Распоряжение правительства рф от 28.02.2006 n 266-р <о концепции развития национальной системы стандартизации>
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 февраля
2006 г. N 266-р
1. Одобрить прилагаемую
Концепцию развития национальной системы
стандартизации.
2. Федеральным органам
исполнительной власти учитывать положения
Концепции развития национальной системы
стандартизации при проведении работ в
области технического
регулирования.
Председатель
Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Одобрена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 февраля 2006 г. N
266-р
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
I.
Введение
Настоящая Концепция
представляет собой систему взглядов на
проблемы развития национальной системы
стандартизации в Российской Федерации до
2010 года и содержит обоснованные цели,
задачи и направления развития национальной
системы стандартизации.
Концепция
подготовлена в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральными
законами, иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации и с учетом
международных нормативных документов в
области стандартизации.
Сформированная
на протяжении многих десятилетий система
государственной стандартизации в ходе
реформы технического регулирования должна
быть заменена на национальную систему
стандартизации, которая в условиях
глобализации экономических отношений
призвана обеспечить баланс интересов
государства, хозяйствующих субъектов,
общественных организаций и потребителей,
повысить конкурентоспособность российской
экономики, создать условия для развития
предпринимательства на основе повышения
качества товаров, работ и услуг.
Стандартизация является ключевым фактором
поддержки государственной
социально-экономической политики,
способствует развитию добросовестной
конкуренции, инноваций, снижению
технических барьеров в торговле, повышению
уровня безопасности жизни, здоровья и
имущества граждан, обеспечивает охрану
интересов потребителей, окружающей среды и
экономию всех видов ресурсов.
Стандартизация в качестве одного из
элементов технического регулирования
должна внести достойный вклад в
экономическое развитие страны, при этом
роль и принципы стандартизации в условиях
реформирования российской экономики
должны быть адекватны происходящим
переменам и соответствовать международной
практике.
Законодательную и
нормативную базу национальной системы
стандартизации составляют:
Конституция
Российской Федерации, которая относит
стандарты к вопросам исключительного
ведения Российской Федерации;
Федеральный закон "О техническом
регулировании", определивший правовые
основы стандартизации в Российской
Федерации, участников работ по
стандартизации, правила разработки и
добровольность применения стандартов;
нормативные правовые акты Правительства
Российской Федерации по вопросам
стандартизации;
основополагающие
стандарты национальной системы
стандартизации.
Национальные и
международные стандарты могут
использоваться в качестве основы для
разработки технических регламентов и
содействия соблюдению их требований.
Организационно-функциональную структуру
национальной системы стандартизации
составляют:
национальный орган по
стандартизации (Федеральное агентство по
техническому регулированию и
метрологии);
научно-исследовательские
организации по стандартизации;
технические комитеты по стандартизации;
разработчики стандартов.
В состав
фонда документов национальной системы
стандартизации входят межгосударственные,
государственные и национальные стандарты,
отраслевые стандарты, правила
стандартизации, нормы и рекомендации в
области стандартизации, общероссийские
классификаторы технико-экономической и
социальной информации.
Фонд документов
национальной системы стандартизации
является составной частью федерального
информационного фонда технических
регламентов и стандартов.
В рамках
фонда документов национальной системы
стандартизации сформировался ряд таких
уникальных подсистем, как общетехнические
системы стандартов, система стандартов
безопасности труда, система стандартов
безопасности при чрезвычайных ситуациях и
другие. Подсистемой национальной системы
стандартизации является система
стандартизации оборонной продукции.
Существующие проблемы национальной
системы стандартизации во многом
обусловлены переходным периодом реформы в
области технического регулирования и
являются сдерживающим фактором в
достижении стратегических целей
стандартизации.
В Федеральном законе "О
техническом регулировании" не в полной мере
отражены положения, определяющие понятие,
структуру, статус, участников национальной
системы стандартизации, приоритетное
применение национальных стандартов,
вопросы финансирования деятельности по
разработке международных и
межгосударственных стандартов. Кроме того,
указанным Законом не предусмотрены
отраслевые стандарты и другие нормативные
документы, значение которых для
производителей продукции остается весьма
существенным.
