Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 27.04.1994 № 44

              ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 27.04.94 N 44
     г. Вологда

     О проекте  Закона  Вологодской
     области "О статусе депутата"

     Законодательное Собрание области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     Принять проект Закона Вологодской области "О статусе депутата"  в
первом чтении (прилагается).
     Направить проект депутатам  Собрания,  в  администрацию  области,
областной   суд,   прокуратуру   области   и  другие  заинтересованные
организации для предложений и замечаний.

     Председатель Законодательного
     Собрания области          Г.Т. Хрипель


                                                ПРОЕКТ

                                ЗАКОН

                         ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

                         "О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА"

                               Глава 1

                           Общие положения

     Статья 1. Депутат представительного органа

     Законодательное собрание   и   органы   местного   самоуправления
являются представительными органами области.
     Депутат представительного     органа     является     полномочным
представителем    органа    государственной    власти    и    местного
самоуправления.
     Государство гарантирует депутату условия для беспрепятственного и
эффективного осуществления его полномочий, защищает его права, честь и
достоинство.

     Статья 2. Законодательство о статусе депутата

     Полномочия депутата  начинаются  со  дня его избрания депутатом и
заканчиваются    в    день    выборов    депутатов    соответствующего
представительного   органа   нового  созыва  за  исключением  случаев,
предусмотренных настоящим Законом.
     Депутат, избранный  председателем  представительного  органа  или
главой местного самоуправления,  сохраняет свои полномочия  вплоть  до
открытия первого заседания представительного органа нового созыва.
     По решению представительного органа о признании  выборов  данного
депутата   недействительными,   принятому   в   связи   с   нарушением
законодательства о выборах,  полномочия депутата прекращаются  со  дня
принятия решения.
     Полномочия депутата не подлежат передаче другому лицу.

     Статья 4. Депутатское удостоверение

     Депутат имеет депутатское удостоверение,  являющееся его основным
документом,  подтверждающим личность и полномочия депутата, которым он
пользуется в течение срока своих полномочий.

     Статья 5. Сочетание деятельности депутата с выполнением
               производственных и служебных обязанностей

     Депутат осуществляет свои полномочия,  как правило, без отрыва от
основной производственной или служебной деятельности.
     Депутат, осуществляющий      депутатскую      деятельность      в
представительном органе на постоянной основе, не может заниматься иной
трудовой деятельностью,  за исключением научной, преподавательской или
творческой деятельностью.

     Статья 6. Взаимоотношения депутата с избирателями

     Депутат поддерживает  связи   с   избирателями   своего   округа,
ответственен  перед  ними и им подотчетен.  Депутат принимает меры для
обеспечения прав,  свобод  и  законных  интересов  своих  избирателей,
защиты их чести и достоинства.
     Депутату, осуществляющему депутатскую деятельность на  постоянной
основе,   для   осуществления   депутатской   деятельности   в   своем
избирательном  округе  представляются  не  менее  трех  рабочих   дней
ежемесячно.
     Депутат может быть отозван избирателями в  установленном  законом
порядке.

     Статья 7. Участие депутата в работе органов государственной
               власти и местного самоуправления

     Депутат вправе участвовать в работе представительных  органов,  в
компетенцию  которых  входит принятие решений,  затрагивающих интересы
населения, проживающего на территории того представительного органа, в
который  избран  депутат,  с  правом  совещательного голоса.  При этом
депутату обеспечивается возможность выступлений,  внесения предложений
и   замечаний   по   обсуждаемым   вопросам   наравне   с   депутатами
соответствующих представительных органов.
     Депутат на   заседаниях   вышеназванных   органов   имеет   право
обратиться с запросами соответственно  к  представительному  органу  и
другим  государственным  органам,  руководителям  и  должностным лицам
предприятий,  учреждений и организаций,  расположенных  на  территории
представительного  органа,  по  вопросам,  отнесенным  к ведению этого
органа.  Государственные органы и должностные лица обязаны представить
ответ на запрос депутата в течение пяти дней либо в иной согласованный
с депутатом срок.
     Депутат вправе   вносить  в  органы,  указанные  в  части  первой
настоящей статьи,  подготовленные им предложения, обращения, заявления
и  иные  документы как непосредственно,  так и через уполномоченных им
лиц.

     Статья 8. Право депутатов на объединение в депутатские
               группы и другие депутатские объединения

     Депутаты имеют   право  объединяться  в  постоянные  и  временные
депутатские группы, депутатские клубы и иные депутатские объединения.
     Порядок деятельности  депутатских  групп  и их права определяются
регламентом соответствующего представительного органа, другими актами,
регулирующими их деятельность.

     Статья 9. Депутатская этика

     Депутат должен   соблюдать  нормы  депутатской  этики.  В  случае
нарушения   депутатской   этики   вопрос    о    поведении    депутата
рассматривается комиссией, создаваемой представительным органом.

     Статья 10. Досрочное прекращение полномочий депутат

     Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях:
     а) избрания или назначения депутата на должность, занятие которой
по  закону  несовместимо  с  выполнением  полномочий  депутата данного
представительного органа;
     б) избрания депутата в другой представительный орган;
     в) утраты депутатом гражданства Российской Федерации;
     г) выезда  депутата  на постоянное жительство и работу за пределы
территории,   в   границах   которой    осуществляется    деятельность
представительного органа;
     д) вступления в законную силу  обвинительного  приговора  суда  в
отношении лица, являющегося депутатом;
     е) личного заявления депутата о сложении полномочий;
     ж) отзыва депутата.
     Решения о прекращении полномочий  депутата  в  указанных  случаях
принимаются соответствующим представительным органом.

