Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2014 по делу n А65-5914/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

18 сентября 2014 года                                                                              Дело А65-5914/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена     15 сентября 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено       18 сентября 2014 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Драгоценновой И.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Загнедкиной Н.Н.,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 мая 2014 года по делу № А65-5914/2014 (судья Кириллов А.Е.),

по заявлению Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, г.Набережные Челны,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,

при участии третьих лиц: ИП Валиуллин Н.Х., ИП Тимергалин Р.Р., ИП Габдрахманов Р.М., ИП Потапов А.С., ИП Шаймухаметов Р.А., ИП Айдаров Э.М., ИП Тухбатуллин Р.Г.,

об отмене Решения и Предписания УФАС по Республике Татарстан по делу №А06-284/2013,

УСТАНОВИЛ:

Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее по тексту  – заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее по тексту – ответчик, антимонопольный орган, Управление) об отмене Решения и предписания по делу № А06-284/2013.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 мая 2014 года заявленные требования удовлетворены частично, решение и предписание по делу № А06-284/2013 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан признаны незаконными и не соответствующими Федеральному Закону от 26 июля 2006  № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части признания Шаймухаметова Р.А. нарушившим ст.16 Федерального Закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, кроме того, вменено в обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении оставшейся части заявления отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 мая 2014 года по делу № А65-5914/2014 отменить и принять новый судебный акт.

В материалы дела поступил отзыв Управления на апелляционную жалобу, в котором просит суд вышестоящей инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Кроме того, в суд от Управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего уполномоченного представителя.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как усматривается из представленных материалов, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан проведена плановая проверка по соблюдению антимонопольного законодательства Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г.Набережные Челны, при проведении мониторинга документации по договорам на выполнение пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам, осуществляемым хозяйствующими субъектами на территории Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, было установлено, что в целях обеспечения надлежащего транспортного обслуживания населения в границах Тукаевского муниципального района, Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в 2009 году проведен конкурс на право осуществления пассажирских перевозок, по результатам которых были заключены договоры на выполнение пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам в Тукаевском муниципальном районе с ИП Валиуллиным Н.Х. (договор №1 от 01.12.2009г. по маршруту №515), с ИП Тимергалиным P.P. (договор №8 от 01.12.2009г. по маршруту №501), (договор №9 от 01.12.2009г. по маршруту №502), с ИП Габдрахмановым P.M. (договор №4 от 01.12.2009г. по маршруту №504), (договор №5 от 01.12.2009г. по маршруту №505), (договор №6 от 01.12.2009г. по маршруту №513), (договор №7 от 01.12.2009г. по I маршруту №514), с ИП Потаповым А.С. (договор №10 от 01.12.2009г. по маршруту №506), с ИП Шаймухаметовым Р.А. (договор №3 от 01.12.2009г. по маршруту №507), с ИП Айдаровым Э.М. (договор №2 от 01.12.2009г. по маршруту №508), с ИП Тухбатуллиным Р.Г. (договор №12 от 01.12.2009г. по маршруту №509), (договор №13 от 01.12.2009г. по маршруту №510), (договор №14 от 01.12.2009г. по маршруту Д№511), (договор №15 от 01.12.2009г. по маршруту №512) со сроком действия от 01.12.2009 года до 30.11.2012 года. Постановлением руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 23.04.2010г. № 2040 были скорректированы номера маршрутов пассажирских перевозок по Тукаевского муниципальному району в следующем порядке: №515 на №115, №501 на №101, №502 на №102, №504 на №104, №505 на №105, №513 на №113, №514 на №114, №506 на №106, №507 на №107, №508 на №108, №509 на №109, №510 на №110, №511на№111,№512на112.

