Расширенный поиск

Постановление Губернатора Вологодской области от 10.01.1997 № 23

 



                      ГУБЕРНАТОР ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ                  
                                                                      
                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ                          
                         от 10 января 1997 г. N 23                    
                                                                      
                     ОБ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ                
                      ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА 1997 ГОД                 

     В целях смягчения негативных последствий возрастающей безработицы
и обеспечения социальной защиты граждан на рынке труда, постановляю:
     1. Утвердить областную программу содействия  занятости  населения
на 1997 год (прилагается).
     2. Поручить главам местного самоуправления:
     утвердить городские и  районные  программы  содействия  занятости
населения и обеспечить контроль за их выполнением;
     разработать  и  осуществить  конкретные   меры   по   активизации
хозяйственной    деятельности   на   подведомственной   территории   и
привлечению дополнительных инвестиций для создания новых рабочих  мест
в  целях  социальной  поддержки и трудоустройства безработных граждан,
особо нуждающихся в защите (инвалиды, молодежь, женщины, воспитывающие
детей   дошкольного   возраста   и   детей  -  инвалидов,  вынужденные
переселенцы  и  беженцы  и  др.),  установить  квоты  предприятиям   и
организациям  по созданию специальных и дополнительных рабочих мест за
счет средств местного бюджета, предоставления налоговых  льгот,  фонда
занятости  и  других  источников.  Организовать  общественные  работы,
оказывать материальную и иную помощь безработным и членам их семей;
     содействовать обеспечению организационной, финансовой и  правовой
базы  создания  новых  рабочих  мест  в  малых,  частных предприятиях,
фермерских хозяйствах, на предприятиях, использующих местные природные
ресурсы:  народные  промыслы, промышленность строительных материалов и
т.д.
     3.  Первым  заместителям  Губернатора  области  Костыгову   Н.В.,
Громову   С.М.,   председателю   комитета  по  управлению  имуществом,
заместителю  Губернатора  области   Паку   А.А.,   заместителю   Главы
Администрации Упадышеву Б.В. в целях обеспечения занятости населения и
создания дополнительных рабочих мест организовать работу по  изысканию
и  использованию  на  конкурсной  основе  инвестиционных  ресурсов для
наиболее перспективных и эффективных программ, представляемых  главами
местного самоуправления.
     4. Контроль за выполнением постановления возложить на  начальника
департамента  труда  и  социального  развития, заместителя Губернатора
области Артемова Е.К.
     5. Постановление вступает в силу с момента его подписания.


     Губернатор области
     В.Е.ПОЗГАЛЕВ


     Утверждена
     Постановлением
     Губернатора области
     от 10 января 1997 г. N 23

                                 ПРОГРАММА                            
                      СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ                  
                      ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997 ГОД                 

                                 Введение                             

     Главная  задача  социальной  политики,  проводимой  в   масштабах
области,   состоит   в   одновременном  обеспечении  экономического  и
социального прогресса, что предполагает стремление к полной  занятости
и  формирование  гибкой  государственной  системы социальной поддержки
населения.   Государственная   политика   занятости   направлена    на
предотвращение  роста  безработицы.  Устранение или смягчение действия
факторов, порождающих безработицу  -  непременное  условие  достижения
социальной и экономической стабильности и успешного проведения реформ.
     Областная Программа содействия занятости населения разработана  с
целью  выработки эффективных мер, способствующих обеспечению занятости
граждан, сдерживанию уровня безработицы  в  экономически  и  социально
допустимых   границах.   Достижение   указанных  целей  пред  полагает
координацию усилий органов власти всех  уровней,  областной  федерации
профсоюзов, работодателей. Основой для разработки программы содействия
занятости населения послужили Закон Российской Федерации "О  занятости
населения  в Российской Федерации", нормативные акты Правительства РФ,
Министерства труда и социального развития,  постановления  Губернатора
области, прогноз социально-экономического развития области на 1997 год
комитета   социально-экономического   анализа    и    прогнозирования,
управления   труда   департамента   труда   и   социального   развития
Администрации области, материалы областного  комитета  по  статистике,
областного   центра   занятости   населения,   областного  военкомата,
областного управления внутренних дел,  территориального  агентства  по
делам  о несостоятельности (банкротстве), территориальной миграционной
службы.

                          Состояние и перспективы                     
                           развития рынка труда                       

                       Трудовая активность населения                  
                 и потенциальное предложение рабочей силы             

     Параметры предложения рабочей силы определяются в первую  очередь
социально-экономическими  и  демографическими  факторами. По прогнозам
численность  населения  области  до   2000   года   будет   продолжать
сокращаться,    а   процесс   увеличения   численности   населения   в
трудоспособном возрасте будет  проходить  за  счет  вхождения  в  этот
возраст многочисленного поколения, родившегося в 80-е годы.
     Ежегодно в среднем в трудоспособный возраст будет  вступать  21.9
тыс. человек, а выбывать - 12.7 тыс. человек. Положительное сальдо 9.1
тыс. человек - это один из факторов, который будет  оказывать  влияние
на состояние рынка труда.
     Кроме  того,  на  состояние  рынка   труда   оказывают   действие
миграционные  процессы,  которые  в  последние  годы  приняли активные
формы.
     В 1997 году ожидается  приток  на  территорию  области  0.7  тыс.
человек беженцев и вынужденных переселенцев в трудоспособном возрасте.

                                  Прогноз                             
               предложения рабочей силы в 1996 - 1997 годах           

 (тыс.чел.)
-------------------------------------------T-------T--------T---------¬
¦                                          ¦1995 г.¦ 1996 г.¦ 1997 г. ¦
¦                                          ¦(отчет)¦(оценка)¦(прогноз)¦
+------------------------------------------+-------+--------+---------+
¦Трудовые ресурсы                          ¦ 744.9 ¦   747  ¦   750   ¦
¦из них:                                   ¦       ¦        ¦         ¦
¦экономически активное население           ¦ 653.9 ¦   653  ¦   653   ¦
¦спрос на рабочие места:                   ¦       ¦        ¦         ¦
¦занятое население                         ¦ 603.7 ¦   595  ¦   590   ¦
¦безработные (в соответствии с методологией¦  50.2 ¦    58  ¦    63   ¦
¦МОТ)                                      ¦       ¦        ¦         ¦
L------------------------------------------+-------+--------+----------
                                                                      
     В  1994  -  1995  годах   отмечалось   увеличение   экономической
активности  населения  в  трудоспособном  возрасте.  Если  в 1994 году
экономическая активность мужчин составляла 69%, то в 1995 году -  71%,
женщин  соответственно  54%  и  57%,  молодежи  65%  и 69%. Отмечалась
экономическая активность и лиц предпенсионного возраста: мужчин  55  -
59  лет  -  68%  и 69%, женщин 50 - 54 лет - 72% и 77%. В силу низкого
жизненного уровня не снижается экономическая  активность  и  спрос  на
рабочие   места   граждан  пенсионного  возраста.  В  целом  ожидаемые
изменения в численности и структуре населения в 1997 году  приведут  к
сохранению   высокого   спроса   на  рабочие  места.  Помимо  действия
демографических  факторов,  предложение  рабочей  силы  увеличится  по
социальным и экономическим причинам (приложение N 1).

                    Рынок труда в переходной экономике                

                      Движение кадров на рынке труда                  

     Экономический  кризис,   сопровождающийся   уменьшением   объемов
производства,   ростом   числа   убыточных   предприятий,  увеличением
кредиторской и дебиторской задолженности, оказал негативное влияние на
ситуацию  на  рынке труда 1996 года, которая в целом характеризовалась
следующими процессами:
     -   активизацией   высвобождения   работников   и   преобладанием
численности выбывших работников над численностью принятых на работу;
     - продолжающимся перераспределением рабочей силы между  секторами
экономики и отраслями народного хозяйства;
     -  усилением  темпов  роста  численности  безработных  граждан  и
сохранением  в  значительных  размерах  неполной занятости, являющейся
потенциалом для увеличения безработицы;
     - нарастанием напряженности на  официально  контролируемом  рынке
труда;
     - дальнейшей дифференциацией  уровня  безработицы  по  городам  и
районам области, а также изменением структуры безработных граждан.
     За 1 полугодие 1996 года  численность  высвобожденных  работников
составила  5.1  тыс.  человек  (1.05%  от  среднемесячной  численности
работников),  что  в  1.6  раза   превышает   данный   показатель   за
соответствующий  период  1995  года.  35% высвобожденных приходится на
работников промышленных предприятий. Наибольший процент высвобожденных
работников  отмечался в промышленности - 1.1%, в строительстве - 2.5%,
в торговле и общественном питании - 2.7%.
     За 1 полугодие 1996 года на крупных и средних предприятиях выбыло
60.3  тыс.  человек, или 12.4% среднесписочной численности работников.
Объемы  выбытия  лишь  на  три   четверти   компенсировались   приемом
работников  на  эти предприятия. Отрицательное сальдо движения рабочей
силы составило 13.4 тыс. человек.  Несмотря  на  отрицательное  сальдо
приема и выбытия работников в 1996 году, происходила интенсивная смена
рабочего места по собственному желанию - 66%.

