<письмо> минобрнауки рф n аф-947, профсоюза работников народного образования и науки рф n 96 от 26.10.2004 о размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N АФ-947
ПРОФСОЮЗ
РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N
96
ПИСЬМО
от 26 октября 2004 года
О
РАЗМЕРАХ И УСЛОВИЯХ ОПЛАТЫ ТРУДА
РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В 2005 ГОДУ
Федеральным законом от 4 июля 2003
г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах
организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" (далее - Федеральный
закон N 95-ФЗ), Федеральным законом от 6
октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в
Российской Федерации" (с изменениями и
дополнениями) (далее - Федеральный закон N
131-ФЗ), а также Федеральным законом от 20
августа 2004 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в Бюджетный кодекс Российской
Федерации в части регулирования
межбюджетных отношений" (далее -
Федеральный закон N 120-ФЗ) и Федеральным
законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении
изменений в законодательные акты
Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской
Федерации в связи с принятием Федеральных
законов "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах
организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" и "Об общих принципах
организации местного самоуправления в
Российской Федерации" (далее - Федеральный
закон N 122-ФЗ) к полномочиям органов
государственной власти субъектов РФ и
органов местного самоуправления отнесены
вопросы установления размеров и условий
оплаты труда работников, соответственно,
государственных учреждений субъекта РФ и
муниципальных учреждений, которые
разрабатывают соответствующие тарифные
системы оплаты труда работников и порядок
их применения.
Федеральные законы N 95-ФЗ
и N 122-ФЗ вступают в силу с 1 января 2005 г., а
Федеральные законы N 131-ФЗ и N 120-ФЗ в части
полномочий по установлению размеров и
условий оплаты труда работников
муниципальных учреждений - с 1 января 2006
г.
В соответствии со статьей 153
Федерального закона N 122-ФЗ органы
государственной власти субъектов РФ и
органы местного самоуправления при издании
нормативных правовых актов, определяющих
вновь размеры и условия оплаты труда
работников (включая надбавки и доплаты)
государственных учреждений субъектов РФ и
муниципальных учреждений, не вправе
снижать размеры и условия оплаты труда
(включая надбавки и доплаты),
предусмотренные по состоянию на 31 декабря
2004 г.
Статьей 135 Трудового кодекса РФ (с
учетом дополнений, внесенных статьей 138
Федерального закона N 122-ФЗ) предусмотрено,
что Российская трехсторонняя комиссия по
регулированию социально-трудовых
отношений ежегодно, до внесения в
Государственную Думу проекта федерального
закона о федеральном бюджете на очередной
год, разрабатывает единые рекомендации по
системе оплаты труда, включая ставки
(оклады), доплаты и надбавки, в том числе за
работу в условиях, отклоняющихся от
нормальных, работников организаций,
финансируемых из бюджетов, на федеральном,
региональном и местном уровнях, которые
учитываются Правительством РФ, органами
исполнительной власти субъектов РФ и
органами местного самоуправления при
определении размеров финансирования
учреждений здравоохранения, образования,
науки, культуры и других учреждений
бюджетной сферы.
Учитывая, что этот
механизм в полной мере будет вводиться не
ранее чем с 1 января 2006 года, Министерство
образования и науки РФ и Профсоюз
работников народного образования и науки
РФ в целях сохранения единых подходов к
оплате труда работников образовательных
учреждений рекомендуют на 2005 год не
изменять действующую в настоящее время
систему оплаты труда работников учреждений
бюджетной сферы на основе Единой тарифной
сетки, руководствуясь следующими
основаниями:
- в преамбуле Федерального
закона N 122-ФЗ устанавливаются принципы
реализации его положений,
предусматривающие сохранение стабильности
правового регулирования и предоставление
возможности адаптации в течение разумного
переходного периода к вносимым в
законодательство изменениям, в частности,
посредством установления временного
регулирования общественных отношений;
-
работникам федеральных государственных
учреждений оплата труда в 2005 году будет
осуществляться на основе Единой тарифной
сетки (Федеральный закон от 4 февраля 1999 г. N
22-ФЗ "Об упорядочении оплаты труда
работников организаций бюджетной сферы" с
изменениями, предусмотренными статьей 113
Федерального закона N 122-ФЗ);
-
установлены различные сроки вступления в
силу положений федеральных законов,
определяющих полномочия органов
государственной власти субъектов РФ и
органов местного самоуправления по
установлению размеров и условий оплаты
труда работников учреждений, финансируемых
за счет средств соответствующих
бюджетов;
- субъекты РФ, получающие
дотации из Федерального фонда финансовой
поддержки субъектов РФ, при определении
размеров и условий оплаты труда работников
государственных учреждений субъектов РФ
фактически должны будут придерживаться
предельных размеров оплаты труда,
установленных для соответствующих
категорий работников федеральных
государственных учреждений, для которых
сохраняет свое действие Единая тарифная
сетка;
- не утверждены в установленном
порядке (согласно статье 143 Трудового
кодекса РФ) квалификационные справочники
руководителей и специалистов в сфере
образования и в других отраслях бюджетной
сферы, а также Перечни тяжелых работ, работ
с вредными и (или) опасными и иными особыми
условиями труда и другие нормативные
правовые акты, необходимые для
регулирования тарифных систем оплаты труда
на региональном и муниципальном уровне;
- не допускается снижение установленных по
состоянию на 31 декабря 2004 г. размера и
условий оплаты труда работников.
