Расширенный поиск

Постановление Правительства Вологодской области от 29.11.2004 № 1092

                                                                              
                 ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
                                                                             
                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                                                                                
                                                                                 
     От 29.11.2004 N 1092
     г.Вологда

     О внесении изменений в постановление
     Губернатора области от 3 августа 2001
     года N 756
                                                                                
                                                                                 
     Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
                                                                                 
     Внести следующие изменения в постановление Губернатора области
от  3  августа  2001  года  N 756 "О Концепции природопользования и
охраны  окружающей природной среды Вологодской области на период до
2010 года":
     1. Пункт 2 постановления изложить в следующей редакции:
     "2.   Рекомендовать   Концепцию   для  реализации  структурным
подразделениям   Правительства   области,   органам  исполнительной
государственной  власти  области,  органам  местного самоуправления
области, природопользователям.".
     2.  Концепцию,  принятую  указанным постановлением, изложить в
новой редакции (прилагается).
                                                                                 
                                                                                 
     Губернатор области          В.Е. Позгалёв
                                                                                 
                                                                                 
                                          Принята постановлением
                                          Губернатора области
                                          от 03.08.2001 N 756
                                          (в редакции постановления
                                          Правительства области
                                          от 29.11.2004 N 1092)
                                                                             
                                                                             
                             КОНЦЕПЦИЯ
              ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ
                ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
                      НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

                             Введение

     Для  Вологодской области, обладающей большим природноресурсным
потенциалом,  присущи  характерные  для большинства регионов страны
проблемы природопользования, загрязнения и охраны окружающей среды.
     Предпринимаемые  меры по рациональному использованию природных
ресурсов  и  оздоровлению  среды обитания недостаточны и не привели
пока  к  существенному  результату. Основными причинами сложившейся
ситуации   являются   отсутствие  комплексного  подхода  к  решению
названных  проблем,  недостаточное  финансирование  природоохранных
мероприятий,   отсутствие  эффективно  действующего  экономического
механизма  природопользования,  несовершенная  система управления в
рассматриваемой сфере.
     Целью   Концепции   природопользования   и  охраны  окружающей
природной среды Вологодской области на период до 2010 года является
обеспечение  неистощительного,  рационального  и  сбалансированного
использования   природных   ресурсов   с   необходимым  уровнем  их
воспроизводства,  а  также  охраны  окружающей природной среды, что
связано  с  повышением  качества  и  уровня жизни людей и созданием
основ для перехода к устойчивому развитию.
     Достижение  поставленной цели должно быть обеспечено на основе
научных   разработок   по   совершенствованию  управления  в  сфере
природопользования    и    охраны   окружающей   среды,   а   также
экономического  механизма  природопользования,  комплексной системы
мониторинга   окружающей   природной   среды   и   развития  систем
информационного обеспечения и экологического образования.
     Концептуальные   положения   должны   реализовываться  главным
образом   через   систему  областных,  муниципальных  и  отраслевых
программ рационального природопользования и оздоровления окружающей
природной среды.

  1. Природноресурсный потенциал и состояние окружающей природной
                     среды Вологодской области
                          
