Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2014 по делу n А72-6665/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: i№[email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

13 октября 2014 года                                                                     Дело № А72-6665/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена    08 октября 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено     13 октября 2014 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Захаровой Е.И., судей  Юдкина А.А.,  Драгоценновой И.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,

с участием:

от заявителя – представителя  администрации города Ульяновска – Кулагиной Ю.Н. (доверенность № 116-01-12 от 25.09.2014),

от 1-го заинтересованного лица – представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - не явился, извещено,

от 2-го заинтересованного лица - представитель  Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска - не явился, извещен,

от 3-го заинтересованного лица - представителя Ульяновской городской думы – Горюнова А.П. (доверенность № 01-320 от 13.02.2014),

         рассмотрев в открытом судебном заседании 08.10.2014 в помещении суда       апелляционную жалобу администрации города Ульяновска

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12 августа 2014 года по делу № А72-6665/2014 (судья Коннова О.В.), принятое по заявлению администрации города Ульяновска (ОГРН 10273001171446; ИНН 7303014573), г.Ульяновск,

с участием заинтересованных лиц: 1)Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск, 2)Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска, г.Ульяновск, 3)Ульяновской городской думы, г.Ульяновск,

о признании незаконным решения от 25.03.2014 по делу № 10183/04-2013,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Администрация города Ульяновска (далее – заявитель)  обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением  о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее –заинтересованное лицо, Управление, УФАС по Ульяновской области) от 25.03.2014 по делу № 10183/04-2013 (т.1 л.д. 2-5).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.08.2014 в удовлетворении заявления отказано  (т.4, л.д. 61-63).

Не согласившись с выводами суда, администрация города Ульяновска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 12.08.2014 отменить   принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления (т.4, л.д.68-69).

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу по  основаниям, изложенным в ней. 

Представитель 3-го заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда от 12.08.2014 отменить, апелляционную жалобу -   удовлетворить.

Представители  1-го и 2-го заинтересованных лиц  в судебное заседание не явились, извещены.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей  1-го и 2-го заинтересованных лиц,  которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителей заявителя  и 3-го заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 29.08.2013 в Управление поступило обращение Председателя правления инициативной группы многодетных родителей Товарищества индивидуальных застройщиков «Семейный квартал» по вопросу незаконности представления Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска (далее – Комитет) субсидий на возмещение затрат, связанных с содержанием сооружений инженерной защиты, и затрат, связанных с содержанием автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в 2013 году.

Приказом руководителя Управления от 30.09.2013 № 253 возбуждено дело по признакам нарушения администрацией города Ульяновска части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.06.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ), выразившегося в принятии постановления от 13.06.2013 № 2500 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с содержанием, ремонтом и капитальным ремонтом автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в 2013 году», не соответствующего требованиям Закона № 135-ФЗ и Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ).

Решением Управления от 25.03.2014 по делу № 10183/04-2013 постановление администрации города Ульяновска от 13.06.2013 № 2500 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с содержанием, ремонтом и капитальным ремонтом автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в 2013 году» признано противоречащим части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, материалы дела переданы должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным решением, администрация города Ульяновска обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением. 

Администрация считает, что ею не допущено нарушение антимонопольного законодательства:

- из постановления от 13.06.2013 № 2500 не усматривается, что работы, связанные с содержанием, ремонтом, капитальным ремонтом сооружений инженерной защиты, относятся к вопросам местного значения; в силу положений Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в различной форме собственности, вплоть до частной, а к полномочиям органов местного самоуправления отнесены лишь вопросы, связанные с дорогами общего пользования местного значения;

- постановлением не ограничивается круг лиц, имеющих право получить субсидию (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, не определяются вид, объем работ, объекты, на которые будут выделены субсидии, следовательно, нельзя сделать однозначный вывод о субсидировании вопросов местного значения;

- пунктом 18 решения Ульяновской Городской Думы от 28.11.2012 № 193 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотрено предоставление субсидий в целях возмещения;

- на проект постановления дано положительное заключение прокуратуры Ленинского района;

- на момент вынесения спорного решения УФАС по Ульяновской области постановление утратило силу;

- в законодательстве не содержится запрета на субсидирование в порядке статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации по вопросам местного значения; требования к правовым актам, регулирующим предоставление субсидий (ч. 3 ст. 78 Кодекса), соблюдены, публичность и конкурсный отбор при предоставлении субсидий обеспечены.

