Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 13.03.1996 № 104

            ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

                          ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 13.03.96 N 104
     г. Вологда

     Об итогах работы Законодательного
     Собрания области за прошедший
     период и о предстоящей деятельности

     Законодательное Собрание области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     Информацию Председателя Законодательного Собрания области Хрипеля
Г.Т.  "Об итогах работы Законодательного Собрания области за прошедший
период и о предстоящей деятельности" принять к сведению (прилагается).


     Заместитель Председателя
     Законодательного Собрания области          В.Н. Белозеров



                            ИНФОРМАЦИЯ

            об итогах работы Законодательного Собрания
            области за прошедший период и о предстоящей
            деятельности

     Законодательное Собрание   области   отмечает   в  эти  дни  свой
двухлетний юбилей.  И как бы подводя главные  итоги  деятельности,  мы
приняли   только   что   историческое   для   нашего   Закнодательного
Собрания решение - о начале его работы в полном составе, что знаменует
собой   окончание   организационного   периода  и  вступление  в  этап
становления и развития.
     Анализируя деятельность   Законодательного  Собрания  в  отчетный
период,  важно вспомнить основные вехи в развитии представительного, а
затем законодательного органа власти области. Нельзя не отдать должное
депутатам областного Совета  народных  депутатов,  заложивших  в  свое
время  основу  для признания области в качестве равноправного субъекта
Российской Федерации и придания ей законотворческих полномочий.
     Нелегко далось  и  нам  решение  вопроса  об  увеличении  состава
депутатского корпуса и  введении  принципа  ротации  при  формировании
Законодательного Собрания.  В то же время та консолидация всех усилий,
проявленная депутатами Законодательного Собрания при раазрешении  этой
основополагающей  проблемы,  будет  служить  и  последующим поколениям
депутатов примером.  В спорах,  в муках, через полосу ошибок мы все же
пришли  к  единому  мнению,  что  в  Законодательном  Собрании  должно
работать не менее 30 депутатов и 9 постоянных комитетов (комиссий). Из
чего  и  каких  расчетов  мы  исходили?  В  соответствии со статьей 72
Конституции Российской Федерации  к  совместному  ведению  федеральных
органов   власти  и  органов  власти  субъектов  Российской  Федерации
отнесено более 40 предметов  ведения.  По  этим  вопросам  Федеральное
Собрание  принимает основополагающие правовые акты для всей России.  И
задача Законодательного Собрания не только дать свое квалифицированное
заключение  по  этим  федеральным законопроектам,  но и принять по ним
свои законы,  уже конкретизированные и отвечающие интересам  населения
области.  Расчеты  и  практический опыт показали,  что с таким объемом
работы своевременно может справиться только Законодательное  Собрание,
имеющее   в  своем  активе  30  депутатов  и  9  постоянных  комитетов
(комиссий).  При этом,  как минимум,  12  депутатов  (имеются  в  виду
председатель,  его  заместители,  председатели  постоянных  комитетов,
(комиссий) должны работать на постоянной основе.  Было  бы  прекрасно,
если  бы  на  постоянной  основе  работало  20  депутатов.  При  такой
структуре  Законодательное  Собрание   имеет   возможность   выполнить
возложенные на него законодательством представительные,  контрольные и
законотворческие  функции.  Поэтому  Законодательное  Собрание  вправе
расчитывать,  что  приобретенный  опыт  и  новые  силы  в совокупности
позволят  выйти  на  запланированный  уровень  работы   и   преодолеть
допущеное  отставание  в  законопроектной деятельности.  А оно сегодня
есть и допущено, я считаю, в основном, по объективным причинам.
     Освоение законотворческой функции шло трудно,  т.к.  начинать эту
работу пришлось,  как говорится, с "чистого листа". И все же, несмотря
на явное несоответствие количества депутатов объему возложенных на них
задач,    отсутствие    законодательного    опыта    работы,    слабое
материально-техническое    обеспечение,    Законодательным   Собранием
проделана в двухлетний период  значительная  работа.  За  этот  период
