Расширенный поиск

Закон Калининградской области от 22.04.2004 № 391

 



                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                                ЗАКОН

                       КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

                                          Утратил силу - Закон
                                         Калининградской области
                                         от 04.05.2010 г. N 451

                     от 22 апреля 2004 года N 391

                  Об утверждении областной Программы
               "Содействие трудовой занятости населения
             Калининградской области на 2004 - 2005 годы"

               (Принят Калининградской областной Думой
                 третьего созыва 08 апреля 2004 года)

     Статья 1.  Утвердить  областную  Программу  "Содействие  трудовой
занятости  населения  Калининградской  области  на  2004  - 2005 годы"
(прилагается).

     Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.


Глава администрации (губернатор)
Калининградской области                                    В.Г. Егоров


                                                            Приложение
                                             к Закону  Калининградской
                                               области "Об утверждении
                                                  областной  Программы
                                        "Содействие трудовой занятости
                                            населения  Калининградской
                                            области на 2004-2005 годы"
                                          от 22 апреля 2004 года N 391



                         ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА
               "Содействие трудовой занятости населения
                       Калининградской области
                          на 2004-2005 годы"



                              I. ПАСПОРТ
     областной Программы "Содействие трудовой занятости населения
              Калининградской области на 2004-2005 годы"

 Наименование       - областная Программа "Содействие
 Программы            трудовой занятости населения
                      Калининградской области на 2004-2005
                      годы" (далее - Программа).

 Основание для      - Федеральный закон от 20 апреля 1996
 разработки           года N 36-ФЗ "О занятости населения в
 Программы            Российской Федерации".

 Государственный    - Администрация Калининградской
 заказчик Программы   области.

 Основные           - Департамент федеральной
 разработчики         государственной службы занятости
 Программы            населения по Калининградской области,
                      Главное управление труда и социального
                      развития администрации области.

 Основные           - Главное управление труда и социального
 исполнители          развития администрации области,
 мероприятий        - Департамент федеральной
 Программы            государственной службы занятости
                      населения по Калининградской области
                      (по согласованию),
                    - Органы местного самоуправления,
                      согласно условиям Программы.

 Сроки реализации   - мероприятия программы рассчитаны на 2
 Программы            года (2004-2005 годы).

 Цели Программы     - обеспечение   конституционных   прав
                      граждан  на труд и  защиту  от
                      безработицы;
                      совершенствование структуры занятости
                      населения    области    и    развитие
                      социального партнерства на рынке труда;
                      формирование финансовой базы для
                      проведения мероприятий по содействию
                      занятости населения.

 Объем и источники  - финансирование Программы за счет
 финансирования       средств областного бюджета составляет
 Программы            2,9 млн. рублей, в том числе в 2004г. - 0,9
                      млн. рублей, в 2005 г. - 2,0 млн. рублей.
                      При этом средства областного бюджета
                      будут    направляться    в    четыре
                      муниципальных образования области с
                      наиболее высоким уровнем безработицы.
                      В соответствии со статьей 6 Закона
                      Калининградской области от 1 июня 1998
                      года  N 72 "Об областных
                      государственных программах и заказах"
                      содержание    работ    и    объемы
                      финансирования   Программы   будут
                      ежегодно уточняться и корректироваться
                      при рассмотрении областного бюджета
                      на предстоящий год.

 Контроль за        - Контроль за реализацией мероприятий
 реализацией          Программы   осуществляет   Главное
 Программы            управление труда и социального развития
                      администрации области, в соответствии с
                      порядком, утвержденным
                      администрацией области.

         Основные термины, употребляемые в тексте Программы:

 Экономически       - часть  населения,  обеспечивающая
 активное население   предложение  рабочей  силы  для
                      производства товаров и услуг (лица,
                      занятые в экономике и безработные
                      граждане)

 Уровень            - удельный вес численности
 безработицы          безработных в численности
                      экономически активного населения

 Безработный        - гражданин, не имеющий работы
                      (доходного занятия), занимающийся ее
                      поиском и готовый приступить к
                      работе

 Базовая            - безработица, существующая на начало
 безработица          прогнозируемого периода

 Официальная        - безработные граждане,
 безработица          зарегистрированные в службе
                      занятости  и  получившие  статус
                      безработного

 Занятое население  - граждане, имеющие постоянную
                      работу или доходное занятие

