Расширенный поиск
Постановление Правительства Вологодской области от 10.11.2004 № 1042ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ От 10 ноября 2004 г. N 1042 О КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2010 ГОДЫ В целях повышения эффективности экономики области на основе использования инновационных технологий и разработок, определения стратегических ориентиров развития отраслей народнохозяйственного комплекса и разработки мер по их поддержке Правительство области постановляет: 1. Утвердить Концепцию инновационной деятельности хозяйственного комплекса Вологодской области на 2005 - 2010 годы (далее - концепция) (прилагается). 2. Определить департамент промышленности, предпринимательства и лесного комплекса Правительства области (В.В. Грачев) координатором по реализации концепции. Губернатор области В.Е.ПОЗГАЛЕВ Утверждена Постановлением Правительства области от 10 ноября 2004 г. N 1042 КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2010 ГОДЫ Введение Достигнутая в настоящее время макроэкономическая стабилизация, повышение действенности системы государственного регулирования позволяют сосредоточить внимание органов государственного управления на проблемах улучшения структуры областной экономики, вывода ее на траекторию устойчивого роста с высокими темпами. Одним из основных факторов повышения эффективности как промышленности, так и в целом экономики области является осуществление инновационной политики. Под региональной инновационной политикой понимается система мероприятий юридического, экономического, организационного и политического характера, направленных на развитие экономического потенциала и повышение качества жизни населения конкретной территории через соответствующие нововведения, особенно в научно-технической сфере. Региональная инновационная политика является составной частью федеральной научно-технической политики. Концепция инновационной деятельности хозяйственного комплекса Вологодской области определяет общую цель, модель и инструменты развития, приоритеты, роль различных участников в инновационном развитии. В первом полугодии 2004 года научными исследованиями и разработками были заняты 13 организаций: 7 научно-исследовательских, 4 высших учебных заведения, 2 промышленных предприятия. Инновационная активность промышленных предприятий области за последние пять лет возросла втрое. За период с 2000 года общие затраты на исследования и разработки возросли почти в 2 раза, составив в 2003 году 61 миллион рублей. Капитальные и текущие затраты на технологические инновации свидетельствуют об увеличении инвестиций, направленных на инновационное развитие региона. Однако из общего числа технологических затрат на исследования и разработки новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов приходилось всего 5.6%, на обучение и подготовку персонала, связанного с инновациями, - 0.1%, что создает ограничение развития инновационной деятельности и, следовательно, снижает рост объемов производства, производительность труда и конкурентоспособность продукции. Адаптация к новым условиям хозяйствования привела к снижению доли разработок в общем объеме исследований. В течение последних трех лет только 35 промышленных организаций региона имели в наличии готовые инновации, из них 63% разрабатывались на своем предприятии, 29% - совместно с другими организациями. Четверть промышленных предприятий, имеющих завершенные инновации в этом периоде, являются машиностроительными. В 2003 году затраты на технологические инновации в промышленности в 6 раз превышали уровень 2000 года (в действующих ценах). Доля собственных средств на технологические инновации составила 60%. Уровень инновационной активности предприятий составил в 2003 году 13.1%, что недостаточно для технологических преобразований. Нередко новое оборудование оказывается на поверку лишь улучшенным аналогом старого и не позволяет выпускать инновационные продукты. Сохраняется тенденция низкой отдачи от инноваций. Необходимы масштабные инвестиции в данный сектор экономики. Возникла объективная необходимость взаимодействия органов регионального управления с разработчиками научно-технической продукции. Мировой опыт показывает, что для обеспечения инновационной направленности хозяйства должны соблюдаться определенные соотношения. Так, степень износа основных производственных фондов не должна выходить за пределы коридора 30 - 35% (сегодня по региону этот показатель приблизился к 50%), доля инвестиций должна достигать 20 - 25% валового продукта (в 2003 году она составляла 18%), прямые иностранные инвестиции должны составлять 15 - 17% от объема внутренних (по области этот критерий также не достигнут). Необходимо на высоком научно-техническом уровне компенсировать выбытие производственного оборудования, в противном случае в промышленности будет сокращен не только фактический объем продукции, но и ее технологические возможности. Инновационная деятельность обеспечит хозяйствующим субъектам конкурентные преимущества, большую устойчивость, упрочнит положение предприятий на рынке и расширит их деловые связи. На первый план выходит задача поиска и использования долгосрочных внутренних факторов экономического роста. Особенно очевидным и приоритетным это становится в условиях развития современного общества, основанного на знаниях, то есть инновационного по своему характеру. Выбор курса на технологическое обновление и преобразование определяется немалым научным и инновационным потенциалом области, где расположены три ведущих государственных университета, молочнохозяйственная академия им. Н.В. Верещагина, Северо-Западный научно-исследовательский институт молочного и лугопастбищного хозяйства, Вологодский научно-координационный центр центрального экономико-математического института Российской Академии Наук (далее - ВНКЦ ЦЭМИ РАН), 21 подразделение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) в промышленности. Решающее значение для реализации перспективных планов имеет высокий уровень квалификации человеческих ресурсов и активность межсекторного взаимодействия промышленности, субъектов бизнеса и науки. Концепция инновационной деятельности хозяйственного комплекса Вологодской области разрабатывалась с использованием методологического опыта региональных инновационных стратегий других регионов России и последних нормативных актов в данной сфере, носит актуальный характер и направлена на решение важных социально-экономических задач. Концепция разработана с учетом Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"; Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года N Пр-576, Концепции государственной инновационной политики Российской Федерации на 2002 - 2005 годы, одобренной правительственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 24 апреля 2002 года N 2), постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года N 1460 "О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности", распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 1174-Р "Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологии", решения Правительства Российской Федерации от 22 января 2004 года "О стимулировании инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий", решения Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 24 февраля 2004 года N 1, закона области от 12 ноября 1997 года N 201-ОЗ "Об осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Вологодской области". Инновационная концепция нацелена на широкое внедрение инноваций в компаниях, в сфере взаимодействия власти и бизнеса, в области осуществления взаимодействия между наукой, промышленностью и другими секторами экономики. Она ориентирована на активное участие в ее реализации бизнеса, учитывает его интересы и направлена на развитие спроса на инновации. I. Основные понятия и термины Инновация (нововведение) - конечный результат творческого труда, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или технического процесса, реализуемого на рынке и используемого в практической деятельности. Инновационная деятельность - процесс использования результатов научной и научно-технической деятельности, направленный на их воплощение в новые или усовершенствованные продукты и технологические процессы, предназначенные для реализации на рынке и применения в практической деятельности. Инновационная деятельность включает в себя как деятельность непосредственно по освоению инноваций, так и содействие этой деятельности (информационные, консультационные, образовательные и иные услуги), а также создание и развитие инновационной инфраструктуры. Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний в ходе проведения фундаментальных и прикладных научных исследований. Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. Государственная инновационная политика - часть государственной социально-экономической политики, направленная на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности. Инновационная инфраструктура - совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций, учреждений, предприятий, обеспечивающих условия, необходимые для осуществления и развития инновационной деятельности. Инновационно-технологический центр - имущественный комплекс, предназначенный для нормального функционирования и развития субъектов инновационной деятельности (прежде всего, малого предпринимательства), а также содействия процессу продвижения результатов их научно-технической деятельности в сферу материального производства и в сферу услуг. Инновационные фонды - фонды, создаваемые по инициативе субъектов инновационной деятельности и обеспечивающие накопление и эффективное управление финансовыми средствами из различных частных источников, включая средства иностранных инвесторов, в целях инвестиционного кредитования инновационных программ и проектов и иных форм поддержки инновационной деятельности в соответствии с федеральным и областным законодательством. Венчурные инновационные фонды - фонды, объединяющие средства частных инвесторов и специализирующиеся на финансировании рисковых инновационных проектов в обмен на долю в капитале создаваемых для их реализации инновационных организаций. Инновационная программа - комплекс взаимосвязанных по времени и ресурсам мероприятий, направленных на развитие инновационной инфраструктуры и обеспечение государственных и иных мер поддержки реализации приоритетных инновационных проектов. Инновационный проект - комплекс взаимосвязанных технических и технологических решений, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание, производство и продвижение на рынок нового вида продукции, технологического процесса с целью получения прибыли или иного общественно полезного эффекта. Инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции, включающая создание и распространение инноваций. Интеллектуальная собственность - исключительные права на литературные, художественные и научные произведения, программы для ЭВМ и базы данных, на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменные наименования, товарные знаки) и др. результаты интеллектуальной деятельности, охрана которых предусмотрена законом. Данные права признаются в случаях и порядке, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 138). Объекты инновационной деятельности - интеллектуальная собственность, научно-техническая продукция, инновационные проекты. Субъекты инновационной деятельности - высшие учебные заведения, научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, предприятия и учреждения, предприниматели и частные лица, осуществляющие научную, научно-техническую и (или) инновационную деятельность. Научно-технический и инновационный потенциал - способность решать текущие и перспективные задачи научно-технического и социального прогресса на основе имеющихся кадровых, производственно-технических, информационных и финансовых ресурсов. II. Общие положения и цели Выбор и определение приоритетных направлений инновационной деятельности основаны на анализе конкурентных преимуществ Вологодской области. С точки зрения технологического потенциала региона наиболее перспективными областями являются: - технологическое переоснащение производства промышленности и создание новых образцов техники и товаров; - энергосберегающие и информационно-телекоммуникационные технологии; - технологии по совершенствованию металлургической базы региона; - технологии глубокой переработки лесной продукции; - новые материалы и химические технологии; - быстрое возведение и трансформация жилья; - технологии глубокой переработки отечественного сырья и материалов в легкой промышленности; - новые транспортные технологии и логистические системы; - экологические инновации и технологии по переработке отходов производства и жизнедеятельности человека. Все указанные выше технологические приоритеты соответствуют приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации и критическим технологиям, утвержденным Президентом Российской Федерации в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. В последние годы наблюдается положительная динамика деятельности малых и средних предприятий (далее - МСП) и большие потенциальные возможности для их развития. МСП имеют хороший кадровый потенциал (научный, инженерно-технический), на этих предприятиях уже сформирована начальная предпринимательская культура. Ряд крупных компаний региона (прежде всего, предприятия черной металлургии, химической промышленности, машиностроения) динамично развивается и начинает