Расширенный поиск

Постановление Губернатора Вологодской области от 19.11.2001 № 1059

 



                      ГУБЕРНАТОР ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ                  
                                                                      
                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ                          
                                                                      
                                                                      
     от 19 ноября 2001 г. N 1059


     ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
     И МЕРОПРИЯТИЯХ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ
     И РАЗВИТИЮ АПК ВОЛОГОДСКОЙ
     ОБЛАСТИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ


     На основании решения  коллегии  при  Губернаторе  области  от  10
сентября 2001 года постановляю:
     1. Утвердить Основные направления и мероприятия по стабилизации и
развитию АПК Вологодской области на 2001 - 2005 годы.
     2.  Объем  средств  на  финансирование  Основных  направлений   и
мероприятий по стабилизации и развитию АПК Вологодской области на 2001
-  2005  годы  в  2001  году  может  уточняться  в  пределах  средств,
предусмотренных законом области "Об областном бюджете на 2001 год".
     3. Департаменту финансов (Г.С. Изотова) и департаменту  сельского
хозяйства   (Л.В.   Фрыгин)   администрации   области   ежегодно   при
формировании проектов областного бюджета уточнять размер выделенных на
реализацию   указанных   Основных   направлений   и   мероприятий   по
стабилизации и развитию АПК Вологодской области на 2001  -  2005  годы
ассигнований с учетом возможностей областного бюджета.


     Губернатор области           В.Е.ПОЗГАЛЕВ


     Утверждены
     Постановлением
     Губернатора области
     от 19 ноября 2001 г. N 1059

                    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ                
                ПО СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЮ АПК ВОЛОГОДСКОЙ            
                        ОБЛАСТИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ                   

                     1. Состояние и тенденции развития                
                      агропромышленного производства                  
                                                                      
     1.1. Институциональные изменения
     В    агропромышленный    комплекс     области     входят:     508
сельскохозяйственных   предприятий,   1452  крестьянских  (фермерских)
хозяйства, 20 предприятий молочной промышленности,  8  мясокомбинатов,
15  льнозаводов,  71 обслуживающее предприятие, 10 предприятий пищевой
промышленности,  4  ликероводочных  завода,   11   хлебокомбинатов   и
хлебозаводов.
     В  агропромышленном  комплексе  области  сосредоточено  около   7
процентов   основных   фондов,  10  процентов  численности  занятых  в
материальной   сфере,   производится   до   11   процентов    валового
регионального  продукта. Агропромышленный комплекс позволяет полностью
обеспечить спрос населения области на молоко, яйцо, картофель и овощи,
а  на  мясо  -  на  82  процента.  Доля  продукции сельского хозяйства
области в российском производстве составляет 1.1 процента.
     Современное состояние и тенденции развития регионального  АПК  во
многом определяются теми преобразованиями, которые произошли в области
в процессе рыночных реформ.
     Основное внимание  в  ходе  аграрной  реформы  было  обращено  на
создание   в   сельском   хозяйстве  института  частной  собственности
(приватизация земли, формирование крестьянских  хозяйств,  образование
адекватных    частной   собственности   организационно-правовых   форм
предприятий). К началу 1995  года  в  сельском  хозяйстве  Вологодской
области  в  основном закончился этап реализации стратегии радикального
реформирования, в результате которого было образовано 307  акционерных
обществ    и   товариществ   с   ограниченной   ответственностью,   31
сельскохозяйственный  кооператив   и   17   предприятий   иных   новых
организационно-правовых   форм   (ассоциаций   крестьянских  хозяйств,
народных предприятий и др.). Тем не менее 80 сельхозпредприятий  (18.4
процента  от  их количества) сохранили прежнюю организационно-правовую
форму (в т.ч. 73 колхоза и 7 совхозов).
     В  последующие  годы  произошли  существенные   институциональные
изменения   в   связи   с   приведением  организационно-правовых  форм
предприятий в соответствие с  новым  Гражданским  кодексом  Российской
Федерации.  На  втором  этапе  реорганизации  большинство  акционерных
обществ   и   товариществ   с   ограниченной   ответственностью   были
перерегистрированы   в   форму  сельскохозяйственных  производственных
кооперативов, которая в настоящее время является  доминирующей  (табл.
1).

     Таблица 1

                               РАСПРЕДЕЛЕНИЕ                          
                 СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЛАСТИ             
                   ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫМ ФОРМАМ, ПО              
                      СОСТОЯНИЮ НА 15 МАРТА 2000 ГОДА                 

------------------------------------------------------------------------------------
| Организационно-правовые формы предприятий       | Численность     | Удельный вес |
|                                                 |                 | в %          |
--------------------------------------------------|-----------------|---------------
| Товарищества с ограниченной ответственностью    | 97              | 18.6         |
--------------------------------------------------|-----------------|---------------
| Общества с ограниченной ответственностью        | 42              | 8.0          |
--------------------------------------------------|-----------------|---------------
| Акционерные общества                            | 37              | 7.1          |
--------------------------------------------------|-----------------|---------------
| Товарищества на вере                            | 4               | 0.8          |
--------------------------------------------------|-----------------|---------------
| Сельскохозяйственные производственные           | 317             | 60.7         |
| кооперативы                                     |                 |              |
--------------------------------------------------|-----------------|---------------
| Государственные и муниципальные унитарные       | 16              | 3.1          |
| предприятия                                     |                 |              |
--------------------------------------------------|-----------------|---------------
| Ассоциации крестьянских хозяйств                | 9               | 1.7          |
--------------------------------------------------|-----------------|---------------
| Всего:                                          | 522             | 100.0        |
------------------------------------------------------------------------------------

     Одновременно   с    изменением    организационно-правовых    форм
сельскохозяйственных   предприятий   происходила   трансформация  форм
собственности.  На  смену  государственной  и   кооперативно-колхозной
собственности пришла частная собственность (табл. 2).


     Таблица 2

                               РАСПРЕДЕЛЕНИЕ                          
                 СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЛАСТИ             
                   ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ ПО СОСТОЯНИЮ               
                           НА 1 ЯНВАРЯ 1998 ГОДА                      
                                                                      
-------------------------------T-------------T-------------------------------------------------------¬
¦          Показатели          ¦Всех видов   ¦                      в том числе                      ¦
¦                              ¦собственности+---------------T---------------------T-------T---------+
¦                              ¦             ¦Государственная¦       из них        ¦Частная¦Смешанная¦
¦                              ¦             ¦               +-----------T---------+       ¦         ¦
¦                              ¦             ¦               ¦Федеральная¦Субъектов¦       ¦         ¦
¦                              ¦             ¦               ¦           ¦Федерации¦       ¦         ¦
+------------------------------+-------------+---------------+-----------+---------+-------+---------+
¦Число сельхозпредприятий, ед. ¦    418      ¦        8      ¦      7    ¦    1    ¦ 404   ¦    6    ¦
+------------------------------+-------------+---------------+-----------+---------+-------+---------+
¦% от итога                    ¦    100.0    ¦        1.9    ¦      1.7  ¦    0.2  ¦  96.7 ¦    1.4  ¦
+------------------------------+-------------+---------------+-----------+---------+-------+---------+
¦Среднегодовая численность     ¦     51.8    ¦        2.2    ¦      2.1  ¦    0.1  ¦  48.7 ¦    0.9  ¦
¦работников, тыс. чел.         ¦             ¦               ¦           ¦         ¦       ¦         ¦
+------------------------------+-------------+---------------+-----------+---------+-------+---------+
¦% от итога                    ¦    100.0    ¦        4.3    ¦      4.1  ¦    0.2  ¦  94.0 ¦    1.7  ¦
+------------------------------+-------------+---------------+-----------+---------+-------+---------+
¦Стоимость товарной продукции, ¦   1049.1    ¦      106.6    ¦    104.5  ¦    2.1  ¦ 914.3 ¦   28.2  ¦
¦реализованной в 1997 году,    ¦             ¦               ¦           ¦         ¦       ¦         ¦
¦млрд. руб.                    ¦             ¦               ¦           ¦         ¦       ¦         ¦
+------------------------------+-------------+---------------+-----------+---------+-------+---------+
¦% от итога                    ¦    100.0    ¦       10.2    ¦     10.0  ¦    0.2  ¦  87.1 ¦    2.7  ¦
+------------------------------+-------------+---------------+-----------+---------+-------+---------+
¦Приходится в среднем на одно  ¦             ¦               ¦           ¦         ¦       ¦         ¦
¦сельхозпредприятие:           ¦             ¦               ¦           ¦         ¦       ¦         ¦
¦среднегодовых работников, чел.¦    124      ¦      275      ¦    300    ¦  100    ¦ 120   ¦  150    ¦
¦товарной продукции, млн. руб. ¦   2510      ¦    13325      ¦  14929    ¦ 2100    ¦2263   ¦ 4700    ¦
+------------------------------+-------------+---------------+-----------+---------+-------+---------+
¦Реализовано продукции в       ¦     20.2    ¦       48.5    ¦     49.8  ¦   21.0  ¦  18.9 ¦   31.3  ¦
¦расчете на среднегодового     ¦             ¦               ¦           ¦         ¦       ¦         ¦
¦работника, млн. руб.          ¦             ¦               ¦           ¦         ¦       ¦         ¦
L------------------------------+-------------+---------------+-----------+---------+-------+----------
                                                                      
     Основную  долю   сельскохозяйственных   предприятий   (почти   97
процентов)  занимают  предприятия с частной собственностью на средства
производства. Вместе с тем следует отметить, что наиболее крупными и с
точки  зрения  производительности труда наиболее эффективными являются
предприятия с государственной формой собственности (табл.  2).  Однако
удельный  вес  государственных  предприятий, призванных обеспечивать в
сельском хозяйстве научно-технический прогресс, являясь точками  роста
в АПК, составляет менее 2 процентов.
     Сельскохозяйственные  предприятия  области,  оставаясь  основными
производителями зерна (96.4 процента), яиц (87.3 процента), мяса (63.3
процента),  утратили  свои  позиции  в   производстве   молока   (66.8
процента), картофеля (4.5 процента) и овощей (7.8 процента).
     В  перерабатывающей  промышленности   результаты   реформирования
выглядят следующим образом (табл. 3).


