Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 по делу n А65-10744/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

01 октября 2008г.                                                                                   Дело №А65-10744/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2008г.

Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2008г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кувшинова В.Е., судей Юдкина А.А., Захаровой Е.И.,

при ведении протокола судебного заседания Исхаковой Э.Г.,

при участии в судебном заседании:

представителя Государственной инспекции РТ по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей – Семиной В.О. (доверенность от 02.06.2008г. №14/1136),

представителя ООО «Фирма Тансу» - не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 30 сентября 2008г. в помещении суда апелляционную жалобу  ООО «Фирма Тансу»,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 июля 2008г. по делу № А65-10744/2008 (судья Хамитов З.Н.),

принятое по заявлению Государственной инспекции РТ по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей, Республика Татарстан, г. Казань,

к ООО «Фирма Тансу», Республика Татарстан, г. Казань,

о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ: 

Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей (далее - Госалкогольинспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью фирма «Тансу» (далее – Общество) к административной ответственности по ст. 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) (л.д. 2-3).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан  от 31.07.2008г. по делу №А65-10744/2008 заявленные требования удовлетворены. Судом привлечено Общество к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 руб. в доход государства, с конфискацией алкогольной продукции (л.д. 63-65).

В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 70-74).

Госалкогольинспекция отзыв  на апелляционную жалобу не представила.

На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя Общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель Госалкогольинспекции отклонил апелляционную жалобу Общества.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в выступлении представителя Госалкогольинспекции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, 21.05.2008г. в 10 час. 45 мин. в магазине «Арыш мае», расположенного по адресу: Республика Татарстан, Азнакаевский район, с. Актюба, ул. Ленина, д. 4, принадлежащего Обществу, сотрудниками Госалкогольинспекции проведена проверка по соблюдению законодательства.

В ходе проверки установлен факт розничной продажи алкогольной продукции вина виноградного специального крепкого белого «Портвейн 72», емк.0,5л., дата розлива 19.12.2006г., производства ОАО «Татспиртпром» «Винзакод Казанский», Россия, Республика Татарстан, г. Казань, регистрационный номер партии 112870, в остатке на момент проверки находилось 6 бутылок, не соответствующие требованиям ГОСТа 7208-93 по внешнему виду.

Указанное обстоятельство подтверждено экспертным исследованием АНО «Центр содействия обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения» от 26.05.2008г. № 392-Э.

Факт нарушения отражен в акте проверки от 21.05.2008г. № 001464, протоколе осмотра от 21.05.2008г. № 001139, акте покупки товара от 21.05.2008г.

11.06.2008г. Госалкогольинспекцией составлен в отношении Общества протокол №000615 об административном правонарушении, в котором отражено выявленное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.14 КоАП РФ.

Протокол составлен в отсутствие представителя Общества (л.д. 10), надлежащим образом извещенного о составлении протокола (л.д. 11).

Госалкогольинспекция по результатам проверки обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 6.14 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.

В силу  положений ст. 6.14 КоАП РФ производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.

Данная норма содержится в Главе 6 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность», следовательно, объектом охраны согласно данной статье являются здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон №171-ФЗ) под оборотом указанной продукции понимаются закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.

На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее - Закон № 29-ФЗ) требования к качеству пищевых продуктов, процедура оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методика их испытаний устанавливаются соответствующими государственными стандартами.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Аналогичное требование содержится в ст. 22 Закона №29-ФЗ, п. 2 которой установлено, что производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании государственных стандартов и технических документов. Указанной программой определяются порядок осуществления производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методики такого контроля и методики проверки условий их изготовления и оборота.

В соответствии с п. 2.4 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001г. № 18, производственный контроль включает, в частности, осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации.

В ст. 6.14 КоАП РФ установлена ответственность за производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам.

В соответствии с подпунктом 2.2.1 ГОСТа 7208-93 «Вина виноградные и виноматериалы виноградные обработанные. Общие технические условия» вина и обработанные виноматериалы должны быть розливостойкими, прозрачными, без осадка и посторонних включений.

В силу пункта 2.1 СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» пищевые продукты должны отвечать предъявляемым к ним требованиям, в том числе в части органолептических показателей. Органолептические свойства пищевых продуктов не должны изменяться при хранении, транспортировке и в процессе реализации.

Судом первой инстанции установлено, что в нарушение указанных требований Общество реализовывало алкогольную продукцию вино виноградное специальное крепкое белое «Портвейн 72», емк. 0,5 л., дата розлива 19.12.2006г., производства филиал ОАО «Татспиртпром» «Винзавод Казанский», Россия, РТ, г. Казань, рег.номер партии 112870, остаток 6 бутылок,  с наличием кристаллических осадков на дне бутылок, о чем свидетельствуют показания свидетелей опрошенных в суде первой инстанции в ходе судебного заседания, протокол осмотра, экспертное исследование №392-Э от 26.05.2008г., определение №0015 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 21.05.2008г.

Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, в обороте спиртосодержащей продукции не соответствующей требованиям государственных стандартов доказана вышеуказанными протоколом об административном правонарушении, протоколом осмотра, протоколом изъятия спиртосодержащей продукции, заключением эксперта и другими материалами дела.

Доказательства, опровергающие выводы контролирующих органов относительно качества спиртосодержащей продукции, Обществом в суд  не представлены.

Осуществляя реализацию указанной выше спиртосодержащей продукции, Общество могло предвидеть, что данная спиртосодержащая продукция может нанести существенный вред  здоровью человека, однако никаких мер для снятия  с реализации  указанной спиртосодержащей продукции не предприняло.

Перед выставлением в продажу алкогольной продукции продавец обязан был визуально осмотреть содержимое бутылок, выявить факт несоответствия ее требованиям ГОСТ (посторонних включений в виде кристаллов) и снять продукцию с продажи.

Изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствия государственным стандартам и техническим условиям. Изъятие и конфискация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящейся в незаконном обороте, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В примечании экспертного исследования №392-Э от 26.05.2008г. указано, что образцы продукции после определения органолептических показателей приведены в негодное для использования состояние, списаны и уничтожены.

Суд имеет в своем распоряжении только 3 бутылки вина отобранных для хранения и подлежащих конфискации.

Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Общества, что в процессе производства по делу об административном правонарушении был нарушен порядок привлечения к административной ответственности.

В материалах дела имеется определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, по окончании которого, в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ был составлен протокол об административном правонарушении.

О дате составления протокола об административном правонарушении Общество уведомлялось надлежащим образом, о чем свидетельствует телеграмма с почтовой отметкой, а также расписка от 10.06.2008 г. о получении извещения административного органа, в которой стоит подпись директора Общества Якимовой Т.Н.

  В экспертном исследовании №392-Э от 26.05.2008 г. имеется подпись эксперта Никитиной Ю.А., которая ознакомилась с правами и обязанностями эксперта, о чем свидетельствует ее подпись.

Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что требования п. 4 ст. 26.4 КоАП РФ не были нарушены.

Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Общества, что проверка проводилась Госалкогольинспекцией без распоряжения, так как продавец магазина Мазитова А.А. была с ним ознакомлена и подписала его.

Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Общества об отсутствии в его действиях вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.14 КоАП РФ.

В соответствии с п. 140 Правил продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. №55), перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике).

Ответственность за производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, установлена ст. 6.14 КоАП РФ.

В силу ст. 25 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» алкогольная продукция, не соответствующая государственным стандартам, считается находящейся в незаконном обороте, ее реализация запрещена.

Не отвечающая государственным стандартам алкогольная продукция («Портвейн 72») в момент проверки находилась в принадлежащем Обществу магазине

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 по делу n А65-6921/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также