Администрация считает, что предоставление субсидий в порядке статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации является альтернативным способом обеспечения финансирования, в том числе и вопросов местного значения, а также иных вопросов, которые вправе решать органы местного самоуправления, наряду с закупками для муниципальных нужд.

УФАС по Ульяновской области с вышеуказанными доводами не согласно, считает оспариваемое решение законным и обоснованным, указав в том числе, что аналогичный нормативный правовой акт администрации города Ульяновска, принятый для распределения субсидий на 2014 год, признан недействующим решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25.02.2014, апелляционным определением от 10.06.2014 Ульяновского областного суда данное решение оставлено без изменения.

По мнению антимонопольного органа, выполнение работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них является муниципальной нуждой (в постановлении отсутствует разграничение объектов муниципальной собственности от иных), поэтому размещение муниципального заказа на выполнение данных работ должно осуществляться только на основании положений, предусмотренных Законом № 94-ФЗ. Антимонопольный орган считает, что предоставление субсидий в том порядке, который установлен постановлением от 13.06.2013 № 3500, фактически предусматривает финансирование работ для муниципальных нужд, а критерии отбора хозяйствующих субъектов, определенные пунктом 7 Порядка предоставления субсидии, существенно снижают количество хозяйствующих субъектов, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств, в случае проведения публичной процедуры торгов при размещении заказов на содержание и ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, поскольку не все хозяйствующие субъекты обладают такими критериями. Тот факт, что постановление администрации от 13.06.2013 № 2500 утратило силу, не является основанием для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в силу статьи 48 Закона № 135-ФЗ.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правильно применил нормы  материального права и при этом  обоснованно исходил  из следующего.

В силу части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Пунктом 18 решения Ульяновской Городской Думы от 28.11.2012 № 193 «Об утверждении бюджета муниципального образования «г. Ульяновск» на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотрено предоставление субсидий из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), в частности в случаях возмещения затрат, связанных с содержанием, ремонтом и капитальным ремонтом автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, нормативными правовыми актами администрации города Ульяновска устанавливаются порядки предоставления указанных субсидий.

Администрацией города Ульяновска в соответствии с указанным решением принято постановление от 13.06.2013 № 2500 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с содержанием, ремонтом и капитальным ремонтом автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в 2013 году».

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) дорожная деятельность, понятие которой приведено в пункте 6 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах, в том числе деятельность по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения городского округа.

В силу части 2 статьи 18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков признаются муниципальными нуждами (пункт 2 статьи 3 Закона № 94-ФЗ).

Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 54 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (Закон 94-ФЗ, действовавший на момент принятия вышеуказанного постановления администрации).

В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона № 94-ФЗ во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Применение Закона № 94-ФЗ обязательно при условии использования средств бюджета (федерального, регионального или муниципального), которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, удовлетворение потребностей муниципального образования (муниципальных нужд), в данном случае - содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, должно осуществляться посредством проведения торгов в порядке, предусмотренном Законом № 94-ФЗ.

На основании указанного Порядка в 2013 году из местного бюджета предоставлялись субсидии УМУП «Ульяновскдорремсервис» по соглашениям № 013 от 01.07.2013, № 014 от 08.07.2013, № 016 от 01.08.2013, ООО «Ремстроймост» по соглашениям № 017 от 16.08.2013, № 020 от 19.08.2013, МУП «Дорремстрой» по соглашению № 021 от 06.09.2013 в целях возмещения затрат, возникших в связи с осуществлением работ, связанных с выполнением работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.

Согласно п. 8 Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с содержанием, ремонтом и капитальным ремонтом автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в 2013 году, адресные перечни дорог, требования к качеству выполнения

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 по делу n А65-12285/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также