     Таблица 3

                                РЕЗУЛЬТАТЫ                            
                        РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ                    
                      ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ                 
                        ОБЛАСТИ НА НАЧАЛО 1999 ГОДА 

 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Отрасли                 | Всего        | из них                                                                         |
|                         | предприятий  |                                                                                |
--------------------------|--------------|---------------------------------------------------------------------------------
|                         |              | Изменившие      | в том числе                                                  |
|                         |              | форму           |                                                              |
|                         |              | собственности   |                                                              |
--------------------------|--------------|-----------------|---------------------------------------------------------------
|                         |              |                 | Акционированные,  | из них                                   |
|                         |              |                 | всего             |                                          |
--------------------------|--------------|-----------------|-------------------|-------------------------------------------
|                         |              |                 |                   | Сохранившие       | Выделившие долю      |
|                         |              |                 |                   | государственную   | акций                |
|                         |              |                 |                   | долю акций        | сельхозпредприятиям  |
--------------------------|--------------|-----------------|-------------------|-------------------|-----------------------
| Молокоперерабатывающие  | 20           | 20              | 20                | 6                 | 10                   |
--------------------------|--------------|-----------------|-------------------|-------------------|-----------------------
| Мясоперерабатывающие    | 8            | 8               | 8                 | -                 | 1                    |
--------------------------|--------------|-----------------|-------------------|-------------------|-----------------------
| Льноперерабатывающие    | 15           | 15              | 10                | -                 | -                    |
--------------------------|--------------|-----------------|-------------------|-------------------|-----------------------
| Всего                   | 43           | 43              | 38                | 6                 | 11                   |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Акционирование  мясоперерабатывающих  предприятий   без   участия
государства   и   сельскохозяйственных   предприятий  не  способствует
укреплению связей и сглаживанию противоречий  внутри  АПК,  сдерживает
развитие   интеграционных   процессов   в  агропромышленном  комплексе
области.
     Вторым  результатом  институциональных  преобразований   является
появление  сектора  крестьянских  (фермерских)  хозяйств. Вместе с тем
говорить о  развитии  фермерского  уклада  в  области  не  приходится:
численность крестьянских хозяйств увеличивалась только до 1995 года, а
в последующем отмечается тенденция их сокращения. На начало 2000  года
количество  крестьянских  (фермерских)  хозяйств  в области составляло
лишь 65 процентов к их числу на 1 января 1995  года.  Площадь  земель,
закрепленных  за  данной  категорией  хозяйств, сократилась с 1 января
1994 года по 1 января 2000 года на 24.3 процента (табл. 4).


     Таблица 4

                                 ДИНАМИКА                             
                     ЧИСЛЕННОСТИ И ЗЕМЛЕОБЕСПЕЧЕННОСТИ                
         КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ ОБЛАСТИ НА НАЧАЛО ГОДА 
   
------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Годы   | Численность хозяйств        | Площадь земель              | Средний размер                |
|        |                             |                             | землепользования              |
---------|--------------------------------------------------------------------------------------------
|        | единиц    | в % к           | Тыс. га   | в % к            | га/хозяйство    | в % к 1991 |
|        |           | предыдущему     |           | предыдущему году |                 | году       |
|        |           | году            |           |                  |                 |            |
---------|-----------|-----------------|-----------|------------------|-----------------|-------------
| 1991   | 68        | -               | 3.1       | -                | 45              | 100.0      |
---------|-----------|-----------------|-----------|------------------|-----------------|-------------
| 1992   | 434       | 638             | 15.2      | 490              | 35              | 78         |
---------|-----------|-----------------|-----------|------------------|-----------------|-------------
| 1993   | 1698      | 391             | 53.6      | 353              | 32              | 71         |
---------|-----------|-----------------|-----------|------------------|-----------------|-------------
| 1994   | 1956      | 115             | 59.2      | 110              | 30              | 67         |
---------|-----------|-----------------|-----------|------------------|-----------------|-------------
| 1995   | 2040      | 104             | 58.0      | 98               | 28              | 62         |
---------|-----------|-----------------|-----------|------------------|-----------------|-------------
| 1996   | 1665      | 82              | 51.8      | 89               | 31              | 69         |
---------|-----------|-----------------|-----------|------------------|-----------------|-------------
| 1997   | 1610      | 97              | 49.1      | 95               | 31              | 69         |
---------|-----------|-----------------|-----------|------------------|-----------------|-------------
| 1998   | 1507      | 94              | 43.1      | 88               | 29              | 64         |
---------|-----------|-----------------|-----------|------------------|-----------------|-------------
| 1999   | 1425      | 95              | 47.7      | 111              | 33              | 73         |
---------|-----------|-----------------|-----------|------------------|-----------------|-------------
| 2000   | 1320      | 93              | 44.8      | 94               | 34              | 75         |
------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Доля  крестьянских   (фермерских)   хозяйств   в   общем   объеме
производства  сельскохозяйственной продукции составила в 1999 году: по
зерну - 1.2 процента; картофелю - 0.5 процента; овощам - 0.1 процента;
мясу  - 0.7 процента; молоку - 0.7 процента; яйцу - 0.04 процента. При
этом в крестьянских (фермерских) хозяйствах в 1999  году  относительно
предыдущего  года  произошло снижение объемов производства большинства
сельскохозяйственных продуктов: зерна на 17.6 процента, мяса -  на  25
процентов, молока - на 19.5 процента, яиц - на 33.3 процента.
     Формирование и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств  может
осуществляться  и  в  перспективе  с  целью  вовлечения дополнительных
ресурсов, в т.ч. резервов труда и личных сбережений населения в  сферу
производства и обеспечения на этой основе увеличения продовольственных
товаров,   создания   конкурентной   среды   и   формирования   класса
собственников.   В   качестве   приоритетных  могут  быть  приняты  на
перспективу  направления  (коневодство,   пчеловодство,   рыбоводство,
овцеводство,  кролиководство, гусеводство, утководство и др.), которые
слабо  представлены  в  крупнотоварном  производстве  и   приусадебных
хозяйствах населения.
     Важным  следствием  институциональных   преобразований,   имеющим
негативный характер, является структурный сдвиг в объемах производства
в сторону приусадебных хозяйств населения.
     В результате  этого  сельское  хозяйство  приобретает  все  более
мелкотоварный   характер.   Происходит   увеличение   доли  продукции,
производимой с использованием ручного труда,  примитивных  технологий,
минимальной механизации трудоемких процессов (табл. 5).