По отдельным
направлениям хозяйственной деятельности
эффективность и значимость национальных
стандартов снижается, поскольку они не
полностью отражают результаты
научно-технического прогресса. К тому же
недостаточен уровень их гармонизации с
международными стандартами.
Ввиду
отсутствия необходимых научных
исследований и слабого притока
профессиональных кадров в
научно-исследовательские организации и
технические комитеты по стандартизации, а
также недостаточного финансирования
ухудшается качество разработки
национальных стандартов по целому ряду
направлений стандартизации.
Темпы
обновления и актуализации фонда документов
национальной системы стандартизации за
последние годы снизились (необходимо
ежегодно обновлять не менее 10 процентов
фонда для поддержания его на приемлемом
уровне).
В связи со слабой
заинтересованностью промышленности в
разработке стандартов, реорганизацией
управления отраслями и отраслевыми
научно-исследовательскими институтами
активность технических комитетов по
стандартизации в последние годы также
снизилась.
Российская Федерация
является членом Международной организации
по стандартизации, Международной
электротехнической комиссии и
Международного союза электросвязи,
участвует в деятельности региональных
организаций по стандартизации. Несмотря на
активное участие Российской Федерации в
деятельности международных организаций,
количество секретариатов технических
комитетов, закрепленных за ней, явно
недостаточно для реализации национальных
интересов Российской Федерации.
Проблемы действующей национальной системы
стандартизации не позволяют в полной мере
обеспечить необходимые темпы
промышленного роста в нашей стране.
В
этой связи формирование национальной
системы стандартизации, направленной на
обеспечение высоких темпов устойчивого
экономического роста и повышение
конкурентоспособности российской
экономики, должно осуществляться на основе
комплексного выбора приоритетов в
соответствии с намеченными
стратегическими целями, принципами,
задачами и направлениями развития
национальной системы стандартизации.
II.
Стратегические цели, принципы и задачи
развития национальной системы
стандартизации
В основу стратегии
развития национальной системы
стандартизации положены апробированные
практикой и соответствующие международным
принципам следующие принципы
стандартизации:
добровольность
применения национальных стандартов и
обязательность их соблюдения в случае
принятия решения об их использовании;
применение международных стандартов как
основы разработки национальных стандартов,
за исключением случаев, когда такое
применение признано невозможным
вследствие несоответствия требований
международных стандартов климатическим и
географическим особенностям Российской
Федерации, техническим и (или)
технологическим особенностям, а также
случаев, когда Российская Федерация в
соответствии с установленными процедурами
выступала против принятия международного
стандарта или отдельного его положения;
максимальный учет законных интересов
заинтересованных лиц при разработке
национальных стандартов;
обеспечение
преемственности работ по стандартизации в
Российской Федерации;
недопустимость
создания препятствий для производства и
обращения продукции, выполнения работ и
оказания услуг в большей степени, чем это
минимально необходимо для выполнения
стратегических целей стандартизации;
обеспечение условий для единообразного
применения национальных стандартов;
обоснованность разработки национальных
стандартов;
открытость процессов
разработки национальных стандартов;
обеспечение доступности национальных
стандартов и информации о них для
пользователей;
однозначность понимания
всеми заинтересованными сторонами
требований, включаемых в национальные
стандарты;
прогрессивность и
оптимальность требований национальных
стандартов;
применение требований
национальных стандартов в контрактах,
заключаемых между изготовителем и
потребителем.
Стратегическими целями
развития национальной системы
стандартизации являются:
повышение
качества и конкурентоспособности
российской продукции, работ и услуг,
реализуемых на внутреннем и внешнем
рынках;
обеспечение
научно-технического прогресса;
обеспечение обороноспособности,
экономической, экологической,
научно-технической и технологической
безопасности Российской Федерации;
обеспечение единства измерений;
обеспечение рационального использования
ресурсов;
обеспечение технической,
информационной совместимости и
взаимозаменяемости продукции;
содействие взаимопроникновению
технологий, знаний и опыта, накопленных в
различных отраслях экономики;
содействие сохранению Российской
Федерацией позиции одной из ведущих в
экономическом отношении стран.
