Расширенный поиск

Постановление Правительства Вологодской области от 15.12.2003 № 1159

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

От  15.12.2003 N 1159

г.Вологда

 

Об утверждении концепции совершенствования

и развития минерально-сырьевой базы Вологодской области

 

 

В целях определения основных направлений в сфере воспроизводства запасов минерального сырья, рационального использования и охраны недр

Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

Утвердить концепцию совершенствования и развития минерально-сырьевой базы Вологодской области (прилагается).

 

 

Губернатор области          В.Е.Позгалев

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства области

от 15.12.2003 N 1159

 

Концепция

совершенствования и развития минерально-сырьевой базы

Вологодской области

 

Введение

Минеральные ресурсы наряду с другими видами природных ресурсов являются основой экономики России и относятся к категории невозобновляемых, воспроизводство которых возможно лишь за счет выявления новых месторождений.

По основным экономическим показателям Вологодская область не относится к территории с минерально-сырьевым укладом экономики. Удельный вес минерально-сырьевого потенциала области составляет 0,045% от общероссийского.

Основными потребителями минерально-сырьевых ресурсов в Вологодской области являются промышленность строительных материалов, объем производства которой составляет около 1% от общего объема промышленного производства области, предприятия жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, предприятия металлургической промышленности.

Наметившийся рост производства продукции промышленности строительных материалов, интенсификация дорожного строительства и связанные с ними увеличение добычи полезных ископаемых, повышение роли подземных вод в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения населения обуславливают необходимость разработки системного подхода к недропользованию и воспроизводству минерально-сырьевой базы области.

Целью концепции совершенствования и развития минерально-сырьевой базы области является обеспечение оптимальных уровней воспроизводства и прироста запасов полезных ископаемых, устойчивого недропользования, согласованного с потребностями экономики и населения области на перспективу, с учетом возможностей геологической среды как части природной экологический системы.

Достижение поставленной цели должно быть обеспечено совершенствованием управления недропользованием, эффективным использованием и воспроизводством минерально-сырьевой базы, ведением мониторинга геологической среды как составной части системы комплексного мониторинга окружающей среды Вологодской области, развитием информационного обеспечения.

Концептуальные положения должны реализовываться через территориальные программы и пообъектные планы геологического изучения недр, муниципальные программы рационального недропользования и охраны окружающей природной среды.

 

1. Характеристика минерально-сырьевой базы

Вологодской области

 

1.1. Полезные ископаемые Вологодской области

Вологодская область, занимающая площадь 146 тыс.кв.км, расположена в северной части Русской плиты, сложенной осадочными породами протерозоя, палеозоя, мезозоя и кайнозоя, залегающими на нижнепротерозойских и архейских магматических и метаморфических породах фундамента. Глубина залегания фундамента изменяется от 0,2 – 0,3 км на северо-западе области (склон Балтийского щита) до 4 – 5 км на юго-востоке (впадины Средне-Русского авлакогена). Коренные породы повсеместно перекрыты рыхлыми породами четвертичного периода, в течение которого территория области подвергалась многократному воздействию ледников с формированием ледниковых, флювиогляциальных, озерно-ледниковых, озерно-аллювиальных отложений, мощность которых изменяется от 0,5 – 10 м на северо-западе области до 50 – 100 м на юго-востоке, достигая 160 – 180 м в погребенных долинах.

В результате многолетних геологических исследований, наиболее интенсивно проводившихся в 60 – 80-х годах ХХ века, потенциал недр Вологодской области изучен достаточно хорошо. Минерально-сырьевая база области в основном представлена общераспространенными полезными ископаемыми - флюсовыми известняками, карбонатными породами для производства извести, песчано-гравийными материалами, песками строительными, стекольными и формовочными, глинами кирпично-черепичными, керамзитовыми и гончарными, минеральными красками, торфом, сапропелем и подземными водами.

В области имеется свыше 500 месторождений твердых полезных ископаемых, 24 месторождения пресных, 7 месторождений минеральных и 1 месторождение технических (рассолы) подземных вод. В состав торфяного фонда входит 2381 месторождение торфа общей площадью 1376 тыс.га и 277 озерных месторождений сапропеля площадью 26,1 тыс.га, выявлены проявления россыпного золота, связанные с месторождениями песчано-гравийного материала и русловыми отложениями. В связи с получением новых геологических данных в настоящее время обозначились перспективы на выявление на территории области месторождений углеводородного сырья и алмазов (таблица).

