Расширенный поиск
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 25.02.1999 № 120ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25.02.99 N 120 г. Вологда Об Основных направлениях развития образования Вологодской области на 1999-2003 годы Законодательное Собрание области ПОСТАНОВЛЯЕТ: Одобрить прилагаемые Основные направления развития образования Вологодской области на 1999-2003 годы. Председатель Законодательного Собрания области Г.Т. Хрипель Одобрены постановлением Законодательного Собрания области от 25.02.99 N 120 Основные направления развития образования Вологодской области на 1999-2003 годы I. Введение Нормативно-правовой базой для разработки Основных направлений развития образования Вологодской области на 1999-2003 годы являются: 1. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.92 г. N 3266-1 (в ред. федеральных законов от 13.01.96 N 12-ФЗ и от 16.11.97 N 144-ФЗ); 2. Федеральный закон "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" от 16.05.95 г. N 74-ФЗ; 3. Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.96 N 125-ФЗ; 4. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от от 21.12.96 N 159-ФЗ (в ред. от 08.02.98); 5. Законы Вологодской области: "О государственной молодежной политике" от 05.07.96 N 90-ОЗ; "О государственной поддержке работников государственных и муниципальных учреждений бюджетной сферы" от 11.02.97 г. N 124-ОЗ (с последующими изменениями); "Об основах организации и деятельности органов опеки и попечительства" от 09.10.97 N 190-ОЗ; "О социальных нормах Вологодской области" от 12.11.97 N 202-ОЗ (с последующими изменениями); "О надбавках за стаж работы работникам образования и культуры" от 05.12.97 N 220-ОЗ; "О государственной поддержке работников государственных и муниципальных учреждений и организаций бюджетной сферы" от 30.10.98 N 308-ОЗ. II. Состояние региональной системы образования К настоящему времени в области сложилась устойчивая система образования. Сеть образовательных учреждений представлена более чем 1800 учреждениями разного типа и уровня. Каждая из подсистем региональной образовательной системы (начальное, общее среднее, профессиональное, дополнительное, коррекционное образование) достаточно развита. В 686 дошкольных учреждениях воспитывается более 44 тыс.детей, в 820 школах обучается более 199 тысяч учащихся. В коррекционных образовательных учреждениях воспитывается почти 54 тыс.детей и подростков с нарушениями в здоровье, развитии и поведении, почти 2/3 из них - дети, оставшиеся без попечения родителей. В 62 профессиональных образовательных учреждениях, финансируемых из областного бюджета, обучается 25700 учащихся. Кроме того, на территории области 18 средних специальных учебных заведений ведомственного подчинения и 7 высших учебных заведений, 6 из которых финансируются из федерального бюджета. Всего в системе образования области обучается и воспитывается более 340 тысяч человек. Численность работающих в образовательных учреждениях, финансируемых из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, составляет более 52 тысяч человек, из них 28 тысяч - педагогические работники. В последние годы положение с кадрами в сфере образования несколько стабилизировалось: уменьшилась текучесть, сокращается число вакансий. Аттестация педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений, целенаправленная работа по повышению их квалификации стали важнейшими факторами в работе по повышению уровня преподавания и результатов обучения. Совершенствуется содержание образования: вводятся новые курсы, внедряются новые программы, педагогические технологии и методики. В учреждениях профессионального образования сохраняются объемы подготовки специалистов для важнейших отраслей народного хозяйства. Сложившаяся в области система образования позволяет своевременно реагировать на изменения в социально-экономической ситуации. В связи с ухудшением здоровья детей, увеличением числа детей с задержками в развитии, социальной и школьной дезадаптацией в образовательных учреждениях области открыто 407 классов выравнивания, в которых обучается 4,5 тыс. детей с задержкой психического развития, 515 классов компенсирующего обучения для детей со школьной дезадаптацией. Более 700 подростков, не имеющих основного среднего образования, обучаются профессии в системе начального профессионального образования. Получают поддержку и нетрадиционные типы образовательных учреждений, реализующие программы повышенного уровня обучения: гимназии, лицеи, колледжи; открыто достаточное число классов с углубленным изучением отдельных предметов. Школа в основном удовлетворяет возросшие требования значительной части населения области к уровню образования. Увеличивается число выпусников школ, продолжающих обучение в средних специальных и высших учебных заведениях. Так, из числа выпускников школ области в 1992 году 24,7 процента поступили в высшие учебные заведения, в 1996 - 46,0, в 1997 - 47 процентов, что подтверждает конкурентоспособность выпускников школ Вологодской области. При всей сложности ситуации в области удалось сохранить сеть учреждений дополнительного образования, не допустить их коммерциализации. В настоящее время в системе дополнительного образования занимается более 50 тысяч детей. Через систему образования реализуются многие социальные программы, направленные на поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из семей, нуждающихся в помощи государства. В 1997-1998 годах приняты четыре закона Вологодской области, направленные на повышение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе работников образования. Совершенствуется система управления региональным образованием, его научное, информационное и методическое обеспечение. Вместе с тем обострение социально-экономической ситуации в стране и области отразилось и на состоянии региональной системы образования. С 1991 года идет резкое снижение объемов школьного строительства. Число ученических мест в введенных в эксплуатацию образовательных учреждениях составило за этот период: ----------------------------------------------------------- ¦ Год ¦ 1992 ¦ 1993 ¦ 1994 ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ ----------------------------------------------------------- ¦ Число ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ученических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мест в школах ¦ 6052 ¦ 3379 ¦ 2424 ¦ 1274 ¦ 1400 ¦ 514 ¦ ----------------------------------------------------------- Совсем прекратилось строительство в системе профессионального образования. Из 57 школ и 36 детских садов, строительство которых начато более 10 лет назад, продолжают строиться только 12 объектов. Основательно изношены основные фонды системы образования: 70 школ в 19 районах области признаны аварийными, в срочном капитальном ремонте нуждаются 227 зданий учреждений дошкольного образования, 329 зданий школ, 30 учебно-производственных зданий профессиональных образовательных учреждений, 17 зданий детских домов. Остается низким уровень комфортности в образовательных учреждениях, особенно на селе. Во многих из них не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы и требования. Из 2922 зданий 903 не имеют центрального отопления, 867 - водопровода, 1192 - системы канализации. Полностью прекращено финансирование расходов на материально-техническое оснащение и обновление учебно-материальной базы учреждений образования. Расходы на учебные цели при формировании областного и местных бюджетов не планируются совсем, а предусматриваемые в бюджетах расходы на учебники не позволяют решить эту проблему на уровне современных требований. В сфере образования усугубляются проблемы, связанные с неудовлетворенным спросом специалистов на учебно-методическую и научную информацию. Централизованное обеспечение методической и научной литературой отсутствует, а компенсации на книгоиздательскую