принято  около  35  законов  и 32 поправки к ним,  разработан и принят
Устав области,  проанализировано и рассмотрено свыше  189  федеральных
законопроектов,  по  всем направлены в Государственную Думу заключения
Законодательного Собрания.  Подготовлено и  проведено  37  сессий,  на
которых рассмотрено примерно 750 вопросов различного содержания.
     Фактически разработан,  принят и вступил в действие блок законов,
направленных   на  организационное  обеспечение  формирования  органов
местного самоуправления.  В законодательном плане  отработаны  вопросы
рассмотрения   и   принятия   бюджетных  правовых  актов.  Принят  ряд
законопроектов,  направленных на социальную поддержку  малоимущих.  Не
оставались депутаты в стороне и при решении таких жгучих вопросов, как
преодоление   задолженности   в    заработной    плате,    обеспечение
своевременного финансирования системы здравоохранения и образования.
     В процессе  работы  использовались  такие   формы   работы,   как
парламентские   слушания.   Совершенствовалась  деятельность  аппарата
Законодательного Собрания.
     Вместе с  тем  наряду  с  положительным в работе Законодательного
Собрания остаются  нерешенными  еще  многие  проблемы,  не  преодолены
существенные  недостатки.  Работа Законодательного Собрания еще далека
от совершенства.  И будет опрометчиво винить в  этом  лишь  депутатов,
ведь   мы  только  еще  осваиваем  культуру  парламентаризма,частенько
втягиваемся в ненужные политические  баталии  и  медленно  проникаемся
чувством ответственности за качество законотворческой деятельности. На
качество работы влияет непродуманное,  поспешное  внесение  на  сессии
совершенно неподготовленных материалов. Поспешность в принятии законов
нередко приводила к  тому,  что  законы  не  содержали  механизмов  их
реализации и мер ответствености за их выполнение.
     Крайне пассивно использует свое право законодательной  инициативы
Губернатор   области   и  подчиненные  ему  исполнительные  структуры.
Отсутствует единый областной план законопроектных работ.
     Не может   нас   устраивать  и  вялотекущее  образование  органов
местного самоуправления.
     И все  же  самый  главный  итог работы - Законодательное Собрание
области   состоялось.   А   весьма   авторитетные   эксперты,   давшие
положительные  заключения  и  высокие  оценки  изученным  ими  законам
области,  свидетельствуют о том, что Законодательному Собранию сегодня
посильны  задачи  по  формированию  правовой  базы  области во всем ее
разнообразии.  Формирование правовой основы области - задача на многие
годы.  Поэтому  нам  необходимо  определить  приоритеты на предстоящий
период.  И особенность работы  в  течение  ближайших  двух  лет  будет
заключаться  в  том,  что  наряду  с  законопроектной деятельностью мы
обязаны будет совершенствовать организационные формы работы.
     В плане   улучшения   организации  деятельности  Законодательного
Собрания  уже  принято  решение  о  приеме  на  работу   ответственных
работников  Законодательного  Собрания  только  на  конкурсной основе.
Постоянным  комитетам  (комиссиям)  рекомендовано  привлечь  к  работе
общественный актив. Уточняется и совершенствуется внутренняя структура
постоянных комитетов (комиссий) и аппарата Законодательного  Собрания.
Заслуживает особого внимания проблема повышения эффективности в работе
помощников депутатов.
     Законопроектная работа    предполагает,    в    первую   очередь,
определение приоритетов  в  законотворчестве,  составление  текущих  и
перспективных  планов  законопроектной  деятельности  и  неуклонное их
исполнение постоянными комитетами (комиссиями).
     Какие же  критерии,  на  мой  взгляд,  должны определять основные
направления деятельности  Законодательного  Собрания.  Демократическое
общество,  к  которому  мы  стремимся,  характеризуется  прежде  всего
человечностью,  подконтрольностью государства обществу,  верховенством
права.
     Россия принята   в   Совет   Европы,   и   это   означает,    что
демократическое  европейское сообщество признало серьезность намерений
Российской  Федерации  в  деле  построения  правового  государства   и
гражданского общества.
     В связи с этим  главным  приоритетом  в  нашей  представительной,
законодательной  и  контрольной  деятельности должно стать обеспечение
прав и свобод граждан.  Какую бы работу  мы  не  проводили,  какие  бы
