Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2008 по делу n А55-7027/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

30 октября 2008 г.                                                                                Дело № А55-7027/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена  28 октября 2008 г.

Постановление  в полном объеме изготовлено 30 октября 2008 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Захаровой Е.И.,

при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:

от ООО «Инвестфлот Шиппинг» - представитель Байметова Г.И., доверенность от 09 января 2008 г. № 01/01-08,

от Самарского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - представитель не явился, извещен надлежащим образом,

от Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта – представитель Володченко А.Н., доверенность от 17 июня 2008 г. № 6/1,

от третьих лиц: Главного управления МЧС России по Самарской области – представитель не явился, извещено надлежащим образом,

от саморегулируемой организации «Ассоциации судоходных компаний» - представитель не явился, извещена надлежащим образом,

от Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Самарской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 28 октября 2008 г. апелляционную жалобу ООО «Инвестфлот Шиппинг», г.Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 сентября 2008 г. по делу № А55-7027/2008, судья Холодкова Ю.Е., принятое по заявлению ООО «Инвестфлот Шиппинг», г.Самара, к Самарскому линейному отделу Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г.Самара, Волжскому управлению государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г.Нижний Новгород, третьи лица: Главное управление МЧС России по Самарской области, г.Самара, саморегулируемая организация «Ассоциации судоходных компаний»,  г.Москва, Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Самарской области, г.Самара,

о признании  недействительным предписания от 24 апреля 2008 г. № 4/9,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Инвестфлот Шиппинг» (далее - ООО «Инвестфлот Шиппинг», Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным предписания Самарского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 24 апреля 2008 г. № 4/9.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Главное управление МЧС России по Самарской области, саморегулируемая организация «Ассоциации судоходных компаний», Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Самарской области.

Решением суда от 11 сентября 2008 г. производство по делу в части требований, заявленных к Самарскому линейному отделу Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, прекращено в связи с отсутствием у него статуса юридического лица, самостоятельного государственного органа. В удовлетворении остальной части требований отказано в связи с тем, что оспариваемое предписание от 24 апреля 2008 г. № 4/9 вынесено Волжским управлением государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в рамках предоставленных полномочий и в соответствии с законодательством. Суд первой инстанции не усмотрел и процессуальных нарушений со стороны контролирующего органа, существенным образом нарушающих права и законные интересы заявителя.

В апелляционной жалобе ООО «Инвестфлот Шиппинг» просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на нарушение норм материального права, поскольку транспортные средства не относятся к опасным производственным объектам, Общество имеет свои собственные формирования для ликвидации разливов нефти, оснащенные специальными техническими средствами, которыми являются экипажи судов. Собственные формирования организации по ликвидации разливов нефти не могут быть отнесены ни к одному из видов аварийно-спасательных формирований, в связи с чем они не подлежат аттестации.

В отзыве на апелляционную жалобу Волжское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Самарского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель ООО «Инвестфлот Шиппинг» поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, заявление ООО «Инвестфлот Шиппинг»  удовлетворить.

Представитель Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 24 апреля 2008 г. Самарским линейным отделом Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Обществу выдано предписание № 4/9, которым потребовало от Общества  (т.1, л.д. 29-30). Этим предписанием на ООО «Инвестфлот Шиппинг» возложены следующие обязанности: создать, в связи с их отсутствием в настоящее время, собственное аттестованное формирование (подразделение) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с оснащением их специальными техническими средствами или заключить договор с профессиональными аварийно - спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющие соответствующие лицензии и аттестованные в установленном порядке и способные обеспечить соответствующие мероприятия в границах деятельности флота» (т.1, л.д. 29-30).

В соответствии с п.6 ст.34 Кодекса внутреннего водного транспорта надзор за безопасностью судоходства осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта через его территориальные органы и находящиеся в его ведении государственные организации надзора за безопасностью судоходства (далее - органы надзора за безопасностью судоходства).

В силу п. 7 той же статьи органы надзора за безопасностью судоходства имеют право проводить осмотр судов и иных плавучих объектов и находящихся на внутренних водных путях сооружений, задерживать суда и иные плавучие объекты, не соответствующие требованиям обеспечения безопасности судоходства, приостанавливать и запрещать движение судов и иных плавучих объектов при наличии угрозы безопасности судоходства. Предписания должностных лиц органов надзора за безопасностью судоходства являются обязательными для выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими судоходство на внутренних водных путях.

Волжское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, на основании п.7.2 Положения о Волжском управлении государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 02 февраля 2007 г. № ГК-66фс, осуществляет надзор за безопасностью судоходства на внутренних водных путях Волжского бассейна.

В силу пункта 1 Положения о Волжском управлении государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Волжское управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в силу п.16 Положения является юридическим лицом и, соответственно, надлежащим заинтересованным лицом по настоящему делу.

Вместе с тем представленное Положение о Самарском линейном отделе свидетельствует, что Самарский линейный отдел является структурным подразделением Волжского управления (т.1, л.д. 47-53), не является юридическим лицом.

Согласно п. 2 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из того, что Самарский линейный отдел не является самостоятельным государственным органом, не обладает статусом юридического лица, дело в части требований к Самарскому линейному отделу Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, суд первой инстанции обоснованно прекратил производство по делу в данной части на основании п.1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 398, (далее – Положение № 398) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти; осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе морского и речного транспорта.

Согласно пункту 4 Положения № 398 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В силу пунктов 6.1 и 6.7 Положения № 398 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность, применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

Деятельность, связанная с перевозками внутренним водным транспортом грузов, в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2008 г. № 490, подлежит лицензированию. Общество имеет соответствующую лицензию № 012541 серия ВВТ-1 бланк № 001878, выданную 01 апреля 2004 г. (т.1, л.д. 31).

По вопросу о применении к заявителю пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

В соответствии с п. 1 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных названным постановлением Правительства Российской Федерации № 240, (далее – Правила) Правила устанавливают требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - мероприятия), направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду. Организация мероприятий производится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов (далее - организации).

В силу п.4 Правил организации обязаны создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно - спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2008 по делу n А55-8906/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также