Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2008 по делу n А55-13410/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

 

03 июня 2008г.                                                         Дело № А55-13410/2007

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 03 июня 2008 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Холодной С.Т.,

судей Кузнецова В.В., Рогалевой Е.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Яновой И.С.,

с участием:

от ОАО "Завод авиационных подшипников" – Труфанова Н.В., доверенность от 27 декабря 2007 года № 423-юр; Рыжакина Т.Е., доверенность от 27 декабря 2007 года № 424-юр,

от Министерства строительства и ЖКХ Самарской области – Шабалта А.Н., доверенность от 10 октября 2007 года № Д-49/366,

от Департамента управления имуществом г.о. Самара – Теванян Г.А., доверенность от 27 марта 2008 года № 1389,

от УФРС по Самарской области – не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании 28 мая 2008 г., в зале № 7, апелляционную жалобу

Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара

на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 марта 2008 года по делу № А55-13410/2007, судья Асадуллина С.П.,

по заявлению

открытого акционерного общества "Завод авиационных подшипников", г. Самара

к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара,

третьи лица:

Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,

Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г.Самара,

о признании незаконными действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в отношении ОАО «Завод авиационных подшипников», заключающиеся в применении в процессе выполнения властных полномочий, в том числе властных полномочий администратора поступлений в бюджет платежей по арендной плате в период с 28 ноября 2006 года по 14 мая 2007 года включительно коэффициента вида использования земельного участка, нарушающие права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создавая препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Завод авиационных подшипников", г. Самара (далее-заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Самарской области с требованием, с учетом уточнений, о признании незаконными действий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее-Министерство), в отношении ОАО «Завод авиационных подшипников», заключающиеся в применении в процессе выполнения властных полномочий, в том числе властных полномочий администратора поступлений в бюджет платежей по арендной плате в период с 28 ноября 2006 года по 14 мая 2007 года включительно коэффициента вида использования земельного участка (Кв) со значением 0,17, который расположен в зоне «Земельные участи, отведенные под: 12. Размещение прочих объектов: 12.1. Строительство объектов» Приложения №3 к Методике определения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области №74 от 21.06.2006 года (в редакции от 31.08.2006 года и от 17.02.2007 года) (результат действий отображен в письмах от 06.06.2007 г. №Л-11/849 и от 08.08.2007 года №ЛДР-738/07 с приложениями), как несоответствующие положениям Методики определения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденной Постановлением Самарской области №74 от 21.06.2006 года (в ред. от 31.08.2006 года и от 17.02.2007 года), подпункту 8 п.1 ст.1; п.2 ст.7; п.п.1, 2, 5, 12 ст.85 Земельного Кодекса РФ. Подпунктам 8, 9 ст.1; п.2, 6 ст.30; п.п.1, 2, 15 ст.35; п. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, положениям ст. 1; п.1,8 ст.3; ст.29 (в части жилых зон и зон резервных территорий); ст.30 (в части жилых зон и зон резервных территорий (п.2 ст.30) Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской думы №61 от 26.04.2001 года, п.п. 2, 6 ст.1; п.1 ст.3 ФЗ «О государственном языке РФ» №53-ФЗ от 01.06.2005 года, положениям постановления Правительства №714 от 23.11.2006 года, положениям иных нормативных актов, и незаконно возлагающие на ОАО «Завод авиационных подшипников» дополнительные обязанности, не предусмотренные положениями действующего законодательства, том числе предусмотренные положениями Постановления №74, а также нарушающие иные права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создавая препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе предусмотренной положениями ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости…» №214-ФЗ от 20.12.2004 года.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 марта 2008 года признаны незаконными действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, выразившиеся в определении удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в размере 5 836, 44 руб./м.кв., в применении для исчисления размера арендной платы за период с 28.11.2006 года по 14.05.2007 года включительно по договору аренды земельного участка от 13.07.2005 года, предоставленного открытому акционерному обществу «Завод авиационных подшипников» для строительства.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что повторное в течение года изменение механизма исчисления арендной платы Постановлениями Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. №74 и от 25.04.2007 г. №59, уведомление о расторжении договора аренды в одностороннем порядке, необоснованное применение удельного показателя кадастровой стоимости по видам использования земли в размере 5 836,44 руб./м.кв., показателя, применяемого для земельных участков под домами многоэтажной застройки, направление Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области заявителю писем от 06.06.2007 г. и 08.08.2007 г. с перерасчетом арендной платы является нарушением установленного пунктом 3 статьи 614, статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, механизма изменения размера арендной платы и нарушающим права заявителя в сфере экономической деятельности, что в соответствии со ст.201 АПК РФ является основанием для признания указанных действий незаконными.

