Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2008 по делу n А65-26093/2007. Принять новый судебный акт (п.2 ст.269, ч.5 ст.270 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20 июня  2008 г.                                                                              Дело № А65-26093/2007

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена  18 июня 2008 г.

Постановление  в полном объеме изготовлено 20 июня 2008 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Кувшинова В.Е.,

при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:

от ЖСК «Спартак-29» - председатель Камалетдинова Н.Х., паспорт с. 92 97 № 027818, представитель Халиуллина Г.Г., доверенность от 31 декабря 2007 г. № 2,

от Кабинета министров Республики Татарстан  - представитель Кузьмина Е.В., доверенность от 16 июня 2008 г. № 21-18/3935,

от исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - представитель не явился, извещен надлежащим образом,

от 3-го лица: Абрамова Светлана Анатольевна - паспорт серии 92 03 № 641420, представитель Абрамов В.А., доверенность от 16.06.2008 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 июня 2008 г. заявление ЖСК «Спартак-29», г.Казань,  к Кабинету министров Республики Татарстан, г.Казань, исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, г.Казань, 3-е лицо: Абрамова Светлана Анатольевна, г.Казань,

о признании недействительными распоряжений от 11 октября 2004 г. № 1583-р, от 27 октября 2004 г. № 1670р в части,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Жилищно-строительный кооператив «Спартак-29» (далее – ЖСК «Спартак-29», ЖСК) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными распоряжения Кабинета министров Республики Татарстан (далее – КМ РТ) от 11 октября 2004 г. № 1583-р, распоряжения главы администрации города Казани, которого представляет исполнительный комитет муниципального образования г. Казани (далее – исполком г.Казани), от 27 октября 2004 г. № 1670р в части перевода квартиры № 2, д. 19 по ул. Адоратского, г.Казани из жилого помещения в нежилое, установлении факта незаконного перевода и незаконной эксплуатации нежилого помещения.

Решением суда от 07 февраля 2008 г. в удовлетворении заявления ЖСК «Спартак-29» отказано. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда решение суда от 07 февраля 2008 г. отменено в связи с наличием оснований, предусмотренных частью 4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: принятием судом решения о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, (пункт 4) – собственника нежилого помещения Абрамовой Светланы Анатольевны. Рассмотрение заявления ЖСК «Спартак-29» о признании недействительными распоряжений от 11 октября 2004г. № 1583-р, от 27 октября 2004г. № 1670р по делу № А65-26093/2007 назначено по правилам рассмотрения дел арбитражными судами первой инстанции на 26 мая 2008 г. К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Абрамова Светлана Анатольевна.

Рассмотрение дела в судебном заседании 26 мая 2008 г. было отложено на 18 июня 2008 г. в  связи с отсутствием сведений об извещении третьего лица о времени и месте судебного заседания.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя исполкома г. Казани, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании председатель и представитель ЖСК поддержали заявленные требования, просили признать недействительными распоряжение КМ РТ от 11 октября 2004 г. № 1583-р, распоряжение главы администрации города Казани от 27 октября 2004г. № 1670р в части перевода квартиры № 2, д. 19 по ул. Адоратского, г.Казани из жилого помещения в нежилое.

Представители КМ РТ и третьего лица возражали против удовлетворения заявления ЖСК.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что заявление ЖСК «Спартак-29» удовлетворению не подлежит.

Как следует из материалов дела, распоряжением КМ РТ от 11 октября 2004 г. № 1583-р принято предложение администрации г. Казани о переводе жилого помещения (квартиры № 2, д. 19 по ул. Адоратского в г. Казани) в нежилое помещение (л.д.67). Распоряжением главы администрации г. Казани от 27 октября 2004 г. № 1670-р во исполнение распоряжения КМ РТ от 11 октября 2004г. № 1583-р жилое помещение квартиры 2 дома 19 по ул. Адоратского в г. Казани, принадлежащее на праве собственности физическому лицу Абрамовой С.А., переведено в нежилое помещение.

Статья 13 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц, может быть признан судом недействительным.

В соответствии с ч.1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 указанной статьи заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Учитывая, что ЖСК «Спартак-29» о существовании оспариваемых ненормативных правовых актов узнал в июне 2007 г., на что указывается в заявлении ЖСК, обращении в прокуратуру (л.д.27, 28, 30), а в суд обратился лишь 15 октября 2007 г., ходатайство ЖСК о восстановлении срока, предусмотренного ч.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворению не подлежит в связи с отсутствием уважительных причин для его восстановления. Ссылки ЖСК на отсутствие документального подтверждения полученной информации, в связи с чем ЖСК обратился в КМ РТ о предоставлении документов о переводе жилого помещения в нежилое, а также длительную переписку с государственными органами с января 2007 г. по октябрь 2007 г. не свидетельствуют о невозможности ЖСК обращения в арбитражный суд в установленный законом срок.

Как видно из материалов дела, физическое лицо Абрамова С.А. по договору мены № 50.3-2003-15343 от 23 декабря 2003 г., зарегистрированному в установленном законом порядке 15 января 2004 г., приобрела в собственность жилое помещение, находящееся по адресу: г. Казань, ул. Адоратского, д.19, кв.2.

