Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2008 по делу n А55-976/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

 

28 июля 2008 года                                                                            Дело № А55-976/2008

г. Самара

 

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2008 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Рогалевой Е.М.,

судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Базановой С.В.,

с участием:

от заявителя – Марголина М.Л., доверенность от 20 декабря 2007 г. № 696;

от Главы городского округа Самара – Голубкина О.А., доверенность от 16 января 2008 г. № 01/04-26;

от третьих лиц:

от Министерства образования и науки Самарской области – Назмеева Г.Х., доверенность от 6 февраля 2008 г. № МО-16/546;

от Департамента управления имуществом городского округа Самара – Щирова И.А., доверенность от 16 апреля 2008 г. № 1760;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области – не явился, извещен;

от прокурора Самарской области – Дмитриева И.И., удостоверение № 146198, действительно по 5 марта 2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу

Главы городского округа Самара, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 апреля 2008 г.

по делу № А55-976/2008 (судья Щетинина М.Н.),

по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,

к Главе городского округа Самара, г. Самара,

третьи лица:

Министерство образования и науки Самарской области, г. Самара,

Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, г. Самара,

с участием прокурора Самарской области, г. Самара,

о признании недействительным постановления,

УСТАНОВИЛ:

Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным постановления главы городского округа Самара (далее – глава городского округа) от 14 мая 2007 г. № 262 «О реорганизации муниципального образовательного учреждения общеобразовательной школы-интерната № 1 основного общего образования г. Самары и муниципального оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - санаторной школы-интерната № 9 г. Самары».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 апреля 2008 г. заявленные требования удовлетворены.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что принятием оспариваемого постановления нарушаются права и интересы детей, нуждающихся в длительном санаторном лечении в условиях санаторной школы - интерната, а также ущемляются государственные и общественные интересы; оспариваемое постановление главы городского округа Самара принято в нарушение установленного законом порядка передачи из муниципальной собственности в собственность субъектов РФ имущества; принятое оспариваемое постановление ущемляет права и законные интересы Министерства имущественных отношений Самарской области как собственника в части владения, пользования и распоряжения имуществом образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - санаторной школы-интерната № 9 г. Самары; реорганизация учреждения в предусмотренной оспариваемым постановлении форме противоречит безусловной обязанности органа местного самоуправления по передаче данного имущества в государственную собственность Самарской области, а также нарушает права органов государственной власти Самарской области и интересы детей.

Не согласившись с выводами суда, глава городского округа Самара подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.

В апелляционной жалобе указывает, что поскольку права детей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушаются, судом были допущены нарушения норм процессуального права, выразившиеся в несоблюдении правил подведомственности дел арбитражному суду; Министерство не является собственником указанного имущества; предоставление образования в рамках специализированных учреждений является обязанностью органов государственной власти Самарской области, а не органов местного самоуправления; глава городского округа Самара, обладая полномочиями собственника имущества муниципальных учреждений, был вправе принять решение об их реорганизации; согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2006 г. № 542-О положения части 11 ст. 154 Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в системе действующего правового регулирования предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность Российской Федерации в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу.

В судебном заседании представители главы городского округа Самара и Департамента управления имуществом городского округа Самара доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представители Министерства имущественных отношений Самарской области, Министерства образования и науки Самарской области, прокурора Самарской области считают решение суда законным и обоснованным.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Главой городского округа Самара 14 мая 2007 г. принято постановление № 262 «О реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения общеобразовательной школы-интерната № 1 основного общего образования г. Самары и муниципального оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - санаторной школы-интерната № 9 г. Самары» (т. 1 л.д. 52).

Указанным постановлением решено реорганизовать муниципальное образовательное учреждение общеобразовательную школу-интернат № 1 основного общего образования г. Самары в форме присоединения к нему муниципального оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - санаторной школы-интерната № 9 г. Самары с переходом к реорганизованному юридическому лицу прав и обязанностей присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Оба образовательных учреждения являются муниципальным образовательным учреждением РФ. Однако, из Устава МОУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - санаторной школы-интернат № 9 г. Самары видно, что целью деятельности этого учреждения является оказание помощи семье в воспитании и получении образования, обеспечение проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении.

В то время, как из Устава МОУ учреждения общеобразовательной школы-интернат № 1 основного общего образования г. Самары следует, что целью деятельности школы-интерната является создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, физического, эмоционального развития личности ребенка, формирования гуманистических взглядов и творческого мышления, формирования навыков самостоятельной жизни, социальная защита и всестороннее раскрытие творческих способностей (т. 1 л.д. 88, 106) .

Согласно п. 6.2. ст. 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, относится к компетенции субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласно п. 3 ч. 8, ч. 11 ст. 85 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления до 1 января 2008 г. обеспечивают безвозмездную передачу в собственность субъектов Российской Федерации находящегося в муниципальной собственности имущества в соответствии с разграничением полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, установленным с 1 января 2006 г. указанным Федеральным законом, другими федеральными законами.

Руководствуясь вышеуказанными нормами, Министерство образования и науки Самарской области и Самарское управление Министерства образования и науки неоднократно предлагали главе городского округа Самара (письма от 30 июня 2006 г. № МО-16/3228, от 25 сентября 2006 г. № МО-16/4810, от 08 ноября 2006 г. № МО-16/5639, от 20 марта 2007 г. № 247-02) рассмотреть вопрос о передаче муниципального оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - санаторная школа-интернат № 9 из муниципальной собственности городского округа Самара в государственную собственность Самарской области.

Несмотря на неоднократные обращения в адрес главы городского округа Самара Министерства образования и науки Самарской области и Самарского управления Министерства образования и науки надлежаще оформленное предложение о передаче вышеуказанного образовательного учреждения из муниципальной собственности в государственную собственность Самарской области ни в Министерство образования и науки Самарской области, ни в Министерство имущественных отношений Самарской области, ни в Правительство Самарской области не поступило.

Главой городского округа Самара принято постановление от 14 мая 2007 г. № 262 «О реорганизации муниципального образовательного учреждения общеобразовательной школы-интерната № 1 основного общего образования г. Самары и муниципального оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - санаторной школы-интерната № 9 г. Самара». Указанный акт делает невозможным передачу вышеуказанного муниципального учреждения в собственность Самарской области.

Согласно приказу Департамента управления имуществом городского округа Самара от 13 июня 2007 г. № 883 «О реорганизации муниципального образовательного учреждения общеобразовательной школы-интерната № 1 основного общего образования г. Самары в форме присоединения к нему муниципального оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - санаторной школы-интерната № 9 г. Самары», принятого во исполнение указанного постановления главы городского округа Самара, муниципальное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - санаторная школа-интернат № 9 г. Самары должно быть присоединено к муниципальному образовательному учреждению общеобразовательной школе-интернату № 1 основного общего образования г. Самары. В результате реорганизации двух образовательных учреждений разных типов останется только одно –муниципальное образовательное учреждение - общеобразовательная школа-интернат № 1 основного общего образования г. Самары, которое по своему статусу не может выполнять те функции и задачи, которые должны реализовываться оздоровительным учреждением санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

Муниципальное оздоровительное

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2008 по делу n А55-6461/2006. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ)  »
Читайте также