                              Виды занятости                          
                     и использование рабочего времени                 

     Следствием    перемен    на    рынке     труда,     возникновения
финансово-экономических проблем у многих организаций, задержки выплаты
заработной платы  и  невысокого  ее  уровня  по  ряду  отраслей  стало
развитие различных видов занятости.
     Возможности для совместительства, а  также  необходимость  поиска
дополнительного  источника  дохода привели к распространению вторичной
занятости, к поиску временной и разовой работы.
     Но,  если  расширение  возможностей   для   занятости   за   счет
разнообразия   форм  использования  рабочего  дня,  недели  признается
позитивным    моментом,    то    сохранение    значительных    объемов
административных  отпусков  и  вынужденно  неполной отработки рабочего
времени - существенный фактор увеличения численности, как скрытых, так
и реально безработных граждан.
     В 1 полугодии 1996 года были частично заняты на производстве 87.8
тыс.  работников  крупных  и средних предприятий и организаций. Из них
30.7 тысячи человек  работали  по  инициативе  администрации  неполное
рабочее время и 57.1 тысячи человек находились в вынужденных отпусках.
Наибольшие  размеры  неполной  занятости  отмечались  на  предприятиях
железнодорожного  и  автомобильного  транспорта, связи, строительства,
промышленности.
     Количество неотработанного  времени  из-за  вынужденных  отпусков
равнозначно  ежедневному  невыходу  на  работу  более 7 тысяч условных
работников. Продолжительность рабочего дня одного работника в целом по
области составляла в 1 полугодии 6.5 часа.
     Неполная занятость  составила  13.5%  от  экономически  активного
населения, что в 3.6 раза выше официальной безработицы.

                                Безработица                           

                              Общая динамика                          

     Наметившаяся экономическая стабилизация  в  1995  году  замедлила
свои темпы в 1996 году и привела к ухудшению ситуации на рынке труда.

                      Основные показатели безработицы                 

     ---------------------------------------T-------T-------T-------¬
     ¦                                      ¦1995 г.¦1996 г.¦1997 г.¦
     ¦                                      ¦отчет  ¦оценка ¦прогноз¦
     +--------------------------------------+-------+-------+-------+
     ¦Безработица - всего (тыс. чел.)       ¦  46   ¦ 58    ¦ 63    ¦
     ¦в % к экономически активному населению¦   7.3 ¦  8.9  ¦  9.6  ¦
     ¦Из них:                               ¦       ¦       ¦       ¦
     ¦зарегистрированы в службе занятости   ¦  18.9 ¦ 28.2  ¦ 44.4  ¦
     ¦(тыс. чел.)                           ¦       ¦       ¦       ¦
     ¦в % к экономически активному населению¦   3.0 ¦  4.3  ¦  6.8  ¦
     ¦в % к общей численности безработных   ¦  41   ¦ 48.6  ¦ 70.5  ¦
     ¦не зарегистрированы в службе занятости¦  27.1 ¦ 29.8  ¦ 18.6  ¦
     ¦(тыс. чел.)                           ¦       ¦       ¦       ¦
     L--------------------------------------+-------+-------+--------

     Сужение возможностей самостоятельного поиска работы  увеличило  в
1996 году число обращений в государственную службу занятости. Из общей
численности  не  имеющих   работы   граждан   в   1996   году,   будут
зарегистрированы в качестве официальных безработных 39.5 тыс. человек.
По итогам полугодия 1996 года  средняя  продолжительность  безработицы
составила  5.7  месяца,  а  в сельской местности - 6.2 месяца. В общей
массе зарегистрированных безработных доля граждан, не нашедших  работу
и  состоящих  на  учете  в органах службы занятости свыше 8 месяцев до
года 15.2% и более года 10.9%.
     По прогнозным расчетам, в 1997  году  в  службе  занятости  будет
зарегистрировано 49.5 тыс. человек в качестве официальных безработных.

                 Территориальное распределение безработицы            

     В 1996 году  усилилась  дифференциация  территорий  по  состоянию
рынков  труда.  Если  на  начало  года  выделялось 7 районов с уровнем
безработицы свыше 5%, то по итогам 9  месяцев  уже  15  районов  имели
уровень  безработицы  от  5  до  10%. В 20 районах уровень безработицы
превышает среднеобластной, в том числе  в  Вожегодском  районе  в  2.1
раза,  в  Вологодском  -  в  2  раза,  в  Усть-Кубинском в 2.3 раза, в
Чагодощенском в 2.4 раза, в В. - Устюге в 2.5  раза.  В  этих  районах
предложение рабочей силы значительно превосходит спрос на нее.
     О возрастающей напряженности на рынке труда можно судить по числу
безработных,  претендующих  на  1  вакансию. Если в конце августа 1995
года на одну вакансию претендовало 2 безработных, то в 1996 году -  12
безработных.  Однако по причине дифференциации спроса и предложения на
рабочую силу, часть вакансий остается невостребованной, а определенная
группа граждан превращается в длительно безработных.

                         Безработные и образование                    

     Перемены на рынке труда и рост безработицы изменили требования  к
качеству  рабочей  силы.  Повышение спроса со стороны работодателей на
квалифицированные кадры изменяет состав безработных в  зависимости  от
уровня  имеющегося  образования.  Высок  удельный  вес безработных, не
имеющих профессионального образования (имеющие среднее общее, неполное
среднее  образование)  64%  в целом по области, в сельской местности -
71%.
     В наибольшей  степени  с  трудностями  в  поиске  рабочего  места
сталкивается  молодежь в связи с недостатком профессиональных знаний и
опыта работы.
     Приобретение  первичных  профессиональных  и  трудовых   навыков,
повышение  квалификации,  обучение  новым  профессиям  -  приоритетные
задачи содействия занятости населения.