формировать спрос на создание новой технологической продукции в научных и опытно-конструкторских организациях региона. Важным фактором для успешной реализации инновационной направленности в области является последовательная политика региональных органов власти по формированию инвестиционно-инновационной деятельности. В настоящее время предпринимательская инфраструктура демонстрирует положительную динамику в своем развитии и интеграционные тенденции. Выполнение концепции развития инновационной деятельности определяется достижением следующих целей: - повышение конкурентоспособности хозяйствующих организаций и обеспечение значительного роста новой добавленной стоимости, создаваемой предприятиями области; - становление области как одного из наиболее инвестиционно привлекательных российских регионов, который базируется на эффективной стратегии создания и использования знаний, изобретений и новых технологий; - создание условий для образования и развития инновационных компаний и использования научно-технологического потенциала региона; - обеспечение рыночной ориентации научных организаций региона и воспроизводства кадрового потенциала для инновационной сферы. Концепция направлена на создание условий для активного использования инноваций самого широкого спектра направлений - технологий, менеджмента, маркетинга, финансов и др., расширения возможностей для развития бизнеса в регионе и за его пределами. На основе учета мировых тенденций определены три основных направления государственного инновационного развития в стране, которые применимы на территории области. Первое направление - поддержка эффективных технологий, основанных на собственных изобретениях и разработках (прежде всего, в рамках малого инновационного предпринимательства), которые могут обеспечить высокую конкурентоспособность на узком сегменте рынка и принести значительный доход при умелой и масштабной реализации проектов. Второе направление - организация совместной с иностранными участниками разработки, производства и поставки на рынок конкурентоспособной современной продукции с опорой на отечественные и зарубежные лицензии, рассекреченные отечественные изобретения и технологии двойного назначения. Третье направление - использование зарубежного опыта в отраслях, где недостаточно отечественных научных разработок и инновационного потенциала. III. Приоритетные направления развития инновационной деятельности Инновационная деятельность хозяйственного комплекса области состоит из пяти приоритетных направлений, на основе которых осуществляется планирование конкретной деятельности по реализации инновационной концепции: 1. Стимулирование существующих региональных компаний к использованию инноваций. 2. Стимулирование создания малых инновационных предприятий. 3. Привлечение инвестиций (преимущественно в высокотехнологическую сферу). 4. Создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций. 5. Совершенствование и развитие кадрового потенциала инновационной сферы. Первые три направления определяют целевые группы воздействия инновационной концепции. Четвертое и пятое - создают основу для реализации инновационной концепции. Таким образом, все приоритетные направления рассматриваются во взаимосвязи и направлены на выполнение целей концепции инновационной деятельности. IV. Содержание инновационной деятельности хозяйственного комплекса Вологодской области Инновационная деятельность призвана обеспечить реализацию нововведений в различных отраслях экономики посредством правовых, экономических, организационных мер, способствующих активизации субъектов инновационной деятельности, увеличению объемов производства организаций путем освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта конкурентоспособных отечественных товаров. Условием для перехода к инновационно-экономическому развитию в регионе является создание: - эффективной системы государственного регулирования сферы технологического развития и определение приоритетов в инновационной деятельности; - механизмов мониторинга инновационной деятельности, системы прогнозирования и активного влияния на структурные перемены в экономике; - мотиваций для развития предпринимательства в инновационной сфере; - механизма превращения новых технологий в один из решающих факторов конкурентных стратегий предприятий; - гибких организационно-экономических форм и структур, объединяющих интересы исследователей, разработчиков, инновационного капитала и производства; - механизма кооперации и интеграции вузовской и прикладной науки для получения коммерческого и социально-экономического эффекта; - системы подготовки и переподготовки инновационно ориентированных кадров государственного управления, организаций различных форм собственности. Политика региональных органов исполнительной государственной власти при проведении инновационной деятельности области осуществляется исходя из следующих основных принципов: - признание инновационной сферы экономически и социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил региона; - стимулирование создания эффективного функционирования и развития рыночной инфраструктуры инновационной деятельности в области; - стимулирование межрегионального и международного научно-технического сотрудничества; - единство образовательного, научного и производственного процессов и их направленность на экономическое, социальное и духовное развитие области; - выбор и внедрение относительно небольшого числа базовых нововведений и технологий, связанных со структурными крупномасштабными изменениями промышленной системы, способными повысить конкурентоспособность экономики области, обеспечить переход к новому технологическому укладу; - оптимальное сочетание государственного регулирования и самоорганизации рыночных структур; - полномасштабное информационное обеспечение развития компонентов инновационной сферы области; - разработка собственной технологической политики и ее координация с технологической политикой Российской Федерации при разграничении уровней компетенции. Направление 1. Стимулирование существующих региональных компаний к использованию инноваций Цель направления - содействовать существующим компаниям в активном использовании инноваций всего спектра направлений - технологических инноваций, инноваций в области менеджмента, маркетинга, финансов и др. Активное использование инноваций существующими компаниями обеспечит повышение их эффективности и конкурентоспособности, поможет компаниям ускорить свой рост, освоить новые рынки, создать новые рабочие места, что, в конечном счете, определяет экономическое развитие региона, рост налоговой базы, повышение качества жизни. Основным здесь является создание системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие