Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 13.07.1994 № 116

              ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 13.07.94 N 116
     г. Вологда

     О проекте федерального закона
     "О сельскохозяйственной
     кооперации"

     Рассмотрев проект  федерального  закона  "О  сельскохозяйственной
кооперации", Законодательное Собрание области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Признать,  что  данный   законопроект   требует   существенной
доработки.

     2. Направить  в комитет Государственной Думы по аграрным вопросам
замечания   и    предложения    по    представленному    законопроекту
(прилагаются).

     Председатель Законодательного
     Собрания области          Г.Т. Хрипель


                       ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

                    по проекту федерального закона
                 "О сельскохозяйственной кооперации"

     Рассмотрев проект  федерального  закона  "О  сельскохозяйственной
кооперации", постоянная комиссия по экономической политике, экологии и
природопользованию отмечает необходимость принятия закона для придания
юридического статуса деятельности сельскохозяйственных кооперативов.
     Тем не менее предлагаем ряд замечаний по статьям проекта:

     1. В статье 1 пункт 3 в данной редакции исключить,  так как целью
создания сельскохозяйственной  кооперации  является,  на  наш  взгляд,
насыщение рынка   сельскохозяйственных   товаров  продукцией  высокого
качества, в необходимых объемах и широком ассортименте.

     2. В статье 2 п.1 изложить в следующей редакции:
     "Сельскохозяйственный кооператив - это объединение  физических  и
юридических лиц   или  только  физических  лиц  с  целью  производства
сельхозпродукции или     оказания     услуг     сельхозпроизводителям.
Экономической основой  кооператива  является  общая  собственность его
членов (имущественная,   земельная,   денежная).   Формы   объединения
собственности, распределения доходов определяются уставом кооператива".
     Пункт 3 этой же статьи изложить в следующей редакции:
     "Кооперативы могут  специализироваться  по следующим направлениям
деятельности:
     - производство сельхозпродукции;
     - сбыт, хранение, переработка, транспортировка сельхозпродукции;
     - снабжение,  ремонт,  техническое  обслуживание сельхозтехники и
оборудования, аппаратуры и т.д.;
     - снабжение удобрениями, семенами, ядохимикатами и т.д.;
     - агротехническое,   зооветеринарное,   информационное   и   т.п.
обслуживание;
     - проектирование,  строительство,  ремонт сельхозобъектов, жилья,
объектов соцкультбыта; строительство, ремонт дорог местного значения;
     - кредитование, страхование;
     - заготовка дикорастущих ягод,  грибов,  целебных трав,  народный
промысел, швейное производство;
     - прочее, не запрещенное законом производство.

     3. Из названия статьи 3  следует  исключить  слова  "...  и  виды
сельскохозяйственных кооперативов", так как виды кооперативов даются в
ст.4.

     4. Статью 4 и 5 объединить в одну.
     Так как деление кооперативов на виды дано по одному  основанию  -
структуре членства, то предлагаем следующую редакцию данной статьи:
     товарищество - производственный (непроизводственный)  кооператив,
объединяющий юридических лиц;
     колхоз - производственный кооператив, объединяющий физических лиц;
     рыболовецкий колхоз  - производственный кооператив,  объединяющий
физических лиц;
     колхоз - производственный кооператив, объединяющий как физических
так и юридических лиц;
     обслуживающие кооперативы - объединения физических лиц.
     Из пункта  2  статьи  5  следует,  что  кредитные   и   страховые
сельхозкооперативы сами себя страхуют. В чем смысл существования таких
кооперативов?

     5. Ст.6, п.3 сформулировать так:
     список учредителей - физических лиц с указанием паспортных данных
и адресов,  список  учредителей  -  юридических  лиц с предоставлением
заверенной нотариатом копии уставов кооперативов,  вошедших  в  другой
кооператив".

     6. В статье 8 п. 1 изложить в следующей редакции:
     "Учреждение кооператива   осуществляется    по    уведомительному
принципу. Кооператив  считается  официально признанным как юридическое
лицо с момента его регистрации органами местной администрации".

