Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 по делу n А65-4059/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

02 сентября 2008 г.                                                                                Дело № А65-4059/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 сентября 2008 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,

при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:

от ОАО «Самараэнерго» - представитель Тюрникова М.В., доверенность от 29 декабря 2007 г. № 3,

от Управления Федеральной антимонопольной  службы по Самарской области - представитель Шепеленко С.В., доверенность от 08 июля 2008 г., № 3228/6,

от 3-их лиц: ЗАО «Транссервисэнерго» - представитель Болотин А.Ю., доверенность от 01 июля 2008 г. № 111, представитель Чеченков С.М., доверенность от 19 апреля 2008 г. № 9,

ОАО «Волжская межрегиональная распределительная компания» - представитель не явился, извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 августа 2008 г. апелляционную жалобу ОАО «Самараэнерго», г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 июня 2008 г. по делу № А55-4059/2008, судья Лихоманенко О.А., принятое по заявлению ОАО «Самараэнерго», г. Самара, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара, третьи лица: ЗАО «Транссервисэнерго», г. Москва, ОАО «Волжская межрегиональная  распределительная компания», г. Саратов,

о признании недействительными решения и предписания от 14 февраля 2008 г.,

 

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество Самараэнерго» (далее – ОАО «Самараэнерго», Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – УФАС по Самарской области, антимонопольный орган) от 14 февраля 2008 г.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ЗАО «Транссервисэнерго», ОАО «Волжская межрегиональная  распределительная компания».

Решением суда от 20 июня 2008 г. в удовлетворении заявления ОАО «Самараэнерго» отказано на том основании, что вывод УФАС по Самарской области в оспариваемом решении о том, что отказ ОАО «Самараэнерго» заключить дополнительные соглашения к действующим договорам энергоснабжения создал препятствия доступу ЗАО «Транссервисэнерго» на оптовый рынок электроэнергии и, тем самым нарушил требования ч.1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ, является законным и обоснованным. Отказ ОАО «Самараэнерго» заключить соглашение об информационном обмене создал препятствия доступу ЗАО «Транссервисэнерго» на оптовый рынок электроэнергии.

В апелляционной жалобе ОАО «Самараэнерго» просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда.

В отзывах на апелляционную жалобу УФАС по Самарской области и ЗАО «Транссервисэнерго» просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ОАО «Волжская межрегиональная распределительная компания», надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель ОАО «Самараэнерго» поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, заявление ОАО «Самараэнерго»  удовлетворить.

Представители УФАС по Самарской области и ЗАО «Транссервисэнерго» возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ЗАО «Транссервисэнерго» обратилось в УФАС по Самарской области с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Волжская межрегиональная  распределительная компания» (далее - Сетевая компания) и ОАО «Самараэнерго».

По мнению ЗАО «Транссервисэнерго», названные организации допустили нарушение ст. 5 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Со стороны Сетевой компании нарушение заключалось в необоснованном отказе от заключения договора с ЗАО «Транссервисэнерго» на оказание услуг по передаче электроэнергии. Со стороны ОАО «Самараэнерго» нарушение заключалось в необоснованном отказе от заключения с ОАО «Самараэнерго» дополнительных соглашений к договорам энергоснабжения № 1123Э и № 343 5Э. Кроме того, названные организации отказались заключить с ЗАО «Транссервисэнерго» соглашение об информационном обмене, порядке расчета и согласования почасовых значений сальдо - перетоков по точкам поставки участников оптового рынка электрической энергии (далее - соглашение об информационном обмене).

Решением от 14 февраля 2008 г. по делу № 70 Управление признало ОАО «Самараэнерго» и Сетевую компанию нарушившими ч.1 ст. 10 и ч.1 ст.11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) и выдало предписание от 14 февраля 2008 г. об устранении нарушений законодательства.

