Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2014 по делу n А65-7055/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

19 сентября  2014 года                                                            Дело № А65-7055/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена    15 сентября  2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено     19 сентября  2014 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Захаровой Е.И., судей  Юдкина А.А.,  Семушкина В.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Загнедкиной Н.Н.,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 15.09.2014 в помещении суда       апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан  от 30.06.2014 по делу № А65-7055/2014 (судья Насыров А.Р.), принятое по заявлению муниципального казенного учреждения! «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", г.Казань,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Диаманд», г.Казань,

 о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ от 05.02.2014 по делу №06-214/2013 и предписания по делу №06-214/2013,

УСТАНОВИЛ:

 

Муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани»   (далее – заявитель) обратилось в  Арбитражный  суд Республики Татарстан  с заявлением (т.1, л.д.  3-6) о признании недействительными решения от 05.02.2014 по делу №06-214/2013 и предписания по делу №06-214/2013, принятые Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее– заинтересованное лицо, антимонопольный орган).

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.04.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не  заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, в порядке ст. 51  АПК РФ, было привлечено общество с ограниченной ответственностью «Диаманд» (далее – третье  лицо).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.06.2014 (т.1, л.д. 142-147) заявление удовлетворено.

Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 30.06.2014 отменить (т.1, л.д. 3-6), принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,  которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, в адрес Татарстанского УФАС России поступило обращение гражданина Казакова М.А.  (вх. №667/ж от 11.07.2013) на действия органов местного самоуправления города Казани в части предоставления земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:1081 площадью 85 202 кв.м. в районе озера Изумрудное в жилом массиве Юдино.

На основании представленных документов антимонопольным органом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:1081, расположенный по адресу: г.Казань, Кировский район, в районе озера Изумрудное, имеет категорию земель— земли населенных пунктов и вид разрешенного использования — природные ландшафты; парки, скверы, набережные; объекты отдыха и туризма, зоопарки, зооуголки; объекты инфраструктуры для отдыха: спасательные станции, сооружения развлекательного назначения, базы проката спортивного инвентаря; нестационарные торговые объекты; объекты благоустройства; ограждения; места для парковки легковых автомобилей; пункты охраны общественного порядка; объекты наружной рекламы.

Вышеуказанный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет 18.05.2011.

Согласно информационному сообщению в газете «Казанские ведомости» от 10.07.2012 №99 (5462), МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета города Казань» на основании постановления руководителя Исполнительного комитета города Казань от 24.05.2006 №982 «О пляжах города Казани», постановления Исполнительного комитета города Казань от 05.05.2011 №2357 «О земельных участках в районе озера Изумрудное в жилом массиве Юдино, подлежащих реализации с аукционных (конкурсных) торгов для организации пляжей», приказа председателя МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета города Казань» от 06.07.2012 №646 провело 10.08.2012 открытые аукционные торги по продаже прав на заключение сроком на пять лет договора аренды земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:1081.

На основании протокола о результатах торгов от 10.08.2012, договора купли-продажи права на заключение договора аренды земельного участка от 17.08.2012 №018, между МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета города Казань» и ООО «Диаманд» заключен договор аренды земельного участка от 07.06.2013 №16702 для организации пляжа  в районе озера Изумрудное в жилом массиве Юдино.

По мнению антимонопольного органа,  вышеуказанный договор аренды заключен по истечении срока (10 рабочих дней), установленного пунктом 3.1.2. договора купли-продажи права на заключение договора аренды земельного участка от 17.08.2013 №018, также антимонопольный орган указал, что ООО «Диаманд» не уплачивало арендные платежи, предусмотренные договором аренды земельного участка от 07.06.2013 №16702 для организации пляжа в районе озера Изумрудное в жилом массиве Юдино.