                               Глава 2

           Деятельность депутата в представительном органе

     Статья 11. Участие депутата в заседаниях представительного
                органа

     На заседаниях  представительного  органа   депутаты   на   основе
коллективного  и  свободного  обсуждения  рассматривают  и  решают все
вопросы,  отнесенные  законодательством  к  ведению   соответствующего
представительного    органа    государственной   власти   и   местного
самоуправления.
     Депутат обязан  участвовать в работе представительного органа.  В
случае невозможности прибыть на заседание депутат сообщает об  этом  в
представительный орган.
     Председатель представительного     органа,     глава     местного
самоуправления  заблаговременно,  в сроки,  установленные регламентом,
сообщают депутату о времени созыва и  месте  проведения  заседаний,  о
вопросах, вносимых на рассмотрение, и представляют ему все необходимые
материалы по этим вопросам.

     Статья 12. Полномочия депутата на заседании
                представительного органа

     Депутат пользуется  правом  решающего  голоса  по  всем вопросам,
рассматриваемым  на   заседании   соответствующего   представительного
органа.
     Депутат имеет право:
     избирать и  быть  избранным  в органы Законодательного собрания и
местного самоуправления;
     высказывать свое  мнение  по  персональному  составу  создаваемых
органов и кандидатурам должностных лиц,  избираемых,  назначаемых  или
утверждаемых представительным органом;
     предлагать вопросы для рассмотрения;
     вносить предложения  и  замечания  по  повестке  дня,  по порядку
рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
     вносить предложения  о  заслушивании отчета или информации любого
органа  или  должностного  лица,  подотчетного   или   подконтрольного
представительному органу;
     ставить вопрос  о  доверии  составу  образованных  или  избранных
органов  или избранным,  назначенным или утвержденным представительным
органом должностным лицам;
     вносить предложения    о    необходимости   проведения   проверок
исполнения государственными и общественными  органами,  предприятиями,
учреждениями  и  организациями законов Российской Федерации и области,
решений и постановлений органов местного самоуправления;  о проведении
депутатских  расследований  по любому вопросу,  относящемуся к ведению
представительного органа;
     ставить вопросы  о  необходимости разработки нового законопроекта
или   нормативного   акта   (решения),   внесения   на    рассмотрение
представительного  органа  законопроектов  и решений,  а также в форме
предложений о  внесении  изменений  в  действующие  законодательные  и
нормативные акты (решения);
     участвовать в прениях,  обращаться с запросами,  задавать вопросы
докладчикам,  а  также  председательствующему на заседании,  требовать
ответа и давать им оценку;
     выступать с   обоснованием   своих   предложений   и  по  мотивам
голосования, давать справки;
     вносить поправки к законопроектам и нормативным актам (решениям);
     оглашать на   заседаниях   представительного   органа   обращения
граждан, имеющие общественное значение;
     знакомиться с  текстами  своих  выступлений  в   стенограммах   и
протоколах  заседаний  представительного  органа  до опубликования,  а
также получать тексты выступлений, не подлежащих опубликованию.
     Депутат, не  выступивший  на заседании представительного органа в
связи с прекращением  прений,  вправе  передать  председательствующему
текст  своего  выступления,  а  также  изложенные  в  письменной форме
предложения и замечания по обсуждаемому вопросу.
     Текст выступления включается в протокол заседания и публикуется в
бюллетене представительного органа, если таковой издается.
     Предложения и   замечания,   внесенные  депутатами  на  заседании
представительного органа,  рассматриваются и учитываются при доработке
и  принятии законопроектов и нормативных актов (решений).  В случае их
отклонения  соответствующей  постоянной  комиссией   депутату   дается
обоснованный ответ.
     Порядок реализации   прав,   указанных   в   настоящей    статье,
устанавливается регламентом соответствующего представительного органа,
настоящим законом, другими законодательными актами.

     Статья 13. Депутатский запрос

     Депутат или группа депутатов имеют право внести  на  рассмотрение
представительного органа обращение непосредственно к представительному
органу,  его  председателю,  главе  областной   администрации,   главе
местного  самоуправления,  а  также  к  руководителям расположенных на
территории представительного  органа  государственных  и  общественных
органов,   предприятий,   учреждений,   организаций.  Такое  обращение
вносится   в   письменной   форме   и    оглашается    на    заседании
представительного органа.
     Если указанное    обращение     касается     фактов     нарушения
государственными   органами   или   должностными   лицами  Конституции
Российской Федерации,  законов РФ и области,  постановлений  и  других
актов,   принимаемых   высшими   органами   государственной  власти  и
управления  РФ,   решений   органов   местного   самоуправления   либо
затрагивает   иные   вопросы,   имеющие   общественное   значение,  то
представительный орган может признать его депутатским запросом.
     Депутатский запрос   направляется   для   изучения  в  постоянные
комиссии либо решением представительного  органа  сразу  включается  в
повестку дня.
     Государственный орган или должностное лицо,  к  которому  обращен
запрос,  обязаны дать устный или письменный ответ,  который оглашается
на заседании представительного органа не более чем в пятидневный срок.
Депутат   вправе   дать  оценку  ответа  государственного  органа  или
должностного лица на запрос.  По результатам рассмотрения  вопросов  в
связи  с  депутатским  запросом  представительным  органом принимается
постановление (решение).
     Запрос, ответ   на   него,   а   также   постановление  (решение)
представительного  органа,  принятое   по   результатам   рассмотрения
вопросов  в  связи  с  депутатским  запросом,  подлежат  обязательному
опубликованию.

