Расширенный поиск
Постановление Губернатора Вологодской области от 09.01.1996 № 11ГУБЕРНАТОР ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 9 января 1996 г. N 11 О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ В связи с необходимостью определения приоритетных направлений развития культуры и искусства в области с учетом уникального богатства, самобытности и разнообразия историко-культурного наследия, а также перспектив дальнейшего развития и формирования единого культурного пространства постановляю: 1. Утвердить концепцию развития культуры и искусства в Вологодской области (прилагается). Опубликовать текст документа в газетах "Красный Север", "Губернские новости" для широкого общественного обсуждения. 2. Комитету по делам культуры, искусства и печати (Евстафеева А.И.) в срок до 1 марта 1996 года разработать программу развития культуры и искусства в области на 1996 - 2000 гг. в соответствии с утвержденной концепцией. 3. Финансовому управлению администрации Губернатора области (Суворова Г.А.) предусмотреть в бюджете области финансирование областных культурных программ, а также программы сохранения и изучения историко-культурного наследия. 4. Рекомендовать главам местного самоуправления районов и городов области разработать соответствующие программы применительно к местным условиям, оказывать всемерную поддержку в решении проблем развития культуры. 5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации области Пахолкова Н.А. Губернатор области Н.М.ПОДГОРНОВ Утверждена Постановлением Губернатора области от 9 января 1996 г. N 11 КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ Введение Концепция развития культуры и искусства в Вологодской области основывается на самодовлеющем и непреходящем значении культуры в жизни каждого человека и всего населения региона в целом. В современном понимании культуры как совокупности духовных и материальных ценностей определяющим ее общечеловеческое начало является ценностное содержание культуры, обращенность к человеку, смыслу и предназначению жизни, его духовному миру. Овладение культурой невозможно без выбора жизненных ориентиров, освоения моральных норм и других гуманистических ценностей, необходимых для становления и развития человека. Культура предопределяет необходимость освоения способов познания, общения и труда - основных составляющих жизнедеятельность любого общества, в котором процесс передачи культуры отражает преемственность культурных традиций, идущих от поколения к поколению. Духовная культура при этом рассматривается в качестве главного системообразующего фактора социальной, политической и экономической деятельности человека, раскрытия и реализации его духовных и творческих способностей. Являясь вдохновляющей силой общественного и индивидуального развития, основой сохранения духовных ценностей, морали и нравственности человека, культура обеспечивает интеграцию наиболее важных сфер социальной жизни - воспитания, образования, искусства, науки, национального и религиозного самосознания и т.д. Вологодчина - самобытный край со сложившейся и богатой в разнообразии своих проявлений национальной культурой, имеющей глубокие традиции и собственную ментальность. По количеству и значимости памятников истории и культуры Вологодская область занимает особое место в культурном наследии России. Неизбежным проявлением любых, в том числе и происходящих социально-экономических преобразований является ослабление моральных устоев общества, особенно среди молодежи, падение нравственности, утрата приоритетов культуры и образования. Усиление этих негативных тенденций может привести к распаду традиционных духовных ценностей, разрушению неразрывно связанной с ними национальной культуры и, как следствие, к социальным потрясениям и катаклизмам. Поэтому вопросы нравственности и развития культуры в ее широком понимании имеют определяющее значение во всех сферах деятельности общества. Вместе с тем существует и глубокая обратная связь, определяющая зависимость процессов культуры от уровня и эффективности экономики, роста доходов населения, общественного спокойствия, политической стабильности. Оценивая реальные возможности поддержки развития культуры региона со стороны экономики, следует отметить, что область располагает большим производственно-экономическим и природноресурсным потенциалом, отличается стабильностью социальных процессов, высоким творческим уровнем и трудовым менталитетом населения. Следовательно, в области имеется достаточный культурный и экономический потенциал, способный обеспечить устойчивое развитие обществ и его достойное вхождение в мировую культуру и экономику. Несмотря на возникшие вследствие проводимых социально-экономических реформ кризисные явления в финансовой системе, спад материального производства и снижение уровня жизни большинства населения, в Вологодской области удалось предотвратить отмечаемое в других регионах страны резкое падение воспроизводства потребления ценностей культуры и искусства, а в ряде случаев - стимулировать развитие деятельности творческих объединений и учреждений культуры. При этом в областном бюджете расходы на культуры в 1994 году составили 3.4%, тогда как в федеральном бюджете - всего 0.7% от их большей суммы. Дальнейшее увеличение доли затрат на развитие культуры в регионе позволить осуществить комплекс