Расширенный поиск

Постановление Правительства Вологодской области от 22.12.2003 № 1196

 



                     ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ                
                                                                      
                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ                          


     От 22 декабря 2003 г. N 1196


     О КОНЦЕПЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ
     ПОЛИТИКИ ВОЛОГОДСКОЙ
     ОБЛАСТИ НА 2003 - 2010 ГОДЫ


     Для повышения эффективности деятельности и  дальнейшего  развития
промышленности       области,      обеспечения      реализации      ее
социально-экономических      проектов,      стабилизации       системы
жизнеобеспечения  населения  и создания необходимого уровня социальных
стандартов

     Правительство области постановляет:

     1. Одобрить концепцию промышленной политики  Вологодской  области
на 2003 - 2010 годы (прилагается).
     2. Департаменту  промышленности,  предпринимательства  и  лесного
комплекса    Правительства    области    (В.В.    Грачев)   определить
стратегическими целями экономического развития отраслей промышленности
области на последующие годы:
     - обеспечение закрепления положительных тенденций  последних  лет
по наращиванию объемов производства промышленной продукции;
     - содействие формированию устойчивого внутреннего рынка сбыта для
продукции, выпускаемой промышленными организациями области;
     - содействие проведению  структурных  преобразований  в  отраслях
промышленности;
     - стимулирование развития кооперативных  и  хозяйственных  связей
между   промышленными  организациями  области  с  целью  максимального
использования существующих мощностей;
     - поэтапное  развитие  конкурентоспособных  производств  за  счет
инновационных проектов;
     - осуществление кредитно-финансовой поддержки  малых  предприятий
через  Вологодский  областной  фонд  государственной  и  муниципальной
поддержки малого предпринимательства, общества взаимного кредитования,
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.


     Губернатор области          В.Е.ПОЗГАЛЕВ


     Приложение
     к Постановлению
     Правительства области
     от 22 декабря 2003 г. N 1196

                                 КОНЦЕПЦИЯ                            
                           ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ                      
                  ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2010 ГОДЫ             

                                 Введение                             

     Концепция промышленной политики Вологодской  области  на  2003  -
2010   годы   (далее   -   Концепция)  разработана  в  соответствии  с
социально-экономической политикой области  на  долгосрочный  период  и
отражает  перспективы  стабильного и поступательного развития региона,
всех отраслей экономики и повышения жизненного уровня населения.
     Государственная промышленная политика в Вологодской области будет
ориентирована  на активное проведение организационных, экономических и
правовых    изменений,    содействующих    повышению     эффективности
деятельности  и  конкурентоспособности  организаций. Рост производства
высококачественной продукции, пользующейся спросом как на  внутреннем,
так и на внешнем рынках, позволит решить задачи обеспечения занятости,
повышения доходов и качества  жизни  населения;  расширения  налоговой
базы;  сбалансированности  бюджета  Вологодской  области  и  улучшения
платежного баланса.

                             Природные ресурсы                        

     Вологодская  область  расположена  на  севере  европейской  части
России  в  поясе  умеренно-континентального климата. Площадь области -
145.7 тыс. кв. км (входит в Северо-Западный федеральный округ).
     Область граничит на  севере  с  Архангельской,  на  востоке  -  с
Кировской,  на  юге  -  с Костромской и Ярославской, на юго-западе - с
Тверской и Новгородской, на западе -  с  Ленинградской  областями,  на
северо-западе - с Республикой Карелия.
     В области 15  городов,  13  поселков  городского  типа.  Наиболее
крупные  города:  Вологда,  Череповец, Сокол, Великий Устюг. Областной
центр - город Вологда, основан в 1147 году. Крупнейший  индустриальный
центр  области  -  город  Череповец.  В  комплексе  природных ресурсов
наибольшее значение имеют лесные, земельные и водные ресурсы, а  также
запасы   строительных  материалов.  Вологодская  область  (регион  35)
образована 23 сентября 1937 года.
     72% территории области занимают леса, 11% -  сельскохозяйственные
угодья  (из  которых  800  тыс.  га  - пашня, 467 тыс. га - сенокосы и
пастбища).
     Главное природное богатство  -  лес.  По  доле  в  общероссийской
площади, покрытой лесом (2.0%), область занимает 19 место в Российской
Федерации.
     Общий запас древесины - 1.5 млрд. куб. м  (из  них  более  60%  -
хвойные  леса). Ежегодно можно вырубать до 20 млн. куб. м, в том числе
6.8 млн. куб. м - хвойных пород.
     Специфика геологического строения области предопределила  наличие
в  ее  пределах в основном месторождений общераспространенных полезных
ископаемых  и   подземных   вод,   запасы   которых   достаточны   для
удовлетворения  потребностей  промышленности  и  сельского  хозяйства.
Разведаны месторождения флюсовых известняков,  карбонатных  пород  для
обжига  на  известь  и  известкования  кислых почв, песчано-гравийного
материала, строительных и формовочных  песков,  кирпично-черепичных  и
керамзитовых   глин,   торфа,   сапропеля,   а   также  подземных  вод
хозяйственно-питьевого,   лечебно-столового    и    бальнеологического
назначения.
     Невозможность в  силу  объективных  причин  создания  собственной
минерально-сырьевой      базы     для     обеспечения     потребностей
топливно-энергетического  комплекса  определяет  необходимость   ввоза
сырья из других регионов.
     Вологодская область имеет выгодное географическое положение,  она
находится  на  перекрестке важнейших транспортных путей: Архангельск -
Москва с ответвлением на Сыктывкар и Санкт-Петербург  -  Екатеринбург.
Протяженность  железнодорожных путей общего пользования составляет 768
км. Протяженность автомобильных дорог с  твердым  покрытием  достигает
13.5  тыс.  км.  Внутренние водные судоходные пути имеют протяженность
1.6 тыс. км.
     Через территорию области проходит водный путь -  Волго-Балтийский
канал и воздушный коридор Европа - Азия.

                     1. Состояние и тенденции развития                
                      отраслей промышленности области                 

     Развитие  производительных  сил  области  и  в   первую   очередь
промышленности   традиционно  опиралось  на  использование  ресурсного
материала.    Ресурсно-сырьевая    ориентация    хозяйства     региона
предопределила   его   индустриальный  характер  и  значительную  долю
металлургической  и   химической   промышленности.   Вместе   с   тем,
относительно  быстрыми темпами развивалась машиностроительная и лесная
промышленность.
     Кризисные  явления,  развивающиеся  в  области   с   1990   года,
обусловили   падение   производства   практически   во  всех  отраслях
материальной сферы, усугубили диспропорции в  развитии  хозяйственного
комплекса.  Наибольший  спад  объемов  производства был характерен для
отраслей, входящих в лесопромышленный и металлургический  комплекс,  а
также   для   химической,   легкой   промышленности  и  промышленности
строительных материалов. Кризис этих отраслей в значительной мере  был
обусловлен   резким   повышением   цен   на  сырье,  энергоносители  и
транспортных  тарифов,  высокой  степенью   износа   производственного
оборудования, недостатком инвестиций, разрывом хозяйственных связей.
     Индекс физического объема промышленного  производства  области  в
2002  году  к  уровню  1990 года составил 81%, а в целом по Российской
Федерации данный показатель - 46%.
     Начиная с 1997 года промышленность области начала восстанавливать
объемы  производства - прирост за этот период составил 21%, при этом в
1999 - 2002 годах темпы роста  промышленного  производства  в  области
опережали среднероссийские.
     С 2001 года в регионе практически прекращается действие  факторов
посткризисного   периода   (расширившийся  рынок  сбыта  в  результате
импортозамещения, девальвации рубля).
     Следует отметить, что восстановление прежних объемов производства
в  области  возможно  только  при условии диверсификации промышленного
производства,  повышении  в  объеме  промышленного  производства  доли
перспективных  для  области  отраслей, имеющих местную сырьевую базу и
емкие рынки сбыта.
     В   2002   году   отмечалось   следующее   соотношение   отраслей
промышленности   в   структуре   производственной   продукции:  черная
металлургия - 60%; электроэнергия - 8.6%; лесная, деревообрабатывающая
и  целлюлозно-бумажная  -  7.4%;  химическая и нефтехимическая - 6.5%;
машиностроение и металлообработка - 6.2%, легкая - 0.7%. В Вологодской
области   создана   база   строительной   индустрии,   которая   может
производить: сборных железобетонных изделий и конструкций -  560  тыс.
куб.  метров в год, кирпича строительного - 172 млн. штук, в том числе
100 млн. штук силикатного кирпича,  керамзитового  гравия  -  25  тыс.
кубометров,  стеновых  материалов  из  бетонных  блоков  в переводе на
условный  кирпич  -  40.5  млн.  штук,  деталей  для  крупнопанельного
домостроения  -  90  тыс. кв. метров, щебня и гравия природного - до 1
млн. куб. метров, песка строительного -  более  2  млн.  куб.  метров,
фракционного щебня из металлургических шлаков - до 3 млн. тонн.
     Одним из ключевых факторов, оказывающих определяющее  влияние  на
промышленную политику, является внешнеэкономическая деятельность, роль
и  значение  которой  постоянно  возрастают  в  связи  с   открытостью
отечественной экономики.
     По прогнозу в 2003 - 2010 годах тенденция умеренного роста  будет
сохраняться. В структуре промышленности Вологодской области сохранится
преобладание         отраслей,         производящих          продукцию
производственно-технического  назначения,  имеющих более длительный по
сравнению с производством потребительских товаров  воспроизводственный
цикл. Развитие промышленности в 2003 и последующие годы напрямую будет
зависеть  от  устойчивости  функционирования   крупнейших   градо-   и
бюджетообразующих предприятий региона.
     Главными точками роста должны  быть  отрасли,  продукция  которых
пользуется спросом на мировом рынке. Их развитие распространит импульс
роста в смежные и другие отрасли,  так  как  дополнительные  заказы  и
инвестиции  со  стороны  экспортеров  создадут предпосылки для роста в
других отраслях. При этом  наиболее  перспективен  экспорт  товаров  с
более высокой долей добавленной стоимости.
     В нашей области одной из точек роста  является  лесной  комплекс,
продукция  которого  востребована  на внешних рынках, а перспективными
товарами с высокой долей добавленной стоимости  являются  обработанные
лесоматериалы,  в  том  числе  пиломатериалы,  фанера, ДВП, ДСК и ЦБП.
Важное значение  имеет  развитие  машиностроения,  химии,  стекольной,
легкой промышленности.
     Условия функционирования промышленности в 2003  -  2010  годах  в
значительной  мере  определяются  внешнеэкономической конъюнктурой для
металлургической, химической и лесной  отрасли,  а  также  расширением
спроса  на продукцию отечественных производителей на внутреннем рынке.
Зачастую  развитие  хозяйственного  комплекса   области   сдерживается
экстремальностью  природно-климатических  условий, малой населенностью
территории,  недостаточным   уровнем   развития   производственной   и
социальной   инфраструктуры,  низким  качеством  переработки  добытого
минерального  сырья,  большой  долей  ручного  труда.  Это   ведет   к
удорожанию хозяйственной деятельности.
     В  перспективе  приоритетное  значение  для  развития   экономики
области  будут  иметь  рациональное использование природных ресурсов и
охрана окружающей среды.