В соответствии с геолого-экономической оценкой области минерально-сырьевой потенциал (МСП) запасов полезных ископаемых составляет 266,5 млрд.руб. Удельный показатель МСП, приходящийся на 1 кв.км площади и 1 человека населения, составляет соответственно 1,8 и 0,2 млн.рублей или 5,3 и 5% от российских показателей.

По основным видам минерального сырья обеспеченность области запасами достаточно высока, однако существует ряд причин, сдерживающих вовлечение в разработку разведанных месторождений, обусловленных составом минерально-сырьевой базы и структурой ее потребления.

 

1.2. Качественные характеристики минерального сырья

Песчано-гравийный материал и строительные пески большинства месторождений области содержат в повышенном объеме пылевато-глинистые частицы и зерна слабых пород, имеют плохие фильтрационные свойства, что ограничивает возможность их использования в природном виде как при производстве строительных материалов, так и в дорожном строительстве. Лучшими качественными характеристиками обладают пески и песчано-гравийный материал месторождений, расположенных в руслах рек Сухоны и Кубены.

Стекольные пески разведанных месторождений, расположенных вблизи действующих стекольных заводов, по содержанию кремнезема и окислов железа характеризуются как низкокачественное стекольное сырье и могут использоваться только для производства темного (зеленого) бутылочного стекла. Потребности стекольных заводов Чагодощенского района в стекольном сырье удовлетворяются за счет привозного сырья. В то же время развитые на территории Вытегорского района кварцевые пески патровской свиты девонского возраста могут рассматриваться в качестве источника качественного стекольного сырья.

Для подземных вод области характерны повышенное по сравнению с нормативным содержание железа, сероводорода, бора, бария, повышенная минерализация и жесткость.

1.3. Территориальное распределение месторождений

Месторождения карбонатных пород (известняков, доломитов) развиты в западных и северо-западных районах области, наибольшие запасы строительных песков и песчано-гравийного материала сосредоточены в Череповецком, Сокольском, Шекснинском и Вожегодском районах, стекольных песков – в Чагодощенском и Грязовецком районах. Наиболее равномерно по территории области распространены месторождения кирпично-черепичных глин, имеющиеся во всех районах области, за исключением Усть-Кубинского и Кадуйского.

Около 56% ресурсов пресных подземных вод сосредоточено в западных районах области (Бабаевский, Вытегорский, Устюженский, Кадуйский, Чагодощенский), в то время как Вашкинский, Белозерский, Усть-Кубинский, Череповецкий, Шекснинский практически не обеспечены пресными подземными водами.

К специфическим особенностям минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в отличие от других полезных ископаемых относится то, что данный вид минеральных ресурсов не может быть использован вне потребностей развития отраслей промышленности и сферы жилищно-коммунального хозяйства местного значения. Соответственно, эксплуатируемые месторождения должны находиться на экономически выгодном расстоянии от потребителя.

По причине удаленности от объектов строительства не востребованы или слабо используются такие крупные месторождения строительных песков и песчано-гравийного материала как Вожегское, Великоустюгское и Тотемское в русле р.Сухоны, песков для силикатных изделий Тимошкинское (Бабаевский район), стекольных песков Обнора (Грязовецкий район). Отдаленность от потребителя, сезонная добыча, обусловленная возможностями транспортировки только водным путем, ограничивает использование открытым акционерным обществом «Северсталь» флюсовых известняков Белоручейского месторождения в Вытегорском районе.

В связи с удаленностью от потребителей не вовлечены в разработку месторождения подземных вод, разведанные в 1969 – 1981 годах для водоснабжения таких населенных пунктов области, как Бабаево, Кириллов, Тотьма, Кичменгский Городок.

Неравномерное расположение месторождений требует дополнительных затрат на производство геологоразведочных работ.

 

1.4. Структура потребления сырья

Разработка месторождений общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, объемы их добычи неразрывно связаны с развитием экономики области и ее потребностями.

Так с прекращением производства керамзитового гравия в области прекратилась разработка месторождения керамзитовых глин Степановское в Сокольском районе. Закрытие кирпичных заводов повлекло за собой вывод из числа разрабатываемых 11 месторождений кирпично-черепичных глин.