     Статья 14. Рассмотрение предложений и замечаний
                депутатов, внесенных на заседании
                представительного органа

     Предложения и  замечания,  высказанные  народными  депутатами  на
заседании  представительного  органа или переданные в письменной форме
председательствующему,  рассматриваются представительным органом,  его
постоянными   комиссиями   либо   направляются   ими  на  рассмотрение
соответствующим государственным и общественным органам  и  должностным
лицам.
     Государственные и общественные органы,  а также должностные лица,
которым  направлены  предложения  и замечания депутатов,  внесенные на
заседании представительного органа,  обязаны рассмотреть их не позднее
чем в месячный срок и о результатах сообщить непосредственно депутату,
а также в представительный орган.
     Контроль за  рассмотрением  и реализацией предложений и замечаний
депутатов  осуществляется  постоянными  комиссиями   представительного
органа.

     Статья 15. Деятельность депутата в органах Законодательного
                собрания и местного самоуправления

     Депутат, избранный в органы Законодательного собрания и  местного
самоуправления, обязан принимать участие в их работе.
     Депутат, не входящий в состав органа Законодательного собрания  и
местного  самоуправления,  вправе  принимать участие в его заседаниях,
вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов
и принятия решений с правом совещательного голоса. В случае несогласия
с решением органа Законодательного собрания и местного  самоуправления
депутат  может  внести  свое предложение в письменной форме в качестве
поправки к законопроекту  или  постановлению  (решению)  на  заседании
Законодательного   собрания   или   органа   местного  самоуправления.
Поправки,   внесенные   депутатом,   рассматриваются   Законодательным
собранием  или  органом  местного  самоуправления  и по ним проводится
голосование.
     Депутат по  решению Законодательного собрания или органа местного
самоуправления  может  быть  выведен  из   состава   их   органов   за
систематическое неучастие в работе.

     Статья 16. Участие депутата в выполнении поручений
                представительного органа

     Депутат обязан  выполнять  поручения  представительного   органа,
данные в пределах его компетенции.
     По поручению  представительного  органа   депутат   участвует   в
проверках   исполнения   законов   государственными   и  общественными
органами,  предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными
на  территории  представительного  органа.  По требованию депутата при
проведении  таких  проверок  государственные  и  общественные  органы,
предприятия,  учреждения,  организации образуют комиссии по изучению и
рассмотрению  поставленных  вопросов.  В  состав  названных   комиссий
включаются также лица, указанные депутатом.
     О результатах   выполнения    поручений    депутат    информирует
представительный  орган.  В случае необходимости вносит предложения об
устранении  выявленных   недостатков,   отмене   незаконных   решений,
привлечении к ответственности лиц,  допустивших нарушение законов РФ и
области,  других  актов  органов  государственной  власти  и  местного
самоуправления.

     Статья 17. Депутатское расследование

     По требованию группы депутатов,  численность которой определяется
регламентом соответствующего  представительного  органа,  а  также  по
решению   постоянных   комиссий   представительный   орган   назначает
депутатское расследование.
     Все государственные  органы  и должностные лица обязаны оказывать
необходимое  содействие  в  проведении  расследования;  по  требованию
депутата  или  депутатской  комиссии,  ведущей расследование,  обязаны
беспрепятственно представлять необходимые  для  объективного  изучения
вопроса  сведения  и  документы.  Никто  не  вправе уклониться от дачи
объяснений депутатам, ведущим депутатское расследование. Вмешательство
в   процессуальную  деятельность  органов  внутренних  дел,  дознания,
предварительного следствия и суда по  находящимся  в  их  производстве
делам  об  административных  правонарушениях,  уголовным и гражданским
делам не допускается.
     Результатом расследования   является  мотивированное  заключение,
решение по которому принимается представительным органом.

                               Глава 3

             Деятельность депутата в избирательном округе

     Статья 18. Рассмотрение депутатом предложений,
                заявлений и жалоб граждан

     Депутат рассматривает поступившие к нему предложения, заявления и
жалобы,  принимает меры к их правильному и  своевременному  разрешению
соответствующими органами и должностными лицами;  ведет прием граждан,
изучает общественное  мнение,  вносит  предложения  в  соответствующие
представительные    органы,   а   при   необходимости   -   в   другие
государственные и общественные органы.
     В приеме   избирателей   депутатом   по  его  требованию  обязаны
участвовать руководители и другие должностные лица  государственных  и
общественных органов, предприятий, учреждений и организаций.

     Статья 19. Отчет депутата перед избирателями

     Депутат не   реже  двух  раз  в  год  обязан  отчитываться  перед
избирателями округа о своей работе,  о  ходе  выполнения  предвыборной
программы.
     По требованию избирателей может быть проведен внеочередной  отчет
депутата.  Под требованием о внеочередном отчете необходимо собрать не
менее  3%  подписей  избирателей  данного  округа.   В   этом   случае
Законодательное  собрание  и  органы местного самоуправления принимают
меры,  необходимые для организации внеочередного отчета  депутата,  не
позднее  чем  за месяц до проведения отчета,  о причинах,  послуживших
основанием для его проведения.

