Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2014 по делу n А55-1473/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

27 октября 2014 года                                                                           Дело А55-1473/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена     20 октября 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено       27 октября 2014 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Филипповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,

с участием:

от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области – представителя Притулиной Е.А. (доверенность № 5 от 09.01.2014),

от общества с ограниченной ответственностью «Творческая мастерская заслуженного архитектора А.Н. Герасимова» - представителя Дмитриевой Н.В. (доверенность №-1-юр от 19.03.2014),

от Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу – представитель не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 августа 2014 года по делу № А55-1473/2014 (судья Медведев А.А.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Творческая мастерская заслуженного архитектора А.Н. Герасимова», г. Самара,

к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу, г. Нижний Новгород,

об оспаривании действий и решений,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Творческая мастерская заслуженного архитектора А.Н. Герасимова» обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором, с учетом принятого судом в соответствии с частью 1 статьи 49 АПК РФ уточнения предмета заявленных требований, просило суд признать незаконным предписание от 25 октября 2013 года № 14/92, выданное Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство) юридическому лицу - ООО «Творческая мастерская заслуженного архитектора А.Н. Герасимова» .

Решением Арбитражного суда Самарской области от 15 августа 2014 года заявленные требования удовлетворены, признано незаконным предписание от 25 октября 2013 года № 14/92, выданное Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области юридическому лицу - ООО «Творческая мастерская заслуженного архитектора А.Н. Герасимова». Министерству вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав ООО «Творческая мастерская заслуженного архитектора А.Н. Герасимова» в соответствии с действующим законодательством.

Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на законность выданного предписания,  просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 15 августа 2014 года по делу № А55-1473/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе  в удовлетворении требований общества.

В судебном заседании представитель Министерства доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить, дополнительно сославшись на  наличие судебных споров по делам А55-12848/2014, А55-361/2014.

Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения, решение суда первой инстанции - без удовлетворения.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Творческая мастерская заслуженного архитектора А.Н. Герасимова» (ООО «ТМ А.Н. Герасимова») является арендатором участка лесного фонда общей площадью 0,81 га, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, Красноярское лесничество, Большецаревщинское участковое лесничество, квартал № 77, выделы 16, 17, на основании договора аренды лесного участка от 28.08.2009 № 216/07, для осуществления рекреационной деятельности, связанной с предпринимательской деятельностью юридического лица.

На основании распоряжения Министра лесного хозяйства от 27.09.2013 № 576 должностными лицами Министерства лесного хозяйства  в период 07-25 октября 2013 года была проведена проверка соблюдения  ООО «ТМ А.Н. Герасимова»  обязательных требований  в сфере лесного законодательства, в области охраны  окружающей среды.

По результатам плановой проверки составлен Акт № 14/п-92 от 25.10.2013, юридическому лицу выдано предписание № 14/92 от 25.10.2013, составлен протокол от 25.10.2013 № 14/2013-99 в отношении должностного лица - заместителя директора ООО «ТМ А.Н. Герасимова» Герасимова Д.А. об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.9 КоАП РФ.

Согласно акту проверки от 25.10.2013 № 14/П-92, 21.10.2013 старшим государственным лесным инспектором Самарской области Вагановым В.А., государственным лесным инспектором Самарской области Ямушевым В.Н. осмотрен арендуемый ООО «ТМ А.Н. Герасимова» лесной участок, расположенный по адресу: Большецаревщинское участковое лесничество, квартал № 77, выделы 16, 17 общей площадью 0,81 га. Участок арендуется в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу (приказ об утверждении заключения государственной экспертизы от 27.04.2011 № 115). Арендованный участок частично огорожен изгородью из плетня и сетки «рабица», проход на огороженную часть участка осуществляется через ворота, расположенные с северной стороны лесного участка. На воротах установлена предупреждающая надпись о проведении строительных работ. Часть арендованного участка площадью 925 кв.м. не огорожена и арендатором фактически не используется. Установлено, что площадь используемого лесного участка, а также его границы соответствуют данным земельного кадастра и проекту освоения лесов.

Вместе с тем, установлено, что конфигурация лесного участка, указанная на схеме расположения лесного участка (приложение № 1 к договору аренды лесного участка от 28.08.2009г. № 216/07), не соответствует конфигурации лесного участка, сформированного и согласованного с департаментом лесного хозяйства и впоследствии поставленного на государственный кадастровый учёт с кадастровым номером 63:26:1801031:221.

