Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2008 по делу n А55-7789/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

     

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

    443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

                       www.11aas.arbitr.ru, e-mail:[email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

5 ноября 2008 года.                                                                               Дело № А55-7789/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 5 ноября 2008 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бажана П.В.,

судей Кузнецова В.В., Рогалевой Е.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Барановой Е.В.,

с участием:

от заявителя - Дибаева А.Ю., доверенность от 15.01.2008 г. № 01-01-9/626,

от ответчика - Корольков А.С., доверенность от 22.09.2008 г. № 12-5717,

рассмотрев в открытом судебном заседании 30 октября 2008 года в помещении суда апелляционную жалобу Управления федеральной регистрационной службы по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 августа 2008 года по делу № А55-7789/2008 (судья Щетинина М.Н.),

принятое по заявлению открытого акционерного общества «Северо-Западные магистральные нефтепроводы», город Казань,

к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, город Самара,

о признании незаконным отказа от 26 февраля 2008 года № 31/029/2007-386 в государственной регистрации договора аренды земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Северо-Западные магистральные нефтепроводы» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - регистрирующий орган, Управление) о признании незаконным отказа от 26 февраля 2008 года № 31/029/2007-386 в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 18 сентября 2007 года № 04-04-1709/163-ПР-А/07 и обязании его зарегистрировать.

Решением суда заявленные требования Общества удовлетворены полностью.

Управление, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель Общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям указанным в отзыве.

Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением о регистрации договора № 04-04-1709/163-ПР-А/07 от 18.09.2007 г. аренды земельного участка, расположенного в Сергиевском районе Самарской области.

26 февраля 2008 г. в государственной регистрации договора аренды было отказано, в связи с тем, что Обществом представлен документ, подтверждающий право на земельный участок нефтеперекачивающей станции «Калиновый Ключ». Данный документ, был выдан иному лицу, а не заявителю, и не может подтверждать его права на переоформление прав на земельный участок в порядке, предусмотренном ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Кроме того, регистрирующий орган указывает, что из представленных документов следует, что в собственности Общества имеются здания и сооружения, и как собственник недвижимости он обладает правом на аренду земельных участков под ней в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса РФ. Из представленных кадастровых планов земельных участков, являющихся предметом аренды, следует, что данные земельные участки предоставляются для размещения сооружений магистральных нефтепроводов и обслуживания нефтепровода. Однако в связи с отсутствием листов В.3 и В.4 в представленных кадастровых планах земельных участков не представляется возможным установить, на тех ли самых участках, являющихся предметом аренды, расположены здания и сооружения Общества. Таким образом, регистрирующим органом был сделан вывод о том, что заявителем не были представлены документы, необходимые для государственной регистрации договора аренды.

НПС «Калиновый Ключ» (нефтеперекачивающая станция «Калиновый Ключ») не являясь юридическим лицом, являлась структурным подразделением Ромашкинского районного нефтепроводного управления, которое входило в состав Государственного предприятия - производственное объединение Северо-западные магистральные нефтепроводы. В настоящее время НПС «Калиновый Ключ» является обособленным структурным подразделением открытого акционерного общества «Северо-Западные магистральные нефтепроводы», входящим в состав Ромашкинского районного нефтепроводного управления (филиала Общества), что подтверждается п. 1.7.4 Положения о Ромашкинском районном нефтепроводном управлении от 1.02.1988 г., Приложением к Положению о Ромашкинском районном нефтепроводном управлении АООТ «Северо-западные магистральные нефтепроводы» от 11.01.1995 г., Приложением к Положению о филиале АООТ «Северо-западные магистральные нефтепроводы» от 25.12.1997 г., Приложением к Положению о Ромашкинском районном нефтепроводном управлении (филиале ОАО «Северо-западные магистральные нефтепроводы») от 20.04.2001 г., п. 9 плана преобразования Государственного предприятия Производственного объединения Северо-западные магистральные нефтепроводы в акционерное общество открытого типа «Северо-западные магистральные нефтепроводы», Приложением к Уставу АООТ «СЗМН», утвержденному 10.11.1994 г.

Пунктом 8 ст. 37 Закона РСФСР № 445-I от 25.12.1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» в редакции, действующей до 1.01.1995 г., было установлено, что при преобразовании одного предприятия в другое к вновь возникшему предприятию переходят все имущественные права и обязанности прежнего предприятия, т.е. данный закон также установил универсальное правопреемство при преобразовании одного предприятия в другое.

Приватизация Государственного предприятия ПО Северо-западные магистральные нефтепроводы производилась в соответствии с Указом Президента РФ № 1403 от 17.11.1992 г. «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения», который установил, что предприятия, входящие в состав приведенных в Указе предприятий и объединений преобразуются в акционерные общества открытого типа. Пункт 5 Указа Президента РФ от 1.07.1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» устанавливает, что с момента регистрации акционерного общества активы и пассивы преобразованного предприятия принимаются акционерным обществом, а акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия. При этом пределы правопреемства акционерных обществ устанавливаются решением соответствующего комитета по управлению имуществом.