государственных органов управления с предприятиями и организациями инновационной сферы для использования достижений науки и техники в интересах социально-экономического развития региона. Подготовительная работа по реализации направления 1 - Формирование кластеров наиболее перспективных компаний, которые работают в ключевых технологических секторах, обладают высоким потенциалом для развития, экспортно ориентированы и, следовательно, будут оказывать наибольшее влияние при реализации инновационного развития. - Анализ потребностей, проблем, основных причин, препятствующих развитию компаний. - Разработка моделей и механизмов, которые позволят стимулировать сотрудничество между предприятиями и научными организациями. Основные задачи направления 1 1. Обеспечить постоянной информацией выбранные компании: - со стороны организаций научно-образовательного комплекса - об имеющихся и ведущихся разработках; - со стороны органов исполнительной государственной власти и местного самоуправления области, а также организаций инновационной инфраструктуры - о наличии квалифицированных кадров, бизнес-партнерах, возможностях продвижения продукции и т.д. 2. Обеспечить со стороны органов исполнительной государственной власти и местного самоуправления области, организаций инновационной инфраструктуры, руководств компаний и научных организаций организационную и финансовую поддержку совместных мероприятий представителей бизнеса и научных кругов. 3. Создать при организационной и финансовой поддержке органов исполнительной государственной власти, местного самоуправления области и руководств организаций научно-образовательного комплекса специализированные структуры по связям с бизнесом (офисы коммерциализации технологий). 4. Осуществить при содействии органов исполнительной государственной власти области организационную поддержку по привлечению средств федерального бюджета, а также грантовую поддержку опытно-конструкторских работ, проводимых компаниями на условиях паритетного финансирования с самими компаниями. 5. Осуществить организационную поддержку работы в компаниях студентов, аспирантов и молодых специалистов. 6. Осуществить при содействии органов исполнительной государственной власти и местного самоуправления области, организаций инновационной инфраструктуры организационную, кадровую, информационную и финансовую поддержку реализации компаниями инновационных проектов в рамках законов области "Об инвестиционной деятельности в Вологодской области" и "Об осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Вологодской области". Осуществить дополнительную финансовую поддержку инновационных проектов малых и средних предприятий за счет средств фонда НИОКР ассоциации научно-технического развития лесного комплекса, Вологодского областного фонда поддержки предпринимательства. 7. Обеспечить независимый мониторинг результатов. Основные ожидаемые результаты реализации направления 1 - Повышение эффективности и целенаправленности поддержки инновационной деятельности компаний. - Повышение опыта и развитие навыков инновационного менеджмента в компаниях. - Создание новых связей между высшей школой, научно-исследовательскими организациями и компаниями. - Опережающие темпы роста выбранных компаний, вовлеченных в процесс реализации инновационной концепции, по сравнению со средними данными в их экономическом секторе. - Рост конкурентоспособности и прибыли компаний. Направление 2. Стимулирование создания малых инновационных предприятий Цель направления - создание условий для роста новых малых инновационных, технологически ориентированных предприятий, в том числе выделяющихся из научных и вузовских организаций. Данное направление обладает большими возможностями в области. Во-первых, развитие новых малых инновационных предприятий, которые используют научно-технологический потенциал, - это реальная возможность для коммерциализации разработок научных и вузовских организаций. Во-вторых, новые малые предприятия создают базу для будущего экономического потенциала региона. В-третьих, рост малых инновационных компаний создает новый имидж региона, экономическое развитие которого осуществляется за счет использования знаний. Кроме того, новые предприятия - это увеличение вклада в экономику области, рост налоговых поступлений, создание новых рабочих мест, сокращение структурной безработицы. Данное направление позволит создать благоприятные условия для интеграции науки, техники, производства в интересах развития промышленности региона, стимулирования научных разработок в рамках функционирования системы "маркетинг - НИОКР - производство", предопределяющей выпуск конкурентоспособной продукции, разработку и реализацию научных нововведений, обеспечивающих достижение поставленных целей с максимально полезными для промышленного развития области результатами. Подготовительная работа по реализации направления 2 - Подробный анализ проблем, возникающих при создании и развитии малых инновационных предприятий на основе опыта существующих компаний. - Анализ реальных возможностей организаций инфраструктуры, поддерживающих начинающие малые инновационные предприятия. - Достижение консенсуса с руководителями научных и вузовских организаций по вопросу создания новых малых инновационных предприятий. - Формирование условий для создания и развития новых малых инновационных предприятий в ключевых технологических секторах. Основные задачи направления 2 1. Ввести в высших учебных заведениях курсы по предпринимательству, в том числе с использованием мастер-классов реальных успешных предпринимателей. 2. Создать при участии органов исполнительной государственной власти и местного самоуправления области, организаций инновационной инфраструктуры, руководств высших учебных заведений и научных организаций систему предынкубационной подготовки предпринимательских проектов (проведение НИОКР на площадях и оборудование существующих вузов, "Технопарка" с последующей организацией малого предприятия). 3. Создать с помощью существующих компаний, организаций научно-образовательного комплекса, финансовых структур, организаций инновационной инфраструктуры при поддержке органов исполнительной государственной власти и местного самоуправления области реально действующие инкубаторы бизнеса, предоставляющие начинающим компаниям помещения и консалтинговую поддержку. 4. Подготовить и сформировать с помощью финансовых структур, частных лиц и организаций инновационной инфраструктуры при поддержке органов исполнительной государственной власти области сеть инвесторов для новых технологических компаний. 5. Провести обследование-инвентаризацию инновационных проектов и результатов научных организаций, университетов и институтов, проектных и проектно-технологических организаций и определить их потенциал. 