Не согласившись с выводами суда, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить и принять новый судебный акт об отказе заявленных ОАО «Завод авиационных подшипников» требований.

В апелляционной жалобе Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области ссылается на те обстоятельства, что при принятии судебного акта судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права.

В судебном заседании представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Представители ОАО "Завод авиационных подшипников" считают решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве.

В судебное заседание апелляционной инстанции представители третьих лиц не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела между ОАО «Завод авиационных подшипников» и Комитетом по управлению имуществом г. Самара заключен договор аренды земельного участка №023564з от 13.07.2005 г., согласно которому заявитель является арендатором земельного участка, относящегося к категории «земли поселений», имеющий кадастровый номер 63:01:06 15 004:0005, находящегося по адресу: г.Самара, Октябрьский район, ул. Луначарского, площадью 4 778,20 кв.м., предоставленного ему под строительство жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, подземной стоянкой автомобилей и трансформаторной подстанции. Согласно пункту 3.1 договора, условия договора применяются к отношениям, существующим между сторонами с 27.04.2005 г. по 26.04.2008 г. Указанный договор аренды прошел государственную регистрацию в установленном порядке.

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. №74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара» Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства были переданы от Комитета по управлению имуществом городского округа Самара полномочия арендодателя по договорам аренды земельных участков, для целей, связанных со строительством.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области направило в адрес ОАО «Завод авиационных подшипников» два сообщения об изменении размера арендной платы, и об одностороннем расторжении договора аренды, с приложением расчета, в соответствии с которым заявителю предложено уплачивать арендную плату по договору, в размере, существенно превышающем прежний размер арендной платы, предупредив о расторжении договора в одностороннем порядке в случае непогашения задолженности по арендной плате. Указанные расчеты определения размера арендной платы основаны на Методике определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, предоставляемые для строительства, введенной постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года №74.

Министерство обосновывает свои действия исходя из указанной Методики, действовавшей в период с ноября 2006 года по май 2007 года, в связи с исполнением условий пункта 5.2 и пункта 4.3 договора аренды, предусматривающих обязанности по сообщению арендатору размера арендной платы путем опубликования в газете «Самарская газета» за 28.11.2006 года и изменению арендной платы, в связи с внесением изменений в правовые нормы, регулирующие размер арендной платы за пользование землей.

Состоявшимся судебным актом об удовлетворении требований заявителя суд отметил то обстоятельство, что на момент направления писем с перерасчетом арендной платы, Постановлением Правительства Самарской области №59 от 25.04.2007 года была введена другая Методика определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, предусмотренные для строительства, вступившее в законную силу 14 мая 2007 года. В соответствии с Методикой, введенной указанным постановлением размер арендной платы определяется с учетом понижающих коэффициентов.

Суд посчитал, что при изменении механизма определения арендной платы Министерством не были учтены нормы земельного законодательства, поскольку пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации изменение условий договора аренды земельного участка без согласия арендатора не допускает.

Пунктом 4.3 договора аренды земельного участка от 13.07.2005 г. закреплено право арендодателя изменять размер арендной платы, но не механизм фактического применения арендной платы. В соответствии со статьей 619 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату. Арендодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.

Пункт 8.3 договора аренды земельного участка предусматривает возможность расторжения договора при неоднократном невнесении арендной платы в установленный договором срок. В соответствии с п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором.

Судом установлено, что заявитель требования закона и обязательства по договору аренды выполнил на условиях предварительной оплаты по сентябрь 2007 г. включительно, арендные платежи за используемый участок оплачены. Исходя из акта сверки расчетов по договору аренды арендодателя и заявителя, составленного 27.02.2007 г. следует, что задолженность у заявителя отсутствует, имеется переплата в размере 178 083,32руб., в связи с чем, правовые основания для одностороннего расторжения договора отсутствуют. Предложенные изменения в договор аренды, увеличивающие размер арендной платы более чем в 15 раз и уведомление о расторжении договора, в случае непогашения задолженности, изложенные в сообщениях Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, суд признал неправомерными и необоснованными.

Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316, которыми определяется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и для целей земельного кадастра. Исходя из указанных Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению и виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2008 по делу n А55-18494/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также