В соответствии с Распоряжением от 29 сентября 1994 г. № 2449-р Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом принято решение преобразовать государственное предприятие Производственное объединение Северо-западные магистральные нефтепроводы в АООТ «Северо-западные магистральные нефтепроводы», а также утвердить Устав Акционерного общества.

В соответствии с пунктом 2.4. Устава АООТ «СЗМН», утвержденного вышеназванным Распоряжением Госкомимущества РФ, АООТ «СЗМН» является правопреемником всех прав и обязанностей в отношении государственного предприятия - производственного объединения Северо-западные магистральные нефтепроводы.

Пунктом 8 ст. 37 Закона РСФСР №445-I от 25.12.1990 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» в редакции, действующей до 1.01.1995 г., было установлено, что при преобразовании одного предприятия в другое к вновь возникшему предприятию переходят все имущественные права и обязанности прежнего предприятия, т.е. данный закон также установил универсальное правопреемство при преобразовании одного предприятия в другое.

На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что с момента создания АООТ «СЗМН», как юридического лица у данной организации, в силу положений об универсальном правопреемстве при преобразовании юридических лиц, возникло право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, и соответственно право на переоформление этого права на право аренды, в соответствии с процедурой, определенной Федеральным законом от 25.10.2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и Земельным кодексом РФ.

Довод регистрирующего органа о том, что представленный на регистрацию кадастровый план не содержит информацию, необходимую для государственной регистрации договора суд апелляционной инстанции также считает не основанным на законе в силу следующих обстоятельств.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации (в редакции от 23.11.2007 г., действовавшей на момент обращения за государственной регистрацией прекращения права собственности) обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации является план объекта недвижимого имущества, а к документам, необходимым для такой государственной регистрации прав на земельный участок, - кадастровый план данного земельного участка.

В соответствии с п. 4 ст. 18 Закона о регистрации кадастровый план земельного участка должен быть удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, а планы другого недвижимого имущества - соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Постановлением Правительства РФ от 11 января 2001 г. № 22 утверждено Положение о Федеральной службе земельного кадастра России (Росземкадастр). Согласно этому Положению Росземкадастр является федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учета, расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.

Заявителем в регистрирующий орган был представлен кадастровый план земельного участка, выданный уполномоченным органом - ФГУ Земельная кадастровая палата по Самарской области.

Согласно пункту 1 Правил оформления кадастрового плана земельного участка ГЗК-1-Т.0-04-01-01, утвержденных первым заместителем руководителя Росземкадастра В. Кисловым 10.04.2001 г., кадастровый план, предназначенный для предъявления в учреждение юстиции по регистрации прав, включает разделы В.1 - В.2, а также разделы В.3., В.4 при наличии сведений в ГЗК.

Согласно письму территориального отдела № 14 УФАКОН по Самарской области  № 8/000006 от 18.01.2008 г., сведения о частях земельных участков, занятых строениями и сооружениями, в землеустроительном деле ОАО «СЗМН» отсутствуют, в связи с чем на государственный кадастровый учет поставлены только земельные участки без строений и сооружений.

Таким образом, в Едином государственном реестре земель отсутствуют сведения, которые позволили бы выдать заявителю кадастровый план, содержащий разделы В.3, В.4.

Учитывая вышеизложенное суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подлежит применению п. 2 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с которым не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 Закона о регистрации.

Указание регистрирующего органа о том, что в представленном заявителем пакете документов содержатся сведения о принадлежности ОАО «СЗМН» только некоторых объектов недвижимого имущества и при отсутствии кадастровых планов на земельный участок с разделами В.3, В.4 невозможно определить, что именно эти объекты расположены на земельных участках, предоставленных в аренду суд также полагает не состоятельным в силу следующих обстоятельств.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» процедура переоформления права постоянного (бессрочного) пользования участком осуществляется по правилам ст. 36 ЗК РФ. Этапы, входящие в понятие переоформления права, отражены в примечании к ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.

В соответствии с данным примечанием, переоформление права на земельный участок включает в себя:

- подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права в соответствии с настоящей статьей или подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на праве, предусмотренном ст.ст. 15 или 22 ЗК РФ, при переоформлении этого права в соответствии с п. 2 и п. 5 настоящей статьи;

- принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве;

- государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Таким образом, данная процедура не содержит в себе условий о необходимости регистрации права собственности на строения на земельных участках.

Кроме того, из смысла ст. ст. 20, 21 ЗК РФ следует, что обладатель права постоянного бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения имеет исключительное право на приобретение участка в собственность, даже независимо от наличия на нем объектов недвижимости.

Учитывая вышеизложенное суд апелляционной инстанции считает, что положения данных норм позволяют судить уже о наличии у заявителя исключительного права на приобретение права аренды на земельный участок, без учета подтверждения своих прав на строения на данных земельных

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2008 по делу n А65-5454/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также