6. Сформировать государственный заказ на исследовательские и проектные разработки сроком на пять лет. 7. Возродить систему научно-технической информации и создать базу данных изобретений, промышленных образцов, технологий, экспертов, инновационных проектов, каталогов разработок и т.п. 8. Обеспечить развитие изобретательства и рационализаторства, трансфера технологий, поддержать патентоведение и коммерческую реализацию патентов. Основные ожидаемые результаты реализации направления 2 - Создание от 5 до 10 новых технологически ориентированных малых инновационных предприятий в год, имеющих высокий уровень выживаемости (60 - 70%). - Создание позитивного имиджа региона, где происходит развитие бизнеса и рост новых компаний. - Вовлечение в процесс экономического развития государственного сектора, формирование позитивного отношения к процессу коммерциализации научных результатов и использования научного потенциала для развития бизнеса. - Создание позитивных примеров компаний, отпочковавшихся от научных учреждений и сотрудничающих с ними. Направление 3. Привлечение инвестиций (преимущественно в научно-технологическую сферу) Цель направления - использование конкурентных преимуществ области (способность использовать знания в целях экономического развития) для привлечения инвестиций в регион. Данное направление, с одной стороны, использует результаты приоритетных направлений 1 и 2, а с другой - усиливает их возможности. Привлечение инвестиций - это увеличение реальных ресурсов для экономического развития региона. Важной предпосылкой этого направления является ориентация инновационного сообщества области на нужды и ожидания отечественного и мирового рынков. Подготовительная работа по реализации направления 3 - Анализ деятельности организаций научно-образовательного комплекса области в сфере сотрудничества с крупными компаниями других регионов и выбор инновационных секторов, в которых получены научные результаты общероссийского и мирового уровня и установлены активные взаимоотношения как с научными организациями, так и с производственными компаниями. - Формирование пакета условий, создающих максимально благоприятную атмосферу для потенциальных инвесторов. Основные задачи направления 3 1. Организационная и имиджевая поддержка со стороны органов исполнительной государственной власти области развития перспективных контактов в выбранных секторах вплоть до создания межрегиональных научных центров, центров коммерциализации технологий. 2. Организационная поддержка и создание условий для привлечения финансов со стороны органов исполнительной государственной власти и местного самоуправления области, а также организаций инновационной инфраструктуры, в том числе с возможностью создания специализированного агентства (Управления проектами) продвижения инвестиционной привлекательности территории области в технологических секторах. 3. Организационная поддержка органами исполнительной государственной власти и местного самоуправления области, организациями научно-образовательного комплекса, а также организациями инновационной инфраструктуры создания совместных предприятий и открытия филиалов российских и совместных компаний, прежде всего, работающих в производственной сфере. 4. Обеспечение Правительством области поддержки частных инвестиций в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также предприятий различных форм собственности на период освоения инноваций при переходе от старой к новой технологии за счет введения определенных налоговых льгот, предусмотренных федеральным законодательством по налогам и сборам, инвестиционных кредитов, поручительств перед российскими и иностранными кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности и субъектов инфраструктуры инновационной деятельности, организация инновационных выставок, ярмарок, конкурсов, реклама научных разработок ученых области, содействие трансферу технологий. 5. Реализация мер поддержки внешнеэкономической деятельности Предполагается, прежде всего, создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами предприятий по выпуску высокотехнологичной продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение информации и рекламы за рубежом отечественных инноваций, совершенствование выставочно-ярмарочной деятельности, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам. Основные ожидаемые результаты реализации направления 3 - Рост количества различных форм коммерческих соглашений в технологических секторах, связанных с деятельностью межрегиональных научных центров. - Привлечение в область наукоемких компаний. - Создание историй успеха, которые будут основой для широкой последующей кампании по продвижению региона на мировой научный и технологический рынки. Направление 4. Создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций Цель направления - создание эффективно работающей инфраструктуры, способствующей быстрому развитию инновационной деятельности в регионе. Зарубежный опыт показывает, что инфраструктура поддержки инновационного бизнеса является реальным инструментом позитивного влияния власти на региональное экономическое развитие. Наличие этого самостоятельного приоритетного направления в инновационной концепции обусловлено следующими причинами: 1. В области недостаточно организаций инфраструктуры для поддержки инноваций, что препятствует формированию конкурентной среды и развитию предпринимательской инициативы. 2. Существующая инфраструктура для поддержки предпринимательства не полностью адаптирована к потребностям целевых групп инновационной направленности (существующие компании, использующие инновации, начинающие малые инновационные предприятия, научные организации). 3. Различные организации, ориентированные на экономическое развитие региона, не работают как интегральная инфраструктура, что ослабляет ее возможности. Подготовительная работа по реализации направления 4 - Анализ реальных услуг и возможностей каждой существующей организации инфраструктуры области (схема взаимодействия органов исполнительной государственной власти области, научных и инновационных структур области приведена в приложении). Подготовка "карты компетенции" организаций инфраструктуры региона. - Анализ потребностей и спроса на услуги организаций инфраструктуры региона со стороны существующих компаний, начинающих малых инновационных предприятий, внешних инвесторов, научных организаций. Сопоставление спроса и предложения услуг. - Определение недостающих элементов инновационной предпринимательской инфраструктуры. - Формирование сети организаций инновационной инфраструктуры, опираясь на отечественный и зарубежный опыт. Основные задачи направления 4 1. Создать при поддержке органов исполнительной государственной власти и местного самоуправления области недостающие элементы инновационной инфраструктуры. 