                 Прогнозный расчет рынка труда на 1997 год            

     Расчет  рынка  труда  области  на  1997  год  сделан  на   основе
прогнозных   данных   комитета   социально-экономического   анализа  и
прогнозирования, управления труда Администрации  Губернатора  области,
материалов   областного  комитета  по  статистике,  областного  центра
занятости  населения,  облвоенкомата,  УВД  области,   территориальной
миграционной   службы,   территориального   агентства   по   делам   о
несостоятельности (банкротстве).
     Прогнозные расчеты комитета  социально-экономического  анализа  и
прогнозирования  администрации  области показывают, что в 1997 году по
многим   видам   продукции   производственно-технического   назначения
предполагается  незначительный  рост или выпуск на уровне 1996 года. В
1997 году к 1996  году  прогнозируется  рост  по  производству  мясных
продуктов  -  104.9%. В 1997 году объем инвестиций останется на уровне
1996   года,   64%   из   которых   будут   направлены   на    объекты
производственного назначения.
     В то же время продолжающиеся  кризисные  явления  в  экономике  и
недостаток  финансовых  средств будут оказывать негативное воздействие
на стабилизацию  финансово-хозяйственной  деятельности  предприятий  и
организаций  в  1997  году  и, как следствие этого, будет продолжаться
высвобождение работников.  По  предварительным  оценкам  в  1997  году
количество  высвобождаемых  работников  возрастет  по сравнению с 1996
годом и составит 14.8 тыс. человек, в т.ч. ожидается высвобождение 3 -
4 тыс. работников Череповецкого АО "Северсталь" (приложение N 2).
     Скрытая безработица, задержки по выплате заработной платы, низкий
жизненный  уровень  населения будут способствовать текучести кадров. В
результате, по этой причине на рынок труда попадет 99.1 тыс. человек.
     Количество выпускников учебных заведений на рынке труда останется
на уровне 1996 года - 16 тыс. человек.
     Низкая рождаемость в  последние  годы  отразилась  на  количестве
женщин,  находящихся  в  отпусках  по  уходу за детьми. Следовательно,
уменьшилось количество граждан  этой  категории  на  рынке  труда.  По
расчетам в 1997 году на рынок труда может выйти 0.3 тыс. женщин.
     Кроме  того,  по  прогнозным  расчетам   рынок   труда   пополнят
демобилизованные из Вооруженных Сил - 5 тыс. человек; освобожденные из
мест лишения свободы - 1.8 тыс.  человек;  вынужденные  переселенцы  и
беженцы - 0.7 тыс. человек; временно не занятые граждане (домохозяйки,
иждивенцы, сезонные рабочие, лица, занятые в неформальном  секторе)  -
16.0 тыс. человек.
     Таким образом, согласно прогнозным расчетам в 1997 году на  рынок
труда  попадет  153.7  тыс.  человек,  из  которых  99.0  тыс. человек
трудоустроятся самостоятельно, 54.7 тыс. человек  обратятся  в  службу
занятости.
     На конец прогнозируемого  1997  года  предполагается,  что  число
безработных   достигнет  44.4  тыс.  человек,  а  уровень  безработицы
составит 6.8% (к экономически активному населению) (приложение N 3).

                         Экономические возможности                    
                      для занятости населения области                 

                        Макроэкономические факторы                    

     Перераспределение    работающих    между    государственными    и
негосударственными   секторами   экономики   привело   к  преобладанию
удельного веса работающих  в  негосударственном  секторе.  Численность
занятых  в  нем  на 01.01.96 составила 244.7 тыс. человек (40.5% общей
численности занятых в экономике), в государственном  секторе  -  213.4
тыс. человек. В 1996 - 97 годах этот процесс будет продолжаться.
     Негосударственные предприятия,  организации,  особенно  мелкие  и
средние, самостоятельно ориентируясь на рынке, создают возможность для
занятости населения без прямого централизованного финансового  участия
государства.
     Вместе с тем процесс смены собственности неоднозначно  влияет  на
рынок  труда.  Эффективный  собственник  только  формируется и поэтому
существует риск резкого сокращения "излишней" численности персонала на
приватизированных  предприятиях. Однако как показывает статистика 1996
года,   в   области   преобладает    высвобождение    работающих    из
государственного  сектора  экономики.  Отчасти  это  происходит  из-за
недофинансирования   бюджетного   сектора   экономики,   и   последний
становится   источником   безработицы.  Среди  обратившихся  в  службу
занятости также большая часть граждан, ранее занятых в государственном
секторе.
     Банкротство  предприятий  -  один  из   факторов,   влияющих   на
формирование  рынка труда. Процедура банкротства является инструментом
вывода  организаций  из  кризисной   зоны,   сохранения   экономически
целесообразных  и  создания  новых  рабочих мест, сокращения трудового
Коллектива для обновленного производства. В
     1996 - 97 годах в области не наблюдалось и не ожидается массового
закрытия     организаций    и    соответствующего    неконтролируемого
высвобождения кадров по причине банкротства, однако, за период 1995  -
96  года  32  предприятия  области  признаны банкротами, среди которых
такие как Вологодский литейный завод,  Череповецкое  АО  "Маяк",  АООТ
"Судский  ЛДД",  кооператив  "Кубена", АО "Прогресс", АООТ "Сокольский
ЛИХ",  АООТ  "Череповецкая  сплавконтора",  "Кирилловский  ЛИК",  АООТ
"Музлесдрев", ЛПК "Сокольский".

                         Инвестиционная активность                    
                          и создание рабочих мест                     

     По оценке объем промышленного производства в 1996 году  к  уровню
1995   года  составит  100.5%.  Это  будет  достигнуто  лишь  за  счет
увеличения объемов производства черной  металлургии.  Во  всех  других
отраслях   предполагается   спад   производства,   в   т.ч.  в  легкой
промышленности на 25%. В 1997 году  прогнозируется  увеличение  объема
производства по отношению к 1996 году на 1.5%.
     Ограниченные    инвестиционные    возможности    предприятий    и
организаций,   вызванные  падением  объемов  производства,  привели  к
сокращению ввода новых рабочих мест в 1 полугодии 1996 года в целом по
области,  в  2 раза по сравнению с соответствующим периодом 1995 года,
в т.ч. в промышленности - в 6 раз.
     В 1997 году во исполнение Указа Президента  Российской  Федерации
"О  комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на
1996 - 2000 годы", с целью занятости населения в условиях  дальнейшего
реформирования экономики, в области будет создано 5 тыс. рабочих мест.
Затраты  на  создание   рабочих   мест   за   счет   всех   источников
финансирования составят около 10 млрд. рублей.
     В целях максимально возможного выполнения программы  по  созданию
рабочих мест необходимо объединить усилия всех заинтересованных сторон
и осуществить следующие мероприятия:
     - органам власти и местного самоуправления установить контроль за
своевременным вводом рабочих мест;
     -  в  условиях  ограниченности  инвестиционных  ресурсов  органам
власти,  службе занятости проводить социально-экономическую экспертизу
инвестиционных проектов и  программ  с  точки  зрения  их  влияния  на
динамику рабочих мест и расширение занятости;
     -  службе  занятости   совместно   с   работодателями   выйти   с
предложением в соответствующие органы власти и местного самоуправления
о проведении  ревизии  имеющихся  производственных  площадей  с  целью
создания на них рабочих мест для малого предпринимательства;
     - органам власти  и  местного  самоуправления  осуществлять  меры
экономического  стимулирования работодателей, создающих дополнительные
рабочие места;
     -  миграционной  службе   и   службе   занятости   контролировать
привлечение в область иностранной рабочей силы;
     -  службе  занятости   совместно   с   работодателями   с   целью
использования  имеющегося потенциала вакантных рабочих мест и сведения
до минимума времени поиска гражданами работы периодически осуществлять
проведение "ярмарок вакансий" и "ярмарок специалистов".

                      Содействие занятости населения                  
                           в сельской местности                       