продукцию педагогам из-за отсутствия средств в большинстве районов на протяжении двух-трех лет не выплачиваются. Повышение квалификации педагогических кадров также не осуществляется в полном объеме из-за отсутствия средств на командировочные расходы и в связи с несвоевременной выплатой заработной платы, уровень которой остается низким. Все это вызывает обоснованный протест работников образования, усиливает социальную напряженность и ведет к значительным потерям учебного времени. Наблюдается устойчивая тенденция к ухудшению здоровья детей, вызванному критическим состоянием экологической и социальноэкономической обстановки, учебными перегрузками, плохим питанием. Снижаются результаты обучения. Только за два последних года успеваемость в общеобразовательных школах снизилась с 98,3 до 97,1 процента, а число второгодников составляет по области 2,2 процента, это 5770 учащихся (число 10-15 условных школ). Многие учащиеся в силу своего развития и ограниченных способностей не могут усвоить существующие программы. Требуются серьезная переработка содержания образования, внедрение новых методик и технологий обучения, рассмотрение возможности увеличения сроков обучения. Продолжается процесс выбытия учащихся из школ до получения ими основного общего образования. Увеличивается число правонарушений среди несовершеннолетних. В основном это кражи и грабежи, причиной которых являются недоедание и голод. В условиях недофинансирования сферы образования стали устойчивыми невыплаты стипендий учащимся образовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета (задолженность составляет 2 года). Практически не осуществляется предусмотренная законодательством система государственного обеспечения учащихся начального профессионального образования, а содержание в учреждениях детей-сирот не отвечает установленным нормам. Выплата пособий семьям опекунов систематически задерживается, а в ряде районов пособия не выплачиваются годами, в результате чего участились факты возвращения детей из семей опекунов обратно в детские дома (1997 год - 20 случаев, 1998 год - более 100 случаев). В области не выполняется в полной мере законодательство по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прежде всего по обеспечению жильем и их трудоустройству. Областные целевые программы в сфере образования финансируются менее чем на 50 процентов от запланированных расходов. Региональная система образования, развивающаяся на протяжении последних лет исключительно за счет внутренних резервов, на основе накопленного опыта, сложившихся традиций и ресурсов, в настоящее время нуждается в существенной поддержке. III. Цели и задачи Основные направления развития образования Вологодской области на 1999-2003 годы являются организационной основой всей региональной политики в области образования, нацелены на сохранение системы образования от разрушения, создание предпосылок для ее стабилизации и дальнейшего развития, обеспечение конституционного права граждан области на образование. Для реализации поставленных целей предусматривается решить следующие задачи: создать достаточно полную региональную нормативно-правовую базу в области образования; продолжить совершенствование системы управления региональным образованием в условиях ее демократизации и децентрализации; выработать систему мер по эффективному использованию бюджетных и внебюджетных средств на нужды образования; провести реорганизацию сети образовательных учреждений для более полного удовлетворения потребностей населения в образовательных услугах; создать условия для сохранения кадрового потенциала сферы образования, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров; повысить эффективность научного, информационно-методического обеспечения образовательного процесса и комплекса мер по обновлению содержания образования; разработать систему дополнительных мер по социальной поддержке работников сферы образования и обучающихся воспитанников; создать условия для развития учебно-материальной базы образовательных учреждений. IV. Основные направления развития образования в 1999-2003 г.г. 1. Формирование нормативно-правовой базы ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ N ¦ ¦ Сроки ¦ Исполнители ¦ ¦ п/п ¦ ¦ исполнения ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 1. Развитие региональной системы образования ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 1.1 ¦ Разработка дополнений к Закону Российской ¦ 2000 г. ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ Федерации "Об образовании" ¦ ¦ администрации области ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 1.2 ¦ Заключение соглашения администрации Вологодской ¦ 1999 г. ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ области с Министерством общего и профессионального ¦ ¦ администрации области ¦ ¦ ¦ образования и Министерством сельского хозяйства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ продовольствия Российской Федерации по вопросам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исполнения Закона РФ "Об образовании" ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 1.3 ¦ Заключение соглашений о сотрудничестве по развитию ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ региональной системы образования между ¦ 2000 гг. ¦ администрации области ¦ ¦ ¦ департаментом образования и органами управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образованием администраций муниципальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образований ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 1.4 ¦ Разработка областной программы "Лицензирование, ¦ 2000 г. ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ аттестация и аккредитация образовательных ¦ ¦ администрации области ¦ ¦ ¦ учреждений" ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 1.5 ¦ Завершение работы по установлению государственного ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ статуса образовательным учреждениям области в ¦ 2000 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ соответствии со ст.12 Закона РФ "Об образовании" ¦ ¦ органы местного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ самоуправления ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 1.6 ¦ Разработка концепции развития образования на селе ¦ 2001 гг. ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ органы местного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ самоуправления ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 1.7 ¦ Разработка Положения о муниципальной и ¦ 1999 гг. ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ региональной экспериментальных площадках, об ¦ ¦ администрации области ¦ ¦ ¦ областном и муниципальных экспертных советах ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 2. Дошкольное образование ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 2.1 ¦ Введение в действие пакета документов по ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ аттестации и аккредитации дошкольных ¦ 2000 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ образовательных учреждений ¦ ¦ институт развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образования ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 2.2 ¦ Разработка Положения о группах кратковременного ¦ 2000 г. ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ пребывания детей в дошкольных образовательных ¦ ¦ администрации области ¦ ¦ ¦ учреждениях для подготовки их к школе ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 3. Среднее (полное) общее образование ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 3.1 ¦ Разработка и введение базисного учебного плана ¦ 1999 г. ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ общеобразовательных учреждений Вологодской области ¦ ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ институт развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образования ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 3.2 ¦ Разработка методических рекомендаций: ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ - о коррекционно - развивающем обучении; ¦ 2003 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ - об индивидуальном обучении больных детей; ¦ ¦ институт развития ¦ ¦ ¦ - о деятельности классных руководителей и ¦ ¦ образования ¦ ¦ ¦ воспитателей ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 4. Начальное и среднее профессиональное образование ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 4.1 ¦ Разработка концепции профессионального образования ¦ 2000 г. ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ (начального, среднего) ¦ ¦ администрации области ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 4.2 ¦ Разработка предложений о льготах по ¦ 1999 г. ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ налогообложению предприятиям и организациям, ¦ ¦ администрации области ¦ ¦ ¦ предоставляющим рабочие места для производственной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ практики учащимся и студентам учреждений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ начального, среднего и высшего профессионального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образования ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 4.3 ¦ Разработка программы обновления ¦ 2003 г. ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ материально-технической базы профессиональных ¦ ¦ администрации области ¦ ¦ ¦ учебных заведений ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 4.4 ¦ Внедрение в практику работы профессиональных ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ образовательных учреждений трехсторонних договоров ¦ 2003 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ на подготовку кадров (училище-учащийся- ¦ ¦ профессиональные ¦ ¦ ¦ предприятие-заказчик) ¦ ¦ образовательные учреждения ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 4.5 ¦ Совершенствование договорных отношений между ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ департаментом образования и службой занятости в ¦ 2000 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ части подготовки, переподготовки незанятого ¦ ¦ профессиональные ¦ ¦ ¦ населения, защиты интересов молодежи в условиях ¦ ¦ образовательные учреждения ¦ ¦ ¦ рыночной экономики ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 4.6 ¦ Разработка программ по предметам вариативной части ¦ 1999- ¦ институт развития ¦ ¦ ¦ рабочих учебных планов ¦ 2000 гг. ¦ образования ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 5. Дополнительное образование ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 5.1 ¦ Разработка методических рекомендаций по ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ оптимизации деятельности областных и муниципальных ¦ 2000 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ учреждений дополнительного образования ¦ ¦ институт развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образования ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 5.2 ¦ Издание авторских программ и методических пособий ¦ 1999- ¦ институт развития ¦ ¦ ¦ для педагогов дополнительного образования области ¦ 2000 гг. ¦ образования ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ 2. Оптимизация сети образовательных учреждений ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 1. ¦ Организация социологических исследований по ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ изучению образовательных запросов населения ¦ 2003 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ области ¦ ¦ органы местного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ самоуправления ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 2. ¦ Завершение регистрации образовательных учреждений ¦ 2000 г. ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ всех типов, приведение их учредительных документов ¦ ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ в соответствие с типологией образовательных ¦ ¦ органы местного ¦ ¦ ¦ учреждений ¦ ¦ самоуправления ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 3. ¦ Систематическое информирование населения о ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ возможностях региональной и муниципальных ¦ 2003 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ образовательных систем ¦ ¦ органы местного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ самоуправления ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 4. ¦ Создание достаточной сети образовательных ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ учреждений, удовлетворяющих потребности населения ¦ 2003 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ в образовательных услугах ¦ ¦ органы местного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ самоуправления ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 5. ¦ Ежегодное проведение областных и зональных ярмарок ¦ 1999- ¦ областной центр занятости, ¦ ¦ ¦ ученических и студенческих мест в профессиональных ¦ 2003 гг. ¦ комитет по делам молодежи, ¦ ¦ ¦ образовательных учреждениях ¦ ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ администрации области ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 6. ¦ Изучение потребностей рынка труда, прогнозирование ¦ 1999- ¦ областной центр занятости, ¦ ¦ ¦ инфраструктуры профессиональных образовательных ¦ 2003 гг. ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ учреждений с учетом экономического развития ¦ ¦ администрации области ¦ ¦ ¦ области ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 7. ¦ Развитие вариативной сети учреждений ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ дополнительного образования: ¦ 2003 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ - Детский музыкальный театр; ¦ ¦ муниципальные органы ¦ ¦ ¦ - школа традиционной народной культуры; ¦ ¦ управления образованием ¦ ¦ ¦ - учебно-оздоровительный центр "Лесная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - сказка" (санаторная школа); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - Центр детского творчества ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ 3. Обновление содержания и повышение качественного уровня образования ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 1. Развитие региональной системы образования ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 1.1 ¦ Создание условий, обеспечивающих введение ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ государственных образовательных стандартов: ¦ 2003 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ - базисного учебного плана; ¦ ¦ институт развития ¦ ¦ ¦ - образовательных программ. ¦ ¦ образования ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 1.2 ¦ Разработка и издание программно-методических ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ комплектов по образовательным темам: ¦ 2003 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ - природа Вологодского края; ¦ ¦ институт развития ¦ ¦ ¦ - история Вологодского края; ¦ ¦ образования ¦ ¦ ¦ - экономика Вологодской области; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - культура Вологодского края ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 1.3 ¦ Обеспечение преемственности в содержании ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ образовательных программ всех типов ¦ 2003 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ образовательных учреждений ¦ ¦ институт развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образования, муниципальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ органы управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образованием ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 1.4 ¦ Создание системы диагностики