     7. Ст.  10,  п.1.  В пункте сказано, что членом кооператива может
быть...  гражданин... достигший 16 лет, а в п.2 ст.8 учредителем может
быть гражданин, достигший 18 лет. Учредитель - то же член кооператива.
Стало быть между членом кооператива - учредителем и просто членом есть
разница,  подход к  возрасту.  С  другой  строны,  гражданин  16  лет,
вступающий  в  трудовые  отношения с кооперативом согласно п.5 ст.11 и
п.1  ст.13  должен  вносить  вступительные  и  паевые  взносы,   нести
ответственность   по   долгам   кооператива   и  т.п.  Согласно  ст.60
Конституции РФ  "гражданин  РФ  может  самостоятельно  осуществлять  в
полном объеме свои права и обязанности с 18 лет".
     Чтобы устранить это противоречие,  следует в Законе четко указать
ограничения, исключения  для  несовершеннолетних лиц в части их прав и
обязанностей, либо установить возраст 18 лет.
     В пункт 5 ст.10 включить п.1 ст.14, объединить пункты в один.

     8. Ст.13. Пункт первый исключить и начать статью с пункта 2.

     9. Ст.16,  пункт 1.  Сказано,  что общее собрание принимает устав
кооператива, вносит в него изменения.  Но поскольку устав  был  прежде
принят учредителями,  зарегистрирован  в  органах  власти,  а собрание
согласно пункту 3 проводится не реже одного раза в  год  (считай,  что
один раз  в  год),  то вновь принятые члены в течение года практически
ничего изменить не могут,  если даже в этом есть необходимость.  Кроме
того, если  в  устав внесены дополнения,  изменения,  то о них следует
сообщать в орган, зарегистрировавший устав.
     В п.7  этой  же статьи не нужно регламентировать статус собрания.
Это прерогатива самих кооператоров.

     10. Ст.24 п.2 исключить фразу "если иное  не  установлено  данным
законом и   уставом  кооператива".  Это  "иное"  в  данном  законе  не
установлено (тем более конкретным уставом), и потому фраза излишня.
     Пункт 4  ст.24  исключить,  так  как  содержание  пункта  по сути
противоречит п.3 ст.10.
     Пункт 5   ст.24   исключить.  По  сути  на  вновь  вступающего  в
кооператив законом   возлагается   солидарная    ответственность    за
обязательства, в  том  числе  и  не  выполненные  к моменту вступления
гражданина в кооператив.

     11. Ст.25,  п.1. Соответственно, из каких расчетов определен срок
образования резервного фонда.  Это зависит от экономического состояния
кооператива, конъюнктуры  рынка  и   т.д.   Это   компетенция   самого
кооператива, равно  как  делимость или неделимость фондов.  Предлагаем
исключить из редакции п.1 статьи 26 третье предложение и второй  абзац
полностью.

     12. Пункт  2  ст.28 исключить,  так как регламентация доли паевых
выплат в процентах  неприемлема.  В  законе  сказано,  что  кооператив
является самостоятельным,  негосударственным. Регулировать долю выплат
после расчетов с бюджетом,  кредиторами  кооператив  вправе.  Долю  же
выплат необходимо фиксировать в уставе.

     13. Ст.29,  п.1.  Непонятно,  какими  по   критериям   определять
"трудовое участие".  Если же их нет,  то вполне реально распределение:
начальству побольше,  рядовому труженику - поменьше.  Этот вопрос надо
отрабатывать.

     14. В ст.31.  пункты 3 и 4  объединить  и  изложить  в  следующей
редакции:
    "Сельскохозяйственный кооператив продает продукцию, товары, услуги
по договорным ценам.  Кооперативы освобождены от обязательных поставок
или предоставления услуг государству.

     15. Ст.32, п.1. Сформулировать в таком виде:
     "Кооператив имеет  расчетный  счет,  другие  счета  в  одном  или
нескольких банках.  Банки  обязаны  открывать  счета   по   заявлениям
кооперативов".

     16. Ст.36.  пункт  2  целесообразно  перенести  в  ст.37 одним из
пунктов. Статья 36 как таковая  излишня,  конструктивно  о  социальной
деятельности ничего не сказано.