В дальнейшем, в целях продления срока действия указанных договоров между Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и перевозчиками заключены дополнительные соглашения с ИП Валиуллиным Н.Х. (дополнительное соглашение от 01.12.2012г. к договору №1 от 01.12.2009г. по маршруту №115), с ИП Тимергалиным P.P. (дополнительное соглашение от 01.12.2012г. к договору №8 от 01.12.2009г. по маршруту №101), (дополнительное соглашение от 01.12.2012г. к договору №9 от 01.12.2009г. по маршруту №102), с ИП Габдрахмановым P.M. (дополнительное соглашение от 01.12.2012г. к договору №4 от 01.12.2009г. по маршруту №104), (дополнительное соглашение от 01.12.2012г. к договору №5 от 01.12.2009г. по маршруту №105), (дополнительное соглашение от 01.12.2012г. к договору №6 от 01.12.2009г. по маршруту №113), (дополнительное соглашение от 01.12.2012г. к договору №7 от 01.12.2009г. по маршруту №114), с ИП Потаповым А.С. (дополнительное соглашение от 01.12.2012г. к договору №10 от 01.12.2009г. по маршруту №106), с ИП Шаймухаметовым Р.А. (дополнительное соглашение от 01.12.2012г. к договору №3 от 01.12.2009г. по маршруту №107), с ИП Айдаровым Э.М. (дополнительное соглашение от 01.12.2012г. к договору №2 от 01.12.2009г. по маршруту №108), с ИП Тухбатуллиным Р.Г. (дополнительное соглашение от 01.12.2012г. к договору №12 от 01.12.2009г. по маршруту №109), (дополнительное соглашение от 01.12.2012г. к  договору №13 от 01.12.2009г. по маршруту №110), (дополнительное соглашение от 01.12.2012г. к договору №14 от 01.12.2009г. по маршруту №111), (дополнительное соглашение от 01.12.2012г. к договору №15 от 01.12.2009г. по маршруту №112) со сроком действия с 01.12.2012 года по 30.11.2017 года, что позволило перевозчикам продолжать осуществлять предпринимательскую деятельность без проведения конкурса до указанного срока.

Комиссия Татарстанского УФАС России усмотрело в действиях Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района РТ и индивидуальных предпринимателей Валиуллина Н.Х., Тимергалина P.P., Габдрахманова P.M., ИП Потапова А.С, ИП Шаймухаметова Р.А., ИП Айдарова Э.М., ИП Тухбатуллина Р.Г. признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» в части заключения дополнительных соглашений к договорам на выполнение пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам в Тукаевском муниципальном районе без проведения конкурсных процедур, что, по мнению, ответчика, представило преимущество указанным индивидуальным предпринимателям по отношению к иным хозяйствующим субъектам, работающим и рынке пассажирских перевозок, путем предоставления им прав осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам Тукаевского муниципального района и привело или могло привести к ограничению, недопущению, устранению, конкуренции.

Изложенные выше обстоятельства явились основанием для принятия антимонопольным органом решения по делу № 06-284/2013 от 31.12.2013, которым  действия  Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстана и ИП Валиуллина Н.Х., ИП Тимергалина Р.Р., ИП Габдрахманова Р.М., ИП Потапова А.С., ИП Шаймухаметова Р.А., ИП Айдарова Э.М., ИП Тухбатуллина Р.Г. были признаны нарушением части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в заключения дополнительных соглашений к договорам на выполнение пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам в Тукаевском муниципальном районе без проведения конкурсных процедур, что предоставило преимущество указанным индивидуальным предпринимателям по отношению к иным хозяйствующим субъектам, работающим и рынке пассажирских перевозок, путем предоставления им прав осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам Тукаевского муниципального района и привело или могло привести к ограничению, недопущению, устранению, конкуренции.

Решение по делу № 06-284/2013 явилось основанием для выдачи 31.12.2013 г. предписаний № 1,2,3,4, 5, 6, 7, 8 в адрес заявителя и третьих лиц по настоящему делу, которыми  установлена  обязанность для участников  расторгнуть дополнительные соглашения к договорам на организацию пассажирских перевозок, заключенных  с ИП Валиуллиным Н.Х., И.П. Тимергалиным Р.Р., И.П. Габдрахмановым Р.М., И.П.Потаповым А.С., И.П. Шаймухаметовым Р.А., И.П. Айдаровым Э.М., И.П. Тухбатуллиным Р.Г. и Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.

Не согласившись с принятым решением и выданными предписаниями по делу № 06-284/2013 от 31.12.2013, заявитель обратился в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявление Комитета в части, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с положениями ст.16 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

В силу ч. 1 ст. 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий, в частности, результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них, действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 2 Постановления Пленума от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о том, что о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.

Осуществление согласованных действий предполагает в качестве условия прямое или косвенное взаимодействие хозяйствующих субъектов, объект или результат действия которого заключается, в том числе во влиянии на рыночное поведение действительного или потенциального конкурента.

Таким образом, осуществление согласованных действий предполагает в качестве обязательного условия прямой или косвенный контакт между конкурентами, объект или результат действия которого заключается во влиянии на рыночное поведение действительного или потенциального конкурента. Согласованные действия являются особой моделью группового поведения хозяйствующих субъектов, замещающей конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией, наносящей ущерб интересам потребителей и ограничивающей конкуренцию.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 17 Закона Республики Татарстан от 28.07.2004 № 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан".

Порядок организации пассажирских перевозок

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2014 по делу n А65-21864/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также