     Таблица 5

                                 СТРУКТУРА                            
                          ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ                      
                      СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОБЛАСТИ, %

--------------------------------------------------------------------------------
| Годы   | Сельхозпредприятия     | Приусадебные          | Крестьянские       |
|        |                        | хозяйства населения   | (фермерские)       |
|        |                        |                       | хозяйства          |
---------|------------------------|-----------------------|---------------------
| 1990   | 75.0                   | 25.0                  | -                  |
---------|------------------------|-----------------------|---------------------
| 1991   | 68.4                   | 31.6                  | -                  |
---------|------------------------|-----------------------|---------------------
| 1992   | 42.3                   | 57.7                  | -                  |
---------|------------------------|-----------------------|---------------------
| 1993   | 54.6                   | 39.5                  | 5.9                |
---------|------------------------|-----------------------|---------------------
| 1994   | 51.8                   | 47.2                  | 1.0                |
---------|------------------------|-----------------------|---------------------
| 1995   | 44.4                   | 54.7                  | 0.9                |
---------|------------------------|-----------------------|---------------------
| 1996   | 55.7                   | 43.6                  | 0.7                |
---------|------------------------|-----------------------|---------------------
| 1997   | 46.4                   | 52.8                  | 0.8                |
---------|------------------------|-----------------------|---------------------
| 1998   | 42.7                   | 56.6                  | 0.7                |
--------------------------------------------------------------------------------

     Обозначенный  выше  структурный  сдвиг  обеспечивается,   главным
образом,  за счет картофеля и овощей, производство которых в области в
1999 году  осуществлялось  соответственно  на  95.2  процента  и  90.5
процента  за  счет  приусадебных  хозяйств  населения.  Следует однако
заметить,  что  объемы  производства  большинства  видов  продукции  в
приусадебных   хозяйствах  с  1994  -  1995  года  начали  существенно
сокращаться.
     Объем производства картофеля в 1998 году относительно  1995  года
сократился  в  2.2  раза, яиц - на 19 процентов. Мяса в 1998 году было
произведено меньше, чем в 1993 году на 32 процента,  молока  -  на  12
процентов.
     С  точки  зрения  институциональных  основ  и  прежде  всего   их
неформальной    составляющей   (психологии   и   менталитета   народа,
потребностей, установок, оценок риска и т.п.)  приусадебные  хозяйства
населения  имеют  будущее  лишь во взаимосвязанном развитии с крупными
сельскохозяйственными предприятиями.
     Реформирование   отношений    собственности    и    реорганизация
предприятий  АПК  не  сопровождались адекватными изменениями в системе
управления областным АПК. Более того, в ходе проводимых преобразований
на  региональном  уровне  был  утрачен  ряд  функций  государственного
управления и регулирования, необходимых и при рыночной экономике. Это,
наряду   с   невыгодностью  производства  отдельных  видов  продукции,
разрушением    созданной    инфраструктуры,    нарушением    вертикали
контрольно-надзорных   служб,   падением  технологической  дисциплины,
отсутствием   необходимых   нормативных    правовых    актов,    стало
дополнительной причиной, обусловившей спад в АПК.
     Одним из наиболее уязвимых мест в системе управления АПК  области
является отсутствие:
     - четкого разграничения функций  оперативного  и  стратегического
управления;
     -   управленческих   структур,   непосредственно   обеспечивающих
соответственно  годовой  хозяйственный  цикл  и экономическое развитие
агропромышленного комплекса.
     Разрыв вертикали государственного управления связан с  отнесением
районных   управлений   сельского  хозяйства  к  уровню  муниципальных
образований, что существенно усложняет проведение единой  региональной
аграрной   политики,  реализацию  региональных  комплексных  программ,
выполнение объективно государственных контрольно-инспекторских функций
и т.д.

     1.2. Динамика производства продукции АПК
     Институциональные   изменения   и   прежде   всего   смена   форм
собственности  и  организационно-производственной структуры в сельском
хозяйстве   сопровождались   резким   спадом   объемов    производства
сельскохозяйственной  продукции в одних отраслях и ростом его в других
(табл. 6).

     Таблица 6

                           ВАЛОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО                       
                    ОСНОВНЫХ ВИДОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ               
                   ПРОДУКЦИИ, ХОЗЯЙСТВА ВСЕХ КАТЕГОРИЙ,               
                                 ТЫС. ТОНН                            

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Виды продукции    | В среднем за год            | 1991 - 1995 гг.  | 1996 г.  | 1997 г.  | 1998 г.  | 1998 г. в % к |
|                   |                             | в % к 1986 -1990 |          |          |          |1986 - 1990 гг.|
|                   |                             | гг.              |          |          |          |               |
--------------------|--------------------------------------------------------------------------------------------------
|                   | 1986 -1990    | 1991 - 1995 |                  |          |          |          |               |
|                   | гг.           | гг.         |                  |          |          |          |               |
--------------------|---------------|-------------|------------------|----------|----------|----------|----------------
| Зерно             | 324           | 315         | 97.2             | 305      | 246      | 167      | 51.5          |
--------------------|---------------|-------------|------------------|----------|----------|----------|----------------
| Льноволокно       | 10.2          | 6.4         | 62.7             | 2.2      | 1.1      | 3.4      | 33.3          |
--------------------|---------------|-------------|------------------|----------|----------|----------|----------------
| Картофель         | 363           | 491         | 135.3            | 659      | 735      | 423      | 116.5         |
--------------------|---------------|-------------|------------------|----------|----------|----------|----------------
| Овощи             | 58            | 78          | 134.5            | 109      | 125      | 149      | 256.9         |
--------------------|---------------|-------------|------------------|----------|----------|----------|----------------
| Мясо              | 107           | 87          | 81.3             | 63       | 53       | 56       | 52.3          |
--------------------|---------------|-------------|------------------|----------|----------|----------|----------------
| Молоко            | 737           | 591         | 80.2             | 467      | 469      | 478      | 64.9          |
--------------------|---------------|-------------|------------------|----------|----------|----------|----------------
| Яйцо, млн. шт.    | 486           | 465         | 95.7             | 457      | 494      | 508      | 104.5         |
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Наибольший спад произошел в производстве льноволокна - в 3  раза,
зерна  и мяса - в 1.9 раза. Сокращение объемов производства характерно
для молока - 35.1 процента. В то  же  время  за  анализируемый  период
выросло  производство яиц на 45 процентов, картофеля на 16.5 процента,
овощей - в 2.6 раза.
     При этом в сельскохозяйственных предприятиях производство  овощей
сократилось  в  3.2  раза, картофеля - в 5 раз, мяса (с 1990 года) - в
2.4 раза, молока (с 1990 года) - на 45.3 процента.
     В  перерабатывающих  отраслях  АПК  спад   объемов   производства
основных  видов  продукции  произошел  еще  в  больших размерах, чем в
аграрном секторе (табл. 7).


     Таблица 7

                               ПРОИЗВОДСТВО                           
                         ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ                     
                      ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ                 
                          АПК ОБЛАСТИ, ТЫС. ТОНН                      

------------------------------------------------------------------------------------------
| Виды продукции    | 1990 г. | 1995 г.  | 1996 г.  | 1997 г.   | 1998 г.   | 1998 г.в % |
|                   |         |          |          |           |           | к 1990 г.  |
--------------------|---------|----------|----------|-----------|-----------|-------------
| Мясо и            | 70.2    | 36.2     | 29.1     | 22.5      | 24.0      | 34.2       |
| субпродукты I     |         |          |          |           |           |            |
| категории         |         |          |          |           |           |            |
--------------------|---------|----------|----------|-----------|-----------|-------------
| Колбасные изделия | 18.2    | 12.3     | 10.8     | 9.7       | 10.3      | 56.6       |
--------------------|---------|----------|----------|-----------|-----------|-------------
| Масло животное    | 15.0    | 4.8      | 3.9      | 4.5       | 4.9       | 32.7       |
--------------------|---------|----------|----------|-----------|-----------|-------------
| Сыр жирный        | 5.0     | 1.6      | 1.1      | 1.1       | 1.3       | 26.0       |
--------------------|---------|----------|----------|-----------|-----------|-------------
| Цельномолочная    | 200.8   | 104.5    | 109.5    | 112.8     | 119.8     | 59.7       |
| продукция         |         |          |          |           |           |            |
--------------------|---------|----------|----------|-----------|-----------|-------------
| Волокно льняное   | 9.0     | 5.1      | 6.0      | 1.9       | 1.6       | 17.8       |
------------------------------------------------------------------------------------------

     Объемы производства мяса промышленной выработки за  анализируемый
период  сократились в 2.9 раза, масла животного - в 3.1 раза, сыра - в
3.8 раза, волокна льняного - в 5.6 раза.
     Произошедшие изменения наряду со снижением покупательского спроса
населения   явились  причиной  сокращения  среднедушевого  потребления
основных продуктов питания (табл. 8).


     Таблица 8

                                 ДИНАМИКА                             
               СРЕДНЕДУШЕВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ ОБЛАСТИ          
                    ОСНОВНЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ, КГ/ЧЕЛ.  
             
