Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2009 по делу n А55-13614/2008. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected].

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

26 января 2009 г.                                                                              Дело № А55-13614/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 21 января 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено: 26 января 2009 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,

судей Апаркина В.Н., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В.,

с участием:

от заявителя – Борисов А.Ю., паспорт 36 02 401953,

от налогового органа – Герешко Ю.П., доверенность от 10.11.2008 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 6, дело по  апелляционной  жалобе предпринимателя Борисова Александра Юрьевича  на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 декабря 2008 г.  по делу № А55-13614/2008

(судья Коршикова Е.В.),

принятое по заявлению предпринимателя Борисова Александра Юрьевича, г. Самара,

к ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары, г. Самара,

о признании незаконным решения

УСТАНОВИЛ:

Предприниматель Борисов А. Ю. (далее заявитель), обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконным решения заместителя начальника ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары (далее налоговый орган) № 02-28/11740/ 14-16/719 от 04 августа 2008 года как  нарушающее его права и законные интересы в предпринимательской деятельности в связи с тем, что указанное решение незаконно возлагает на него обязанности и затраты по преждевременному списанию принадлежащей предпринимателю, и еще не отработавшей свой нормативный срок, контрольно-кассовой машины ЭКР 2101Ф заводской номер 1215084; а также незаконно создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, выразившееся в запрете на ведение наличных денежных расчетов с применением указанной контрольно-кассовой машины; в не признании того, что для контрольно-кассовой машины ЭКР 2101Ф заводской номер 1215084 2001 года выпуска подлежат применению нормы, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 г. N 1072; в не признании того факта, что время нахождения контрольно-кассовой машины на консервации не входит в нормативный срок амортизации.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 01 декабря 2008 г.  по делу №А55-13614/2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции, как незаконное и удовлетворит заявленное требование.

Налоговый орган считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Оспариваемым по делу решением № 02-28/11740/ 14-16/719 от 04 августа 2008 года о снятии с учета контрольно-кассовых машин (ККМ) налоговый орган проинформировал заявителя о том, что принадлежащая ему контрольно-кассовая машина ЭКР 2101Ф заводской номер 1215084, установленная по адресу: г. Самара, ТЦ «Струковский», секция № 22, снята с учета в соответствии с п. 8 Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах и о том, что ведение наличных денежных расчетов с населением с применением указанной контрольно-кассовой машины будет считаться ведением наличных денежных расчетов без применения ККМ.

Материалы дела свидетельствуют о том, что рассматриваемая контрольно-кассовая машина ЭКР 2101Ф заводской номер 1215084 была зарегистрирована в налоговом органе 03.08.2001г., что подтверждено соответствующей карточкой регистрации.

Согласно протоколу заседания Государственной межведомственной экспертной комиссии по ККМ (далее - ГМЭК) от 12.03.2004 N 1/77-2004 (далее - Протокол ГМЭК)   контрольно-кассовая техника модели ЭКР 2101Ф с 01.10.2004 г. исключена из Государственного реестра ККМ, используемых на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»  контрольно-кассовая техника подлежит применению на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Статьей 3 Закона N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» предусмотрено, что при осуществлении денежных расчетов применяются модели ККМ, включенные в реестр, порядок ведения которого, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение реестра, определяются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 3 Закона N 54-ФЗ прямо установлено, что в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.

Продолжительность срока амортизации определяется с учетом утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы.

Контрольно-кассовая техника является средством механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда и отнесена к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).

В случае исключения модели контрольно-кассовой техники из Государственного реестра в целях определения возможности ее дальнейшего использования следует исходить из нормативного срока амортизации, составляющего до 7 лет включительно с момента ввода в эксплуатацию (первичной регистрации в налоговых органах) контрольно-кассовой техники, в том числе при ее модернизации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470, утверждено Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями. Пунктом 19 указанного Положения установлено, что в  случае истечения нормативного срока амортизации модели контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра, ее снятие с регистрации может осуществляться налоговым органом самостоятельно. При этом налоговый орган уведомляет пользователя о снятии с регистрации указанной контрольно-кассовой техники не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока ее амортизации.

Оспариваемое решение налогового органа было направлено заявителю 04.08.2008 г, что подтверждено квитанцией почты  N 443093 99 21802 2, заявитель получил решение 11.08.2008 г., что подтверждено письмом органа связи от 21.11.2008 г.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод в решении о том, что налоговый орган имеет право в рассматриваемом случае  самостоятельно снять ККТ с учета, этот вывод суда первой инстанции соответствует правовой позиции, изложенной  в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 января 2008 г. по делу N А12-11140/07-С24-5/27 и от 26 июня 2008 г. по делу N А49-883/2008-46ОП/17.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 54-ФЗ реестр подлежит официальному опубликованию в установленном порядке. Изменения и дополнения, вносимые в реестр, подлежат официальному опубликованию в 10-дневный срок со дня принятия таких изменений и дополнений.