2. Организовать при участии руководств организаций инновационной инфраструктуры и органов исполнительной государственной власти области мероприятия, способствующие развитию инфраструктурной сети (совместные семинары, заседания клубов, веб-страницы, инновационные офисы и т.д.). 3. Содействовать при организационной поддержке органов исполнительной государственной власти области развитию межрегиональных и внешних связей организаций инновационной инфраструктуры. 4. Обеспечить независимую регулярную (ежегодную) оценку деятельности инфраструктуры в области по объему, составу и качеству. 5. Создать коммуникативные площадки для обеспечения взаимодействия и координации действий инвесторов, разработчиков и потребителей продукции научно-технического назначения. 6. Создать территориальные и отраслевые инновационные центры, ориентированные на инновационное предпринимательство и повышение конкурентоспособности отечественных производителей. 7. Сформировать современную информационную инфраструктуру, способствующую распространению знаний и технологий среди субъектов технологической инновационной деятельности. Организовать пропаганду важности и перспективности инновационной деятельности в средствах массовой информации. 8. Проводить протекционистскую политику в федеральных органах власти с целью получения для предприятий области контрактов на изготовление и поставку продукции для федеральных и региональных государственных нужд. 9. Содействовать предприятиям региона в реструктуризации неперспективных и низкорентабельных производств. Основные ожидаемые результаты реализации направления 4 - Наличие профессионалов, способных предоставить поддержку, соответствующую потребностям разных целевых групп и задачам инновационного развития. - Построение рыночно ориентированных инфраструктурных комплексов. - Создание условий и предпосылок для саморазвития объектов инфраструктуры, в том числе за счет привлечения средств частных инвесторов. Направление 5. Совершенствование и развитие кадрового потенциала инновационной сферы Цель направления - максимально эффективное использование людских ресурсов для реализации различных направлений инновационной концепции. Способность одних людей генерировать новые идеи, а других - объективно оценивать эти идеи и принимать решения по их воплощению, а также умения и навыки профессионально решать поставленные задачи являются определяющими факторами успеха развития инновационного потенциала региона. Поэтому данное направление - основа для всех приоритетных направлений развития инновационной деятельности. Подготовительная работа по реализации направления 5 - Анализ потребностей в обучении различных целевых групп. - Выбор и подготовка преподавателей. - Подготовка схем и программ обучения. Основные задачи направления 5 1. Организация курсов для обучения персонала хозяйствующих организаций с участием руководства компаний, высших учебных заведений, органов исполнительной государственной власти области. 2. Целевая подготовка кадров высшими и средними профессиональными учебными заведениями для растущих инновационных производств. 3. Организация высшими учебными заведениями обучения высокопрофессиональных консультантов для организаций инновационной инфраструктуры с их стажировкой как на производственных предприятиях, так и в родственных организациях в России и за рубежом. 4. Организация высшими учебными заведениями обучения сотрудников средств массовой информации для обеспечения квалифицированной информационной поддержки реализации инновационной концепции. 5. Создание новых интеграционных форм, объединяющих возможности научных, производственных и образовательных структур. 6. Повышение инновационной культуры на всех уровнях образования. Основные ожидаемые результаты реализации направления 5 - Повышение эффективности взаимодействия между различными целевыми группами, вовлеченными в реализацию инновационной концепции. - Повышение квалификации кадров в компаниях, консалтинговых организациях до уровня международных стандартов. - Формирование инновационного мышления. V. Механизмы реализации концепции Для достижения целей и решения задач инновационного развития будут использованы следующие основные механизмы. Ежегодный план действий Определение конкретных мероприятий и координация совместной деятельности участников инновационного развития обеспечиваются за счет формирования ежегодного плана действий по реализации концепции. Выработка плана действий основывается на приоритетах инновационного развития, учитывает динамику процесса реализации экономической стратегии и изменение внешних факторов и условий. Этот план действий получит свое отражение в областных мероприятиях, целевых программах, а также в мероприятиях, планируемых в рамках поддержки развития предпринимательства области, федеральных целевых проектов, программ совместной деятельности с российскими и международными финансовыми организациями и фондами. Консенсус Инновационное развитие может иметь успех только при условии достижения консенсуса между его участниками. Консенсус при реализации концепции инновационной деятельности - это сотрудничество региональных лидеров, распределение функций и ответственности за выполнение приоритетов и задач инновационного развития. Основными условиями для достижения консенсуса по инновационной деятельности являются создание связей и надежной коммуникации между ее участниками, открытость и понятность процесса реализации, учет различных интересов сторон. Интегрирование возможностей различных программ и проектов Одним из важных механизмов реализации инновационного развития являются согласование различных перспективных направлений и инициатив (федеральные, региональные, ведомственные, межведомственные программы и проекты), выполняемых различными участниками в рамках инновационной деятельности, использование и одновременное усиление возможностей этих программ и проектов. Пилотные акции Разработка и реализация пилотных акций, то есть проектов, нацеленных на апробацию различных экономических или общественных механизмов, являющихся новыми не только для Вологодской области, но и для других регионов России. Важное значение имеет участие в осуществлении пилотных акций федеральных органов власти с целью отработки методов территориального экономического развития. Приоритеты развития Важным механизмом реализации концепции инновационной деятельности является концентрация ресурсов на приоритетных направлениях. Органы управления концепцией, ориентируясь на данные оценки и мониторинга, будут регулярно определять и при необходимости корректировать приоритетные направления в экономическом развитии области, выявлять