                            Черная металлургия                        

     Период с  1990  до  1994  года  для  металлургического  комплекса
характеризовался  непрерывным  сокращением  спроса  на  готовый прокат
черных металлов и соответственно снижением  объемов  производства  (на
42%).
     Это  связано  с  тем,  что  отрасли,  являющиеся   потенциальными
потребителями  металлургической  продукции,  долгое время находились в
кризисном состоянии, поэтому катастрофически сузился внутренний  рынок
потребления  продукции  металлургов.  Эффективность работы предприятий
комплекса  определялась  большой  налоговой  нагрузкой,  неэффективной
кредитно-финансовой  системой,  ростом  затрат  на  продукцию и услуги
отраслей-монополистов,   ограниченностью   финансовых   ресурсов   для
инвестиций.
     Начиная с 1995 года отрасль стала  восстанавливать  объемы  -  за
этот  период (включая 2002 год) они выросли в 5.6 раза, при этом объем
инвестиций в основной капитал  увеличился  в  1.3  раза.  Модернизация
производства  позволила кардинально улучшить качество продукции, более
50% которой отправлялось на экспорт.
     Однако в 2001 году в  связи  с  ухудшением  конъюнктуры  внешнего
рынка  черных  металлов  из-за снижения темпов роста мировой экономики
квоты  на  российскую  сталь   сократились   на   12%.   Отрицательные
последствия  имеют также антидемпинговые расследования со стороны США.
Это привело  к  снижению  не  только  производства,  но  и  к  резкому
сокращению  прибыли на предприятиях металлургии. Следует отметить, что
ухудшение  ситуации  на  мировых  рынках  металлов   особенно   сильно
сказалось   на   тех   предприятиях,   которые  производят  дорогой  и
качественный листовой прокат. В  число  их  входит  ОАО  "Северсталь",
Магнитогорский и Ново-Липецкий металлургические комбинаты. Это связано
с тем, что именно в отношении этих видов  продукции  введены  наиболее
строгие   санкции  Евросоюза  и  США  (сортового  проката  такие  меры
коснулись в меньшей степени). Таким  образом,  в  наихудшем  положении
оказались   самые  современные  комбинаты,  производящие  продукцию  с
наибольшей добавленной стоимостью.
     Отрицательно   сказывается   на   развитии   отрасли    повышение
железнодорожных  тарифов  и проблемы обеспечения подвижным составом. В
перспективе развитие металлургии связано с совершенствованием  методов
переработки сырья и утилизации отходов, а также решением экологических
проблем и вопросов отраслевой диверсификации.
     Цель:
     Содействие отстаиванию завоеванных и поиску новых  рыночных  ниш,
созданию   высокой   конкурентоспособности   производимой   продукции,
формированию  устойчивого  внутреннего  рынка  сбыта   для   продукции
металлургического комплекса.
     Задачи:
     На внешнем рынке металлургическому комплексу  области  необходимо
больше внимания уделять продажам продукции с высокой долей добавленной
стоимости  и  той,   которая   не   будет   включена   в   реестр   по
антидемпинговым разбирательствам.
     Правительству области необходимо:
     - проводить протекционистскую политику на федеральном  уровне  по
отношению  к  отечественному  автомобилестроению  - одному из основных
потребителей продукции черной металлургии;
     - принимать участие в переговорах по антидемпинговым процессам на
государственном уровне;
     -  осуществлять  защиту  внутреннего  рынка  от  недобросовестной
конкуренции со стороны импортеров.

                         Химическая промышленность                    

     Химическая промышленность - одна из немногих отраслей, которые  в
течение 1999 - 2002 годов демонстрируют устойчивые темпы роста объемов
производства.  В  2002  году   продукции   химической   промышленности
произведено  по  сравнению  с  уровнем 2001 года больше на 9.5%, в том
числе минеральных удобрений - на 9.4%.  Если  для  предприятий  других
отраслей  характерна  недозагрузка  производственных  мощностей, то на
крупнейшем предприятии химического комплекса  ОАО  "Аммофос"  мощности
используются на 108%. Следует отметить, что 90% производимых в области
минеральных удобрений отправляется  на  экспорт,  что  в  определенной
мере   связано   с   низким   платежеспособным   спросом   со  стороны
отечественных сельхозтоваропроизводителей.
     Как  и  черная  металлургия,  химическая  промышленность  области
является  ведущей в Северо-Западном федеральном округе. В 2000 году ее
доля составляла 30.8%. По итогам работы в 2002 году из-за перехода  на
толлинговую систему она уменьшилась до 20%.
     В целом химическая промышленность имеет  тенденции  к  сокращению
особенно  вредных  в  экологическом  отношении  производств.  Снижение
эффективности  работы  химического  комплекса  в   значительной   мере
обуславливается  устаревшим  оборудованием  и технологиями, требующими
замены.
     Болевыми  точками  отрасли  являются:  снижение  экспортных  цен,
высокий  износ  основных  фондов  и недостаточные темпы их обновления,
высокие   тарифы   на   услуги    естественных    монополий,    низкая
платежеспособность спроса отечественных сельхозтоваропроизводителей.
     Цель: развитие отрасли на базе создания новых  видов  эффективных
конкурентоспособных   производств   на   современном   техническом   и
технологическом уровнях.
     Задача:  отстаивание   завоеванных   рыночных   ниш,   содействие
формированию   устойчивого   внутреннего  рынка  сбыта  для  продукции
отрасли.