 Фрикционная        - безработица среди уволившихся по
                      безработица собственному   желанию, носящая
                      временный, непродолжительный
                      характер

                        II. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

     Областная Программа  "Содействие  трудовой  занятости   населения
Калининградской  области  на 2004-2005 годы" разработана Департаментом
федеральной   государственной   службы    занятости    населения    по
Калининградской  области  (далее  - ДФГСЗН) совместно с администрацией
Калининградской области. Основанием для разработки Программы являются:
Конституция  Российской  Федерации  (статьи 7,37,72),  Трудовой кодекс
Российской  Федерации  (статья  2),  Закон  Российской  Федерации   "О
занятости  населения  в  Российской  Федерации"  (в ред.  Федерального
закона от 20 апреля 1996 года N 36-  ФЗ)  (статья  15),  Соглашение  о
намерениях между Министерством труда и социального развития Российской
Федерации и администрацией Калининградской области от 28  апреля  2001
года.
     Необходимость принятия    Программы    обусловлена    постепенным
сокращением   финансирования   Правительством   Российской   Федерации
региональных программ занятости из федерального  бюджета  и  активного
привлечения к решению проблем занятости органов государственной власти
субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления.
     В основу  Программы  положен  перспективный  прогноз  рынка труда
Калининградской области.  Мероприятия  активной   политики   занятости
разработаны  исходя  из  специфики  развития  экономического комплекса
области в  соответствии  с  Федеральной  целевой  программой  развития
Калининградской  области  до  2010  года,  утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года N 866.

             III. ЗАНЯТОСТЬ И РЫНОК ТРУДА КАЛИНИНГРАДСКОЙ
                               ОБЛАСТИ

           1. Анализ  состояния  регионального рынка труда
               и перспективы его развития до 2010 года

     Рынок труда Калининградской области и  современные  проблемы  его
развития обусловлены следующими факторами:
     - более 3/4 экономического потенциала Калининградской  области  и
2/3  трудовых  ресурсов  сосредоточены в её западной части.  50%  всех
жителей области проживают непосредственно в городе Калининграде;
     - обособленность  рынка  труда  области от общероссийского.  Имея
небольшие масштабы,  в  условиях  изоляции  он  стал  очень  уязвимым,
реагирующим    на   любые,   даже   незначительные,   демографические,
экономические или политические изменения;
     - неблагоприятная  демографическая  ситуация  в области вызвала с
начала 90-х годов резкое старение трудовых ресурсов.
     В период   2004-2010  годов  влияние  этих  факторов  сохранится.
Депопуляция  населения  (связанная  с   превышением   смертности   над
рождаемостью)    усугубится   неизбежным   сокращением   миграционного
прироста,  вызванного изменением пограничного  и  транзитного  режимов
после вступления Польши и Литвы в Евросоюз (ЕС).
     Согласно прогнозам экспертов  численность  постоянного  населения
области  в  период  2004-2010  годов  не превысит 950,0 тысяч человек.
Экономически  активное  население  составит  470,0  тысяч  человек,  а
количество  занятых  в  экономике  -  около  410,0  тысяч  человек.  В
указанный период сохранятся существующие параметры рынка труда области
и общие характеристики трудовых ресурсов.
     С 2003 года на рынок труда области оказывают существенное влияние
два  фактора.  Первый  связан  с реализацией инвестиционных проектов в
рамках Федеральной целевой программы развития Калининградской  области
до  2010  года,  утвержденной  постановлением Правительства Российской
Федерации от  7  декабря  2001  года  N  866,  которой  предполагается
создание дополнительных рабочих мест, прежде всего, на западе области.
Второй  фактор  -  неизбежное  сокращение   приграничной   "челночной"
торговли   после   вступления   Польши   и  Литвы  в  ЕС  и  изменение
экономической конъюнктуры в связи со вступлением России  во  Всемирную
Торговую Организацию (ВТО).
     В этих  условиях  прогнозируется  обострение  проблем  занятости,
обусловленное неравномерностью      географического      распределения
безработицы.  В наиболее сложном положении окажутся  восточные  районы
области.
     Внедрение новых технологий и повышение  производительности  труда
потребуют  дополнительного  перераспределения  высвобождаемых трудовых
ресурсов.  Сокращаемый  персонал  должен  стать  кадровым  резервом  и
потенциалом для развития малого и среднего бизнеса.  Согласно расчетам
Министерства труда  и  социального  развития  Российской  Федерации  в
перспективе до 60% трудовых ресурсов должны быть задействованы в сфере
малого и среднего бизнеса,  а в  сельской  местности  их  доля  должна
составлять  до  80%  всех  занятых  в  экономике  сельскохозяйственных
районов.
     Наиболее сложная  ситуация  на  рынке  труда  области  сложится в
период 2004-2010 годов,  когда будет  происходить  адаптация  трудовых
ресурсов к новым условиям трудовых отношений.
     К 2004 году прогнозируется  рост  незанятого  населения  области,
численность  которого  возрастет  на  60,0  тысяч  человек,  что будет
обусловлено ужесточением таможенного режима (и транзита грузов).
     С февраля 2003 года у 2/3 безработных граждан, состоящих на учете
в службе занятости,  резко сократился размер пособий  по  безработице,
что  связано  с  внесением  изменений  в Закон Российской Федерации "О
занятости населения  в  Российской  Федерации"  (в  ред.  Федерального
закона  от  20  апреля  1996 года N 36-ФЗ).  В этой связи очень велика
вероятность роста  скрытой  безработицы.  Прогнозируется  10-  кратная
разница между числом лиц,  имеющих официальный статус безработного,  и
реальным количеством безработных.

