Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 14.09.1995 № 525

              ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

                                      Утратилo силу - Постановление
                                        Законодательного Собрания
                                           Вологодской области
                                         от 29.11.2001 г. N 575

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 14.09.95 N 525
     г. Вологда

     О принятии Устава
     Вологодской области

     Законодательное Собрание области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     Принять Устав Вологодской области  и  ввести  его  в  действие  с
момента подписания.


     Председатель Законодательного
     Собрания области          Г.В. Судаков


                               УСТАВ
                         ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

     Принят Законодательным Собранием области 14 сентября 1995 года

     Законодательное Собрание   Вологодской   области,  руководствуясь
Конституцией  Российской  Федерации,  основываясь  на  исторических  и
культурных   традициях   населения  области,  признавая  необходимость
создания правовой основы для всестороннего развития области, принимает
настоящий Устав.

                               Глава 1

             Основы правового статуса Вологодской области

     Статья 1.

     1. Вологодская область является равноправным субъектов Российской
Федерации и находится в ее составе.
     2. Статус области определяется Конституцией Российской  Федерации
и настоящим Уставом.
     3. Статус  области  может  быть  изменен  по  взаимному  согласию
Российской  Федерации  и  области   в   соответствии   с   федеральным
конституционным законом.
     4. Изменение статуса,  наименования,  границ области,  а также ее
разделение  или  объединение с другими субъектами Российской Федерации
могут быть осуществлены только  на  основе  выраженного  на  областном
референдуме волеизъявления большинства граждан,  проживающих в области
и  обладающих  избирательным  правом,  в  соответствии  с  федеральным
конституционным законом.

     Статья 2.

     Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской
Федерации по предметам  совместного  ведения  Российской  Федерации  и
субъектов   Российской   Федерации   область  обладает  всей  полнотой
государственной власти.

     Статья 3.

     Область осуществляет  международные,  внешнеэкономические  связи,
принимает  участие  в  выполнении  международных  договоров Российской
Федерации при координации федеральных органов государственной власти.

     Статья 4.

     Область осуществляет  связи  с  другими   субъектами   Российской
Федерации, заключает с ними договоры и соглашения.

     Статья 5.

     1. Территория   области   в   пределах  административных  границ,
установленных постановлением ЦИК СССР  от  23  сентября  1937  года  и
последующими  актами  СССР,  РСФСР  и  Российской Федерации,  является
частью единой территории Российской Федерации.
     2. Административные  границы  между областью и другими субъектами
Российской Федерации могут быть изменены с взаимного согласия.
     3. Описание    административных    границ   области,   содержащее
необходимые  пояснения  и   картографические   материалы,   признается
официальным документом, фиксирующим границы области.

     Статья 6.

     1. Вопросы  административно-территориального  устройства  области
решаются законодательным органом области с соблюдением федерального  и
областного законодательства.
     2. Область включает районы:
     Бабаевский, Бабушкинский,         Белозерский,        Вашкинский,
Великоустюгский,  Верховажский, Вожегодский, Вологодский, Вытегорский,
Грязовецкий,     Кадуйский,    Кирилловский,    Кичменгско-Городецкий,
Междуреченский,  Никольский,   Нюксенский,   Сокольский,   Сямженский,
Тарногский,   Тотемский,   Усть-Кубенский,   Устюженский,   Харовский,
Чагодощенский, Череповецкий, Шекснинский;
     города: Великий Устюг, Вологда,Сокол, Череповец.
     3. Создание и реорганизация территорий  местного  самоуправления,
их   наименование,   переименование  осуществляются  с  учетом  мнения
населения соответствующих  территорий  в  соответствии  с  действующим
законодательством и уставами районов (городов).

     Статья 7.

     Административным центром  области является город Вологда.  Статус
областного  центра,  а  также  особенности  отношений  между  органами
государственной  власти  области  и органами городского самоуправления
областного центра могут определяться законом  области,  принимаемым  с
учетом   предложений   органов  городского  самоуправления  областного
центра.

     Статья 8.

     1. Область вправе иметь свою официальную символику.
     2. Описание и порядок использования официальной символики области
определяются законами области.

     Статья 9.

     1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
     2. В  области признаются и гарантируются права и свободы человека
и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права  в  соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим
Уставом.
     3. Признание,  соблюдение  и  защита  прав  и  свобод  человека и
гражданина  являются  главной  обязанностью  органов   государственной
власти и органов местного самоуправления области.

     Статья 10.

     1. Источником  власти  в  области  является население области как
часть народа Российской Федерации.
     2. Население области осуществляет свою власть непосредственно или
через органы государственной власти и органы  местного  самоуправления
области.

     Статья 11.

     1. Государственная  власть  в  области  осуществляется  на основе
разделения  на  законодательную,  исполнительную  и  судебную.  Органы
законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
     2. Законодательная власть области осуществляется  Законодательным
Собранием области или непосредственно населением области.
     3. Исполнительную власть области осуществляют Губернатор  области
и образуемые им органы управления.
     4. Судебная система в области устанавливается  в  соответствии  с
Конституцией   Российской   Федерации  и  федеральным  конституционным
законом.

     Статья 12.

     1. Органы  государственной  власти  области  строят  федеративные
отношения  на основе конституционого принципа разделения полномочий по
отношению к федеральным  органам  государственной  власти  и  принципа
равноправия  во  взаимоотношениях  с  органами  государственной власти
субъектов  Российской  Федерации   в   соответствии   с   Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, договорами.
     2. Губернатор области вправе передавать  часть  своих  полномочий
федеральным   органам   государственной   исполнительной   власти   по
соглашению с ними,  а также может принимать  на  себя  переданные  ему
полномочия   федеральными   органами   государственной  исполнительной
власти.

     Статья 13.

     1. Органы   государственой    власти    области    строят    свои
взаимоотношения  с  федеральными  органами  государственной  власти  и
входящими в их систему органами, расположенными на территории области,
на   основе   сотрудничества   и   координации   действий   с   учетом
самостоятельности в решении вопросов, входящих в их компетенцию.
     2. Федеральные органы исполнительной власти в целях осуществления
своих полномочий могут создавать в области свои территориальные органы
и  назначать  соответствующих  должностных лиц.  Органы исполнительной
власти области содействуют осуществлению полномочий указанных  органов
и  должностных  лиц на территории области и не вправе вмешиваться в их
деятельность.
     3. Органы исполнительной власти области в порядке,  установленном
Конституцией Российской Федерации,  федеральными законами и  настоящим
Уставом, могут заключать с федеральными органами исполнительной власти
соглашения о передаче  части  их  полномочий,  а  также  соглашения  о
формировании   и   реализации   на   территории   области  федеральных
государственных   программ,   о   совместном   решении   иных   задач,
представляющих взаимный интерес.

                               Глава 2

         Человек, гражданин и государственная власть области

     Статья 14.

     Область не  устанавливает  своего  гражданства,   отдельного   от
гражданства Российской Федерации. В вопросах обеспечения прав человека
и  гражданина  область  исходит  из   равенства   граждан   Российской
Федерации.

     Статья 15.

     Нормативные акты области (законы,  постановления Законодательного
Собрания,  постановления и  распоряжения  Губернатора),  затрагивающие
права,  свободы  и обязанности человека и гражданина,  вступают в силу
после их официального опубликования для всеобщего сведения.

     Статья 16.

     1. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично,  а
также   направлять   индивидуальные   и   коллективные   обращения   в
государственные органы и органы местного самоуправления.
     2. Депутат,  должностное  лицо  и служащий органа государственной
власти и органы местного самоуправления области обязаны дать ответ  на
письменное или устное (во время приема граждан) обращение лица.
     Максимальный срок ответа на обращение не может  превышать  месяца
со дня регистрации обращения.

     Статья 17.

     1. Лицо,  проживающее  на  территории  области,  имеет  право  на
получение информации о положении дел в области,  вопросах, обсуждаемых
в  органах  государственной  власти  и органах местного самоуправления
области,  назначениях  и  перемещениях  должностных  лиц  области,  за
исключением   той   информации,   распространение  которой  ограничено
федеральными законами и законами области.
     2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления
области   обязаны   регулярно   информировать   население   о    своей
деятельности.
     3. Руководители органов государственной власти и органов местного
самоуправления  ответственны  за  предоставление населению достоверной
информации о положении дел в области и на соответствующих  территориях
местного самоуправления, о деятельности их органов и должностных лиц.