                         Лесопромышленный комплекс                    

     Лесной комплекс является одной  из  основных  структурообразующих
отраслей экономики области и имеет:
     - стабильную сырьевую базу;
     - достаточно высокую бюджетную эффективность  -  доля  отрасли  в
налоговых  поступлениях  в  бюджеты  всех  уровней  в целом по области
составляет 5.6%, а в бюджетах отдельных районов доля лесного комплекса
достигает 55 - 66%;
     - высокую долю численности работающих - в лесном комплексе занято
8.3%  от  общего  числа  работающих  в области, это 4 место среди всех
отраслей  экономики  (после   сельского   хозяйства,   металлургии   и
здравоохранения).
     За период с 1990 по  2002  год  предприятия  ЛПК  снизили  объемы
производства  на  26.5%.  Производственные  мощности в ЛПК в 2001 году
использовались по:
     - деловой древесине - на 86%;
     - пиломатериалам - на 44%;
     - бумаге - на 68%.
     Начиная с 1997 года лесной комплекс области стал  восстанавливать
объемы  производства - за этот период они выросли в 1.6 раза. При этом
объем инвестиций в основной капитал с 1998 по 2000  год  увеличился  в
4.1 раза.
     Однако восстановление производства в прежних объемах и  структуре
не будет востребовано рынком.
     В этой отрасли необходимо развитие  лесопереработки  и  в  первую
очередь  увеличение производства пиломатериалов, так как в сравнении с
реализацией    необработанной    древесины    продажа     обработанных
лесоматериалов  дает возможность расширения рынков сбыта, хотя экспорт
круглого леса из области выгоден в основном в скандинавские страны.
     Таким образом,  одним  из  важных  направлений  развития  лесного
комплекса  является  увеличение поставок продукции на экспорт, так как
внутренние рынки и  в  перспективе  будут  сравнительно  ограниченными
из-за  недостаточно  высокой  покупательной  способности  потребителей
лесной продукции.
     На первом этапе стоит задача к 2004 году увеличить  долю  лесного
комплекса  в  экспорте  продукции до 20% - это более 200 млн. долларов
США  выручки.  Наиболее  высокий  рост  предполагается   по   экспорту
пиломатериалов - не менее чем в 2 раза.
     На внутреннем рынке  одним  из  основных  компонентов  расширения
спроса  на  продукцию  лесного  комплекса  и  увеличения  объемов  его
производства является развитие гражданского строительства и  в  первую
очередь  деревянного  домостроения.  70%  из  производимых  в  области
пиломатериалов используется на строительство, а также ремонт зданий  и
сооружений,  в  том  числе 40% - на строительство объектов, а 26% - на
индивидуальное жилье. При этом около трети вводимого в области жилья -
индивидуальное,  в том числе около 60% - дома в деревянном исполнении.
Потребность   в   строительных    материалах    для    индивидуального
строительства  на  1  кв.  м  составляет  1.75  куб. м пиломатериалов.
Например, строительство 1000 домов общей площадью 10 тыс.  кв.  метров
потребует  200  тыс.  куб.  м  пиломатериалов (годовое производство их
составляет 500 - 600 тыс. куб. м). А в очереди на  улучшение  жилья  в
области  стоит  более  100  тыс.  семей. Таким образом, спрос на жилье
очень большой, и  задача  состоит  в  создании  условий  для  развития
домостроения,  в  том  числе  индивидуального,  что  повлечет за собой
расширение рынков  сбыта,  следовательно,  и  увеличение  производства
продукции лесного комплекса.
     Таким образом, одна из точек роста в лесном комплексе -  развитие
лесопереработки,  включая  опережающие  темпы  роста  по  производству
пиломатериалов, фанеры, ДВП и  других  видов  продукции,  пользующихся
спросом  как  на  внешнем,  так  и  внутреннем рынках сбыта. Для этого
необходимо   внедрение   нового    современного    оборудования    для
деревообработки,   в  том  числе  по  производству  высококачественных
пиломатериалов.
     Следует подчеркнуть, что значительные  объемы  экспорта  круглого
леса  из  Вологодской  области  в  скандинавские страны позволяли им в
течение  многих  лет  развивать  свою  целлюлозно-бумажную  индустрию,
интенсивно  используя наши сырьевые ресурсы. В настоящее время в нашей
области    решается     вопрос     о     строительстве     сульфатного
целлюлозно-бумажного  комбината  по  переработке  лиственных  балансов
мощностью 500 - 600 тыс. тонн целлюлозы в год.
     Цель: эффективное использование лесосырьевого потенциала  области
как основы поступательного социально-экономического развития региона.
     Задачи:
     - существенное углубление переработки лесных ресурсов;
     - изменение структуры  экспортных  поставок  в  пользу  продукции
высокой степени обработки.
     Кроме того, необходимо:
     - поддерживать передачу  собственности  от  старых  неэффективных
владельцев к новым, доказавшим эффективность своего хозяйствования;
     -  наладить  строительство   лесовозных   дорог   круглогодичного
пользования;
     - принять меры по расширению мощностей в восточных  районах,  так
как   в  них  имеются  большие  запасы  лиственных  лесоматериалов  (в
настоящее время их вырубается  менее  30%  от  расчетной  лесосеки)  и
практически отсутствуют мощности по их переработке;
     - объединить усилия регионов Северо-Запада по  вопросу  выработки
единой  стратегии организаций лесного комплекса по экспортным ценам на
лесопродукцию.

                              Машиностроение                          

     Машиностроение  -  одна   из   ведущих   и   наиболее   динамично
развивающихся   отраслей  промышленности.  Организации  машиностроения
тесно связаны кооперацией с другими машиностроительными  организациями
регионов России.
     В    организациях    этой    отрасли     имеются     значительные
недоиспользованные резервы.
     Производственные мощности организаций машиностроения используются
по:
     - подшипникам качения - на 50%,
     - станкам деревообрабатывающим - на 77%.
     Улучшение ситуации в машиностроении началось только в 1999  году,
когда  прирост  объемов  производства  в  отрасли  составил  22.9%  по
отношению к 1998 году. В  2002  году  предприятиями  машиностроения  и
металлообработки  выпущено  продукции  на  6422  млн.  рублей.  Индекс
физического объема производства продукции к уровню 2001 года  составил
108.6%.
     На  развитии  отрасли  отрицательно   сказывается   недостаточный
платежеспособный   спрос   населения,  накопление  финансовых  проблем
предыдущих  лет,   уровень   задолженности   предприятий-партнеров   и
ухудшение расчетов.
     В перспективе темпы развития будут  зависеть,  прежде  всего,  от
переориентации   машиностроения   на   решение   социальных   проблем,
увеличение   производства   оборудования    для    легкой,    пищевой,
деревообрабатывающей   промышленности,   промышленности   строительных
материалов, сельского хозяйства.
     Резервы  эффективного  развития   машиностроительного   комплекса
связаны   с   повышением   конкурентоспособности   его   продукции  на
международном рынке.
     Машиностроительный  комплекс  Вологодской   области   по   объему
промышленного   производства   в  Северо-Западном  федеральном  округе
занимает 4 место (удельный вес  5.1%),  уступая  г.  Санкт-Петербургу,
Калининградской и Ленинградской областям.
     Цель:   рост    продаж    и    прибыли    за    счет    повышения
конкурентоспособности выпускаемой продукции.
     Задачи:
     - содействие  обеспечению  стабильной  деятельности  организаций,
наращиванию        объемов       производства       высококачественной
конкурентоспособной продукции;
     - оказание методической  помощи  организациям  машиностроения  по
формированию программ технологического перевооружения с привлечением к
разработке программ предприятий станкостроительной  отрасли,  головных
технологических институтов, банковских и инвестиционных структур;
     - организация  семинаров  по  разработке  и  реализации  программ
технического  перевооружения  организаций,  внедрению  и  сертификации
систем: менеджмента качества, безопасности, экологического менеджмента
в  соответствии  с  требованиями  ISO  9000,  14000, 16000 по вопросам
вступления России в ВТО;
     - содействие  организации  постоянного  мониторинга  состояния  и
развития   машиностроительной   отрасли,   инновационной  деятельности
посредством   организации    областного    банка    данных    научных,
научно-технических и опытно-конструкторских разработок;
     - усиление взаимодействия органов исполнительной  государственной
власти   области   с   федеральными   структурами,  органами  местного
самоуправления и хозяйствующими  субъектами  в  вопросах  эффективного
использования промышленного потенциала и производственной структуры;
     - дальнейшее развитие кооперативных и хозяйственных связей  между
организациями области с целью максимального использования существующих
мощностей;
     - содействие развитию взаимовыгодных связей Вологодской области с
регионами  Российской  Федерации,  промышленных  организаций области с
ведущими научно-производственными организациями  страны  по  внедрению
передовых технологий;
     -  участие  в   создании   программы   подготовки   и   повышения
квалификации  рабочих  и инженерно-технических работников, продолжение
работы   по   организации   областных   конкурсов    профессионального
мастерства;
     -  изучение  и  обобщение  практики  функционирования   передовых
организаций  машиностроения,  реализация  положительного  опыта  среди
членов   Ассоциации   "Машиностроительные   предприятия    Вологодской
области", повышение ее роли в развитии отрасли.

                         Стекольная промышленность                    

     Период  с  1990  до  1997  года  для  стекольной   промышленности
характеризовался  сокращением  объема  производства.  Одна из причин -
сокращение спроса на производимое Чагодощенским стеклозаводом  оконное
стекло,  изготовляемое  методом  Фурко  (рынок заполнился качественным
оконным стеклом, изготовляемым по  методу  "флоат-процесс").  За  счет
значительного   роста   объемов   в   последние  три  года  стекольная
промышленность сохранила уровень 1990 года.
     Начиная с 1998 года объемы производства выросли в 2.8  раза.  При
этом объем инвестиций в основной капитал с 1998 по 2002 год увеличился
в 6.5 раза.
     Значительный рост объемов производства и инвестиций  в  последние
годы связан с вложением петербургским заводом "Степан Разин" средств в
переоснащение    производства    стеклобутылки    на     Чагодощенском
стеклозаводе  и  инвестициями  ЕБРР  в Покровский стеклозавод. С целью
оказания  инвесторам  господдержки  проекты   включены   в   областную
инвестиционную программу.
     С учетом этого в перспективе объем производства в  отрасли  будет
выше дореформенного уровня.
     Цель:
     Сохранение   и   развитие   отрасли,    являющейся    градо-    и
бюджетообразующей в Чагодощенском районе.
     Задача:
     Государственная поддержка  инвесторов,  вкладывающих  средства  в
развитие отрасли.