ОАО «Самараэнерго» ссылается на то, что ЗАО «Транссервисэнерго» не является субъектом оптового рынка электроэнергии, следовательно, требования приложения № 1 к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка «Регламент допуска к торговой системе оптового рынка» на него не распространяются. В этой связи ЗАО «Транссервисэнерго» не имело оснований требовать от ОАО «Самараэнерго» заключения дополнительных соглашений к действующим договорам энергоснабжения. Кроме того, отказ ОАО «Самараэнерго» от заключения данных соглашений не мог служить препятствием для получения ЗАО «Транссервисэнерго» электроэнергии с оптового рынка, поскольку указанные соглашения не входят в перечень документов, необходимых для заключения договора о присоединении к торговой системе оптового рынка. Дополнительные соглашения к действующим договорам энергоснабжения, от заключения которых отказалось ОАО «Самараэнерго», не содержали условий, касающихся системы коммерческого учета электроэнергии, что и сделало невозможным их заключение со стороны ОАО «Самараэнерго». Спорные правоотношения, возникшие в связи с заключением дополнительных соглашений к действующим договорам энергоснабжения, имеют гражданско-правовой характер. Принимая обжалованное решение, УФАС по Самарской области вышло за пределы своих полномочий. У ЗАО «Транссервисэнерго» отсутствуют акты соответствия и присвоения класса качества системе приборов учета. В этой связи у ОАО «Самараэнерго» отсутствует возможность заключения соглашения об информационном обмене. УФАС по Самарской области не приведено доказательств согласованности действий Сетевой компании и ОАО «Самараэнерго» по созданию препятствий доступу ЗАО «Транссервисэнерго» на оптовый рынок электроэнергии (мощности).

Указанные доводы ОАО «Самараэнерго» суд первой инстанции обоснованно не принял, исходя при этом из следующих обстоятельств.

Утверждение ОАО «Самараэнерго» об отсутствии у ЗАО «Транссервисэнерго» статуса участника оптового рынка электроэнергии не подтверждено материалами дела и противоречит фактическим обстоятельствам. Довод ОАО «Самараэнерго» о том, что его отказ от заключения дополнительных соглашений к договорам энергоснабжения не мог являться препятствием для получения ЗАО «Транссервисэнерго» электроэнергии с оптового рынка, поскольку данные дополнительные соглашения не входят в перечень документов, необходимых для заключения договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, не основан на нормах права.

Как указывает ЗАО «Транссервисэнерго», в данном случае ОАО «Самараэнерго» путает два разных понятия: получение статуса участника оптового рынка электрической энергии (мощности) и допуск к торгам электрической энергией и мощностью в торговой системе оптового рынка.

Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка заключается именно с целью получения статуса участника оптового рынка и данный договор заключен ЗАО «Транссервисэнерго» 27 декабря 2004 г., что подтверждается общедоступной информацией на интернет-сайте НП «Администратор Торговой Системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы».

Указанный довод не был опровергнут.

Таким образом, ЗАО «Транссервисэнерго» является участником оптового рынка электрической энергии (мощности). Вместе с тем ЗАО «Транссервисэнерго» не имеет допуска к торгам электрической энергией и мощностью в торговой системе оптового рынка по Самарской области, что сторонами не отрицается.

Для получения допуска и возможности приобретать электрическую энергию на оптовом рынке для своих потребителей, расположенных на территории Самарской области, ЗАО «Транссервисэнерго» должно выполнить ряд требований, сформулированных в приложении № 1 к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка «Регламент допуска к торговой системе оптового рынка». Одно из них - заключение дополнительных соглашений к действующим договорам, регулирующим отношения по приобретению электрической энергии на розничном рынке (п.2.2.9 регламента).

В случае, если указанные дополнительные соглашения заключены не будут, процедура получения права участия в торговле электрической энергией на оптовом рынке (по смыслу п.3.2 регламента) приостанавливается до даты заключения дополнительных соглашений.

Данный регламент является обязательным и для ЗАО «Транссервисэнерго», и для ОАО «Самараэнерго», поскольку, заключив договор о присоединении к торговой системе оптового рынка, названные организации добровольно приняли на себя обязательства участвовать в обязательных в рамках этого договора соглашениях на условиях, разработанных НП «АТС».