     Статья 18.

     1. Каждому   гарантируется   право   на  юридическую  помощь  для
осуществления и защиты прав и свобод человека и гражданина.
     2. В  случаях,  предусмотренных  федеральным  законом  и  законом
области,   юридическая   помощь   оказывается    за    счет    органов
государственной власти и местного самоуправления.
     3. Органы государственной власти области содействуют  созданию  и
деятельности  коллегий адвокатов,  иных профессиональных объединений и
отдельных лиц, имеющих право оказывать юридическую помощь.

     Статья 19.

     В области гарантируются права лиц,  относящихся к национальным  и
иным  меньшинствам,  в  соответствии  с  общепризнанными  принципами и
нормами  международного  права,  федеральными  законами   и   законами
области.

     Статья 20.

     1. Органы  государственной власти области обеспечивают реализацию
права  частной  собственности,  свободу  труда,  права  на   свободное
использование    каждым    своих    способностей   и   имущества   для
предпринимательской  и  иной  не  запрещенной  законом   экономической
деятельности.
     2. Органы государственной власти области осуществляют поддержку и
стимулирование   развития  предпринимательства  в  социально  значимых
сферах через установление соответствующих приоритетов в  экономической
и   финансовой  политике,  развитие  систем  занятости  и  социального
страхования.

     Статья 21.

     Расширение социальных льгот и гарантий  прав  граждан  Российской
Федерации  на  территории области по решению Законодательного Собрания
области осуществляется за счет средств бюджета области.

     Статья 22.

     1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления
области   поощряют   жилищное   строительство,   создают  условия  для
осуществления права на жилище.
     2. Малоимущим,  иным,  указанным  в  федеральном  законе и законе
области гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно
или  за  доступную  плату из федеральных,  областных,  муниципальных и
других  жилищных  фондов  в  соответствии  с  установленными   законом
нормами.

     Статья 23.

     В области    гарантируются    общедоступность    и   бесплатность
дошкольного основного, общего и среднего профессионального образования
в   образовательных  учреждениях  и  на  предприятиях,  находящихся  в
областной и муниципальной собственности.

     Статья 24.

     1. Область  создает  и  поддерживает  учреждения  и   организации
образования,   науки   и   культуры,   связанные  с  интеллектуальным,
культурным и профессиональным развитием населения.
     2. Органы  государственной власти области обеспечивают сохранение
исторического и культурного наследия, памятников истории и культуры.
     3. Законом    области   определяется   норматив   отчислений   на
финансирование сферы культуры,  науки,  образования,  иные  социальные
сферы из бюджета области.

     Статья 25.

     Область создает  за  счет  бюджета  и  внебюджетных средств фонды
образования,  науки и культуры,  развивает систему стипендий, премий с
целью поощрения творческой интеллигенции, молодежи, детей и расширения
доступности   высшего   образования,    профессиональной    творческой
деятельности,  для  охраны  и  использования исторических и культурных
ценностей.

     Статья 26.

     Каждый имеет право на участие в культурной  жизни  и  пользование
учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям области.

     Статья 27.

     1. Для    уникальных   культурных   ценностей   законом   области
устанавливается особый правовой режим объектов областного  значения  с
включением их в областной Государственный реестр.
     2. Правовой режим данных объектов,  их охрана,  порядок  ввоза  и
вывоза  культурных  ценностей и их хранение определяются федеральным и
областным законодательством.

     Статья 28.

     1. В области гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую
помощь.  Медицинская  помощь  в  областных и муниципальных учреждениях
здравоохранения  оказывается  гражданам  бесплатно  за  счет   средств
бюджета   области   и  бюджетов  территорий  местного  самоуправления,
страховых взносов, других поступлений.
     2. В   области   финансируются   областные   программы  охраны  и
укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию областной,
муниципальной,     частной    систем    здравоохранения,    поощряется
деятельность,  способствующая укреплению здоровья  человека,  развитию
физической      культуры      и      спорта,      экологическому     и
санитарно-эпидемиологическому благополучию.
     3. Финансирование здравоохранения,  физической культуры и спорта,
охраны окружающей природной среды в области осуществляется  на  основе
сочетания  бюджетных,  внебюджетных,  коммерческих и благотворительных
средств.

     Статья 29.

     1. Законами  области  устанавливаются  особый  статус   областных
природных заповедников, заказников, парков, памятников природы и режим
охраны редких растений, животных и мест их обитания.
     2. Законом области в соответствии с федеральным законодательством
устанавливаются лимиты,  экологические стандарты и нормативы платы  за
использование  природных  ресурсов  и  загрязнение  окружающей  среды,
предоставляются   налоговые   и   кредитные   льготы   при   внедрении
ресурсосберегающих    технологий    и    проведении    природоохранных
мероприятий, определяется порядок их применения.
     3. В  области могут создаваться областные экологические фонды для
экономического   стимулирования    природоохранных    мероприятий    и
рационального природопользования. Порядок образования и финансирования
фондов определяется законом области.

     Статья 30.

     Область может устанавливать  статус  областных  зон  чрезвычайной
экологической ситуации и экологического бедствия.
     Порядок введения режима зон устанавливается законом области.

     Статья 31.

     1. Каждый обязан соблюдать  Конституцию  Российской  Федерации  и
федеральные  законы,  Устав  и  законы  области,  другие  акты органов
государственной власти области и органов местного самоуправления.
     2. Несоблюдение  требований,  установленных  в  части 1 настоящей
статьи,  влечет за собой предусмотренную федеральным законом и законом
области ответственность.

                               Глава 3

                  Институты народовластия в области

     Статья 32.

     Население области   имеет   неотъемлемое   и   неоспоримое  право
создавать и реформировать органы  государственной  власти  и  местного
самоуправления области.

     Статья 33.

     1. Высшим  непосредственным  выражением власти населения являются
референдум и свободные выборы.
     2. Референдум и выборы осуществляются на основе всеобщего равного
и прямого избирательного права при тайном голосовании.
     3. Никакая   часть   населения,   никакое   объединение,  никакое
отдельное лицо  не  могут  присваивать  полномочия  законно  избранных
гражданами должностных лиц и органов государственной власти и местного
самоуправления области.

     Статья 34.

     Депутаты и  выборные  должностные  лица  органов  государственной
власти   и   местного  самоуправления  области  представляют  интересы
населения и ответственны перед ним.

     Статья 35.

     1. Общественная,  в том числе политическая деятельность в области
осуществляется свободно, на основе идеологического многообразия.
     2. Цели,  организация,  формы  и  методы  работы  партий  и  иных
общественных   объединений,   осуществляющих   свою   деятельность  на
территории  области,  должны  соответствовать  Конституции  Российской
Федерации, федеральным законам, законам области.
     3. Партии  и  иные  общественные   объединения,   их   отделения,
осуществляющие деятельность на территории области и зарегистрированные
в установленном порядке,  пользуются правом  выдвижения  кандидатов  в
органы  государственной  власти  и  местного  самоуправления области в
соответствии с областным законом.

     Статья 36.

     На территории области обеспечивается непосредственная демократия:
областные и местные референдумы,  собрания и сходы граждан,  участие в
выборах;  коллективные  обращения   (петиции)   граждан   (гражданская
инициатива);  обсуждение  важных  вопросов  жизни  области  и местного
значения и другие формы волеизъявления граждан.

     Статья 37.

     1. Наиболее  важные  вопросы  государственной  жизни  области   в
порядке,  установленном  настоящим  Уставом и законами области,  могут
выноситься на обсуждение населения области или на народное голосование
(референдум) области.
     2. Порядок  проведения  обсуждения   и   областного   референдума
определяется законами области.

     Статья 38.

     1. Законодательное    Собрание    области   назначает   областной
референдум для  решения  непосредственно  населением  наиболее  важных
вопросов жизни области, отнесенных к ее ведению.
     2. По   решению   Законодательного   Собрания   области   вопрос,
отнесенный  к  ведению области,  может быть вынесен на консультативный
референдум, результаты которого имеют рекомендательный характер.

     Статья 39.

     На областной  референдум  не   могут   быть   вынесены   вопросы,
касающиеся налогов,  бюджета, иных финансовых средств, а также срочных
мер по обеспечению  общественного  порядка,  здоровья  и  безопасности
населения  в  связи  с  возникновением  стихийных бедствий,  эпидемий,
эпизоотий, других чрезвычайных обстоятельств.