мер по сохранению историко-культурного наследия области, развитию традиционной культуры, народного творчества и искусства и повысить роль культуры в гармоничном воспитании подрастающего поколения. Концепция развития культуры и искусства Вологодской области базируется на результатах социологических исследований населения области, мнения деятелей культуры и специалистов по вопросам развития культуры региона, материалах исследований вузов и ряда научных учреждений (ВНКЦ РАН и др.), данных социальной и текущей статистики Вологодской области, материалах комитета по делам культуры, искусства и печати, итогах экспертного опроса представителей творческой интеллигенции, положениях Конституции Российской Федерации, Закона РФ "Основы законодательства РФ о культуре", Концепции развития культуры и искусства Российской Федерации и других документах и материалах. Концепция определяет приоритетные направления и идеологию развития культуры и искусства в Вологодской области на среднесрочную перспективу (1996 - 1999 гг.). 1. Принципы развития культуры и искусства в Вологодской области В основе культурной политики, реализуемой в рамках концепции развития культуры и искусства области, лежат следующие принципы: - возможность раскрытия духовного и творческого потенциала личности каждого человека; освобождение от массовых стереотипов в сознании, мышлении и культуре, реализация права свободы творчества; - исключительная значимость своего культурного прошлого и настоящего, самобытности культуры русского Севера; - принятие главенствующей роли национальной, в том числе и традиционной народной культуры в качестве основы развития культурной жизни региона, обеспечивающей и предпосылки для последующего социально-экономического обновления области; - сохранение преемственности духовной культуры, эффективное решение задач сохранения и развития традиционного слоя культуры; - неразрывность культуры с гармоничным воспитанием личности ребенка, развитием экологического самосознания и бережного отношения к природе; - признание самоценности культуры провинции, стимулирование самостоятельности и инициативы на местах в условиях местного самоуправления; - взаимодействие светской культуры с Русской Православной Церковью в оздоровлении морального и нравственного состояния общества; - воссоздание национальных духовных приоритетов и устоев семьи, чувства гражданственности, патриотизма и других нравственных ценностей, неразрывно связанных с традиционной культурой России. 2. Цели и задачи развития культуры и искусства в Вологодской области Основной целью культурной политики в области является сохранение и развитие национальной духовной культуры и закономерное становление ее определяющей роли в экономическом, политическом и социальном поведении людей. В этом контексте общестратегическими целями следует признать: - дальнейшее формирование демократических основ общества и создание условий для полного раскрытия потенциала личности; - сохранение национально-культурной идентичности населения региона, формирование единого культурного пространства области в его неразрывной связи с культурной жизнью страны; - создание условий для самоорганизации культурной жизни на территории области, свободного творчества, духовного роста личности, культурного самоопределения различных социальных и этнических групп и территорий, развития и воспроизводства творческого потенциала населения; - создание высоконравственной атмосферы в регионе, что наряду с возрастанием роли воспитания и образования обеспечивает устойчивое развитие общества; - изучение и сохранение историко-культурного достояния области как части российской и мировой культуры. Основными задачами, решение которых планируется на этом этапе, являются: - сохранение, изучение и использование историко-культурного и природного наследия с учетом сложившихся народных традиций и динамики современных процессов социально-экономического развития; - развитие самобытной культурной жизни исторических городов, районных центров и других населенных пунктов, воссоздание их исторического облика; - дальнейшее стимулирование и активизация различных форм культурной жизни населения на местном уровне (городском и районном), создание и гарантирование равных условий для творческого и духовного развития личности; - создание благоприятных условий для широкого доступа к имеющимся на Вологодчине культурным ценностям всем социальным слоям населения Вологодской области, независимо от места их проживания; - сохранение сети учреждений культуры и искусства, повышение их кадрового потенциала, усиление материально-технической базы и дальнейшее развитие инфраструктуры культуры; - дальнейшее развитие системы детских музыкальных и художественных школ, студий, школ искусств и т.д.; - участие в создании и осуществлении государственной (областной) Программы развития туризма Вологодской области; - участие в разработке единой информационной сети области; - разработка и осуществление комплексной программы работы с детьми и молодежью; - разработка системы правовой и социальной защиты работников культуры и деятелей искусства. 