     Вологодская  область  занимает  территорию площадью 145,7 тыс.
кв.  км в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации в
зоне  умеренно-континентального  климата  с избыточным увлажнением,
коротким   летом   и   продолжительной   зимой.  Население  области
составляет  около  1,3  млн.  человек,  69 % из которых проживает в
городских         поселениях.        В        соответствии        с
административно-территориальным  делением в состав области входит 4
города  областного  значения,  11  городов  районного  значения, 13
рабочих   поселков,   26   муниципальных  районов,  371  сельсовет,
объединяющий более 8 тысяч сельских населенных пунктов.
     Таежные  леса  с  большим  распространением  ели  и  сосны,  с
некоторой  примесью  пихты, лиственницы и других сибирских пород, а
также  мелко- и широколиственных пород: березы, осины, липы, клена,
вяза и др. - занимают более 70 % территории области и составляют ее
главное  природное богатство. В целом расчетная лесосека по области
используется всего на 40 %, в том числе по хвойным лесам - на 72 %.
Природно-лесной  потенциал области позволяет без ущерба значительно
увеличить объемы лесопромышленного производства.
     Вторичные лесные ресурсы: лекарственные растения, грибы, ягоды
и др. - используются крайне недостаточно.
     Применение   устаревших   лесосечных   технологий  приводит  к
уничтожению  подроста  на больших площадях и минерализации почвы на
лесосеках.   Нерациональное  лесопользование  обусловлено,  главным
образом,  недорубами лесосек со зрелым лесом и самовольными рубками
леса,  а  также  образованием больших объемов отходов, образующихся
при    рубке    леса.    Недостаточно    эффективно    производится
лесовосстановление, что ведет к сокращению лесных массивов.
     По  числу  и  площади  торфяных  болот, а также запасам торфа,
составляющим  около  4  млн.  тонн, область занимает одно из первых
мест  на  европейской  территории России. На 9 % территории области
расположены  верховые, переходные и низинные болота. Заболоченность
на  юго-западе  области  достигает  40 % территории, а на востоке -
менее 2 %.
     Область   обладает   большими   ресурсами  поверхностных  вод:
насчитывается  около  20  тысяч  водотоков  и  5,3  тысячи  озер  и
водохранилищ,  занимающих  около  3  % территории области. Наиболее
крупными водоемами являются озера Белое, Воже, Кубенское, Онежское,
а также Рыбинское и Шекснинское водохранилища. Большая часть озер и
водохранилищ  (87  %)  расположена  в  западной  части  области.  К
наиболее  крупным  относятся реки Сухона, Юг, Суда, Шексна, Кубена,
Молога,  Ковжа. Объем речного стока в среднем составляет 40 куб. км
в  год, а в маловодные годы снижается до 25 куб. км. Удельный объем
ресурсов  поверхностного стока в области составляет 15 куб. м/сутки
на одного человека.
     По  данным  Росгидромета  воды  поверхностных  водных объектов
относятся  к  категории чистых в 70 % пунктов наблюдений и умеренно
загрязненных  - в 20 %. К наиболее чистым природным водным объектам
относятся  озера  Кубенское,  Белое,  Онежское, а также Рыбинское и
Шекснинское   водохранилища.   Наиболее   загрязненными  в  области
являются  реки  Пельшма,  Вологда  и  Кошта.  Основными источниками
загрязнения  водных  объектов  являются  сточные воды промышленных,
коммунальных и сельскохозяйственных предприятий, особенно в крупных
промышленных  городах  -  Череповце,  Вологде и Соколе. Ежегодно со
сточными  водами  сбрасывается  более  70  тыс.  тонн  загрязняющих
веществ,  из  которых на г.Череповец приходится 50 %, г. Сокол – 22
%,  г.  Вологду  – 19 %. Большой объем загрязнений в водные объекты
поступает   также   в   составе  рассеянных  (диффузных)  стоков  с
территорий    населенных   пунктов,   сельхозугодий,   промплощадок
предприятий.
     Область располагает значительными запасами подземных пресных и
минеральных  вод:  прогнозные  ресурсы пресных вод составляют около
7000  тыс.  куб.  м/сутки,  а  минеральных  вод - 270 куб. м/сутки.
Запасы  пресных  подземных  вод могут полностью или почти полностью
обеспечить  потребности  водопотребления Бабаевского, Вытегорского,
Чагодощенского,   Вашкинского,   Вожегодского,   Кичм.-Городецкого,
Междуреченского,   Никольского   и   Тотемского  районов.  Наименее
обеспеченными   являются   Тарногский   и   Сокольский   районы.  В
Вологодской  области  насчитывается  50  самоизливающихся  скважин,
являющихся   потенциальным   источником   загрязнения  и  истощения
подземных вод.
     Территория  области  отличается  незначительным  разнообразием
минеральных      ресурсов,      представленных      в      основном
общераспространенными   полезными  ископаемыми:  песчано-гравийными
материалами,  строительными,  формовочными  и  стекольными песками,
глинами,    карбонатными    породами,    доломитами   и   флюсовыми
известняками,  сапропелем и торфом. Выявлены площади, перспективные
для поисков алмазов, золота и углеводородного сырья.
     Основными   типами   почв,   распространенными  на  территории
области,  являются  подзолистые  и дерново-подзолистые, болотистые,
дерново-карбонатные  и аллювиальные. По механическому составу почвы
разделяются  на  глинистые,  суглинистые,  песчаные  и  супесчаные.
Сельскохозяйственные  угодья  занимают  менее  1,1 млн. га, или 8 %