     Статья 40.

     Законодательное Собрание области обязано назначить референдум  по
требованию:
     не менее  50  тысяч  граждан  Российской   Федерации,   постоянно
проживающих  на  территории  Вологодской  области,  имеющих  право  на
участие в референдуме;
     не менее   двух   третей   от   установленного   числа  депутатов
Законодательного Собрания области.
     Областной референдум   может   быть   назначен   по   предложению
Губернатора области.

     Статья 41.

     1. Решение,  принятое на референдуме,  вступает в силу с  момента
официального опубликования результатов голосования.
     2. Утвержденные  результаты  голосования  в  десятидневный   срок
публикуются и оглашаются в средствах массовой информации.

     Статья 42.

     1. Законодательное  Собрание  области  по своей инициативе или по
предложению Губернатора области может выносить на  областное  народное
обсуждение важные вопросы, проекты нормативных актов области.
     2. Обсуждение  вопросов  и  проектов  нормативных   актов   может
осуществляться  гражданами коллективно (на собраниях по месту работы и
жительства)  и  индивидуально.  Свои   предложения   граждане   вправе
направлять  непосредственно  в  Законодательное  Собрание  области,  в
органы  местного  самоуправления,  в  областные  и  местные   средства
массовой  информации,  которые  освещают  ход  обсуждения  вопросов  и
проектов нормативных актов области.

     Статья 43.

     1. Граждане имеют право на  коллективные  обращения  (гражданскую
инициативу)    в    законодательный    либо    исполнительный    орган
государственной власти,  органы  местного  самоуправления  области  по
вопросам, отнесенным к их ведению.
     2. Порядок сбора подписей под коллективным обращением  аналогичен
порядку,   предусмотренному   для  выдвижения  кандидатов  в  депутаты
Законодательного    Собрания    области    либо    органов    местного
самоуправления.
     3. Коллективное обращение может  иметь  своей  целью  внесение  в
законодательный   или  исполнительный  орган  власти  области,  органы
местного  самоуправления  предложений  о  рассмотрении  и   разрешении
вопросов, касающихся интересов населения и относящихся к их ведению, а
также о проведении  областного  и  местного  референдумов,  обсуждений
вопросов областного и местного значения.
     4. Организаторам  коллективного  обращения  обеспечивается  право
выступать с его обоснованием в соответствующих органах государственной
власти области и местного самоуправления.
     5. Коллективное обращение не позднее чем в месячный срок подлежит
рассмотрению.  Результаты рассмотрения в семидневный срок доводятся до
граждан   через   средства   массовой   информации  или  организаторов
коллективного обращения.

                               Глава 4

                   Законодательное Собрание области

     Статья 44.

     1. Законодательное   Собрание    области    является    постоянно
действующим представительным и законодательным органов государственной
власти области.
     2. Законодательное  Собрание  области  состоит  из  30 депутатов,
избираемых населением области на основе всеобщего  равного  и  прямого
избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.
     3. Законодательное  Собрание  области  формируется  на  принципах
ротации путем проведения выборов через каждые 2 года по 15 депутатов.
     4. Порядок организации и  проведения  выборов  в  Законодательное
Собрание области устанавливается законом области.

     Статья 45.

     1. Депутатом  Законодательного Собрания области может быть избран
гражданин Российской Федерации,  имеющий право участвовать в выборах и
постоянно проживающий на территории области.
     2. Депутат  Законодательного  Собрания  области  не  может   быть
одновременно   депутатом   (членом)   иных   законодательных   органов
государственной власти,  за исключением Совета  Федерации,  и  органов
городского  и  районного  самоуправления,  а  также  не может занимать
должности в исполнительных  органах  государственной  власти  области,
быть прокурором и судьей суда.
     Депутатами Законодательного Собрания не могут  быть  руководители
правоохранительных   органов.   В   случае   избрания   их  депутатами
вышеперечисленные лица слагают с себя обязанности  по  прежнему  месту
работы или приостанавливают на время избрания свою деятельность.
     3. Депутаты  Законодательного  Собрания  области  работают,   как
правило,    на    профессиональной    постоянной    основе.   Депутаты
Законодательного  Собрания  области,  работающие  на  профессиональной
постоянной  основе,  не  могут  находиться  на государственной службе,
заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской,
научной и иной творческой деятельности.
     4. Статус депутата Законодательного Собрания области регулируется
законом области, принимаемым в соответствии с федеральными законами.

     Статья 46.

     1. Депутаты    Законодательного    Собрания    области   обладают
неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий, гарантируемой
федеральным законом и законом области.
     2. Порядок привлечения депутата Законодательного Собрания области
к ответственности, лишения депутатской неприкосновенности, прекращения
депутатских  полномочий  устанавливается  законом  области  на  основе
федеральных законов.

     Статья 47.

     Законодательное Собрание     области    осуществляет    следующие
полномочия  по  вопросам  организации  и  обеспечения  государственной
власти и местного самоуправления:
     а) принятие Устава области и внесение в него изменений;
     б) установление          порядка         решения         вопросов
административно-территориального устройства в области;
     в) утверждение  системы  органов государственной власти области в
соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации  и
общими   принципами   организации  представительных  и  исполнительных
органов государственной власти, установленных федеральным законом;
     г) утверждение   структуры   Законодательного  Собрания  области,
принятие Регламента, определяющего порядок его деятельности;
     утверждение сметы   расходов   на   содержание   Законодательного
Собрания области,  структуры,  штатов и фонда  оплаты  труда  аппарата
Законодательного Собрания области;
     д) утверждение  по  представлению   Губернатора   области   схемы
управления   областью,   установление   вознаграждения  за  исполнение
обязанностей Губернатору области;
     е) назначение выборов в Законодательное Собрание области;
     ж) назначение выборов Губернатора области;
     з) назначение  выборов  в  районные  (городские)  органы местного
самоуправления;
     и) назначение  части  состава областной избирательной комиссии по
выборам депутатов  Законодательного  Собрания  области  и  Губернатора
области;
     к) признание  полномочий  депутатов   Законодательного   Собрания
области, а также принятие решения о их досрочном прекращении;
     л) принятие  решений  по  запросам   депутатов   Законодательного
Собрания области;
     м) принятие  отставки  Губернатора   области   по   его   личному
заявлению;
     н) утверждение и расторжение договоров и соглашений,  заключаемых
Законодательным Собранием области;
     о) принятие  решения  об  осуществлении   права   законодательной
инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;
     п) согласование назначения кадров судебных  и  правоохранительных
органов области;
     р) определение  отношения  к   кандидатуре   прокурора   области,
представленной  ему  на согласование Генеральным прокурором Российской
Федерации;
     с) принятие   решения   об   обращении  к  Президенту  Российской
Федерации,  в Конституционный Суд Российской Федерации,  иные суды для
разрешения споров в соответствии с Конституцией Российской Федерации и
федеральными законами;
     т) избрание  полномочных представителей Законодательного Собрания
области;
     у) образование согласительных комиссий по разрешению споров между
Законодательным Собранием области и органами местного  самоуправления,
а также между органами местного самоуправления области;
     ф) принятие решений по обращениям Губернатора области и протестам
прокурора области;
     х) решение иных вопросов,  отнесенных к ведению  Законодательного
Собрания.

     Статья 48.

     Законодательное Собрание     области    осуществляет    следующие
полномочия  по  вопросам  обеспечения  экономического  и   социального
развития области:
     а) утверждение областного бюджета, отчета о его исполнении;
     б) утверждение программ экономического,  социального, культурного
развития области,  заслушивание информаций Губернатора области  об  их
реализации;
     в) установление налогов,  сборов,  пошлин, иных видов платежей, а
также порядка их взимания;
     г) установление льгот и преимуществ,  в том  числе  налоговых  по
платежам в областной бюджет;
     д) законодательное регулирование  выпуска  и  условий  размещения
областных займов, облигаций и лотерей;
     е) законодательное   регулирование    порядка    образования    и
деятельности  внебюджетных  и  валютных  фондов области,  заслушивание
отчетов об использовании этих фондов;
     ж) законодательное регулирование передачи областной собственности
в собственность местного самоуправления;
     з) законодательное регулирование порядка приватизации,  владения,
пользования,   распоряжения   и   управления    объектами    областной
собственности;  утверждение  программы приватизации объектов областной
собственности;
     и) законодательное регулирование порядка предоставления и изъятия
земельных  участков  под  объекты  федерального,  межрегионального   и
областного  значения,  использования  иных природных ресурсов,  охраны
объектов природы;
     к) законодательное  регулирование  в  соответствии  с федеральным
законодательством   охраны   и   использования    объектов,    имеющих
историческую,  культурную  и  научную  ценность,  памятников истории и
культуры, расположенных на территории области;
     л) принятие решений о предоставлении дотаций,  субвенций,  займов
из средств областного бюджета территориям местного самоуправления;
     м) решение  иных вопросов,  отнесенных к ведению Законодательного
Собрания.

