Расширенный поиск
Постановление Правительства Вологодской области от 29.11.2004 № 1092ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ От 29.11.2004 N 1092 г.Вологда О внесении изменений в постановление Губернатора области от 3 августа 2001 года N 756 Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ: Внести следующие изменения в постановление Губернатора области от 3 августа 2001 года N 756 "О Концепции природопользования и охраны окружающей природной среды Вологодской области на период до 2010 года": 1. Пункт 2 постановления изложить в следующей редакции: "2. Рекомендовать Концепцию для реализации структурным подразделениям Правительства области, органам исполнительной государственной власти области, органам местного самоуправления области, природопользователям.". 2. Концепцию, принятую указанным постановлением, изложить в новой редакции (прилагается). Губернатор области В.Е. Позгалёв Принята постановлением Губернатора области от 03.08.2001 N 756 (в редакции постановления Правительства области от 29.11.2004 N 1092) КОНЦЕПЦИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА Введение Для Вологодской области, обладающей большим природноресурсным потенциалом, присущи характерные для большинства регионов страны проблемы природопользования, загрязнения и охраны окружающей среды. Предпринимаемые меры по рациональному использованию природных ресурсов и оздоровлению среды обитания недостаточны и не привели пока к существенному результату. Основными причинами сложившейся ситуации являются отсутствие комплексного подхода к решению названных проблем, недостаточное финансирование природоохранных мероприятий, отсутствие эффективно действующего экономического механизма природопользования, несовершенная система управления в рассматриваемой сфере. Целью Концепции природопользования и охраны окружающей природной среды Вологодской области на период до 2010 года является обеспечение неистощительного, рационального и сбалансированного использования природных ресурсов с необходимым уровнем их воспроизводства, а также охраны окружающей природной среды, что связано с повышением качества и уровня жизни людей и созданием основ для перехода к устойчивому развитию. Достижение поставленной цели должно быть обеспечено на основе научных разработок по совершенствованию управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а также экономического механизма природопользования, комплексной системы мониторинга окружающей природной среды и развития систем информационного обеспечения и экологического образования. Концептуальные положения должны реализовываться главным образом через систему областных, муниципальных и отраслевых программ рационального природопользования и оздоровления окружающей природной среды. 1. Природноресурсный потенциал и состояние окружающей природной среды Вологодской области Вологодская область занимает территорию площадью 145,7 тыс. кв. км в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации в зоне умеренно-континентального климата с избыточным увлажнением, коротким летом и продолжительной зимой. Население области составляет около 1,3 млн. человек, 69 % из которых проживает в городских поселениях. В соответствии с административно-территориальным делением в состав области входит 4 города областного значения, 11 городов районного значения, 13 рабочих поселков, 26 муниципальных районов, 371 сельсовет, объединяющий более 8 тысяч сельских населенных пунктов. Таежные леса с большим распространением ели и сосны, с некоторой примесью пихты, лиственницы и других сибирских пород, а также мелко- и широколиственных пород: березы, осины, липы, клена, вяза и др. - занимают более 70 % территории области и составляют ее главное природное богатство. В целом расчетная лесосека по области используется всего на 40 %, в том числе по хвойным лесам - на 72 %. Природно-лесной потенциал области позволяет без ущерба значительно увеличить объемы лесопромышленного производства. Вторичные лесные ресурсы: лекарственные растения, грибы, ягоды и др. - используются крайне недостаточно. Применение устаревших лесосечных технологий приводит к уничтожению подроста на больших площадях и минерализации почвы на лесосеках. Нерациональное лесопользование обусловлено, главным образом, недорубами лесосек со зрелым лесом и самовольными рубками леса, а также образованием больших объемов отходов, образующихся при рубке леса. Недостаточно эффективно производится лесовосстановление, что ведет к сокращению лесных массивов. По числу и площади торфяных болот, а также запасам торфа, составляющим около 4 млн. тонн, область занимает одно из первых мест на европейской территории России. На 9 % территории области расположены верховые, переходные и низинные болота. Заболоченность на юго-западе области достигает 40 % территории, а на востоке - менее 2 %. Область обладает