    2. Основные проблемы на рынке труда области в 2004-2010 годах

     В перспективе до 2010 года для  рынка  области  будут  характерны
следующие проблемы:
     а) стратегия  развития  рынка  труда  области.   Планирование   и
развитие  экономики  региона  происходит  без должного учета состояния
трудовых   ресурсов.   Федеральная    целевая    программа    развития
Калининградской  области  до  2010  года,  утвержденная постановлением
Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года  N  866,  не
определяет,  какими трудовыми ресурсами предполагается ее обеспечение.
Основные мероприятия  названной  программы  планируется  развернуть  в
экономически развитой западной части области.  В то время депрессивные
восточные районы,  где проживает  половина  всего  населения  региона,
остаются без инвестиций.
     Без общей стратегии развития трудовых  ресурсов,  проблемы  рынка
труда приходится решать по факту их возникновения;
     б) качество спроса на рабочую  силу.  Экономика  области  массово
воспроизводит   дешевые   рабочие  места.  Около  75%  вакансий  имеют
заработную плату ниже прожиточного минимума, установленного в области,
что  крайне  негативно  сказывается  на  качестве  жизни  населения  -
снижаются доходы бюджетов, падает престиж труда, происходит деградация
и   люмпенизация   трудовых  ресурсов  (с  сопутствующими  социальными
проблемами), растет теневая занятость и отток квалифицированных кадров
за  рубеж.  Рынок труда уже отреагировал на это острейшим дефицитом не
только  квалифицированных  рабочих,  но  и  обслуживающего   персонала
(подсобных рабочих и уборщиц);
     в) формирование  трудовых  ресурсов.  Несоответствие   спроса   и
предложений  рабочей  силы усугубляется отсутствием ориентации учебных
заведений на  реальные  потребности  областного  рынка  труда.  Анализ
структуры  подготовки  кадров  показывает,  что  при  остром  дефиците
молодежи,  в области формируются трудовые ресурсы на 80%  состоящие из
управленцев высшего и среднего звена и только на 20% - из рабочих. При
этом структура вакансий на 80% содержит спрос на рабочие профессии.
     Для извлечения сиюминутной выгоды,  работодатели в течение десяти
лет  предоставляли  работу  дешевой  иностранной  рабочей   силе,   не
вкладывая денег в подготовку собственных квалифицированных кадров;
     г) занятость населения,  проживающего в приграничных  районах.  В
связи с предстоящим вступлением Литвы и Польши в ЕС велика вероятность
резкого обострения проблем занятости в приграничных с ними территориях
области.   Исследования,   проведенные  ДФГСЗН,  показали,  что  около
половины  граждан,  проживающих  в  приграничных  районах,  связаны  с
"челночным"  бизнесом,  обеспечивающим  уровень доходов населения (как
незанятого, так и работающего). Приграничная торговля более десяти лет
позволяла компенсировать и нивелировать издержки и перекосы развития и
формирования трудовых ресурсов на указанных территориях.
     Существующая система  приграничной  торговли  не  адаптирована  к
условиям пограничных  стандартов  ЕС.  Любое  ужесточение  (изменение)
таможенного   или   транзитного   режимов  неизбежно  повлечет  резкое
сокращение этого вида деятельности и усилит негативные последствия для
занятости населения;
     д) финансовая проблема.  В  настоящее  время  федеральный  бюджет
гарантирует  только  выплату  пособий.  Выделение  средств на активную
политику занятости  увязано  с  их  финансированием  из  областного  и
местных бюджетов в равных пропорциях.
     В прошлые  годы  органы   местного   самоуправления   не   смогли
обеспечить  необходимый  уровень софинансирования мероприятий активной
политики занятости населения области,  что повлекло сокращение средств
федерального бюджета,  выделенных в 2002 году на их реализацию, на 35%
(до  15,2  млн.  рублей).  Из-за  чего  количество  лиц,  направленных
органами службы занятости на переобучение в 2002 году,  сократилось на
34%.

