Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2008 по делу n А65-23517/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

22 февраля 2008г.                                                                              Дело №А65-23517/2007

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2008г.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 февраля 2008г.

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кувшинова В.Е., судей Филипповой Е.Г., Захаровой Е.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Исхаковой Э.Г.,

при участии в судебном заседании:

представителя Межрайонной ИФНС России по КНП по Республики Татарстан – не явился, извещен надлежащим образом,

представителей ОАО «Северо-западные магистральные нефтепроводы» - Киричука Д.Ю. (доверенность от 13.12.2007г. №01-01-9/451), Сафиуллиной Т.М. (доверенность №01-01-9/713 от 11.02.2008г.),

рассмотрев в открытом судебном заседании 19 февраля 2008г. в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республики Татарстан, г.Казань,

на решение Арбитражного суда Республика Татарстан от 10 декабря 2007г. по делу №А65-23517/2007 (судья Хакимов И.А.),

принятое по заявлению открытого акционерного общества «Северо-западные магистральные нефтепроводы», г.Казань,

к Межрайонной ИФНС России по КНП по Республики Татарстан, г.Казань,

о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ: 

открытое акционерное общество «Северо-западные магистральные нефтепроводы» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан (далее - налоговый орган)  от 13.06.2007г. №333 ЮЛ/К в части доначисления налога на прибыль за 2003г. в сумме 7845314 руб., начисления пеней в сумме 7426 руб. (т.1 л.д.2-8, т.6 л.д.33).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2007г. по делу №А65-23517/2007 заявление удовлетворено. Признано незаконным решение налогового органа от 13.06.2007г. №333 ЮЛ/К в части доначисления налога на прибыль за 2003г. в сумме 7845314 руб., начисления пеней в сумме 7426 руб. как несоответствующее действующему законодательству (т.6 л.д.36-38, 46).

В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявления Общества (т.6 л.д.44-47).

В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа – без удовлетворения.

На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя налогового органа, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.

В судебном заседании представители Общества отклонили апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в отзыве на нее, в выступлении представителей Общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, 29.12.2006г. Обществом в налоговый орган  представлена налоговая декларация по налогу на прибыль за 2003г. с изменениями и дополнениями, в соответствии с которой произошло уменьшение суммы исчисленного налога на прибыль в размере 7845314 руб. вследствие увеличения расходов по статье «другие расходы», связанных с оплатой услуг за землеустроительные работы.

Налоговым органом по представленной декларации проведена камеральная налоговая проверка. По результатам проверки составлен акт от 29.03.2007г. №215 ЮЛ-К, на основании которого налоговым органом вынесено решение от 13.06.2007г. №333 ЮЛ/К об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Данным решением Обществу начислен к уплате в бюджет налог на прибыль в сумме 7845314 руб., также в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) начислены пени в сумме 7426 руб.

Основанием для начисления оспариваемой суммы налога и соответствующих сумм пеней послужил вывод налогового органа о том, что Общество в нарушение п. 1 ст. 252 НК РФ в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, необоснованно отнесло расходы по анализу землеустроительной документации и технической инвентаризации земель в общей сумме 32688812 руб.

Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.

В силу положений ч.4, 5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и решений арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, законности принятия решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения возлагается на орган, который принял этот акт, решение.

Довод налогового органа в апелляционной жалобе, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении заявленного ходатайства о привлечении для участия в деле в качестве эксперта Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан, судом апелляционной инстанции отклоняется.

В соответствии с ч.1 ст. 55 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации экспертом в арбитражном суде является лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения в случаях и в порядке, которое предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.

Круг и содержание вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, определяются арбитражным судом. Лица, участвующие в деле, вправе представить в арбитражный суд вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы. Отклонение вопросов, представленных лицами, участвующими в деле, суд обязан мотивировать.

Лица, участвующие в деле, вправе ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц или о проведении экспертизы в конкретном экспертном учреждении, заявлять отвод эксперту; ходатайствовать о внесении в определение о назначении экспертизы дополнительных вопросов, поставленных перед экспертом; давать объяснения эксперту; знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение; ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы.

Судом первой инстанции обоснованно отклонено заявленное налоговым органом ходатайство, так как экспертиза в рассматриваемом деле ни по ходатайству сторон, ни по инициативе суда не назначалась.

Данный факт налоговым органом не опровергнут.

Судом первой инстанции обоснованно отклонено заявленное налоговым органом ходатайство о привлечении в качестве третьего лица - Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан для дачи пояснений, так как данный спор не затрагивает его прав и обязанностей. В материалах дела имеются достаточные доказательства, свидетельствующие о всестореннем и объективном рассмотрении дела.