Поскольку Протокол ГМЭК принят в период действия пункта 4 статьи 3 Закона N 54-ФЗ, изменения и дополнения, вносимые в реестр, должны быть официально опубликованы в 10-дневный срок со дня принятия таких изменений и дополнений.

Вместе с тем Протокол ГМЭК об исключении с 01.10.2004 г. из реестра ККМ модели ЭКР 2101Ф официально в установленном порядке не был опубликован, однако это обстоятельство не влечет последствий, указанных в статье 15 Конституции Российской Федерации по следующим основаниям.

Согласно пункту 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» официальным опубликованием нормативного правового акта федеральных органов исполнительной власти является опубликование в «Российской газете», а также Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде Научно-техническим центром правовой информации  «Система».

Исключение из этого правила составляют нормативные правовые акты, не нуждающиеся в государственной регистрации, порядок опубликования которых определен федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт (пункт 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009).

Перечень моделей ККМ и их версий, включенных в реестр, опубликован в газете «Промышленный еженедельник» (от 05-11.12.2005 N 40, от 12-18.12.2005 N 41, от 19-25.12.2005 N 42) на основании письма от 28.11.2005 N БА-857/16 «О применении контрольно-кассовой техники» (далее - Письмо N БА-857/16), изданного находящимся в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации (далее - Минпромэнерго) Федеральным агентством по промышленности (далее - Роспром), на которое с 2004 года возложено ведение Реестра.

Такое опубликование согласно пункту 2 Порядка опубликования и вступления в силу актов Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, утвержденного Приказом Минпромэнерго от 13.07.2004 N 41, признается официальным. В названном перечне ККМ модель ЭКР 2101Ф отсутствует.

Аналогичная правовая позиция изложена в  Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 марта 2007 года по дело N А52-3621/2006.

В Федеральном законе «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», как указал в своем Определении от 17.10.2006г.  № 436-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бухаловой Светланы Васильевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 5 статьи 3 федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» Конституционный Суд Российской Федерации, наряду с обязанностью использовать в наличных денежных расчетах только включенную в Государственный реестр контрольно-кассовую технику предусмотрена такая гарантия, как право организаций и индивидуальных предпринимателей на дальнейшее применение имеющейся контрольно-кассовой машины (в случае исключения такой модели из Государственного реестра) до истечения нормативного срока ее амортизации (пункт 5 статьи 3).

По мнению гражданки Бухаловой Светланы Васильевны, обратившейся в  Конституционный Суд Российской Федерации, названная норма, устанавливающая запрет на эксплуатацию исключенных из Государственного реестра моделей контрольно-кассовых машин после истечения нормативного срока их амортизации даже при условии, что они исправно работают, имеют фискальную память и отвечают иным предъявляемым к контрольно-кассовой технике требованиям, не соответствует статьям 8 (часть 1), 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 2), 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку вынуждает индивидуальных предпринимателей неоправданно часто заменять указанную технику, чем ухудшает их материальное благосостояние и ставит их в неравное положение с другими хозяйствующими субъектами, обладающими большим экономическим потенциалом; кроме того, нормативный срок амортизации контрольно-кассовых машин не определен законом, исключение же машин из Государственного реестра и, соответственно, прекращение права пользования ими как имуществом, принадлежащим лицу на праве собственности, на основании решения государственных органов - по их усмотрению, произвольно - означает ограничение конституционных прав и свобод не на основании федерального закона.

Доводы заявителя по делу - предпринимателя Борисова Александра Юрьевича, - практически совпадают с приведенными выше доводами гражданки Бухаловой Светланы Васильевны, которым Конституционный Суд Российской Федерации дал следующую оценку.

В соответствии с Положением о порядке ведения Государственного реестра контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации (пункт 3.2), модели контрольно-кассовых машин вносятся в Государственный реестр на срок, устанавливаемый Государственной комиссией, но не более чем на пять лет; в случае исключения модели контрольно-кассовой машины для машин этой модели устанавливается предельный срок их использования, продолжительность которого определяется Государственной комиссией с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1), но не более семи лет для каждой машины, считая с даты ее выпуска. Как следует из указанной Классификации и Общероссийского классификатора основных фондов (утвержден Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года N 359), срок полезного использования, признаваемый пунктом 1 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации как период, в течение которого имущество служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика, и определяемый им самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию и с учетом названной Классификации, сходный, по существу, с предусмотренным пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» нормативным сроком амортизации, для кассовых аппаратов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2009 по делу n А55-12327/2008. Изменить решение  »
Читайте также