              IV. РАСЧЕТ БАЛАНСА ОБЛАСТНОГО РЫНКА ТРУДА
                          НА 2004-2010 ГОДЫ

                  1. Прогноз спроса на рабочую силу

     Экономическая конъюнктура для  Калининградской  области  в  целом
благоприятна.  Предполагается,  что  в 2004-2010 годах число вакансий,
заявляемых работодателями в органы службы занятости,  будет составлять
до  32,0  тысяч  рабочих  мест в год и несколько превысит существующий
уровень.  Учитывая,  что органы службы занятости  реально  располагают
информацией  примерно  о  половине  всех существующих вакансий,  можно
спрогнозировать рост объема спроса  на  рабочую  силу  до  64,0  тысяч
рабочих мест ежегодно.
     70 %   вакансий   по-прежнему   будет   приходиться  на  долю  г.
Калининграда и прилегающих территорий.  В период 2004-2010 годов здесь
будет находиться центр экономического роста.
     Общее число заявляемых в отдаленных сельскохозяйственных  районах
свободных рабочих мест не превышает 3-5% общего объема, т.е. в среднем
150 вакансий в год на один район.
     Основные инвестиционные проекты в период до 2010 года планируется
реализовать  в  западной  части  области,  следовательно,  на  востоке
региона  спрос  на  рабочую  силу не претерпит существенных изменений.
Наиболее сложное положение сохранится  в  Краснознаменском,  Озерском,
Нестеровском,   Неманском  и  Славском  районах,  а  также  городах  с
моноэкономической структурой развития - Гусеве и Немане.
     Отраслевая структура   спроса   в   целом  сохранит  существующие
тенденции.  Основными  заявителями  вакансий   останутся   организации
бюджетной  сферы.  Это  вызвано,  прежде всего,  низкой оплатой труда,
которая останется основным препятствием для  удовлетворения  спроса  в
государственном  секторе экономики.  Наиболее перспективными останутся
отрасли торговли и  обслуживания,  строительство  (в  т.ч.  дорожное),
отдельные  отрасли промышленного производства.  Доля рабочих профессий
стабильно  удержится   на   уровне   70-80%   общего   объема.   Из-за
демографической   ситуации  и  структурного  несоответствия  спроса  и
предложений рабочей силы на рынке труда еще больше обострится  дефицит
квалифицированного персонала, особенно рабочих профессий.
     С ростом заработной  платы  будет  меняться  качество  спроса  на
рабочую силу.
     Росту заработной платы будут способствовать:
     - введение  визового  режима  проезда через Литву,  что затруднит
привлечение и использование дешевой рабочей силы из стран СНГ и станет
дополнительным  стимулом  роста  заработной  платы  и  внедрения новых
технологий;
     - пенсионная реформа и переход к накопительной форме пенсий будет
стимулировать  выход  заработной  платы  "из  тени",  в  связи  с  чем
количество   вакансий  с  оплатой  труда  ниже  прожиточного  минимума
постепенно будет сокращаться.  В начале 2003 года их  доля  составляла
60-  75%.  В  период  2004-2010 годов число "неперспективных вакансий"
составит около 30% от общего объема заявленных свободных рабочих мест.
До   21,3   тысяч  предложенных  вариантов  трудоустройства  останутся
невостребованными из-за заявленных условий и  оплаты  труда,  а  также
структурного  несоответствия  спроса  и предложений рабочей силы.  Это
касается,  прежде всего,  учреждений и организаций,  финансируемых  из
областного и местных бюджетов.

