Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 19.10.2004 № 609

                                                                                  
           ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
                                                                                 
                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                                                                                 
    От 19.10.2004 N 609                                                          
    г.Вологда                                                                    
                                                                                 
    Об обращении депутатов Законодательного                                      
    Собрания Вологодской области "К Президенту                                   
    Российской Федерации В.В.Путину,                                             
    Председателю Правительства Российской                                        
    Федерации М.Е.Фрадкову, Государственной                                      
    Думе Федерального Собрания Российской                                        
    Федерации, Председателю Конституционного                                     
    Суда Российской Федерации В.Д.Зорькину,                                      
    Председателю Высшего Арбитражного Суда                                       
    Российской Федерации В.Ф.Яковлеву по                                         
    вопросам налогообложения, возникшим в                                        
    связи с вынесением Конституционным Судом                                     
    Российской Федерации определения от 8 апреля                                 
    2004 года N 169-О"                                                           
                                                                                 
                                                                                 
    Законодательное Собрание области ПОСТАНОВЛЯЕТ:                               
                                                                                 
    1.   Принять   обращение  депутатов  Законодательного  Собрания
Вологодской  области "К Президенту Российской Федерации В.В.Путину,
Председателю   Правительства   Российской  Федерации  М.Е.Фрадкову,
Государственной  Думе  Федерального  Собрания Российской Федерации,
Председателю    Конституционного    Суда    Российской    Федерации
В.Д.Зорькину,  Председателю  Высшего  Арбитражного  Суда Российской
Федерации  В.Ф.Яковлеву  по  вопросам  налогообложения, возникшим в
связи  с  вынесением  Конституционным  Судом  Российской  Федерации
определения от 8 апреля 2004 года N 169-О".
    2.  Обратиться  к  законодательным  (представительным)  органам
государственной  власти  субъектов  Российской Федерации с просьбой
поддержать данное Обращение.
    3.  Направить  настоящее  постановление  и  указанное Обращение
Президенту    Российской    Федерации    В.В.Путину,   Председателю
Правительства  Российской Федерации М.Е.Фрадкову, в Государственную
Думу   Федерального  Собрания  Российской  Федерации,  Председателю
Конституционного    Суда    Российской    Федерации   В.Д.Зорькину,
Председателю   Высшего   Арбитражного   Суда  Российской  Федерации
В.Ф.Яковлеву.
    4.  Опубликовать  текст указанного Обращения в областной газете
"Красный Север".
                                                                                 
                                                                                 
    Заместитель председателя                                                     
    Законодательного Собрания                                                    
    области          В.В.Буланов       
                                                   
                                                                                 
           ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
               160035, г.Вологда, ул. Пушкинская, 25

                             ОБРАЩЕНИЕ
    депутатов Законодательного Собрания Вологодской области "К
     Президенту Российской Федерации В.В.Путину, Председателю
 Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкову, Государственной
   Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Председателю
     Конституционного Суда Российской Федерации В.Д.Зорькину,
    Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
   В.Ф.Яковлеву по вопросам налогообложения, возникшим в связи с
 вынесением Конституционным Судом Российской Федерации определения
                  от 8 апреля 2004 года № 169-О"
                                                                             