большими ресурсами поверхностных вод: насчитывается около 20 тысяч водотоков и 5,3 тысячи озер и водохранилищ, занимающих около 3 % территории области. Наиболее крупными водоемами являются озера Белое, Воже, Кубенское, Онежское, а также Рыбинское и Шекснинское водохранилища. Большая часть озер и водохранилищ (87 %) расположена в западной части области. К наиболее крупным относятся реки Сухона, Юг, Суда, Шексна, Кубена, Молога, Ковжа. Объем речного стока в среднем составляет 40 куб. км в год, а в маловодные годы снижается до 25 куб. км. Удельный объем ресурсов поверхностного стока в области составляет 15 куб. м/сутки на одного человека. По данным Росгидромета воды поверхностных водных объектов относятся к категории чистых в 70 % пунктов наблюдений и умеренно загрязненных - в 20 %. К наиболее чистым природным водным объектам относятся озера Кубенское, Белое, Онежское, а также Рыбинское и Шекснинское водохранилища. Наиболее загрязненными в области являются реки Пельшма, Вологда и Кошта. Основными источниками загрязнения водных объектов являются сточные воды промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных предприятий, особенно в крупных промышленных городах - Череповце, Вологде и Соколе. Ежегодно со сточными водами сбрасывается более 70 тыс. тонн загрязняющих веществ, из которых на г.Череповец приходится 50 %, г. Сокол – 22 %, г. Вологду – 19 %. Большой объем загрязнений в водные объекты поступает также в составе рассеянных (диффузных) стоков с территорий населенных пунктов, сельхозугодий, промплощадок предприятий. Область располагает значительными запасами подземных пресных и минеральных вод: прогнозные ресурсы пресных вод составляют около 7000 тыс. куб. м/сутки, а минеральных вод - 270 куб. м/сутки. Запасы пресных подземных вод могут полностью или почти полностью обеспечить потребности водопотребления Бабаевского, Вытегорского, Чагодощенского, Вашкинского, Вожегодского, Кичм.-Городецкого, Междуреченского, Никольского и Тотемского районов. Наименее обеспеченными являются Тарногский и Сокольский районы. В Вологодской области насчитывается 50 самоизливающихся скважин, являющихся потенциальным источником загрязнения и истощения подземных вод. Территория области отличается незначительным разнообразием минеральных ресурсов, представленных в основном общераспространенными полезными ископаемыми: песчано-гравийными материалами, строительными, формовочными и стекольными песками, глинами, карбонатными породами, доломитами и флюсовыми известняками, сапропелем и торфом. Выявлены площади, перспективные для поисков алмазов, золота и углеводородного сырья. Основными типами почв, распространенными на территории области, являются подзолистые и дерново-подзолистые, болотистые, дерново-карбонатные и аллювиальные. По механическому составу почвы разделяются на глинистые, суглинистые, песчаные и супесчаные. Сельскохозяйственные угодья занимают менее 1,1 млн. га, или 8 % территории области, из которых 66% приходится на пашню, а остальное большей частью – на кормовые угодья (сенокосы – 17 % и пастбища – 13 %). Луга занимают около 4 % территории области и разделяются на малоурожайные материковые и более урожайные пойменные или заливные. В последние годы наблюдается тенденция к ухудшению ценности сельскохозяйственных угодий: практически прекращены мелиоративные работы и забрасываются существующие мелиоративные системы, происходит локальное загрязнение почв промышленными, бытовыми и сельскохозяйственными отходами. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) в области составляют 5,6 % от общей территории области. К ООПТ федерального значения относятся Дарвинский государственный природный заповедник, Национальный парк "Русский Север". К ООПТ областного значения относятся - 83 природных заказника, 81 памятник природы, 15 природных и генетических резерватов, 3 лечебно-оздоровительные местности и курорта. К ООПТ местного значения - парк Мира в г. Вологде. Вокруг населенных пунктов выделены зеленые зоны общей площадью, равной 1,6 % территории области, из них 16,2 тыс. га - лесопарковая часть; взято под охрану 280 клюквенных и торфяных болот. Типичными охотничье-промысловыми видами животных и птиц Вологодской области являются белка, медведь, волк, куница, выдра, норка, лось, кабан, рысь, лисица, заяц, бобр, глухарь, тетерев, рябчик и др. Колебания численности особей отдельных видов охотничьих животных в основном обусловлены естественными биологическими факторами. Водные биологические ресурсы области весьма значительны: в водоемах обитает более 58 видов рыб, из которых промысловое значение имеют прежде всего путинные (корюшка, снеток), крупночастиковые (лещ, судак, щука, налим), мелкочастиковые (плотва, окунь, ерш, синец, чехонь, язь, уклея, густера) и другие. Встречаются ценные и особо ценные виды рыб - сиг, ряпушка, стерлядь, лосось, форель, палия, нельма