территории области, из которых 66% приходится на пашню, а остальное
большей  частью  – на кормовые угодья (сенокосы – 17 % и пастбища –
13  %). Луга занимают около 4 % территории области и разделяются на
малоурожайные материковые и более урожайные пойменные или заливные.
     В  последние  годы  наблюдается тенденция к ухудшению ценности
сельскохозяйственных  угодий:  практически прекращены мелиоративные
работы   и   забрасываются   существующие   мелиоративные  системы,
происходит  локальное  загрязнение  почв  промышленными, бытовыми и
сельскохозяйственными отходами.
     Особо   охраняемые   природные  территории  (ООПТ)  в  области
составляют  5,6  % от общей территории области. К ООПТ федерального
значения относятся Дарвинский государственный природный заповедник,
Национальный  парк  "Русский  Север".  К  ООПТ  областного значения
относятся  -  83  природных  заказника,  81  памятник  природы,  15
природных  и  генетических  резерватов,  3  лечебно-оздоровительные
местности  и  курорта.  К  ООПТ  местного значения - парк Мира в г.
Вологде.  Вокруг  населенных  пунктов  выделены  зеленые зоны общей
площадью,  равной  1,6  % территории области, из них 16,2 тыс. га -
лесопарковая  часть;  взято  под  охрану  280 клюквенных и торфяных
болот.
     Типичными   охотничье-промысловыми   видами  животных  и  птиц
Вологодской  области  являются белка, медведь, волк, куница, выдра,
норка,  лось,  кабан,  рысь,  лисица, заяц, бобр, глухарь, тетерев,
рябчик   и   др.   Колебания  численности  особей  отдельных  видов
охотничьих    животных   в   основном   обусловлены   естественными
биологическими факторами.
     Водные  биологические  ресурсы  области  весьма значительны: в
водоемах  обитает  более  58  видов  рыб,  из  которых  промысловое
значение   имеют   прежде   всего   путинные   (корюшка,   снеток),
крупночастиковые   (лещ,   судак,   щука,  налим),  мелкочастиковые
(плотва,  окунь, ерш, синец, чехонь, язь, уклея, густера) и другие.
Встречаются  ценные  и  особо  ценные  виды  рыб  -  сиг,  ряпушка,
стерлядь,  лосось,  форель,  палия,  нельма  и другие. В результате
загрязнения   водоемов  происходит  ухудшение  состава  ихтиофауны,
повышается заболеваемость и смертность рыб.
     Радиационная  обстановка природной среды в области находится в
пределах  безопасных  фоновых  значений - 11 - 13 мкР/час, присущих
региону расположения области.
     Для     обеспечения    производственной    деятельности    ОАО
"Северсталь",  ОАО  "Аммофос"  и ОАО "Азот" ввозятся большие объемы
исходного сырья - угля, железной руды, апатита, серного колчедана и
др.,  при  переработке  которых  образуются большие объемы отходов,
остающихся   на  территории  области.  Объем  образующихся  отходов
производства  и  потребления  в  области составляет более 16,5 млн.
тонн в год. В основном эти отходы образуются в г.Череповце.
     Обращение   с  твердыми  бытовыми  отходами,  особенно  в  гг.
Вологде,  Соколе,  Череповце, Великом Устюге и большинстве районных
центров  характеризуется тем, что существующие свалки не обустроены
в   соответствии  с  нормативными  требованиями,  часто  происходит
возгорание    отходов    и    загрязнение   атмосферного   воздуха,
несвоевременно производится рекультивация отработанных свалок.
     Отмечаются   локальные  загрязнения  атмосферного  воздуха  на
территории    области    в    местах   концентрации   промышленного
производства.  На предприятия г. Череповца приходится свыше 75 % от
общего   объема   выбросов  загрязняющих  веществ  в  атмосферу  от
стационарных  источников  в  области. В самом Череповце выбросы ОАО
"Северсталь"   составляют   96  %  от  общего  объема  выбросов  от
стационарных источников, ОАО "Аммофос" и "Азот" - около 2 %.
     Несмотря на показываемое в статистических отчетах за последние
годы  снижение  объема  выбросов  загрязняющих  веществ в атмосферу
предприятиями  города  Череповца,  уровень загрязнения атмосферного
воздуха  в  селитебной  части  города остается высоким. Наблюдаются
превышения  максимальных  разовых  концентраций по диоксиду азота в
1,5  -  5  раз,  по  оксиду  углерода - в 4 раза, по формальдегиду,
фенолу,  сероводороду,  взвешенным  веществам  -  в  1,6  - 2 раза.
Среднегодовые концентрации формальдегида составляют 3 - 6 предельно
допустимых   концентраций   (ПДК),  бенз(а)пирена  –  2  -  4  ПДК.
Превышения  нормативов отмечаются также по пыли ферросплавов до 9,1
ПДК, пыли неорганической – до 3,1 ПДК, нафталину – до 1,4 ПДК.
     В  г. Вологде наибольший объем выбросов загрязняющих веществ в
атмосферу  приходится на автомобильный транспорт, в результате чего
уровень  загрязненности  атмосферного воздуха является повышенным и
определяется  в  основном  превышением  содержания  формальдегида и
бенз(а)пирена в 2 - 3 ПДК.
     В    остальных    поселениях    области    отмечается   весьма
незначительное загрязнение атмосферного воздуха в селитебных зонах.
     В  целом  состояние  окружающей  природной среды в Вологодской
области  является  удовлетворительным  вследствие  больших площадей
территорий,  занятых  лесами,  болотами,  лугами, реками и озерами,
подвергнутыми     незначительному    антропогенному    воздействию,
практически  не  оказывающему  существенного  влияния  на состояние
природных экосистем.