     Экономическая  нестабильность  предприятий,   нарушение   системы
бытового   обслуживания,  сокращение  детских  дошкольных  учреждений,
снижение инвестиций в развитие  сельскохозяйственного  производства  -
все  эти  факторы  усугубляют  положение  на  рынке  труда  в сельской
местности и приводят к дальнейшему увеличению  количества  безработных
граждан.
     В настоящее время ситуация на рынке труда  в  сельской  местности
складывается  следующим  образом.  За  1  полугодие 1996 года граждан,
проживающих в сельской местности, поставлено на учет 5781 человек, что
на  2110  человек  больше,  чем  за  этот  же период прошлого года. По
состоянию на 01.07.96 статус безработного на селе имели  9012  человек
(37%  от  общего  количества  безработных),  что  на 2521 безработного
больше, чем на эту же дату 1995 года. Уровень безработицы  в  сельской
местности  выше  среднеобластного  и  на  01.07.96  составил  4.2% (по
области  3.8%).  Отсутствие  вакансий   в   сельской   местности   или
незначительное   их   наличие   затрудняет   трудоустройство  граждан,
увеличивает  напряженность  на   рынке   труда   и   продолжительность
безработицы.  Так, за полугодие трудоустроено 1808 безработных или 28%
от общего  количества.  Продолжительность  безработицы  на  селе  выше
среднеобластной   и  составляет  6.2  месяца.  Более  30%  безработных
находятся в так называемой застойной  безработице  (от  8  месяцев  до
года).  Настораживает  факт  увеличения  числа  безработных  на селе с
высшим и средним специальным образованием. По  состоянию  на  01.07.96
эта  категория  безработных  составила  21%. Как и в целом по области,
третья часть безработных в сельской местности - это молодежь от 16  до
29 лет.
     Для предотвращения дальнейшего ухудшения  ситуации  с  занятостью
граждан  в  сельской  местности,  особенно в районах с высоким уровнем
безработицы, необходимо осуществить следующие мероприятия:
     - комитету по сельскому хозяйству и продовольствию  администрации
области  создать  инфраструктуру  фермерской кооперации по совместному
приобретению  и  использованию  техники,  по  первичной   переработке,
хранению  и  реализации  сельхозпродукции, по материально-техническому
обеспечению. Создать предприятия  агросервиса  по  услугам  ремонта  и
обслуживания  техники,  обеспечения  ГСМ,  сушке  и  сортировке зерна,
переработке овощей, обеспечения молодняком  скота  и  птицы,  семенным
материалом;
     -   облпотребсоюзу   восстановить   в   системе   потребительской
кооперации  заготовительные функции. В этой части дополнительный доход
и занятость сельского населения  может  обеспечить  организация  сбора
грибов и ягод, их переработка и реализация;
     - органам местного самоуправления совместно со службой  занятости
воссоздать  народные промыслы: индивидуальное и артельное производство
гончарной посуды, бочек, корзин,  деревянного  инвентаря  и  столярных
изделий,  предметов  хозяйственной  утвари.  Активизировать  работу по
созданию  на  селе  малых  предприятий   по   различным   направлениям
деятельности    (переработка   сельхозпродукции   и   ее   реализация,
выращивание рассады и цветов, производство стройматериалов,  столярных
изделий и т.д.);
     - органам местного самоуправления держать на постоянном контроле:
создание  36  рабочих мест с пуском строящегося торфобрикетного завода
в  Чагодощенском  районе.  С  пуском  цеха  N  3  на  АО   "Покровский
стеклозавод"  в  п.  Сазоново  Чагодощенского  района выпуск продукции
возрастет в 1.7  раза,  что  позволит  создать  новые  рабочие  места.
Завершение  строительства  цеха  деревообработки  в  СП  "Чагнар" в п.
Чагода, что также позволит создать дополнительные рабочие места;
     - ПКФ "Вологдаоблбыт", органам местного  самоуправления  с  целью
создания   рабочих   мест   и   сохранения   имеющихся  целесообразно:
рассмотреть  в  каждом  районе  состояние   производства   и   оценить
возможность   запуска   в   работу  технологического  оборудования  на
имеющихся  производственных  площадях;   рассмотреть   возможность   и
целесообразность  восстановления  сети  комплексных приемных пунктов и
сельских  домов  быта,  по  ремонту  радиотелевизионной  аппаратуры  и
бытовой  техники, парикмахерских услуг и др.; возобновить производство
валяной обуви в Череповецком и Тотемском районах;
     -  областной  администрации  и  органам  местного  самоуправления
предусмотреть  льготы по уплате налогов на областном и местном уровнях
для предприятий и организаций, сохраняющих рабочие места.

                 Развитие и поддержка предпринимательства             

     Увеличению    занятости    населения    должна     способствовать
сбалансированная  инвестиционная  политика,  учитывающая необходимость
капитальных вложений как в отрасли экономического  прорыва,  так  и  в
отрасли    традиционной    занятости,   стимулирующих   более   полное
использование имеющихся рабочих мест и развитие малых предприятий.
     Малое предпринимательство - альтернатива сокращению  производства
во всех отраслях, поскольку оно создает новые рабочие места.
     Устойчивое   развитие    малого    предпринимательства    снижает
зависимость занятости населения от крупных экономически нестабильных и
неперспективных предприятий, уменьшает риск безработицы.
     В 1997 году в  целях  поддержки  занятости  безработных  за  счет
развития      малого     предпринимательства     службой     занятости
предусматриваются следующие мероприятия:
     - информационное обеспечение малого предпринимательства;
     - совершенствование  работы  по  профессиональной  диагностике  и
консультированию  безработных  граждан с целью определения возможности
их деятельности в качестве предпринимателей;
     -  обучение  безработных  граждан   основам   предпринимательской
деятельности,  оказание  им  правовой,  финансовой  и  организационной
поддержки на стадии становления и развития  собственного  дела.  Кроме
того,   будут  реализовываться  соглашения  с  учебно-деловым  центром
(Инвоцентр)    "Морозовского    проекта"    и     "Бизнес-инкубатором"
учебно-производственного   комбината   бытового   обслуживания.  Через
сотрудничество с областной администрацией будет  приниматься  активное
участие   в  реализации  Программы  государственной  поддержки  малого
предпринимательства в Вологодской области на 1996 - 97 годы.

                Профессиональное обучение, профессиональная           
                      ориентация безработных граждан                  

     Одна из основных задач службы занятости в работе с безработными -
восстановить   профессиональную  мобильность  и  конкурентоспособность
граждан путем предоставления им возможности приобрести новую профессию
и  повысить квалификацию для последующего трудоустройства. В 1996 году
профессиональное обучение безработных  граждан  осуществлялось  по  80
профессиям,  закончили  обучение около трех тысяч человек. В 1997 году
организация  обучения  безработных  граждан  будет  осуществляться  на
основе  комплексного  подхода, координации действий службы занятости с
администрациями городов и районов области,  предприятиями  и  учебными
профессиональными заведениями. В прогнозируемом периоде предполагается
предоставить  возможность  профобучения  2.0  тыс.  человек  из  числа
безработных  граждан.  Для совершенствования системы профессионального
обучения незанятых и высвобождаемых  граждан  служба  занятости  будет
осуществлять свою деятельность по следующим направлениям:
     -  способствовать  развитию  базы  учреждений   профессионального
образования,  максимально  приближенных  к  местам проживания наименее
конкурентоспособных категорий безработных;
     - внедрить в практику организацию профессионального  обучения  на
рабочем  месте;  расширить  договорные  отношения  с  предприятиями по
обучению безработных граждан на условиях совместного финансирования;
     - постоянно  расширять  номенклатуру  специальностей  подготовки,
переподготовки и повышения квалификации безработных с учетом спроса на
рынке труда области;
     - изучить конъюнктуру рынка во  всех  сферах  экономики  с  целью
выявления вакансий для профобучения безработных и разработки прогноза;
     - повышать эффективность учебного процесса переподготовки  кадров
путем  внедрения  индивидуальных программ, интенсивных методик, гибких
форм обучения;
     -   координировать   совместно   с   учебными    заведениями    и
администрацией городов и районов области объемы и профили подготовки в
учреждениях   профессионального   образования   в    соответствии    с
требованиями рынка труда;
     - использовать различные источники финансирования, выявлять  пути
оптимизации  расходования средств, реализуя наиболее эффективные формы
профподготовки;
     -  расширить   возможности   безработных   граждан,   выдержавших
профессиональный  отбор,  пройти  обучение основам предпринимательской
деятельности с целью открытия собственного дела или трудоустройства  в
сфере малого предпринимательства;
     - использовать активные методы упреждения безработицы посредством
опережающего   обучения   лиц,   подлежащих   к   сокращению,  и  лиц,
находящихся в местах лишения свободы. Безработица как элемент рыночной
экономики   ставит   перед   службой   занятости  ряд  задач  в  сфере
профессионального   консультирования   и   психологической   поддержки
граждан.
     Основными видами услуг по профессиональной  ориентации  населения
будут:
     -  профориентационная  информация  о  состоянии  и   перспективах
развития    рынка    труда,    сферах   деятельности,   профессиях   и
специальностях, пользующихся  спросом  на  рынке  труда,  требованиях,
предъявляемых   ими   к  личности,  об  условиях  и  режиме  труда,  о
возможностях трудоустройства и получения профессии;
     -   профессиональное   консультирование    с    целью    изучения
профессиональных   интересов   клиентов,   выявления   психологических
особенностей личности, повышения  мотивации  к  труду,  предоставления
рекомендаций     о    наиболее    приемлемой    сфере    деятельности,
профессионального обучения;
     -  профессиональный  отбор  безработных   граждан   на   обучение
(профдиагностирование     с     использованием    психологических    и
психофизиологических  методик)  и   профподбор   кадров   по   заявкам
работодателей;
     - психологическая поддержка клиентов, восстановление мотивации  к
труду.
     Мероприятия   по   реализации   подпрограммы   развития   системы
профориентации в областной службе занятости:
     1.    В    условиях    массового    высвобождения    организовать
профконсультационную     и     информационную     помощь    работникам
непосредственно на предприятиях.
     2. Усилить профориентационную работу  с  длительно  неработающими
гражданами,  обучая  их  поиску  работы или ориентируя на переобучение
новым специальностям, требующимся на рынке труда.  Расширить  практику
проведения  групповых  информационных  консультаций  для  безработных,
организовав их во всех ЦЭН.
     3.  Совместно  с  управлением  образования  проводить  работу  по
профотбору и профориентации среди уволенных в запас военнослужащих при
направлении их на переобучение.
     4. Проводить отбор абитуриентов в учебные группы по  договорам  с
профессиональными учебными заведениями.
     5. Регулярно  информировать  население  через  средства  массовой
информации   об   услугах,   оказываемых   профконсультантами  центров
занятости.
     6. Содействовать реализации мероприятий, определенных  договорами
о  сотрудничестве  с  управлением  образования  администрации области,
управлениями  образования  городов  и  районов.  Оказывать  помощь   в
вопросах  профориентации  и  психологической поддержки образовательным
учреждениям и молодежным организациям.
     7. Проводить управлению образования совместно с областным центром
занятости   ярмарки   и   выставки   учебных  мест  с  целью  широкого
информирования   выпускников   школ   о   системе    профессионального
образования области.
     8. Подготовить и издать "Справочник  для  поступающих  в  учебные
заведения Вологодской области в 1997 году".