Сокращение сельскохозяйственного производства на территории области явилось причиной невостребованности запасов карбонатных пород для известкования кислых почв и торфа. На снижение добычи торфа также повлиял перевод на газовое топливо предприятий топливно-энергетического комплекса. Однако планируемое увеличение добычи торфа, связанное с реализацией программ повышения плодородия почв, развития и реконструкции топливно-энергетического комплекса области, потребует вовлечения в оборот ранее разрабатываемых месторождений.

Интенсивное дорожное и гражданское строительство в окрестностях г.Вологды определило высокий уровень добычи песков и песчано-гравийного материала. В связи с тем, что возможности выявления новых месторождений в Вологодском районе практически исчерпаны, возникает необходимость вовлечения в разработку месторождений нераспределенного фонда (не переданного в пользование), расположенных в сопредельных районах.

 

1.5. Перспективные виды полезных ископаемых

Широко распространенные на территории области технические минеральные воды (рассолы), к которым относятся воды глубоких водоносных горизонтов (800-1000 и более метров), содержащие в больших количествах соли натрия, калия, редкие элементы и металлы (йод, бром, цезий, стронций, рубидий, литий и др.) и имеющие минерализацию более 35 г/л, используются весьма в небольших объемах для зимнего содержания автодорог и в бальнеолечении. Данный вид полезного ископаемого может служить источником получения ценных компонентов в будущем при разработке рентабельных промышленных технологий их извлечения.

 

2. Система управления недропользованием

 

2.1. Принципы организации рационального недропользования

Основными принципами организации недропользования являются:

- обеспечение потребностей области в общераспространенных полезных ископаемых и подземных водах на ближний период и дальнейшую перспективу;

- обеспечение расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы, стимулирование геологоразведочных работ, направленных на выявление новых видов полезных ископаемых;

- регулирование развития минерально-сырьевой базы в соответствии с краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными программами геологического изучения недр, разрабатываемыми на основе прогнозирования уровней потребления минерального сырья и подземных вод;

- рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов, полнота извлечения их запасов, сокращение потерь при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод;

- комплексный подход к лицензированию права пользования недрами, состоящий в сочетании предоставления разрешительных документов как на основании заявок претендентов, так и на конкурсной (аукционной) основе;

- совершенствование системы управления недропользованием, учет запасов полезных ископаемых, усиление контроля за выполнением условий пользования недрами;

- контроль за состоянием недр через систему мониторинга геологической среды.

 

2.2. Структура органов управления недропользованием

Управление недропользованием на территории области осуществляют Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды министерства природных ресурсов Российской Федерации по Вологодской области (ГУПР) – территориальная структура федерального органа исполнительной власти и департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области (Департамент) – структура органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. К компетенции ГУПРа относится управление недропользованием по всем видам полезных ископаемых, к компетенции Департамента - по общераспространенным полезным ископаемым. При этом следует отметить, что обе структуры функционируют по одинаковой схеме, оперируя одинаковой информацией, предназначенной для обеспечения деятельности МПР России и Правительства Вологодской области.

Указанные структуры при регулировании недропользования руководствуются Законом Российской Федерации «О недрах», Порядком пользования недрами на территории Вологодской области в целях геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 24 октября 2001 года N 520 (Порядок пользования недрами), другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Вологодской области.

Законодательство о недрах предусматривает выделение участков недр федерального, регионального и местного значения на основе их значимости для экономики соответствующего уровня. Порядок пользования недрами на территории области учитывает регулирование недропользования не только по общераспространенным полезным ископаемым, но и по участкам недр местного значения, выделение которых не произведено.

 

2.3.Воспроизводство минерально-сырьевой базы

Воспроизводство минерально-сырьевой базы достигается в результате геологоразведочных работ, направленных на выявление новых месторождений с запасами, превышающими объемы извлекаемых полезных ископаемых.

За счет различных источников финансирования в области решаются следующие геологические задачи:

- выделение перспективных площадей на основе проведения регионального геологического изучения недр - за счет средств федерального бюджета;

- воспроизводство запасов общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод - за счет средств областного бюджета;

- выявление и оценка запасов полезных ископаемых на участках недр, переданных в пользование на основании разрешений (лицензий), - за счет средств недропользователей.

В связи с отсутствием на территории области объектов геологоразведочных работ федерального уровня, направленных на создание минерально-сырьевой базы высоколиквидных и дефицитных видов минерального сырья, средства федерального бюджета выделяются в ограниченных объемах, главным образом на ведение мониторинга геологической среды федерального уровня. В качестве одного из факторов, сдерживающих выделение средств федерального бюджета на проведение геологоразведочных работ, является отсутствие утвержденных прогнозных ресурсов углеводородного сырья, золота, алмазов.