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Продукты питания      | 1990 г.   | 1992 г.  | 1994 г.   | 1995 г.  | 1996 г.  | 1997 г.  | 1998 г.   | 1998 г.в  |
|                       |           |          |           |          |          |          |           |% к 1990 г.|
|                       |           |          |           |          |          |          |           |           |
------------------------|-----------|----------|-----------|----------|----------|----------|-----------|------------
| Хлеб и хлебопродукты  | 133       | 142      | 133       | 132      | 119      | 118      | 118       | 88.7      |
------------------------|-----------|----------|-----------|----------|----------|----------|-----------|------------
| Картофель             | 116       | 148      | 144       | 217      | 217      | 217      | 209       | 180.0     |
------------------------|-----------|----------|-----------|----------|----------|----------|-----------|------------
| Овощи                 | 65        | 62       | 60        | 75       | 73       | 81       | 89        | 136.9     |
------------------------|-----------|----------|-----------|----------|----------|----------|-----------|------------
| Мясо и мясопродукты   | 77        | 66       | 62        | 57       | 51       | 47       | 47        | 61.0      |
| (включая субпродукты  |           |          |           |          |          |          |           |           |
| и жир -сырец)         |           |          |           |          |          |          |           |           |
------------------------|-----------|----------|-----------|----------|----------|----------|-----------|------------
| Молоко и              | 426       | 324      | 290       | 264      | 234      | 235      | 237       | 55.6      |
| молокопродукты        |           |          |           |          |          |          |           |           |
------------------------|-----------|----------|-----------|----------|----------|----------|-----------|------------
| Яйца, шт.             | 314       | 312      | 263       | 257      | 229      | 207      | 220       | 70.1      |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Сопоставление данных таблиц 6 и 8 показывает,  что  рост  объемов
производства  картофеля  и  овощей  сопровождался увеличением размеров
потребления этих продуктов населением области,  в  то  время  как  при
росте  объемов  производства  яиц  происходило  сокращение размеров их
потребления. В результате яичное птицеводство в  значительной  степени
ориентируется  на  сбыт  продукции за пределы области и прежде всего в
города   Москву,   Санкт-Петербург,   Архангельскую,   Московскую    и
Ярославскую области.
     Сокращение   среднедушевого   потребления   населением   молочных
продуктов   осуществлялось  большими  темпами,  чем  спад  объемов  их
производства, что в свою очередь также говорит  о  том,  что  молочное
скотоводство вывозит свою продукцию за пределы области.

     1.3. Экономическая ситуация в АПК
     Происшедшие    институциональные    и    структурные    изменения
отрицательно  отразились  не только на динамике производства продукции
агропромышленного комплекса, но и экономической ситуации в нем  (табл.
9).


     Таблица 9

                          ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ                      
                     В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ВОЛОГОДСКОЙ                 
                        ОБЛАСТИ В 1990 - 1998 ГОДАХ                   

----------------------------------------------------------------------------------------
| Показатели                  | 1990 г.   | 1995 г.   | 1996 г.  | 1997 г.  | 1998 г.  |
------------------------------|-----------|-----------|----------|----------|-----------
| Удельный вес убыточных      | 2         | 61        | 92       | 91       | 87       |
| сельхозпредприятий (в % от  |           |           |          |          |          |
| общего числа)               |           |           |          |          |          |
------------------------------|-----------|-----------|----------|----------|-----------
| Балансовая прибыль (+),     | +0.3      | +70       | -287     | -284     | -192     |
| убыток (-), всего, млн.     |           |           |          |          |          |
| руб.                        |           |           |          |          |          |
------------------------------|-----------|-----------|----------|----------|-----------
| Уровень рентабельности, %   | +38       | +9        | -22      | -20      | -12      |
----------------------------------------------------------------------------------------

     Если в 1990 году только 7 сельхозпредприятий из  392  колхозов  и
совхозов  были  убыточными,  то  в 1998 году - 370 из 426 предприятий.
Вместе с тем в  1997  -  1998  годах  наметилась  тенденция  улучшения
экономической   ситуации   в  сельском  хозяйстве,  которая  позволила
сократить число убыточных предприятий с 370 в 1998 году до 23  в  1999
году,   подняв  общий  уровень  рентабельности  производства  с  -24.4
процента до +3.9 процента (без учета дотаций и компенсаций) и с  -12.5
процента до +15.6 процента (включая дотации и компенсации).
     Неблагоприятная  экономическая  ситуация  в  сельском   хозяйстве
области до 1999 года формировалась в связи с убыточностью производства
мяса и молока  (табл.  10),  которые  занимают  в  структуре  товарной
продукции  большинства  сельскохозяйственных  предприятий доминирующее
положение.


     Таблица 10

                   РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ "+", (УБЫТОЧНОСТЬ "-")              
              ПРОДУКЦИИ, РЕАЛИЗОВАННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ          
               ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОБЛАСТИ (БЕЗ УЧЕТА ДОТАЦИЙ), % 
          
------------------------------------------------------------------------------------------
| Виды продукции | 1990 г.   | 1995 г.   | 1996 г.  | 1997 г.   | 1998 г.   | 1999 г.,   |
|                |           |           |          |           |           | оценка     |
-----------------|-----------|-----------|----------|-----------|-----------|-------------
| Зерно          | 18.8      | 15.3      | 9.0      | -5.4      | -8.7      | 1.5        |
-----------------|-----------|-----------|----------|-----------|-----------|-------------
| Картофель      | 23.0      | 110.1     | 55.2     | 29.2      | 31.3      | 135.3      |
-----------------|-----------|-----------|----------|-----------|-----------|-------------
| Овощи          | 64.7      | 86.0      | 17.5     | 10.7      | 40.4      | 118.3      |
-----------------|-----------|-----------|----------|-----------|-----------|-------------
| Молоко         | 58.3      | 8.8       | -32.6    | -25.5     | -13.5     | 28.6       |
-----------------|-----------|-----------|----------|-----------|-----------|-------------
| Мясо КРС       | 41.9      | -11.0     | -52.2    | -57.8     | -55.1     | -24.2      |
-----------------|-----------|-----------|----------|-----------|-----------|-------------
| Мясо птицы     | -9.1      | -14.0     | -40.8    | -40.0     | -34.3     | -10.9      |
-----------------|-----------|-----------|----------|-----------|-----------|-------------
| Мясо свиней    | 44.1      | 1.4       | -59.2    | -27.0     | -11.3     | -13.3      |
-----------------|-----------|-----------|----------|-----------|-----------|-------------
| Яйцо           | 65.3      | 32.5      | 7.0      | 17.9      | 39.7      | 24.1       |
------------------------------------------------------------------------------------------

     В 1999 году  в  общем  относительно  благоприятную  экономическую
ситуацию  существенно  ухудшают  результаты  производства  мяса  КРС и
свиней. Высокий уровень рентабельности картофеля и овощей  (табл.  10)
не  оказывает существенного влияния на общее экономическое положение в
сельском хозяйстве области, так как, с одной стороны, их  производство
сконцентрировано    в   ограниченном   количестве   специализированных
предприятий,  а  с   другой   -   объемы   реализации   данных   видов
растениеводческой продукции незначительны.
     Различия в уровне менеджмента, структуре производства и  величине
ресурсного  потенциала  в сельскохозяйственных предприятиях определили
их существенную дифференциацию по степени платежеспособности -  основе
функционирования и дальнейшего развития (табл. 11).


     Таблица 11

                              ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ                          
                         ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В                     
                     СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ                
                    ОБЛАСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ИХ                
                      ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ В 1998 ГОДУ

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Группы предприятий   | Численность          | Объем реализации   | Прибыль             | Убыток             | Уровень         |
| по уровню            | предприятий          |                    |                     |                    | рентабельности, |
| платежеспособности   |                      |                    |                     |                    | %               |
-----------------------|---------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                      | Всего,    | Доля, %  | Всего,   | Доля, % | Всего,   | Доля, %  | Всего,   | Доля, % |                 |
|                      | млн. руб. |          | млн.     |         | млн.     |          | млн.     |         |                 |
|                      |           |          | руб.     |         | руб.     |          | руб.     |         |                 |
-----------------------|-----------|----------|----------|---------|----------|----------|----------|---------|------------------
| I                    | 28        | 7.0      | 462.1    | 36.1    | 83.1     | 71.1     | -        | -       | +18.0           |
-----------------------|-----------|----------|----------|---------|----------|----------|----------|---------|------------------
| II                   | 9         | 2.3      | 65.7     | 5.2     | 6.2      | 5.3      | 0.8      | 0.3     | -10.7           |
-----------------------|-----------|----------|----------|---------|----------|----------|----------|---------|------------------
| III                  | 87        | 21.7     | 407.1    | 31.8    | 10.8     | 9.3      | 33.5     | 10.7    | -5.5            |
-----------------------|-----------|----------|----------|---------|----------|----------|----------|---------|------------------
| IV                   | 145       | 36.3     | 251.1    | 19.6    | 9.9      | 8.4      | 183.4    | 58.4    | -69.1           |
-----------------------|-----------|----------|----------|---------|----------|----------|----------|---------|------------------
| V                    | 131       | 32.7     | 93.3     | 7.3     | 6.9      | 5.9      | 96.2     | 30.6    | -95.7           |
-----------------------|-----------|----------|----------|---------|----------|----------|----------|---------|------------------
| Всего                | 400       | 100.0    | 1279.3   | 100.0   | 116.9    | 100.0    | 313.9    | 100.0   | -15.4           |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Как следует  из  таблицы  11,  41.3  процента  объема  реализации
сельскохозяйственной  продукции  и 76.4 процента прибыли приходятся на
долю 37 процентов предприятий I и II групп,  удельный  вес  которых  в
общей  их  численности составляет всего 9.3 процента. В то же время на
долю предприятий IV и  V  групп  (69  процентов)  падает  только  26.9
процента   реализованной  продукции,  14.3  процента  прибыли,  но  89
процентов    -    убытка.    Сложившиеся     существенные     различия
финансово-экономического  положения  сельскохозяйственных  предприятий
требуют применения дифференцированного подхода к путям  их  выхода  из
кризиса и развития.
     Не лучше складывается экономическая ситуация и в перерабатывающей
промышленности  АПК,  где  удельный  вес  убыточных предприятий в 1998
году составил 53.5 процента при  общей  прибыли  43.7  млн.  рублей  и
уровне реализованной продукции +4.8 процента (табл. 12).