Следовательно, без заключения дополнительных соглашений к действующим договорам энергоснабжения ЗАО «Транссервисэнерго» не получит допуск к торговой системе оптового рынка и не сможет закупать на нем электроэнергию для своих потребителей.

В этой связи вывод УФАС по Самарской области в оспариваемом решении о том, что отказ ОАО «Самараэнерго» заключить дополнительные соглашения к действующим договорам энергоснабжения создал препятствия доступу ЗАО «Транссервисэнерго» на оптовый рынок электроэнергии и тем самым нарушил требования ч.1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ, является законным и обоснованным.

При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции исходил из следующих существенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения данного дела.

Основанием вынесения оспариваемого решения от 14 февраля 2008 г. УФАС  по Самарской области послужило вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Самарской области от 09 июля 2007 г. по делу № А55-5691/2007.

В рамках дела № А55-5691/2007 ЗАО «Транссервисэнерго» оспаривало решение УФАС по Самарской области от 30 января 2007 г. о прекращении дела № 70 по заявлению ЗАО «Транссервисэнерго» в связи с отсутствием в действиях ОАО «Самараэнерго» и ОАО «Волжская межрегиональная распределительная компания» нарушения антимонопольного законодательства.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 09 июля 2007 г. по делу № А55-5691/2007 заявленные требования удовлетворены. Решение Комиссии УФАС по Самарской области от 30 января 2007 г. о прекращении рассмотрения дела № 70 признано недействительным (л.д.40-42).

При этом в решении суд прямо указал на то, в силу ст. 12 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» антимонопольная служба была вправе выдать предписание ОАО «Самараэнерго» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

В силу прямого указания ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом дела, в котором участвуют те же лица.

В оспариваемом решении УФАС по Самарской области от 14 февраля 2008 г. прямо указано, что оно вынесено с учетом обстоятельств, установленных решением Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-5691/2007 (л.д.8-13).

В частности, решением Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-5691/2007 установлено, что довод ОАО «Самараэнерго» о невозможности заключения дополнительных соглашений к договорам энергоснабжения ввиду того, что названые соглашения не содержат условий, касающихся системы коммерческого учета электроэнергии, не основан на нормах действующего законодательства.

Условия названных дополнительных соглашений определены в приложении № 7 к регламенту допуска к торговой системе оптового рынка. На момент обращения ЗАО «Транссервисэнерго» в ОАО «Самараэнерго» с предложением о заключении дополнительных соглашений условия и форма этих соглашений определялись приложением № 23 к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка.

В этой связи любая из сторон дополнительного соглашения к договору энергоснабжения не вправе требовать включения в соглашение условий, не предусмотренных приложением № 7 к регламенту допуска к торговой системе оптового рынка.

Основная цель заключения дополнительных соглашений к действующим договорам энергоснабжения - определение фактической стоимости (с учетом отклонений) электроэнергии, купленной участником оптового рынка у энергоснабжающей организации на розничном рынке.

Данные соглашения не имеют отношения к системам коммерческого учета электроэнергии. В этой связи приложение № 7 к регламенту допуска к торговой системе оптового рынка (а ранее - приложение № 23 к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка) не предусматривает необходимости включения в указанные соглашения условий, касающихся систем коммерческого учета электроэнергии.

Учитывая, что названное приложение не предусматривает, что дополнительное соглашение к договору энергоснабжения должно содержать условия, касающиеся систем коммерческого учета электроэнергии, утверждение ОАО «Самараэнерго» о том, что заключение дополнительных соглашений к договорам № 1123э и № 3435э невозможно ввиду отсутствия в них данных условий, не основано на нормах законодательства.

Исходя из установленных

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 по делу n А55-13686/2006. Разрешить вопрос по существу (ч.5 ст.270, ст. 272 АПК)  »
Читайте также