  2. Основы организации управления природопользованием и охраной
                    окружающей природной среды
                              
     2.1.     Принципы    организации    управления    рациональным
природопользованием
 
     Основными    принципами    рационального    природопользования
являются:
     - комплексный учет качественных и количественных характеристик
природных  ресурсов  на  основе их экономической оценки и состояния
окружающей природной среды;
     -  обеспечение рационального сочетания текущих и перспективных
потребностей   и  возможностей  области  в  сфере  воспроизводства,
использования и охраны природных ресурсов;
     -  уменьшение  ресурсо-  и энергоемкости экономики, сокращение
расходования  природных  ресурсов  и энергии на единицу выпускаемой
продукции;
     -  внедрение  ресурсо-  и  энергосберегающих,  малоотходных  и
безотходных технологий;
     -  комплексность  использования  природных  ресурсов  с  целью
сокращения объемов образования отходов производства;
     -  совершенствование  системы платежей за природопользование и
загрязнение окружающей среды;
     -  целевое  использование средств, предназначенных на охрану и
воспроизводство природных ресурсов.

     2.2. Организация управления природоохранной деятельностью
        
     Функции по управлению и организации выполнения природоохранной
деятельности органов исполнительной государственной власти области,
структурных  подразделений  Правительства области, органов местного
самоуправления области распределяются следующим образом:
     Департамент  природных  ресурсов  и  охраны  окружающей  среды
области:
     - определяет основные направления природоохранной деятельности
на территории области;
     -    координирует    деятельность    органов    исполнительной
государственной    власти    области,   структурных   подразделений
Правительства области, органов местного самоуправления, организаций
и  индивидуальных  предпринимателей  в  сфере  природопользования и
охраны окружающей среды;
     -  организует  и  осуществляет  межмуниципальные  программы  и
проекты   в   области   охраны  окружающей  среды  и  экологической
безопасности;
     -   организует   и   обеспечивает   функционирование   системы
комплексного мониторинга окружающей среды на территории области;
     -  осуществляет  обработку  и  анализ  информации  о состоянии
окружающей   среды:   количестве   и   составе   выбросов,  сбросов
загрязняющих   веществ;  образовании,  использовании  и  размещении
отходов   производства   и   потребления   на  территории  области;
воздействии отходов на окружающую среду в местах их размещения;
     -  обеспечивает  население,  органы  государственной  власти и
местного самоуправления области достоверной информацией о состоянии
окружающей среды на территории области;
     -  создает  и  обеспечивает  охрану  государственных природных
заказников и памятников природы областного значения;
     - организует за счет средств областного бюджета финансирование
реализации  природоохранных  мероприятий,  включая  мероприятия  по
восстановлению и охране водных объектов, геологоразведочных работ и
особо охраняемых природных территорий;
     -  контролирует  поступление  в  областной  бюджет платежей за
негативное  воздействие  на  окружающую  среду  и  налога на добычу
полезных ископаемых;
     -   участвует   в   экологическом  просвещении  и  образовании
населения;
     -  осуществляет  иные  функции  в области природопользования и
охраны  окружающей  среды,  отнесенные законодательством Российской
Федерации к компетенции субъекта Российской Федерации.
     Департамент   промышленности,  предпринимательства  и  лесного
комплекса Правительства области:
     -  проводит мероприятия по снижению негативного воздействия на
окружающую   среду   промышленными   предприятиями,   в  том  числе
лесопромышленного комплекса, стекольной промышленности, металлургии
и машиностроения, льноперерабатывающего комплекса;
     -  осуществляет иные функции в области охраны окружающей среды
в пределах своих полномочий.
     Департамент сельского хозяйства области:
     -  снижает  и  предотвращает  вредное  воздействие  на воздух,
водную  среду,  почву,  растительный  и  животный  мир, оказываемое
предприятиями агропромышленного комплекса;
     -  организует  контроль  за  применением  в сельском хозяйстве
пестицидов,  ядохимикатов,  ветеринарных препаратов и антибиотиков,
утилизацией непригодных и с истекшим сроком хранения пестицидов;
     -  повышает  степень  окультуренности и хозяйственной ценности
сельскохозяйственных угодий;
