Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2014 по делу n А55-13262/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected].

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

12 ноября 2014 г.                                                                                  Дело № А55-13262/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 10 ноября 2014 г.

Постановление в полном объеме изготовлено: 12 ноября 2014 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,

судей Апаркина В.Н., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,

с участием:

от заявителя – Кашелкин Н.А., доверенность от 10 декабря 2013 г. № 185/Д,

от ответчика – Полинарова О.Б., доверенность от 31 декабря 2013 г. № 56/14,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Тольяттикаучук» на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 сентября 2014 г. по делу № А55-13262/2014 (судья Мехедова В.В.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тольяттикаучук» (ИНН 6323049893, ОГРН 1026301984862), г. Тольятти, Самарская обл.,

к Государственному учреждению - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 12, г. Тольятти, Самарская обл.,

о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Тольяттикаучук» (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения № 16осс Филиала № 12 ГУ - Самарского РО Фонда социального страхования РФ (далее ответчик) от 11.02.2014 г.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 01 сентября 2014 г. по делу № А55-13262/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела и просит удовлетворить заявленные требования.

Ответчик считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.

Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, по результатам документальной выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством  в отношении общества с ограниченной ответственностью «Тольяттикаучук», Филиалом № 12 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ был составлен акт № 548 осс/расх. от 05.12.2013 г.  и вынесено решение № 16 осс  о не принятии к зачету расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательства и иных нормативно-правовых актов по обязательному социальному страхованию, в соответствии с частью 4 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Согласно части 1 статьи 54 и статьи 55 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, общество с ограниченной ответственностью «Тольяттикаучук» направило жалобу № 59 от 26.02.2014г. в вышестоящий орган страховщика - Государственное учреждение Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, которая была рассмотрена комиссией и оставлена без удовлетворения, о чем было сообщено исх.№ 05-20/05-1758 от 22.04.2014 г.

По пункту 3 обжалуемого решения заинтересованным лицом установлено, что страхователем - ООО «Тольяттикаучук» в проверяемом периоде с 01.01.2010 г. по 31.12.2012 г. произведены расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, с нарушением законодательства в сумме 2 488, 52 руб., в частности оплата 4-ех дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом произведена страхователем исходя из продолжительности рабочего дня сверх установленной законодательством нормы (застрахованным лицам Кузнецовой Т.Ю., в июле 2011 г. оплачено за 48 часов, Белоусовой Е.С. в январе 2012 г. оплачено за 36 часов, а следовало соответственно за 32 часа).

Оспаривая данный вывод ответчика, заявитель ссылается на ст.104 Трудового кодекса РФ, согласно которой сотруднику  установлен график с продолжительностью рабочей смены более 8 часов, оплате подлежат все количество рабочих часов смены, когда сотрудник отсутствовал на работе в связи с предоставлением ему дополнительного выходного дня по уходу за ребенком-инвалидом.

Арбитражный суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя по следующим основаниям.

Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо, разделены ими между собой по их усмотрению, (ст. 262 ТК РФ).

Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка (ст. 262 ТК РФ, ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», Постановление Минтруда России, ФСС России от 04.04.2000 № 26/34 «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами») (вместе с разъяснением Минтруда России, ФСС России от 04.04.2000 № 3/02-18/05-2256); письма ФСС России от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985, от 15.08.2011 № 14-03-11/08-8158, от 05.05.2010 № 02-02-01/08-2082, письмо Минфина России от 12.12.2007 № 03-04-05-01/407).

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (ч. 17 ст. 37) определил, что с 1 января 2010 г. финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС России.

Оплата таких выходных должна производиться в размере и порядке, которые установлены федеральными законами. Поскольку в настоящее время отсутствует данный закон, вопрос регулируется совместным разъяснением Минтруда и ФСС РФ от 04.04.2000 № 3/02-18/05-2256 «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами», утв. Постановлением Минтруда России и ФСС РФ от 04.04.2000 N 26/34. (далее - Разъяснения).

Оплата каждого дополнительного выходного дня работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами до достижения ими возраста 18 лет производится в размере дневного заработка за счет средств ФСС РФ (п. 10 Разъяснения). В соответствии с п. 10 указанного Разъяснения при суммированном учете рабочего времени средний дневной заработок, оплачиваемый за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов, подлежащих оплате.

Несмотря на то, что социальные пособия рассчитываются в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, установленным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375, ФСС РФ разъяснил (письмо от 05.05.2010 № 02-02-01/08-2082, Приложение № 8), что дневной заработок для этой выплаты следует считать в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ

от 24.12.2007 № 922( далее - Положение от 24.12.2007 № 922) .

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 14.09.2009 № 731 «Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона «О страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» право издавать разъяснения по применению законодательства Российской Федерации о страховых взносах предоставлено Министерству сохранения и социального развития Российской Федерации (в настоящее время после изменения наименования - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации).

Министерство  труда  и   социальной   защиты   Российской   Федерации  осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, осуществляет руководство и контроль деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, в том числе федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации. (Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации»)

В соответствии с п. 4 данного Положения от 24.12.2007 № 922  расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.

Единый порядок исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, установлен статьей 139 Трудового кодекса РФ.

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного статьей 139 Трудового кодекса РФ, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В данном случае нормой ТК РФ, также подтверждается законность применение при особенности порядка исчисления средней заработной платы, указанного в Положении. Исчисление среднего заработка производится в следующей последовательности: определяется расчетный период; определяются выплаты, учитываемые при расчете; рассчитывается средний заработок.

Расчетный период для всех случаев исчисления среднего заработка определен как 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата (п. 4 Положения от 24.12.2007 № 922). При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. В частности, к таким выплатам относятся заработная плата, надбавки и доплаты, премии и вознаграждения, а также другие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда (п. 2 Положения от 24.12.2007 № 922).

Для расчета среднего заработка необходимо средний дневной заработок умножить на количество дней, подлежащих оплате.

В соответствии со ст. 104 ТК суммированный учет рабочего времени вводится тогда, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени. Суммированный учет вводится с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года. (ч. 2 ст. 91 ТК РФ).

Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной  категории работников  еженедельной  продолжительности  рабочего  времени.

Использование в трудовом праве такого института, как суммированный учет рабочего времени, предполагает почасовой учет рабочего времени, когда фактически отработанное время учитывается в часах, а не днях, как при поденном учете, что подтверждается Решением Верховного Суда РФ от 30.08.2006 № ГКПИ06-632. Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 № 588н. Данный Порядок предусматривает, что норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы смены): при 40-часовой рабочей неделе - восемь часов; при продолжительности рабочей недели менее 40 часов - количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на пять дней.

При расчете оплаты дополнительного выходного дня для ухода за детьми-инвалидами работникам, при суммированном учете рабочего времени средний дневной заработок, оплачиваемый за счет средств социального страхования, должен определяться путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов, подлежащих оплате, исходя из нормы рабочего времени, но не

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2014 по делу n А72-9452/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также