Основанием для проведения геологоразведочных работ являются ежегодные пообъектные планы, подготавливаемые Департаментом и включающие работы, проводимые за счет средств областного бюджета.

Исходя из сложившегося уровня цен на производство геологоразведочных работ на общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, для обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы области необходимо ежегодное финансовое обеспечение геологоразведочных работ за счет областного бюджета.

За счет средств отечественных инвесторов проводятся работы на углеводородное сырье и алмазы на лицензионных участках. Средства недропользователей также расходуются на проведение оценки запасов подземных вод по одиночным водозаборам, расширение сырьевой базы предприятий, использующих общераспространенные полезные ископаемые.

С целью определения стратегии проведения геологоразведочных работ принят областной план действий в сфере геологического изучения недр до 2010 года, план поисковых работ на нерудные материалы по обеспечению сырьевой базы строительства и реконструкции автодорог Вологодской области на 2002-2005 годы (утвержден постановлением Правительства области от 11 октября 2002 года N 659), в муниципальные экологические программы включаются мероприятия по геологическому изучению и охране недр. ГУПРом и Департаментом разработана и направлена на утверждение в МПР России программа «Подземные воды России» на 2003 – 2010 годы.

Геологоразведочные работы на территории области проводятся как специализированными геологическими организациями, так и организациями другого профиля, имеющими в своем составе геологические службы.

 

2.4. Лицензирование недропользования

В соответствии с действующим законодательством право пользования недрами оформляется специальным разрешительным документом в виде лицензии или государственного разрешения Вологодской области (на общераспространенные полезные ископаемые). Организационное обеспечение лицензирования осуществляется ГУПРом, подготовка и выдача государственных разрешений - Департаментом. Разрешительные документы на право пользования недрами выдаются, в основном, по заявлению претендента, конкурсная форма реализуется крайне редко, аукционы не проводятся.

Несмотря на то, что процесс лицензирования начат в области в 1993 году, до сих пор присутствуют факты добычи полезных ископаемых без оформления разрешительных документов.

Большинство случаев безлицензионного недропользования относится к подземным водам хозяйственно-питьевого назначения, добыча которых осуществляется одиночными скважинами с малым водоотбором.

Одной из причин подобной ситуации является сложность требований, предъявляемых к недропользователям, имеющим малый водоотбор, как при получении лицензии на добычу подземных вод, так и при выполнении условий, установленных в ней.

Порядком пользования недрами предусмотрена возможность выдачи разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых органами местного самоуправления на месторождениях с малыми запасами на участках недр местного значения. В связи с отсутствием перечня участков недр местного значения данная возможность в настоящее время не реализована.

Многочисленные реорганизации и ликвидации промышленных и сельскохозяйственных предприятий обусловили появление на территории области многочисленных «бесхозных» артезианских скважин, в том числе и самоизливающихся, являющихся потенциальными источниками загрязнения и истощения водоносных горизонтов. В связи с банкротством и ликвидацией предприятий по добыче и переработке торфа в области образовались десятки тысяч га площадей торфяных месторождений, превратившихся в пожароопасные территории.

Следствием ликвидации предприятий, разрабатывающих общераспространенные полезные ископаемые, являются заброшенные карьеры, выведенные из эксплуатации без проведения мероприятий по консервации в соответствии с установленными правилами, включающими в том числе и оценку остатков запасов полезных ископаемых. С целью предотвращения несанкционированного использования таких месторождений, необходимо проведение их инвентаризации, рекультивации в случае полной выработки запасов или постановки на учет в случае наличия остатков запасов.

При банкротстве предприятий-недропользователей информация об их ликвидации в органы управления недропользованием не предоставляется.

 

2.5. Контроль за недропользованием

Государственный геологический контроль за недропользованием осуществляется ГУПРом, контроль за выполнением условий пользования недрами – Департаментом, надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, – Управлением Северного округа государственного горного и промышленного надзора Российской Федерации.

Ежегодно вышеперечисленными органами проверяется более 20 объектов недропользования.

Несмотря на то, что законом Российской Федерацией «О недрах» предусматривается выполнение функций государственного контроля за недропользованием органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в положении о государственном геологическом контроле, утвержденном Правительством Российской Федерации (постановление от 4 декабря 2001 года N 845), порядок их реализации не определен.