Министерство и профсоюз предлагают органам
управления образованием субъектов РФ и
территориальным организациям профсоюза:
- вносить в органы государственной власти
субъектов РФ предложения о принятии
нормативных правовых актов,
устанавливающих на 2005 год тарифную систему
оплаты труда работников образовательных
учреждений, включающую, как это установлено
статьей 143 Трудового кодекса РФ, тарифные
ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные
коэффициенты применительно к действующей в
настоящее время Единой тарифной сетке;
-
вносить предложения об индексации в 2005 году
размеров ставок заработной платы и
должностных окладов не ниже
предусматриваемой для работников
федеральных государственных
образовательных учреждений;
- в целях
сохранения отраслевых особенностей,
связанных с условиями оплаты труда,
применяемыми по состоянию на 31 декабря 2004 г.
при исчислении заработной платы работников
образовательных учреждений, использовать
прилагаемые к настоящему письму
Рекомендации об условиях оплаты труда
работников образовательных учреждений.
Оплата труда работников муниципальных
образовательных учреждений до 1 января 2006
г., т.е. до вступления в силу положений
федеральных законов, определяющих
полномочия органов местного
самоуправления по установлению размеров и
условий оплаты труда работников
муниципальных учреждений, по нашему мнению,
должна осуществляться в соответствии с
действующими по состоянию на 31 декабря 2004 г.
нормативными правовыми актами,
регулирующими порядок оплаты труда
работников учреждений бюджетной сферы на
основе Единой тарифной сетки.
Министр
образования и науки РФ
А.А.ФУРСЕНКО
Председатель
Профсоюза
работников народного
образования и
науки РФ
Г.И.МЕРКУЛОВА
Приложение
к
письму
Минобрнауки России
и
Профсоюза работников
народного
образования и науки РФ
от 26.10.2004 N
АФ-947/96
РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБ УСЛОВИЯХ
ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Настоящие
Рекомендации об условиях оплаты труда
работников образовательных учреждений
(далее - Рекомендации) разработаны в
целях:
- сохранения отраслевых
особенностей, связанных с условиями оплаты
труда, применяемыми по состоянию на 31
декабря 2004 г. при исчислении заработной
платы работников федеральных
государственных образовательных
учреждений, государственных
образовательных учреждений субъектов РФ и
муниципальных образовательных учреждений,
реализующих общеобразовательные
программы, профессиональные
образовательные программы начального и
среднего профессионального образования, а
также дополнительные образовательные
программы (далее - образовательные
учреждения), в связи с передачей полномочий
по установлению размеров и условий оплаты
труда работников государственных
учреждений субъектов РФ и муниципальных
учреждений, соответственно, органам
государственной власти субъектов РФ и
органам местного самоуправления <1>;
--------------------------------
<1> Передача
указанных полномочий органам
государственной власти субъектов РФ и
органам местного самоуправления
предусмотрена Федеральным законом от 4 июля
2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации", Федеральным законом
от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в
Российской Федерации" (с изменениями и
дополнениями), Федеральным законом от 20
августа 2004 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в
Бюджетный кодекс Российской Федерации в
части регулирования межбюджетных
отношений" и Федеральным законом от 22
августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации
и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской
Федерации в связи с принятием Федеральных
законов "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах
организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" и "Об общих принципах
организации местного самоуправления в
Российской Федерации" (далее - Федеральный
закон N 122-ФЗ).