точки роста и декларировать эти приоритеты для различных секторов экономики. VI. Основные мероприятия по развитию инновационной деятельности хозяйственного комплекса Вологодской области В целях реализации инновационной политики необходимы следующие основные мероприятия: - проведение инвентаризации научно-технических проектов организаций, анализа возможностей научных организаций, университетов и институтов, опытно-конструкторских бюро, определение приоритетных направлений научных исследований и конструкторских разработок, формирование госзаказа и важнейших инновационных проектов регионального значения; - рассмотрение предложений о введении налоговых льгот с учетом предоставленных полномочий субъектам Российской Федерации по установлению этих льгот, поручительств Правительства области перед российскими и иностранными кредиторами и инвесторами с целью многоканального финансирования и внедрения экспериментальных разработок, изобретений, важнейших инновационных проектов; - обеспечение информационной поддержки интеграции научных и производственных организаций в направлении обеспечения качества, надежности продукции, ее стандартизации и сертификации; - подготовка предложений по вопросам внедрения инноваций в производство, способных повысить конкурентоспособность экономики области, обеспечить переход к новому технологическому укладу; - совместно с руководителями высших учебных организаций разработка программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов с целью формирования нового экономического мышления, ориентированного на активизацию инновационной деятельности; - обеспечение информационной поддержки инновационного потенциала области на основе проведения семинаров, выставок, конкурсов; - разработка и создание единых межрегиональных информационных систем обеспечения инновационной деятельности; - проведение экспертизы инновационных и научно-технических проектов и разработок; - разработка рекомендаций материального стимулирования научных работников и привлечения молодежи в научно-техническую сферу; - создание специализированного фонда финансовых ресурсов для развития инновационной деятельности (в том числе венчурного); - учреждение областных грантов и премий за инновационную деятельность (разработка промышленных образцов, изобретений, товарных знаков, патентов, изобретений и т.п.); - систематическое информирование общественности о развитии технического творчества новаторов, о перспективных разработках; - разъяснение через средства массовой информации законодательных актов, регулирующих интеллектуальную и промышленную собственность; - создание Центра коммерциализации технологий и инноваций (инновационно-технологический центр); - обновление данных корпоративного веб-сайта о предприятиях области, их уникальной продукции и услугах на серверах информационных технологий центра научно-технической информации "Росинформресурс", дальнейшее совершенствование сайта. Актуализация информационно-инновационной базы "Научно-технические разработки Вологодской области"; - создание в соответствии с федеральными конкурсными условиями Центра трансфера технологий и других элементов коммерциализации новых разработок и технологий. VII. Ожидаемые результаты реализации концепции Инновационное развитие предполагает достижение производственных и социально-экономических изменений в Вологодской области. Эти изменения будут носить системный характер и в конечном итоге должны обеспечить повышение конкурентоспособности региона. Основные результаты инновационного развития определяются его целями и приоритетными направлениями. С точки зрения целевых групп инновационное развитие будет иметь следующие результаты. Для хозяйствующих организаций региона реализация концепции инновационной деятельности обеспечит: - привлечение ресурсов (финансовых, интеллектуальных, человеческих и т.д.) для реализации инновационно-инвестиционных проектов; - создание стартовых условий для малого инновационного бизнеса; - развитие инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства; - рост предложения новых технологий и услуг для потребностей бизнеса; - улучшение бизнес-культуры и повышение инвестиционной привлекательности области; - повышение возможностей для подготовки квалифицированных специалистов; - улучшение экономической и социальной среды в регионе. Научным и образовательным организациям участие в реализации концепции позволит: - сформировать рынок НИОКР и получить новые источники его финансирования; - накопить опыт и знания в области коммерциализации новых изобретений, технологий и результатов научных исследований; - осуществлять взаимовыгодное сотрудничество с малым бизнесом и крупными компаниями. Общими результатами реализации концепции инновационной деятельности являются: - увеличение налоговой базы и бюджетной обеспеченности; - создание новых рабочих мест; - повышение качества жизни; - повышение эффективности власти. VIII. Управление концепцией. Оценка и мониторинг Управление Наблюдательный совет Управление реализацией концепции инновационной деятельности осуществляется Наблюдательным советом, роль которого сыграет Научно-координационный совет народнохозяйственного комплекса области, утверждаемый постановлением Губернатора области. Основными задачами Наблюдательного совета являются: - определение текущих целей деятельности; - разработка ежегодного плана деятельности по реализации концепции; - текущий мониторинг инновационного развития; - утверждение отчетов по мониторингу и оценке инновационной деятельности в регионе; - политическая и имиджевая поддержка реализации инновационной деятельности; - взаимодействие с федеральными органами государственной власти. Департамент промышленности, предпринимательства и лесного комплекса Правительства области Текущее управление реализацией концепции будет осуществлять управление по качеству, инновационной деятельности и предпринимательству департамента промышленности, предпринимательства и лесного комплекса Правительства области. В его задачи будут входить: - подготовка для Наблюдательного совета предложений по планам реализации концепции на очередной период (ежегодный план действий) и их корректировка; - оценка степени достижения целей инновационной деятельности; - обеспечение деятельности Наблюдательного совета; - обеспечение построения регионального консенсуса по инновационной концепции; - консалтинг инновационной деятельности и внедрения инвестиционных проектов. Координационный совет по инновационной деятельности и рабочие группы В качестве механизма для создания консенсуса по проектам и программам инновационной концепции будут использоваться заседания научно-координационного совета народнохозяйственного комплекса области, созданного из представителей