                 Временная занятость и общественные работы            

     Ожидаемое превышение спроса  на  рабочие  места  по  сравнению  с
возможностями  экономики  удовлетворить  этот  спрос не дает оснований
рассчитывать  на  значительное  расширение  числа   вакансий,   дающих
постоянную работу.
     Дефицит  рабочих  мест  может  быть  частично  снижен   за   счет
предоставления  незанятым  гражданам  на  период  активного поиска ими
постоянного места работы возможностей временной занятости,  что  также
позволит  поддержать  доходы  безработных, сохранить мотивацию к труду
лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.
     В 1996 году в общественных работах приняли участие более 1 тысячи
человек.  В  1997  году  предполагается  предоставить  возможность для
временной занятости в рамках общественных работ 1 тысячи человек  и  в
рамках  временных  работ  содействовать  вторичной  занятости 0.2 тыс.
человек.  Основное  внимание  организации  общественных  работ   будет
уделено  в  районах  с  напряженной ситуацией на рынке труда и высоким
уровнем безработицы.
     В целях  реализации  временной  занятости  и  общественных  работ
предусматривается   расширение  видов  работ  с  учетом  качественного
состава безработных граждан и социально -  экономических  потребностей
районов области.
     В рамках мер, определенных Указом Президента Российской Федерации
N  768  "О  комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих
мест на 1996 - 2000 годы", в 1997 году необходимо предусмотреть:
     - определение  организаций,  которые  на  основе  аккумулирования
различных   источников   финансирования   должны  формировать  систему
организации временных рабочих мест на базе общественных работ, включая
подготовительные   работы   по   модернизации   и   перепрофилированию
убыточных предприятий (в том числе в рамках  санации)  и  передаче  их
эффективным собственникам;
     - направление в  организации  по  проведению  общественных  работ
прежде   всего   работников,   модернизируемых  или  перепрофилируемых
предприятий;
     - стимулирование перевода  работников,  занятых  на  общественных
работах, на постоянные рабочие места;
     -  органам   власти   и   местного   самоуправления   разработать
предложения  по  расширению  сферы общественных работ с учетом местной
специфики.

                           Социальная поддержка                       
                      слабозащищенных групп населения                 

                     Поддержка граждан с ограниченной                 
                       трудоспособностью (инвалидов)                  

     Среди слабо защищенных слоев населения инвалиды занимают одно  из
первых  мест, поэтому основной целью государственной политики является
создание необходимых условий для реализации потенциальных возможностей
граждан  этой  категории.  В  1996 году в области резко возросло число
инвалидов, обратившихся в службу занятости по поводу  трудоустройства.
Так,  если  за  весь  1995 год обратилось 6 - 15 человек, то только за
полугодие 1996 года в службу занятости обратилось 394 инвалида.
     В 1997  году  предполагается,  что  тенденция  роста  численности
инвалидов, обращающихся в службу занятости, сохранится. В связи с этим
программой предусматривается:
     - обеспечить трудоустройство  на  квотируемые  рабочие  места  70
человек с ограниченной трудоспособностью;
     - стимулировать работодателей, трудоустраивающих инвалидов;
     - содействовать временной, самостоятельной  занятости  инвалидов,
их предпринимательской деятельности;
     - использовать эффективные образовательные программы по  обучению
инвалидов приоритетным на рынке труда профессиям и специальностям;
     - департаменту  труда  и  социального  развития  области  создать
реабилитационные центры для инвалидов в городах Вологде и Череповце.

                       Содействие занятости молодежи                  

     Первоочередной задачей в области  содействия  занятости  молодежи
станет   создание   условий   для  трудоустройства  молодежи,  впервые
вступающей в трудовую жизнь, и сокращение периода  поиска  работы  для
остальной  части  молодежи.  При  этом  особое  внимание будет уделено
трудоустройству детей-сирот -  выпускников  различных  образовательных
учреждений.
     В этих целях осуществить:
     -  органам  службы  занятости   совместно   с   заинтересованными
ведомствами  внести на рассмотрение в Законодательное Собрание области
предложения о предоставлении  налоговых  и  финансово-кредитных  льгот
предприятиям  и  организациям, которые принимают на работу выпускников
образовательных  учреждений,   а   также   создают   на   производстве
ученические рабочие места для молодежи;
     -  управлению  образования   совместно   со   службой   занятости
администрации  области  проводить  широкое  информирование выпускников
общеобразовательных учреждений о возможности  обучения  в  учреждениях
профессионального  образования, получения дополнительной профессии для
последующего  трудоустройства,  в  том  числе  с  помощью  организации
"ярмарок вакансий" и учебных мест для молодежи с обязательным участием
в них профконсультантов;
     - управлению образования администрации  области  ввести  во  всех
образовательных  учреждениях  курс по обучению молодежи приемам поиска
работы и основам выбора профессии;
     - управлению  образования  администрации  области  для  получения
всеми  несовершеннолетними  основного  общего образования организовать
коррекционные классы и учреждения, где могли бы продолжить образование
лица, имеющие отклонения в поведении и учебной подготовке.

                        Содействие занятости женщин                   

     В  связи  с  избыточной  численностью   работников   продолжается
высвобождение  с  предприятий  и  организаций  области  граждан, среди
которых преобладают женщины и, как следствие  этого,  на  рынке  труда
сохраняется   потребность   подавляющей   части   этой   категории   в
оплачиваемой  работе.  В   общей   численности   безработных   женщины
составляют  52  -  55%.  В  наиболее  сложном положении на рынке труда
оказываются  слабозащищенные  категории  женщин  -  женщины,   имеющие
малолетних  детей  или детей-инвалидов, выпускницы общеобразовательных
учреждений  -  не  имеющие  опыта  работы,   женщины   предпенсионного
возраста,  жены  военнослужащих.  В  целях уменьшения остроты проблемы
занятости женщин в 1997 году предусматривается:
     - создание и развитие производств, применяющих  различные  режимы
занятости  женщин, в первую очередь организацией сферы услуг, народных
промыслов, а также использующих надомный труд;
     - социальная поддержка безработных -  членов  многодетных  семей,
одиноких  родителей  и  родителей,  имеющих  детей-инвалидов,  а также
семей, где оба родителя являются безработными;
     - увеличение объема упреждающей переподготовки работниц  основных
профессий в организациях, не имеющих перспектив дальнейшего развития;
     - оказание финансовой поддержки в развитии индивидуально-трудовой
деятельности женщинам, обратившимся в службу занятости.

