Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2008 по делу n А72-746/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

16 мая 2008 г.                                                                        Дело № А72-746/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена     14 мая 2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено       16 мая 2008 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Поповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Копункиным В.А.,

с участием:

от заявителя – представитель не явился, извещен надлежащим образом,

от ответчика – представителей Михайловой Н.П. (доверенность от 03.09.07г. № 14), Ковалевой Л.Г. (доверенность от 10.04.08г. № 8),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «Контактор», Ульяновская область, г. Ульяновск,

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 марта 2008 года по делу № А72-746/2008 (судья Лубянова О.А.), рассмотренному по заявлению ОАО «Контактор», Ульяновская область, г. Ульяновск,

к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области, Ульяновская область, г. Ульяновск,

о признании незаконным постановления о назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

           Открытое акционерное общество «Контактор» (далее – ООО «Контактор», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области (далее – административный орган) от 09.01.2008г. по делу № 3/11 о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 19.03.2008г. заявленные ООО «Контактор» требования удовлетворены частично. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области от 09.01.2008г. по делу № 3/11 изменено в части размера наложенного административного взыскания, административное взыскание установлено в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

ООО «Контактор» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 19.03.2008г. отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель апелляционной жалобы ссылается на правомерное пользование земельным участком площадью 0,83 га, занимаемым базой «Охотник и рыбак»,  в том числе и его часть 0,33 га , указывая на наличие документов на отвод земельного участка, а именно: Решения Исполкома Мелекесского районного Совета народных депутатов № 122 от 26.04.1989г. Распоряжения Исполкома Ульяновского областного Совета трудящихся № 562 - р от 12.09.1989г.,  Заключение № 17 от 23.06.1989г., акт выбора земельного участка под строительство от 14.11.1989г, акт оценки убытков от 04.04.1989г., акт технического обследования земельных участков от 05.04.1989г.

Кроме того, Общество указывает на повторность его привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение.

  В судебное заседание представитель Общества не явился, извещен надлежащим образом.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя Общества, участвующего в деле, который был надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

Представители административного органа в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества без удовлетворения.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, согласно Уставу Открытое акционерное общество «Контактор» учреждено трудовым коллективом Организации арендаторов НПО «Контактор», выкупившим государственное имущество на основании договора аренды государственного предприятия НПО «Контактор» № 3/14-8-78 от 06.06.1990года и дополнительного соглашения к нему, заключенных с Министерством электротехнической промышленности и приборостроения СССР ( том 1 л.д. 7-39).

В соответствии с договором от 06.06.1990г № 3/14-8-78 и дополнительного соглашения ОАО «Контактор» выкупил у государства в том числе двухэтажный деревянный дом рыбака и охотника (дата вода в эксплуатацию декабрь 1970 года) (том 1 л.д. 79-103).

        21 ноября 2007 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды ОАО «Контактор» (база охотника и рыбака). По окончании проверки составлен акт № 185. В акте указано, что в квартале № 60 Никольского лесничества ОГУ «Мелекесский лесхоз» Мелекесского района Ульяновской области на берегу Куйбышевского водохранилища расположена база охотника и рыбака, которая принадлежит ОАО «Контактор». Площадь лесного участка, занимаемая базой составляет 0,83 га. Территория базы огорожена забором, на территории имеются капитальные строения. Общество использует базу в целях организации  отдыха,  туризма, физкультурно - оздоровительной и спортивной деятельности, при этом документы на использование лесного участка у ОАО «Контактор» отсутствуют, что является нарушением ст. 41, 71, 72 Лесного кодекса РФ, п.1 ст. 26 Земельного кодекса РФ. Акт проверки подписан директором базы Легких С.С. без замечаний.

11.12.2007г Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области в отношении ОАО «Контактор» составило протокол об административном правонарушении № 3 (т.1 л.д.63-65). Протокол подписан директором базы Легких С.С, действующим на основании доверенности от 03.12.2007г (т.1 л.д. 122).

В своих объяснениях, отраженных в протоколе об административном правонарушении  Легких С.С. пояснил, что в  1996г он узнал, что документы оформлены не до конца, не хватало договора аренды лесного участка; для оформления договора он неоднократно обращался к директору Мелекесского лесхоза; в 2000 году завод Контактор направил в Мелекесский лесхоз оформленный договор аренды с 2000г по 31.12.2005года, договор не прошел процедуру регистрации.

09.01.2008г Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области приняло постановление о назначении административного наказания. ОАО «Контктор» привлечено к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ и назначен штраф в размере 20 000 рублей (т.1 л.д.68-71).

Не согласившись с принятым постановление, Общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции при принятии судебного акта обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

В соответствии со статьей 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Статьей 24 Лесного Кодекса РФ установлено, что использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Согласно статьи 41 Лесного Кодекса РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается   возведение   физкультурно-оздоровительных,   спортивных   и   спортивно- технических   сооружений.   Для   осуществления   рекреационной   деятельности лесные   участки   предоставляются   государственным   учреждениям,   муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.

Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что на лесном участке площадью 0,83 га, расположенном в квартале № 60 Никольского лесничества ОГУ «Мелекесский лесхоз» Мелекесского района Ульяновской области на берегу Куйбышевского водохранилища расположена база охотника и рыбака ОАО «Контактор».

31 июля 1968 года решением исполкома Ульяновского областного Совета трудящихся № 510 д/17 Ульяновскому заводу «Контактор» отведен в долгосрочное пользование без права рубки леса земельный участок площадью 0,50 га под строительство базы охотника и рыбака из Гослесфонда Мелекесского леспромхоза Никольского лесничества в квартале № 60.

В связи с чем, вывод суда первой инстанции о том,  что лесной участок площадью 0,50 га ОАО «Контактор» самовольно не занимал, является правомерным.

Вместе с тем, вывод суда первой инстанции о самовольном занятии ОАО «Контактор» участка лесного фонда площадью 0,33 га, является также обоснованным.

Общество считает себя правомерным пользователем земельного участка,  ссылаясь на Решение Исполкома Мелекесского районного Совета народных депутатов № 122 от 26.04.1989г и Распоряжение Исполкома Ульяновского областного Совета трудящихся № 562 - р от 12.09.1989г. Данные доводы  необоснованны по следующим основаниям.

Распоряжением Исполкома Ульяновского областного Совета трудящихся от 12.09.1989года № 562-р заводу Контактор согласовано строительство профилактория и коммуникаций к нему в Мелекесском районе и разрешено производство проектно -изыскательских работ.   В пункте 3.1 распоряжения указано, что вопрос о предоставлении этих земель решить в соответствии с земельным законодательством.

Статьей 10 «Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» (действующий в 1989 году) был установлен порядок предоставления земель в пользование.

Так в соответствии с указанной нормой предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода. Отвод земельных участков производится на основании постановления Совета Министров союзной республики или Совета Министров автономной республики либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей.   Предоставление земельного участка, находящегося в пользовании, другому землепользователю производится только после изъятия данного участка в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящих Основ.   Для строительства промышленных предприятий, жилых объектов, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, магистральных трубопроводов, а также для        иных        несельскохозяйственных        нужд   предоставляются      земли

несельскохозяйственного назначения или непригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества. Предоставление для указанных целей земельных участков из земель государственного лесного фонда производится преимущественно за счет не покрытых лесом площадей или площадей, занятых кустарниками и малоценными насаждениями. Предоставление земельных участков под застройку на площадях залегания полезных ископаемых производится по согласованию с органами государственного горного надзора. Линии электропередачи, связи и прочие коммуникации проводятся главным образом вдоль дорог, существующих трасс и т.п.  Приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этого участка в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей, запрещается.  Право землепользования колхозов, совхозов и других землепользователей удостоверяется государственными актами на право пользования землей. Формы актов устанавливаются Советом Министров СССР.

Доказательств, подтверждающих предоставление Обществу участка лесного фонда суду не представлено.

Заключение № 17 от 23.06.1989г., акт выбора земельного участка под строительство от 14.11.1989г, акт оценки убытков от 04.04.1989г., акт технического обследования земельных участков от 05.04.1989г, решение исполкома Мелекесского районного Совета народных депутатов № 122 от 26.04.1989г не являются документами, удостоверяющими право пользования участком.

Согласно договору о предоставлении в долгосрочное пользование (аренду) участка лесного фонда в культурно - оздоровительных, туристических и спортивных целях № 21 от 12.04.1999г заявителю передан в аренду сроком с 01.01.2000г до 31.12.2005г участок лесного фонда площадью 2,5 га в Никольском лесничестве в квартале 60.

Суд считает, что данный договор не подтверждает факт предоставления участка лесного фонда в аренду ОАО «Контактор», поскольку в нарушении ст. 23 Лесного Кодекса РФ (в редакции действовавшей на момент заключения), ст. 131, п.1 ст. 453 и 609 Гражданского Кодекса договор государственную регистрацию не прошел. Согласно ст. 165 Гражданского Кодекса РФ несоблюдение требований о государственной регистрации сделки влечет ее недействительностью. Такая сделка считается ничтожной. В связи с изложенным судом правомерно указано, что договор о предоставлении в долгосрочное пользование (аренду) участка лесного фонда в культурно - оздоровительных, туристических и спортивных целях № 21 от 12.04.1999г является незаключенным.

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие у заявителя документов, подтверждающих его права на указанный  участок, суд приходит к выводу, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области правомерно привлекло ОАО «Контактор» к административной ответственности за самовольное

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2008 по делу n А55-566/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также