 

2.6. Мониторинг геологической среды

Государственный мониторинг состояния недр (геологической среды) представляет собой систему регулярного сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменения под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности. Концепцией государственного мониторинга геологической среды России предусмотрено ведение мониторинга подземных вод, экзогенных и эндогенных процессов. Мониторинг состояния недр является составной частью системы комплексного мониторинга окружающей среды Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства области от 5 августа 2002 года N 486.

В Вологодской области проводится мониторинг подземных вод, включающий в себя наблюдения за уровенным режимом и составом подземных вод на объектах федеральной, территориальной и объектной (локальной) сетей, разработана программа мониторинга экзогенных процессов на период до 2010 года.

 Исполнителем работ по мониторингу подземных вод области является Вологодский гидрогеологический отряд ФГУП «Петербургская комплексная геологическая экспедиция», осуществляющий наблюдения на федеральной и территориальной сетях, сбор данных по локальным сетям, обработку всей информации, подготовку обобщающих материалов о состоянии подземных вод области. Информация предоставляется в Департамент, ГУПР, МПР России.

Особое место в системе мониторинга состояния недр занимают наблюдения в местах размещения отходов производства на ведомственных сетях, ведение которых в соответствии с Законом Российской Федерации от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» должно осуществляться предприятиями.

Недостаточность нормативной базы, обязывающей субъекты хозяйственной деятельности проводить мониторинг состояния недр, сдерживает процесс расширения локальных сетей, слабое кадровое и программно-техническое обеспечение службы мониторинга не позволяет проводить оценку и прогноз состояния недр с применением современных методов.

 

2.7. Информационное обеспечение недропользования

Обеспечение органов власти и недропользователей информацией о недрах и недропользовании относится к компетенции фондов геологической информации.

Вологодский территориальный геологический фонд (далее Вологодский ТГФ), входящий в состав Департамента, руководствуясь нормативной правовой базой Всероссийского фонда геологической информации, выполняет все функции, определенные для фондов территориального уровня, включая:

ведение государственного баланса запасов и государственного кадастра полезных ископаемых, геологической изученности территории области;

государственный учет лицензий и разрешений на право пользования недрами;

государственную регистрацию работ по геологическому изучению недр на территории области;

приемку, регистрацию, обеспечение сохранности геологических отчетов;

подготовку и выдачу справок о наличии полезных ископаемых в местах предполагаемой застройки;

ведение информационных баз данных геологического содержания, в том числе и в средах геоинформационных систем.

На хранении в Вологодском ТГФ находится 750 геологических отчетов, 259 паспортов государственного кадастра, 123 геологических карты, 851 лицензия (разрешение) на право пользования недрами.

 

3. Проблемы недропользования в Вологодской области

Проблемы недропользования в области обусловлены особенностями ее геологического строения, переходом на новые условия хозяйствования, издержками геологоразведочных работ «до рыночного» периода, несовершенством системы управления недропользованием. Главными из них являются:

- низкое качество минерального сырья, необходимого для производства строительных материалов;

- несоответствие подземных вод требованиям, предъявляемым к водам хозяйственно-питьевого назначения;

- неравномерное расположение месторождений;

- отсутствие апробированных (утвержденных) прогнозных ресурсов новых для области видов минерального сырья;

- прекращение проведения региональных геолого-гидрогеологических исследований, являющихся основой регулирования недропользования;

- отсутствие разграничения участков недр по степени их значимости для экономики разных уровней;

- наличие многочисленных заброшенных артезианских скважин и неиспользуемых карьеров по добыче общераспространенных полезных ископаемых.

 

4. Основные направления совершенствования и развития

минерально-сырьевой базы

С целью воспроизводства и развития минерально-сырьевой базы, совершенствования управления недропользованием необходимо:

- проведение опережающих геологоразведочных работ для объектов автодорожного и гражданского строительства и обеспечения населения питьевой водой за счет защищенных подземных источников;

- разработка программы по обеспечению эффективной работы источников резервного водоснабжения в особый период;

- проведение геологоразведочных работ на новые виды минерального сырья с привлечением средств недропользователей и инвесторов;

- постановка на учет в установленном порядке прогнозных ресурсов новых видов минерального сырья;

- стимулирование геологоразведочных работ, направленных на выявление новых видов полезных ископаемых;

- обеспечение ежегодного финансирования геологоразведочных работ за счет средств областного бюджета;