и другие. В результате загрязнения водоемов происходит ухудшение состава ихтиофауны, повышается заболеваемость и смертность рыб. Радиационная обстановка природной среды в области находится в пределах безопасных фоновых значений - 11 - 13 мкР/час, присущих региону расположения области. Для обеспечения производственной деятельности ОАО "Северсталь", ОАО "Аммофос" и ОАО "Азот" ввозятся большие объемы исходного сырья - угля, железной руды, апатита, серного колчедана и др., при переработке которых образуются большие объемы отходов, остающихся на территории области. Объем образующихся отходов производства и потребления в области составляет более 16,5 млн. тонн в год. В основном эти отходы образуются в г.Череповце. Обращение с твердыми бытовыми отходами, особенно в гг. Вологде, Соколе, Череповце, Великом Устюге и большинстве районных центров характеризуется тем, что существующие свалки не обустроены в соответствии с нормативными требованиями, часто происходит возгорание отходов и загрязнение атмосферного воздуха, несвоевременно производится рекультивация отработанных свалок. Отмечаются локальные загрязнения атмосферного воздуха на территории области в местах концентрации промышленного производства. На предприятия г. Череповца приходится свыше 75 % от общего объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников в области. В самом Череповце выбросы ОАО "Северсталь" составляют 96 % от общего объема выбросов от стационарных источников, ОАО "Аммофос" и "Азот" - около 2 %. Несмотря на показываемое в статистических отчетах за последние годы снижение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предприятиями города Череповца, уровень загрязнения атмосферного воздуха в селитебной части города остается высоким. Наблюдаются превышения максимальных разовых концентраций по диоксиду азота в 1,5 - 5 раз, по оксиду углерода - в 4 раза, по формальдегиду, фенолу, сероводороду, взвешенным веществам - в 1,6 - 2 раза. Среднегодовые концентрации формальдегида составляют 3 - 6 предельно допустимых концентраций (ПДК), бенз(а)пирена – 2 - 4 ПДК. Превышения нормативов отмечаются также по пыли ферросплавов до 9,1 ПДК, пыли неорганической – до 3,1 ПДК, нафталину – до 1,4 ПДК. В г. Вологде наибольший объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу приходится на автомобильный транспорт, в результате чего уровень загрязненности атмосферного воздуха является повышенным и определяется в основном превышением содержания формальдегида и бенз(а)пирена в 2 - 3 ПДК. В остальных поселениях области отмечается весьма незначительное загрязнение атмосферного воздуха в селитебных зонах. В целом состояние окружающей природной среды в Вологодской области является удовлетворительным вследствие больших площадей территорий, занятых лесами, болотами, лугами, реками и озерами, подвергнутыми незначительному антропогенному воздействию, практически не оказывающему существенного влияния на состояние природных экосистем. 2. Основы организации управления природопользованием и охраной окружающей природной среды 2.1. Принципы организации управления рациональным природопользованием Основными принципами рационального природопользования являются: - комплексный учет качественных и количественных характеристик природных ресурсов на основе их экономической оценки и состояния окружающей природной среды; - обеспечение рационального сочетания текущих и перспективных потребностей и возможностей области в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов; - уменьшение ресурсо- и энергоемкости экономики, сокращение расходования природных ресурсов и энергии на единицу выпускаемой продукции; - внедрение ресурсо- и энергосберегающих, малоотходных и безотходных технологий; - комплексность использования природных ресурсов с целью сокращения объемов образования отходов производства; - совершенствование системы платежей за природопользование и загрязнение окружающей среды; - целевое использование средств, предназначенных на охрану и воспроизводство природных ресурсов. 2.2. Организация управления природоохранной деятельностью Функции по управлению и организации выполнения природоохранной деятельности органов исполнительной государственной власти области, структурных подразделений Правительства области, органов местного самоуправления области распределяются следующим образом: Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области: - определяет основные направления природоохранной деятельности на территории области; - координирует деятельность органов исполнительной государственной власти области, структурных подразделений Правительства области, органов местного самоуправления, организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере природопользования и охраны окружающей среды; - организует и осуществляет межмуниципальные программы и проекты