Постановление фас западно - сибирского округа от 19.03.2003 n ф04/1187-251/а46-2003 в иске о признании недействительным решения налогового органа о взыскании дополнительных платежей по налогу на прибыль и пеней отказано, поскольку порядок уплаты налога на прибыль, предусматривающий корректировку уплаченных в течение квартала авансовых платежей налога на прибыль на ставку рефинансирования цб рф, не противоречит законодательству.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов,
вступивших в
законную силу
от 19 марта 2003 года Дело N
Ф04/1187-251/А46-2003
(извлечение)
Открытое
акционерное общество "ОМУС-1" обратилось в
Арбитражный суд Омской области с иском к
Инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по Советскому
административному округу г. Омска о
признании недействительным ее решения от
25.06.2002 N 07-34/7230 ДСП о взыскании
дополнительных платежей по налогу на
прибыль за IV квартал 2001 года в сумме 245184,0
руб. и пеней в размере 13204 руб.
Решением
суда от 26.09.2002 в удовлетворении исковых
требований отказано, поскольку действующим
законодательством о налогах и сборах
установлен порядок уплаты налога на
прибыль предприятий и организаций,
предусматривающий корректировку
уплаченных в течение квартала авансовых
платежей налога на прибыль на ставку
рефинансирования Центрального банка
Российской Федерации.
Постановлением
апелляционной инстанции от 11.12.2002 решение
суда оставлено без изменения.
В
кассационной жалобе истец просит отменить
принятые судебные акты и удовлетворить
исковые требования, полагая, что судом
неправильно применены нормы материального
права, а именно статья 8 Закона Российской
Федерации "О налоге на прибыль предприятий
и организаций".
Отзыв на жалобу не
представлен.
Проверив в соответствии с
требованиями статей 284, 286 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации законность принятых судебных
актов, изучив доводы жалобы, кассационная
инстанция не находит оснований для отмены
решения и постановления апелляционной
инстанции арбитражного суда.
Из
материалов дела следует, что по результатам
камеральной налоговой проверки
представленных ОАО "ОМУС-1" расчетов по
налогу на прибыль за 2001 год выявлена
неуплата в бюджет дополнительных платежей
по налогу на прибыль, исчисленных по итогам
IV квартала 2001 года, в связи с чем налоговым
органом принято решение от 25.06.2002 N 07-34/7230 ДСП
об уплате дополнительных платежей по
налогу на прибыль и пеней.
Арбитражный
суд, отказывая в удовлетворении исковых
требований, исходил из того, что порядок
исчисления и сроки уплаты налога на прибыль
установлены статьей 8 Закона Российской
Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль
предприятий и организаций", в соответствии
с которой предприятие самостоятельно на
основании данных бухгалтерского учета и
отчетности определяет сумму налога и
уплачивает в бюджет в течение квартала
авансовые взносы налога на прибыль,
определяемые исходя из предполагаемой
суммы прибыли за налогооблагаемый период и
ставки налога.
Предприятия, являющиеся
плательщиками авансовых взносов налога на
прибыль, исчисляют сумму указанного налога,
исходя из фактически полученной прибыли,
подлежащей налогообложению, с учетом
представленных льгот и ставки налога на
прибыль, нарастающим итогом с начала года.
При этом сумма налога на прибыль,
подлежащая уплате в бюджет, определяется с
учетом ранее исчисленных сумм платежей.
Разница между суммой, подлежащей внесению в
бюджет по фактически полученной прибыли, и
авансовым взносом налога за истекший
квартал подлежит уточнению на сумму,
рассчитанную исходя из ставки
рефинансирования Банка России,
действовавшей в истекшем квартале.
Руководствуясь правовой оценкой
дополнительных платежей, изложенной в
определении Конституционного Суда
Российской Федерации от 13.11.2001 N 225-О,
арбитражный суд сделал правильный вывод о
том, что статья 8 Закона Российской
Федерации "О налоге на прибыль предприятий
и организаций" не вступает в противоречие с
частью первой Налогового кодекса
Российской Федерации, поскольку регулирует
порядок и сроки уплаты конкретного налога,
не изменяя его содержания, и не является
каким-либо другим видом ответственности
или уплаты.
Установленный Законом
Российской Федерации "О налоге на прибыль
предприятий и организаций" порядок
доначисления налога (расчета его
фактических сумм по указанным периодам) и
распоряжение налогоплательщиком по своему
усмотрению разницей между авансовыми
взносами налога и его суммой, подлежащей
внесению в бюджет по фактически полученной
прибыли (пункты 2 и 4 статьи 8 во взаимосвязи),
представляют собой возмещение бюджету либо
плательщику положительной разницы между
авансовыми платежами и фактически
подлежащей уплате в бюджет суммой
налога.
Применение ставки
рефинансирования Банка России при
установлении разницы суммы налога придает
такому порядку исчисления и уплаты налога
на прибыль признаки, присущие кредиту.
Проценты на сумму налога являются доплатой
бюджету фактических сумм налога с прибыли
по результатам финансово - хозяйственной
деятельности налогоплательщика за
определенный период (отчетный, налоговый).
Выявленная разница между суммой авансовых
платежей и фактически подлежащей уплате
суммой не является дополнительным платежом
по налогу на прибыль, поскольку отражает
суммы, недополученные государством либо
переполученные им в результате
периодического уточнения налогооблагаемой
базы.
Таким образом, указанный порядок
исчисления и уплаты налога на прибыль
служит обеспечению баланса интересов
государства и налогоплательщика.
Учитывая изложенное, кассационная
инстанция считает, что решение и
постановление апелляционной инстанции
арбитражного суда соответствуют нормам
материального и процессуального права и
основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287,
статьей 289 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации,
суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 26.09.2002 и
постановление апелляционной инстанции
Арбитражного суда Омской области от 11.12.2002
по делу N К/У-301/02 (А-963/02) оставить без
изменения, кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Постановление вступает
в законную силу со дня его принятия.