     Таблица 12

                           ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ                      
                       ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ                  
                      ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЛАСТИ В 1998 ГОДУ 
                
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Отрасли                  | Число        | В том числе  | Удельный вес    | Прибыль +,   | Уровень          |
|                          | предприятий  | убыточных    | убыточных       | убыток -,    | рентабельности   |
|                          |              |              | предприятий, %  | всего,       |                  |
|                          |              |              |                 | млн. руб.    |                  |
---------------------------|--------------|--------------|-----------------|--------------|-------------------
| Молочная                 | 20           | 8            | 40.0            | +30.2        | +4.8             |
---------------------------|--------------|--------------|-----------------|--------------|-------------------
| Мясная                   | 8            | 3            | 37.5            | +17.7        | -                |
---------------------------|--------------|--------------|-----------------|--------------|-------------------
| Льноперерабатывающая     | 15           | 12           | 80.0            | -4.2         | -22.0            |
---------------------------|--------------|--------------|-----------------|--------------|-------------------
| Всего                    | 43           | 23           | 53.3            | +43.7        | +4.8             |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Однако это относительно благополучное положение обеспечивается за
счет    мясной   и   молочной   промышленности,   в   то   время   как
льноперерабатывающая   отрасль   находится   в   состоянии   глубокого
экономического  кризиса  (80  процентов  предприятий убыточны, уровень
убыточности составляет -22 процента).
     Таким образом, в  предстоящем  периоде  необходимо  сосредоточить
усилия  на  поддержке производства мясных ресурсов, поддержке зерновых
хозяйств,   расширении   площадей   под   картофелем   и   овощами   в
сельскохозяйственных  предприятиях, закреплении экономической ситуации
в  молочном  скотоводстве  на  основе  применения  дифференцированного
подхода к их развитию в зависимости от отношения к той или иной группе
по степени платежеспособности. Требуется восстановление  рентабельного
функционирования льноперерабатывающей промышленности.

     1.4. Воспроизводственный процесс
     Инвестиции в основной капитал в сельском хозяйстве в сопоставимых
ценах  до 1998 года сокращались. Падал и их удельный вес в инвестициях
в народное хозяйство страны в целом (табл. 13).


     Таблица 13

                       ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ                  
                       В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ОБЛАСТИ 
                  
 --------------------------------------------------------------------------------------
| Показатели             | 1990 г.    | 1995 г.   | 1996 г.   | 1997 г.   | 1998 г.  |
-------------------------|------------|-----------|-----------|-----------|-----------
| Всего инвестиций в     | 383.1 <*>  | 89.9      | 43.5      | 38.2      | 69.1     |
| сопоставимых ценах     |            |           |           |           | <**>     |
| 1995 года, млрд. руб.  |            |           |           |           |          |
-------------------------|------------|-----------|-----------|-----------|-----------
| Доля в инвестициях в   | 18.0       | 3.5       | 2.5       | 2.5       | 4.6      |
| народное хозяйство     |            |           |           |           |          |
| области в целом        |            |           |           |           |          |
--------------------------------------------------------------------------------------
                                                                     
     --------------------------------
     <*> - В текущих ценах 1990 года, млн. рублей
     <**> - млн. рублей

     Следствием произошедших изменений явилось формирование  суженного
типа воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве.
     Во-первых, в последние годы шел процесс выбытия земельных  угодий
из  сельскохозяйственного оборота. По состоянию на начало 1999 года по
сравнению с 1991 годом общая земельная площадь у  всех  пользователей,
занимающихся  сельскохозяйственным  производством,  сократилась на 445
тыс.  га  (на  8.7  процента),  в  том  числе  в  сельскохозяйственных
предприятиях - на 613 тыс. га (на 12.2 процента). Сельскохозяйственные
угодья соответственно уменьшились на 155 тыс. га (на 11.3 процента)  и
229 тыс. га (на 22.6 процента).
     Посевные площади в сельскохозяйственных предприятиях  сократились
с  791  тыс.  га  в  1990  году  до  650  тыс.  га  в 1998 году (на 18
процентов), а их средний размер в расчете на одно хозяйство -  с  1951
га до 1467 га (на 25 процентов).
     Во-вторых, воспроизводство плодородия сельскохозяйственных угодий
находится в крайне неудовлетворительном состоянии (табл. 14).


     Таблица 14

                               ОБЪЕМЫ РАБОТ                           
                          ПО ПОВЫШЕНИЮ ПЛОДОРОДИЯ                     
                    СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ ОБЛАСТИ               

-----------------------------------------------------------------------------------------------
| Показатели          | 1990 г.    | 1995 г.   | 1996 г.   | 1997 г.  | 1998 г.   | 1998 г.в  |
|                     |            |           |           |          |           |% к 1990 г.|
|                     |            |           |           |          |           |           |
-----------------------------------------------------------------------------------------------
| Внесение органических удобрений                                                             |
-----------------------------------------------------------------------------------------------
| Всего, тыс. тн      | 7688       | 3664      | 2373      | 1653     | 1723      | 22.4      |
----------------------|------------|-----------|-----------|----------|-----------|------------
| На гектар посева,   | 10.1       | 5.5       | 3.5       | 2.5      | 2.7       | 26.7      |
| тн                  |            |           |           |          |           |           |
----------------------|------------|-----------|-----------|----------|-----------|------------
| Доля удобренных     | 10         | 6         | 4         | 4        | 4         | X         |
| площадей, %         |            |           |           |          |           |           |
-----------------------------------------------------------------------------------------------
| Внесение минеральных удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ)                    |
-----------------------------------------------------------------------------------------------
| Всего, тыс. тн      | 110.1      | 21.1      | 22.6      | 20.1     | 20.5      | 18.6      |
----------------------|------------|-----------|-----------|----------|-----------|------------
| На гектар посева,   | 144        | 32        | 34        | 30       | 32        | 22.2      |
| кг                  |            |           |           |          |           |           |
----------------------|------------|-----------|-----------|----------|-----------|------------
| Доля удобренных     | 96         | 48        | 52        | 45       | 47        | X         |
| площадей, %         |            |           |           |          |           |           |
-----------------------------------------------------------------------------------------------
| Известкование кислых почв                                                                   |
-----------------------------------------------------------------------------------------------
| Всего, тыс. га      | 108.0 <*>  | 8.3       | 1.4       | 0.2      | 0.2       | 0.2       |
-----------------------------------------------------------------------------------------------

     --------------------------------
     <*> В среднем за период 1986 - 1990 годов.

     В настоящее  время  вносится  лишь  22  процента  органических  и
процентов   минеральных   удобрений  относительно  уровня  1990  года.
Известкование кислых почв практически прекратилось.
     Удельный вес удобренной минеральными удобрениями посевной площади
в   области   в   1998   году  составил  47  процентов;  органическими
удобрениями - 4 процента, произвесткованной - 0.03 процента. При  этом
на  один  гектар посевных площадей внесено 2.7 тонны органических и 32
кг д. в. минеральных удобрений. Соотношение  азота,  фосфора  и  калия
является  диспропорциональным и составляет 1:0.36:0.36 при оптимальной
норме 1:0.9:0.6.
     В-третьих,  за  анализируемый  период   резко   сократилось,   по
некоторым     позициям     прекратилось,     строительство    объектов
производственного назначения (табл. 15).

     Таблица 15
                                                                      
                              ВВОД В ДЕЙСТВИЕ                         
                   ОБЪЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ              
                       В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ОБЛАСТИ                   
                            В 1991 - 1998 ГОДАХ     
                  
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Объекты                     | 1991 г.  | 1992 г.   | 1993 г.   | 1994 г.  | 1995 г.  | 1996 г.   | 1997 г.  | 1998 г.  |
------------------------------|----------|-----------|-----------|----------|----------|-----------|----------|-----------
| Зернохранилища, тыс. тн     | 4.6      | 3.2       | 4.0       | 3.0      | 0.5      | 0.8       | 1.0      | -        |
------------------------------|----------|-----------|-----------|----------|----------|-----------|----------|-----------
| Овощекартофелехранилища,    | 2.0      | 2.3       | -         | -        | -        | 0.3       | -        | -        |
| тыс. тн                     |          |           |           |          |          |           |          |          |
------------------------------|----------|-----------|-----------|----------|----------|-----------|----------|-----------
| Помещения для содержания    | 11.8     | 6.3       | 4.5       | 3.4      | 1.7      | 0.7       | 0.8      | 1.6      |
| КРС, тыс. скотомест         |          |           |           |          |          |           |          |          |
------------------------------|----------|-----------|-----------|----------|----------|-----------|----------|-----------
| Помещения для содержания    | 1.95     | 0.17      | 16.59     | 0.38     | 0.05     | 0.04      | -        | -        |
| свиней, тыс. скотомест      |          |           |           |          |          |           |          |          |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Наконец,  суженный   характер   имеет   процесс   воспроизводства
машинно-тракторного  парка  в  сельском  хозяйстве  и прежде всего его
основы - тракторов и зерноуборочных комбайнов (табл. 16).