                 2. Прогноз предложения рабочей силы

     На рынок  труда  Калининградской  области  оказывают определяющее
влияние  семь  социальных  групп  населения,   особо   нуждающихся   в
социальной  поддержке  со  стороны  органов государственной власти при
решении вопроса трудоустройства:
     1) рабочие  и  служащие,  уволенные  с  предприятий по сокращению
численности или штата;
     2) молодежь,  впервые  вступившая  на рынок труда после окончания
учебных заведений;
     3) временно незанятое население;
     4) военнослужащие, уволенные из рядов Вооруженных Сил (ВС);
     5) трудоспособные пенсионеры;
     6) мигранты, прибывшие в регион на постоянное место жительства, а
также  выбывшие  из  области  на  постоянное место жительства в другие
регионы;
     7) безработные граждане, состоящие на учете в службе занятости.
     Баланс предложений рабочей силы в период до 2010 года  по  каждой
из указанных социальных групп будет складываться следующим образом:
     - рабочие и  служащие,  уволенные  с  предприятий  по  сокращению
численности  или  штата.  Прогнозная оценка численности этой категории
населения на период до 2010  года  наиболее  сложна  из-за  вступления
Литвы и Польши в ЕС и предполагаемым вступлением России в ВТО. Влияние
этих  факторов   может   быть   потенциально   дестабилизирующим   для
регионального  рынка  труда,  так  как  экономика области еще не имеет
своей стратегической ниши в международной системе распределения труда.
Среднегодовая   численность   занятых   по   Калининградской   области
достаточно стабильна и составляет порядка 410,0 тысяч человек.
     Число сокращенных   работников,  регистрируемых  органами  службы
занятости,  ежегодно составляет от 3,5 до 4,0 тысяч человек. Начиная с
2004  года  их  количество  ежегодно  будет  составлять  от  5,0 тысяч
работников (при благоприятных тенденциях) до 25,0 тысяч  человек  (при
резком ухудшении экономической конъюнктуры и массовых сокращениях).
     Согласно выводам экспертов за помощью в поиске  работы  в  органы
службы  занятости  населения ежегодно будут обращаться от 4,0 тысяч до
20,0 тысяч лиц этой категории;
     - молодежь,  впервые  вступившая  на  рынок труда после окончания
учебных заведений. Анализ демографической ситуации и экспертные оценки
специалистов  образования  определяют,  что  ежегодно  на  рынок труда
области будет выходить около 10,0 тысяч школьников 9-х и 11-х  классов
общеобразовательных  школ,  до  3,0 тысяч выпускников профессиональных
лицеев (ПТУ),  3,0 тысяч молодых специалистов со  средним  специальным
образованием (техникумы) и около 2,5 тысяч выпускников очных отделений
ВУЗов.  В  целом  первичная  безработица   молодежи   ежегодно   будет
составлять около 18,5 тысяч человек.
     Таким образом, содействие в поиске работы потребуется ежегодно до
13,0 тысячам молодых людей, впервые выходящим на рынок труда;
     - временно незанятое население.  К  указанной  категории  граждан
относятся домохозяйки;  сезонные рабочие; женщины, вышедшие из отпуска
по уходу за ребенком;  инвалиды;  лица,  освобожденные из мест лишения
свободы;  лица,  осуществляющие уход за инвалидами; и т.д. В период до
2010 года ежегодно к услугам органов службы занятости будет обращаться
не менее 11,5 тысяч граждан из этой социальной группы;
     - военнослужащие,  уволенные из рядов ВС.  Увольнение офицеров  и
прапорщиков  из  частей,  расположенных  на территории Калининградской
области,  носит плановый характер. Основные мероприятия реформирования
вооруженных формирований в области завершились с расформированием 11-й
армии в середине 90-х годов и созданием единого  командования  военной
группировки.   Процесс   в   целом  стабилизировался  и  не  претерпит
существенных изменений.  Таким  образом,  численность  этой  категории
граждан, выходящих на рынок труда, в среднегодовом исчислении в период
до 2010 года не превысит 1,7 тысяч человек.  В  той  или  иной  помощи
государственных  органов  по адаптации на рынке труда области ежегодно
будут заинтересованы не менее 1,0 тысячи лиц этой категории;
     - трудоспособные   пенсионеры.   В   службу   занятости  ежегодно
обращаются  за  содействием  в  поиске  работы  не  менее  2,0   тысяч
пенсионеров. С учетом особенностей демографической ситуации в области,
в том числе и быстрого старения  трудовых  ресурсов,  число  лиц  этой
категории,  которые будут оказывать влияние на рынок труда, составит в
среднем до 5,0 тысяч человек ежегодно;
     - мигранты,  прибывшие в регион на постоянное место жительства. а
также выбывшие из области на  постоянное  место  жительства  в  другие
регионы.  Среднегодовая  положительная динамика притока трудоспособных
мигрантов не превысит 4,0 тысяч человек.  Причем,  как  правило,  лица
этой  категории  являются  квалифицированными  рабочими  и служащими и
заранее подбирают потенциальных работодателей. Таким образом, ежегодно
в  содействии  на  рынке труда области будут нуждаться около 0,5 тысяч
мигрантов;
     - граждане,  состоящие  на  учете  в  службе занятости в качестве
безработных.  К началу 2004 года прогнозируется рост численности  лиц,
имеющих  официальный  статус  безработного,  до  14,0  тысяч  человек.
Предполагается,  что в последующие  годы  при  благоприятном  развитии
ситуации  базовая  безработица  не будет превышать 20,0 тысяч человек.
Основной фактор постепенного роста будет связан с легализацией большей
части   "теневого  рынка  труда"  в  условиях  сокращения  возможности
дополнительного приработка или  нелегальной  торговли  в  приграничных
районах.  При этом уровень прогнозируемой безработицы будет составлять
около 5%  экономически активного населения  области.  Это  фрикционная
безработица (т.е. допустимый "естественный фон" даже при благополучном
развитии  экономики).  Однако  20,0  тысяч  человек   будут   ежегодно
нуждаться в поддержке и помощи на рынке труда.

