Постановление фас западно - сибирского округа от 08.01.2003 n ф04/5-1024/а03-2002 производство по делу по иску в части признания недействительным представления финансового органа о взыскании в доход федерального бюджета незаконно израсходованных средств прекращено ввиду неподведомственности суду; в части признания недействительным уведомления органа казначейства об уменьшении бюджетных ассигнований направлено на новое рассмотрение.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 8 января 2003 года Дело N Ф04/5-1024/А03-2002

(извлечение)
Управление Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - УФСНП) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Контрольно - ревизионному управлению Министерства финансов Российской Федерации в Алтайском крае (далее - КРУ МФ Российской Федерации) о признании недействительным его представления от 08.04.2002 N 25 и Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в Алтайском крае (далее - УФК МФ Российской Федерации) о признании недействительным уведомления от 17.04.2002 N 30 об уменьшении бюджетных ассигнований.
Определением суда от 09.07.2002 производство по делу прекращено на основании пункта 1 статьи 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, действующего на момент принятия судебного акта.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.09.2002 определение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить принятые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель указал при этом на нарушение судом нормы статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, действующего на момент рассмотрения дела в апелляционной инстанции, а также нарушение судом срока рассмотрения апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель истца поддержал изложенные в жалобе доводы.
Представитель КРУ МФ Российской Федерации по Алтайскому краю признал их необоснованными, а судебные акты законными, представил отзыв на жалобу.
От УФК МФ Российской Федерации по Алтайскому краю отзыв не представлен.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция считает определение и постановление апелляционной инстанции подлежащими частичной отмене.
Как следует из материалов дела, в результате ревизии финансово - хозяйственной деятельности УФСНП за период с февраля по декабрь 2001 г., проведенной КРУ МФ Российской Федерации, установлены факты незаконного израсходования средств федерального бюджета на сумму 486816 руб.
По результатам проверки КРУ МФ Российской Федерации на основании акта от 08.02.2002 и дополнительной справки к акту направило органу казначейства представление от 08.04.2002 N 25 о взыскании в доход федерального бюджета (уменьшении финансирования) незаконно израсходованных средств.
УФК МФ Российской Федерации на основании данного представления направило УФСНП уведомление от 17.04.2002 N 30 об уменьшении бюджетных ассигнований на установленную сумму средств федерального бюджета, использованных не по целевому назначению.
Прекращая производство по делу в части признания недействительным предписания КРУ МФ от 08.04.2002 N 25, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций правомерно указал на неподведомственность арбитражному суду данного спора, поскольку право применения мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства в силу статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставлено руководителям и заместителям органов федерального казначейства. Более того, указанное представление не содержит властных указаний, в нем содержится предложение, адресованное руководителю казначейства.
Обжалуемый документ КРУ МФ Российской Федерации не является мерой взыскания и, следовательно, не нарушает прав и законных интересов истца, в связи с чем арбитражный суд принял обоснованное решение о прекращении производства по делу в указанной части в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Однако вывод суда о прекращении производства по делу в части признания недействительным уведомления Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Алтайскому краю нельзя признать достаточно обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 29 и главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (2002 года) к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц.
Оспариваемое истцом уведомление принято руководителем Управления федерального казначейства МФ Российской Федерации по Алтайскому краю. В соответствии с пунктом 1 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации руководители органов федерального казначейства и их заместители обладают правом применения мер принуждения.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что оспариваемое уведомление УФК МФ Российской Федерации содержит указания на нецелевой характер использования истцом бюджетных денежных средств и необходимость их взыскания путем уменьшения финансирования бюджетного учреждения, направлено в адрес истца (а не в адрес Главного управления федерального казначейства России, как утверждал представитель КРУ в судебном заседании кассационной инстанции), вывод суда о том, что права и интересы истца не нарушены, нельзя признать достаточно обоснованным.
Учитывая, что на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции действовал новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и апелляционная инстанция не учла положения статьи 29 и главы 24 Кодекса, кассационная инстанция считает, что довод заявителя жалобы о необходимости применения указанных норм является обоснованным.
С учетом изложенного определение и постановление апелляционной инстанции в данной части подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо предложить уточнить предмет иска с учетом действующей в настоящее время главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дать соответствующую правовую оценку доводом сторон, всесторонне и полно исследовать обстоятельства дела и доказательства, а также распределить судебные расходы, в том числе и по кассационной жалобе.
Руководствуясь пунктами 1, 3 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение от 09.07.2002 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 24.09.2002 по делу N А03-4374/02-4к в части прекращения производства по делу о признании недействительным уведомления Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Алтайскому краю от 17.04.2002 N 30 отменить.
Дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
В остальной части определение от 09.07.2002 и постановление апелляционной инстанции от 24.09.2002 по данному делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика (Западная Сибирь) »
Читайте также