результативности ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ инновационной деятельности в сфере образования ¦ 2003 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ образования ¦ ¦ институт развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образования, муниципальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ органы управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образованием ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 2. Дошкольное образование ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 2.1 ¦ Создание условий для реализации развивающих ¦ 1999- ¦ институт развития ¦ ¦ ¦ программ: "Радуга", "Детство", "Дом радости", ¦ 2003 гг. ¦ образования, муниципальные ¦ ¦ ¦ "Развитие" и др. ¦ ¦ органы управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образованием ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 2.2 ¦ Поддержка семейного дошкольного образования: ¦ 1999- ¦ институт развития ¦ ¦ ¦ - разработка программы по подготовке к школе ¦ 2003 гг. ¦ образования, муниципальные ¦ ¦ ¦ детей, не посещающих дошкольные образовательные ¦ ¦ органы управления ¦ ¦ ¦ учреждения; ¦ ¦ образованием ¦ ¦ ¦ - организация информационно-консультативной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ помощи родителям по проблемам обучения и развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ребенка ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 2.3 ¦ Обеспечение преемственности дошкольного и ¦ 1999- ¦ институт развития ¦ ¦ ¦ начального образования ¦ 2003 гг. ¦ образования, муниципальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ органы управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образованием ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 3. Среднее (полное) общее образование ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 3.1 ¦ Разработка национально-региональных компонентов ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ базисного учебного плана Вологодской области ¦ 2000 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ институт развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образования ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 3.2 ¦ Издание региональных программ, учебников, учебных ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ пособий по образовательным темам: ¦ 2003 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ - история Вологодского края; ¦ ¦ институт развития ¦ ¦ ¦ - культура Вологодского края; ¦ ¦ образования ¦ ¦ ¦ - экономика Вологодской области; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - природа Вологодского края ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 3.3 ¦ Поддержка инновационно-педагогических проектов, ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ экспериментальных и авторских программ, ¦ 2003 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ направленных на обновление содержания образования ¦ ¦ институт развития ¦ ¦ ¦ и развитие личности, в том числе школ с ¦ ¦ образования, муниципальные ¦ ¦ ¦ углубленным изучением русской культуры ¦ ¦ органы управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образованием ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 3.4 ¦ Создание условий по внедрению в учебный процесс ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ новейших достижений в области информатики, ¦ 2003 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ экологии, технологий производства ¦ ¦ образовательные учреждения ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 3.5 ¦ Разработка системы мер по переходу на ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ четырехлетнее начальное образование ¦ 2000 гг. ¦ администрации области ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 3.6 ¦ Совершенствование системы обучения и воспитания ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ детей, имеющих отклонения в развитии: ¦ 2000 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ - классов выравнивания; ¦ ¦ муниципальные органы ¦ ¦ ¦ - классов компенсирующего обучения; ¦ ¦ управления образованием ¦ ¦ ¦ - сети специальных (коррекционных) образовательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учреждений ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 3.7 ¦ Обеспечение прав детей из сельской местности на ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ получение качественного образования: ¦ 2003 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ - сохранение сети образовательных учреждений на ¦ ¦ институт развития ¦ ¦ ¦ селе; ¦ ¦ образования, органы ¦ ¦ ¦ - создание и развитие новых типов учебных ¦ ¦ местного самоуправления ¦ ¦ ¦ заведений: детский сад - общеобразовательная школа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - музыкальная школа (спортивная, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ художественная и др.); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - разработка программы строительства, капитального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ремонта и реконструкции сельских образовательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учреждений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - организация подвоза детей в школы в соответствии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ с установленными требованиями; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - внедрение интегрированных учебных курсов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - разработка программы многопрофильной подготовки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учителей для работы в сельских школах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - создание условий для повышения квалификации в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соответствии с нормативными сроками для учителей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сельских школ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - внедрение системы целевой подготовки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специалистов для сельской школы в педагогических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательных учреждениях на контрактной основе; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - переход на базисный учебный план для сельской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ школы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - развитие и поддержка профессиональной подготовки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учащихся в общеобразовательной школе при условии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ создания соответствующей базы и сохранения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ традиций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - создание лаборатории по проблемам сельской школы ¦ 2001 г. ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 4. Начальное профессиональное образование ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 4.1 ¦ Изучение потребностей населения области в ¦ ¦ департаменты образования, ¦ ¦ ¦ получении начального профессионального образования ¦ ¦ труда и социального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития администрации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 4.2 ¦ Подготовка учащихся и студентов по расширенному ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ профилю обучения, в т.