Усмотрев в действиях Муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» признаки нарушения антимонопольного  законодательства, антимонопольный орган возбудил  дело № 06-214/2013 по признакам нарушения Муниципальным казенным учреждением «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся: в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей при формировании земель­ного участка, в результате чего на торги выставлен земельный участок, в кадастро­вом паспорте которого отсутствовали разрешенное использование земельного участка и его кадастровая стоимость, что привело к невозможности заключения до­говора аренды в установленные сроки и как следствие невозможности регистрации этого договора в связи со снятием этого земельного участка с государственного када­стрового учета; в непринятии мер по возврату в муниципальную казну земельного участка, переданного ООО «Диаманд» по договору аренды от 07.06.2013 №16702, вследствие чего ООО «Диаманд» использует этот земельный участок в предпринима­тельских целях без уплаты арендных платежей, тем самым получает неоснователь­ное обогащение  имеет преимущество перед иными хозяйствующими субъектами, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конку­ренции.

На основании указанного решения антимонопольным органом  05.02.2014 было  выдано предписание № 06-214/2013, в соответствии с которым  Муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» необходимо:

1) не позднее  не позднее 40 дней со дня получения настоящего предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения предписания) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», а именно обеспечить возврат в муниципальную казну земельного участка, переданного ООО «Диаманд» по договору аренды от 07.06.2013 №16702.

2) о выполнении пункта 1 настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Не согласившись с решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, правильно применил нормы  материального  права и при этом обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

В  соответствии с позицией, изложенной в пункте 8 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 (ред. от 14.10.2010) «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Целями Закона о конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона).

Для соответствующей квалификации действий (бездействия) как нарушения антимонопольного законодательства (часть 1 статьи 15 Закона о конкуренции) обязательно установление обстоятельств, подтверждающих реальные либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и такими последствиями. Установленный частью 1 статьи 15 Закона запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Кроме того, для такой квалификации необходимо установить запрещенные законом, не соответствующие нормативным положениям и совершенные действия, которые приводят или могут привести к обозначенным последствиям для определенного товарного рынка (ввиду понятий, закрепленных в пунктах 1, 3, 4 и 7 статьи 4 Закона).

Согласно части 1 статьи 15 Закона о конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

При этом запрет касается актов, влекущих неблагоприятные последствия не для конкретных хозяйствующих субъектов, а для конкуренции в целом.

Таким образом, в силу части 1 статьи 15 Закона о конкуренции действительные либо возможные негативные последствия для конкуренции (соперничества хозяйствующих субъектов на определенном товарном рынке) имеют квалифицирующее значение и подлежат доказыванию антимонопольным органом.

В связи с этим констатация тех или иных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, препятствующих осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, не может рассматриваться как необходимое и достаточное основание для признания соответствующих органов нарушившими требования части 1 статьи 15 Закона.

По результатам исследования представленных в материалах дела  документов суд первой инстанции пришел к правильному выводу  об отсутствии доказательств того, что  Муниципальным казенным учреждением «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» совершались какие либо действия, направленные на обеспечение конкуренции.

Выводы  антимонопольного  органа о нарушении Муниципальным казенным учреждением «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» положений статьи  15 закона о защите конкуренции  основаны на  совершении  им  следующих действий, а именно, в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей при формировании земельного участка, в результате чего на торги выставлен земельный участок, в када­стровом паспорте которого отсутствовали разрешенное использование земельного участка и его кадастровая стоимость, что привело к невозможности заключения до­говора аренды в установленные сроки и как следствие невозможности регистрации этого договора в связи со снятием этого земельного участка с государственного када­стрового учета; а также в непринятии мер по возврату в муниципальную казну земельного участка, переданного ООО «Диаманд» по договору аренды от 07.06.2013 №16702, вследствие  чего ООО «Диаманд» использует этот земельный участок в предпринима­тельских целях без уплаты арендных платежей, тем самым получает неоснователь­ное обогащение имеет преимущество перед иными хозяйствующими субъектами.

Однако,  выводы  антимонопольного  органа не нашли  своего подтверждения, исходя из следующего.

Как было указано судом выше, в соответствии с договором от 17.08.2012 №018 купли-продажи права на заключение договора аренды земельного участка площадью 85202 кв.м. с  кадастровым    номером    16:50:000000:1081,    расположенного    в    районе    озера  Изумрудное   на   МКУ   «Комитет   земельных   и    имущественных   отношений Исполнительного комитета города Казань» возложена обязанность по заключению договора  аренды  земельного  участка. Поскольку ООО   «Диаманд»  оплату  по вышеуказанному договору в размере 2 133 000  руб. произвел полностью

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2014 по делу n А65-1145/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также