                                Энергетика                            

     Насыщенность   области   промышленными    предприятиями    черной
металлургии,  химической  промышленности  и машиностроения многие годы
способствовала интенсивному росту энергопотребления.
     Однако   потребность   области   в    собственном    производстве
электроэнергии удовлетворяется лишь на 50%, а недостающую она получает
от пяти энергосистем - Тверской, Костромской,  Кировской,  Ярославской
и Ленинградской.
     В целом за годы реформ предприятия энергетики не  снизили  объемы
производства.  Следует отметить, что начиная с 1997 года отрасль имеет
ежегодный рост объемов - за этот период они выросли в 1.3 раза.
     Дальнейшее  развитие  электроэнергетики  области  рассматривается
исходя из условия, что в нашем регионе необходимо развитие собственных
мощностей.
     С учетом этого  крупнейшие  потребители:  ОАО  "Северсталь",  ОАО
"Череповецкий    "Азот",   ЗАО   "Вологодский   подшипниковый   завод"
устанавливают   собственные   генерирующие   источники.   Для   других
энергопотребителей     особенно     актуальными    являются    вопросы
энергосбережения.
     Кроме того:
     -  для  снижения  дефицита  мощности  Вологодской   энергосистемы
планируется расширение Череповецкой ГРЭС четвертым энергоблоком;
     - с целью обеспечения надежности областной энергосистемы  с  2003
года возобновлено строительство ВЛ-75-кВ "Калининская АЭС - Череповец"
с  подстанцией  750  кВ  "Череповецкая".  Сдача  ВЛ   в   эксплуатацию
запланирована в 2004 году;
     -  для   подачи   из   Вологодской   области   электроэнергии   в
энергодефицитные    юго-восточные    районы    Ленинградской   области
планируется строительство высоковольтной линии (ВЛ 220  кВт)  Кадуй  -
Тихвин.
     Цель - повышение  энергобезопасности  Вологодской  области  путем
расширения,  модернизации  существующих  и  ввода  новых  генерирующих
мощностей, в том числе работающих на местных видах топлива  и  отходах
производства.
     Задачи:
     - оптимизация динамики тарифов на электроэнергию: с одной стороны
необходимо  заложить  в тариф инвестиционную составляющую для развития
отрасли, с другой стороны - сохранить тариф для населения и  бюджетной
сферы   на   уровне,  соответствующем  платежеспособному  спросу  этих
потребителей;
     - содействие устойчивому обеспечению промышленных  предприятий  и
социальных объектов электрической и тепловой энергией;
     - уточнение и оптимизация схем теплоснабжения городов  и  районов
области;
     - проведение экономической  политики,  направленной  на  развитие
малой   энергетики,   использующей   местные   топливно-энергетические
ресурсы, в частности, торфа как альтернативы чрезмерной  централизации
энергопроизводства  и  средства  снижения  затрат  в энергообеспечении
отдельных категорий потребителей.

                           Легкая промышленность                      

     Легкая промышленность - одна из быстроокупаемых отраслей. В  этой
отрасли наиболее важным является возрождение льняного комплекса.
     За период с 1991 по 2002 год  организации  легкой  промышленности
снизили  объемы производства на 68%. Объем производства льняных тканей
к уровню 1991 года сократился на 64%.
     Следует отметить, что с 1998 года легкая  промышленность  области
начала восстанавливать объемы производства, за этот период они выросли
в 1.6 раза. При этом объем инвестиций в основной  капитал  с  1998  по
2002  год  увеличился  в  11.9  раза. В 2002 году объем производства к
уровню 2001 года возрос на  46.8  млн.  рублей  и  составил  675  млн.
рублей. Выпуск льняных тканей возрос на 12.9%.
     В 2000 году рост производства в отрасли оказался самым высоким по
промышленности  в  целом  - 27.1%. Выпуск льняных тканей к уровню 1998
года увеличился в 1.8 раза.
     Протекционистская политика Правительства  области,  проводимая  в
последние  годы  в отношении легкой промышленности, дала положительные
результаты и позволила осуществить модернизацию производства, улучшить
качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции.
     Необходимо отметить, что развитие легкой промышленности в области
напрямую  связано  с  возрождением  местной сырьевой базы вологодского
льна.
     Однако увеличение посевов льна - это еще не все,  что  необходимо
для развития льнопереработки.
     Например, в 2000 году льнокомбинатами было закуплено лишь  7%  от
произведенного  в  области  льноволокна,  основная  же  масса длинного
льноволокна  закупалась  в  Бельгии,  Франции,   Голландии,   Америке,
Белоруссии.  Следовательно, основной составляющей для развития отрасли
должно стать производство длинного волокна.
     Цель: повышение конкурентоспособности  выпускаемой  продукции,  в
том числе льнопереработки, как на внутреннем, так и внешнем рынках.
     Задачи:
     - развитие местной сырьевой  базы  льнокомплекса,  основанной  на
выращивании    сельхозтоваропроизводителями    высококачественного   и
преимущественно длинного  льноволокна,  в  том  числе  через  создание
эффективного механизма господдержки льносеющих хозяйств;
     - формирование региональных  заказов  для  обеспечения  изделиями
организаций  легкой промышленности области учреждений здравоохранения,
образования, социальной защиты;
     - продолжение работы по упорядочению взаимоотношений  предприятий
легкой  промышленности  с  естественными монополистами по снижению или
сдерживанию роста цен на их услуги;
     -  ориентация  на  результаты  маркетинговых   исследований   при
продвижении  высококачественной  продукции  на  внутренние  и  внешние
рынки.

                         Малое предпринимательство                    

     Одним  из  направлений  промышленной   политики,   обеспечивающим
формирование  оптимальной  структуры промышленности, является развитие
малого  предпринимательства,  которое  нацелено  на  насыщение   рынка
товарами  и услугами, преодоление отраслевого монополизма и расширение
конкуренции.  Об  этом  свидетельствует  тот  факт,  что  почти  треть
предприятий  в  промышленности  области  относится  к  малому бизнесу.
Развитие малого  бизнеса  создает  дополнительные  рабочие  места,  не
требует  крупных  стартовых  инвестиций,  обеспечивает  более  быструю
окупаемость затрат и высокую  скорость  оборота  ресурсов,  оперативно
реагирует на изменения потребительского спроса.
     В настоящее время существует ряд факторов, тормозящих  позитивные
процессы  в малом бизнесе и даже создающих новые трудности. К их числу
следует отнести, прежде всего, недоступность  и  (или)  затрудненность
доступа   к   источникам   финансирования,  а  также  к  имущественной
поддержке; несовершенство  нормативно-правовой  базы  в  сфере  малого
предпринимательства;    несовершенство    и    усложненность   системы
налогообложения;  недостаточная  развитость  информационной  поддержки
малых предприятий.
     Необходимость  специальной  государственной  поддержки  небольших
организаций обусловлена значимостью вопросов, которые она решает:
     1. Экономические. Доля трансакционных  издержек  в  общем  объеме
расходов малого бизнеса неизбежно выше, чем у крупных организаций.
     2. Социальные.  Поступательное  развитие  малого  бизнеса  -  это
увеличение   занятости,   стабильность   локальной   территории,  рост
благосостояния населения, развитие социальных структур и т.п.
     3. Политические.  Организованное  предпринимательское  сообщество
является  политической  силой, которая способна решать текущие местные
проблемы и формировать настроение всего населения  территории  по  тем
или иным вопросам.
     Цель: обеспечить устойчивое развитие малого предпринимательства.
     Задачи:
     - формирование последовательной региональной политики  содействия
развитию малого предпринимательства;
     - обеспечение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
     - устранение административных барьеров на  пути  развития  малого
предпринимательства;
     -  формирование  инфраструктуры  развития  и   поддержки   малого
предпринимательства;
     - внедрение новых механизмов  финансирования  предпринимательской
деятельности (кредитные союзы, кооперативы);
     - создание новых рабочих мест;
     -   поддержка   инвестиционной   активности   в   сфере    малого
предпринимательства;
     - создание ресурсной базы для инфраструктуры малого бизнеса.

                  2. Цель и задачи промышленной политики              

     Государственная   промышленная   политика   Вологодской   области
включает систему правовых, экономических и организационных мер органов
государственной  власти,  направленных  на   повышение   эффективности
функционирования  и  развития  промышленности области и обеспечивающих
реализацию ее социально-экономических проектов,  стабильность  системы
жизнеобеспечения  населения  и создание необходимого уровня социальных
стандартов.
     Цель промышленной политики Вологодской  области  в  среднесрочной
перспективе    состоит   в   повышении   эффективности   промышленного
производства   и    конкурентоспособности    продукции    промышленных
предприятий, росте объемов промышленного производства и инвестиций.
     Промышленная политика Вологодской области будет реализована через
решение следующих задач:
     -  структурная  перестройка  промышленности  в  сторону  развития
приоритетных отраслей в целях повышения эффективности функционирования
промышленности и увеличения ее вклада в экономику области;
     - разработка и внедрение форм и методов государственной поддержки
приоритетных     отраслей     промышленности    в    соответствии    с
законодательством;
     -  содействие   созданию   и   производству   конкурентоспособной
продукции;
     - защита интересов и поддержка местных  производителей,  развитие
малого предпринимательства области;
     -   обеспечение    эффективности    использования    привлекаемых
инвестиционных ресурсов в промышленность;
     -   развитие   научного,   технологического,    производственного
потенциала промышленности;
     - обеспечение наполнения бюджетов всех уровней;
     -  построение  взаимовыгодных  отношений  между  государством   и
промышленными   предприятиями  на  основе  сочетания  республиканских,
региональных интересов и интересов предприятий;
     - дальнейшее развитие кооперативных и хозяйственных связей  между
организациями области с целью максимального использования существующих
мощностей;
     - обеспечение занятости и роста доходов населения.
     Основными   принципами   осуществления   промышленной    политики
Вологодской области являются:
     - активное воздействие на экономические механизмы  в  направлении
повышения    эффективности    и   конкурентоспособности   промышленной
продукции;
     - программно-целевой способ реализации политики;
     - оптимальное  использование  природных,  трудовых  и  финансовых
ресурсов     области,     стимулирование     внедрения     наукоемких,
ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;
     - рациональное размещение вновь создаваемых производительных  сил
на территории области;
     -  дифференцированный  подход  к   стимулированию   и   поддержке
различных  секторов  и  отраслей  промышленности  в  зависимости от их
социально-экономической  значимости,  экологической  безопасности,   а
также научно-технических перспектив;
     - гласность поддержки субъектов промышленной деятельности;
     -  ориентация  на  закрепление  и  усиление  роли  промышленности
области в межрегиональном разделении труда.
     Поставленные  цель  и  задачи  промышленной  политики   позволяют
определить  необходимые  условия эффективной деятельности промышленных
организаций и успешной разработки и  реализации  основных  направлений
промышленной политики.