                 3. Динамика официальной безработицы

     Уровень безработицы  в  Калининградской области,  рассчитанный по
методике Международной Организации  Труда  (МОТ),  составляет  60-  70
тысяч  незанятых граждан,  часть из которых находится в сфере "теневой
занятости",  имея  постоянный   или   периодический   неконтролируемый
приработок (прежде всего, от приграничной торговли).
     В 2004-2010 годах "теневая занятость" будет сокращаться. При этом
использование  рабочей  силы  из  южных и восточных районов в западной
части области будет затруднено отсутствием возможности обеспечения  ее
проживания.
     По прогнозу  к  началу  2010  года  на  учете  в  органах  службы
занятости   будет  состоять  не  более  20,0  тысяч  безработных,  при
неблагоприятном развитии событий - до 40,0 тысяч  человек,  что  будет
зависеть  от  масштабов  высвобождения  работников  с  предприятий  по
сокращению численности или штатов.
     В прогнозируемом периоде сохранится высокий уровень напряженности
в отдаленных сельских районах области.
     Наиболее благоприятная  ситуация сохранится на рынке труда города
Калининграда и прилегающих к нему территориях.
     Таким образом,  в период 2004-2010 годов в услугах органов службы
занятости будут нуждаться 20,0 тысяч человек в год.  В  связи  с  этим
комплекс  мероприятий  настоящей  Программы  в  рассматриваемый период
должен быть направлен на недопущение  преодоления  этого  критического
порога.

             4. Баланс спроса и предложения рабочей силы

     Содействие в  поиске  работы ежегодно потребуется от 75,0 до 91,0
тысячи  человек.  При  этом  количество  рабочих  мест  с  приемлемыми
условиями  труда и заработной платой ежегодно будет составлять до 43,0
тысяч вакансий.
     Таким образом,  ежегодное превышение предложения рабочей силы над
спросом составит 32,0-48,0 тысяч  человек.  Этот  показатель  является
исходным для расчета необходимых мероприятий Программы.

