Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2008 по делу n А55-4934/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

07 октября 2008 года                                                                                   Дело № А55-4934/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2008 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Юдкина А.А.,

судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания Анисимовой О.Ю.,

с участием:

от заявителя – представители Тюрникова М.В., доверенность от 29.12.2007 № 3, Чванов А.В., доверенность от 29.12.2007 № 8,

от ответчика – представители Пак Л.Л., доверенность от 15.02.2008 №306/2П, Воложанинова Ю.В., доверенность от 07.07.2008 № 3202/5,

от третьего лица – представитель Казарин И.В., доверенность от 11.06.2008 № 7/31,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара, и Жилищно-строительного кооператива №284, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 августа 2008 года по делу А55-4934/2008 (судья В.П. Селиваткин),

по заявлению открытого акционерного общества «Самараэнерго», г. Самара,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, Жилищно-строительный кооператив №284, г. Самара,

о признании недействительными решения, предписания от 13.03.2008 по делу №62-186-07/5,

 

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Самараэнерго» (далее - Общество, ОАО «Самараэнерго») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - антимонопольный орган, УФАС по Самарской области) от 13.03.2008г. и предписания от 13.03.2008г.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Жилищно-строительный кооператив №284 (далее - ЖСК №284).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.08.2008г., заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, УФАС по Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права.

ЖСК №284 не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «Самараэнерго» просит решение Арбитражного суда Самарской области от 22.08.2008 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы антимонопольного органа и ЖСК № 284 без удовлетворения.

В судебном заседании представители антимонопольного органа и ЖСК №284 подтвердили позицию, изложенную в апелляционных жалобах, просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представители ОАО «Самараэнерго» в судебном заседании возражали против доводов апелляционных жалоб, просили решение оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Рассмотрев представленные материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив доводы апелляционных жалоб в совокупности с исследованными доказательствами по делу, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, УФАС по Самарской области возбуждено дело в отношении ОАО «Самараэнерго» о нарушении антимонопольного законодательства №62-186-07/5 по заявлению ЖСК №284 о нарушении ОАО «Самараэнерго» антимонопольного законодательства, а именно: в уклонении от заключения договора электроснабжения с ЖСК № 284, гражданами, проживающими в 1-3 подъездах в доме по адресу: г. Самара, ул. Никитинская, 66 «а».

Решением антимонопольного органа от 13.03.2008г. по делу №62-186-07/5 Общество признано нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В целях устранения нарушения антимонопольным органом в адрес Общества направлено предписание от 13.03.2008г. с указанием необходимости в срок до 12 мая 2008г. прекратить нарушение ч.1 ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего заключить договор электроснабжения с ЖСК на условиях, предусмотренных в протоколе разногласий к договору электроснабжения № 0731э от 13.10.06 г. и отдельные договоры электроснабжения с каждым жильцом (членом ЖСК №284), в срок до 15.05.2008г. представить в антимонопольный орган доказательства, подтверждающие исполнение названного предписания.

Не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием антимонопольного органа, ОАО «Самараэнерго» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, руководствовался пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», статьями 161, 435 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.2 Федерального закона от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса», Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307. При этом суд первой инстанции исходил из недоказанности антимонопольным органом наличия в действиях ОАО «Самараэнерго» уклонения от заключения договора энергоснабжения с ЖСК №284 и гражданами, проживающими в 1-3 подъездах в доме по адресу: г. Самара, ул. Никитинская, 66 «а».

Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам данного конкретного дела и основанными на правильном применении норм материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

По смыслу пункта 1 статьи 426, статей 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным договором, поэтому к нему применяются правила статьи 445 указанного Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 445 Кодекса в случаях, когда в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия на рассмотрение суда.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции установил, что ОАО «Самараэнерго» не отказывалось от заключения договора энергоснабжения. Данный факт подтверждается направлением в адрес ЖСК №284 проекта договора энергоснабжения от 13.10.2006г. №0731э, который был подписан с ЖСК №284 протоколом разногласий.

Гражданский кодекс Российской Федерации не решает вопрос о том, вправе ли сторона, для которой заключение договора обязательно, передать разногласия по договору на рассмотрение суда. ЖСК №284 разногласия, возникшие при определении условий договора, для разрешения в суд не передало.

Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что вынося оспариваемые решение и предписание, УФАС фактически разрешило преддоговорный спор, что действующим законодательством не предусмотрено.

С учетом изложенного апелляционный суд признает несостоятельным довод ЖСК №284 о том, что договор электроснабжения от 13.10.2006г. является незаключенным.

Доказательств навязывания ОАО «Самараэнерго» невыгодных условий договора ЖСК №284 и совершения каких-либо конкретных действий по принуждению к заключению такого договора, в соответствии в требованиями ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации антимонопольным органом не представлено.

Согласно пункту 4 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

В соответствии с пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения).

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг под исполнителем следует понимать юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, предоставляющих коммунальные услуги, производящих или приобретающих коммунальные ресурсы и отвечающих за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 Правил).

Исполнителем может являться управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, в обязанности которых входит заключение договора с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельное производство коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителям, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные услуги (подп. «в» п. 49 Правил).

В соответствии с п. 89 Постановления Правительства Российской Федерации №530 от 31.08.2006 г. «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

Как следует из Письма Минрегиона России от 03.05.2007 №8326-РМ/07, при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом ТСЖ (ЖСК) именно товарищества (кооперативы) должны заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2008 по делу n А55-5086/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также