               3. Основные направления промышленной политики          

                3.1. Структурная перестройка промышленности           

     Считать    стратегической    целью    структурной     перестройки
промышленности  реализацию стратегии социально-экономического развития
Вологодской  области.  Для  реализации  этой  цели  необходимо  решить
следующие задачи:
     -  обеспечение   положительных   тенденций   последних   лет   по
наращиванию объемов производства промышленной продукции;
     - активизация инновационной деятельности;
     -   содействие   интеграционным   процессам,    в    том    числе
стратегическому партнерству между предприятиями различных отраслей;
     - содействие формированию устойчивого внутреннего рынка сбыта для
продукции, выпускаемой промышленными организациями области;
     - содействие развитию кооперативных и хозяйственных связей  между
организациями области с целью максимального использования существующих
мощностей;
     - поэтапное  развитие  конкурентоспособных  производств  за  счет
инновационных проектов;
     - осуществление кредитно-финансовой поддержки  малых  предприятий
через  областной фонд государственной и муниципальной поддержки малого
предпринимательства, общества взаимного кредитования, Федеральный фонд
поддержки малого предпринимательства;
     -   содействие    формированию    территориально-производственных
финансовых  групп  в  целях  интеграции  промышленного  производства и
решения общих задач для всех хозяйствующих субъектов по восстановлению
сбытовой,     снабженческой,     транспортной     и     информационной
инфраструктуры.

            3.2. Реформирование и реструктуризация организаций        

     Целью реформирования и реструктуризации промышленных  организаций
является обеспечение их успешной работы в условиях рыночной экономики.
     Реформирование должно осуществляться организациями самостоятельно
с учетом действующего законодательства.
     Реформирование   государственных   и   муниципальных    унитарных
предприятий  будет  осуществляться  с учетом особенностей Федерального
закона  от  14  ноября  2002  года  N  161-ФЗ  "О  государственных   и
муниципальных унитарных предприятиях".
     Для достижения поставленной цели  должны  быть  решены  следующие
задачи:
     - улучшение финансово-экономических результатов за счет  создания
эффективного   механизма  управления,  реструктуризации  производства,
оздоровления финансового состояния предприятия;
     - обеспечение своевременного выполнения  текущих  обязательств  и
сокращение   задолженности   предприятий   по  платежам  в  бюджеты  и
государственные внебюджетные фонды, выплата заработной платы;
     - повышение инвестиционной привлекательности предприятия за  счет
повышения   надежности   предприятия   как   потенциального  партнера,
достижения     прозрачности     финансово-экономического     состояния
предприятия,  разработки  бизнес-планов,  инвестиционных  проектов для
привлечения потенциальных инвесторов.
     Реформирование предприятий и иных коммерческих организаций должно
быть  обеспечено  соответствующими  условиями  со стороны государства,
такими как:
     -   совершенствование   и   расширение   системы   подготовки   и
переподготовки  руководителей  и  специалистов  предприятий в целях их
адаптации к постоянно изменяющимся экономическим условиям;
     - проведение политики, направленной на создание сети  аудиторских
и консалтинговых фирм, способных оказать реальную помощь руководителям
в осуществлении программы реформирования предприятий.
     Важнейшим  направлением  экономической   политики   в   отношении
реального     сектора     экономики     является    реструктурирование
промышленности, которое не  может  ограничиваться  реструктурированием
задолженности    или   изменением   структуры   управления   отдельных
организаций и должно дополняться полным циклом работ по реформированию
хозяйствующих   субъектов.   Реструктурирование  промышленности  будет
способствовать снижению  административно  -  управленческих  издержек,
экономии оборотного капитала и эффективному менеджменту.
     Для  этого   должны   быть   предприняты   следующие   меры   как
нормативного, так и административного характера:
     -  содействие  процессу   реформирования   путем   предоставления
налоговых   льгот   в   соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации и законами Вологодской области;
     -   реструктуризация   организаций   с    реализацией    процедур
антикризисного    управления   с   одновременным   осуществлением   их
финансового оздоровления в соответствии с законодательством;
     - повышение  открытости  и  доступности  информации  о  состоянии
промышленных  организаций для потенциальных инвесторов, обеспечение ее
достоверности;
     - принятие решений, способствующих повышению  качества  работы  и
ответственности  высших менеджеров промышленных организаций, внедрение
современных форм управления, оказание  им  консультационной  помощи  в
переходе на международные стандарты бухгалтерского учета и финансового
менеджмента.
     При   реструктуризации   промышленных   организаций    необходимо
содействовать становлению финансово-промышленных корпораций, способных
к самостоятельному выживанию в условиях  внутренней  нестабильности  и
жесткой конкуренции.

                  3.3. Повышение эффективности управления             
            государственной собственностью Вологодской области        

     Работа  по  повышению  эффективности  управления  находящимися  в
собственности   Вологодской   области   акциями   акционерных  обществ
регулируется законом области от  17  апреля  1996  года  N  73-ОЗ  "Об
управлении   и  распоряжении  объектами  (имуществом)  государственной
собственности  Вологодской  области"  (с  последующими  изменениями  и
дополнениями),   Концепцией   управления   государственным  имуществом
Вологодской области, утвержденной постановлением  Губернатора  области
от  6  августа 1999 года N 510 "О Концепции управления государственным
имуществом Вологодской области", постановлением Правительства  области
от   27   сентября   2002  года  N  611  "О  показателях  деятельности
хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых  доля,  являющаяся
собственностью  Вологодской области, превышает 50 процентов" и другими
нормативными актами Вологодской области.
     Для   повышения    эффективности    управления    государственной
собственностью    Вологодской    области    необходимо   предусмотреть
организацию  подготовки,  переподготовки  и   повышения   квалификации
представителей   Вологодской   области   и   представителей  интересов
Вологодской области в хозяйственных обществах.

        3.4. Формирование привлекательного инвестиционного климата    

     Основной  задачей  областной  инвестиционной  политики   является
обеспечение   экономического  развития  области  за  счет  привлечения
инвестиций в эффективные и  конкурентоспособные  производства  и  виды
деятельности  важнейших отраслей промышленности. Для выполнения данной
задачи   Правительство   Вологодской   области   в   соответствии    с
законодательством  Российской  Федерации и области определяет основные
направления:
     - создание благоприятного инвестиционного имиджа области, а также
развитие  инвестиционной  инфраструктуры, необходимой для обслуживания
инвестиционной деятельности;
     - мобилизация бюджетных инвестиционных ресурсов и обеспечение  их
эффективного  использования  для  реализации  областных инвестиционных
проектов  и  программ,  обеспечение  участия  области  в   федеральных
отраслевых целевых программах;
     - мониторинг инвестиционной деятельности, в том  числе  проектных
разработок  и  проектного  финансирования, систематизация информации о
соискателях инвестиций и потенциальных  инвесторах,  включая  оказание
поддержки  по разработке инвестиционных проектов согласно стандартам и
требованиям, предъявляемым международными инвестиционными институтами.
     Для реализации направлений предусматривается  принятие  следующих
мер:
     -  распространение  информации   о   конкурентных   преимуществах
области,    инвестиционных    проектах    и   предложениях,   объектах
инвестиционной инфраструктуры в специализированных средствах  массовой
информации,  а также в рамках постоянно действующих специализированных
выставок "Российский лес" и "Российский лен";
     - развитие инвестиционной инфраструктуры, в  том  числе  развитие
современной  инфраструктуры  фондового  рынка, оказание методической и
консультационной помощи при привлечении банков, страховых, аудиторских
и  лизинговых компаний к деятельности по оказанию услуг организациям в
подготовке и реализации инвестиционных проектов;
     -  предоставление  Правительством  области   бюджетных   кредитов
юридическим  лицам  для  реализации  социально  значимых  проектов  на
условиях срочности,  возмездности  и  возвратности  с  предоставлением
заемщиком обеспечения в виде залога имущества, банковской гарантии или
поручительства при отсутствии просроченной задолженности  в  областной
бюджет по ранее выданным бюджетным кредитам;
     - предоставление инвестиционных налоговых кредитов в соответствии
с действующим законодательством;
     - предоставление гарантий Правительства  Вологодской  области  по
наиболее  важным  инвестиционным проектам развития экономики области в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
     - реализация  мероприятий,  предусмотренных  областными  целевыми
программами;
     -  формирование  базы  инвестиционных  проектов   путем   издания
Каталога   инвестиционных   проектов   Вологодской  области,  а  также
информирование  потенциальных  инвесторов  о  перспективных   объектах
инвестиций;
     - расширение форм сотрудничества с  зарубежными  организациями  в
области инвестиционной деятельности.