                  Занятость освобожденных из учреждений,              
                           исполняющих наказание                      

     Освобожденные из мест лишения свободы сталкиваются с  повышенными
трудностям  при  подборе  нового  рабочего  места. В 1997 году в целях
усиления   социальной   защиты   лиц   данной   категории,   повышения
эффективности их трудоустройства предполагаются следующие меры:
     -  службе  занятости  совместно  с   администрацией   учреждений,
исполняющих  уголовное  наказание  в  виде лишения свободы, продолжить
практику   организации   упреждающего   профессионального    обучения,
переподготовки  и  повышения  квалификации  лиц, освобождаемых из мест
лишения свободы;
     - службе занятости с учетом конъюнктуры рынка труда  организовать
профподготовку  для  данной  категории граждан, с целью обеспечения их
конкурентоспособности на рынке труда.

                  Поддержка граждан, уволенных с военной              
                         службы, и членов их семей                    

     Одним  из  следствий  реформ,  проводимых  в  Вооруженных   Силах
Российской   Федерации,  является  сокращение  определенной  части  их
кадрового состава.
     Граждане, увольняемые из Вооруженных Сил, отличаются мобильностью
и образованностью.
     С осложнением ситуации  на  рынке  труда  возрастает  численность
уволенных  с  военной  службы  граждан,  обращающихся  в органы службы
занятости за содействием в трудоустройстве. В 1  полугодии  1996  года
численность  этих  граждан составила почти 300 человек, что в 1.2 раза
превышает аналогичный показатель 1995 года.
     Основные мероприятия по  поддержке  граждан  указанной  категории
будут  реализовываться в рамках федеральной программы переподготовки и
обеспечения занятости граждан, уволенных с военной службы, и членов их
семей на 1996 - 1998 годы.
     В прогнозируемом периоде часть мероприятий будет  реализовываться
с участием службы занятости:
     - оказывать поддержку в профессиональной подготовке и последующем
трудоустройстве,   в  т.ч.  в  сфере  предпринимательства,  гражданам,
уволенным с военной службы и членам их семей;
     - облвоенкомату создать в воинских частях, учебных  заведениях  и
военкоматах    внештатные    справочно-консультационные   пункты   для
проведения  профессиональной  ориентации  военнослужащих,   подлежащих
увольнению из Вооруженных Сил.

               Поддержка беженцев и вынужденных переселенцев          

     Миграционная  политика  в  части  поддержки  занятости  населения
призвана  содействовать  преодолению  географических расхождений между
спросом и  предложением  на  квалифицированную  рабочую  силу,  защите
внутреннего   рынка   труда,   смягчению  его  напряженности  за  счет
временного использования рабочей силы за рубежом, защите трудовых прав
и интересов мигрантов.
     Учитывая    проблемы,     вызванные     вынужденной     миграцией
трудоспособного   населения   в  Вологодскую  область,  органы  службы
занятости совместно с территориальной миграционной службой и  органами
исполнительной  власти  в  прогнозируемом  периоде будут реализовывать
следующие меры:
     - стимулирование переезда беженцев и вынужденных  переселенцев  в
сельскую местность с учетом их пожеланий;
     -   трудоустройство   беженцев   и   вынужденных    переселенцев,
обратившихся в службу занятости;
     -  финансирование  миграционной   службой   конкретных   проектов
создания  новых дополнительных рабочих мест для беженцев и вынужденных
переселенцев.
     Для  снятия  напряженности  на  областном  рынке   труда   служба
занятости     будет     продолжать     осуществлять    внутриобластное
перераспределение  трудовых   ресурсов,   в   прогнозируемом   периоде
предполагается переселить 90 семей в сельскую местность.
     Кроме того, на контроле миграционной службы  и  службы  занятости
будет  находится  процесс  привлечения  в  область иностранной рабочей
силы.

                     Мероприятия в условиях кризисной                 
                      ситуации с занятостью населения                 

     В 1996 году ситуацию на рынке труда в целом  по  области  удалось
держать  под  контролем,  уровень  безработицы  не  превысил социально
допустимого. В то же время в 20 районах наблюдалось резкое  увеличение
числа   безработных,   уровень  безработицы  превысил  среднеобластной
показатель.
     В 24 районах средств  фонда  занятости  было  не  достаточно  для
осуществления  политики  занятости  населения и материальной поддержки
безработных. В течение года эти районы были дотационными.
     Такое положение на рынке  труда  ряда  районов  и  предполагаемое
массовое   высвобождение   работников   в  АО  "Северсталь"  и  других
предприятиях г. Череповца дает основание для разработки мер в условиях
кризисной ситуации с занятостью населения в 1997 году.
     Преградой   содействия   занятости   населения   в   1997    году
предусматривается  осуществление  ряда  мер, направленных на смягчение
ситуации с занятостью населения, в частности:
     -  установление  временных  жестких  критериев,  регламентирующих
массовое  высвобождение  работников,  а в необходимых случаях принятие
решения  Губернатора   области   или   главы   городского,   районного
самоуправления   о   приостановке   высвобождения  или  поэтапном  его
проведении;
     -  организация  системы  обучения  и  переподготовки   работников
предприятий  и  организаций  в  период  проведения реорганизационных и
ликвидационных процедур;
     - стимулирование создания новых предпринимательских  структур,  в
которых  половина  (и  не  менее)  состава работников будет принята из
числа безработных, путем  освобождения  таких  предприятий  в  течение
одного-двух  лет  с момента получения прибыли от всех видов платежей и
отчислений от прибыли в местный бюджет;
     - принятие главами городского, районного  самоуправления  решений
по сохранению рабочих мест на предприятиях областной или муниципальной
собственности;
     -  использование  мер  по  внутриобластному  и  перераспределению
трудовых ресурсов;
     -  внесение  изменений  в  статьи  расходования   средств   фонда
занятости;
     - ужесточение контроля за расходованием средств фонда занятости;
     - принятие безотлагательных мер по привлечению к  ответственности
работодателей,  уклоняющихся  от  уплаты  средств в фонд занятости или
преднамеренно занижающих размеры этих отчислений;
     - изменение режима работы центров занятости населения.

               Развитие и совершенствование работы областной          
                государственной службы занятости населения            

     Развитию  службы  занятости  способствует  формирование  сети  ее
территориальных   органов,  обеспечивающих  всем  гражданам  свободный
доступ к услугам службы занятости, возможность  гибко  и  своевременно
реагировать на изменения ситуации на рынке труда.
     Улучшение обслуживания возрастающего потока граждан, обращающихся
в  службу  занятости,  предполагается  обеспечить  за счет дальнейшего
внедрения    компьютерных    систем,     прогрессивных     технологий,
информационной  поддержки  преградам  содействия занятости и повышения
квалификации работников органов службы занятости.
     Для повышения эффективности работы  службы  занятости  необходимо
совершенствовать  практику работы координационных комитетов содействия
занятости населения, систематически  рассматривать  на  их  заседаниях
вопросы   реализации   программы,   проблемы,   возникшие  в  ходе  ее
выполнения.
     В  целях  оперативного  и  гибкого  реагирования   на   изменения
конъюнктуры  в  сфере  занятости  в 1997 году получит свое продолжение
информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда через
электронные  и  печатные  средства  массовой  информации,  в том числе
через  специализированное  периодическое  издание  областного   центра
занятости населения информационный бюллетень "Биржа труда".

                    Эффективность реализации программы                

     Реализация Программы 1997 года позволит:
     - смягчить напряженность на  рынке  труда  и  тем  самым  создать
благоприятные  условия  для  занятости населения путем развития малого
бизнеса, повышения конкурентоспособности рабочей силы  через  развитие
системы обучения кадров;
     - создать условия  для  быстрейшего  трудоустройства  безработных
граждан, т.е. свести до минимума время поиска работы.
     Реализация  Программы  позволит  сдержать   уровень   официальной
безработицы  в  пределах 6.8%, оказать содействие в трудоустройстве 16
тыс. граждан, обеспечить трудоустройство на временные  работы  1  тыс.
человек,    предоставить   возможность   получения   необходимых   для
последующего трудоустройства профессиональных  навыков  и  знаний  2.0
тыс.  безработных  граждан,  создать  для  безработных  граждан 5 тыс.
рабочих мест.
     Кроме того, Программа позволит провести профориентационную работу
с  30  тысячам  незанятого  населения и учащейся молодежью, 40 тысячам
безработных граждан оказать материальную помощь.