     Таблица 16

                              ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ                          
                        СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОБЛАСТИ                   
                       ТРАКТОРАМИ И КОМБАЙНАМИ И ИХ                   
                         ДВИЖЕНИЕ В ДИНАМИКЕ, ШТ. 
                    
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Годы    | Тракторы                                                          | Зерноуборочные комбайны                                         |
----------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|         | наличие   | приобретено   | выбыло    | Выбыло в %   | на 1000 га | наличие   | приобретено   | выбыло    | Выбыло в %  | на 1000   |
|         | на начало |               |           | от наличия   | пашни      | на начало |               |           | от наличия  | га пашни  |
----------|-----------|---------------|-----------|--------------|------------|-----------|---------------|-----------|-------------|------------
| 1991    | 17427     | 1745          | 1937      | 11.1         | 21.2       | 2476      | 162           | 170       | 6.9         | 8.3       |
----------|-----------|---------------|-----------|--------------|------------|-----------|---------------|-----------|-------------|------------
| 1992    | 17235     | 903           | 834       | 4.8          | 22.2       | 2468      | 44            | 204       | 8.3         | 7.5       |
----------|-----------|---------------|-----------|--------------|------------|-----------|---------------|-----------|-------------|------------
| 1993    | 17304     | 336           | 142       | 0.8          | 21.7       | 2368      | 30            | 52        | 2.2         | 7.9       |
----------|-----------|---------------|-----------|--------------|------------|-----------|---------------|-----------|-------------|------------
| 1994    | 17498     | 386           | 2462      | 14.1         | 20.4       | 2346      | 59            | 201       | 8.6         | 9.3       |
----------|-----------|---------------|-----------|--------------|------------|-----------|---------------|-----------|-------------|------------
| 1995    | 15422     | 157           | 1639      | 10.6         | 18.5       | 2204      | 35            | 186       | 8.4         | 9.3       |
----------|-----------|---------------|-----------|--------------|------------|-----------|---------------|-----------|-------------|------------
| 1996    | 13940     | 101           | 1182      | 8.5          | 17.4       | 2053      | 19            | 225       | 11.0        | 7.5       |
----------|-----------|---------------|-----------|--------------|------------|-----------|---------------|-----------|-------------|------------
| 1997    | 12859     | 90            | 411       | 3.2          | 17.0       | 1847      | -             | 125       | 6.8         | 8.2       |
----------|-----------|---------------|-----------|--------------|------------|-----------|---------------|-----------|-------------|------------
| 1998    | 12538     | 102           | 916       | 7.3          | 14.9       | 1722      | 28            | 147       | 8.5         | 8.9       |
----------|-----------|---------------|-----------|--------------|------------|-----------|---------------|-----------|-------------|------------
| 1999    | 11724     | -             | -         | -            | -          | 1603      | -             | -         | -           | -         |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     На начало 1999  года  в  сельском  хозяйстве  области  количество
тракторов  составляло  67  процентов,  а  зерноуборочных  комбайнов 65
процентов от уровня 1991 года. При этом только 18 процентов  тракторов
и  13  процентов зерновых комбайнов находились в пределах нормативного
срока эксплуатации. Такое состояние позволяет сделать вывод о том, что
в  ближайшие  год  -  два  может  произойти массовое выбытие техники и
сельское   хозяйство   останется    без    механизированных    средств
производства.

     1.5. Социально-экономическое положение сельского населения
     Для сельской местности  области  характерен  процесс  депопуляции
населения,  который  происходит  в  связи  с сокращением рождаемости и
сохранением высокого уровня смертности (табл. 17).

     Таблица 17

                                 ДИНАМИКА                             
                     ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ СЕЛЬСКОГО                 
                      НАСЕЛЕНИЯ ОБЛАСТИ, ТЫС. ЧЕЛОВЕК  
               
------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Показатели      | 1990 г.    | 1993 г.   | 1994 г.  | 1995 г.   | 1996 г.   | 1997 г.   | 1998 г.  |
------------------|------------|-----------|----------|-----------|-----------|-----------|-----------
| Родилось        | 6.5        | 4.5       | 4.1      | 3.9       | 3.7       | 3.5       | 3.3      |
------------------|------------|-----------|----------|-----------|-----------|-----------|-----------
| Умерло          | 6.8        | 8.3       | 8.9      | 8.5       | 8.4       | 8.0       | 7.7      |
------------------|------------|-----------|----------|-----------|-----------|-----------|-----------
| Естественный    | -0.3       | -3.8      | -4.8     | -4.6      | -4.7      | -4.5      | -4.4     |
| прирост         |            |           |          |           |           |           |          |
------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Наметившаяся  в  1991  -  1993  годах  стабилизация   численности
населения   на   уровне  463  тысяч  человек  в  дальнейшем  сменилась
тенденцией ее сокращения: 1994 год - 454 тыс. чел.;  1995  год  -  443
тыс.  чел.;  1996  год - 437 тыс. чел.; 1997 год - 431 тыс. чел.; 1998
год - 424 тыс. чел.; 1999 год - 417 тыс. чел.
     Процесс свертывания сельскохозяйственного производства,  несмотря
на   сокращение  численности  сельского  населения,  повлиял  на  рост
безработицы на селе. Численность только официально  зарегистрированных
сельских  безработных,  приходящихся  на  100  работников,  занятых  в
сельском хозяйстве, составила в 1995 году - 9.3 чел.; 1996 году - 11.9
чел.; 1997 году - 14.3 чел.
     Уровень доходов, в  том  числе  и  заработной  платы  работников,
занятых в сельском хозяйстве, значительно ниже, чем в промышленности и
подавляющем большинстве других отраслей экономики области (табл. 18).

     Таблица 18

                                СООТНОШЕНИЕ                           
                  ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ,              
                ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭКОНОМИКЕ ОБЛАСТИ В ЦЕЛОМ            

-------------------------------T-------T-------T-------T-------T----------¬
¦  Сферы народного хозяйства   ¦1990 г.¦1996 г.¦1997 г.¦1998 г.¦1998 г. к ¦
¦                              ¦       ¦       ¦       ¦       ¦1990 г.,  ¦
¦                              ¦       ¦       ¦       ¦       ¦число раз ¦
+------------------------------+-------+-------+-------+-------+----------+
¦Экономика в целом, тыс. руб.  ¦ 0,281 ¦  896  ¦ 1049  ¦ 1187  ¦   4224   ¦
+------------------------------+-------+-------+-------+-------+----------+
¦Промышленность, тыс. руб.     ¦ 0.310 ¦ 1077  ¦ 1288  ¦ 1479  ¦   4771   ¦
+------------------------------+-------+-------+-------+-------+----------+
¦Сельское хозяйство, тыс. руб. ¦ 0.309 ¦  533  ¦  612  ¦  664  ¦   2149   ¦
+------------------------------+-------+-------+-------+-------+----------+
¦Отношение заработной платы в  ¦       ¦       ¦       ¦       ¦          ¦
¦сельском хозяйстве к          ¦       ¦       ¦       ¦       ¦          ¦
¦заработной плате:             ¦       ¦       ¦       ¦       ¦          ¦
¦- в экономике  области в целом¦ 1.10  ¦ 0.59  ¦ 0.58  ¦ 0.56  ¦    X     ¦
¦- в промышленности            ¦ 1.00  ¦ 0.49  ¦ 0.47  ¦ 0.45  ¦    X     ¦
L------------------------------+-------+-------+-------+-------+-----------
                                                                      
     Падение уровня заработной платы в сельском хозяйстве относительно
других  сфер  экономики  области  привело  к  резкому ухудшению уровня
жизни на селе. Низкий уровень заработной платы и задержки  ее  выплаты
существенно    снизили    роль    материального    стимулирования    в
сельскохозяйственных предприятиях,  породили  негативное  отношение  к
труду.  Заработная  плата  перестала выполнять свою основную функцию -
роль экономического рычага роста производительности труда  в  сельском
хозяйстве.
     Произошла территориальная дифференциация уровня  жизни  сельского
населения,   основные   социально-экономические   индикаторы  которого
(заработная плата, денежные доходы на душу населения и  их  структура,
структура    расходов,    соотношение    прожиточного    минимума   со
среднемесячной заработной платой и среднедушевыми доходами)  позволяют
выделить   три  группы  административных  районов.  Выделенные  группы
районов заметно отличаются друг от друга структурой доходов и расходов
сельского населения (табл. 19).
     I   группа   -   районы   с   более   высоким   уровнем    жизни,
характеризующиеся   позитивными  тенденциями  социально-экономического
развития.  В  нее  вошли   Вологодский,   Череповецкий,   Шекснинский,
Чагодощенский, Грязовецкий, Кадуйский и Сокольский районы.
     II  группа  -  районы  с  неустойчивыми  тенденциями  социального
развития:    Кирилловский,   Тотемский,   Устюженский,   Верховажский,
Усть-Кубинский, Великоустюгский, Белозерский и Междуреченский.
     III группа - районы,  характеризующиеся  устойчивыми  негативными
тенденциями в социально-экономическом развитии: Тарногский, Харовский,
Нюксенский,   Вашкинский,   Бабаевский,   Бабушкинский,   Вытегорский,
Никольский   и   Кичм.-Городецкий.   Районы   III  группы  удалены  от
промышленных центров, в них слабо развита социальная инфраструктура.