региональной и муниципальной власти, организаций научно-образовательного комплекса и организаций инновационной инфраструктуры и утверждаемого постановлением Губернатора области, а также будут формироваться специальные постоянные или временные рабочие группы (комитеты). Использование консультантов Опыт реализации региональных инновационных и инвестиционных стратегий говорит об эффективности использования внешних консультантов, которые привлекаются для: - методологической поддержки, использования опыта других регионов; - выполнения задач, для решения которых требуются независимость и беспристрастность в оценке; - профессиональной поддержки органов управления инновационной деятельностью. В зависимости от задач консультанты могут быть местными специалистами или иметь более широкий межрегиональный опыт, привлекаться на долговременный или кратковременный срок. Оценка и мониторинг Мониторинг Успешная реализация концепции инновационной деятельности определяется не только качеством ее подготовки и наличием детального плана реализации, но и эффективной организацией процесса мониторинга ее осуществления. Роль системы мониторинга состоит в том, чтобы позволить Наблюдательному совету и организациям, вовлеченным в инновационное развитие, эффективно регулировать выполняемые проекты и акции, корректировать проекты, не удовлетворяющие ожиданиям региональных политиков, изменять общий бюджет путем перехода от неуспешных проектов к более перспективным инициативам. Мониторинг организуется управлением по качеству, инновационной деятельности и предпринимательству департамента промышленности, предпринимательства и лесного комплекса Правительства области и осуществляется под патронажем научно-координационного совета народнохозяйственного комплекса в конце каждого года реализации мероприятий. Мониторинг может осуществляться одной из консалтинговых компаний, определенных на конкурсной основе, либо специальной группой мониторинга. При проведении мониторинга анализируются результаты реализации мероприятий в текущем году и за все время реализации концепции инновационной деятельности в целом. Также оценивается успешность общей координации работ по различным направлениям инновационной деятельности. Кроме этого, команда, осуществляющая мониторинг, может выступать в качестве консультанта для команд, реализующих проекты и отдельные акции инновационного развития. Основные функции команды, осуществляющей мониторинг: 1. Подготовка и согласование с исполнителями графиков выполнения проектов и процедур осуществления мониторинга, включающих в себя перечень основных этапов реализации проекта, сроки их выполнения, ожидаемые результаты, индикаторы достижения целей и критериев мониторинга. 2. Осуществление мониторинга инновационного развития посредством анализа деятельности исполнителей проектов, анализа изменений, произошедших в результате выполнения проектов (например, в деятельности компаний), оценки ресурсов, переданных исполнителям проектов (финансы, квалифицированный персонал, помещения и т.д.). 3. Подготовка по результатам мониторинга отчетов, представляющих картину мероприятий и ее сравнение с планом реализации, анализ степени достижения ожидаемых результатов и конкретные рекомендации по корректировке плана реализации (интенсификация деятельности в определенных направлениях, перегруппировка сил, инициация новых проектов и т.п.). Приложение к разделу IV "Содержание инновационной деятельности хозяйственного комплекса Вологодской области" Концепции инновационной деятельности хозяйственного комплекса Вологодской области на 2005 - 2010 годы СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ, НАУЧНЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ СТРУКТУР ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ -------------------¬ --------------------------------¬ ¦ВОЛОГОДСКИЙ ЦЕНТР ¦ ¦ДЕПАРТАМЕНТ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ¦ ¦НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ¦ ¦ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЛЕСНОГО ¦ ¦ИНФОРМАЦИИ ¦<-------------¬ ¦КОМПЛЕКСА ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ¦ ¦(Росинформресурс) ¦ ¦ L-------------------------------- L------------------- ¦ /\ /\ /\ ---------------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ТЕХНОПАРК г. Вологды¦<-----------+ ¦ ¦ ¦ L--------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ --------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ВНКЦ ЦЭМИ РАН¦<------------------+ ¦ ¦ ¦ L-------------- ¦<---------- \/ L-----------------¬ ---------------------¬ ¦ Разработка научно-технической продукции ¦Координация научно-технической ¦ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ¦ ¦ ¦деятельности ¦ПАЛАТА ¦<-----------+ ----------------------------------------¬ \/ +--------------------+ ¦<----->¦НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, +¬ -----------------------------¬ ¦Инновационный офис ¦ ¦ ¦ВУЗЫ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ БЮРО и др.¦+¬ ¦НАУЧНО-КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ¦ L--------------------- ¦ LT---------------------------------------¦¦ +----------------------------+ ----------------------¬ ¦ LT---------------------------------------¦ ¦РАБОЧИЕ ГРУППЫ ¦ ¦АГЕНТСТВО ГОРОДСКОГО ¦<----------+<------¬ L---------------------------------------- L----------------------------- ¦РАЗВИТИЯ г. Череповца¦ ¦ ¦ /\ L---------------------- ¦ ¦ ¦ ---------------------------¬ -------------------------------¬ ¦ ¦ \/ ¦ЦЕНТР ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ¦ ¦АССОЦИАЦИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ¦<-+ ¦Внедрение научно-технической продукции ->¦(инновационные офисы при ¦ ¦ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР¦ ¦ \/ ¦ ¦вузах) ¦ L------------------------------- ¦ ---------------------------------------¬ ¦ L--------------------------- ------------------------------¬ ¦ ¦ПРЕДПРИЯТИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, МАЛЫЙ БИЗНЕС+¬<->¦ ¦СОВЕТ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ¦ ¦ LT--------------------------------------+¬ ¦ ---------------------------¬ ¦ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И УПРАВЛЕНИЕ¦<--+ LT--------------------------------------¦ ¦ ¦ВОЛОГОДСКИЙ ФИЛИАЛ СЕВЕРО-¦ ¦ПРОЕКТАМИ ¦ ¦ L--------------------------------------- L>¦ЗАПАДНОГО КОУЧИНГ-ЦЕНТРА ¦ L------------------------------ ¦ ¦ВЕНЧУРНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ ¦ -------------------------------¬ ¦ L--------------------------- ¦ВОЛОГОДСКИЙ ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО¦ ¦ ¦ЦЕНТРА ПРОМЫШЛЕННОЙ ¦<-- ¦СУБКОНТРАКТАЦИИ ¦ L------------------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|