Для
эффективного развития национальной
системы стандартизации и достижения
стратегических целей необходимо:
сформировать механизмы использования
национальных стандартов в государственных
интересах Российской Федерации, в том числе
для выполнения международных обязательств
и поддержки социально-экономической
политики государства;
обеспечить
приоритетную разработку национальных
стандартов, применяемых на добровольной
основе, для соблюдения требований
технических регламентов;
обеспечить
при разработке национальных стандартов
баланс интересов государства,
хозяйствующих субъектов, общественных
организаций и потребителей;
сформировать экономические механизмы,
обеспечивающие привлечение всех
заинтересованных сторон к работам по
стандартизации и их финансированию;
обеспечить эффективное применение методов
и средств стандартизации для содействия
успешному развитию секторов российской
экономики с высоким потенциалом развития, а
также для повышения качества и
конкурентоспособности российской
продукции, работ и услуг;
применять при
разработке стандартов метод
программно-целевого планирования;
оптимизировать процедуру разработки и
принятия национальных стандартов с
использованием международного опыта;
усилить роль Российской Федерации и
повысить ее авторитет в международной
(региональной) стандартизации;
повысить
уровень гармонизации национальных и
международных стандартов;
повысить
эффективность межгосударственной
стандартизации.
III. Направления
развития
национальной системы
стандартизации
Направления развития
национальной системы стандартизации
включают в себя: совершенствование
законодательных основ национальной
системы стандартизации, усиление роли
национальной стандартизации в решении
государственных задач и роли государства в
развитии стандартизации, развитие
организационно-функциональной структуры
национальной системы стандартизации,
экономических основ стандартизации, фонда
документов национальной системы
стандартизации, информационного
обеспечения в области стандартизации,
совершенствование взаимодействия с
международными и региональными
организациями по стандартизации, развитие
работ по подготовке, переподготовке и
повышению квалификации кадров по
стандартизации.
В целях
совершенствования законодательных основ
национальной системы стандартизации
необходимо подготовить предложения о
внесении изменений в законодательство
Российской Федерации, в том числе в
Федеральный закон "О техническом
регулировании" в части:
уточнения
положений, определяющих понятие, структуру,
статус, участников национальной системы
стандартизации, приоритетное применение
национальных стандартов, вопросов
финансирования деятельности по разработке
международных и межгосударственных
стандартов;
уточнения правовых
вопросов, связанных с применением
национальных стандартов при
государственных заказах и использованием
прав на объекты интеллектуальной
собственности в стандартизации.
Для
усиления роли национальной стандартизации
в решении государственных задач и роли
государства в развитии стандартизации
необходимо:
определить приоритетные
направления развития стандартизации на
среднесрочную перспективу;
разработать
механизмы применения национальных
стандартов при формировании программ
развития отраслей экономики, а также в
сферах закупок продукции, выполнения работ
и оказания услуг для государственных
нужд;
внедрить механизмы участия в
разработке национальных стандартов
представителей органов исполнительной
власти, научных организаций, общественных
объединений, предпринимателей и
потребителей;
обеспечить развитие
работ по общероссийским классификаторам,
разработать общероссийский классификатор
продукции по видам экономической
деятельности, гармонизированный с
классификацией Европейского союза.
В
целях развития
организационно-функциональной структуры
национальной системы стандартизации
необходимо:
провести мониторинг
деятельности технических комитетов по
стандартизации и подготовить предложения о
их реструктуризации, слиянии или
упразднении с учетом структуры технических
комитетов международных организаций,
разработать правила взаимодействия с
техническими комитетами;
разработать и
реализовать новую модель отношений с
научно-исследовательскими институтами по
стандартизации с учетом их статуса,
профессионального опыта, научных и
технических возможностей;
создать
общественный совет по стандартизации,
включающий в себя представителей
федеральных органов исполнительной власти,
Российской академии наук,
научно-технических обществ, общественных
объединений, предпринимателей и
потребителей;
разработать и
реализовать пилотный проект создания и
функционирования отраслевых советов по
стандартизации.
В целях развития
экономических основ стандартизации
необходимо:
разработать и внедрить
экономически эффективные модели
планирования, разработки, принятия и
распространения национальных
стандартов;
реализовать на практике
механизм приоритетного бюджетного
финансирования разработки национальных