     Статья 20. Содействие депутату в проведении отчетов
                и встреч с избирателями

     Депутату обеспечиваются   необходимые   условия   для  проведения
отчетов и встреч с избирателями округа. По его просьбе Законодательное
собрание,   орган   местного   самоуправления   или   местные   органы
общественных  организаций,  администрация   предприятий,   учреждений,
организаций   безвозмездно  выделяют  помещение,  извещают  граждан  о
времени и месте проведения отчета депутата,  его встреч с избирателями
или   членами  общественной  организации,  направляют  по  приглашению
депутата для  участия  во  встречах  своих  представителей,  оказывают
другую помощь.
     По требованию депутата  государственные  и  общественные  органы,
предприятия,  учреждения, организации представляют ему необходимые для
отчета и выступлений справочные и информационные материалы.

                               Глава 4

              Основные гарантии депутатской деятельности

     Статья 21. Полномочия депутата

     В целях осуществления своих полномочий депутат имеет право:
     участвовать при  рассмотрении  в органах государственной власти и
управления, органах местного самоуправления и общественных организаций
любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей;
     участвовать в   организации   и   контроле   исполнения   законов
Российской   Федерации  и  области,  постановлений  (решений)  органов
местного самоуправления и других нормативных актов;
     проверять по собственной инициативе с привлечением представителей
государственных  органов,   общественных   организаций,   сведения   о
нарушении  законов,  прав  и законных интересов граждан,  предприятий,
учреждений и организаций;
     осуществлять контроль    за    рассмотрением    направленных   им
предложений,  заявлений  и  жалоб  в  государственные  и  общественные
органы,   предприятия,  учреждения  и  организации,  принимать  личное
участие  в  их  рассмотрении.  Должностные  лица   государственных   и
общественных  органов,  предприятий,  учреждений и организаций обязаны
оказывать депутату помощь в его контрольной деятельности;
     проводить собрания или конференции избирателей округа,  встречи с
трудовыми коллективами и местными органами общественных организаций;
     участвовать в    работе    различных    объединений    депутатов,
избирателей,  органов общественного  территориального  самоуправления,
собраний   трудовых   коллективов,   граждан  по  месту  жительства  и
военнослужащих по воинским частям.

     Статья 22. Гарантии реализации прав депутата
                в представительном органе

     Депутату гарантируется:
     а) обязательное  рассмотрение  внесенного   им   предложения   на
заседании с принятием одного из следующих решений:
     о принятии предложения;
     о начале разработки законопроекта, постановления (решения);
     о направлении    предложенного    проекта    на    доработку    в
соответствующие постоянные комиссии;
     б) обязательная постановка на голосование  предложений,  а  также
всех  поправок  к  законопроекту,  постановлению (решению),  внесенных
депутатом.

     Статья 23. Право депутата на беспрепятственное посещение
                государственных и общественных органов,
                предприятий, учреждений, организаций

     Депутат по  предъявлению  удостоверения  депутата   имеет   право
беспрепятственного   посещения  всех  государственных  и  общественных
органов,  предприятий,  учреждений,  организаций,   расположенных   на
территории  представительного органа,  независимо от их подчиненности,
принадлежности,  режима  секретности  и  форм  собственности.   Личный
досмотр депутата не допускается.

     Статья 24. Право депутата на безотлагательный
                прием должностными лицами

     По вопросам депутатской деятельности  депутат  пользуется  правом
безотлагательного  приема руководителями и другими должностными лицами
государственных и  общественных  органов,  предприятий,  учреждений  и
организаций,     расположенных    на    территории    соответствующего
представительного органа.

     Статья 25. Право депутата требовать устранения
                нарушения закона, прав, свобод и законных
                интересов граждан

     Депутат вправе потребовать незамедлительного устранения нарушения
закона,  прав,  свобод  и законных интересов граждан,  а в необходимых
случаях - обратиться к соответствующим органам и должностным  лицам  с
требованием о пресечении нарушения. Факт нарушения может фиксироваться
в  протоколе,   составленном   депутатом   или   по   его   требованию
представителем  соответствующего  правоохранительного или контрольного
органа.
     Должностные лица    государственных   и   общественных   органов,
предприятий,  учреждений и организаций,  к которым обращено требование
депутата,   обязаны   незамедлительно   принять  меры  для  устранения
нарушения,  а  при  необходимости  -  для   привлечения   виновных   к
ответственности с последующим информированием об этом депутата.

     Статья 26. Право депутата на получение
                и распространение информации

     Представительный орган   обеспечивает    депутата    необходимыми
документами, а также информационными и справочными материалами.
     Государственные и общественные органы,  предприятия,  учреждения,
организации,  а  также должностные лица при обращении депутата обязаны
обеспечивать его консультациями специалистов по вопросам,  связанным с
депутатской  деятельностью,  безотлагательно предоставлять необходимую
информацию.
     Депутату для   обеспечения   депутатской   деятельности   по  его
требованию предприятиями и организациями, расположенными на территории
представительного  органа,  предоставляется  возможность использования
копировально-множительной и вычислительной  техники,  имеющейся  в  их
распоряжении.
     Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам  своей
депутатской деятельности в средствах массовой информации.

     Статья 27. Оказание депутату юридической помощи

     Представительный орган,    предприятия,    организации,   научные
учреждения, учебные заведения, правоохранительные органы на территории
представительного   органа   оказывают  депутату  помощь  по  правовым
вопросам, возникающим в его депутатской деятельности.