     Таблица 19

                            СОСТАВ И СТРУКТУРА                        
                 ДОХОДОВ И РАСХОДОВ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ПО            
                  ГРУППАМ РАЙОНОВ ОБЛАСТИ В 1998 ГОДУ, %
     
 -—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-
| Показатели                               | В среднем по   | I       | II      | III     |
|                                          | сельской       |         |         |         |
|                                          | местности      |         |         |         |
-—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-
| Доходы                                                                                  |
-—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-
| Всего                                    | 100.0          | 100.0   | 100.0   | 100.0   |
-—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-
| в том числе:                                                                            |
-—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-
| оплата труда                             | 55.6           | 55.8    | 49.0    | 40.8    |
-——————————————————————————————————————————|————————————————|—————————|—————————|—————————-
| доходы от личных подсобных хозяйств      | 23.0           | 20.4    | 28.4    | 39.7    |
-——————————————————————————————————————————|————————————————|—————————|—————————|—————————-
| дотации и льготы                         | 1.0            | 1.9     | 2.1     | 0.9     |
-——————————————————————————————————————————|————————————————|—————————|—————————|—————————-
| пенсии и пособия                         | 17.6           | 18.3    | 17.4    | 16.9    |
-——————————————————————————————————————————|————————————————|—————————|—————————|—————————-
| прочие                                   | 2.8            | 3.6     | 3.2     | 1.7     |
-—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-
| Удельный вес расходов в совокупном доходе                                               |
-—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-
| Всего                                    | 89.1           | 87.8    | 86.9    | 100.0   |
-—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-
| в том числе:                                                                            |
-—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-
| Потребительские расходы                  | 68.9           | 63.0    | 66.2    | 91.7    |
-—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-
| из них:                                                                                 |
-—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-
| - продукты питания                       | 51.6           | 39.3    | 58.8    | 68.6    |
-——————————————————————————————————————————|————————————————|—————————|—————————|—————————-
| - непродовольственные товары             | 30.4           | 41.7    | 24.7    | 17.4    |
-——————————————————————————————————————————|————————————————|—————————|—————————|—————————-
| - алкогольные напитки                    | 3.7            | 3.9     | 3.6     | 3.2     |
-——————————————————————————————————————————|————————————————|—————————|—————————|—————————-
| - оплата услуг                           | 14.3           | 15.1    | 12.9    | 10.8    |
-——————————————————————————————————————————|————————————————|—————————|—————————|—————————-
| Обязательные платежи и взносы            | 7.5            | 8.4     | 7.6     | 7.1     |
-——————————————————————————————————————————|————————————————|—————————|—————————|—————————-
| Накопление сбережений                    | 2.4            | 3.6     | 1.6     | 0.0     |
-——————————————————————————————————————————|————————————————|—————————|—————————|—————————-
| Прочие                                   | 10.3           | 12.8    | 11.5    | 1.2     |
-——————————————————————————————————————————|————————————————|—————————|—————————|—————————-
| Превышение денежных доходов над          | 10.9           | 12.2    | 13.1    | 0.0     |
| расходами                                |                |         |         |         |
-—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-        

     Данная группировка административных районов может быть положена в
основу  дифференциации  мероприятий  по  активизации развития сельской
местности области. В частности, из таблицы видно,  что  в  III  группе
районов  следует  особое  внимание  уделить  развитию личных подсобных
хозяйств населения и повышению уровня доходов  жителей  села  за  счет
всех источников.

                          2. Система мероприятий                      

     Реализация генеральной (главной) цели данных Основных направлений
"Достижение  объемов  производства  конкурентоспособной продукции АПК,
соответствующих  агроприродному  потенциалу   области,   гарантирующих
насыщение  регионального  продовольственного  рынка высококачественной
продукцией и  обеспечивающих  повышение  уровня  занятости  и  доходов
сельского  населения"  (приложения 2 - 9) обеспечивается совокупностью
мероприятий (приложение 1).
     Все мероприятия входят в  пять  направлений,  каждое  из  которых
обеспечивает решение поставленных задач.
     Направление 1: Обеспечение реализации  стратегии  эффективного  и
устойчивого развития предприятий АПК
     Задачи:
     1.1. Обеспечить повышение трудового и кадрового  потенциала  АПК,
его предпринимательского уровня.
     1.2.  Обеспечить   завершение   реформирования,   эффективное   и
устойчивое    развитие    сельскохозяйственных,   перерабатывающих   и
агросервисных предприятий.
     1.3.  Обеспечить  эффективное  и   устойчивое   развитие   личных
     1.4.  Обеспечить  эффективное и устойчивое развитие предприятий и
организаций  по  заготовке,  хранению  и  торговле сельхозпродукцией и
продуктами ее переработки.
     Направление  2:  Восстановление  и модернизация производственного
потенциала АПК
Задачи:
     2.1. Восстановить площади и почвенное плодородие сельхозугодий.
     2.2.   Обеспечить   сохранение   и   расширенное  воспроизводство
генофонда сельскохозяйственных растений и животных.
     2.3.    Восстановить   основные   отрасли   сельскохозяйственного
производства до уровня 1990 года.
     2.4.  Осуществить технологическую и техническую перестройку в АПК
и насытить сельское хозяйство области современной сельскохозяйственной
техникой до научно обоснованного уровня.
     2.5.   Обеспечить   эффективное  использование  и  поддержание  в
работоспособном состоянии машинно-тракторного парка и оборудования.
     Направление  3:  Создание  условия для эффективного и устойчивого
развития предприятий АПК
     Задачи:
     3.1. Обеспечить эффективный инновационный процесс в АПК.
     3.2.  Обеспечить  сглаживание негативного воздействия диспаритета
цен  на  сельскохозяйственную  продукцию, промышленные товары и услуги
для сельского хозяйства.
     3.3.    Создать    механизм    взаимовыгодных   отношений   между
предприятиями АПК.
     3.4.  Повысить  степень  доступности  предприятий АПК к кредитным
ресурсам.
     3.5. Создать эффективную систему финансовой поддержки предприятий
АПК.
     3.6. Создать условия для привлечения инвестиций в АПК.
     Направление 4: Обеспечение  структурной  перестройки  на  селе  и
комплексное развитие сельской местности
     Задачи:
     4.1. Содействовать росту доходов сельского населения.
     4.2. Обеспечить развитие  на  селе  несельскохозяйственных  видов
деятельности.
     4.3.  Создать  новую   систему   социальной   и   жилищно-бытовой
инфраструктуры на селе.
     4.4.  Обеспечить  комплексность  социального  обустройства  села,
планировки, застройки и благоустройства сельских населенных пунктов.
     Направление 5: Повышение управляемости в АПК области
     Задача:
     Разграничить функции управления, обеспечивающие: а) хозяйственный
годовой  цикл  в АПК (текущие, оперативные задачи); б) развитие и рост
производства (стратегические задачи).

                   3. Ресурсное обеспечение мероприятий               

     3.1. Потребность в финансовых ресурсах
     Общая потребность  в  финансовых  ресурсах  складывается  из  тех
затрат,  которые  необходимы  для  реализации  мероприятий  (табл. 25,
приложение 1).