законопроекты ни рассматривали,  в первую очередь должны анализировать
и  смотреть,  а  соответствуют   ли   наши   решения   провозглашенным
Конституцией правам человека и гражданина. В России уже немало сделано
в  этом  направлении.  В  нашу   жизнь   уверенно   входят   свободные
демократические  выборы  органов власти и должностных лиц.  Проводится
судебная реформа,  призванная независимо,  объективно  и  своевременно
рассматривать    гражданские    споры,    немедленно    пресекать    и
восстанавливать нарушенные права граждан.  Образованы реабилитационные
и   правозащитные   комиссии.  Планомерно  осуществляется  переиздание
отраслей права.  Трудно переоценить те положительные моменты,  которые
получили люди после принятия закона о защите прав потребителей. Ведь в
реальной   жизни    долгие    десятилетия    существовало    форменное
издевательство  над  правами  гражданина  как  покупателя.  Что стоили
многочисленные  мытарства  по  гарантийным  мастерским  с  только  что
приобретенными   телевизорами,   холодильниками   и  прочими  товарами
потребления.  Теперь каждый и продавец и покупатель знает,  что  товар
должен  быть  качественным,  в  противном случае за защитой своих прав
можно обратиться в суд.
     Конституция предоставляет   право   гражданам  России,  в  случае
необходимости,  обратиться за защитой своих прав даже в  международный
суд.
     В то же время у нас еще много фактов элементарного нарушения прав
человека:  это  и  хронические  задержки  в  выплате заработной платы,
мошенническое вымогательство личных сбережений,  безработица и  крайне
низкий,   не   обеспечивающий   достойной   жизни  уровень  доходов  у
большинства россиян.  Предстоит еще много поработать,  чтобы  хотя  бы
приблизиться  к  тому  уровню  жизни,  который обеспечивают современые
социальные государства.
     Принимая на   себя   обязательство   по   защите   прав  граждан,
Законодательное Собрание просто обязано в текущем году в  соответствии
с  Уставом  области  образовать  институт  Уполномоченного  по  правам
человека. Популярность и авторитет этого института объявляется многими
демократическими    чертами,    характеризующими    его    статус    и
обеспечивающими  эффективность  его  деятельности:   независимость   в
системе    государственных    органов;    несменяемость    в   течение
установленного срока  полномочий;  право  законодательной  инициативы;
доступность  и  отсутствие  формализованных  процедур  разбирательства
жалоб; бесплатность оказания помощи гражданам и т.д.
     Опыт свидетельствует,   что  потребность  в  такого  рода  органе
возникает  именно  тогда,  когда  существующие  институты   не   могут
осуществить  эффективный  контроль  в  сфере  исполнительной  власти и
возникает  необходимость  дополнительной  защиты   прав   граждан   от
административного произвола.
     Второе приоритетное  направление  работы  -  это   переориентация
государственных  правоотношений  на  разрешение  социальных  проблем и
установление социальной справедливости.  В нашей  области  принят  ряд
законов  социальной  направлености,  но  нужно  обеспечить  еще  и  их
действеность. А в целом, здесь, конечно, непочатый край работы.
     Что касается  вопросов  экономических  преобразований,  то  можно
определенно  сказать,  что  в  этом  направлении  нужно   начинать   с
ориентиров,  которые  мы  для  себя  еще  не  определили.  Сегодня  мы
убеждены,  что альтернативы рыночным отношениям нет.  Но  какие  более
приемлемые для российской действительности, какие из них дадут быстрый
положительный результат и какие нужно внести коррективы  в  проводимые
преобразования - об этом нужно крепко задуматься.
     И последнее,  на чем я хотел кратко  остановиться  -  это  вопрос
становления  и развития местного самоуправления.  Несмотря на то,  что
Законодательным   Собранием   приняты   нормативные   правовые   акты,
обеспечивающие   на  законной  основе  формирование  органов  местного
самоуправления,  эти вопросы решаются в области неудовлетворительно. В
десяти  районах  области  до  настоящего времени отсутствуют институты
местного   самоуправления,   что   является    грубейшим    нарушением
конституционных  прав  граждан.  По-видимому,  формирование  реального
местного самоуправления воспринимается руководителями этих районов как