3. Основные положения концепции развития культуры и искусства 3.1. В сфере сохранения историко- и природно-культурного наследия области: - осуществление государственной политики в сфере сохранения памятников истории и культуры, координация взаимодействия органов государственной власти всех уровней, ведомств и организаций в интересах сохранения национального фонда историко-культурного наследия; - создание организационно-правовой базы охраны и использования памятников историко-культурного наследия; - обоснование, создание и законодательное оформление системы уникальных исторических территории, создание полного реестра объектов их населения, включая памятники истории и культуры, окружающую природную среду; - сохранение своеобразия исторических городов и сел области, содействие восстановлению их архитектурного облика, участие в разработке программ развития исторических и малых городов области; - создание единой системы мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры и их ландшафтного окружения, подготовка "Атласа культурного и природного наследия Вологодской области"; - составление плана проведения первоочередных работ по консервации, реставрации и выводу из аварийного состояния памятников истории и культуры, преодоление негативной практики музеефикации исторического наследия; - разработка плана возможной переориентации использования памятников и вывода из них непрофильных учреждений, не обеспечивающих сохранность памятников или оскверняющих их суть; - осуществление мер по подготовке и совершенствованию специалистов в области реставрации, развитие сети реставрационных мастерских и содействие формированию их производственной базы, внедрение современных, регенерация утраченных форм и методов сохранения, реставрации и использования памятников; - изучение, сохранение и использование объектов историко-культурного наследия, в том числе всех форм традиционной народной культуры: памятников археологии, этнографии, письменности, фольклора, изобразительного искусства и т.д. создание информационного банка данных; - сохранение музейных и библиотечных фондов, книжных и других памятников, защита их от физического разрушения, обеспечение системы безопасности хранения и использования памятников; - содействие в разработке и реализации программ международного сотрудничества в области охраны памятников истории и культуры, в том числе традиционной. 3.2. В сфере содействия развитию профессиональной культурной деятельности и творчества. Государственная политика в сфере содействия устойчивому развитию профессионального искусства осуществления на основе принципа социально-культурного партнерства органов государственной (региональной) власти всех уровней и творческих профессиональных объединений при полной самостоятельности их деятельности. В этих условиях планируется: - создание благоприятных условий для свободного развития профессионального искусства и проведение в отношении его политики культурного плюрализма; - активное сотрудничество с профессиональными творческими Союзами и коллективами, использование разнообразных форм социальной, материальной и административной поддержки их деятельности; - содействие в сохранении и развитии инфраструктуры профессионального художественного творчества; - назначение стипендий одаренной творческой молодежи и деятелям культуры и искусства; - координация гастрольно-концертной деятельности в области; - содействие в создании и реализации художественных произведений для детей и подростков; - участие в российских и международных программах по развитию и пропаганде профессионального искусства. 3.3. В сфере распространения ценностей культуры: - обеспечение конституционных прав граждан на участие в культурной жизни области, пользование учреждениями культуры и искусства, доступ к информации и культурным ценностям; - сохранение системы льготных цен в учреждениях культуры и искусства для малоимущих и социально не защищенных групп населения; - создание оптимальных условий для работы и развития сети библиотек, музеев, театров, выставочных залов, всей системы культурно-досуговых учреждений области; - использование значительного культурного потенциала музеев и повышение их роли в духовном воспитании населения, особенно детей, создание правовых, организационный и экономических условий для развития их материально-технической базы; - координация и проведение гастрольно-концертной выставочной деятельности, организация конкурсов, традиционных праздников, фестивалей и т.д.; - развитие зарубежных культурных связей, участие в общероссийских и международных программах культурного сотрудничества и обмена, достойное представление традиционной культуры Русского Севера, современного профессионального искусства и народного творчества области за рубежом; - обеспечение гарантированного доступа всех категорий населения к информации, сохранение и развитие сети библиотек области, модернизация их деятельности на базе современных технологий; - развитие библиотечных фондов, создание информационной и библиотечной среды, необходимой для воспроизводства региональной культуры, образования и науки, удовлетворения информационных, духовных и культурных потребностей населения; - введение системы непрерывного эстетического образования на всех уровнях обучения и воспитания, включающей предметы по истории края, фольклору и другим компонентам традиционной культуры; - сотрудничество с учреждениями образования в выработке общих гуманистических подходов в воспитании нравственности, чувства патриотизма, экологической культуры и гражданственной зрелости; - создание условий максимально благоприятствующих содержательному досугу населения, повышение культуры досуга, в том числе и семейного, развитие народного творчества; - развитие перспективных культурно-досуговых инициатив реактивного, релаксационного типа для разрешения личностных, социальных и др. проблем; - просветительская работа, особенно среди молодежи, направленная на сохранение воссоздание традиционной народной культуры, национального своеобразия во всех сферах жизни. 