     Статья 49.

     Законодательное Собрание    области    осуществляет     следующие
полномочия   по   вопросам   обеспечения  прав  и  свобод  человека  и
гражданина:
     а) принятие  закона  области об Уполномоченном по правам человека
(Гражданском правозащитнике) области, заслушивание ежегодных отчетов о
его  деятельности,  а  также  его  информации и обращений,  касающихся
реализации и защиты прав человека и  гражданина  в  области,  принятие
решения  о  возбуждении  процедуры  отзыва  Уполномоченного  по правам
человека населением области в случаях и порядке, установленном законом
области;
     б) принятие     решений,     устанавливающих     административную
ответственность  граждан  и  должностных лиц за неисполнение законов и
иных актов Законодательного Собрания области, принимаемых по вопросам,
отнесенным федеральными законами к компетенции области;
     в) принятие решения о проведении областного референдума;
     г) организация  обсуждения  населением  области  важных  вопросов
жизни области и проектов актов Законодательного Собрания области;
     д) принятие   решения  по  коллективному  обращению  (гражданской
инициативе) населения в Законодательное Собрание области;
     е) учреждение   средств   массовой   информации  Законодательного
Собрания области;
     ж) учреждение   областных   наград,  премий  и  почетных  званий,
установление условий и порядка их присвоения и награждения;
     з) решение  иных вопросов,  отнесенных к ведению Законодательного
Собрания области.

     Статья 50.

     Законодательное Собрание   области   осуществляет   контроль   за
исполнением областного бюджета и валютного фонда.

     Статья 51.

     Законодательное Собрание   области  является  юридическим  лицом,
имеет гербовую печать.

     Статья 52.

     1. Законодательное  Собрание  области  после  очередных   выборов
депутатов Законодательного Собрания собирается на заседание не позднее
чем на тридцатый день после избрания.
     2. Заседание  Законодательного  Собрания  области после очередных
выборов депутатов Законодательного  Собрания  открывает  старейший  по
возрасту депутат.
     3. Основной  формой  работы  Законодательного  Собрания   области
является заседание,  на котором решаются вопросы, отнесенные к ведению
Законодательного Собрания области.
     4. Заседание  правомочно,  если на нем присутствуют не менее двух
третей от установленного числа депутатов Законодательного Собрания.
     5. По  приглашению  Законодательного  Собрания области Губернатор
области  либо  уполномоченные  им  лица  (представители)  являются  на
заседания Законодательного Собрания.

     Статья 53.

     1. Законодательное  Собрание  области избирает из числа депутатов
Председателя   Законодательного   Собрания   области   и   заместителя
Председателя Законодательного Собрания области.
     2. Председатель   Законодательного   Собрания   области   и   его
заместитель  избираются  тайным  голосованием  большинством голосов от
установленного  числа  депутатов  Законодательного  Собрания   области
сроком на 2 года.
     3. Председатель   Законодательного   Собрания   области   и   его
заместитель  подотчетны Законодательному Собранию области и могут быть
освобождены от должности тайным голосованием большинством  голосов  от
установленного числа депутатов Законодательного Собрания области.
     4. Председатель   Законодательного    Собрания    области,    его
заместитель вправе подать в отставку.
     В случае непринятия Законодательным  Собранием  области  отставки
Председатель Законодательного Собрания, его заместитель вправе сложить
свои полномочия по истечении двух недель после подачи заявления.
     5. Порядок решения вопросов об избрании,  отставке и освобождении
от должности Председателя  Законодательного  Собрания  области  и  его
заместителя   определяется   Регламентом   Законодательного   Собрания
области.

     Статья 54.

     1. Председатель Законодательного Собрания области:
     а) организует   работу   Законодательного  Собрания  области,  по
поручению Законодательного Собрания представляет его внутри области  и
за ее пределами;
     б) обеспечивает деятельность депутатов Законодательного  Собрания
области, созывает и ведет его заседания;
     в) подписывает  принимаемые  Законодательным  Собранием   области
постановления;
     г) руководит работой аппарата Законодательного Собрания  области,
осуществляет  в  соответствии с действующим трудовым законодательством
прием и увольнение его должностных лиц и служащих;
     д) открывает    и    закрывает    расчетные   и   текущие   счета
Законодательного Собрания области и является  распорядителем  по  этим
счетам;
     е) по поручению  Законодательного  Собрания  области  подписывает
исковые  заявления,  направляемые  в  Конституционный  Суд и иные суды
Российской Федерации;
     ж) выполняет  другие полномочия в соответствии с Уставом области,
законами области и Регламентом Законодательного Собрания области.
     2. Председатель  Законодательного  Собрания  области  в  пределах
своей компетенции издает распоряжения.
     3. Заместитель  Председателя  Законодательного  Собрания  области
осуществляет полномочия Председателя в его отсутствие,  выполняет  его
поручения в соответствии с распределением обязанностей между ними.
     4. Председатель   Законодательного   Собрания   области   и   его
заместитель  получают за исполнение обязанностей установленное законом
области денежное вознаграждение.
     5. Материальные,   социальные   и   иные   гарантии  деятельности
Председателя  Законодательного  Собрания  области  и  его  заместителя
устанавливаются Законодательным Собранием области.

     Статья 55.

     1. Законодательное  Собрание  области  принимает законы области и
постановления Законодательного Собрания области.
     2. Законы    области    принимаются   большинством   голосов   от
установленного числа депутатов Законодательного Собрания области, если
иное не предусмотрено настоящим Уставом.
     3. Постановления Законодательного  Собрания  области  принимаются
большинством     голосов    от    установленного    числа    депутатов
Законодательного  Собрания  области,  если   иное   не   предусмотрено
настоящим Уставом и Регламентом Законодательного Собрания области.

     Статья 56.

     1. Право  законодательной  инициативы  в Законодательном Собрании
области  принадлежит  депутату  Законодательного   Собрания   области,
Губернатору  области,  районным  и городским выборным органам местного
самоуправления.  Право  законодательной  инициативы  по  вопросам   их
ведения  принадлежит  также  областному суду,  областному арбитражному
суду и прокурору области.
     2. Законопроекты  о введении или отмене налогов,  освобождении от
их  уплаты,  об  изменении  финансовых  обязательств  области,  другие
законопроекты,   предусматривающие   расходы,   покрываемые   за  счет
областного бюджета,  могут быть внесены только при наличии  заключения
Губернатора области.

     Статья 57.

     1. Законы   области  и  постановления  Законодательного  Собрания
области подлежат официальному опубликованию в порядке, устанавливаемом
законом области.
     Законы области и постановления Законодательного Собрания вступают
в  силу  со  дня  их  официального  опубликования  либо  в указанный в
нормативном акте срок.
     2. Постановления  Законодательного Собрания области в трехдневный
срок подписываются  Председателем  Законодательного  Собрания  области
либо  лицом,  его  замещающим,  и  направляются Губернатору области не
позднее чем в пятидневный срок со дня их подписания.
     3. Закон,   принятый   Законодательным   Собранием   области,   в
пятидневный срок направляется Губернатору области,  который не позднее
чем  в десятидневный срок со дня его поступления подписывает,  а затем
обнародует данный закон.  Если  Губернатор  в  установленный  срок  не
подписывает  закон области и не оспаривает его,  закон подписывается и
опубликовывается Председателем Законодательного Собрания области.
     4. Законы  области могут быть до истечения срока,  установленного
для подписания,  возвращены  Губернатором  области  в  Законодательное
Собрание  области  для  повторного  рассмотрения.  Если  при повторном
рассмотрении закон принят  в  прежней  редакции  не  менее  чем  двумя
третями  голосов  от  установленного  числа депутатов Законодательного
Собрания  области,  Губернатор  области   обязан   его   подписать   в
установленном порядке.
     5. Губернатор  области  вправе  опротестовать  закон  области   в
судебном порядке,  определенном федеральным законом. Действие закона в
этом случае приостанавливается до его повторного рассмотрения.