     Статья 28. Обязанности должностных лиц по рассмотрению
                обращений депутата

     Все государственные    и    общественные   органы,   предприятия,
учреждения    и    организации,    расположенные     на     территории
представительного  органа,  а  также  их  должностные лица,  к которым
обратился депутат по вопросам,  связанным с депутатской деятельностью,
обязаны   дать  депутату  ответ  на  его  обращение  или  предоставить
запрашиваемые им документы и сведения безотлагательно.
     При необходимости   в   проверке   или   дополнительном  изучении
соответствующего вопроса руководители  органов  и  лица,  указанные  в
части  первой  настоящей  статьи,  обязаны сообщить об этом депутату в
трехдневный  срок.  Окончательный  ответ  представляется  депутату  не
позднее чем в месячный срок со дня получения его обращения.
     Депутат имеет  право   принимать   непосредственное   участие   в
рассмотрении  поставленных  им  вопросов,  в  том  числе  на  закрытых
заседаниях соответствующих органов.  О дне рассмотрения депутат должен
быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня.

     Статья 29. Защита чести, достоинства и личности депутата

     Неправомерное воздействие   на   депутата,   членов   его  семьи,
родственников  с  целью   воспрепятствовать   исполнению   депутатских
обязанностей,  публичное  оскорбление  депутата,  а  также  его личное
оскорбление при исполнении им своих депутатских обязанностей,  а равно
клевета  в  отношении  депутата  либо распространение информации о его
депутатской деятельности в  искаженном  виде  влекут  ответственность,
установленную законом.

     Статья 30. Неприкосновенность депутата

     Депутат на  территории  соответствующего представительного органа
не может быть привлечен к  уголовной  ответственности,  арестован  или
подвергнут  мерам  административного взыскания,  налагаемым в судебном
порядке, без согласия соответствующего представительного органа.
     В этом  случае  уголовное  дело,  а также производство по делу об
административном правонарушении, ответственность за которое налагается
в судебном порядке,  в отношении депутата может быть возбуждено только
прокурором  соответствующего  уровня  или  вышестоящим  прокурором   с
согласия представительного органа.
     На территории  соответствующего   представительного   органа   не
допускается привод и иное,  в какой бы то ни было форме задержание или
ограничение свободы депутата,  а также досмотр,  обыск, выемка и арест
его  личных  вещей,  багажа,  личного  и  используемого им транспорта,
жилого и служебного помещений.
     Неприкосновенность распространяется на переписку, средства связи,
используемые депутатом, а также на принадлежащие депутату документы.
     В случае  предъявления  депутату  после  истечения его полномочий
обвинения  в  нарушении  закона,  допущенном  в   период   депутатской
деятельности,  привлечение  к  ответственности и другие процессуальные
меры могут быть допущены только в порядке,  предусмотренном  настоящим
законом в отношении депутата.

     Статья 31. Порядок получения согласия на привлечение
                депутата к ответственности

     Для получения согласия представительного  органа  на  возбуждение
уголовного  дела  в  отношении  депутата,  привлечение его к уголовной
ответственности, арест или применение мер административного взыскания,
налагаемых   в   судебном  порядке,  соответствующий  или  вышестоящий
прокурор перед возбуждением  уголовного  дела  либо  административного
производства, предъявлением депутату обвинения, дачей санкции на арест
вносит в представительный орган представление.  Представительный орган
рассматривает представление не позднее, чем в двухнедельный срок.
     При необходимости   от   прокурора   могут    быть    истребованы
дополнительные  материалы.  В рассмотрении вопросов вправе участвовать
депутат,  в отношении которого внесено представление. Представительный
орган принимает мотивированное постановление (решение) и в трехдневный
срок извещает о нем прокурора.
     При несогласии  с постановлением (решением) прокурор вправе войти
соответственно в вышестоящий представительный орган с представлением о
даче  согласия на привлечение депутата к ответственности или на арест.
Вышестоящий представительный орган  вправе  принять  по  представлению
собственное решение.
     (Второй вариант:  При  несогласии  с   постановление   (решением)
прокурор  вправе  обратиться  в  десятидневный  срок в областной суд с
представлением об отмене постановления (решения) и  даче  согласия  на
привлечение депутата к ответственности или на арест.)
     Прокурор, вносивший представление,  в  трехдневный  срок  со  дня
окончания  производства  по  делу  обязан  сообщить  представительному
органу о результатах расследования ли рассмотрения дела.

     Статья 32. Право депутата на отказ от свидетельских
                показаний

     Депутат вправе   отказаться   от   свидетельских   показаний   по
гражданскому или  уголовному  делу  об  обстоятельствах,  ставших  ему
известными в связи с выполнением депутатских обязанностей.

     Статья 33. Освобождение депутата от исполнения
                воинских обязанностей

     Депутат в  период  его   полномочий   может   быть   призван   на
действительную военную службу, учебные и поверочные сборы только с его
личного согласия или  с  согласия  соответствующего  представительного
органа.

