Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2014 по делу n А55-26881/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

01 декабря 2014 года                                                                                  Дело № А55-26881/2013

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2014 года

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кувшинова В.Е., судей Драгоценновой И.С., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,

с участием в судебном заседании:

представителя общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания №2 жилищно-коммунального хозяйства» - Малышевой Е.П. (доверенность от 29 октября 2014 года № 312),

представителя Мэрии городского округа Тольятти в лице Департамента городского хозяйства – Дорониной С.А. (доверенность от 30 декабря 2013 года № 11106/1),

рассмотрев в открытом судебном заседании 19 - 26 ноября 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Мэрии городского округа Тольятти

на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2014 года по делу №А55-26881/2013 (судья Матюхина Т.М.),

принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания №2 жилищно-коммунального хозяйства» (ОГРН 1066320068924, ИНН 6321165830), Самарская область, г.Тольятти,

к Мэрии городского округа Тольятти в лице Департамента городского хозяйства, Самарская область, г.Тольятти,

об оспаривании отказа в заключении договора на предоставление субсидии,

УСТАНОВИЛ: 

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания №2 жилищно-коммунального хозяйства» (далее – истец, общество, ООО «УК №2 ЖКХ») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Мэрии городского округа Тольятти в лице Департамента городского хозяйства (далее – ответчик, администрация) о признании недействительным отказа от заключения договора на предоставление субсидий, выразившегося в письме от 15.10.2013 № 2842/41 и обязать Департамента городского хозяйства заключить с ООО «УК №2 ЖКХ» договор на предоставление субсидии в сумме 31 929 883 руб. (т. 1 л.д. 2-5).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.03.2013 по делу № А55-26881/2013 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным отказ Мэрии городского округа Тольятти в лице Департамента городского хозяйства от заключения договора на предоставление субсидий в части возмещения затрат, связанных с капитальным ремонтом общего имущества многоквартирных домов городского округа Тольятти.

Суд обязал Мэрию городского округа Тольятти по вступлении решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем принятия решения о заключении с ООО «Управляющая компания №2 жилищно-коммунального хозяйства» договора на предоставление субсидий на сумму 31 929 883 рублей (т. 1 л.д. 172-174).

В апелляционной жалобе  Мэрия городского округа Тольятти просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 3 л.д.4-12, 19-27).

Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее (т.3 л.д.45- 47).

Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 в составе председательствующего судьи Семушкина В.С., судей Кувшинова В.Е. и Драгоценной И.С., судебное разбирательство отложено на 19.11.2014. Суд предложил обществу представить документы, подтверждающие выполнение работ по установке общедомовых приборов учета, обосновывающие заключение договора на предоставление субсидии.

Суд предложил Мэрии представить документы, которые были представлены истцом вместе с заявлением о предоставлении субсидии (т.3 л.д.82).

Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2014 дело № А55-26881/2013 перераспределено от судьи Семушкина В.С. к судье Кувшинову В.Е., в связи с предстоящей госпитализацией судьи Семушкина В.С. (т.3 л.д.85).

Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 в состав суда включена судья Холодная С.Т.

В судебном заседании представитель администрации поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.

Представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 19.11.2014 до 14 час. 40 мин. 26.11.2014, после перерыва рассмотрение дела продолжено.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ООО «УК №2 ЖКХ» является управляющей организацией, оказывает услуги по содержанию и управлению жилищным фондом на территории г.о. Тольятти.

24.09.2013 общество обратилось с заявлением №2533 в мэрию о заключении договора на предоставление субсидий, с приложением проекта договора субсидии в двух экземплярах (т.1 л.д.8).

Письмом от 15.10.2013 №2842/41 Мэрией г.о. Тольятти отказано обществу в предоставлении субсидии. В письме указано, что ранее обществом подавалась заявка о предоставлении субсидии, письмом от 28.06.2012 №6268/1 общество извещено об отказе в представлении субсидии (т.1 л.д.9).