     Статья 58.

     1. Губернатор    области    вправе    выразить    несогласие    с
постановлениями   Законодательного  Собрания  области,  их  отдельными
положениями.
     2. Обращение   Губернатора   области   о  несогласии  с  принятым
постановлением с необходимым обоснованием вносится в письменной  форме
в  Законодательное  Собрание области не позднее десяти дней со дня его
поступления Губернатору области.
     3. Законодательное    Собрание    области   отклоняет   обращение
Губернатора области, если за оспариваемый закон проголосует две трети,
а  за постановление - более половины от установленного числа депутатов
Законодательного Собрания области.  В этом случае акт Законодательного
Собрания  области  вступает в силу в указанный им срок и не может быть
оспорен Губернатором повторно в Законодательном Собрании области.
     4. Если закон или постановление Законодательного Собрания области
оспаривается  по  мотивам  его  противоречия  Конституции   Российской
Федерации,   федеральным   законам  и  действующему  законодательству,
Губернатор области  после  отклонения  его  обращения  Законодательным
Собранием области вправе обжаловать решение в соответствующий суд.
     5. Если в течение одного месяца обращение Губернатора области  не
будет  рассмотрено  и  отклонено  Законодательным  Собранием  области,
оспариваемый закон или постановление Законодательного Собрания области
считаются недействующими.

     Статья 59.

     1. Полномочия  Законодательного  Собрания  области прекращаются в
следующих случаях:
     а) по   истечении   срока   избрания   с  момента  начала  работы
Законодательного Собрания нового созыва;
     б) в случае самороспуска;
     в) в случае  выражения  недоверия  Законодательному  Собранию  по
итогам областного референдума.
     2. Постановление о самороспуске принимается большинством не менее
двух третей голосов от установленного числа депутатов Законодательного
Собрания  области.  Такое  постановление   не   может   быть   принято
Законодательным  Собранием  области  менее  чем  за  шесть  месяцев до
окончания  срока  полномочий   депутатов   Законодательного   Собрания
области.
     3. Выборы в Законодательное Собрание области в случае  досрочного
прекращения  полномочий  проводятся не позднее чем в двухмесячный срок
со дня принятия  решения  о  прекращении  полномочий  Законодательного
Собрания области в соответствии с законом области о выборах.

                               Глава 5

                          Губернатор области

     Статья 60.

     1. Губернатор  области,  а  также образуемые им органы составляют
систему исполнительной власти области.
     2. Губернатор   является   высшим   должностным   лицом  области,
руководит  на  основе  единоначалия  органами  исполнительной   власти
области,  представляет  область  в  отношениях с федеральными органами
государственной власти и  с  органами  государственной  власти  других
субъектов Российской Федерации.
     3. Губернатор  области  несет  ответственность  за   деятельность
руководимых им органов исполнительной власти области.
     4. Губернатор области  входит  в  единую  систему  исполнительной
власти   в  Российской  Федерации,  образуемую  федеральными  органами
исполнительной власти области,  в части  осуществления  полномочий  по
предметам совместного ведения Российской Федерации и области,  а равно
в  рамках  реализации  полномочий,  переданных  федеральными  органами
исполнительной власти органам исполнительной власти области.
     5. Губернатор области действует самостоятельно в  пределах  своей
компетенции по вопросам, связанным с:
     а) отдельными  полномочиями  федеральных  органов  исполнительной
власти  по  предметам  ведения  Российской Федерации,  делегированными
органам исполнительной власти области;
     б) полномочиями   органов   исполнительной   власти   области  по
предметам совместного ведения Российской Федерации и области;
     в) полномочиями  органов  исполнительной  власти  области по иным
предметам ведения,  не отнесенным Конституцией Российской Федерации  к
ведению   Российской   Федерации   и  совместному  ведению  Российской
Федерации и области.

     Статья 61.

     1. Губернатор области избирается  населением  области  на  основе
всеобщего   равного   и   прямого   избирательного  права  при  тайном
голосовании сроком на 4 года.
     2. Одно  и  то  же  лицо  не может занимать должность Губернатора
области более двух сроков подряд.
     3. Губернатором  области  может  быть избран гражданин Российской
Федерации,  постоянно проживающий на территории  области  и  достигший
возраста 25 лет.
     4. Порядок  выборов  Губернатора  области  определяется   законом
области.

     Статья 62.

     1. Губернатор   области  не  может  быть  одновременно  депутатом
(членом) законодательных  (представительных)  органов  государственной
власти (за исключением членства в Совете Федерации) и органов местного
самоуправления;  находиться на иной государственной службе; заниматься
другой   деятельностью,   приносящей   личный  доход,  за  исключением
преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
     2. Гарантии   деятельности  Губернатора  области  устанавливаются
федеральным и областным законодательством.

     Статья 63.

     1. Структура органов исполнительной власти  области  утверждается
Губернатором  области  в  пределах  средств,  утвержденных в областном
бюджете на содержание аппарата управления.
     2. Порядок формирования,  полномочия и организация работы органов
исполнительной  власти  области,  их   структурных   подразделений   и
должностных   лиц   определяются   положениями  о  них,  утверждаемыми
Губернатором области.

     Статья 64.

     Губернатор области:
     а) подписывает   и  обнародует  законы  области,  за  исключением
случаев, предусмотренных ч.3 ст.57 настоящего Устава;
     б) организует   управление   областью,   разрабатывает  бюджет  и
программы  развития  области,  организует   общий   контроль   за   их
выполнением;
     в) назначает и увольняет должностных  лиц  исполнительной  власти
области, принимает их отставку;
     г) вносит в порядке законодательной  инициативы  проекты  законов
области и постановлений Законодательного Собрания области;
     д) вносит  на  рассмотрение  федеральных  органов  исполнительной
власти проекты актов, принятие которых находится в их компетенции;
     е) вносит  предложения  в  соответствующие   федеральные   органы
исполнительной  власти  об  освобождении от должности руководителей их
территориальных органов, подразделений и должностных лиц;
     ж) планирует    и    организует    проведение    мероприятий   по
мобилизационной    подготовке    в    соответствии    с    федеральным
законодательством;
     з) имеет  право  присутствовать  на  заседаниях  Законодательного
Собрания области с правом совещательного голоса;
     и) ежегодно представляет Законодательному Собранию области проект
бюджета  области  и  отчет  о  его исполнении,  ежемесячно информирует
Законодательное  Собрание  о  состоянии  бюджета  и  его   исполнении;
информирует по вопросам исполнения законов области;
     к) представляет программы развития области и  информирует  об  их
исполнении;
     л) осуществляет меры по обеспечению  законности,  защите  прав  и
свобод  человека  и  гражданина,  охране собственности и общественного
порядка, борьбе с преступностью в пределах, установленных федеральными
законами и законами области;
     м) награждает наградами области,  присваивает почетные  звания  в
порядке, установленном законом области;
     н) решает иные вопросы в пределах установленной компетенции.

     Статья 65.

     1. Губернатор  области  издает  постановления   и   распоряжения,
обеспечивает их исполнение.
     2. Постановления  и  распоряжения  Губернатора  области,  носящие
нормативный  характер,  направляются  в  Законодательное  Собрание  не
позднее чем в недельный срок со дня их принятия.
     3. Законодательное   Собрание   области   вправе   обратиться   к
Губернатору области с предложением о внесении изменений и дополнений в
акты  органов  исполнительной  власти  области  или их отмене в случае
противоречия указанных актов законам области.

     Статья 66.

     1. Полномочия Губернатора области прекращаются в случаях:
     а) истечения срока полномочий;
     б) отставки по собственному желанию;
     в) невозможности  по  состоянию здоровья осуществлять связанные с
должностью обязанности;
     г) утраты гражданства Российской Федерации;
     д) отзыва его населением  в  порядке,  предусмотренном  областным
законом;
     е) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в его
отношении;
     ж) выезда на постоянное место жительства за пределы области.
     2. Губернатор  области вправе подать в отставку.  Соответствующее
заявление  направляется  им  в   Законодательное   Собрание   области.
Полномочия  Губернатора  области  прекращаются  с  указанной  им даты.
Заявление  об  отставке  оглашается  на   заседании   Законодательного
Собрания области, как правило, лично.
     3. Стойкая  неспособность  Губернатора  области  осуществлять  по
состоянию   здоровья   свои  обязанности  устанавливается  медицинской
комиссией.
     4. В случаях,  предусмотренных в части первой настоящей статьи за
исключением  п."а",  временное  исполнение  обязанностей   Губернатора
возлагается   Законодательным   Собранием   на   первого   заместителя
Губернатора.
     5. Выборы  нового  Губернатора  области проводятся в двухмесячный
срок со дня досрочного прекращения полномочий лица,  ранее занимавшего
данную должность.