     - организует и ведет мониторинг мелиорированных земель;
     - организует систему ветеринарной помощи и других видов услуг,
связанных с содержанием животных и управляет ею;
     -  осуществляет иные функции в области охраны окружающей среды
в пределах своих полномочий.
     Главное управление архитектуры и градостроительства области:
     -  координирует  разработку планов благоустройства зеленых зон
городов и населенных пунктов, зеленых насаждений общего пользования
в городах и поселках городского типа;
     - осуществляет функциональное зонирование территорий городов и
рабочих поселков с учетом экологических ограничений;
     -  осуществляет иные функции в области охраны окружающей среды
в пределах своих полномочий.
     Департамент  строительства, энергетики и жилищно-коммунального
хозяйства Правительства области:
     -  организует  проектирование  и строительство природоохранных
объектов:   очистных   сооружений   канализации   и  водоснабжения,
полигонов ТБО, берегоукрепительных сооружений и т.п.;
     - обеспечивает реализацию мероприятий по обеспечению населения
Вологодской области питьевой водой;
     -  организует  мероприятия  по  снижению  вредного  влияния на
окружающую среду предприятий ТЭК и ЖКХ;
     -  осуществляет иные функции в области охраны окружающей среды
в пределах своих полномочий.
     Департамент дорожного хозяйства области:
     -  обеспечивает  экологическую безопасность при эксплуатации и
развитии  сети  областных  автомобильных  дорог общего пользования,
карьеров по добыче строительно-дорожных материалов;
     -  осуществляет иные функции в области охраны окружающей среды
в пределах своих полномочий.
     Комитет по транспорту и связи Правительства области:
     -   предотвращает   загрязнение   природной   среды,  особенно
воздушной   среды   и   акваторий  водных  объектов,  транспортными
средствами;
     -   обеспечивает   безопасную   эксплуатацию  гидротехнических
сооружений  на судоходных участках водных объектов, автомобильных и
железных дорогах;
     -  осуществляет иные функции в области охраны окружающей среды
в пределах своих полномочий.
     Управление рыболовства области:
     - проводит мероприятия по охране и рациональному использованию
ихтиофауны;
     - ведет кадастр водных биоресурсов;
     -  осуществляет иные функции в области охраны окружающей среды
в пределах своих полномочий.
     Управление  по  охране, контролю и регулированию использования
охотничьих животных области:
     -   проводит   мероприятия   по   охране,   воспроизводству  и
рациональному использованию охотничьих животных;
     - ведет кадастр охотничье-промысловых животных;
     -  осуществляет иные функции в области охраны окружающей среды
в пределах своих полномочий.
     Департамент образования области:
     -     организует     систему    дошкольного,    школьного    и
профессионального экологического образования;
     -  осуществляет иные функции в области охраны окружающей среды
в пределах своих полномочий.
     Департамент культуры области:
     -  участвует  в  работе  с населением по выявлению, изучению и
сохранению объектов природного и культурного наследия;
     -  осуществляет  экологическое  просвещение на базе учреждений
культуры (музеи, библиотеки, центры традиционной культуры и др.);
     -  осуществляет иные функции в области охраны окружающей среды
в пределах своих полномочий.
     Департамент финансов области:
     -  участвует  в  обосновании финансового обеспечения концепции
охраны окружающей среды;
     -  осуществляет иные функции в области охраны окружающей среды
в пределах своих полномочий.
          Департамент продовольственных ресурсов области:
     -   обеспечивает   качество   и   экологическую   безопасность
продовольственного сырья и пищевых продуктов;
     -    организует    безвредную   утилизацию   или   захоронение
забракованного продовольствия и сырья;
     -  осуществляет иные функции в области охраны окружающей среды
в пределах своих полномочий.
     Органы  местного  самоуправления  в  области охраны окружающей
среды и природопользования осуществляют полномочия в соответствии с
федеральным и областным законодательством.
     Структурные  подразделения  Правительства области, департамент
природных ресурсов и охраны окружающей среды области, другие органы
исполнительной  государственной  власти  области,  органы  местного
самоуправления  области осуществляют свои функции во взаимодействии
с  территориальными  органами  федеральных  органов  исполнительной
власти в области охраны окружающей среды и природопользования.