     Таблица 25

                                ПОТРЕБНОСТЬ                           
                   В ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСАХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ               
                       МЕРОПРИЯТИЙ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ И                  
                           РАЗВИТИЮ АПК ОБЛАСТИ 
                      
------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Мероприятия программы     | Всего           | в т.ч. по годам                                      |
|                           | потребность,    |                                                      |
|                           | млн. руб.       |                                                      |
----------------------------|-----------------|-------------------------------------------------------
|                           |                 | 2001     | 2002     | 2003    | 2004      | 2005     |
----------------------------|-----------------|----------|----------|---------|-----------|-----------
| 1. Мероприятия по         | 883.39          | 123.64   | 246.96   | 250.29  | 138.70    | 123.80   |
| обеспечению реализации    |                 |          |          |         |           |          |
| стратегии эффективного и  |                 |          |          |         |           |          |
| устойчивого развития      |                 |          |          |         |           |          |
| сельскохозяйственных и    |                 |          |          |         |           |          |
| других предприятий АПК    |                 |          |          |         |           |          |
----------------------------|-----------------|----------|----------|---------|-----------|-----------
| 2. Мероприятия по         | 8400.76         | 727.25   | 1882.26  | 1927.66 | 1913.12   | 1950.47  |
| восстановлению и          |                 |          |          |         |           |          |
| модернизации              |                 |          |          |         |           |          |
| производственного         |                 |          |          |         |           |          |
| потенциала АПК            |                 |          |          |         |           |          |
----------------------------|-----------------|----------|----------|---------|-----------|-----------
| 3. Мероприятия по         | 5464.35         | 953.25   | 1290.7   | 1231.7  | 957.40    | 1031.30  |
| созданию условий для      |                 |          |          |         |           |          |
| эффективного и            |                 |          |          |         |           |          |
| устойчивого развития      |                 |          |          |         |           |          |
| сельских                  |                 |          |          |         |           |          |
| товаропроизводителей и    |                 |          |          |         |           |          |
| других предприятий АПК    |                 |          |          |         |           |          |
----------------------------|-----------------|----------|----------|---------|-----------|-----------
| 4. Мероприятия по         | 526.86          | 50.28    | 115.91   | 117.71  | 117.61    | 125.35   |
| обеспечению структурной   |                 |          |          |         |           |          |
| перестройки на селе и     |                 |          |          |         |           |          |
| комплексному развитию     |                 |          |          |         |           |          |
| сельской местности        |                 |          |          |         |           |          |
----------------------------|-----------------|----------|----------|---------|-----------|-----------
| 5. Мероприятия по         | 76.20           | 12.20    | 16.00    | 16.00   | 16.00     | 16.00    |
| повышению управляемости   |                 |          |          |         |           |          |
| АПК области               |                 |          |          |         |           |          |
----------------------------|-----------------|----------|----------|---------|-----------|-----------
| Всего                     | 15351.56        | 1866.62  | 3551.58  | 3543.36 | 3142.83   | 3246.92  |
------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Наименьшие издержки потребуются для реализации мероприятий первой
группы.  В  то же время за счет их может быть получено до 25 процентов
общего  эффекта  от  реализации  мероприятий.  Наиболее  ресурсоемкими
являются  мероприятия второй группы, так как связаны с восстановлением
и модернизацией ресурсного  и  производственного  потенциала  развития
АПК.
     В то же время без  вложения  средств  по  данному  направлению  в
ближайшие   2   -   3   года   может   наступить   полная   деградация
машинно-тракторного парка, а через 7 - 15 лет - плодородия почв и т.д.
Создание   условий   для  функционирования  АПК  (мероприятия  третьей
группы) является также достаточно затратным.

     3.2. Источники финансирования
     Для  финансирования  мероприятий  необходимо  задействовать   все
возможные   источники   финансирования:   федеральный,   областной   и
муниципальные бюджеты,  средства  предприятий  АПК,  предпринимателей,
лизингового  фонда  и  прочих  источников  (крестьянских  (фермерских)
хозяйств,     машиностроительных     предприятий     -     поставщиков
сельскохозяйственной  техники,  предпринимателей  и  т.п.)  (табл. 26,
приложение 1).

     Таблица 26

                         ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ                     
                       МЕРОПРИЯТИЙ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ И                  
                           РАЗВИТИЮ АПК ОБЛАСТИ    
                   
----------------------------------------------------------------------------------------------------
|      | Предполагаемые    | Всего     | в т.ч. по годам                                           |
|      | источники         | млн. руб. |                                                           |
|      | финансирования    |           |                                                           |
-------|-------------------|-----------|------------------------------------------------------------
|      |                   |           | 2001      | 2002      | 2003      | 2004      | 2005      |
-------|-------------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|------------
| 1.   | Предприятия АПК   | 3106.72   | 528.66    | 649.41    | 659.47    | 658.27    | 610.91    |
-------|-------------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|------------
| 2.   | Предприниматели   | 365.62    | 65.00     | 90.27     | 90.14     | 60.11     | 60.10     |
-------|-------------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|------------
| 3.   | Лизинговый фонд   | 969.00    | 100.00    | 213.50    | 213.50    | 223.50    | 218.50    |
-------|-------------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|------------
| 4.   | Федеральный       | 1370.65   | 243.30    | 442.75    | 415.75    | 132.75    | 136.10    |
|      | бюджет <*>        |           |           |           |           |           |           |
-------|-------------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|------------
| 5.   | Областной бюджет  | 5405.30   | 709.30    | 1156.16   | 1146.80   | 1140.60   | 1252.50   |
-------|-------------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|------------
| 6.   | Муниципальные     | 142.98    | 27.38     | 28.30     | 28.20     | 28.10     | 31.00     |
|      | бюджеты <**>      |           |           |           |           |           |           |
-------|-------------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|------------
| 7.   | Прочие источник   | 3991.29   | 192.98    | 971.5     | 989.5     | 899.50    | 937.81    |
-------|-------------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|------------
|      | ВСЕГО:            | 15351.56  | 1866.62   | 3551.83   | 3543.36   | 3142.83   | 3246.92   |
----------------------------------------------------------------------------------------------------

     --------------------------------
     <*> - действует в пределах средств,  предусмотренных  Федеральным
законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год
     <**> - действует в  пределах  средств,  предусмотренных  решением
представительного   органа   местного   самоуправления  муниципального
образования

     Кроме того, средства, выделяемые в  качестве  льготных  кредитов,
имеют  возвратную  основу  и  в  совокупности  с системой защитных цен
позволяют  предприятиям  АПК  функционировать  в  режиме  расширенного
воспроизводства.  Функционирование  предприятий  в режиме расширенного
воспроизводства позволит  им  участвовать  собственными  средствами  в
финансировании  комплексных  программ  по укреплению производственного
потенциала АПК, что в дальнейшем снизит нагрузку на бюджет.

                    4. Механизм реализации мероприятий                

     Механизм реализации мероприятий строится как по вертикали, так  и
по горизонтали, объединяя всех участников договорными отношениями.
     Эту работу проводят департамент сельского хозяйства и департамент
продовольственных   ресурсов   администрации   области,   как   органы
управления основными направлениями и мероприятиями по  стабилизации  и
развитию   АПК,   они  же  являются  заказчиками  (генподрядчиками)  и
заключают договоры с исполнителями работ - подрядчиками.  Департаменты
наделяются   финансовыми   ресурсами,   выделяемыми   для   выполнения
мероприятий и всеми правами распоряжения ими.
     Обязательным элементом механизма реализации мероприятий  являются
ежеквартальные  и  годовой  финансовые  отчеты исполнителей заказчику,
порядок  и  сроки  предоставления  которых   также   оговариваются   в
контракте.
     Департамент сельского хозяйства и  департамент  продовольственных
ресурсов  администрации  области  доводят до подрядчиков (исполнителей
работ) механизм, способы и условия финансирования, а  также  открывают
финансирование   и   осуществляют   функции  контроля.  Предприятия  -
подрядчики сами определяют способы и методы выполнения работ в  рамках
тех  финансовых  ресурсов  и  условий,  которые оговорены в контракте.
Материально-технические ресурсы (кроме распределяемых централизованно:
лизинг  и  т.п.)  приобретаются исполнителями самостоятельно по ценам,
установившимся  на  оптовом  рынке  региона.  В  случае  необходимости
приобретения   тех   или   иных  материально-технических  ресурсов  по
повышенным  ценам  за  пределами  региона   или   по   импорту   между
исполнителем и заказчиком заключается дополнительное соглашение.
     Вместе  с  тем  департамент  сельского  хозяйства   администрации
области   обеспечивает   исполнителям   работ   поставку   техники   и
оборудования по лизингу.
     Неотъемлемым элементом механизма реализации мероприятий  является
организация социально-экономического мониторинга последствий аграрного
реформирования и структурной перестройки на  селе.  Мониторинг  должен
обеспечивать обратную связь с объектами и субъектами реформирования. С
помощью  мониторинга  выявляется  реакция  последних  на   реализуемые
мероприятия,  последствия  тех  или  иных мер. На основе поступающей в
рамках мониторинга  информации  проводится  дифференцированный  анализ
экономической  и  социальной  ситуации  на  селе,  отношения сельского
населения, руководителей, специалистов  и  работников  АПК  к  узловым
вопросам  проводимых  преобразований.  На основе результатов анализа в
Основные направления и мероприятия  по  стабилизации  и  развитию  АПК
своевременно  вносятся необходимые коррективы, что позволяет исключить
издержки, неизбежно сопровождающие любое реформирование.
     Система  мониторинга  организуется  на  базе  службы  информации,
анализа и контроля.


                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 

Информация по документу
Читайте также