     Статья 34. Освобождение депутата от выполнения производственных
                или служебных обязанностей на время осуществления
                депутатской деятельности в представительном органе
                на постоянной основе

     Освобождение депутата   от   выполнения   производственных    или
служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности
в  представительном   органе   на   постоянной   основе   производится
администрацией  предприятий,  учреждений  и организаций по письменному
заявлению депутата в указанный им срок без увольнения.  В этом  случае
за ним сохраняются права члена данного трудового коллектива.
     Депутат на  время  осуществления   депутатской   деятельности   в
представительном  органе  на постоянной основе по своему желанию может
быть уволен с прежнего места работы или службы в связи с переходом  на
работу    в   представительный   орган.   Администрация   предприятий,
учреждений, организаций обязана уволить депутата в указанный им срок.
     Депутат из  числа  военнослужащих  или  других категорий граждан,
служба которых регулируется  уставами  и  положениями,  осуществляющий
депутатскую  деятельность  в  представительном  органе  на  постоянной
основе,    на    время    осуществления    депутатской    деятельности
прикомандировывается  к представительному органу с оставлением или без
оставления   на   действительной   военной    или    другой    службе.
Прикомандирование     производится     в     порядке,     определяемом
законодательством Российской Федерации и настоящим законом.

     Статья 35. Освобождение от выполнения производственных или
                служебных обязанностей депутата, осуществляющего
                свои  полномочия  без  отрыва  от  основной
                производственной или служебной деятельности

     Освобождение от   выполнения   производственных   или   служебных
обязанностей депутата,  осуществляющего свои полномочия без отрыва  от
основной производственной или служебной деятельности,  производится по
инициативе  депутата  на  основании   его   письменного   уведомления.
Требование  каких-либо  других документов не допускается.  Уведомление
депутата служит основанием для выплаты ему  средней  заработной  платы
(денежного  содержания)  за  весь  период  освобождения  из расчета за
последние 12 месяцев.
     За период заседаний представительного органа,  а также выполнения
депутатских обязанностей с депутата снимается  обязанность  выполнения
работы, устанавливаемой в виде конкретных показателей.

     Статья 36. Гарантии трудовых прав депутата, прав депутата
                из  числа  военнослужащих  и  других категорий
                граждан, служба  которых  регулируется уставами
                и положениями

     Депутат в период своих полномочий,  а также в течение одного года
после  их окончания не может быть по инициативе администрации уволен с
работы на предприятии,  в  учреждении  или  организации,  исключен  из
учебного  заведения  или переведен в порядке дисциплинарного взыскания
на нижеоплачиваемую работу без согласия  представительного  органа.  В
иных  случаях  перевод  и  перемещение  допускается  только с согласия
самого депутата.
     Депутат из  числа  военнослужащих  и  других  категорий  граждан,
служба которых регулируется уставами и  положениями,  в  период  своих
полномочий,  а также в течение одного года после их окончания не может
быть по инициативе командования или администрации  уволен  со  службы,
понижен  в  должности,  снижен  в  звании,  лишен воинского звания без
согласия представительного органа, а также перемещен по службе без его
согласия.  В  указанный  период ему не может быть задержано присвоение
очередного офицерского или  равного  офицерскому  специального  звания
согласно занимаемой должности.
     Депутату, освобожденному  от  выполнения   производственных   или
служебных   обязанностей  либо  уволенному  с  прежнего  места  работы
(службы) или отчисленному из учебного заведения на  время  депутатской
деятельности в представительном органе на постоянной основе,  после ее
окончания  предоставляется  прежняя  работа  (должность),  а  при   ее
отсутствии  -  другая равноценная работа (должность) на том же или,  с
его согласия, на другом предприятии, в учреждении, организации.
     В случае, если на новом месте работы депутаты получают заработную
плату ниже размеров прежней, то производится доплата до уровня прежней
заработной платы,  но не более одного календарного года со дня ухода с
должности. Оплата производится из областного бюджета.
     Депутат из  числа  военнослужащих  и  других  категорий  граждан,
служба которых регулируется уставами и положениями, прикомандированный
к представительному органу с оставлением на действительной военной или
другой  службе  на  время  осуществления  депутатской  деятельности  в
представительном  органе  на  постоянной  основе,  по  окончании срока
освобожденной работы (прикомандирования) направляется  в  распоряжение
соответствующих  министерств  и  ведомств  для дальнейшего прохождения
службы в ранее занимаемой должности или,  с его согласия, в равной или
высшей должности.
     Время выполнения  депутатом  своих   депутатских   полномочий   в
представительном  органе  на постоянной основе засчитывается в общий и
непрерывный  стаж   работы   (службы);   стаж   работы   (службы)   по
специальности;  стаж  работы  (службы),  дающий  право на установление
процентных  надбавок  (в  том  числе  климатических  коэффициентов)  к
заработной  плате  (должностному  окладу),  на установление процентных
надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет (за
стаж   работы   по   специальности  на  данном  предприятии),  выплату
вознаграждения по итогам работы предприятий,  учреждений,  организаций
за  год,  а  также  стаж  работы,  дающей  право на пенсию на льготных
условиях и в льготных размерах,  если депутат  на  момент  перехода  к
осуществлению  депутатской  деятельности  в представительном органе на
постоянной основе находился на должности,  работал по  профессии  либо
работал   (проходил  службу)  в  местности,  предусматривающих  данную
льготу.
     За супругой (супругом) депутата,  уволенной (уволенным) в связи с
переездом  депутата  в  другую  местность  для  выполнения  им   своих
депутатских полномочий в представительном органе на постоянной основе,
перерыв в работе засчитывается  в  общий  и  непрерывный  стаж  работы
(службы). На указанный период за ними сохраняется стаж работы (службы)
по специальности;  стаж работы (службы),  дающий право на установление
процентных   надбавок  (в  том  числе  климатических  коэффициенто)  к
заработной плате,  на установление  процентных  надбавок  и  получение
единовременного  вознаграждения  за  выслугу  лет  (за  стаж работы по
специальности на данном предприятии), выплату вознаграждения по итогам
работы  предприятий,  учреждений,  организаций  за  год,  а также стаж
работы,  дающей право на пенсию на  льготных  условиях  и  в  льготных
размерах,  если  это  лицо  на  момент  переезда  занимало  должность,
работало  по  профессии   либо   работало   (служило)   в   местности,
предусматривающих данную льготу.
     За депутатом из числа военнослужащих и других категорий  граждан,
служба которых регулируется уставами и положениями, прикомандированным
к представительному органу с оставлением на действительной военной или
другой  службе  на  время  осуществления  депутатской  деятельности  в
представительном органе на постоянной основе, и его семьей сохраняются
права,    льготы    и    преимущества,   предусмотренные   действующим
законодательством  для  военнослужащих  и  других  категорий  граждан,
непосредственно проходящих службу, и их семей.
     С работником,  принятым в порядке замещения должности, занимаемой
депутатом,   заключается  срочный  трудовой  договор  на  весь  период
выполнения депутатом своих депутатских полномочий  в  представительном
органе  на  постоянной  основе.  Трудовой  договор  с таким работником
расторгается со дня возвращения депутата на прежнюю работу.