          2.3. Экономический механизм природопользования
                
     Основой  экономического  механизма  охраны  окружающей среды и
природопользования являются:
     плата  за загрязнение окружающей природной среды и пользование
природными ресурсами;
     возмещение  вреда  (ущерба), причиненного окружающей природной
среде;
     прогнозирование,  планирование,  финансирование  и  реализация
природоохранных мероприятий и программ;
     проведение     мероприятий     по    обеспечению    выполнения
природоохранных нормативов за счет средств хозяйствующих субъектов;
     внедрение экологического страхования, аудита и сертификации;
     экономическое  стимулирование рационального природопользования
и охраны окружающей природной среды.
     Сохранение  окружающей  природной  среды с целью рационального
использования   и   воспроизводства  природных  ресурсов,  а  также
обеспечение  экологической  безопасности  населения  осуществляются
через   систему  нормирования  допустимого  загрязнения  окружающей
природной среды.
     Осуществление  принципа  платы за загрязнение окружающей среды
производится на основе:
     -  организации  системы  мониторинга  и  контроля за выбросами
(сбросами) вредных веществ во все сферы природной среды;
     -   совершенствования   нормативной   правовой  базы  платного
природопользования,  включая  и  загрязнение  окружающей  среды, на
основе которой исчисляются платежи.
     Одной   из   эффективных   мер  экономического  стимулирования
рационального  природопользования  и  охраны  окружающей  природной
среды   является  предоставление  юридическим  и  физическим  лицам
налоговых,  кредитных  и  иных  льгот  при  внедрении  ими  мало- и
безотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, использовании
вторичных ресурсов, осуществлении иной деятельности, обеспечивающей
природоохранный и экономический эффекты.
     Внедрение    экологического    страхования    направлено    на
аккумулирование  средств  предприятий  и  государства  для целевого
возмещения    затрат    на    восстановление    природной    среды,
воспроизводство  природных  ресурсов, возмещение ущерба имуществу и
здоровью третьих лиц в результате деятельности потенциально опасных
объектов  природопользования,  а  также для проведения мероприятий,
направленных на восстановление и охрану природных ресурсов.

            2.4. Мониторинг окружающей природной среды
               
     Для   осуществления   постоянного  (регулярного)  контроля  за
состоянием окружающей среды необходимо обеспечение функционирования
и  развития  системы комплексного мониторинга окружающей среды (СКМ
ОС), основными задачами которой являются:
     -   координация   взаимодействия   природоохранных   служб  по
осуществлению   наблюдений  и  контроля  за  состоянием  окружающей
природной среды;
     -  оценка текущего состояния природной среды, анализ тенденций
изменения ее параметров;
     -  выделение  участков  повышенной  экологической  опасности и
определение зон чрезвычайной экологической ситуации;
     - прогнозирование и оценка социально-экологических последствий
негативного развития в сфере окружающей среды;
     -  подготовка  исходных  данных  для  разработки  и реализации
экологических   мероприятий   и   планов   социально-экономического
развития области;
     -    оперативное    и   достоверное   информирование   органов
государственной власти, органов местного самоуправления и населения
области о состоянии окружающей природной среды;
     -  выработка  предложений для принятия управленческих решений,
связанных  с  природопользованием,  предупреждением  и  ликвидацией
угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.

                 2.5. Охрана атмосферного воздуха
                 
     В  целях  предотвращения  загрязнения  атмосферного  воздуха в
населенных пунктах необходимо осуществление:
     -  мероприятий  по  разработке  и внедрению ресурсосберегающих
технологий,  экономии  тепла  и  электроэнергии, а также сокращению
отходов производства;
     -  эффективной  эксплуатации  и  реконструкции  установок  для
улавливания  и  обезвреживания  вредных веществ из отходящих газов,
прежде  всего  в  ОАО  "Северсталь"  и  других крупных предприятиях
области;
     -   продолжения  строительства  автомобильных  дорог  в  обход
городов и других населенных пунктов;
     -  создания  в  гг. Вологде и Соколе автоматизированных систем
контроля загрязненности атмосферного воздуха.

