Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 по делу n А55-13029/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected].

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

24 октября 2014 года.                                                                         Дело № А55-13029/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2014 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бажана П.В.,

судей Рогалевой Е.М., Кузнецова В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Коминой Т.Н.,

с участием:

от заявителя - Гусева А.А., доверенность от 17 октября 2014 года, директор Скворцов О.И., паспорт,

от ответчика - Яковенко М.Д., доверенность от 10 января 2014 года № 2,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Самарской области (Управление Россельхознадзора по Самарской области) на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 августа 2014 года по делу № А55-13029/2014 (судья Корнилов А.Б.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Траст», город Самара,

к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Самарской области (Управление Россельхознадзора по Самарской области), город Самара,

о признании недействительными распоряжения, предписания и действий,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Траст» (далее - заявитель, общество) с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Самарской области (далее - Управление Россельхознадзора, административный орган) о признании недействительными распоряжения о проведении проверки от 11.04.2014 г. № 144/2-20 и предписания об устранении нарушений ветеринарного законодательства, выявленных в результате проверки от 07.03.2014 г. № 46/2-20, а также о признании незаконными действий Управления Россельхознадзора по проведению внеплановой проверки от 07.03.2014 г., оформленные актом проверки № 46/2-20.

Решением суда заявленные обществом требования удовлетворены полностью.

Управление Россельхознадзора, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просил и представитель административного органа.

Представители общества в судебном заседании, апелляционную жалобу отклонили по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и считают решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, согласно п. 5 распоряжений Заместителя Председателя Правительства РФ от 24.10.2012 г. № 2 и от 18.09.2013 г. № 2, а также исполнения приказов Руководителя Россельхознадзора от 12.11.2012 г. № 569 в соответствии с распоряжением № 522/2-20 от 31.10.2013 г. Управлением Россельхознадзора была проведена внеплановая выездная проверка ООО «Траст», а по её результатам составлен акт от 18.11.2013 г. № 522/2-20, в котором указано, что мясопродукты хранятся в холодильных камерах вплотную к стене; не предоставлены результаты лабораторных исследований качества проведенных дезинфекций в холодильных камерах; полки для хранения мяса в холодильной камере № 3 сделаны из материала, плохо поддающегося мойке и дезинфекции; не ведется журнал мойки и дезинфекции производственных помещений с контролем качества дезинфекции, чем нарушения п.п. 5.1, 5.2, 6.7, 7.5, 12.6, 12.22, 10.3 СП 4695-88 «Санитарные правила для холодильников», утвержденных 29.09.1988 г. (далее - Санитарные правила для холодильников), и 18.11.2013 г. обществу было вручено предписание об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения 31.01.2014 г., в соответствии с которым общество обязано выполнить требования Санитарных правил для холодильников.

На основании выданного предписания управление издало распоряжение о проведении внеплановой проверки исполнения предписания № 46/2-20 от 20.02.2014 г., которая была проведена 07.03.2014 г., а её результаты оформлены в акте № 46/2-20.

Как указывает Управление Россельхознадзора, проверкой было выявлено неполное выполнение Санитарных правил для холодильников, а именно обществом не проведены лабораторные исследования микробиологического контроля воздуха в холодильных камерах и не представлены их результаты, а также не проведены лабораторные исследования качества дезинфекции холодильных камер и не представлены их результаты.

По результатам проверки обществу 07.03.2014 г. вновь выдано предписание об устранении выявленных нарушений № 46/2-20 (оспаривается заявителем), а датой исполнения требований предписания указан срок до 10.04.2014 г.

С целью контроля этого предписания, Управлением Россельхознадзора вынесено распоряжение о проведении третьей внеплановой проверки от 11.04.2014 г. № 144/2-20 (оспаривается заявителем).

Считая предписания, распоряжения и действия административного органа незаконными, общество оспорило их в судебном порядке.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно материалов дела, общество оказывает услуги по изготовлению кулинарной продукции по заказам потребителей, в том числе в сложном исполнении и с дополнительным оформлением на предприятии общественного питания, а также реализует кулинарную продукцию вне предприятия.

При осуществлении своей деятельности предприятие руководствуется законодательством РФ, выполняет требования нормативных документов, в том числе ГОСТов и СанПиНов, а на выпускаемую продукцию имеются сертификаты соответствия.

С ноября 2013 г. в ООО «Траст» на основании распоряжений Управления Россельхознадзора по Самарской области проводятся внеплановые проверки. Первоначальная проверка была организована согласно распоряжению Управления от 31.10.2013 г. № 522/2-20 для принятии мер по недопущению распространения заболевания «африканская чума свиней» (далее - АЧС) последующие проверки назначены распоряжением от 20.02.2014 г. № 46/2-20 и распоряжением от 11.04.2014 г. № 144/2-20, как внеплановые для проверки выполнения предписаний.

Прокуратурой Самарской области было внесено представление в связи с нарушением Управлением Россельхознадзора ст. 17 Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при вынесении предписания от 18.11.2013 г. № 522/2-20, однако административный орган не подчинился акту прокурорского реагирования и предписание от 18 11.2013 г. не отменил.