                          3.5. Налоговая политика                     

     Целью проводимой  налоговой  политики  Правительства  Вологодской
области является обеспечение роста собственных доходов бюджета области
на основе создания благоприятных  условий  для  развития  региональной
экономики.
     Для достижения этой цели необходимо решить такие задачи, как:
     - преодоление  или  снижение  усугубляющего  воздействия  фактора
косвенных  налогов  на экономическую деятельность налогоплательщиков в
условиях недостатка собственных оборотных средств;
     - развитие альтернативной поддержки организаций в форме налоговых
кредитов   для   обеспечения   сокращения   числа  налоговых  льгот  и
сохранения благоприятных условий осуществления  предпринимательской  и
инвестиционной деятельности;
     -  поддержка   реального   сектора   экономики   для   увеличения
поступления налогов. При этом меры поддержки не должны носить характер
государственного вмешательства в экономику.
     Правительством области планируется дальнейшая поддержка  развития
малого  предпринимательства,  формирование  его  как  неотъемлемого  и
высокоэффективного звена  реформируемой  экономики.  Предполагается  в
рамках  действующего  законодательства  совершенствование  нормативной
правовой  базы  в  отношении  малого  предпринимательства,  реализации
основных мероприятий поддержки и развития малого предпринимательства.
     Правительство области предпринимает меры по продвижению продукции
организаций  области посредством привлечения их к участию в российских
и региональных выставках и ярмарках.
     Планируется   предпринять   активные   действия    в    отношении
организаций,  находящихся  в  тяжелом  финансовом  положении и имеющих
значительную задолженность по налоговым платежам. В  этом  направлении
планируется дать организациям возможность реструктуризировать недоимку
по налогам в соответствии с  действующим  законодательством,  а  также
оказать  методическую  помощь  проблемным  организациям  в  проведении
реструктуризации бизнес-процессов и разработке антикризисных программ.
     В целях повышения  инвестиционной  привлекательности  Вологодской
области  Правительство  области принимает меры, допустимые федеральным
законодательством,  по  обеспечению  гарантий  сохранения  действующих
условий налогообложения для инвесторов.

                          3.6. Научно-техническая                     
                 и инновационная политика в промышленности            

     Государственная научно-техническая  и  инновационная  политика  в
промышленности   должна  быть  направлена  на  создание  благоприятных
условий  для  интеграции  науки,  техники,  производства  в  интересах
развития  промышленности  Вологодской  области, стимулирование научных
разработок в рамках функционирования  системы  "маркетинг  -  НИОКР  -
производство",  предопределяющей выпуск конкурентоспособной продукции;
разработку   и   реализацию   научных   нововведений,   обеспечивающих
достижение поставленных целей с максимально полезными результатами для
промышленного развития области.
     Инновационная и научно-техническая политика  Вологодской  области
будет реализована по следующим направлениям:
     -    создание     благоприятного     инвестиционного     климата,
способствующего   привлечению  средств  из  различных  источников  для
финансирования  инновационной  и  научно-технической  деятельности   в
области;
     - содействие сохранению  и  развитию  научного  и  инновационного
потенциала области;
     - тщательный отбор приоритетных направлений  научно-технического,
технологического, инновационного развития;
     - усиление роли базовых нововведений, связанных  со  структурными
крупномасштабными   изменениями   промышленной   системы,   способными
повысить конкурентоспособность экономики области, обеспечить переход к
новому технологическому укладу;
     - интеграция научных и производственных организаций в направлении
обеспечения    качества,    надежности    продукции   в   области   ее
стандартизации и сертификации;
     -  выполнение   закона   области   "Об   осуществлении   научной,
научно-технической   и   инновационной   деятельности   на  территории
Вологодской   области",   включающего   механизмы   стимулирования   в
инновационной сфере;
     -   информационная   поддержка   научно-технического   потенциала
области.
     Для  реализации  этих  направлений  необходимо  решить  следующие
задачи:
     - рассмотреть возможность создания  инновационной  инфраструктуры
(инновационные  центры,  технопарки,  другие  коммерческие структуры в
области инновационного бизнеса);
     -  изучить  возможности  научных  организаций,  университетов   и
институтов,   проектных   и   проектно-технологических  организаций  в
реализации    научно-технического    и     инновационного     развития
промышленности;
     -  рассмотреть  предложения  для  формирования   государственного
заказа   на  научные  и  проектные  разработки  с  различными  сроками
исполнения;
     - определить  приоритетные  направления  научных  исследований  и
конструкторских разработок;
     - разработать систему  мер  по  поддержке  научных  исследований,
повышению  престижности  научного  труда,  закрепления научных кадров,
привлечению молодежи в научно-техническую сферу;
     - возродить систему научно-технической информации и создать  базу
данных  технологий,  инновационных  проектов,  каталогов  разработок и
т.п.;
     -  повысить  престижность  научного  труда,  закрепления  научных
кадров, привлечения молодежи в научно-техническую сферу;
     -  обеспечить  развитие  изобретательства  и  рационализаторства,
поддержать патентоведение и коммерческую реализацию патентов.

              3.7. Повышение конкурентоспособности продукции          

     Повышение     конкурентоспособности      продукции      областных
товаропроизводителей   предполагается   путем  формирования  следующих
направлений:
     - повышение качества продукции;
     - продвижение товаров на рынок;
     - эффективное ценообразование.
     В целях повышения качества продукции будут предприняты  следующие
меры:
     -    стимулирование    развития     отраслей     перерабатывающей
промышленности и их первоочередная инвестиционная поддержка;
     -  конкурсное  размещение  государственных  заказов  на  поставку
продукции;
     - стимулирование производства  высококачественных  товаров  путем
эффективной  реализации  мер  государственной  поддержки  промышленных
организаций;
     - ориентация на мировые стандарты качества ISO 9001 - 2000.
     Продвижение товаров на рынок  призвано  содействовать  расширению
спроса  на  промышленную  продукцию  областных товаропроизводителей на
внутреннем и внешнем рынках, что предусматривает:
     - развитие рыночной  инфраструктуры,  обеспечивающей  эффективное
продвижение  товаров  от  производителей  к  потребителям,  мониторинг
товарных рынков и свободный доступ к информации всех участников рынка;
     - повышение  престижа  продукции  путем  организации  выставок  и
ярмарок,  участия  организаций Вологодской области в межрегиональных и
международных выставках и ярмарках;
     -     совершенствование     системы      поощрения      областных
товаропроизводителей  путем  присвоения  почетных  дипломов  и  наград
Вологодской области отдельным видам высококачественной продукции.

              3.8. Развитие внешнеэкономической деятельности          

     Главной   целью   промышленной   политики   в   сфере    развития
внешнеэкономической  деятельности  является  государственная поддержка
производства конкурентоспособной  продукции  и  продвижение  областных
товаров на рынки других регионов России и зарубежные рынки.
     Реализация    задач    промышленной    политики     в     области
внешнеэкономической деятельности Вологодской области выражается в:
     - формировании нормативной правовой базы;
     - эффективном проведении экспортно-импортной политики;
     -  развитии  торгово-экономического  сотрудничества   с   другими
регионами России и субъектами зарубежных стран.
     В  целях  формирования  нормативной  правовой   базы   необходимо
инициировать  разработку законодательных актов на уровне Правительства
Российской Федерации:
     - о проведении гибкой налоговой и таможенно-тарифной  политики  в
зависимости от конъюнктуры мирового рынка;
     - о создании благоприятных условий для привлечения  инвестиций  в
производственную сферу.
     Основными направлениями экспортно-импортной политики  Вологодской
области являются:
     - поддержка развития  перерабатывающих  отраслей  промышленности,
расширяющих  экспортные поставки, ассортимент экспортируемой продукции
и совершенствования ее качества до уровня мировых стандартов;
     - создание системы поддержки экспортных операций,  способствующей
уменьшению   количества   посредников   при  осуществлении  экспортных
поставок продукции;
     -  построение  структуры  импорта,  ориентированной,   в   первую
очередь, на ввоз современных технологий и оборудования для переработки
промышленного и сельскохозяйственного  сырья,  производства  продукции
пищевой, лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также товаров
необходимого импорта;
     - стимулирование развития импортозамещающих производств.
     Для  повышения  эффективности  и  масштабов   экспортно-импортной
деятельности     на     основе    расширения    торгово-экономического
сотрудничества необходимо:
     - активное  участие  в  отечественных  и  международных  форумах,
выставках, ярмарках, проведении рекламных кампаний;
     -  заключение  новых  и  реализация  существующих  договоров   по
сотрудничеству  Вологодской  области  с  регионами России и субъектами
зарубежных государств;
     - развитие различных форм кооперации организаций промышленности с
зарубежными и российскими партнерами.