покушение  на  их  неограниченную  власть.  Поэтому  трудно происходит
передача управленческих  функций  и  части  средств  органам  местного
самоуправления.  Но  ведь  есть закон о местном самоуправлении,  есть,
наконец,  Конституция.  А самое главное,  нужно  понять,  что  местное
самоуправление  -  это важнейшая часть гражданского общества.  Поэтому
наша задача  -  в  первом  полугодии  закончить  формирование  органов
местного самоуправления в области и одновременно законодательным путем
наделить  местное  самоуправление  твердыми  источниками   доходов   в
соответствии  с  нормативами  бюджетной обеспеченности.  О приоритетах
деятельности Законодательного Собрания,  о конкретной работе  можно  и
нужно бы говорить более подробно,  но за неимением времени хочу только
напомнить,  что   мною   подготовлен   проект   Основных   направлений
деятельности  Законодательного  Собрания  на  период  1996-1997 гг.  Я
понимаю,  что этот документ не совершенен,  но считаю, что совместными
усилиями  мы  доведем  его  до  нужного качества,  примем на очередной
сессии и будет руководствоваться в дальнейшей работе.
     Думаю, что  в  информации необходимо объяснить такое нововведение
Законодательного Собрания,  как принцип ротации в формировании  своего
состава.   Вы   знаете,   что   на  практике  существует  два  способа
формирования  законодательных  или  представительных   органов.   Один
заключается  в  том,  что перевыборы осуществляются одновременно всего
состава. Второй - обновление депутатского состава путем выборов только
части депутатов.  В первом случае выборы проводить проще, но есть один
очень серьезный негативный момент, влияющий на работу законодательного
или  представительного  органа,  -  во  время выборов работа депутатов
приостанавливается на 3-4 месяца,  т.к.  депутатские полномочия у всех
депутатов заканчиваются одновременно. И одни депутаты, как правило, их
большинство, заключаются в предвыборный процесс в качестве кандидатов,
а оставшиеся просто лишаются возможности работать.
     Во втором    случае    срыва    работы    законодательного    или
представительного  органа  не происходит,  т.к.  переизбирается только
часть депутатов,  а у остальной части  полномочия  продолжаются.  Наше
Законодательное Собрание не может себе позволить такую роскошь,  чтобы
не работать 3-4 месяца.  И поэтому депутаты почти  единогласно  решили
ввести  принцип  ротации  и  проводить  перевыборы  15 депутатов через
каждые два года,  что и было закреплено в Уставе  области  и  принятых
законах.  Сама по себе эта схема проста и в то же время очень полезна.
Но вот определить механизм ее  введения  было  сложнее,  т.к.  для  ее
осуществления  необходимо  было  определить  полномочия  15 депутатов,
избранных 20 марта 1994 года до марта 1998 года,  т.е.  на 4  года.  В
настоящее  время решена и эта проблема,  т.к.  своим Указом от 2 марта
1996 года N 315 "О порядке переноса срока  выборов  в  законодательные
(представительные)  органы государственной власти субъектов Российской
Федерации"Президент  фактически  продлил  установленные  им  же  сроки
полномочий законодательных (представительных) органов власти субъектов
РФ на 4 года. Нам остается только определить дату очередных, в порядке
ротации,   выборов   в   Законодательное   Собрание  15  депутатов.  В
подготовленном проекте постановления предполагается,  что  эти  выборы
необходимо  провести  22 марта 1998 года.  Думаю,  что против этого не
будет возражать никто, т.к. это действительно разумное решение.
     Принцип ротации  предполагает  и  переизбрание  каждые  два  года
Председателя Законодательного Собрания,  его заместителей и,  в случае
необходимости,  председателей  постоянных  комитетов (комиссий).  И от
этого правила мы отступать не намерены.  В сответствии  с  Регламентом
Законодательного  Собрания мною подготовлено распоряжение о подготовке
и проведении выборов  на  указанные  должности  в  апрельскую  сессию,
которая  состоится  3-4  апреля.  К  этому  времени будет подготовлено
необходимое оборудование, а депутаты смогут поближе познакомиться друг
с другом.
     В заключение хочется пожелать всем творческой работы  и  принятия
решений, отвечающих интересам вологжан. Как говорится - в добрый путь!


     Председатель Законодательного
     Собрания области          Г.Т. Хрипель



Информация по документу
Читайте также