     Статья 37. Обеспечение материально-финансовых условий
                для осуществления депутатом его полномочий

     Депутату возмещаются    расходы,    связанные    с    депутатской
деятельностью,  в порядке и размерах, устанавливаемых представительным
органом.
     Депутату, освобожденному  от  выполнения   производственных   или
служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности
в представительном органе  на  постоянной  основе  без  увольнения  по
основному  месту работы (службы),  за это время выплачивается денежное
вознаграждение в размере, устанавливаемом представительным органом. За
этот период заработная плата по основному месту работы не сохраняется.
     Депутату из числа  военнослужащих  и  других  категорий  граждан,
служба     которых     регулируется     уставами     и    положениями,
прикомандированному  к  представительному  органу  с  оставлением   на
действительной  военной  или  другой  службе  на  время  осуществления
депутатской  деятельности  в  представительном  органе  на  постоянной
основе,  за  это  время  выплачивается  заработная  плата  в  порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации.
     Депутату, перешедшему  на  работу  в  представительном  органе на
постоянной основе,  за время работы выплачивается заработная  плата  в
размере, устанавливаемом представительным органом.

     Статья 38. Предоставление депутату служебного помещения.

     Представительный орган   предоставляет  депутату  для  выполнения
депутатской деятельности отдельное помещение,  оборудованное  мебелью,
средствами  связи  и  оргтехникой;  организует обеспечение депутата на
срок его полномочий телефонной связью по  месту  работы  в  округе,  а
также по месту его проживания.

     Статья 39. Использование средств связи депутатом

     Депутат по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, имеет
право пользоваться по предъявлению удостоверения  депутата  телефонной
связью,  которой  располагают  государственные  и общественные органы,
предприятия,  учреждения,  организации на территории представительного
органа.   Оплата  услуг  связи,  предоставляемых  депутату  названными
органами,  производится  за  счет  средств  бюджета   соответствующего
представительного органа в порядке, предусмотренном настоящим законом.
     Почтовые и  телеграфные  отправления,  телефонные  переговоры  из
гостиниц и с домашних телефонов оплачиваются самими депутатами.

     Статья 40. Право депутата на бесплатный проезд

     Депутат на   территории   представительного  органа  (населенного
пункта,  в пределах которого  находится  территория  представительного
органа) пользуется правом бесплатного проезда по всем железнодорожным,
воздушным,  автомобильным, водным внутренним путям сообщения и на всех
видах  городского  пассажирского транспорта,  за исключением такси,  а
также правом  внеочередного  приобретения  проездных  документов.  Эти
права  распространяются и на лицо,  сопровождающее депутата - инвалида
первой группы.
     Депутат, проживающий  за  пределами  территории представительного
органа,  пользуется  указанными  правами  для  проезда  на  территорию
представительного органа и возвращения к месту жительства.
     По предъявлению    удостоверения    депутата    билетные    кассы
железнодорожных  вокзалов  и  станций,  морских  вокзалов  и  станций,
морских вокзалов (портов),  речных вокзалов и пристаней (как суточной,
так  и  предварительной  продажи),  агентства  гражданской авиации или
аэропорты обязаны вне очереди предоставить депутату место  в  купейном
или  спальном вагоне поезда,  в каюте первого или второго класса судов
всех категорий,  в салоне самолета или вертолета.  Билеты на  самолеты
или  вертолеты  при следовании депутата на заседание представительного
органа предоставляют не позднее чем за два часа до  вылета,  в  других
случаях - не позднее чем за сутки.
     Проезд депутата в автобусах междугородних,  а  также  пригородных
сообщений,  где продажа билетов производится с указанием номера места,
осуществляется по бесплатному билету, получаемому вне очереди в кассах
автовокзалов,  автостанций,  транспортно-экспедиционных  агентств  или
непосредственно при посадке в автобус.
     Проезд депутата на всех видах городского пассажирского транспорта
(за исключением такси)  и  в  пригородных  поездах  осуществляется  по
удостоверению депутата.
     Депутат имеет право бесплатного провоза багажа в  соответствии  с
нормами, действующими на каждом виде транспорта.
     Органы местного    самоуправления,    предприятия,    учреждения,
организации    на    территории   представительного   органа   обязаны
предоставлять депутату по его заявке  автотранспорт  для  поездок  при
выполнении депутатских обязанностей.
     Депутату, использующему  личный  автотранспорт  для   депутатской
деятельности,  возмещаются  расходы  по  его  содержанию  в  порядке и
размерах, устанавливаемых представительным органом.