                 3.9. Совершенствование трудовых отношений            

     Главная   задача   совершенствования   трудовых    отношений    -
восстановление  взаимосвязи  уровня  и  динамики  доходов,  получаемых
работниками    промышленных    организаций,    с    результатами    их
финансово-хозяйственной деятельности.
     Формирование  системы  оплаты   труда   работников   промышленных
организаций   должно   строиться  на  основе  экономического  анализа,
детального  хозяйственного  расчета  и  реальной   оценки   финансовых
возможностей  организации.  Увеличение  заработной  платы  должно быть
обусловлено    ростом    объемов     производства     и     улучшением
финансово-экономических показателей.
     Необходимо принять меры  по  усилению  зависимости  оплаты  труда
руководителей    промышленных    организаций    от    результатов   их
финансово-хозяйственной деятельности и уровня оплаты труда  работников
этих  организаций;  рекомендовать  устанавливать для государственных и
муниципальных  промышленных  предприятий,  для  организаций  с   долей
государственной  собственности, организациям других форм собственности
предельно допустимые соотношения размеров оплаты труда руководителей и
остальных работников.
     Значительная  роль  в  успешной  реализации  основных   положений
Концепции  промышленной политики будет отведена совершенствованию всех
форм  социального  партнерства.  Урегулирование  вопросов   заработной
платы,   условий   труда,   социальной   защиты   работников  отраслей
промышленности   в   процессе   проведения   переговоров   объединений
работодателей,   профсоюзных   организаций  и  представителей  органов
исполнительной государственной власти Вологодской области,  достижение
взаимоприемлемых  договоренностей являются серьезным фактором снижения
социальной напряженности  в  коллективах  промышленных  организаций  и
источником роста эффективности их деятельности.

                          3.10. Кадровая политика                     

     Сложившаяся  профессионально-квалификационная   структура   рынка
рабочей  силы  маловосприимчива  к  изменяющимся  отношениям  в  сфере
производства,  что  в  значительной  степени  сдерживает   возможности
реализации   программ  структурной  перестройки  экономики,  повышения
качества и  конкурентоспособности  продукции  организаций  Вологодской
области.
     Основной  задачей  кадровой  политики  Правительства  Вологодской
области  является подготовка квалифицированных кадров всех уровней для
отраслей  промышленности,  способных  работать  в  условиях   рыночной
экономики.
     Для решения поставленной задачи необходимо:
     -    осуществление    деятельности    согласно    государственным
профессиональным     стандартам,     соответствующим     международным
требованиям, на основе системы сертификации и аттестации персонала;
     - формирование и обеспечение системы государственного  заказа  на
подготовку  и  переподготовку  кадров для приоритетных и инновационных
сфер деятельности, в том числе и для малого предпринимательства;
     -  обеспечение  качества  образовательных  услуг  через  механизм
лицензирования    и    аккредитации    образовательных    организаций,
сертификации  и   аттестации   преподавателей,   издание   учебных   и
методических  пособий, современных педагогических технологий, создание
сети методических и информационных центров.
     Реализация  основных  направлений  развития  системы  подготовки,
переподготовки  и  повышения квалификации кадров в Вологодской области
будет направлена на  формирование  многоуровневой  системы  подготовки
кадров,  построенной  на  основе  образовательных модулей непрерывного
профессионального образования.

        4. Экономические и финансовые основы промышленной политики    

     Экономическими и финансовыми  основами  промышленной  политики  в
Вологодской области являются:
     -  мероприятия  по  развитию  отраслей  промышленности  и  малого
предпринимательства;
     -   экономические   и   правовые   институты,    регламентирующие
деятельность организаций;
     - государственные и  частные  инвестиции,  внутренние  финансовые
источники  организаций,  ресурсы  финансово-кредитной сферы, страховых
организаций и инвестиционных институтов;
     -    современные    технологии,     инновационные     разработки,
реформирование и реструктуризация организаций.
     Для укрепления  экономических  и  финансовых  основ  промышленной
политики Вологодской области необходимо:
     -  обеспечить  значительный  приток  высокоэффективных   вложений
частных  инвесторов и, прежде всего, крупного корпоративного капитала,
способствующих  высокой  отдаче  от  инвестируемого  капитала,   росту
реальных доходов и накоплений у организаций;
     -   повысить   конкурентоспособность   продукции,    сформировать
благоприятную      конкурентную      среду      для      отечественных
товаропроизводителей на внутреннем рынке, при этом кредитная  политика
должна   быть   направлена  на  создание  условий  для  переориентации
финансовых ресурсов из  финансового  сектора  в  промышленность  и  на
увеличение объема реального кредитования производства;
     - способствовать обеспечению  объемов  государственных  кредитных
ресурсов,   направляемых   на   реализацию  промышленной  политики,  в
структуре государственных инвестиций  в  размере  не  менее  30  -  40
процентов от общего объема инвестиций;
     - продолжить практику формирования финансового баланса области  с
расчетом   ожидаемой   прибыли  и  амортизации  в  целях  формирования
источников развития промышленности и их эффективного использования;
     -   способствовать   использованию   амортизационных   отчислений
организаций на цели, связанные с обновлением основных производственных
фондов;
     - продолжить работу по вовлечению в  хозяйственный  оборот  земли
через выкуп ее организациями;
     - совершенствовать работу по взысканию задолженностей в областной
бюджет    через   развитие   механизма   капитализации   задолженности
организаций и организацию площадок по продаже долгов;
     -   содействовать   развитию   коммерческого    кредитования    и
факторинговых   операций   в   целях   снижения   задолженности  между
промышленными организациями, бюджетами всех уровней и государственными
внебюджетными фондами;
     -   осуществлять   индивидуальную   работу   с   каждым   крупным
налогоплательщиком   в  целях  обеспечения  полного  и  своевременного
поступления налоговых платежей и сборов в бюджеты всех уровней;
     - при формировании областного бюджета на очередной финансовый год
рассматривать  возможность  снижения  ставки  процентов  по  бюджетным
кредитам, используемым для развития производства.
     Важнейшей задачей  в  Вологодской  области  по  реализации  основ
промышленной  политики является стимулирование внутреннего спроса, для
чего необходимо осуществление следующих мер:
     - совершенствование системы госзаказов,  погашение  задолженности
по   заработной   плате,   увеличение   заработной   платы  и  пенсий,
стимулирование  жилищного  строительства   и   развития   транспортной
инфраструктуры;
     - создание условий для  привлечения  промышленными  организациями
целевого финансирования для собственного развития;
     -  создание  единой  информационной   системы   по   всем   видам
выпускаемой   в   Вологодской   области  продукции  и  ценам  на  нее,
внутреннему и внешнему спросу и прогнозам их изменения.
     Основные  направления  промышленной  политики   реализуются   при
участии Правительства Вологодской области, выраженном в подготовке мер
по  государственной  поддержке  организаций  и  использованию  методов
государственного регулирования экономики.

                  5. Государственное регулирование и меры             
                 государственной поддержки промышленности             

        5.1. Методы государственного регулирования в промышленности   

     Промышленная политика Вологодской области реализуется  с  помощью
следующих методов государственного регулирования:
     -   проведение   взвешенной   внешнеэкономической   политики    с
использованием  методов  стимулирования  импортно-экспортных операций,
формирования инфраструктуры  внешней  торговли  и  разработка  системы
поддержки и защиты отечественного товаропроизводителя;
     - принятие и исполнение  отраслевых  и  региональных  программ  с
четким   определением   источников  финансирования  и  результатов  их
реализации;
     - прогнозирование и  планирование  промышленного  производства  с
разработкой товарных, финансовых балансов и потребностей в ресурсах, в
том числе трудовых;
     -   совершенствование   системы   управления,   предусматривающей
разработку    законодательного    механизма   разграничения   прав   и
обязанностей   собственников   и   управляющих,    создание    системы
государственного    контроля   за   деятельностью   управляющих   (для
предприятий государственной и смешанной формы собственности), создание
системы непрерывного обучения и переподготовки управленческих кадров;
     -  развитие  и  всесторонняя  поддержка  института  антикризисных
управляющих,   изучение   и   распространение   опыта   антикризисного
управления;
     -  управление  находящимися  в  областной  собственности  акциями
открытых  акционерных  обществ  с долей участия государства в уставном
капитале;
     - государственное регулирование цен и тарифов  в  соответствии  с
действующим законодательством Российской Федерации;
     - развитие добросовестной конкуренции  с  использованием  методов
антимонопольного      регулирования,      исполнение     установленных
законодательством ограничений по приобретению крупных пакетов акций  и
слиянию хозяйственных обществ;
     -  поддержка  предпринимательства  через   формирование   системы
лизинга,  консалтинговых  услуг, внедрение новых финансово-кредитных и
инвестиционных     механизмов,     разработка     и      осуществление
специализированных программ помощи для малого бизнеса.
     Указанные методы будут применяться гибко и  дифференцированно,  с
учетом возможностей государства, специфики отраслей, а также изменений
рыночной конъюнктуры.