- недопущения снижения
работникам образовательных учреждений
размеров и условий оплаты труда (включая
надбавки и доплаты), предусмотренных по
состоянию на 31 декабря 2004 г., как это
определено статьей 153 Федерального закона N
122-ФЗ, при установлении органами
государственной власти субъектов РФ и
органами местного самоуправления размеров
и условий оплаты труда (включая надбавки и
доплаты) работников учреждений бюджетной
сферы.
Настоящие Рекомендации следует
использовать вместо Рекомендаций о порядке
исчисления заработной платы работников
образовательных учреждений (письмо
Минобразования России и Профсоюза
работников народного образования и науки
РФ от 16 января 2001 г. N 20-58-196/20-05/7),
переработанных с учетом изменений,
произошедших в регулировании вопросов
оплаты труда работников образовательных
учреждений за период 2001 - 2004 гг.
В основу
настоящих Рекомендаций (как и ранее
принятых Рекомендаций) положены Инструкция
о порядке исчисления заработной платы
работников просвещения, утвержденная
Приказом Минпроса СССР от 16.05.85 N 94 (с
изменениями и дополнениями по состоянию на
08.06.90), Инструкция о порядке исчисления
заработной платы работников
профессионально-технических учебных
заведений, утвержденная Госпрофобром СССР
31.12.76 (с изменениями и дополнениями по
состоянию на 17.10.85), Инструкция о порядке
исчисления заработной платы работников
средних специальных учебных заведений,
утвержденная Приказом Минвуза СССР от 27.08.87
N 605 (с изменениями и дополнениями),
применяемые при оплате труда работников
образовательных учреждений в части, не
противоречащей законодательству, в
соответствии с пунктом 5.4.1 Отраслевого
соглашения по учреждениям системы
Минобразования России на 2004 - 2006 гг.
I.
Общие положения
1.1. Ставки заработной
платы (должностные оклады) педагогических
работников определяются в зависимости от
образования и стажа педагогической работы
(стажа работы по специальности или в
определенной должности) либо второй, первой
или высшей квалификационной категории,
присвоенной по результатам аттестации, как
это определено Тарифно-квалификационными
характеристиками (требованиями) по
должностям работников учреждений
образования (далее - ТКХ), согласованными
Постановлением Минтруда России от 17
августа 1995 г. N 46 с изменениями и
дополнениями, внесенными Постановлением
Министерства труда РФ от 22.11.95 N 65 <1>.
--------------------------------
Постановлениям
Минтруда от 17.08.1995 N 46 и от 22.11.1995 N 65 отказано
в регистрации Минюстом РФ. <1> Указанные
Постановления Минтруда России применяются
до утверждения в порядке, установленном
статьей 143 Трудового кодекса РФ, Единого
квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих,
включающих квалификационные
характеристики по должностям работников
образования.
Должностные оклады
руководящих работников определяются в
зависимости от наличия у них первой или
высшей квалификационной категории с учетом
группы по оплате труда руководящих
работников, к которой образовательные
учреждения отнесены по объемным
показателям их деятельности.
1.2. Размер
оплаты труда работников образовательных
учреждений определяется с учетом следующих
условий:
- показателей квалификации
(образование, стаж педагогической работы,
наличие квалификационной категории,
наличие ученой степени, почетного звания), в
соответствии с которыми регулируется
размер ставки заработной платы
(должностной оклад) работника с учетом
межразрядных коэффициентов;
-
продолжительности рабочего времени (нормы
часов педагогической работы за ставку
заработной платы) педагогических
работников образовательных учреждений,
установленных Постановлением
Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191;
-
объемов учебной (педагогической) работы;
- размеров повышения ставок (окладов) в
процентах, на которые ставки (оклады)
специалистов, работающих на селе,
увеличиваются по сравнению с размерами
ставок (окладов) соответствующих
специалистов в городской местности, а
работников образовательных учреждений для
детей-сирот, коррекционных учреждений,
лицеев, гимназий и других - по сравнению с
размерами ставок (окладов) работников,
которые в таких образовательных
учреждениях не работают;
- порядка
исчисления заработной платы
педагогических работников на основе
тарификации;
- выплаты установленной
при тарификации заработной платы
независимо от количества дней и недель в
месяце, а также в период каникул и в период
отмены учебных занятий (образовательного
процесса) по климатическим и
санитарно-эпидемиологическим
основаниям;
- особенностей исчисления
почасовой оплаты труда педагогических
работников;
- дополнительной