     2.6. Рациональное использование и охрана водных ресурсов
        
     Основными  мероприятиями  в  области  охраны  и  рационального
использования поверхностных водных ресурсов являются:
     - соблюдение нормативов допустимого изъятия водных ресурсов из
поверхностных водных объектов;
     -   внедрение  передовых  технологий  водоподготовки,  очистки
сточных   вод,   водосберегающих  технологий  и  систем  оборотного
водоснабжения, совершенствование водоочистных технологий;
     -  реализация  мероприятий  по  обеспечению  населения области
питьевой водой;
     -  организация  и  очистка  ливневого стока с урбанизированных
территорий;
     -  соблюдение  режимов  водоохранных зон и прибрежных защитных
полос  на землях сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, а
также  в  городах,  населенных  пунктах с установлением и контролем
соблюдения режимов хозяйственной деятельности в этих зонах;
     -  реализация берегоукрепительных мероприятий на Шекснинском и
Рыбинском  водохранилищах  и  очистка  русел  рек  в  пределах  гг.
Вологды, Череповца, Сокола, Великого Устюга;
     -    строительство   и   реконструкция   очистных   сооружений
канализации   в  гг.Соколе,  Вологде,  Череповце,  Великом  Устюге,
Грязовце, Харовске и во всех других районных центрах;
     -   обеспечение   локальной  очистки  производственных  стоков
промышленных предприятий гг. Вологды, Череповца, Сокола;
     -   безопасная   эксплуатация   гидротехнических   сооружений:
водохранилищ, накопителей сточных вод и других жидких отходов;
     - ликвидационный тампонаж самоизливающихся скважин;
     -  предотвращение  загрязнения  подземных вод при эксплуатации
свалок    промышленных   и   бытовых   отходов,   шламонакопителей,
золоотвалов,   складов   ядохимикатов,   промышленных  зон  крупных
предприятий;
     -  организация производственного контроля на очистных станциях
подготовки питьевой воды и канализационных сооружениях.

                      2.7. Земельные ресурсы
                          
     Для  обеспечения  рационального использования и охраны земель,
сохранения почв необходимо проведение мероприятий, обеспечивающих:
     -    предотвращение    деградации    и    нарушения    земель,
неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности;
     -   обеспечение   плодородия   почв   путем   рационального  и
эффективного использования органических удобрений;
     -     проведение    комплекса    организационно-хозяйственных,
агротехнических,  гидротехнических,  мелиоративных  мероприятий  по
борьбе с водной эрозией;
     - проведение инвентаризации и рекультивации земель, нарушенных
при    разработке    общераспространенных    полезных   ископаемых,
строительных и иных работах;
     -  обеспечение  создания  автоматизированной  системы  ведения
государственного земельного кадастра.

                      2.8. Растительный и животный мир  
                     
     В целях охраны и рационального использования лесов необходимо:
     - обеспечение условий лесопользования с учетом природоохранной
роли   лесов   и  их  лесохозяйственной  ценности  в  размерах,  не
превышающих расчетную лесосеку;
     -  внедрение  на  предприятиях  лесного  комплекса современных
технологий,    машин,    оборудования,   отвечающих   экологическим
требованиям;
     -  организация  лесовосстановления  хвойными  породами на всех
вырубаемых  площадях  путем сохранения подроста и молодняка хвойных
пород;
     - обеспечение охраны лесов от пожаров и самовольных рубок.
     В  целях рационального использования, охраны и воспроизводства
охотничьих животных необходимо:
     -  обеспечить  соблюдение продуктивности охотничьих угодий как
важного компонента среды обитания охотничьих животных;
     - поддерживать оптимальную численность волков;
     -   вести   кадастр  и  мониторинг  объектов  животного  мира,
отнесенных к объектам охоты.
     В  целях  более полного освоения, эффективного использования и
воспроизводства   рыбохозяйственного   фонда   области   необходимо
выполнение следующих мероприятий:
     -  обеспечение  гарантии  рационального  использования  рыбных
ресурсов   через   лицензирование   промышленного  и  любительского
рыболовства;
     - обеспечение условий для воспроизводства ценных видов рыб;
     -  восстановление  естественной  структуры  ихтиофауны крупных
водоемов и водотоков;
     -  ведение кадастра водных биоресурсов области и осуществление
мониторинга  состояния  ихтиофауны,  в  том  числе и популяций рыб,
вселяемых в водные объекты области.

                 2.9. Особо охраняемые территории
                       
     Основной   задачей  организации  особо  охраняемых  территорий
является  сохранение  таежного  генофонда,  уникальных  и  типичных
природных  экосистем,  природных  памятников  Вологодской  области,
обустройство  государственных  природных  заказников  и  памятников
природы,  зелёных  зон городов и рабочих посёлков, сохранение их от
пожаров и самовольных вырубок.

            2.10. Обеспечение ветеринарной безопасности
              
     Для  создания  ветеринарной безопасности на территории области
необходимо:
     -  обеспечить  выполнение  правил  и  норм  по  эксплуатации и
консервированию биотермических ям, трупосжигательных печей и др.;
     -  обеспечить  проведение  земляных,  мелиоративных  и  других
строительных  работ  по  согласованию  с  органами государственного
надзора за ветеринарной безопасностью;
     -    установить    особый    контроль    за    сибиреязвенными
скотомогильниками   с   целью  предупреждения  активизации  местных
почвенных очагов сибирской язвы, для чего:
     принять    дополнительные    меры   по   установлению   точных
местонахождений состоящих на учете сибиреязвенных скотомогильников,
а также других мест захоронения скота, павшего от сибирской язвы;
     обеспечить    первоочередное    оборудование   этих   и   иных
скотомогильников ограждением, оканавливанием и устройством аншлагов
с   передачей   на   баланс   администрации   территории,  где  они
расположены;
     запретить     захоронение     трупов     на     сибиреязвенных
скотомогильниках, а также проведение строительных работ на их месте
и прилегающих территориях.