Распоряжением КМ РТ 11 октября 2004г. № 1583-р в соответствии со ст. 9 Жилищного кодекса РСФСР и 288 Гражданского кодекса Российской Федерации в порядке исключения принято предложение администрации г. Казани о переводе жилого помещения квартиры № 2 дома 19 по ул. Адоратского г. Казани в нежилое.

Распоряжением главы администрации г. Казани от 27 октября 2004 г. во исполнение распоряжения КМ РФ департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства поручено обеспечить перевод жилого помещения квартиры № 2 дома 19 по ул. Адоратского в нежилое, заключение с собственником помещения договора на обслуживание нежилого помещения в жилищном фонде.

В соответствии с п.п. «к» п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В этой связи правовое регулирование жилищных правоотношений осуществляется федеральными нормативными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними актами законодательства субъектов Российской Федерации.

Статьей 288 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений допускается только после перевода такого помещения в нежилое в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Следовательно, законодательно закреплено право собственника жилого помещения на перевод жилого помещения в нежилое.

Жилищный кодекс РСФСР (действовавший до 01 марта 2005 г.) в статье 9 регламентировал порядок перевода жилых помещений в нежилые в домах государственного и общественного жилищного фонда.

Данной статьёй ЖК РСФСР предусматривалось, что перевод пригодных для проживания жилых домов и жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда в нежилые, как правило, не допускается. В исключительных случаях перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые может осуществляться по решению органов, указанных в статье 8 настоящего Кодекса. Перевод жилых домов и жилых помещений ведомственного и общественного жилищного фонда в нежилые производится по предложениям соответствующих министерств, государственных комитетов, ведомств и центральных органов общественных организаций. Перевод жилых домов и жилых помещений, принадлежащих колхозам, в нежилые осуществляется по решению общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных.

Перевод жилых помещений, находящихся в частной собственности, в нежилые ЖК РСФСР не регулировал. По аналогии закона применялись нормы, регулирующие перевод пригодных для проживания жилых домов и жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда в нежилые.

Статьёй 8 ЖК РСФСР регулировалось исключение из жилищного фонда жилых домов и жилых помещений. Согласно данной норме периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

В связи с изложенным довод ЖСК о необходимости проведения обследования состояния жилого помещения до его перевода в нежилое не основан на нормах законодательства, действовавшего на момент издания оспариваемых распоряжений. Статья 8 ЖК РСФСР предусматривала исключение из жилищного фонда жилых домов и жилых помещений, а не их перевод в разряд нежилых. Ссылка в статье 9 ЖК РСФСР на статью 8 была сделана лишь применительно к органам, наделенным правом принимать решения о переводе жилых помещений в нежилые.

Таким образом, из перечисленных норм ЖК РСФСР следовало, что перевод жилых помещений в нежилые допускается в исключительных случаях по решению исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Учитывая, что законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан не был установлен в тот период порядок для жилых помещений, находящихся в частной собственности, в отношении таких помещений действовал порядок, установленный вышеуказанными нормами ЖК РСФСР.

С учётом изложенного принятие распоряжения о переводе жилого помещения в нежилое входило в компетенцию КМ РТ.

Вместе с тем порядок перевода жилых помещений в нежилые на момент принятия оспариваемых распоряжений законодательно не был детально регламентирован, каких-либо требований к этой процедуре законодательством не было установлено.

В соответствии с п. 6 ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пунктом 30 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998г. № 219, изменение целевого назначения помещений, являющееся одной из существенных характеристик объекта недвижимости, подлежит отражению в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ввиду образования новых объектов недвижимого имущества.

Согласно выписке Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан от 30 ноября 2007 г., представленной в материалы дела по запросу Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 ноября 2007г., в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним за № 01/373/2007-165 внесена запись, подтверждающая, что нежилое помещение № 1-9, находящееся по адресу: г. Казань, ул. Адоратского, д.19, номер объекта 16-16-01/021/20060644, принадлежит на праве собственности гражданке Абрамовой Светлане Анатольевне, которой выдано свидетельство о регистрации права от 05 мая 2006 г.

В соответствии с ч. 1-4 ст. 110 Гражданского кодекса Российской Федерации жилищным или жилищно - строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме. Члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами.

Согласно уставу ЖСК «Спартак-29», зарегистрированному главой Ново- Савиновского района 04 апреля 1995г. за № 175, жилищно-строительный кооператив является добровольным кооперативным объединением 218 семей для проживания в многоквартирном доме. ЖСК имеет свою администрацию по руководству хозяйственной деятельностью дома, осуществляющую эксплуатацию дома на началах самоокупаемости. Обслуживание жилого дома и территории производится своими силами, кооператив отвечает по своим обязательствам за принадлежащее ему имущество. Средства кооператива состоят из взносов на содержание и эксплуатацию дома, прочих поступлений (доходы, полученные от реализации услуг, безвозмездных

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2008 по делу n А55-5963/2007. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также