По мнению проверяющих, причина данного несоответствия следующая: при проведении землеустроительных работ (межевании) кадастровые инженеры выявили, что с восточной и юго-восточной сторон арендуемого лесного участка смежные с ним земельные участки ранее поставлены на кадастровый учёт, информация о них в государственном лесном реестре не отражена, и во избежание наложения границ смежных участков конфигурация вновь формируемого участка изменилась, площадь же соответствует предоставленной в аренду, т.е. 0,81 га. С северной стороны лесного участка, где расположены ворота, забор выходит за пределы предоставленного в аренду лесного участка, при этом площадь занятого без специальных разрешений участка лесного фонда составляет 585,0 кв. метров.

По результатам проведенного административного расследования административным органом заявителю было выдано предписание № 14/92 от 25.10.2013 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, которым заявителю предписано в срок до 25.04.2014г. пользование участком лесного фонда в выделах 16,17 квартала № 77 Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества привести в соответствие с лесным законодательством и проектом освоения лесов посредством демонтажа забора, установленного за пределами предоставленного в аренду лесного участка.

В качестве оснований вынесения предписания (ссылок на нарушен­ные нормативные правовые акты) в предписании указываются статья 9, п. 4 статьи 41, статья 94 Лесного кодекса РФ, пункт 2 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утверждённых Прика­зом Федерального агентства лесно­го хозяйства от 21.02.2012г. № 62.

Не согласившись с вынесенным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.

Удовлетворяя заявленные обществом требования, арбитражный суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии со ст.9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно п. 4 ст.41 ЛК РФ для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.

В соответствии со ст.94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

Согласно п.2 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012г. №62, для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.

Между тем, Акт проверки № 14/п-92 от 25.10.2013г. не содержит ссылок на вышеперечисленные правовые нормы, а также не содержит описания их нарушения заявителем.

Требования, изложенные в указанном предписании органа контроля, не соответствуют вышеуказанным выводам, изложенным в акте проверки, согласно которым установлено, что площадь используемого лесного участка, а также его границы соответствуют данным земельного кадастра и проекту освоения лесов.

В отзыве на заявление Министерство указывало, что оспариваемым предписанием на заявителя возложена обязанность демонтировать забор, поскольку в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и не древесных лесных ресурсов.

Арбитражный суд правомерно признал доводы ответчика необоснованными, поскольку ни Акт проверки № 14/п-92 от 25.10.2013г., ни оспариваемое предписание № 14/92 от 25.10.2013 не содержат ссылок на нарушение заявителем ст.11 ЛК РФ, а также на какую-либо связь между возложением на заявителя обязанности демонтировать забор и препятствием доступу граждан на лесные участки.

Кроме того, в отношении забора в акте проверки указано, что арендованный участок частично огорожен изгородью из плетня и сетки «рабица», проход на огороженную часть участка осуществляется через ворота, расположенные с северной стороны участка.

Таким образом, на арендованный участок имеется свободный доступ для граждан, и предусмотренное ст. 11 ЛК РФ права граждан на свободное и бесплатное пребывание в лесах заявителем не нарушено.

В соответствии с пп. "з" п. 8 Положения об осуществлении Федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, указанных в абзацах первом и втором пункта 3 настоящего Положения, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

Между тем, Акт проверки № 14/п-92 от 25.10.2013г. не установил нарушения какой-либо правовой нормы, что требовало бы устранения нарушения.

При этом приведенные в предписании № 14/92 от 25.10.2013 правовые нормы выражают основные принципы лесного законодательства и не могут быть нарушены действиями (бездействием) заявителя.

Доказательства того, что заявителем нарушается принцип платности использования лесов в Российской Федерации или порядок возникновения и прекращения права аренды лесных участков, в материалах дела отсутствуют. Иные правовые нормы, нарушенные, по мнению ответчика, заявителем, в оспариваемом предписании отсутствуют.

Предписание № 14/92 от 25.10.2013 содержит немотивированное требование о демонтаже забора, установленного за пределами предоставленного в аренду лесного участка.

Как следует из материалов дела, 28.08.2009 года на основании между Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и ООО «ТМ А.Н. Герасимова» был подписан договор аренды лесного участка № 216/07, согласно которому лесной участок из земель лесного фонда с номером учетной записи в государственном лесном реестре 100-2009-04, имеющий местоположение: Самарская область, Красноярский район, Красноярское лесничество, Болынецаревщинское участковое лесничество, квартал № 77, выделы № 16, 17 в границах, указанных в плане лесного участка, общей площадью 0,81 га предоставлен третьему лицу в аренду для осуществления рекреационной деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 72 ЛK РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, который осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".

В 2010г. с целью постановки на кадастровый учет заинтересованным лицом (Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области) было проведено межевание предоставленного в аренду заявителю лесного участка, что подтверждается межевым планом, в п. 3 титульного листа которого указано, что заказчиком кадастровых работ является Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды.

При

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2014 по делу n А55-6099/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также