По мнению заявителя, все последующие действия Управления Россельхознадзора нельзя признать правомерными, так как распоряжение от 20.02.2014 г. № 46/2-20, вынесенное на основании уже признанного прокуратурой незаконного предписания от 18.11.2013 г., а поэтому оно автоматически является незаконным, в связи с чем, результаты проверки, проведённой на основании незаконного распоряжения от 20.02.2014 г., закреплённые в акте и в предписании от 07.03.2014 г. не могут быть законными.

Согласно п. 6.7 Санитарных правил для холодильников ничего о качестве дезинфекции не разъясняет, а предусматривает, порядок проведения микробиологического контроля. Рассматривая же п. 12.22 Правил 1988 г., контроль за эффективностью дезинфекции осуществляется лабораторией санэпидстанции, а не сертифицированной ветеринарной лабораторией.

Предписание должностного лица должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, чёткие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, чётким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Управлением Россельхознадзора нарушена ст. 17 Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при вынесении предписаний.

Результаты проверки согласно ч. 2 ст. 20 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», признаются недействительными, если нарушены требования в части основания проведения внеплановой проверки (п. 2 ч. 2 и 3 ст. 10).

Контроль за выполнением ранее выданного предписания может осуществляться, только если предписание об устранении нарушений является законным, если истёк установленный срок для его исполнения. Предписание является законным, если оно выдано уполномоченным органом (должностным лицом) в пределах своей компетенции по осуществлению контроля (надзора) с соблюдением установленного порядка.

Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает, что предписание от 07.03.2014 г. не содержит указания на нарушенные нормы ветеринарного законодательства, а так же недостатки, которые следует устранить при исполнении предписания.

Согласно ст. 15 ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица.

Из анализа материалов дела следует, что предмет внеплановой выездной проверки, указанный в предписании от 07.03.2014 г., не соответствует полномочиям органа государственного контроля (надзора).

Предписания, выданные Управления Россельхознадзора не содержат ссылки на нарушенные нормы ветеринарного законодательства, а так же на недостатки которые следует устранить при исполнении предписания.

Как следует из отзыва Управления Россельхознадзора, основанием проведения внеплановой проверки являлось исполнение поручений Заместителя Председателя Правительства от 24.10.2012 г. № 2, от 18.09.2013 г., а также приказов Руководителя Россельхознадзора от 12.11.2012 г. № 569 (п. 3 ч. 2 ст. 10 ФЗ « О защите прав юридических лиц), однако указанные поручения и приказ были даны с целью проведения мероприятий направленных на недопущение распространения чумы свиней.

Согласно данным сайта Россельхознадзора РФ и материалам из Википедии, в случае появления очага инфекции практикуется тотальное уничтожение больного свинопоголовья бескровным методом, а также ликвидация всех свиней в очаге и радиусе 20 км. от него. Больные и контактировавшие с больными животными подлежат убою с последующим сжиганием трупов. Факторы передачи возбудителя - корм, пастбища, транспортные средства. На расстоянии 10 км. вокруг неблагополучного пункта все свинопоголовье убивают, а мясо перерабатывают на консервы. АЧС - заболевание животных, опасности для человека не представляет.

Правовыми основаниями для проведения проверок по недопущению распространения АЧС являются Закон РФ № 4979-1 от 14.05.1993 г. «О ветеринарии», Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ, «Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов» Приказ МСХ РФ от 16.11.2006 г. № 422 Ветеринарные правила.

Несмотря на это, в оспариваемое распоряжение от 11.04.2014 г., кроме перечисления нормативных актов в качестве правового основания были включены и Санитарные правила для холодильников от 29.09.1988 г.

А при проведении проверок, в том числе по распоряжению от 11.04.2014 г. Управлением Россельхознадзора в качестве задач поставлен контроль за исполнением ветеринарного законодательства РФ, охрана территории Самарской области от заноса и распространения опасных болезней животных (но не Санитарного законодательства).

Полномочиями же за соблюдением санитарного законодательства наделено в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, утв. Приказом от 02.07.2012 г. № 708, в ред. приказов № 570 от 20.08.2013 г., № 730 от 07.10.2013 г., Управление Роспотребнадзора по Самарской области, а не Управление Россельхознадзора по Самарской области. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства осуществляется согласно п. 5.1.1 Положения о Федеральной службе в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. Постановлением Правительства от 30.06.2004 г. № 322.

К санитарному законодательству относятся и Санитарные правила для холодильников от 29.09.1988 г.

Таким образом, Управлением Россельхознадзора при проведении проверок, в том числе последней - 07.03.2014 г., нарушены принципы, закреплённые в п.п. 4, 5 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294 -ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» а именно: обязательность проведения проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц; недопустимость проверок проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами гос. контроля (надзора).

Деятельность общества не связана с разведением, убоем свиней, с производством и реализацией мяса свинины, поскольку общество является заготовочным предприятием общественного питания, что следует из сертификата соответствия по системе сертификации ГОСТ Р.

Согласно Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утверждённой Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства ССР от 21.11.1980 г., Приказу Минсельхоза № 258 от 23.07.2010 г. «Об утверждении правил определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 по делу n А49-234/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также