в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; - организует и обеспечивает функционирование системы комплексного мониторинга окружающей среды на территории области; - осуществляет обработку и анализ информации о состоянии окружающей среды: количестве и составе выбросов, сбросов загрязняющих веществ; образовании, использовании и размещении отходов производства и потребления на территории области; воздействии отходов на окружающую среду в местах их размещения; - обеспечивает население, органы государственной власти и местного самоуправления области достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территории области; - создает и обеспечивает охрану государственных природных заказников и памятников природы областного значения; - организует за счет средств областного бюджета финансирование реализации природоохранных мероприятий, включая мероприятия по восстановлению и охране водных объектов, геологоразведочных работ и особо охраняемых природных территорий; - контролирует поступление в областной бюджет платежей за негативное воздействие на окружающую среду и налога на добычу полезных ископаемых; - участвует в экологическом просвещении и образовании населения; - осуществляет иные функции в области природопользования и охраны окружающей среды, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции субъекта Российской Федерации. Департамент промышленности, предпринимательства и лесного комплекса Правительства области: - проводит мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду промышленными предприятиями, в том числе лесопромышленного комплекса, стекольной промышленности, металлургии и машиностроения, льноперерабатывающего комплекса; - осуществляет иные функции в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий. Департамент сельского хозяйства области: - снижает и предотвращает вредное воздействие на воздух, водную среду, почву, растительный и животный мир, оказываемое предприятиями агропромышленного комплекса; - организует контроль за применением в сельском хозяйстве пестицидов, ядохимикатов, ветеринарных препаратов и антибиотиков, утилизацией непригодных и с истекшим сроком хранения пестицидов; - повышает степень окультуренности и хозяйственной ценности сельскохозяйственных угодий; - организует и ведет мониторинг мелиорированных земель; - организует систему ветеринарной помощи и других видов услуг, связанных с содержанием животных и управляет ею; - осуществляет иные функции в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий. Главное управление архитектуры и градостроительства области: - координирует разработку планов благоустройства зеленых зон городов и населенных пунктов, зеленых насаждений общего пользования в городах и поселках городского типа; - осуществляет функциональное зонирование территорий городов и рабочих поселков с учетом экологических ограничений; - осуществляет иные функции в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий. Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Правительства области: - организует проектирование и строительство природоохранных объектов: очистных сооружений канализации и водоснабжения, полигонов ТБО, берегоукрепительных сооружений и т.п.; - обеспечивает реализацию мероприятий по обеспечению населения Вологодской области питьевой водой; - организует мероприятия по снижению вредного влияния на окружающую среду предприятий ТЭК и ЖКХ; - осуществляет иные функции в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий. Департамент дорожного хозяйства области: - обеспечивает экологическую безопасность при эксплуатации и развитии сети областных автомобильных дорог общего пользования, карьеров по добыче строительно-дорожных материалов; - осуществляет иные функции в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий. Комитет по транспорту и связи Правительства области: - предотвращает загрязнение природной среды, особенно воздушной среды и акваторий водных объектов, транспортными средствами; - обеспечивает безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений на судоходных участках водных объектов, автомобильных и железных дорогах; - осуществляет иные функции в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий. Управление рыболовства области: - проводит мероприятия по охране и рациональному использованию ихтиофауны; - ведет кадастр водных биоресурсов; - осуществляет иные функции в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий. Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных области: - проводит мероприятия по охране, воспроизводству и рациональному использованию охотничьих животных; - ведет кадастр охотничье-промысловых животных; - осуществляет иные функции в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий. Департамент образования области: - организует систему дошкольного, школьного и профессионального экологического образования; - осуществляет иные функции в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий. Департамент культуры области: - участвует в работе с населением по выявлению, изучению и сохранению объектов природного и культурного наследия; - осуществляет экологическое просвещение на базе учреждений культуры (музеи, библиотеки, центры традиционной культуры и др.); - осуществляет иные функции в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий. Департамент финансов области: - участвует в обосновании финансового обеспечения концепции охраны окружающей среды; - осуществляет иные функции в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий. Департамент продовольственных ресурсов области: - обеспечивает качество и экологическую безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов; - организует безвредную утилизацию или захоронение забракованного продовольствия и сырья; - осуществляет иные функции в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления в области охраны окружающей среды и природопользования осуществляют полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством. Структурные подразделения Правительства области, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области, другие органы исполнительной государственной власти области, органы местного самоуправления области осуществляют свои функции во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природопользования. 2.3. Экономический механизм природопользования Основой экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования являются: плата за загрязнение окружающей природной среды и пользование природными ресурсами; возмещение вреда (ущерба), причиненного окружающей природной среде; прогнозирование, планирование, финансирование и реализация природоохранных мероприятий и программ; проведение мероприятий по обеспечению выполнения природоохранных нормативов за счет средств хозяйствующих субъектов; внедрение экологического страхования, аудита и сертификации; экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды. Сохранение окружающей природной среды с целью рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, а также обеспечение экологической безопасности населения осуществляются через систему нормирования допустимого загрязнения окружающей природной среды. Осуществление принципа платы за загрязнение окружающей среды производится на основе: - организации системы мониторинга и контроля за выбросами (сбросами) вредных веществ во все сферы природной среды; - совершенствования нормативной правовой базы платного природопользования, включая и загрязнение окружающей среды, на основе которой исчисляются платежи. Одной из эффективных мер экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей природной среды является предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими мало- и безотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, использовании вторичных ресурсов, осуществлении иной деятельности, обеспечивающей природоохранный и экономический эффекты. Внедрение экологического страхования направлено на аккумулирование средств предприятий и государства для целевого возмещения затрат на восстановление природной среды, воспроизводство природных ресурсов, возмещение ущерба имуществу и здоровью третьих лиц в результате деятельности потенциально опасных объектов природопользования, а также для проведения мероприятий, направленных на восстановление и охрану природных ресурсов. 2.4. Мониторинг окружающей природной среды Для осуществления постоянного (регулярного) контроля за состоянием окружающей среды необходимо обеспечение функционирования и развития системы комплексного мониторинга окружающей среды (СКМ ОС), основными задачами которой являются: - координация взаимодействия природоохранных служб по осуществлению наблюдений и контроля за состоянием окружающей природной среды; - оценка текущего состояния природной среды, анализ тенденций изменения ее параметров; - выделение участков повышенной экологической опасности и определение зон чрезвычайной экологической ситуации; - прогнозирование и оценка социально-экологических последствий негативного развития в сфере окружающей среды; - подготовка исходных данных для разработки и реализации экологических мероприятий и планов социально-экономического развития области; - оперативное и достоверное информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения области о состоянии окружающей природной среды; - выработка предложений для принятия управленческих решений, связанных с природопользованием, предупреждением и ликвидацией угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера. 2.5. Охрана атмосферного воздуха В целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах необходимо осуществление: - мероприятий по разработке и внедрению ресурсосберегающих технологий, экономии тепла и электроэнергии, а также сокращению отходов производства; - эффективной эксплуатации и реконструкции установок для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов, прежде всего в ОАО "Северсталь" и других крупных предприятиях области; - продолжения строительства автомобильных дорог в обход городов и других населенных пунктов; - создания в гг. Вологде и Соколе автоматизированных систем контроля загрязненности атмосферного воздуха. 