     Статья 67.

     Законодательное Собрание  области  вправе  заслушать  Губернатора
области по вопросам исполнения законов области и  бюджета,  реализации
программ и планов социально-экономического развития области.

                               Глава 6

           Основы взаимодействия Законодательного Собрания
                    области и Губернатора области

     Статья 68.

     1. Законодательное  Собрание   области   и   Губернатор   области
взаимодействуют,  исходя из интересов области и ее населения, единства
целей и задач в  решении  вопросов  социально-экономического  развития
области,  в соответствии с принципом разделения властей и осуществляют
свои функции самостоятельно в пределах своей компетенции.
     2. Акты   Губернатора   области  направляются  в  Законодательное
Собрание,  соответственно акты Законодательного Собрания  направляются
Губернатору области.
     3. Законодательное Собрание направляет проекты законов  и  других
нормативных   правовых   актов   области   Губернатору   области  и  в
обязательном  порядке  рассматривает  его  заключение   по   указанным
проектам и поправки к ним.
     Отсутствие заключения Губернатора на законопроект в месячный срок
рассматривается как его одобрение.
     По проектам,  предусматривающим расходы  из  областного  бюджета,
введение  новых  налогов  и  сборов или иное финансовое и материальное
обеспечение, заключение Губернатора обязательно.
     При отрицательном  заключении  Губернатора  по  законопроекту его
рассмотрение   откладывается   на   один   месяц,    и    законопроект
дорабатывается  согласительной комиссией,  создаваемой Законодательным
Собранием и Губернатором.
     Для совместной  работы  над проектами правовых актов нормативного
характера  могут  создаваться  общие  рабочие  группы,  состоящие   из
представителей Законодательного Собрания и Губернатора области.
     В случае несогласия  с  заключением  Губернатора  Законодательное
Собрание  принимает  законопроект в прежней редакции квалифицированным
большинством.

     Статья 69.

     1. Осуществляя  взаимодействие   с   Законодательным   Собранием,
Губернатор области вправе:
     а) участвовать в открытых и закрытых заседаниях  Законодательного
Собрания;
     б) инициировать  созыв  внеочередных  заседаний  Законодательного
Собрания;
     в) предлагать вопросы в повестку дня  заседаний  Законодательного
Собрания;
     г) вносить  на  рассмотрение  Законодательного  Собрания  проекты
правовых (законодательных) актов области;
     д) выступать с докладом или содокладом по вопросам  повестки  дня
заседаний Законодательного Собрания;
     е) делегировать на  заседания  Законодательного  Собрания  и  его
органов своих представителей с правом внеочередного выступления.
     2. Депутаты   Законодательного   Собрания    пользуются    правом
внеочередного  приема  руководителями  и  другими  должностными лицами
органов исполнительной  власти  области  по  вопросам,  относящимся  к
осуществлению ими депутатских полномочий.
     3. Губернатор и подчиненные ему  должностные  лица  обязаны  дать
официальный ответ на запросы Законодательного Собрания и предоставлять
необходимые сведения в установленные законом сроки.
     4. Споры   и   конфликты   между   Законодательным   Собранием  и
Губернатором области, органами местного самоуправления, возникающие по
вопросам    осуществления    их    полномочий,    принятым    правовым
(законодательным) актам области  и  иным  вопросам  могут  разрешаться
посредством согласительных процедур,  создания паритетных комиссий,  а
также в судебном порядке.

                               Глава 7

              Гласность в работе органов государственной
                            власти области

     Статья 70.

     1. Заседания  Законодательного  Собрания,  органов исполнительной
власти области,  органов местного самоуправления проводятся открыто  и
гласно.  Законодательное Собрание, Губернатор области, органы местного
самоуправления вправе принять решение о проведении закрытого заседания
только при рассмотрении вопросов, содержащих государственную тайну.
     2. На заседаниях имеют право присутствовать представители средств
массовой   информации,  общественных  объединений,  граждане.  Порядок
посещения заседаний устанавливается  регламентами  законодательного  и
исполнительного   органов  области,  органов  местного  самоуправления
области.
     3. Законодательное  Собрание и его постоянные комитеты организуют
слушания по проектам актов Законодательного  Собрания,  представляющим
общественно значимый интерес.
     4. Губернатор  области  организует  обсуждение  проектов   важных
решений на совещаниях,  коллегиях, консультативных советах, а также на
собраниях граждан.
     5. Законодательное  Собрание  и  Губернатор  области осуществляют
информационное взаимодействие, регулярно информируют население о своей
деятельности,  принятых  решениях,  о  положении  дел  в области через
средства массовой информации.

     Статья 71.

     Законы области  и  иные  нормативные  правовые   акты,   принятые
Законодательным   Собранием  и  Губернатором  области  в  пределах  их
компетенции,  обязательны  для  исполнения   всеми   находящимися   на
территории области органами государственной власти,  органами местного
самоуправления,    предприятиями,     учреждениями,     организациями,
общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

                               Глава 8

                   Государственная служба в области

     Статья 72.

     1. Должностные    лица    Законодательного    Собрания,   органов
исполнительной  власти,  а  также  сотрудники  их  аппаратов  являются
государственными   служащими.   На  них  распространяются  правовые  и
социальные   гарантии,   установленные   федеральным    и    областным
законодательством о государственной службе.
     2. Органы    государственной    власти    области    обеспечивают
государственному  служащему  денежное  содержание,  жилищные  условия,
медицинское,  пенсионное обеспечение и иные  гарантии  не  ниже  норм,
установленных   федеральным   законом  о  государственной  службе  для
соответствующих категорий служащих.
     3. Должностные  оклады  Председателю  Законодательного Собрания и
его заместителю,  другим должностным лицам Законодательного Собрания и
его  аппарата,  Губернатору  области  устанавливаются  Законодательным
Собранием в соответствии со схемой должностных окладов.
     Должностные оклады служащих органов исполнительной власти области
устанавливаются Губернатором области.
     4. Руководители  органов  законодательной и исполнительной власти
области,  их заместители,  руководители структурных подразделений,  их
заместители  продолжают  получать  назначенную  им заработную плату (с
учетом индексации) до устройства на  новое  место  службы  (работы)  в
течение  одного  года  после  освобождения их от должности в следующих
случаях:
     а) неизбрания или неназначения на должность после окончания срока
полномочий;
     б) упразднения     должностей     в     связи     с    изменением
административно-территориального    деления,    структуры     аппарата
Законодательного   Собрания   области,  реорганизации  исполнительного
органа государственной власти области;
     в) удовлетворения  заявления  о добровольной отставке должностных
лиц  Законодательного  Собрания  области  или  исполнительного  органа
государственной власти области;
     г) самороспуска Законодательного Собрания области.
     В случае,   если   на   новом  месте  службы  (работы)  указанные
должностные лица получают заработную плату ниже размеров  прежней,  то
производится  доплата до уровня прежней заработной платы,  но не более
календарного года со дня ухода с  должности.  Оплата  производится  из
средств  областного бюджета,  выделенных на содержание соответствующих
органов государственной власти области.

     Статья 73.