                                                                             
    Депутаты  Законодательного  Собрания Вологодской области крайне
обеспокоены  ситуацией,  сложившейся  в  стране  и,  в частности, в
Вологодской     области     после     обнародования     определения
Конституционного  Суда Российской Федерации от 8 апреля 2004 года №
169-О.
    Данное  определение  Конституционного Суда Российской Федерации
полностью  меняет  порядок  применения  вычетов  по НДС. Теперь для
получения вычета входного НДС надо доказать, что деньги, уплаченные
поставщику,  получены  по  полностью  оплаченной возмездной сделке.
Конституционный  Суд  Российской Федерации разъяснил пункт 2 статьи
171  Налогового  кодекса  Российской Федерации в той его части, где
говорится  о  суммах НДС, уплаченных налогоплательщиком поставщику,
установив  новое  понятие  "реально  понесенные  затраты". Вопрос о
толковании  понятия  "фактически  уплаченные  суммы налога" уже был
предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации и
получил   отражение   в   постановлении  Конституционного  Суда  от
20.02.2001  № 3-П, в котором под фактически уплаченными поставщикам
суммами      налога      подразумеваются     реально     понесенные
налогоплательщиком  затраты  (в  форме отчуждения части имущества в
пользу поставщика) на оплату начисленных поставщиком сумм налога.
    В  частности,  такое  разъяснение  позволяло  арбитражным судам
вставать  на  сторону  налогоплательщиков  при  разрешении споров о
возможности  принятия  к  вычету  сумм  НДС  по  товарам  (работам,
услугам),  оплаченным  заемными средствами (например, постановления
федеральных  арбитражных  судов Северо-Западного округа от 21.06.03
по  делу  №  А56-37619/02,  от  15.05.02  по  делу № А56-37083/01 и
Дальневосточного округа от 19.12.02 по делу № ФОЗ-А51/02-2/2540).
    С  аргументацией  арбитражных  судов нельзя не согласиться, так
как  имущество  (в том числе деньги), полученное по договору займа,
поступает  в  собственность  налогоплательщика (ст.807 Гражданского
кодекса Российской Федерации). Поэтому передача (перечисление) этих
средств   поставщику  в  оплату  товаров  (работ,  услуг)  является
отчуждением  имущества  налогоплательщика  в  пользу поставщика. То
есть налицо реальные затраты, понесенные налогоплательщиком. Самого
понятия "реальные затраты" в Налоговом кодексе Российской Федерации
нет, и там не указано, за счет каких источников производится оплата
поставщикам сумм налога на добавленную стоимость.
    В  определении  Конституционого Суда № 169-О прямо указано, что
по таким поставкам принять НДС к вычету можно только после возврата
суммы  займа. Только в этом случае передача имущества в счет оплаты
НДС  начинает отвечать признаку, позволяющему принимать начисленные
суммы налога к вычету как реальные затраты. Вычет НДС по поставкам,
оплаченным  за  счет  заемных  средств, можно получить только после
того,  как  заем полностью погашен. Таким образом, увеличится и без
того большой временной разрыв между уплатой и вычетом НДС.
    Следовательно,    нарушен    один    из    основных   принципов
налогообложения   -  принцип  равного  налогового  бремени.  Теперь
налогоплательщик,  получивший  заем,  уплатит  больше  налогов, чем
налогоплательщик,   который  заем  не  получал,  даже  если  размер
созданной ими добавленной стоимости будет одинаков.
    Нереальной  оказалась  оплата  НДС  не только за счет кредитных
средств, но и за счет средств и имущества, полученных безвозмездно,
в  том  числе  и  в виде вкладов в уставный фонд. На практике такой
подход  означает,  что  про  вычет  входного НДС можно забыть, если
товары (работы, услуги) оплачены средствами, полученными в качестве
бюджетного  финансирования.  Не  будет  вычета и в случае расчета с
поставщиком  деньгами,  полученными  от материнской (или, наоборот,
дочерней)  компании.  Соответственно, для лиц, рассчитавшихся таким
способом,  НДС  превращается  в  налог с выручки. Хотя при принятии
Налогового  кодекса  Российской Федерации не имел никакого значения
ни  источник, ни характер появления имущества или денежных средств,
находящихся в собственности у налогоплательщика.
    Следует    отметить,    что    в    вышеуказанном   определении
Конституционный  Суд  Российской Федерации установил дополнительные
условия   для   вычета  НДС  (создал  новую  норму),  что  является
исключительной прерогативой законодателя.
    Учитывая, что предприятия не ждали подобных изменений и активно
привлекали  "заемные  денежные  средства"  для  своего развития, то
сейчас    они    поставлены    в    положение    "недобросовестных"
налогоплательщиков,  которым  грозит  начисление  значительных сумм
пени  и  штрафов.  Кроме  того,  у налоговой инспекции стало больше
поводов отказывать в вычете входного НДС.
    Все  это  может  привести  к  резкому росту цен в отраслях, где
широко  используется  заемный  капитал,  например, в строительстве.
Кроме того, деревообрабатывающие предприятия также получали кредиты
для   создания   сезонных   запасов.   Отказ   юридических  лиц  от
кредитования  может  привести  к  банковскому  кризису, что нанесет
серьезный  удар  по  бизнесу.  Удвоить  ВВП  в такой ситуации будет
крайне  затруднительно,  а  вот  загнать  производство  в  тень или
вызвать  взлет  цен  - вполне возможно. Поэтому считаем необходимым
безотлагательно  разработать  и  принять соответствующие поправки к
статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации, направленные на
совершенствование практического механизма взимания НДС.
    В  связи  с вышеизложенным и в целях соблюдения конституционных
прав  и свобод граждан и их объединений, а также поддержания режима
законности  в  сфере  экономических  отношений  обращаемся  к вам с
просьбой    принять    незамедлительные    меры    по    исключению
двусмысленности  налогового регулирования при применении вычетов по
НДС.


Информация по документу
Читайте также