышевская железная дорога) с заявкой на технологическое присоединение дополнительного объема мощности с приложением необходимых документов. Данное письмо получено 30.05.2012 (вх. №7/3271).

Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, которые определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - Правила №861).

На момент направления заявки ОАО «УСК» действовали Правила №861 в редакции постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178.

Согласно п. 9 Правил №861 в заявке, направляемой заявителем должны быть в зависимости от конкретных условий указаны следующие сведения: а) реквизиты заявителя (для юридических лиц - полное наименование и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации); б) наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации; в) место нахождения заявителя; г) максимальная мощность энергопринимающих устройств и их технические характеристики, количество, мощность генераторов и присоединяемых к сети трансформаторов; д) количество точек присоединения с указанием технических параметров элементов энергопринимающих устройств; е) заявляемый уровень надежности энергопринимающих устройств; ж) заявляемый характер нагрузки (для генераторов - возможная скорость набора или снижения нагрузки) и наличие нагрузок, искажающих форму кривой электрического тока и вызывающих несимметрию напряжения в точках присоединения; з) величина и обоснование величины технологического минимума (для генераторов), технологической и аварийной брони (для потребителей электрической энергии); и) сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям); к) поэтапное распределение мощности, сроков ввода и сведения о категории надежность электроснабжения при вводе

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 по делу n А65-22595/2010. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также