2.6. Рациональное использование и охрана водных ресурсов Основными мероприятиями в области охраны и рационального использования поверхностных водных ресурсов являются: - соблюдение нормативов допустимого изъятия водных ресурсов из поверхностных водных объектов; - внедрение передовых технологий водоподготовки, очистки сточных вод, водосберегающих технологий и систем оборотного водоснабжения, совершенствование водоочистных технологий; - реализация мероприятий по обеспечению населения области питьевой водой; - организация и очистка ливневого стока с урбанизированных территорий; - соблюдение режимов водоохранных зон и прибрежных защитных полос на землях сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, а также в городах, населенных пунктах с установлением и контролем соблюдения режимов хозяйственной деятельности в этих зонах; - реализация берегоукрепительных мероприятий на Шекснинском и Рыбинском водохранилищах и очистка русел рек в пределах гг. Вологды, Череповца, Сокола, Великого Устюга; - строительство и реконструкция очистных сооружений канализации в гг.Соколе, Вологде, Череповце, Великом Устюге, Грязовце, Харовске и во всех других районных центрах; - обеспечение локальной очистки производственных стоков промышленных предприятий гг. Вологды, Череповца, Сокола; - безопасная эксплуатация гидротехнических сооружений: водохранилищ, накопителей сточных вод и других жидких отходов; - ликвидационный тампонаж самоизливающихся скважин; - предотвращение загрязнения подземных вод при эксплуатации свалок промышленных и бытовых отходов, шламонакопителей, золоотвалов, складов ядохимикатов, промышленных зон крупных предприятий; - организация производственного контроля на очистных станциях подготовки питьевой воды и канализационных сооружениях. 2.7. Земельные ресурсы Для обеспечения рационального использования и охраны земель, сохранения почв необходимо проведение мероприятий, обеспечивающих: - предотвращение деградации и нарушения земель, неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности; - обеспечение плодородия почв путем рационального и эффективного использования органических удобрений; - проведение комплекса организационно-хозяйственных, агротехнических, гидротехнических, мелиоративных мероприятий по борьбе с водной эрозией; - проведение инвентаризации и рекультивации земель, нарушенных при разработке общераспространенных полезных ископаемых, строительных и иных работах; - обеспечение создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра. 2.8. Растительный и животный мир В целях охраны и рационального использования лесов необходимо: - обеспечение условий лесопользования с учетом природоохранной роли лесов и их лесохозяйственной ценности в размерах, не превышающих расчетную лесосеку; - внедрение на предприятиях лесного комплекса современных технологий, машин, оборудования, отвечающих экологическим требованиям; - организация лесовосстановления хвойными породами на всех вырубаемых площадях путем сохранения подроста и молодняка хвойных пород; - обеспечение охраны лесов от пожаров и самовольных рубок. В целях рационального использования, охраны и воспроизводства охотничьих животных необходимо: - обеспечить соблюдение продуктивности охотничьих угодий как важного компонента среды обитания охотничьих животных; - поддерживать оптимальную численность волков; - вести кадастр и мониторинг объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. В целях более полного освоения, эффективного использования и воспроизводства рыбохозяйственного фонда области необходимо выполнение следующих мероприятий: - обеспечение гарантии рационального использования рыбных ресурсов через лицензирование промышленного и любительского рыболовства; - обеспечение условий для воспроизводства ценных видов рыб; - восстановление естественной структуры ихтиофауны крупных водоемов и водотоков; - ведение кадастра водных биоресурсов области и осуществление мониторинга состояния ихтиофауны, в том числе и популяций рыб, вселяемых в водные объекты области. 2.9. Особо охраняемые территории Основной задачей организации особо охраняемых территорий является сохранение таежного генофонда, уникальных и типичных природных экосистем, природных памятников Вологодской области, обустройство государственных природных заказников и памятников природы, зелёных зон городов и рабочих посёлков, сохранение их от пожаров и самовольных вырубок. 