                    Формирование и расходование средств               
                        областного фонда занятости                    
                           населения на 1996 год                      
                                                                      
     При формировании фонда  занятости  предполагалось,  что  норматив
отчислений  сохранится  на  уровне 1.5% фонда оплаты труда, а норматив
отчислений  в  Федеральную  часть  фонда  занятости  составит  2%   от
обязательных отчислений страховых взносов работодателей.

                                  Бюджет                              
               Государственного фонда занятости на 1997 год           

                                                           (млн. руб.)
--------------------------------------------------T-------T---------T--------¬
¦     Наименование статей доходов и расходов      ¦Ожид.  ¦Проект на¦1997 г. ¦
¦                                                 ¦1996 г.¦1997 г.  ¦в %% к  ¦
¦                                                 ¦       ¦         ¦1996 г. ¦
+-------------------------------------------------+-------+---------+--------+
¦1. Уровень безработицы, %                        ¦    4.3¦      6.8¦   158  ¦
¦2. Доходы фонда занятости,                       ¦78900  ¦ 109500  ¦   125  ¦
¦в том числе:                                     ¦       ¦         ¦        ¦
¦2.1. Переходящий остаток средств прошлого года   ¦10918  ¦   3000  ¦    28  ¦
¦2.2. Поступление страховых взносов               ¦53382  ¦  76000  ¦   142  ¦
¦2.3. Дотация на покрытие дефицита бюджета, всего ¦  -    ¦  15200  ¦        ¦
¦в том числе:                                     ¦       ¦         ¦        ¦
¦- за счет средств СЗ                             ¦  -    ¦  15200  ¦        ¦
¦2.4. Прочие поступления                          ¦14600  ¦  15000  ¦   103  ¦
¦3. Расходы фонда занятости, всего                ¦78900  ¦ 109200  ¦   138  ¦
¦в том числе:                                     ¦       ¦         ¦        ¦
¦3.1. Отчисления в Федеральный резервный фонд     ¦ 2700  ¦  15200  ¦5.6 раза¦
¦3.2. Программы активной политики занятости, всего¦13200  ¦  15500  ¦   117  ¦
¦в том числе:                                     ¦       ¦         ¦        ¦
¦3.2.1. Профобучение, профориентация и            ¦ 4000  ¦   4000  ¦   100  ¦
¦консультация                                     ¦       ¦         ¦        ¦
¦3.2.2. Создание и сохранение рабочих мест        ¦ 7900  ¦  10000  ¦   127  ¦
¦3.2.3. Компенсационные выплаты, находящимся в    ¦  500  ¦    500  ¦   100  ¦
¦вынужденных отпусках                             ¦       ¦         ¦        ¦
¦3.2.4. Общественные работы и временная занятость ¦  800  ¦   1000  ¦   125  ¦
¦3.3. Программы материальной поддержки            ¦40000  ¦  56900  ¦   142  ¦
¦безработных, всего                               ¦       ¦         ¦        ¦
¦в том числе:                                     ¦       ¦         ¦        ¦
¦3.3.1. Выплата пособий и материальной помощи     ¦39000  ¦  54900  ¦   141  ¦
¦3.3.2. Досрочные пенсии                          ¦ 1000  ¦   2000  ¦   200  ¦
¦3.4. Образование страхового резерва              ¦ 3000  ¦   5000  ¦   167  ¦
¦3.5. Информационное обеспечение программы        ¦ 1600  ¦   1600  ¦   100  ¦
¦занятости                                        ¦       ¦         ¦        ¦
¦3.6. Финансирование социальной сферы             ¦ 1000  ¦   1000  ¦   100  ¦
¦3.7. Долевое участие в капитальном строительстве ¦ 5400  ¦   4000  ¦    74  ¦
¦3.8. Содержание органов службы занятости         ¦12000  ¦  10000  ¦    83  ¦
L-------------------------------------------------+-------+---------+---------
                                                                      

                 Финансовое обеспечение выполнения
                  программы содействия занятости
                       населения на 1997 год

     Для осуществления мероприятий по содействию  занятости  населения
области в 1997 году необходимо 80100 млн. рублей, в том числе:
     - средства предприятий - 7000 млн. рублей;
     - средства областного фонда занятости - 60800 млн. рублей.
     Исходя из данного расчета, в 1997 году потребуются дополнительные
средства из Федерального фонда занятости в сумме 15200 млн. рублей.

                     Контроль за реализацией программы                

     Контроль за ходом выполнения Программы, выбор степени  и  тактики
управления   трудовыми   ресурсами   будет   осуществляться  областным
Координационным    комитетом    содействия    занятости     населения.
Соответственно    возможны    корректировки    основных    программных
мероприятий, находящихся в зависимости от фактического положения дел в
отраслях  экономики  области,  финансовых  ресурсов  областного  фонда
занятости, областного и местных бюджетов,  предприятий  и  организаций
области.


     Приложение N 1

                                  БАЛАНС                              
                     ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПО ВОЛОГОДСКОЙ                 
                            ОБЛАСТИ НА 1997 ГОД                       

----------------------------------------T---------T--------T-------T--------¬
¦              Показатели               ¦Единица  ¦1995 г. ¦1996 г.¦1997 г. ¦
¦                                       ¦измерения¦отчет   ¦оценка ¦прогноз ¦
+---------------------------------------+---------+--------+-------+--------+
¦Трудовые ресурсы                       ¦тыс. чел.¦  744.9 ¦  747  ¦  750   ¦
¦Численность занятых в экономике, всего ¦   -"-   ¦  603.7 ¦  595  ¦  590   ¦
¦из них:                                ¦         ¦        ¦       ¦        ¦
¦В материальном производстве, всего     ¦   -"-   ¦  419.5 ¦  411.5¦  407.5 ¦
¦в том числе по отраслям                ¦         ¦        ¦       ¦        ¦
¦- в промышленности                     ¦   -"-   ¦  191   ¦  191  ¦  192   ¦
¦- в сельском хозяйстве                 ¦   -"-   ¦   74   ¦   73  ¦   72   ¦
¦- в лесном хозяйстве                   ¦   -"-   ¦    4.4 ¦    4.3¦    4.3 ¦
¦- на транспорте и связи (в части       ¦   -"-   ¦   32.1 ¦   31  ¦   30   ¦
¦обслуживания производства)             ¦         ¦        ¦       ¦        ¦
¦- в строительстве                      ¦   -"-   ¦   59.4 ¦   57  ¦   55   ¦
¦- в торговле, общепите, заготовках и   ¦   -"-   ¦   51   ¦   50  ¦   49   ¦
¦материально техническом снабжении      ¦         ¦        ¦       ¦        ¦
¦- инф.-вычислительном обслуживании     ¦   -"-   ¦    0.2 ¦    0.2¦    0.3 ¦
¦- в прочих отраслях материального пр-ва¦   -"-   ¦    7.4 ¦    5.0¦    5.0 ¦
¦В непроизводственной сфере - всего     ¦   -"-   ¦  184.2 ¦  183.5¦  182.5 ¦
¦в том числе по отраслям:               ¦         ¦        ¦       ¦        ¦
¦- в жилищно-коммунальном хозяйстве     ¦   -"-   ¦   28.7 ¦   28.5¦   28.5 ¦
¦- в здравоохранении, физ. культуре и   ¦   -"-   ¦   39.6 ¦   40  ¦   40   ¦
¦соц. обеспечении                       ¦         ¦        ¦       ¦        ¦
¦- в народном образовании, культуре и   ¦   -"-   ¦   71   ¦   72  ¦   72   ¦
¦искусстве, науке и научном обслуживании¦         ¦        ¦       ¦        ¦
¦- на транспорте и связи (в части       ¦   -"-   ¦   12   ¦   11.5¦   11   ¦
¦обслуживания  населения и непр.        ¦         ¦        ¦       ¦        ¦
¦отраслей)                              ¦         ¦        ¦       ¦        ¦
¦- в кредитовании, финансовом           ¦   -"-   ¦    6.8 ¦    7  ¦    7.5 ¦
¦страховании, пенсионном обеспечении    ¦         ¦        ¦       ¦        ¦
¦- в аппарате кооп. и общ. организаций  ¦   -"-   ¦   18.7 ¦   17  ¦   16   ¦
¦- прочие отрасли                       ¦   -"-   ¦    7.4 ¦    7.5¦    7.5 ¦
¦Численности занятых:                   ¦         ¦        ¦       ¦        ¦
¦- на предприятиях и в организациях     ¦   -"-   ¦  213.4 ¦  208  ¦  206   ¦
¦госсектора                             ¦         ¦        ¦       ¦        ¦
¦- в общественных объединениях и        ¦   -"-   ¦    6.1 ¦    5.0¦    5.0 ¦
¦организациях                           ¦         ¦        ¦       ¦        ¦
¦- на предприятиях и в организациях со  ¦   -"-   ¦  135.8 ¦  133  ¦  130   ¦
¦смешанной формой собственности         ¦         ¦        ¦       ¦        ¦
¦- в совместных предприятиях            ¦   -"-   ¦    3.7 ¦    4  ¦    4   ¦
¦- в частном секторе - всего (с учетом  ¦   -"-   ¦  244.7 ¦  245  ¦  245   ¦
¦личного подсобного хозяйства)          ¦         ¦        ¦       ¦        ¦
¦в том числе:                           ¦         ¦        ¦       ¦        ¦
¦- в крестьянских (фермерских)          ¦   -"-   ¦   10.8 ¦   10  ¦    9   ¦
¦хозяйствах (включая наемных работников)¦         ¦        ¦       ¦        ¦
¦- в зарегистрированных частных         ¦   -"-   ¦  210.3 ¦  211  ¦  212   ¦
¦предприятиях                           ¦         ¦        ¦       ¦        ¦
¦- лица, занятые индивиду индивидуальным¦   -"-   ¦   23.6 ¦   24  ¦   24   ¦
¦трудом и по найму у отдельных граждан  ¦         ¦        ¦       ¦        ¦
¦Учащиеся (с отрывом от производства)   ¦   -"-   ¦   49.3 ¦   51  ¦   53   ¦
¦Занятые в домашнем хозяйстве,          ¦   -"-   ¦   41.7 ¦   43  ¦   44   ¦
¦военнослужащие и другие                ¦         ¦        ¦       ¦        ¦
¦Лица, не занятые трудовой деятельностью¦   -"-   ¦   50.2 ¦   58  ¦   63   ¦
¦и учебой                               ¦         ¦        ¦       ¦        ¦
¦в том числе:                           ¦         ¦        ¦       ¦        ¦
¦- лица, имеющие статус безработного на ¦   -"-   ¦   18.9 ¦   28.2¦   44.4 ¦
¦01.01.                                 ¦         ¦        ¦       ¦        ¦
¦Доля безработных в общей численности   ¦    %%   ¦    3.0 ¦    3.9¦    5.8 ¦
¦экономически активного населения (в    ¦         ¦        ¦       ¦        ¦
¦среднегодовом исчислении)              ¦         ¦        ¦       ¦        ¦
L---------------------------------------+---------+--------+-------+---------
                                                                      