Довод налогового органа в апелляционной жалобе, что судом первой инстанции признано необоснованным исключение налоговым органом из расходов Общества работ по анализу землеустроительной документации и инвентаризации земель.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ для целей налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона  от 18.06.2001г. №78-ФЗ «О землеустройстве» (далее – ФЗ «О землеустройстве») инвентаризация земель является видом работ по землеустройству и проводится для уточнения или установления местоположения объектов землеустройства, их границ (без закрепления на местности), выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.

Межевание объектов землеустройства является также видом работ по землеустройству, но представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения. Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации (ст. 17 ФЗ «О землеустройстве»).

Таким образом, инвентаризация и межевание земель являются самостоятельными видами работ по землеустройству и не выполняют дублирующие функции.

Согласно положению «О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости», утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004г. №418, в компетенцию Роснедвижимости входит утверждение заключений экспертных комиссий при проведении экспертизы уже готовых землеустроительных материалов.

В соответствии с Положением о контроле за проведением землеустройства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2002г. №273, Роснедвижимость осуществляет контроль за проведением землеустройства.

Из содержания данного постановления следует, что контролю подлежит вновь сформированная землеустроительная документация по земельным участкам. Предоставленные вышеуказанным постановлением полномочия Роснедвижимости исключают возможность проведения экспертизы землеустроительных дел, сформированных до вступления в силу указанного Положения.

Судом первой инстанции установлено, что государственные акты на право постоянного (бессрочного) пользования были выданы Обществу до вступления в силу федеральных законов «О землеустройстве», «О государственном земельном кадастре», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и актов, принятых во исполнение принятых федеральных законов, соответственно требовали приведения их в соответствие с действующим законодательством, в частности, в установлении категорий земель и уточнении площадей.

Согласно главе 3 ФЗ «О землеустройстве» и Методическим рекомендациям по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства выполнение любых землеустроительных мероприятий начинается с подготовительных работ, целью которых является определение исходной ситуации, изучение имеющихся документов и сведений, оценка объемов, необходимых к выполнению работ.

Пункт 7.3. Рекомендаций предусматривает, что подготовительные работы включают сбор и изучение сведений о земельных участках, содержащихся в государственном земельном кадастре, землеустроительной, градостроительной, лесоустроительной, геодезической, картографической и иной, связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации. По результатам подготовительных работ в проекте территориального землеустройства (выполнение которого является обязательным) и в соответствии с заданием на выполнение работ, решаются вопросы границ земельных участков (участка), изменения или восстановления (упорядочения) границ земельных участков, перераспределения земель (пункт 7.5 Рекомендаций).

Проведение анализа имеющейся документации и инвентаризация земель должны быть выполнены только специализированной организацией, специалисты которой обладают необходимыми знаниями в области земельно-имущественного законодательства картографии, геодезии и землеустроительных работ.

Как видно из материалов дела, Общество и его дочерние общества не являются организациями, имеющими необходимых специалистов в вышеуказанных областях знаний, в связи с чем, к выполнению работ привлечено ЗАО «ОПТЭН Лимитед».

В силу п. 2 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» №137-ФЗ от 25.10.2001г. (далее – ЗК РФ) юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ.

Как видно из материалов дела, что 11.06.2003г. между Обществом и ЗАО «ОПТЭН Лимитед» заключен договор №ОП.76.2.04-01/230/16-03/03 на проведение комплекса землеустроительных мероприятий по землям, занимаемым объектами магистральных нефтепроводов, их охранным зонам, экономическому анализу землепользования в пределах охранных зон, постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под объектами магистральных нефтепроводов Общества и его дочерних обществ для их государственной регистрации (т.1 л.д.18-40).

Согласно указанному договору и актам сдачи-приемки выполненных работ от 08.09.2003г. №03-22-06 и от 15.11.2003г. №03-24-06 (т.1 л.д.56-57) ЗАО «ОПТЭН Лимитед» в 2003г. выполнило работы по анализу землеустроительной документации на предмет соответствия действующей нормативной правовой базе, регламентирующей постановку земельных участков на государственный кадастровый учет, по инвентаризации земель на сумму общую 32688812 руб. (без НДС).

ЗАО «ОПТЭН Лимитед» имело лицензии на выполнение вышеуказанных видов работ (т.6 л.д.6-15). Данный факт в нарушение

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2008 по делу n А65-14775/2005. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также