                    5.2. Меры государственной поддержки               

     Государственная поддержка промышленности осуществляется  органами
государственной   власти   Вологодской   области   в   соответствии  с
определенными  Концепцией   промышленной   политики   приоритетами   и
условиями.
     Прямые меры государственной поддержки промышленности:
     - предоставление налоговых льгот организациям  в  соответствии  с
законами Вологодской области;
     - проведение реструктуризации задолженности в областной бюджет  в
соответствии с законодательством;
     - предоставление в аренду государственного имущества  Вологодской
области на льготных условиях;
     -  предоставление  Правительством  области   бюджетных   кредитов
юридическим  лицам  для  реализации  социально  значимых  проектов  на
условиях срочности,  возмездности  и  возвратности  с  предоставлением
заемщиком обеспечения в виде залога имущества, банковской гарантии или
поручительства при отсутствии просроченной задолженности  в  областной
бюджет по ранее выданным бюджетным кредитам;
     - размещение на  конкурсной  основе  государственных  заказов  на
поставку продукции для государственных нужд;
     - предоставление  на  конкурсной  основе  гарантий  Правительства
Вологодской  области  инвесторам  наиболее  важных  проектов  развития
экономики  области  в  соответствии  с  законодательством   Российской
Федерации и области;
     - финансирование  программ  развития  промышленности  на  долевых
началах с другими участниками.
     Косвенные меры поддержки промышленности:
     - проведение протекционистской  политики  в  рамках  действующего
законодательства  в федеральных органах государственной власти с целью
получения для организаций Вологодской области контрактов  на  поставку
продукции   для   федеральных   и  областных  нужд,  централизованного
государственного финансирования и инвестиций, в  том  числе  в  рамках
федеральных   целевых   программ;  реструктуризации  задолженностей  в
бюджеты и государственные внебюджетные фонды,  гарантий  Правительства
Российской Федерации для инвесторов;
     - содействие организациям Вологодской области в расширении рынков
сбыта  продукции  через развитие связей с другими регионами Российской
Федерации и государствами;
     - содействие развитию сети инфраструктуры услуг  для  организаций
промышленности   по  маркетингу,  консалтингу,  лизингу,  сертификации
продукции и производства, штрихкодированию, обучению кадров и др.;
     -   содействие   промышленным   организациям   при   передаче   в
муниципальную  собственность  жилого  фонда  и  ведомственных объектов
соцкультбыта;
     - содействие развитию экономически обоснованных и  технологически
обусловленных производственных связей между организациями.
     В целях обеспечения поддержки малого бизнеса в  реальном  секторе
производства по региональным налогам будут применяться следующие меры:
     - совершенствование нормативной правовой базы  налогообложения  и
деятельности малых предприятий;
     - совершенствование системы финансирования и кредитования  малого
бизнеса, в том числе через систему микрокредитования;
     - развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
     Государственная поддержка  будет  оказываться  в  соответствии  с
законодательством   хозяйствующим   субъектам,   принимающим  на  себя
обязательства  по  разработке  и  выполнению  планов   стратегического
развития    организаций,    содержащих    обязательства   по   объемам
производства,     занятости,     энергопотреблению,      использованию
производственных  мощностей,  соблюдению прав акционеров, и выполнению
условий  соглашений  с  органами  государственной  власти  Вологодской
области.
     Изложенные   методы   государственного   регулирования   и   меры
государственной поддержки экономики Вологодской области служат основой
механизма  реализации  промышленной  политики,  включающего   основные
этапы,  последовательность,  инструменты и методы реализации Концепции
промышленной политики.

                    6. Реализация промышленной политики               

     Промышленная политика Вологодской области  будет  ориентироваться
на  планомерную  поддержку  и  усиление  реального  сектора экономики.
Органам  государственной   власти   Вологодской   области   необходимо
обоснованно  определить  экономические  потребности  и  увязать  их  с
имеющимися ресурсами. Особое внимание следует  уделить  восстановлению
управляемости      экономическими      процессами,      перейти      к
программно-целевому, индикативному, ориентирующему  и  корректирующему
планированию.
     Реализация промышленной политики  в  Вологодской  области  должна
осуществляться в два этапа.
     Основная задача первого этапа -  2003  -  2004  годы  -  создание
финансовых  и  организационно-правовых  предпосылок  для осуществления
технологического  прорыва  в   потенциально   конкурентоспособных   на
внутреннем  и  мировом  рынках  отраслях  и  производствах,  ускорение
преодоления  технического  отставания  в  отраслях  и   производствах,
выпускающих    пользующуюся   спросом   продукцию,   но   недостаточно
эффективных.
     На  этом  этапе  основные  ресурсы,  направляемые   на   развитие
промышленности,   необходимо   сосредоточить   на   финансировании   и
поддержке:
     -  быстроокупаемых  проектов  ("точек   роста"),   приоритетность
которых определяется степенью эффективности и надежности проекта;
     -    отраслей    и    производств,    обладающих    потенциальной
конкурентоспособностью на мировом рынке.
     В результате реализации данного этапа и  создания  благоприятного
инвестиционного  климата  в  области  промышленные  организации смогут
активнее вкладывать  свои  ресурсы  в  основной  капитал,  обеспечивая
модернизацию,   реконструкцию   и  расширение  производства  на  новой
технической основе. При этом  будут  приниматься  меры  по  устранению
диспропорций  в  научно-технической,  инновационной  и  инвестиционной
политике.
     На основе достигнутых результатов в реальном секторе экономики на
втором  этапе (2005 - 2010 годы) основной задачей является обеспечение
последовательного  развития  и  роста  объемов  производства   ведущих
отраслей промышленности.
     Используя сложившуюся благоприятную  ситуацию  на  мировом  рынке
сырьевых  ресурсов,  осуществлять  в  соответствии с законодательством
области бюджетное распределение средств на инвестиционную поддержку  и
техническое   оснащение   перерабатывающих   отраслей  промышленности,
развитие машиностроения  и  легкой  промышленности.  Перераспределение
бюджетных  средств  позволит  компенсировать  структурные  перекосы  в
развитии промышленности и смягчить зависимость развития промышленности
Вологодской области от колебаний мировых цен на сырьевые ресурсы.
     Все   отрасли   промышленности    Вологодской    области    можно
сгруппировать    в    зависимости    от   уровня   развития,   степени
конкурентоспособности  на  внешнем  и  внутреннем  рынках   и   других
характеристик:
     - экспортоспособные отрасли промышленности;
     - отрасли, обладающие большим  научно-техническим  потенциалом  и
способные  в  относительно  короткие сроки создать конкурентоспособные
изделия для мирового и внутреннего рынка;
     -    отрасли,    характеризующиеся    значительным    техническим
отставанием,  не способные в короткие сроки выйти на внешние рынки, но
за которыми нужно сохранить значительную долю внутреннего рынка.
     Для первой группы отраслей имеются реальные возможности  развития
на  собственной  финансовой  базе. Задача состоит в том, чтобы создать
условия для их укрепления за счет привлечения сторонних инвестиций.
     Основные методы промышленной политики для второй группы  отраслей
- государственные инвестиции, закупки и субсидии, кредиты, иностранные
инвестиции на взаимоприемлемых условиях. Важное значение  будут  иметь
поддержка    и    гарантии    Правительства    Вологодской    области,
государственная поддержка при организации сбыта продукции  на  внешних
рынках  и  создание  условий для формирования внутреннего спроса на их
продукцию.
     К производствам  и  отраслям  третьей  группы  (машиностроение  и
легкая  промышленность)  должны  быть  применены меры, направленные, в
первую очередь, на стимулирование внутреннего и внешнего спроса на  их
продукцию.  Эта  группа  отраслей  производит потребительские товары и
продукцию   производственно-технического   назначения,   что   требует
различных  методов  поддержки  внутреннего  спроса. С целью увеличения
спроса на потребительские товары в области возможны следующие меры:
     - кредитование населения в  соответствии  с  законодательством  с
целью   покупки  жилья  и  товаров  длительного  пользования  местного
производства;
     - содействие организациям  в  формировании  собственной  сбытовой
сети;
     -  осуществление  деятельности,  связанной  с   лизингом   машин,
механизмов и оборудования.
     В результате реализации Концепции промышленной  политики  в  этих
отраслях   должны   быть   созданы  особо  благоприятные  условия  для
привлечения иностранных инвестиций, прежде всего тех, которые приносят
с собой новые технологии и опыт управления.
     В  целях  централизации  средств  и  сосредоточения   усилий   на
приоритетных   для  области  отраслях  промышленности,  обеспечивающих
наибольшие  поступления  в  областной  бюджет  Вологодской  области  и
способствующих  таким  образом  решению  социальных задач, в Концепции
промышленной политики определены  основные  отрасли  промышленности  и
показатели их развития на среднесрочную перспективу.

           7. Законодательное обеспечение промышленной политики       

     Для полной реализации основных направлений промышленной  политики
Вологодской  области потребуется трансформация действующей в настоящее
время нормативной правовой базы: внесение изменений уже в существующие
законы,  а также разработка новых законодательных и других нормативных
правовых актов.
     В качестве законодательной инициативы  необходимо  разработать  и
внести в установленном законодательством порядке:
     -  законопроект,  устанавливающий  особый  режим  налогообложения
организаций,   находящихся   в   северных  регионах,  разработанный  в
соответствии с требованиями статьи 18  Налогового  кодекса  Российской
Федерации;
     - законопроект о  снижении  налога  на  прибыль,  зачисляемого  в
федеральный  бюджет, в течение всего срока окупаемости инвестиционного
проекта;
     - законопроект  об  освобождении  от  уплаты  ввозных  таможенных
пошлин    и   налога   на   добавленную   стоимость   технологического
оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, аналоги  которых
не  производятся  в  Российской  Федерации  и  ввозятся  на таможенную
территорию  Российской  Федерации  в  целях  создания  новых  и  (или)
модернизации, реконструкции и расширения действующих производств.


Информация по документу
Читайте также