     Приложение N 2

                                  ПРОГНОЗ                             
                  ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ, ВЫСВОБОЖДЕННЫХ              
                ИЗ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА В 1997 ГОДУ           

----------------------------------T-----------T----------------------¬
¦    Отрасли народного хоз-ва     ¦Численность¦    Высвобождаемых    ¦
¦                                 ¦рабочих и  +----------------T-----+
¦                                 ¦служащих   ¦% от численности¦Чел. ¦
¦                                 ¦(тыс. чел.)¦                ¦     ¦
+---------------------------------+-----------+----------------+-----+
¦Всего по народное хоз-ву         ¦   590     ¦        2.5%    ¦14750¦
¦в том числе:                     ¦           ¦                ¦     ¦
¦- промышленность                 ¦   192     ¦        2.2     ¦ 4224¦
¦- сельское хозяйство             ¦    72     ¦        2.2     ¦ 1584¦
¦- строительство                  ¦    55     ¦        4.0     ¦ 2200¦
¦- транспорт и связь              ¦    30     ¦        2.0     ¦  600¦
¦- торговля и общественное питание¦    49     ¦        4.0     ¦ 1960¦
¦- жилищно-коммунальное хозяйство ¦    28.5   ¦        1.0     ¦  290¦
¦- аппарат управления             ¦    16.0   ¦        1.5     ¦  240¦
¦- другие отрасли                 ¦   147.5   ¦        2.5     ¦ 3652¦
L---------------------------------+-----------+----------------+------
                                                                      

     Приложение N 3

                      Прогноз рынка труда на 1997 год                 

(тыс.чел.)
------------------------------------------T-------T--------------------¬
¦                                         ¦1996 г.¦ 1997 год (прогноз) ¦
¦                                         ¦       +---------T----------+
¦                                         ¦       ¦I вариант¦II вариант¦
+-----------------------------------------+-------+---------+----------+
¦              I. Предложение рабочей силы на рынке труда              ¦
+-----------------------------------------T-------T---------T----------+
¦1. Всего:                                ¦148.9  ¦ 153.7   ¦  168.1   ¦
¦в том числе:                             ¦       ¦         ¦          ¦
¦- высвобожденные работники               ¦  8.6  ¦  14.8   ¦   15.0   ¦
¦- уволенные по причине текучести кадров  ¦100.5  ¦  99.1   ¦  110.0   ¦
¦- молодежь                               ¦ 16.9  ¦  16.0   ¦   17.0   ¦
¦- женщины, выходящие на работу из отпуска¦  0.2  ¦   0.3   ¦    0.3   ¦
¦по уходу за ребенком                     ¦       ¦         ¦          ¦
¦- уволенные из ВС                        ¦  6.0  ¦   5.0   ¦    5.0   ¦
¦- освобожденные из мест лишения свободы  ¦  1.5  ¦   1.8   ¦    1.8   ¦
¦- беженцы                                ¦  1.2  ¦   0.7   ¦    1.0   ¦
¦- временно незанятые                     ¦ 14.0  ¦  16.0   ¦   18.0   ¦
+-----------------------------------------+-------+---------+----------+
¦            II. Распределение рабочей силы на рынке труда             ¦
+-----------------------------------------T-------T---------T----------+
¦1. Трудоустроятся самостоятельно         ¦       ¦  99.0   ¦  109.3   ¦
¦2. Обратятся в службу занятости в        ¦ 46.2  ¦  54.7   ¦   58.8   ¦
¦прогнозируемом периоде                   ¦       ¦         ¦          ¦
¦из них:                                  ¦       ¦         ¦          ¦
¦а) - будут поставлены на учет            ¦ 39.5  ¦  49.5   ¦   53.5   ¦
¦3. Численность безработных на начало     ¦ 18.9  ¦  28.2   ¦   28.2   ¦
¦прогнозируемого периода                  ¦       ¦         ¦          ¦
¦4. Всего будет поставлено на учет        ¦ 58.4  ¦  77.7   ¦   81.7   ¦
¦(безработных 2а + 3)                     ¦       ¦         ¦          ¦
¦Из них:                                  ¦       ¦         ¦          ¦
¦- будут трудоустроены                    ¦ 14.5  ¦  16.0   ¦   15.0   ¦
¦- будут оформлены на досрочную пенсию    ¦  0.2  ¦   0.3   ¦    0.4   ¦
¦- будут направлены на профобучение       ¦  1.5  ¦   2.0   ¦    2.0   ¦
¦- будут сняты с учета по другим причинам ¦ 14.0  ¦  15.0   ¦   16.5   ¦
¦5. Численность безработных на конец      ¦ 28.2  ¦  44.4   ¦   47.8   ¦
¦прогнозируемого периода                  ¦       ¦         ¦          ¦
¦из них:                                  ¦       ¦         ¦          ¦
¦- будут получать пособие по безработице  ¦ 25.5  ¦  40.0   ¦   43.0   ¦
¦6. Уровень безработицы (численность      ¦  4.3% ¦   6.8%  ¦    7.4%  ¦
¦безработных к экономически активному     ¦       ¦         ¦          ¦
¦населению) на конец года                 ¦       ¦         ¦          ¦
L-----------------------------------------+-------+---------+-----------
                                                                      

Информация по документу
Читайте также