     Статья 41. Право депутата на внеочередное поселение
                в гостиницах

     Администрация гостиниц  на  территории  представительного  органа
обязана  предоставить  депутату  в  течение  часа  отдельный  номер  с
телефоном.    Право    на    внеочередное   поселение   в   гостиницах
распространяется и на лицо,  сопровождающее депутата - инвалида первой
группы.

     Статья 42. Отпуска депутатам

     Отпуск депутату   предоставляется   администрацией   предприятий,
учреждений,  организаций  по  месту  его  работы  (службы),  в   срок,
указанный  в  письменном заявлении депутата (в том числе с разделением
отпуска на части).  Депутату, осуществляющему депутатскую деятельность
в представительном органе на постоянной основе, отпуск предоставляется
представительным органом.

     Статья 43. Предоставление депутату служебной жилой
                площади

     Депутату, осуществляющему      депутатскую     деятельность     в
представительном органе на постоянной основе и не имеющему постоянного
места   жительства   в   населенном   пункте,   в  котором  расположен
представительный орган,  по его заявлению представительным  органом  в
течение двух месяцев предоставляется временная служебная жилая площадь
для проживания с членами семьи.
     Занимаемая депутатом   и  членами  его  семьи  жилая  площадь  по
постоянному месту жительства на этот период бронируется.

     Статья 44. О помощниках депутата

     Депутаты по  решению  соответствующего  представительного  органа
могут иметь помощников.
     Помощники депутата выполняют его поручения во взаимоотношениях  с
избирателями,  а  также  государственными  и  общественными  органами,
предприятиями,  учреждениями  и  организациями,   оказывают   депутату
организационно-техническую    и    научно-консультативную   помощь   в
осуществлении депутатских полномочий.
     Депутат несет  ответственность  за  действия  своих  помощников и
вправе в любое время заменять их.
     Права, условия   и   порядок   работы   помощников   определяются
Положением, утверждаемым представительным органом.

     Статья 45. Возмещение расходов в связи с выполнением
                депутатских полномочий

     Расходы органов местного самоуправления, предприятий, учреждений,
организаций,   связанные   с   деятельностью   депутата,   возмещаются
финансовыми органами на основе счетов, подтвержденных депутатом, путем
перечисления средств на  счета  соответствующих  организаций  за  счет
бюджета соответствующего представительного органа через его финансовые
органы.

                                Глава 5

                   ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ
                     ТРЕБОВАНИЙ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

     Статья 46. Ответственность за невыполнение законных
                требований депутата

     Невыполнение должностными  и  другими  лицами  государственных  и
общественных органов,  предприятий,  учреждений и организаций законных
требований депутата,  либо создание препятствий в его работе,  а равно
несоблюдение  установленных  настоящим  законом  сроков предоставления
информации или предоставление ими  заведомо  ложной  информации,  если
отсутствуют    признаки    уголовно    наказуемого    деяния,   влечет
административную ответственность в виде штрафа в размере от 10  до  50
минимальных зарплат, налагаемого в судебном порядке.

     Статья 47. Ответственность за воздействие на депутата,
                членов его семьи и родственников

     Неправомерное воздействие  на  депутата,  членов  его   семьи   и
родственников   с   целью   воспрепятствовать  исполнению  депутатских
обязанностей,  если отсутствуют признаки уголовно наказуемого  деяния,
влечет  административную ответственность в виде штрафа в размере от 10
до 50 минимальных зарплат, налагаемого в судебном порядке.

     Статья 48. Ответственность за посягательство на честь,
                достоинство депутата

     Публичное оскорбление  депутата,  а  также его личное оскорбление
при исполнении им своих депутатских обязанностей,  а равно  клевета  в
отношении  депутата  либо распространение информации о его депутатской
деятельности в искаженном виде - влечет уголовную ответственность.

     Статья 49. Ответственность за нарушение неприкосновенности
                депутата

     Нарушение положений   настоящего   закона,  регулирующих  вопросы
депутатской неприкосновенности - влечет уголовную ответственность.

     Статья 50. Ответственность за нарушение гарантий трудовых
                прав  депутата,  прав  депутата  из  числа
                военнослужащих  и  других  категорий  граждан,
                служба которых регулируется уставами и положениями

     Нарушение должностными     лицами     предприятий,    учреждений,
организаций установленных настоящим  законом  гарантий  трудовых  прав
депутата,  прав  депутата  из  числа военнослужащих и других категорий
граждан,  служба которых регулируется уставами и положениями,  а также
установленных  настоящим законом прав указанных лиц после окончания их
депутатских полномочий, если отсутствуют признаки уголовно наказуемого
деяния, влечет административную ответственность в виде штрафа от 10 до
50 минимальных зарплат, налагаемого в судебном порядке.

Информация по документу
Читайте также