     1. Депутаты Законодательного Собрания,  работающие на  постоянной
основе,  Губернатор области,  руководители структурных подразделений и
служащие  аппарата  Законодательного  Собрания,  должностные  лица   и
служащие органов исполнительной власти области не имеют права:
     - занимать другую должность в  государственных  органах,  органах
местного самоуправления,  на предприятиях, в учреждениях, организациях
и общественных объединениях,  кроме получения  ими  вознаграждения  за
преподавательскую,   научную   и   иную   творческую   деятельность  в
установленном порядке;
     - заниматься  предпринимательской  деятельностью  лично или через
доверенных лиц,  в том числе участвовать  в  управлении  хозяйствующим
субъектом  независимо  от  его  организационно-правовой  формы,  кроме
случаев,  когда непосредственное участие  в  управлении  хозяйствующим
субъектом  возложено  на  них в соответствии с актами законодательства
Российской Федерации и области;
     - быть  представителем  по  делам  третьих  лиц в государственном
органе,  в  котором  он  состоит  на   службе,   ему   непосредственно
подчиненном либо непосредственно подконтрольном;
     - использовать      в      неслужебных       целях       средства
материально-технического,  финансового  и  информационного обеспечения
его  служебной  деятельности,  другое  государственное   имущество   и
служебную информацию;
     - получать  гонорары  за  публикации  и  выступления  в   порядке
осуществления   служебной  деятельности  в  качестве  государственного
служащего;
     - получать  в связи с исполнением должностных полномочий подарки,
денежное и иное вознаграждение от юридических лиц и граждан;
     - выезжать  в  командировку  за границу за счет юридических лиц и
граждан,  за   исключением   служебных   поездок,   осуществляемых   в
соответствии  с  международными договорами Российской Федерации или на
взаимной основе  по  договоренности  между  государственными  органами
власти области и иностранных государств;
     - принимать участие в забастовках,  а  также  в  иных  действиях,
нарушающих функционирование государственных органов;
     - использовать должностные полномочия государственного  служащего
для   пропаганды   отношения   к   религии   и  выступать  в  качестве
государственного служащего участником религиозных церемоний.
     2. Допущенные  указанными  лицами нарушения норм,  содержащихся в
пункте 1 настоящей статьи,  если в них отсутствуют  признаки  уголовно
наказуемого деяния и административного правонарушения, влекут за собой
дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения в  соответствии  с
законодательством.

                               Глава 9

                           Судебная власть

     Статья 74.

     1. Правосудие  в  области  осуществляется судами,  учреждаемыми и
действующими в соответствии  с  Конституцией  Российской  Федерации  и
федеральным законодательством.
     2. На территории области  действуют  областной  суд,  районные  и
городские   суды,   а  также  областной  арбитражный  суд,  являющиеся
составной частью судебной системы Российской Федерации.
     3. Порядок  организации  и  деятельности  судов,  правовой статус
судей определяются Конституцией  Российской  Федерации  и  федеральным
законодательством.

                               Глава 10

                     Экономическая основа области

     Статья 75.

     1. Экономическую  основу  области составляют ее собственность,  а
также природные ресурсы, находящиеся на территории области.
     2. По  отношению  к  объектам  федеральной  собственности  органы
государственной власти области осуществляют  контроль  за  эффективным
размещением  производственных  и  социальных  объектов,  за социальной
защитой работников, за рациональным использованием природных ресурсов,
за охраной окружающей среды.
     3. Порядок управления областной собственностью, а также объектами
федеральной собственности, переданными области в хозяйственное ведение
и  распоряжение,   регулируется   федеральными   законами   Российской
Федерации, законами и иными областными нормативными правовыми актами.
     4. Органы государственной власти области не вправе препятствовать
самостоятельному    осуществлению    полномочий    органов    местного
самоуправления по владению,  пользованию и распоряжению  муниципальной
собственностью.
     5. Органы государственной власти области  не  вправе  вводить  не
предусмотренные федеральным законодательством ограничения,  которые бы
препятствовали свободе  предпринимательской  деятельности,  свободному
перемещению товаров,  услуг и финансовых средств на территории области
и за ее пределами.

     Статья 76.

     1. Собственность   области   является    видом    государственной
собственности.
     2. В собственности области находятся  средства  бюджета  области,
внебюджетные фонды и имущество органов государственной власти области.
     3. В собственности области могут  находиться  земельные  участки,
горные   отводы,   природные   объекты,  а  также  объекты  инженерной
инфраструктуры  и  другие  объекты,  имеющие  жизненное  значение  для
области,  или созданные и приобретенные за счет средств области,  либо
переданные в государственную собственность области.

     Статья 77.

     1. Органы государственной власти области в соответствии со  своей
компетенцией   осуществляют   управление   и   распоряжение  объектами
областной  собственности  в  порядке,  установленном  федеральными   и
областными законами.
     2. Органы государственной власти области в соответствии со  своей
компетенцией вправе отчуждать, а также передавать объекты, находящиеся
в собственности  области,  во  временное  или  постоянное  владение  и
пользование, сдавать их в аренду в порядке, установленном федеральными
и областными законами.

     Статья 78.

     Органы исполнительной   власти   области    могут    осуществлять
внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном федеральными
законами, законами и иными областными нормативными правовыми актами.

     Статья 79.

     1. Финансовые ресурсы области состоят из:
     а) средств областного бюджета;
     б) средств внебюджетных и валютных фондов;
     в) кредитных ресурсов;
     г) ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации;
     д) иных не запрещенных действующим законодательством источников.
     2. Финансовые   ресурсы   области   могут   в   соответствии    с
законодательством  на  договорной  основе  объединяться  с финансовыми
ресурсами   других   субъектов    Российской    Федерации,    местного
самоуправления,   а   также   предприятий,  учреждений,  организаций,
общественных объединений для финансирования совместных,  в  том  числе
межтерриториальных программ социально-экономического развития.

     Статья 80.

     1. Законодательное  Собрание  области  рассматривает и утверждает
областной бюджет, контролирует его исполнение и утверждает отчет о его
исполнении.
     2. Губернатор  области  составляет  проект  областного   бюджета,
вносит   его   на   рассмотрение  Законодательного  Собрания  области,
исполняет областной бюджет и осуществляет контроль  за  использованием
выделенных бюджетных ассигнований.
     3. Самостоятельность областного бюджета  обеспечивается  наличием
собственных  источников  доходов  и правом определять в соответствии с
законодательством направления их использования.

     Статья 81.

     1. Бюджетные средства не должны перечисляться во  внебюджетные  и
валютные фонды.
     2. Средства  внебюджетных  и   валютных   фондов   находятся   на
специальных  счетах,  открываемых  Губернатором  области  или  органов
управления внебюджетным (валютным) фондом  в  банковских  учреждениях,
изъятию  не  подлежат  и  расходуются Губернатором области или органом
управления внебюджетным (валютным) фондом  в  соответствии  с  целевым
назначением,   определяемым   утвержденным  Законодательным  Собранием
области Положением о фонде.

                               Глава 11

                    Основы местного самоуправления

     Статья 82.

     1. Местное    самоуправление    -     деятельность     населения,
обеспечивающая  возможность  самостоятельно и под свою ответственность
решать вопросы местного значения.
     2. На  основе  административно-территориального  деления  области
местное самоуправление организуется на  территории  городов,  районов,
волостей и других сельских поселений.


     Статья 83.

     Местное самоуправление  в  области  осуществляется  на  следующих
принципах:
     соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
     признания за местным сообществом собственных полномочий;
     организационной независимости   местного   самоуправления,    его
органов  и  при  взаимодействии  с  органами  государственной власти в
осуществлении общих задач и функций;
     самостоятельности местного   самоуправления   в   пределах  своих
полномочий при решении вопросов местного значения;
     ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
перед местным сообществом;
     гласности в   работе   органов   и   должностных   лиц   местного
самоуправления;
     достаточности материальных     и    финансовых    ресурсов    для
осуществления предусмотренных законом функций местного самоуправления;
     многообразия форм организации местного самоуправления;
     самостоятельности сообщества  в  определении  структуры   органов
местного самоуправления;
     экономической и     финансовой     самостоятельности     местного
самоуправления;
     государственной поддержки местного самоуправления;
     государственного контроля   за   реализацией   органами  местного
самоуправления  переданных  им  на  основании  закона   или   договора
государственных  полномочий,  а также за исполнением органами местного
самоуправления федерального и областного законодательства.

     Статья 84.

     1. Местное    самоуправление    осуществляется    соответствующим
сообществом   путем   референдума,   выборов,   других   форм  прямого
волеизъявления, через выборные и другие органы.
     2. Полномочия   органов   местного   самоуправления  регулируются
федеральными  и  областными  законами,  а  также  нормативными  актами
органов местного самоуправления.
     3. Органы  государственной  власти  области  принимают  законы  и
нормативные акты с учетом мнения органов местного самоуправления.

     Статья 85.

     Решения органов  местного самоуправления,  принятые в пределах их
компетенции,  обязательны для исполнения на соответствующей территории
всеми юридическими и физическими лицами.

