Постановление фас западно - сибирского округа от 14.05.2003 n ф04/2134-586/а27-2003 приостановление действия постановления вс рф от 23.01.92 n 2235-1, вызванное упразднением дорожного фонда рф, не означает устранение обязанности по уплате налога на пользователей автодорог и не изменяет сроки уплаты этого налога; в соответствии с законом от 05.08.2000 n 118-фз сумма указанного налога полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды или в бюджеты субъектов рф.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 14 мая 2003 года Дело N Ф04/2134-586/А27-2003

(извлечение)
Муниципальное унитарное предприятие "Благоустройство", г. Юрга (далее - МУП "Благоустройство"), обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Кемеровской области (далее - Инспекция) от 12.08.2002 N 1131/02 об уплате пеней в размере 2762 руб. 52 коп. за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог.
Решением суда первой инстанции от 16.12.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.02.2003, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты и принять новое решение - об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
По мнению налогового органа, во исполнение Постановления Верховного Совета РСФСР от 18.10.91 "О введении в действие Закона РСФСР "О дорожных фондах в РСФСР" был разработан Порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации, который утвержден Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1. Это Постановление было принято в соответствии с законодательной процедурой, действовавшей во время его принятия, в силу чего утвержденный им Порядок является надлежащим актом законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 10 указанного Порядка налог на пользователей автомобильных дорог перечисляется ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
В проверяемый период продолжал действовать Порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации, который входит в систему налогового законодательства Российской Федерации.
Налог на пользователей автомобильных дорог является единым, вне зависимости от того, что он подлежит зачислению в разные дорожные фонды, поэтому установленный вышеназванным Порядком срок уплаты налога также является единым и должен применяться для уплаты налога как в федеральный, так и в территориальные дорожные фонды.
Приостановление действия Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" не означает устранение обязанности по уплате налога на пользователей автодорог и не изменяет сроки уплаты этого налога.
На основании изложенного Инспекция считает, что правомерно начислила пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог и направила налогоплательщику требование об их уплате.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировала доводы Инспекции и считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Инспекция направила МУП "Благоустройство" требование N 1131/02 об уплате пеней в сумме 2752 руб. 52 коп. по состоянию на 12.08.2002 за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог за первое полугодие 2002 года в сумме 79886 рублей.
Удовлетворяя заявление налогоплательщика о признании названного требования недействительным, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что на момент выставления оспариваемого МУП "Благоустройство" требования нормативный акт, устанавливающий срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, не действовал. Данный вывод арбитражного суда является ошибочным.
В соответствии со статьей 71 и частью 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации регулирование федеральных налогов и сборов, в том числе связанных с использованием федеральных путей сообщения, является прерогативой федерального законодательства, то есть находится в ведении Российской Федерации.
На основании пункта "м" части 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налоги, служащие источником образования дорожных фондов, отнесены к федеральным налогам, зачисляемым в них в порядке, определенном законодательными актами о дорожных фондах Российской Федерации.
Налог на пользователей автомобильных дорог установлен Законом Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах".
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах" налог перечисляется каждым плательщиком раздельно на счета Федерального дорожного фонда Российской Федерации и территориальных дорожных фондов. Средства налога зачисляются в федеральный бюджет и в территориальные бюджеты.
В связи с тем, что налог на пользователей автомобильных дорог является единым федеральным налогом, законодательством установлен один срок его уплаты.
В пункте 10 Порядка образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 2235-1 от 23.01.92, определен срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог (без разделения на федеральный и территориальный фонды) - ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пенями признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога.
Приостановление на 2002 год Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" Порядка образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации обусловлено упразднением с 01.01.2001 Федерального дорожного фонда Российской Федерации.
Вместе с тем согласно статье 4 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" сумма налога на пользователей автомобильных дорог полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды или в бюджеты субъектов Российской Федерации для целевого использования на финансирование затрат, предусмотренных пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Следовательно, обязанность по уплате налога на пользователей автомобильных дорог налогоплательщики должны исполнять ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц. Нарушение этого срока влечет за собой предусмотренную пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность налогоплательщика уплатить пени.
Таким образом, суд первой и апелляционной инстанций дал ошибочное истолкование названных норм материального права, которое привело к принятию неправильного решения, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене. Принимая во внимание, что обстоятельства дела установлены арбитражным судом в полном объеме и в дополнительном исследовании не нуждаются, подлежащая взысканию сумма пеней налогоплательщиком не оспаривается, кассационная инстанция считает необходимым, не направляя дело на новое рассмотрение, принять новое решение - об отказе в удовлетворении заявления МУП "Благоустройство".
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций подлежит взысканию с МУП "Благоустройство".
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьями 289, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 16.12.2002 и постановление апелляционной инстанции от 25.02.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-12095/2002-6 отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении заявления муниципального унитарного предприятия "Благоустройство" о признании незаконным требования N 1131/02 от 12.08.2002 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Кемеровской области об уплате пеней по налогу на пользователей автодорог в размере 2762 руб. 52 коп. отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Благоустройство", расположенного в г. Юрга, ул. Исайченко, 1а, государственную пошлину за рассмотрение дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций в сумме 2 тысяч рублей в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика (Западная Сибирь) »
Читайте также