2.10. Обеспечение ветеринарной безопасности Для создания ветеринарной безопасности на территории области необходимо: - обеспечить выполнение правил и норм по эксплуатации и консервированию биотермических ям, трупосжигательных печей и др.; - обеспечить проведение земляных, мелиоративных и других строительных работ по согласованию с органами государственного надзора за ветеринарной безопасностью; - установить особый контроль за сибиреязвенными скотомогильниками с целью предупреждения активизации местных почвенных очагов сибирской язвы, для чего: принять дополнительные меры по установлению точных местонахождений состоящих на учете сибиреязвенных скотомогильников, а также других мест захоронения скота, павшего от сибирской язвы; обеспечить первоочередное оборудование этих и иных скотомогильников ограждением, оканавливанием и устройством аншлагов с передачей на баланс администрации территории, где они расположены; запретить захоронение трупов на сибиреязвенных скотомогильниках, а также проведение строительных работ на их месте и прилегающих территориях. 2.11. Обращение с отходами производства и потребления Для обеспечения существующих требований безопасного размещения отходов производства и потребления необходимы: - организация разработки схем санитарной очистки городов, поселков городского типа и районных центров с целью совершенствования систем сбора и транспортировки ТБО; - организация строительства и эксплуатации полигонов ТБО в районных центрах, а также оборудования мест складирования отходов в сельских населенных пунктах; - совершенствование системы удаления, обезвреживания, переработки и утилизации промышленных отходов, медицинских отходов, неиспользуемых ядохимикатов, осадков и шламов очистных сооружений канализации и водоснабжения. 2.12. Обеспечение экологической безопасности Обеспечение экологической безопасности включает систему действий по предотвращению возникновения и развития экологически опасных ситуаций, ликвидации их последствий и требует выполнения следующих мероприятий: - подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций природного характера, обучения и подготовки населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях; - осуществления в установленном федеральным законодательством порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций; - осуществления контроля и надзора за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при их возникновении; - развития и совершенствования системы по выявлению и ликвидации аварийных экологических ситуаций; - проведения экспертизы экологической безопасности и выявления степени соответствия объектов экспертизы установленным нормам, стандартам и правилам в вопросах экологической безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - принятия мер борьбы против биологического и радиоактивного загрязнения окружающей природной среды. 2.13. Экологическая информация, воспитание и образование Целью экологического образования и воспитания населения области является повышение экологической культуры общества и профессиональная подготовка специалистов через систему всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающую весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных ведениях, подготовки и переподготовки руководящих работников и специалистов в области природопользования и охраны окружающей среды, а также в иных сферах, связанных с деятельностью, оказывающей вредное влияние на окружающую природную среду и здоровье населения. В целях эффективного использования СМИ в экологизации общественного сознания, обеспечения доступа граждан к экологической информации необходимо обеспечить стимулирование местной печати, радио, телевидения через проведение ежегодных конкурсов СМИ на лучшее освещение экологической тематики. Заключение Концепция рационального природопользования и охраны окружающей природной среды Вологодской области на период до 2010 года отражает основные направления и принципы деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, структур природноресурсного и природоохранного блоков, природопользователей при разработке и реализации ими природоохранных мероприятий и принятия решений в сфере рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и оздоровления экологической ситуации в области. Последовательная реализация положений концепции позволит: - повысить эффективность экономического регулирования природопользования и увеличить поступление средств для обеспечения непрерывности финансирования программ и мероприятий по рациональному природопользованию и оздоровлению окружающей среды; - достичь значительного снижения уровня загрязнения окружающей среды и негативного воздействия предприятий промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики, агропромышленного комплекса на окружающую природную среду. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|