       2.11. Обращение с отходами производства и потребления
          
     Для обеспечения существующих требований безопасного размещения
отходов производства и потребления необходимы:
     -  организация  разработки  схем  санитарной  очистки городов,
поселков    городского    типа   и   районных   центров   с   целью
совершенствования систем сбора и транспортировки ТБО;
     -  организация  строительства  и  эксплуатации полигонов ТБО в
районных центрах, а также оборудования мест складирования отходов в
сельских населенных пунктах;
     -    совершенствование   системы   удаления,   обезвреживания,
переработки и утилизации промышленных отходов, медицинских отходов,
неиспользуемых  ядохимикатов,  осадков и шламов очистных сооружений
канализации и водоснабжения.

           2.12. Обеспечение экологической безопасности
             
     Обеспечение   экологической   безопасности   включает  систему
действий  по  предотвращению  возникновения и развития экологически
опасных  ситуаций,  ликвидации  их последствий и требует выполнения
следующих мероприятий:
     -  подготовки  и  содержания  в  готовности  необходимых сил и
средств  для  защиты населения и территории области от чрезвычайных
ситуаций  природного  характера,  обучения  и  подготовки населения
способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
     -  осуществления в установленном федеральным законодательством
порядке  сбора  и  обмена  информацией в области защиты населения и
территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,  обеспечения своевременного
оповещения  и  информирования населения об угрозе возникновения или
возникновении чрезвычайных ситуаций;
     -  осуществления контроля и надзора за выполнением мероприятий
по  предупреждению  чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям
при их возникновении;
     -   развития   и  совершенствования  системы  по  выявлению  и
ликвидации аварийных экологических ситуаций;
     - проведения экспертизы экологической безопасности и выявления
степени  соответствия  объектов  экспертизы  установленным  нормам,
стандартам   и  правилам  в  вопросах  экологической  безопасности,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     -  принятия  мер борьбы против биологического и радиоактивного
загрязнения окружающей природной среды.

     2.13. Экологическая информация, воспитание и образование
          
     Целью   экологического   образования  и  воспитания  населения
области   является  повышение  экологической  культуры  общества  и
профессиональная  подготовка  специалистов через систему всеобщего,
комплексного    и    непрерывного   экологического   воспитания   и
образования,   охватывающую  весь  процесс  дошкольного,  школьного
воспитания  и образования, профессиональной подготовки специалистов
в  средних  и  высших учебных ведениях, подготовки и переподготовки
руководящих  работников и специалистов в области природопользования
и  охраны  окружающей  среды,  а  также  в иных сферах, связанных с
деятельностью,  оказывающей вредное влияние на окружающую природную
среду и здоровье населения.
     В   целях   эффективного   использования  СМИ  в  экологизации
общественного сознания, обеспечения доступа граждан к экологической
информации  необходимо  обеспечить  стимулирование  местной печати,
радио,  телевидения  через  проведение  ежегодных  конкурсов СМИ на
лучшее освещение экологической тематики.

                            Заключение
                              
     Концепция рационального природопользования и охраны окружающей
природной среды Вологодской области на период до 2010 года отражает
основные    направления    и    принципы    деятельности    органов
государственной    власти,    местного   самоуправления,   структур
природноресурсного  и природоохранного блоков, природопользователей
при  разработке  и  реализации  ими  природоохранных  мероприятий и
принятия  решений  в  сфере  рационального  использования природных
ресурсов,   охраны   окружающей  среды,  обеспечения  экологической
безопасности и оздоровления экологической ситуации в области.
     Последовательная реализация положений концепции позволит:
     -    повысить   эффективность   экономического   регулирования
природопользования  и увеличить поступление средств для обеспечения
непрерывности    финансирования    программ    и   мероприятий   по
рациональному природопользованию и оздоровлению окружающей среды;
     - достичь значительного снижения уровня загрязнения окружающей
среды   и   негативного   воздействия  предприятий  промышленности,
жилищно-коммунального     хозяйства,     транспорта,    энергетики,
агропромышленного комплекса на окружающую природную среду.



Информация по документу
Читайте также