- проведение разграничения участков недр на участки федерального, регионального и местного значения;

- осуществление постепенного перехода от заявительной формы предоставления права пользования недрами к конкурсно-аукционной;

- проведение инвентаризации неиспользуемых месторождений общераспространенных полезных ископаемых (заброшенные карьеры) и подземных вод, бесхозных артезианских скважин;

- проведение рекультивации бесхозных карьеров с исчерпанными запасами и ликвидационного тампонажа неиспользуемых артезианских скважин;

- совершенствование системы мониторинга состояния недр, создание территориального центра мониторинга состояния недр (геологической среды) в статусе государственного учреждения Вологодской области;

- сохранение сложившейся системы сбора, хранения, систематизации геологической информации, обеспечиваемой Вологодским ТГФ, входящим в систему Всероссийского фонда геологической информации.

 

Заключение

Концепция формирует системный подход к решению проблем недропользования на территории области, содержит рекомендации органам управления фондом недр для реализации в практической деятельности. Воплощение положений концепции позволит повысить эффективность использования минерально-сырьевой базы, обеспечить устойчивое недропользование в интересах нынешнего и будущего поколений.



Таблица

Характеристика минерально-сырьевой базы Вологодской области

(по состоянию на 1 января 2003 года)

 

Полезное

ископаемое

Количество

месторождений

Запасы

(балансовые и С2)

Годовой объем

добычи

Срок обеспеченности

запасами

Применение

всего

эксплуатируемых

текущий

перспективный

с учетом фактической

добычи (лет)

с учетом перспективной

добычи

(лет)

Песчано-гравийный

материал (млн. м3)

199

32

234,0

1,2

2,7

195

87

в гражданском и дорожном строительстве

Пески всего (млн. м3),

в том числе:

137

17

213,7

0,933

-

-

-

 

строительные

128

15

160,8

0,9

3,4

179

47

в гражданском и дорожном строительстве

отощители

3

0

0,9

0

0,017

-

53

для производства кирпича

для силикатных изделий

 

2

0

36,1

 

0

0,004

-

не ограничен

для силикатных изделий

стекольные

 

2

1

14,5

 

0,032

0,22

более 200

66

для производства темного стекла

формовочные

 

2

1

1,4

 

0,0005

0,009

не ограничен

156

в литейном производстве

Глины, суглинки (млн.м3)

71

3

184,6

0,15

0,332

не ограничен

для производства кирпича, керамзита, гончарных изделий

Карбонатные породы

(млн. т) всего,

в том числе:

57

3

2141,7

1,613

 

 

 

 

Полезное

ископаемое

Количество

месторождений

Запасы

(балансовые и С2)

Годовой объем

добычи

Срок обеспеченности

запасами

Применение

всего

эксплуатируемых

текущий

перспективный

с учетом фактической

добычи

(лет)

с учетом перспективной

добычи

(лет)

для металлургии

5

1

2025

1,6

4,5

не ограничен

Флюсы

для стекольной

промышленности

1

0

0,1

0

0,0014

-

не ограничен

в качестве добавки к шихту для варки стекла

для строительства

2

1

61,8

0

0,02

не ограничен

для производства щебня, строительной извести

для известкования почв

49

1

54,8

0,013

0,01

не ограничен

в сельском хозяйстве

Минеральные краски

 (млн. т)

3

0

0,16

0

-

-

-

для производства густотертых красок

Торф (млн. т)

2381

3

5589

0,052

3

не ограничен

в энергетике, сельском хозяйстве

Сапропель (млн. т)

277

3

15,3

 

0

-

не ограничен

в сельском хозяйстве, бальнеолечении

Пресные подземные воды

(млн. м3/год) всего,

в том числе:

 

 

 

2500

 

25,5

 

-

 

-

 

-

для хозяйственно-питьевого и производственно-технического водоснабжения

по месторождениям

24

10

45,1

5,0

-

-

-

Минеральные подземные воды (млн. м3/год) по месторождениям

7

7

0,15

0,0457

-

не ограничен

для лечебно-питьевых, бальнеологических целей, промышленного разлива

Технические подземные воды-рассолы (млн. м3/год) всего,

в том числе:

 

 

 

 

102,8

 

 

-

 

 

-

 

 

не ограничен

для зимнего содержания автодорог, в качестве гидроминерального сырья

по месторождениям

2

2

0,0144

0,041

-

не ограничен

 

 


Информация по документу
Читайте также