3.4. В сфере развития и воспроизводства культурного потенциала общества. Развитие культуры и искусства в области сдерживается нестабильностью демографической ситуации и депопуляцией. В эти условиях особую роль приобретает модификация структуры геокультурного пространства, с одной стороны, и необходимость постоянного воспроизводства населения и творческих кадров, с другой стороны. В этой связи предусматривается: - развитие системы многоуровневого профессионального образования в сфере культуры и искусства; - создание комплексной системы подготовки, переподготовки и ротации кадров работников культуры: приоритет подготовки таких специалистов, как искусствоведы, музейные работники, культурологи, библиотекари, социальные работники; - сохранение и развитие учебных заведений начального профессионального образования и взаимодействие с учреждениями дополнительного образования в сфере культуры РФ; - сотрудничество с учреждениями образования по подготовке специалистов в области культуры и искусства; подготовка и издание: "Вологодская область. Энциклопедический справочник"; - совершенствование методической работы специалистов по преподаванию новых видов и форм профессионального искусства и народного творчества, содействие внедрению в практику раздельного обучения детей; - участие в поддержке семьи как базового носителя ценностей традиционной народной культуры, в том числе и позитивных моделей нравственного поведения; - создание благоприятных условия для обеспечения преемственности опыта традиционной культуры, включая получение практических навыков в учебных заведениях сферы культуры и учреждениях основного образования, соответствующих Госстандартам; - тесное взаимодействие с вузами, общественными (ВОИСК, Русское географическое общество и т.д.), научно-исследовательскими (ВНКЦ РАН) и другими организациями, Российским НИИ культурного и природного наследия в комплексном изучении историко-культурного и природного наследия русского Севера, традиционной народной культуры и разработке методических рекомендаций; - создание условий для развития традиционной народной культуры-традиционного зодчества, художественных ремесел, фольклора, обрядов и т.д., воссоздание экологически чистых технологий народных промыслов; - участие в межведомственной интеграции Программ социального развития Вологодской области в вопросах улучшения демографической ситуации в регионе, формирования и обеспечения духовного, нравственного, интеллектуального и физического развития человека - потребителя ценностей культуры. 3.5. В сфере содействия развитию туризма в регионе: - участие в разработке единой государственной (региональной) программы развития туризма и рекреации в Вологодской области; - решение правовых и организационных вопросов взаимодействия властных, ведомственных и других структур в реализации развития туризма; - содействие в создании целевых программ развития социального и специализированного - познавательного, научного, спортивного и других видов туризма, обеспечивающих сохранение и расширение сети музеев, восстановление памятников истории и культуры, возрождение художественных промыслов, создание новых рабочих мест с целью сокращения оттока молодежи из сельской местности и малых городов. Формирование туриндустрии на территории области приведет к привлечению инвестиций и росту экономики региона. Комплексная программа развития туризма включает следующие подпрограммы: обоснование объектов показа, гостиничное хозяйство, транспорт, подготовка кадров и развитие народных промыслов, развитие музеев и информационно-издательская деятельность. 3.6. В сфере правового и экономического обеспечения развития культуры и искусства в Вологодской области. Реализация Концепции осуществляется в условиях претворения государственной политики в сфере культуры, предопределяющей расширение прав региональных органов власти и поощрение инициативы. Полнота ответственности за состояние и развитие сферы культуры при этом возлагается на региональные и местные власти. Основой сохранения и развития культуры является государственное финансирование. В этих условиях необходимо: - соблюдение уровня финансирования сферы культуры, предусмотренного Основами законодательства Российской Федерации о культуре; - обеспечение неуклонного роста по года доли затрат из федерального, областного и районных бюджетов; - привлечение дополнительных внебюджетных финансовых средств от платных форм деятельности учреждений культуры, областного, местного и российского предпринимательства, использование банковского капитала и т.