ч. по совмещенным ¦ 2002 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ (интегрированным) профессиям ¦ ¦ институт развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образования, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональные училища ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 4.3 ¦ Расширение подготовки специалистов для сервисной ¦ 1999- ¦ департаменты образования, ¦ ¦ ¦ службы, офисных служащих, специалистов для ¦ 2002 гг. ¦ труда и социального ¦ ¦ ¦ различных форм коммерческой деятельности ¦ ¦ развития администрации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 4.4 ¦ Организация на базе профессиональных училищ NN 42, ¦ 1999- ¦ департаменты образования, ¦ ¦ ¦ 44, 45, 47 учебно-консультативных пунктов по ¦ 2002 гг. ¦ сельского хозяйства и ¦ ¦ ¦ подготовке мастеров сельскохозяйственного ¦ ¦ продовольствия ¦ ¦ ¦ производства (фермеров) ¦ ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональные училища ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 4.5 ¦ Создание системы подготовки и переподготовки ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ взрослого населения на базе профессиональных ¦ 2003 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ училищ ¦ ¦ службы занятости, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональные училища ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 4.6 ¦ Оперативная подготовка по дефицитным ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ специальностям в соответствии с заявками службы ¦ 2000 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ занятости, предприятий и частных лиц ¦ ¦ службы занятости, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональные училища ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 4.7 ¦ Включение в учебно-вопитательный процесс занятий ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ по обучению молодежи приемам поиска работы и ¦ 2001 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ основам выбора профессии, психологических ¦ ¦ институт развития ¦ ¦ ¦ тренингов, направленных на развитие у учащихся и ¦ ¦ образования, ¦ ¦ ¦ студентов личностных качеств, необходимых для ¦ ¦ профессиональные училища ¦ ¦ ¦ адаптации в условиях рыночной экономики ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 5. Среднее профессиональное образование ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 5.1 ¦ Развитие договорных отношений между ¦ 1999- ¦ руководители вузов и ¦ ¦ ¦ однопрофильными средними специальными и высшими ¦ 2002 гг. ¦ средних специальных ¦ ¦ ¦ учебными заведениями: ¦ ¦ учебных заведений (ССУЗов) ¦ ¦ ¦ - Вологодская государственная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ молочно-хозяйственная академия (ВГМХА) - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Вологодский сельскохозяйственный техникум, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Кадниковский сельскохозяйственный техникум, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Тотемский лицей, Грязовецкий техникум механизации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и электрификации сельского хозяйства, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Великоустюгский сельскохозяйственный техникум; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - Вологодский технический университет (ВТУ) - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Вологодский машиностроительный техникум, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Вологодский строительный колледж, Сокольский ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лесопромышленный политехнический техникум; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - Череповецкий государственный университет (ЧГУ) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - Череповецкий металлургический колледж, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Череповецкий лесомеханический колледж ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 5.2 ¦ Открытие новых специальностей по отраслевой ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ экономике, экологии, информатике и другим ¦ 2002 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ направлениям ¦ ¦ руководители ССУЗов ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 5.3 ¦ Продолжение интеграции учреждений начального и ¦ ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ среднего профессионального образования ¦ ¦ администрации области ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 5.4 ¦ Использование базы ССУЗов для повышения ¦ 1999- ¦ руководители ¦ ¦ ¦ квалификации, подготовки и переподготовки ¦ 2002 гг. ¦ образовательных учреждений ¦ ¦ ¦ специалистов, высвобождающихся работников и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ незанятого населения с учетом социального заказа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ службы занятости ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 5.5 ¦ Использование возможностей вузов области для ¦ 1999- ¦ совет директоров ССУЗов, ¦ ¦ ¦ повышения квалификации педагогических и ¦ 2002 гг. ¦ совет ректоров вузов ¦ ¦ ¦ руководящих кадров ССУЗов: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - преподавателей спецдисциплин ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сельскохозяйственного профиля на базе ВГМХА, ИПК ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кадров АПК; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - руководителей ССУзов, преподавателей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ социально-экономических и гуманитарных дисциплин ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на базе института развития образования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Вологодского государственного педагогического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ университета (ВГПУ); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - преподавателей специальных дисциплин на базе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ института развития образования, ВГПУ, ВТУ, ЧГУ ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 6. Дополнительное образование ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 6.1 ¦ Совершенствование методической работы в ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ учреждениях дополнительного образования в целях ¦ 2000 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ обеспечения развития образовательного процесса и ¦ ¦ институт развития ¦ ¦ ¦ совершенствования воспитательной работы: ¦ ¦ образования ¦ ¦ ¦ - анализ и классификация действующих и примерных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - определение требований к методическим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ материалам и программам нового поколения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - создание системы, обеспечивающей взаимодействие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основного и дополнительного образования ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 6.2 ¦ Создание условий для реализации целевых ¦ 1999- ¦ департамент образования, ¦ ¦ ¦ подпрограмм: ¦ 2003 гг. ¦ комитет по физической ¦ ¦ ¦ - "Школа практической экологии"; ¦ ¦ культуре и спорту, комитет ¦ ¦ ¦ - целевой спортивно-оздоровительной программы ¦ ¦ по делам молодежи ¦ ¦ ¦ для детей Вологодской области "Президентские ¦ ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ состязания"; ¦ ¦ комитет охраны окружающей ¦ ¦ ¦ - организации отдыха, оздоровления и занятости ¦ ¦ среды и природных ¦ ¦ ¦ детей и подростков; ¦ ¦ ресурсов, ВГПУ, ВТУ, ¦ ¦ ¦ - Федеральной программы патриотического ¦ ¦ региональное отделение ¦ ¦ ¦ воспитания граждан Российской Федерации; ¦ ¦ фонда социального ¦ ¦ ¦ - "Дети и традиционная народная культура"; ¦ ¦ страхования, областной ¦ ¦ ¦ - "Детское движение"; ¦ ¦ военный комиссариат ¦ ¦ ¦ - возрождения и развития певческой хоровой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ культуры; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - поддержки развития детского технического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ творчества; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - областной краеведческой программы "Река времен" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (в рамках Российского туристско-краеведческого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ движения "Отечество") ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ 4. Кадровое обеспечение ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 1. ¦ Разработка целевой программы "Педагогические ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ кадры" ¦ 2000 гг. ¦ администрации области ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 2. ¦ Совершенствование системы подготовки и отбора ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ молодежи, ориентированной на педагогические ¦ 2003 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ профессии: ¦ ¦ органы местного ¦ ¦ ¦ - создание оптимальной сети педагогических ¦ ¦ самоуправления, ВГПУ и ЧПУ ¦ ¦ ¦ классов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - развитие системы учебно-педагогических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ комплексов педагогического образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (педкласс-педучилище-педвуз); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - создание областного педагогического лицея; ¦ 2002 г. ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ администрации области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - преобразование Тотемского филиала Вологодского ¦ 2003 г. ¦ -"- ¦ ¦ ¦ педколледжа в Тотемское педагогическое училище ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 3. ¦ Подготовка кадров по дефицитным (иностранный язык, ¦ ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ экономика) и новым комплексным специальностям ¦ ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ (менеджер в образовании, социальный педагог, ¦ ¦ ЧГУ, ВГПУ, институт ¦ ¦ ¦ педагог-психолог, педагог дополнительного ¦ ¦ развития образования ¦ ¦ ¦ образования и др.) ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 4. ¦ Формирование резерва руководящих кадров ¦ ежегодно ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ администрации области ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 5. ¦ Обеспечение повышения квалификации педагогических ¦ ежегодно ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ кадров в соответствии с законом РФ "Об ¦ ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ образовании": ¦ ¦ органы местного ¦ ¦ ¦ - совершенствование материально-технической базы и ¦ ¦ самоуправления, институт ¦ ¦ ¦ кадрового обеспечения института развития ¦ ¦ развития образования ¦ ¦ ¦ образования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - открытие филиала института развития образования ¦ 2000 г. ¦ ¦ ¦ ¦ в Великом Устюге ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 6. ¦ Совершенствование аттестации педагогических и ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ руководящих кадров ¦ 2002 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ институт развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образования ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 7. ¦ Создание условий для развития творческого ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ потенциала, инициативы и пропаганды ¦ 2003 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ педагогического опыта: ¦ ¦ институт развития ¦ ¦ ¦ - развитие областного банка данных о ¦ ¦ образования, органы ¦ ¦ ¦ педагогах-новаторах; ¦ ¦ управления образованием ¦ ¦ ¦ - организация конкурсов "Учитель года", ¦ ¦ муниципальных образований ¦ ¦ ¦ "Воспитатель года"; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - организация методических конкурсов, смотров, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выставок педагогических достижений ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 8. ¦ Создание условий для подготовки ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ научно-педагогических кадров высшей квалификации ¦ 2003 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ из числа педагогических работников через ¦ ¦ институт развития ¦ ¦ ¦ соискательство, аспирантуру, докторантуру ¦ ¦ образования, ВГПУ, ЧГУ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ 5. Высшее профессиональное, послевузовское образование ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 1. Развитие системы довузовской профориентации и практической подготовки специалистов ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 1. ¦ Корректировка направлений и специальностей ¦ 1999- ¦ совет ректоров, областной ¦ ¦ ¦ подготовки кадров в высших учебных заведениях ¦ 2003 гг. ¦ центр занятости ¦ ¦ ¦ области с целью устранения дублирования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ повышения качества ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 2. ¦ Совершенствование практики довузовской ¦ 1999- ¦ ректоры вузов совместно с ¦ ¦ ¦ профориентации (обучение в специализированных ¦ 2003 гг. ¦ департаментом образования, ¦ ¦ ¦ школах, профильных классах, углубленное изучение ¦ ¦ учебными заведениями ¦ ¦ ¦ предметов в учебных заведениях начального и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ среднего профессионального образования, обучение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на заочных и вечерних подготовительных курсах, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организация профессиональных консультаций, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ олимпиад, конкурсов, смотров научно-технического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ творчества и исследовательской работы и т. д.) ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 3. ¦ Корректировка учебных планов факультетов вузов с ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ целью усиления их практической направленности и с ¦ 2003 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ учетом потребности региона ¦ ¦ институт развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образования, ВТУ, ЧГУ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ВГМХА, совет ректоров ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 2. Развитие материально-технической базы вузов ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 1. ¦ Участие в финансировании программ развития вузов ¦ 1999- ¦ администрация области, ¦ ¦ ¦ на основе договоров с администрацией области и ¦ 2003 гг. ¦ совет ректоров вузов ¦ ¦ ¦ органами местного самоуправления ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 2. ¦ Выделение в установленном порядке льготных ¦ 1999- ¦ администрация области ¦ ¦ ¦ кредитов из областного бюджета для строительства ¦ 2003 гг. ¦ ¦ ¦ ¦ жилья для работников вузов, ССУЗов и учреждений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ повышения квалификации под программы, определенные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соответствующими договорами ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 3. ¦ Поддержка развития межрегиональных и международных ¦ 1999- ¦ ректоры вузов ¦ ¦ ¦ связей вузов области ¦ 2003 гг. ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 4. ¦ Разработка системы материальной поддержки ¦ 1999- ¦ администрация области, ¦ ¦ ¦ аспирантов и докторантов (старших научных ¦ 2003 гг. ¦ совет ректоров ¦ ¦ ¦ сотрудников): именные стипендии, выделение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ субсидий, оплата обучения, стажировок, научных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ командировок (в т. ч. зарубежных), конкурсов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ издания межвузовских сборников научных работ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ финансовая поддержка публикаций и защиты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ диссертаций ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ 6. Социальная защита обучающихся и воспитанников, нуждающихся в особой помощи и поддержке государства ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 1. Нормативно-правовое обеспечение процесса социализации детей-сирот и детей, ¦ ¦ оставшихся без попечения родителей ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 1.1 ¦ Внесение на рассмотрение губернатора области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ постановлений: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - о социальной поддержке детей-сирот и детей, ¦ 1999 г. ¦ департаменты образования ¦ ¦ ¦ оставшихся без попечения родителей, находящихся на ¦ ¦ администрации области ¦ ¦ ¦ полном государственном обеспечении в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательных учреждениях области; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - о мерах по предупреждению отключений ¦ 1999 г. ¦ департаменты образования, ¦ ¦ ¦ электроэнергии, водоснабжения и тепла в ¦ ¦ строительства, ¦ ¦ ¦ учреждениях образования и социальной защиты; ¦ ¦ архитектуры, энергетики, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ топлива и ЖКХ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ администрации области ¦ ¦ ¦ - о реорганизации образовательных учреждений для ¦ 1999 г. ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ¦ ¦ администрации области ¦ ¦ ¦ родителей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - об организации труда, отдыха и оздоровления ¦ 1999- ¦ комитет по делам молодежи, ¦ ¦ ¦ детей; ¦ 2000 гг. ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ администрации области ¦ ¦ ¦ - о выделении субсидий на приобретение жилья для ¦ ежегодно ¦ департамент строительства, ¦ ¦ ¦ детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ¦ ¦ архитектуры, энергетики, ¦ ¦ ¦ родителей; ¦ ¦ топлива и ЖКХ, департамент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образования администрации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области ¦ ¦ ¦ - о соблюдении прав и гарантий на обеспечение ¦ ежегодно ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ условий воспитания, обучения и проживания, ¦ ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ способствующих сохранению здоровья и жизни ¦ ¦ органы местного ¦ ¦ ¦ детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ¦ ¦ самоуправления ¦ ¦ ¦ родителей ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 1.2 ¦ Разработка соглашения о взаимодействии между ¦ 1999 г. ¦ департаменты образования, ¦ ¦ ¦ органами управления образованием, ¦ ¦ труда и социального ¦ ¦ ¦ здравоохранением, социальной защиты, внутренних ¦ ¦ развития, управление ¦ ¦ ¦ дел, службой занятости, комиссией по делам ¦ ¦ здравоохранения, УВД, ¦ ¦ ¦ несовершеннолетних, различными общественными ¦ ¦ комитет по делам молодежи ¦ ¦ ¦ организациями, обеспечивающими социальную ¦ ¦ администрации области ¦ ¦ ¦ защищенность выпускников образовательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учреждений для детей-сирот ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 1.3 ¦ Изучение и распространение опыта работы учреждений ¦ 1999- ¦ департамент образования, ¦ ¦ ¦ интернатного типа, опекунских и приемных семей, ¦ 2001 гг. ¦ институт развития ¦ ¦ ¦ семей, усыновивших трех и более детей. Обучение ¦ ¦ образования ¦ ¦ ¦ родителей-воспитателей (приемная семья) ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 2. Предупреждение социального сиротства ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 2.1 ¦ Реализация закона Вологодской области от 09.10.97 ¦ 1999- ¦ органы местного ¦ ¦ ¦ N 190-ОЗ "Об основах организации и деятельности ¦ 2001 гг. ¦ самоуправления ¦ ¦ ¦ органов опеки и попечительства" ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 2.2 ¦ Организация профилактической работы по ¦ 1999- ¦ органы самоуправления ¦ ¦ ¦ своевременной поддержке семей, оказавшихся в ¦ 2001 гг. ¦ муниципальных образований, ¦ ¦ ¦ сложных условиях ¦ ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ администрации области ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 2.3 ¦ Организация социальных приютов, социальных ¦ 1999- ¦ органы местного ¦ ¦ ¦ гостиниц, центров семейного воспитания ¦ 2001 гг. ¦ самоуправления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ муниципальных образований ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 2.4 ¦ Открытие сети детских дошкольных учреждений с ¦ 1999- ¦ органы управления ¦ ¦ ¦ гибким графиком работы и приоритетным правом ¦ 2001 гг. ¦ образованием муниципальных ¦ ¦ ¦ устройства в них детей из семей, нуждающихся в ¦ ¦ образований ¦ ¦ ¦ поддержке государства ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 2.5 ¦ Создание областной системы информации о семьях ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ потенциальных усыновителей, опекунов, попечителей ¦ 2001 гг. ¦ администрации области ¦ ¦ ¦ и приемных семьях ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 3. Совершенствование процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ¦ ¦ родителей, и подготовки их к самостоятельной жизни ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 3.1 ¦ Психолого-педагогическое и медицинское обеспечение ¦ ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ процесса социализации детей-сирот: ¦ ¦ администрации области ¦ ¦ ¦ - открытие филиалов областной психолого-медико- ¦ 2000 г. ¦ ¦ ¦ ¦ педагогической комиссии в Белозерске и Соколе; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - создание центра по предупреждению и ¦ 2001 г. ¦ ¦ ¦ ¦ немедикаментозной коррекции патологических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ изменений в организме детей и подростков на базе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ областной ПМПК ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 3.2 ¦ Открытие дошкольных отделений в школах-интернатах ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ для детей-сирот ¦ 2002 гг. ¦ администрации области ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 3.3 ¦ Совершенствование системы летнего отдыха и ¦ 1999- ¦ департаменты финансов, ¦ ¦ ¦ комплексного оздоровления детей-сирот и детей, ¦ 2003 гг. ¦ образования, комитет по ¦ ¦ ¦ оставшихся без попечения родителей ¦ ¦ делам молодежи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ органы самоуправления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ муниципальных образований ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 3.4 ¦ Организация обучения на базе профессиональных ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ училищ детей-сирот: ¦ 2003 гг. ¦ администрации области ¦ ¦ ¦ - с отклонениями в развитии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - желающих получить вторую профессию ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ 7. Социальная защита работников системы образования ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 1. ¦ Разработка проекта закона Вологодской области "О ¦ ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ социальной защите работников образования" ¦ ¦ администрации области ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 2. ¦ Внесение в перечень защищенных статей областного ¦ ежегодно ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ бюджета по разделу "Образование" расходов на ¦ ¦ администрации области ¦ ¦ ¦ обеспечение повышения квалификации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ переподготовки педагогических кадров ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 3. ¦ Открытие профилактория для работников образования ¦ 2002 г. ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ администрации области ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ 8. Материально-техническое, информационное и финансовое обеспечение ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 1. ¦ Обеспечение устойчивого финансирования ¦ ежегодно ¦ департаменты финансов, ¦ ¦ ¦ региональной образовательной системы на основе ¦ ¦ образования администрации ¦ ¦ ¦ социальных норм и нормативов ¦ ¦ области ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 2. ¦ Ресурсное обеспечение приоритетных направлений ¦ 1999- ¦ департаменты финансов и ¦ ¦ ¦ региональной системы образования: ¦ 2003 гг. ¦ образования администрации ¦ ¦ ¦ - целевое финансирование исследовательских работ; ¦ ¦ области ¦ ¦ ¦ - финансирование целевых программ по развитию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инновационных проектов и областных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экспериментальных проектов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - создание единых информационных сетей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - создание материальной базы новых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательных технологий ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 3. ¦ Развитие в области производства, обеспечивающего ¦ 1999- ¦ Министерство общего и ¦ ¦ ¦ потребности системы образования в учебном ¦ 2003 гг. ¦ профессионального ¦ ¦ ¦ оборудовании: ¦ ¦ образования, департамент ¦ ¦ ¦ - поддержка строительства специализированного ¦ ¦ образования ¦ ¦ ¦ предприятия "Соколучмебель"; ¦ ¦ администрации области ¦ ¦ ¦ - укрепление и использование материально- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технической базы учебно-производственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ участков, цехов, мастерских, учебных хозяйств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательных учреждений ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 4. ¦ Разработка предложений по льготному ¦ 2000 г. ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ налогообложению предприятий и организаций, ¦ ¦ администрации области ¦ ¦ ¦ выпускающих продукцию для системы образования ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 5. ¦ Организация централизованного обеспечения ¦ 1999- ¦ департаменты финансов и ¦ ¦ ¦ образовательных учреждений области литературной и ¦ 2003 гг. ¦ образования администрации ¦ ¦ ¦ учебно-наглядными пособиями, лабораторным ¦ ¦ области ¦ ¦ ¦ оборудованием, станками и мебелью ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 6. ¦ Рациональное использование имеющихся материальных ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ ресурсов: ¦ 2003 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ - инвентаризация основных средств; ¦ ¦ органы местного ¦ ¦ ¦ - рациональное размещение образовательных ¦ ¦ самоуправления ¦ ¦ ¦ учреждений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - развитие производственной деятельности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дополнительных платных услуг на базе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательных учреждений ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ 9. Управление региональной системой образования ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 1. ¦ Развитие научной и нормативно-правовой ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ деятельности департамента образования как ¦ 2003 гг. ¦ администрации области ¦ ¦ ¦ регионального органа управления образованием и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ органов управления образованием муниципальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образований; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разработка и внедрение мониторинга деятельности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития региональной системы образования ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 2. ¦ Развитие областной службы по аттестации и ¦ 2000 г. ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ аккредитации образовательных учреждений ¦ ¦ администрации области ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 3. ¦ Развитие сотрудничества между департаментом ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ образования и комитетом по образованию, культуре ¦ 2003 гг. ¦ администрации области ¦ ¦ ¦ и здравоохранению Законодательного Собрания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области, департаментами, комитетами и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управлениями администрации области, научными и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ творческими организациями ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 4. ¦ Разработка целевых программ муниципального ¦ 1999- ¦ департамент образования ¦ ¦ ¦ образования области ¦ 2001 гг. ¦ администрации области, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ муниципальные органы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления образованием ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 5. ¦ Совершенствование методов управления ¦ 1999- ¦ муниципальные органы ¦ ¦ ¦ инновационными процессами в образовательных ¦ 2003 гг. ¦ управления образованием ¦ ¦ ¦ учреждениях: статистики, методик сбора информации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и оценки достижений ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ 6. ¦ Методическое обеспечение разработки программ ¦ 1999- ¦ образовательные ¦ ¦ ¦ развития образовательных учреждений ¦ 2003 гг. ¦ учреждения, муниципальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ органы управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образованием ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ V. Механизм реализации Основные направления развития образования области на 1999-2003 годы реализуются на основе ежегодных планов в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, с учетом социально-экономических изменений, результатов анализа состояния системы образования в области и в пределах финансовых средств, выделяемых в бюджете области по статье "Образование". VI. Прогнозируемые результаты Последовательная реализация Основных направлений развития образования Вологодской области на 1999-2003 годы в условиях социально-экономи-ческой нестабильности позволит: поддержать функционирование региональной системы образования и создать предпосылки для ее дальнейшего развития; сохранить и развить достаточную сеть образовательных учреждений для обеспечения обязательного неполного (основного) среднего образования, общедоступности среднего (полного) и начального профессионального образования, удовлетворения потребности населения области в профессиональном образовании с учетом его запросов, развития, состояния здоровья и, таким образом, осуществить переход к реализации личностно-ориентированной модели образования; выработать и ввести новые организационные механизмы в управлении региональной образовательной системой через восстановление вертикали управления и финансирования, разграничение полномочий, усиление самостоятельности органов управления образованием муниципальных образований и образовательных учреждений; эффективнее использовать бюджетные средства по статье "Образование" за счет реструктуризации сети учреждений, оптимизации штатов, освобождения образовательных учреждений и органов образования от несвойственных для них функций; восстановить централизованную систему обеспечения образовательных учреждений области учебной и методической литературой, учебно-наглядными пособиями, оборудованием и мебелью; усилить социальную поддержку работников образования и снизить социальную напряженность; обеспечить обновление содержания, методик и технологий обучения, ввести в действие национально-региональный компонент содержания образования, создать научно-методическую и информационную базу, соответствующую современным требованиям; разработать и апробировать новые подходы к контролю и оценке достижений в деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений; усовершенствовать систему государственной защиты интересов несовершеннолетних и охраны их прав. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|