Отказ в заключении договора, послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, неполно выяснил обстоятельства, имеющих значение для дела и неправильно применил нормы материального права.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Суд первой инстанции, удовлетворяя обществу заявленные требования, исходил из того, что ответчик, игнорируя заявление о заключении договора субсидии и ссылаясь на поданную в 2012 заявку, фактически уклонился от принятия решения по заключению договора субсидии в отсутствие предусмотренных законом оснований. Мэрия г.о. Тольятти аргументируя фактический отказ, ссылается на заявки от 15.08.2011 (№ 2480) и от 27.04.2012 (№1012) на предоставление субсидий в сумме 35 251 731,24 руб. В заявлении, поданном ООО «УК №2 ЖКХ» 24.09.2013 (Исх. № 2533) и приложенным к нему документам (договор, отчеты), установлена иная сумма денежных средств - 31 929 883 руб., что свидетельствует об иных основаниях для подачи заявления. Доказательств обратного орган местного самоуправления не представил. Заявитель предоставил ответчику расчеты, подтвержденные первичными документами, необходимыми и достаточными для расчета превышения стоимости фактического потребления услуг над стоимостью, начисленной по нормативам.  Расчет заявителя подтвержден данными о фактическом потреблении, предоставленными ресурсоснабжающими организациями по каждому многоквартирному дому в отдельности, что полностью соответствует Правилам предоставления коммунальных услуг в РФ. Именно эти документы требуются для предоставления субсидии согласно пункта 7 Порядка.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции удовлетворяя обществу заявленные требования,  не учел следующие обстоятельства.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в целях реализации мероприятий по переходу на отпуск коммунальных услуг потребителям по приборам учета, Постановлением Правительства Самарской области от 27.03.2009 № 191 (утратил силу с 01.01.2014) утверждена «Областная целевая адресная программа «Поэтапный переход на отпуск коммунальных услуг потребителям по приборам учета» на 2009-2015 годы», которой предусмотрено предоставление за счет средств областного бюджета субсидий местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств по проведению работ по установке общедомовых приборов учета потребления воды, тепловой энергии, электроэнергии, а также работ по оптимизации энергоресурсосбережения многоквартирных домов в части реконструкции подводящих и внутри домовых инженерных коммуникаций (раздел «Система программных мероприятий»). При этом, субсидии предоставляются при наличии адресной программы муниципального образования.

Во исполнение указанной программы постановлением Мэрии городского Тольятти от 06.05.2009 № 1041-п/1 утверждена «Долгосрочная программа «Поэтапный переход на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах городского округа Тольятти на 2009-2015 годы» (далее - муниципальная программа), к задачам которой отнесено обеспечение приборного учета потребления коммунальных ресурсов (тепловая энергия, горячая и холодная вода) в многоквартирных домах городского округа (раздел 2 «Основные цели и задачи»). Основные мероприятия на 2009-2015 годы предусмотрены в Приложениях № 1-7 к указанной программе.

Разделом 5 «Ресурсное обеспечение Программы» предусмотрено, что ее реализация осуществляется за счет средств бюджета городского округа Тольятти, в том числе с учетом планируемых к поступлению в соответствии с действующим законодательством в бюджет городского округа Тольятти средств вышестоящих бюджетов, а также за счет внебюджетных средств. Вторым этапом предусмотрена установка общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды в полном соответствии с подготовленными и согласованными в установленном порядке проектами. Финансирование данных работ осуществляется из средств) городского   округа   Тольятти,   бюджета   Самарской   области   и средств собственников помещений (потребителей).

Согласно Приложения № 2 к программе на 2010 год  предусмотрено  оснащение  коллективными  (общедомовыми) приборами учета  коммунальных  услуг:  теплоснабжение,  горячего и холодного водоснабжения с использованием источников финансирования: местный бюджета и потребители.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что в 2010 году программой не предусматривалось   проведение  и  финансирование  реконструкции внутридомовых систем, а также то, что мэрия городского округа Тольятти не возлагала на управляющие компании обязательств по реконструкции внутридомовых систем тепло- и водоснабжения (перекладка транзитных трубопроводов) и финансированию данных работ.

В силу статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в целях создания условий управления многоквартирными домами органы местного самоуправления предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо    жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.

В соответствии с указанной нормой ЖК РФ принято постановление городского округа Тольятти от 16.09.2008 № 2360-п/1 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям - производителям работ в целях возмещения затрат по капитальному ремонту жилищного фонда в городском округе Тольятти» (далее - Порядок о субсидиях), а целях реализации муниципальной программы в данный порядок внесены изменения постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 25.11.2009 № 2619-п/1,  предусматривающие предоставление субсидий на установку коллективных (общедомовых) приборов учета.

Нормативно-правовой акт о предоставлении субсидий на возмещение по реконструкции внутридомовых систем тепло- и водоснабжения перекладка транзитных трубопроводов) мэрий городского округа Тольятти не принимался.

Из материалов дела видно, что ООО «УК №2 ЖКХ» обратилось в Мэрию г.о.Тольятти с заявлением от 15.08.2011 №2480 на предоставление  субсидии  в  размере  35 251 731,24  руб. для возмещения затрат по капитальному ремонту общего имущества (т.1 л.д.40-42).

Письмом от 24.08.2011 Мэрия сообщила, что заявка принята к рассмотрению для включения в проект бюджета на 2012 год (т.1 л.д.43).

ООО «УК №2 ЖКХ» обратилось в Мэрию г.о.Тольятти с заявлением от 27.04.2012 №1012 на предоставление субсидии в размере  35 251 731,24  руб. для возмещения затрат по капитальному ремонту общего имущества (т.1 л.д.44-48).

Уведомлением от 14.06.2012 № 1343/4.1-0 Мэрия сообщила, что в предоставлении субсидии на установку общедомовых приборов учета отказано, в связи с тем, что на указанных в заявке многоквартирных домах общедомовые приборы учета установлены и находятся в коммерческой эксплуатации (т.1 л.д.49).

Письмом от 28.06.2012 №6268/1 Мэрией

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2014 по делу n А49-6654/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также