д.; разработка на этой основе и внедрение системы многоканального финансирования; - концентрация выделенных средств из федерального, областного и местных территориальных бюджетов для развития культуры и искусства; - привлечение средств от международных и отечественных инвестиционных фондов по культурному и научному сотрудничеству; - поэтапная передача в государственную и муниципальную собственность объектов культуры, находящихся в ведении других ведомств и предприятий, финансирование содержания переданных объектов из соответствующих бюджетов; - создание благоприятных условий для развития негосударственных учреждений культуры; - проведение протекционистской политики по отношению к юридическим и физическим лицам, осуществляющим благотворительную деятельность в адрес учреждений культуры и искусства; - получение финансовых средств от туристического бизнеса в регионе. 4. Механизмы реализации приоритетных направлений культурной политики Осуществление приоритетных направлений развития культуры и искусства связано с комплексом мер: - оптимизация системы управления в сфере культуры на государственном (областном) и муниципальном уровнях; - разработка Законов области "О культуре и искусстве", "О библиотечном деле", "Об уникальных исторических территориях", "Об охране и использовании памятников историко-культурного наследия", "Об архивных фондах и архивных учреждениях" и других; - совершенствование правоприменительной практики существующих и разрабатываемых законов Российской Федерации в области охраны природы и историко-культурного наследия, в том числе музейных фондов, книжных памятников; и регламентирующих развитие культуры, местного самоуправления, свободы прав личности, социальной защиты деятелей искусств, определяющих социальный статус творческих работников и т.д.; - совершенствование правового и нормативного регулирования деятельности системы учреждений культуры и искусства и их взаимоотношений с другими ведомствами, организациями, предприятиями и т.д. на основе действующего законодательства; - предоставление в законодательном порядке льгот по налогообложению меценатам и спонсорам культуры и искусства; - создание специализированных фондов и других финансово-организационных структур для расширения притока финансовых средств в систему учреждений культуры, формирование системы нормативного, многоканального финансирования учреждений культуры; - привлечение соотечественников из-за рубежа к восстановлению памятников и развитию национальной культуры; - разработка и осуществление рекламных и просветительских проектов повышения престижа культуры и искусства с целью привлечения дополнительных инвестиций; - снижение доли затрат на реставрацию путем разработки и реализации комплекса правовых, организационных и экономических мер по выводу памятников архитектуры и истории из состояния заброшенности, "ничейности" за счет использования средств заинтересованных юридических и физических лиц; - участие в разработке и реализации комплексных программ сохранения и восстановления памятников, соединения их исторической среды с современными условиями жизни, существующими аграрной и производственной базами с целью культурного и социально-экономического развития области; - кадровое обеспечение учреждений культуры, повышение уровня и содержания подготовки и переподготовки кадров, закрепление их на местах; - повышение уровня жизни, правовой и социальной защищенности работников культуры и искусства; - создание комплексной программы развития и искусства и целевыми, отраслевыми и территориальными подпрограммами по основным направлениям: сохранение историко- и природно-культурного наследия развитие библиотечного дела; переподготовка и реквалификация кадров культуры; развитие музейной деятельности и краеведения; содействие развитию профессионального искусства и творческого потенциала населения области; развитие народного творчества и художественных промыслов; социальное обустройство работников сферы культуры; внедрение современных технологий в учреждения культуры и информатизация сферы культуры; духовное развитие общества средствами театрального и музыкального искусства; развитие туризма; культурно-досуговая деятельность населения; взаимодействие культуры и Русской Православной Церкви в повышении морально-нравственных устоев общества и воспитании подрастающего поколения в Вологодской области. Важнейшими условиями реализации Концепции являются внедрение новых технологий в деятельность учреждений культуры и искусства, анализ и прогноз развития культурологических процессов в области и консолидация всех общественных организаций и движений в поднятии престижа традиций народной культуры. Одним из основных механизмов при этом является участие в создании областной информационной инфраструктуры, базирующейся на сетях интегрального обслуживания и входящей в единое информационное поле России. Программа информатизации сети культурных учреждений предусматривает также осуществление прикладных научно-исследовательских разработок по созданию информационного банка данных памятников истории и культуры, системы мониторинга и электронного атласа историко-культурного наследия. Создание Губернского совета по делам культуры и искусства при администрации Вологодской области, а также авторских коллективов по разработке целевых и других программ развития культуры позволит обеспечить широкое привлечение деятелей культуры, искусства, науки, Вологодской епархии, общественных и других организаций и учреждений к делу приумножения отечественной культуры и духовной жизни на территории области. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|