     17. Ст.37,  п.1.  Собственно,  почему  речь идет только о наемных
работниках. Под трудовое законодательство подпадают не только  наемные
работники, но  и  члены  кооператива,  работодатели.  Содержание ст.37
следует объединить со ст.  38.  Численность  наемных  работников  (п.1
ст.38) должна  обуславливаться  не  соотношением  наемных работников и
членов кооператива,  а потребностями производства,  наличием вакантных
рабочих мест.

     18. Ст.38, п.3. Согласно ст.30 Конституция РФ предоставляет право
создавать профессиональные союзы... не только наемному персоналу, но и
членам кооператива.  Непонятно,  почему трудовые отношения для наемных
работников   и   для  членов  кооператива  даны  раздельно.  Это  явно
дискриминация.  Члены  кооператива  в  отличие  от  наемных  имеют   в
кооперативе  определенный  пай,  долю  в  распределении дохода,  право
участия в собраниях,  выборах и т.п.,  а  в  остальном,  что  касается
труда,  условий труда,  запрплаты они равны. Поэтому статьи 37, 38, 40
следует объединить.

     19. Статья 39 пропущена.

     20. Ст.40.  В пункт 3 добавить,  что минимальная заработная плата
выплачивается согласно действующим законодательным документам.

     21. Ст.41 излишня. Понятие колхоза дано в пункте 4 ст.4.

     22. Ст.42.  Ее надо  объединить  со  ст.14  и  четко,  однозначно
сформулировать понятия  о категориях ассоциированных членов.  А вообще
эта путаница приведет к тому,  что,  например,  паевой член, будет еще
членом страхового  или  кредитного  кооператива,  будет  участвовать в
хозяйственных операциях  и  паевом  капитале  кооператива  и  получать
определенные дивиденды. За счет кого и чего? Понятно, что это будет не
рядовой труженик.  Следует статью полностью переработать с тем,  чтобы
каждому рядовому  члену  кооператива  было  понятно,  кто его коллеги,
каковы их преимущества и т.п. в распределении доходов, оплаты труда.
     За особенностями  членства  (таково название статьи) кроется один
из главных   вопросов    -    справедливое    распределение    доходов
соответственно вложенному  труду  и паям,  долям и т.п.  А это элемент
трудовых, экономических отношений.  Поэтому статьи  42  и  43  следует
объединить.

     23. Ст.44.  Подобное объединение от первого, второго... вполть до
всероссийского есть    вероятность    образования    монополиста    на
сельскохозяйственном рынке.  Чтобы  такого  не  произошло,  следует  в
статье записать:  "объединению кооперативов, начиная с первого уровня,
должно предшествовать  заключение (решение) соответствующего органа по
антимонопольной политике  (согласно  Закону  РФ   "О   конкуренции   и
ограничении монополистической  деятельности  на  товарных  рынках"  от
22.03.91)".

     24. Ст.48, п.3. Изложить в редакции:
     "Ликвидационная комиссия  материально  отвечает перед коллективом
за причиненные по ее вине убытки".

     25. Ст.49, п.1. Содержание статьи следует привести в соответствие
с положениями  ст.ст.  17,  57  Основ  гражданского законодательства и
другими нормативными документами.

     26. Ст.  50.  Исключить полностью,  как направленную на  создание
сверхмонопольного рынка сельхозтоваров".

     Заключение.

     1. Проект    закона    следует    основательно    отредактировать
(многословность, повторы,   стилистика,    неточность    формулировок,
понятий, терминологии и т.п.).

     2. Идеология закона характеризуется тем, что в основу организации
и функционирования   сельского   хозяйства   в   целом   закладывается
коллективная форма хозяйства. Ей отдается предпочтение, приоритет. Это
противоречит пункту 2 ст.8 Конституции РФ. Для разрешения противоречия
следовало бы разработать единый закон о сельских товаропроизводителях.
первую часть   закона   посвятить   коллективным    частным,  вторую -
индивидуальным частным  формам  ведения хозяйства.  В третьей же части
отразить взаимодействия  (отношения)  между  государством  и   данными
формами собственности.  Например,  цены, дотации,льготы. соглашения. а
также сферу действия законов о труде,  оплате,  социальных гарантиях и
т.д., которые  в  равной  мере обязательны к исполнению в обоих формах
хозяйствования (собственности).





Информация по документу
Читайте также