            V. МЕРОПРИЯТИЯ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
                          В 2004-2005 ГОДАХ

     Программа представляет собой стратегию  формирования  и  развития
государственной   политики   занятости   населения   применительно   к
конкретным  условиям  и  особенностям  рынка   труда   Калининградской
области.  В этой связи в ней кроме практических мероприятий содействия
занятости населения  предусмотрено  институционное  и  законодательное
оформление  основных  принципов и подходов к решению проблем занятости
населения.
     В частности,необходимо:
     1. Для решения проблемы стратегии развития рынка труда:
     1) разработать   "Программу   развития  и  формирования  трудовых
ресурсов области до 2010 года";
     2) в  период  до  2005  года  внести  предложения  по изменению и
дополнению уже действующих областных законодательных нормативных актов
с целью более качественного решения проблем трудовых ресурсов;
     3) разработать  региональную  законодательно-правовую  базу   для
реализации Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе".
     2. В целях повышения качества спроса на рабочую  силу  обеспечить
достойный уровень оплаты социально-значимых общественных работ.
     3. Проблему  формирования  трудовых  ресурсов  решать  на  основе
принципов социального партнерства.
     4. Проблему  занятости  в  приграничных  районах   решать   путем
активного  привлечения средств инвесторов и возможностей международных
проектов, для    создания    новых    рабочих    мест,     организации
сельхозкооперации и развития предпринимательской деятельности.
     Мероприятия настоящей Программы предполагается  сфокусировать  на
наиболее  проблемных  районах  области.  Критерием для этого служит 5%
критический  порог  официальной  безработицы  от  уровня  экономически
активного населения.
     5. Решение   финансовой   проблемы   возможно   при   постепенном
увеличении  доли  средств,  выделяемых из областного бюджета,  а также
бюджетов других уровней и средств,  привлекаемых  из  иных  источников
(прежде всего, от работодателей).
     В 2003 году на реализацию мероприятий активной политики занятости
было  запланировано  выделение:  из  федерального  бюджета - 18,8 млн.
рублей,  из областного бюджета -1 млн. 200 рублей, из местных бюджетов
- 3,0 млн.  рублей и около 2,0 млн.  рублей - от работодателей.  Таким
образом, на долю областного бюджета приходилось 4% от общей суммы.
     В 2004  году  доля  областного  бюджета в финансировании активной
политики занятости населения в проблемных городах  и  районах  области
уменьшится до 0,9 млн.  рублей (0,5 млн. рублей - общественные работы,
0,2 млн.  рублей - занятость несовершеннолетних и 0,2  млн.  рублей  -
поддержка самозанятости безработных),  а в 2005 году увеличится до 2,0
млн.  рублей (1,22 млн. рублей - общественные работы, 0,28 млн. рублей
-  занятость  несовершеннолетних  и  0,5  млн.  рублей - самозанятость
безработных).  В результате чего будет достигнут  необходимый  уровень
финансового обеспечения мероприятий активной политики занятости.

               VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

     Разработка необходимых  мероприятий активной политики занятости и
расчет  ежегодных  затрат  (Приложение  N  1)  составлены  на   основе
перспективного прогноза рынка труда и выглядят следующим образом.
     1. Организация общественных работ
     Организация общественных  работ является основным видом временной
занятости  населения,  дающим   возможность   получения   безработными
легального дохода,  сохранения трудовой мотивации и активной жизненной
позиции граждан  и,  кроме  того,  оказывающим  действенную  помощь  в
решении  социально-значимых  проблем  в  городах и районах области при
минимальных финансовых затратах.
     В период  2004-2005  годов планируется ежегодно организовывать не
менее 3,5 тысяч рабочих мест  для  проведения  общественных  работ,  в
основном   на   государственных   объектах  и  в  районах  с  наиболее
напряженной ситуацией на рынке труда.
     С целью   финансирования  указанного  вида  работ  из  областного
бюджета планируется выделение денежных средств в следующих объемах:
     в 2004 году - 0,5 млн. рублей;
     в 2005 году - 1,22 млн. рублей.
     2. Организация временной занятости несовершеннолетних
     Организация временной  занятости  несовершеннолетних  -  одно  из
наиболее   востребованных  направлений  активной  политики  занятости,
имеющее огромный социальный эффект.  Кроме прямого поощрения социально
значимой  деятельности,  оно  стимулирует приобщение молодежи к труду.
Ежегодно  в  этих  мероприятиях  принимает  участие   до   4,4   тысяч
несовершеннолетних.
     Расходы на организацию  указанных  мероприятий  за  счет  средств
областного бюджета составят:
     в 2004 году - 0,2 млн. рублей;
     в 2005 году - 0,28 млн. рублей.
     Кроме того,  планируется  дополнительно  привлечь   средства   из
внебюджетных источников в 2004 году в размере не менее 1,5 млн. рублей
и в 2005 году -1,7 млн. рублей.
     3. Поддержка самозанятости и предпринимательства безработных.
     На реализацию  указанного  вида   занятости   за   счет   средств
областного бюджета будет выделено:
     в 2004 году - 0,2 млн. рублей;
     в 2005 году - 0,5 млн. рублей.