     Статья 86.

     Законы области   гарантируют   возможность  организации  местного
самоуправления с учетом национальных,  исторических,  географических и
других особенностей территорий местного самоуправления.

     Статья 87.

     Органы местного  самоуправления  наделяются статусом юридического
лица в соответствии с действующим законодательством.

     Статья 88.

     1. Структура   органов   местного   самоуправления   определяется
населением самостоятельно.
     2. Изменение границ территорий,  в которых осуществляется местное
самоуправление  в  области,  осуществляется  с учетом мнения населения
соответствующих  территорий,  выявляемого,  как  правило,  посредством
местного референдума.

     Статья 89.

     Территории, на  которых  осуществляется  местное  самоуправление,
могут  объединяться  для  образования  территориальных  объединений  с
созданием   органов   местного  самоуправления  данных  объединений  в
порядке, установленном законом области.

     Статья 90.

     Органы местного  самоуправления   могут   добровольно   заключать
двусторонние  и  многосторонние соглашения,  объединяться в ассоциации
(союзы) и создавать совместные органы.

     Статья 91.

     1. Гарантии   местного   самоуправления,    полномочия,    основы
организации    и    деятельности   органов   местного   самоуправления
устанавливаются  Конституцией   Российской   Федерации,   федеральными
законами,  настоящим  Уставом,  законами  области и иными нормативными
актами.
     2. Органы местного самоуправления обладают самостоятельностью при
осуществлении своей деятельности по вопросам,  которые не исключены из
их  компетенции  или  не  переданы  какому-либо  другому органу власти
федеральным законом или законом области.

     Статья 92.

     1. Предметом ведения и полномочий органов местного самоуправления
являются   вопросы   местного  значения  и  отдельные  государственные
полномочия,  переданные органам  местного  самоуправления  с  согласия
последнего.
     2. При  определении  предметов  ведения  и   полномочий   органов
местного самоуправления область исходит из следующих принципов:
     - функции местного самоуправления должны возлагаться  на  органы,
деятельность  которых  непосредственно  направлена на защиту интересов
населения;
     - полномочия,  предоставляемые  органам  местного самоуправления,
должны быть, как правило, целостными и всеобъемлющими и ограничиваться
органами государственной власти области только в рамках закона.

     Статья 93.

     1. К ведению органов местного самоуправления относятся:
     а) местный  бюджет,  местные  налоги  и   сборы,   иные   местные
финансовые ресурсы;
     б) муниципальная собственность;
     в) планировка и застройка территорий местного самоуправления;
     г) системы местного энерго-, водо- и теплоснабжения;
     д) местный жилой фонд;
     е) системы  местных  коммуникаций   (связь,   средства   массовой
информации и иные системы коммуникаций);
     ж) местный транспорт;
     з) местные дороги;
     и) землеустройство и землеотвод;
     к) охрана общественного порядка;
     л) иные вопросы,  осуществляемые  в  соответствии  с  действующим
законодательством.
     2. По вопросам,  перечисленным в  ч.1  настоящей  статьи,  органы
местного     самоуправления    осуществляют    собственное    правовое
регулирование, включая принятие нормативных правовых актов.

     Статья 94.

     Наименование выборных,  других органов местного самоуправления  и
должностных   лиц   местного   самоуправления   определяется   уставом
муниципального образования.

     Статья 95.

     Депутаты (члены) представительного органа местного самоуправления
работают,  как  правило,  на  непостоянной  основе  в  соответствии  с
уставами районов, городов.

     Статья 96.

     В сельских   поселениях    представительные    органы    местного
самоуправления  могут  не  создаваться.  Решения о передаче их функций
непосредственно собраниям  (сходам)  граждан,  порядке  образования  и
функциях    исполнительных    органов   (должностных   лиц)   местного
самоуправления принимаются на собрании (сходе) граждан.

     Статья 97.

     Экономическую основу    местного    самоуправления     составляют
имущество,   природные   и   финансовые   ресурсы,   необходимые   для
осуществления задач и функций местного самоуправления.

     Статья 98.

     1. Органы  местного  самоуправления   самостоятельно   формируют,
утверждают и исполняют местный бюджет.
     2. Самостоятельность местного бюджета гарантируется:
     а) наличием  собственных  бюджетных доходов и достаточным уровнем
закрепленных доходов;
     б) правом  определять  направления  использования  и расходования
бюджетных средств;
     в) запретом   на  изъятие  свободных  остатков  средств  местного
бюджета,  полученных в результате увеличения поступлений в бюджет  или
экономии расходов.
     3. Органы    государственной    власти    области    обеспечивают
сбалансированность местного бюджета.

     Статья 99.

     Область создает   условия   для   развития   территорий  местного
самоуправления,  принимает  меры  для  поддержки  территорий  местного
самоуправления   с   уровнем  обеспечения  ниже  областных  стандартов
экономического  и  социального  развития,  предоставляет  обоснованные
экономические и социальные льготы и привилегии.

     Статья 100.

     Местное самоуправление в области гарантируется правом на судебную
защиту,  компенсацию дополнительных расходов,  возникших в  результате
решений,    принятых    органами   государственной   власти   области;
компенсацией  ущерба  в  случаях  его  нанесения  территории  местного
самоуправления,  ее  природной среде в результате производственной или
иной деятельности предприятий,  учреждений и  организаций  любых  форм
собственности.

     Статья 101.

     1. Собрания   (сходы)   граждан,   иные   территориальные   формы
непосредственной демократии,  компетенция и структура органов местного
самоуправления,  порядок  их образования и деятельности,  иные вопросы
местного  самоуправления  регулируются  уставами  территорий  местного
самоуправления,  принимаемыми в соответствии с федеральными законами и
законами области.
     2. Уставы   территорий  местного  самоуправления  принимаются  их
представительными органами либо населением на  местном  референдуме  и
подлежат регистрации в соответствии с законом области.

     Статья 102.

     Территория местного  самоуправления  может иметь свой герб и иную
местную символику.

     Статья 103.

     1. По инициативе  населения  территорий  местного  самоуправления
могут    образовываться    органы    территориального    общественного
самоуправления.
     2. Органы   местного   самоуправления  могут  передавать  органам
территориального общественного  самоуправления  часть  своих  функций,
заключать  с  ними  договоры  (соглашения),  если  это не противоречит
федеральным законам и законам области.

                               Глава 12

                   Порядок принятия Устава области
                     и внесения в него изменений

     Статья 104.

     1. Устав  области,  внесение  в  него   изъятий,   и   дополнений
принимаются   большинством   не   менее   двух   третей   голосов   от
установленного числа депутатов.
    2. Второе воскресенье сентября объявляется официальным  праздником
Вологодской области - Днем принятия Устава области.

     Статья 105.

     По решению   Законодательного   Собрания  области  проект  Устава
области,  а также проект закона области о внесении  в  него  изменений
могут   быть   вынесены  на  областное  народное  обсуждение  либо  на
консультативный областной референдум.

     Статья 106.

     Предложения о поправках и  пересмотре  положений  Устава  области
могут    вносить    Губернатор    области,    одна   треть   депутатов
Законодательного Собрания,  областной суд,  областной арбитражный суд,
прокурор  области,  а  также  не  менее  одной  трети выборных органов
районного и городского самоуправления.

                               Глава 13

                Заключительные и переходные положения

     Статья 107.

     Устав области вступает в силу с момента подписания.

     Статья 108.

     Правовые акты  области,  действовавшие  на   ее   территории   до
вступления   в   силу  настоящего  Устава,  применяются  в  части,  не
противоречащей Уставу области.

     Статья 109.

     Действия п.2  ст.45  не  распространяются  на  депутатов  первого
созыва.
     Законодательное Собрание области приобретает права,  обязанности,
ответственность  и осуществляет полномочия,  предусмотренные настоящим
Уставом.

     Статья 110.

     Глава Администрации области со дня вступления в  силу  настоящего
Устава  приобретает  права,  обязанности и ответственность Губернатора
области,  установленные  Уставом,  и  впредь  именуется  -  Губернатор
Вологодской области.

     Статья 111.

     Законы и нормативные акты области, ссылки на которые содержатся в
настоящем Уставе, принимаются Законодательным Собранием в течение года
со дня вступления Устава в силу.

     Глава Администрации области          Н.М. Подгорнов

     г.Вологда
     14.09.95.

Информация по документу
Читайте также