Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2014 по делу n А55-7985/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

01 декабря 2014 года                                                                                  Дело № А55-7985/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2014 года

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кувшинова В.Е., судей Терентьева Е.А., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,

с участием в судебном заседании:

представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области – Борисовой Е.В. (доверенность от 25.01.2013 № 63 АА 1586804),

представителей закрытого акционерного общества «Торговый дом ОАТ» - Иванова Д.А. (доверенность от 10.04.2014 № 79), Горшкова С.А. (доверенность от 10.01.2014 № 39),

представитель Мэрии г.о. Тольятти - не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 ноября 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 сентября 2014 года по делу                № А55-7985/2014 (судья Агеенко С.В.),

по заявлению закрытого акционерного общества «Торговый дом ОАТ» (ОГРН 1036301033779, ИНН 6321083666), Самарская область, г. Тольятти,

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), г. Самара,

третье лицо: Мэрия г.о. Тольятти, Самарская область, г. Тольятти,

о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ: 

закрытое акционерное общество «Торговый дом ОАТ» (далее – заявитель, общество, ЗАО «ТД ОАТ») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области (далее - кадастровая палата, ФГБУ «ФКП «Росреестра») о признании незаконным решения об отказе в учете изменений от 29.01.2014 № 63-00-119/14-17955 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия в течение 20 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда решения о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102160:616 (т. 1 л.д. 2-4).

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Мэрию г.о. Тольятти.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.09.2014 по делу № А55-7985/2014 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области об отказе в учете изменений от 29.01.2014 № 63-00-119/14-17955.

Суд обязал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения (т. 3 л.д.68-70).

В апелляционной жалобе кадастровая палата просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 3 л.д.86-91).

Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в пояснении по делу.

Мэрия отзыв на апелляционную жалобу не представила.

На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя мэрии, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель кадастровой палаты поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.

Представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве на нее.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, пояснении по делу и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ЗАО «ТД ОАТ» на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 5 092 кв.м. с кадастровым номером 63:09:0102160:616, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Борковская, д. 11, кор. 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АД № 129672 от 30.07.2009 (т.1 л.д. 105).

Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (т.1 л.д. 102-103).

На указанном земельном участке расположен объект недвижимости - здание - магазин по продаже автомобилей, принадлежащей заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АА № 606189 (т.1 л.д. 106).

23.10.2013 заявитель обратился к кадастровой палате с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с «дальнейшей эксплуатации производственной базы» на «объекты торговли и склады» .

Решением от 29.01.2014 № 63-00-119/14-17955 кадастровая палата отказала заявителю в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (т.1 л.д. 5-6).

Основанием для принятия данного решения послужило непредставление заявителем документа, подтверждающего отнесение данного земельного участка к определенной зоне и устанавливающий вид разрешенного использования в соответствии с Правилами застройки и землепользования городского округа Тольятти Самарской области, утвержденными Решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 № 1059.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования частично, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение дела и неправильно применил нормы материального права.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Суд первой инстанции удовлетворяя обществу заявленные требования исходил из того, что с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве (часть 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ).

Орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом, а также документы, которые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 4 статьи 21 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ).

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимым для кадастрового учета документом является, в том числе, копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пунктом 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Буквальное толкование вышеуказанных положений Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ позволяет суду сделать вывод о том, что в случае обращения правообладателя с заявлением об учете изменений вида разрешенного использования земельного участка орган кадастрового учета должен самостоятельно запросить документы, подтверждающие в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции сделал вывод, что оспариваемое решение кадастровой палаты является незаконным.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции удовлетворяя обществу заявленные требования, не учел следующие обстоятельства.

Согласно подп. 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 14 часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон № 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе, разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.

Из материалов дела видно, что 23.10.2013 заявитель обратился в орган кадастрового учета с заявлением № 63-0-1-45/3201/2013-3198 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102160:616 с «дальнейшей эксплуатации производственной базы» на «объекты торговли и склады».

Ввиду того, что не был представлен документ, подтверждающий отнесение данного земельного участка к определённой зоне и устанавливающий вид разрешенного использования в соответствии с Правилами застройки и землепользования г.о. Тольятти Самарской области, утвержденными Решением Думы г.о. Тольятти от 24.12.2008 № 1059, органом кадастрового учёта принято решение от 29.10.2013 № 63-00- 119/13239258 о приостановлении осуществления кадастрового учёта в соответствии с пунктом

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2014 по делу n А65-10983/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также