              VII. СОЦИАЛЬНАЯ И ФИНАНСОВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
               ПРОГРАММЫ. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
                        РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

     Программа будет способствовать формированию цивилизованного рынка
труда,  обеспечению конституционных прав граждан на труд и  защиту  от
безработицы  и  явится  хорошим  стимулом для социальной стабильности.
Кроме  того,  ее  реализация   позволит   постоянно   совершенствовать
структуру трудовых ресурсов и развивать социальное партнерство в сфере
занятости на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей
силы в интересах экономики региона.
     Реализация мероприятий Программы обеспечит необходимую  поддержку
жителям районов области с критической ситуацией на рынке труда на весь
период ее действия.
     Независимо от  условий  развития  экономической и геополитической
ситуации в области,  процессы,  происходящие в сфере занятости,  будут
прогнозируемы   и   находиться   под  контролем.  Принцип  паритетного
выделения  средств  на  мероприятия  содействия  занятости   населения
исключит возможность  сокращения  финансового  участия бюджетов других
уровней в решении  проблем  занятости  на  территории  Калининградской
области.
     Программа позволит смягчить негативные последствия безработицы  и
обеспечить  социальную  защиту незанятого населения в локальных очагах
безработицы.
     Кроме того, в социальном аспекте Программа позволит добиться:
     - преодоления социального иждивенчества,  обеспечения возможности
легального  поддержания  доходов  незанятого населения через временную
занятость и общественные работы,  в которых  ежегодно  примут  участие
более 3,5 тысяч безработных и другие категории незанятых граждан;
     - приобщения ежегодно около 4,4 тысяч школьников к общественно  -
значимому труду в каникулярный период путем осуществления их временной
занятости;
     - вовлечения  практически  всего  незанятого  населения  области,
обратившегося в органы службы занятости  населения  за  содействием  в
трудоустройстве, в реализацию мероприятий активной политики занятости.
     Финансовый эффект Программы будет характеризоваться:
     - снижением объемов социальных выплат,  так как в ходе реализации
Программы ежегодно дополнительно около 8,0 тысяч граждан,  проживающих
в  районах с критической ситуацией на рынке труда,  будут вовлечены во
временную занятость, финансируемую из областного бюджета;
     - увеличением  налогооблагаемой  базы  и  доходов  бюджетов  всех
уровней,  т.к.  мероприятия Программы носят не только социальный, но и
экономический характер;
     - поддержанием доходов и легальной  возможностью  приработка  для
незанятого и работающего населения, что будет способствовать росту его
благосостояния.


                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ
                                                 к областной Программе
                                        "Содействие трудовой занятости
                                             населения Калининградской
                                            области на 2004-2005 годы"

                   Мероприятия областной Программы
               "Содействие трудовой занятости населения
              Калининградской области на 2004-2005 годы"
              и их финансирование из областного бюджета

                                                       (тысяч рублей)
+------------+---------------+------------------+---------------------+
|Наименование|Организация    |Организация       |Поддержка            |
|мероприятий |общественных   |временной         |самозанятости        |
|активной    |работ          |занятости         |и предпринимательства|
|политики    |               |несовершеннолетних|безработных          |
|занятости   |               |                  |                     |
|населения   |               |                  |                     |
+------------+-------+-------+-------+----------+---------------------+
|            |2004 г.|2005 г.|2004 г.|2005 г.   |2004 г. 2005 г.      |
+------------+-------+-------+-------+----------+---------------------+
|Гусевский   |       |       |       |          |                     |
|район       |100    |255    |40     |60        |40      100          |
|            |       |       |       |          |                     |
|Краснозна-  |       |       |       |          |                     |
|менский     |       |       |       |          |                     |
|район       |150    |355    |60     |80        |60      150          |
|            |       |       |       |          |                     |
|Нестеровский|       |       |       |          |                     |
|район       |100    |255    |40     |60        |40      100          |
|            |       |       |       |          |                     |
|Озерский    |       |       |       |          |                     |
|район       |150    |355    |60     |80        |60      150          |
+------------+-------+-------+-------+----------+---------------------+
|ИТОГО:      |500    |1220   |200    |280       |200     500          |
+------------+-------+-------+-------+----------+---------------------+


Информация по документу
Читайте также